Багги все виды. Багги - спортивные и утилитарные жучки

«Легкие тележки», то есть изношенные и переделанные автомобили, освобожденные почти от всех частей кузова, давно пользуются популярностью во многих странах. Первые для гонок по бездорожью и песчаным дюнам появились в 50-х годах 20 века в Америке.

Чем отличается багги от других машин

Общее у всех автомобилей - наличие 4-х колес, рамы, кузова, двигателя, бензобака, тормозов, водительского места и руля. Могут быть, конечно, и другие общие части. А чем отличается от своих автомобильных собратьев самодельный багги?

  • Своими руками он традиционно делается без кузова с обшивкой, дверей, капота и багажника. Корпус этой самоделки - это каркас из труб, приваренный к несущей раме.
  • Вместо лобового стекла водителя защищает металлическая сетка с мелкими ячейками, закрепленная за переднюю дугу ленточными хомутами.
  • Мини-багги своими руками делают в виде компактного легкого автомобиля. Его вес обычно - около 300 кг.
  • Чаще всего для сборки используют детали и узлы от разных марок машин: двигатель - от ВАЗа, амортизатор - от «Запорожца», детали тормозной системы - от ГАЗа, ВАЗа или «Москвича». От кроссового мотоцикла «ЧЗ» можно воспользоваться выхлопной трубой, воздушным фильтром и карбюратором.
  • Между двигателем и водительским сиденьем устанавливают огнестойкую перегородку.
  • Раму для багги своими руками (из ВАЗ) сваривают из крепких стальных труб.
  • Рулевое колесо можно использовать от гоночного карта.

Как понятно из приведенного неполного списка, багги - особенная модель, собранная, как конструктор, на самодельной укрепленной раме из приспособленных узлов разных автомобильных моделей. Многие детали для этой машины умельцы изготавливают самостоятельно.

Что нельзя устанавливать на самодельные автомобили

Любой автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности и определенным принятым в государстве стандартам. По существующим требованиям КиТТ, для сборки багги запрещено применять:

  • покрышки от тракторов и сельхозмашин;
  • протекторы с механическими повреждениями и восстановленным рисунком;
  • все противоскользящие средства: цепи, шипы или браслеты на шинах.

Что необходимо иметь на багги для безопасности

Можно, конечно, сесть на "Джип" и погонять по степям и оврагам. Есть и такие соревнования для владельцев кроссоверов. Можно, не заморачиваясь, ездить тихонечко на старом изношенном "Жигуленке", ожидая каждую минуту, что вот-вот какая-то деталь "полетит". Адреналин и экстрим этими действиями будет обеспечен вполне!

Те, кто любит экстремальную езду на самодельной машине в безасфальтной зоне, кто увлечен идеей сделать самостоятельно, являются поклонниками багги. Своими руками как сделать эту машинку? Что будет лишним, а что необходимо иметь «на борту»?

  1. Обязательно нужно иметь ремни безопасности с четырьмя креплениями в разных точках.
  2. 3-хкилограммовый огнетушитель устанавливается с правой стороны от водительского места. Один из патрубков направлен в сторону водителя, другой - на двигатель. Запустить систему огнезащиты можно от двух рычагов. Один из них установлен снаружи на главной предохранительной дуге, другой доступен водителю.
  3. Двигатель и бензобак, установленные в задней части рамы, обязательно отделяют от водительского сиденья перегородкой из огнестойкого материала.
  4. Багажник на спортивном багги - совершенно лишняя деталь.
  5. Водитель на гоночных соревнованиях должен быть в шлеме.
  6. Требования КиТТ рекомендуют устанавливать на самодельный багги своими руками габаритные и стоп-огни, звуковой сигнал (включается кнопкой).
  7. Водительское сиденье следует оборудовать подголовником.
  8. С задней и передней стороны рамы должны быть приварены проушины диаметром около 4 см для обеспечения буксировки.
  9. Руль и приборную панель нужно устанавливать на удобном для управления багги расстоянии.

Просто ездить или участвовать в гонках?

Существуют две разновидности и возможности сделать багги своими руками: чертежи спортивных и туристских машин. Характеристики спортивных мини-кроссоверов не очень сильно отличаются от ходовых качеств туристических самоделок. Кроссовики ставят на трубчатую усиленную раму. по пересеченной местности тоже должны обладать устойчивостью, маневренностью и легкой управляемостью. Туристский автомобиль делают с пассажирским местом, для гонок - одноместный багги. Не предназначенную для гонок машину «одевают» в корпус.

В каких соревнованиях участвуют на гоночных самоделках

  • Спортивные чемпионаты и первенства России по гонкам на машинах типа «Багги» дают возможность участия в соревнованиях подросткам и взрослым.
  • На автомобиле, предназначенном для гонок по сложным природным ландшафтам, можно с успехом участвовать в различных соревнованиях по подъемам и спускам с холмов, по зимнему и летнему слалому, фигурному управлению.

Что выбрать: купить готовый автомобиль или построить своими руками

Некоторые автозаводы давно наладили выпуск спортивных с упрощенной моделью кузова и туристских или прогулочных видов багги. Своими руками как сделать эту машину? Это возможно, но проще и быстрее купить готовое транспортное средство. Однако многие гонщики делают машину под себя, учитывая свои особые требования к модели. Для гоночного автомобиля крепкая рама - это не просто база для установки общей конструкции. Рама багги - это надежный каркас для защиты водителя в моменты опрокидываний и столкновений.

Основные характеристики багги

Гонки на багги давно уже превратились в автомобильный спорт, который носит название «автокросс». Машины, отличающиеся простотой в управлении, легким весом, устойчивостью к переворачиваниям, имеют мощные моторы, повышенную маневренность и возможность быстрого набора скорости. Значения характеристик и способностей, приведенные ниже, пригодятся вам, если вы соберетесь делать багги своими руками. Как сделать лучший автомобиль для себя? Просто подберите детали, и вы получите авто с параметрами:

  • двигатель мощностью в 33 л. с.;
  • максимально развиваемая скорость - около 80 км в час;
  • вес - около 300 кг;
  • радиус разворота - 2,5 м;
  • независимая подвеска переднего моста;
  • независимая подвеска заднего моста;
  • с приводом на все колеса;
  • амортизаторы, совмещенные с упругими элементами;
  • длина - 2,5 м;
  • высота - 1,3 м;
  • ширина - 1,4 м.

Как сделать крепкую раму для багги

В конструкции рамы используются стальные цельнотянутые бесшовные трубы. Нужно брать изделия с наружным диаметром в 25-30 мм. Толщина стенки заготовленной трубы - 2 мм. Для получения гладкого сгиба (без складок и заломов) разрезанные на нужные отрезки трубки плотно набивают песком. С помощью паяльной лампы или газовой горелки нагревают места предполагаемых сгибов будущей рамы. С помощью струбцин и жестких стапелей получают нужные формы деталей. Все части сверяются с шаблоном, корректируются и подгоняются под нужные размеры.

Прихватываем сваркой подготовленные фрагменты рамы багги. Своими руками как сделать крепкий каркас для машины? Подготовительный шаг позволит увидеть и устранить недостатки и нечаянные ошибки. Затем все правильно и плотно установленные элементы рамы окончательно закрепляются. Нужно следить за полной и качественной приваркой всех швов по всему периметру конструкции.

Двигатель устанавливают на подрамник, прикрепляемый к основной раме резиновыми втулками (для гашения вибрации).

Как собрать багги своими руками? Создание мини-багги начинается с плана и анализа подробной установки узлов машины. Заканчивается этот процесс пробным запуском двигателя. Все работает? Можно ехать! Счастливого пути!

Лёгкие рамные автомобили, обладающие высокой проходимостью и прочностью, предназначены для активной езды по пересечённой местности и автокросса.

Такие автомобильные конструкции, как багги, получили своё название от английского слова Buggy, что можно сейчас растолковать как «кабриолет» или же «лёгкая коляска». Но, происхождение этого названия имеет свою историю. Дело в том, что самые первые багги сконструировали уже в 1950 годы на территории США. Тогда, как правило, для производства Багги, применяли основу автомобиля Volkswagen Bug (Фольксваген Жук). Именно от этого слова «Bug» и получили производную уменьшительную форму «Buggy», что переводится как «жучок».

Как сейчас, так и ранее Багги характерны отсутствием кузова и облегчённой рамой, как основной несущей конструкцией, вместо кузова. В случае с переделкой Фольксвагена Жука, кузов демонтировался, а на его место собиралась рама. Сейчас же большинство Багги изначально производят в соответствии с необходимыми характеристиками. Рама таких лёгких автомобилей производится таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность при минимальном весе. Иногда на Багги остаются определённые части кузова, или же его специально производят для этого вида из стекловолокна, что также даёт возможность получить лёгкую конструкцию.

Багги характерны очень прочным шасси и очень высокому дорожному просвету. Благодаря этому, проходимость баги превосходна. Использование именно Фольксвагена Жука для создания первых багги объясняется также и отсутствием радиатора и задним расположением двигателя в этом автомобиле. Одним словом, именно Volkswagen Bug подходил для производства первых багги идеально. Кроме того, «Жук» к тому времени был буквально повсеместно доступен и очень популярен, а прочность его подвески очень хорошо удовлетворяла целям создания багги.

Позже, вместо небольшого двигателя Жука, на багги стали устанавливать двигатели помощнее, например от Chevrolet Corvair с турбонаддувом. Благодаря этому мощность увеличивалась до 180 лошадиных сил. Примерно с этого момента начались частые стихийные соревнования, которые довольно нередко перерастали в целые шоу по автокроссу. Популярность багги стремительно возрастала и уже довольно скоро вышла за пределы США. Так выпуск таких машин в странах Европы наладил итальянский производитель Autozodiaco.

На сегодняшний день уровень популярности значительно снизился, и прежде всего это связывают, конечно же, с массовым распространением квадроциклов. В результате, уцелевшие немногочисленные образцы оригинального донора старого Volkswagen Beetle сегодня часто сами по себе представляют очень большую ценность.

Сегодня производство таких супер-машин уже больше походит на сугубо предмет технического творчества, в этой сфере сегодня используется масса деталей от различных внедорожников, применяют светотехнику, различные обвесы, элементы кузова из стеклопластика, стёкла, дуги и прочее.

Сегодня существует определённый вид спорта по багги, где выделяются уже несколько отдельных классов. Это так называемые пляжные багги, для ралли-рейдов, для трофи рейдов и краулеры. Модели в этих категориях могут быть как переднеприводными, Так и заднеприводными, а сами категории разнятся своей сутью, от обычных передвижениях по пересечённой местности, до преодоления самых сложных препятствий, как например скалы в автомобильном триале на краулерах.

Помимо спорта, багги также активно применяют и в армии США. Здесь применяется лёгкий транспорт, построенный по классическим схемам специально для целей патрулирования в пустынной местности или ведения боевых действий.

Такой багги проедет везде — еще важно мощный и тяговитый двигатель

Так как сегодня выходной день, постараюсь написать легкую статью, знаете тема для этого у меня уже давно есть. Например, несколько моих читателей, после поста про « », задали мне такой вопрос – а что такое БАГГИ? Другие задали вопрос — можно ли собрать их своими руками? Сегодня я решил собрать все в одну статью, и расставить все точки над «i». Ну что поехали …

БАГГИ – это легкие автомобили, нередко сделанные своими руками, применяемые в основном для езды на пересеченной местности, или для внедорожья. Зачастую применяются в автокроссе. Отличаются высокой проходимостью и прочным шасси, не редко имеют мотоциклетный мотор.

Как вы поняли это также «самопроизвольные» (не конвейерные) вариации автомобилей, которые делали в основном для автоспорта по пересеченным местностям. Сейчас есть специализированные компании, которые занимаются их производством. Однако есть и народные умельцы, которые производят своими руками.

История появления

Первые такие автомобили появились в США, примерно в 1950 годах. Если постараться перевести слово «BUGGY», то дословный перевод будет обозначать – «коляска», «кабриолет», «маленькая вагонетка». Однако свое название машины получили не от этого!

Все дело в том, что в 1950 года, США просто заполнили «трофейные» VOLKSWAGEN «BUG» (или как мы сейчас все его знаем «ЖУК»). Конечно, рабочие машины использовались по назначению, на них просто ездили. Однако также было очень много неисправных автомобилей, например с подбитым кузовом, но исправными «внутренностями». Именно такие авто, разбирались, вместо искореженного кузова устанавливали сделанную своими руками раму, в которую как вы поняли, монтировали двигатель, ходовую, сидения и т.д. Машины получались очень легкие, и «прозрачные» именно из-за этой легкости их и прозвали «BUGGY», это уменьшительно ласкательное от слова «BUG» — означает «ЖУЧОК».

Чуть позже, через пару десятков лет, на БАГГИ эволюционируют, начинают устанавливать турбированные моторы, которые развивают мощность до 200 л.с., делаются специальные кузова, это позволяет достигать очень высоких скоростей, что непроизвольно привлекало многих зрителей, зачастую разворачивались просто целые автошоу. Популярность росла просто в квадратичной прогрессии по всему миру.

Именно так зародилось еще одно поколение легких машин, на которых сейчас соревнуются гонщики по автокроссу, вообще это целая индустрия.

Строение

Как и раньше сейчас БАГГИ также имеют легкий каркасный кузов, по сути это прочные трубы которые сварены в определенной последовательности. Однако справедливости ради стоит отметить, что сейчас на место металла приходят еще более легкие конструкции — сделанные из карбона. Рама должна быть максимально прочной, чтобы выдержать все остальные нагрузки. На кузов как на основную часть, вешаются остальные узлы. А именно – двигатель, трансмиссия, подвеска, ну и конечно же салон.

Сейчас кстати существуют варианты закрытых автомобилей, из углепластика делаются борта, которые закрывают либо водителя, либо нужные части (например — двигатель), таким образом можно передвигаться по грязным дорогам, а не только по засушливым.

Компоновка БАГГИ, также специфична и остается такой практически до сих пор. Именно «Фольксваген ЖУК», своим строением определил конструкцию на много лет вперед.

Как мы знаем расположение двигателя у него сзади, также нет радиатора охлаждения, что оказалось для таких кроссовых машин, очень востребованным.

Но самая главная составляющая это подвеска, именно в БАГГИ она считается самой проходимой и самой прочной. Мало того, клиренс может достигать целых 500 мм, что просто очень много!

Как вы понимаете, такие средства передвижения можно сделать и своими руками, в принципе нет ничего сложного для знающего человека.

Сейчас такие авто собирают даже с мотоциклетными двигателями. Конечно без специальной подготовки сами вы навряд ли сделаете, требуются специалисты, а вот если их подключите, примерно вот что может получиться, смотрим видео.

БАГГИ уходят …?

Однако сейчас, эра этих легких внедорожников, медленно уходит. И всему виной здесь появление квадрациклов. Именно на них сейчас сконцентрировано внимание многих зрителей по автокроссу.

Однако БАГГИ не умерли, они сейчас видоизменяются, так начали применяться другие двигатели (уже с водным охлаждением). Многие детали подвесок перекочевали с внедорожников, появляются и импровизированные кабины, бампера и другие элементы кузова из стеклопластика.

Также собираются и соревнования, сейчас их можно поделить на несколько видов:

— Пляжные

— Ралли-рейды

— Краулеры

Здесь уже нет одинакового строения, БАГГИ могут быть как переднеприводными, так и заднеприводными. Сейчас существуют соревнования по «лазанию» по камням, так например выбирается трасса, в которой очень много больших камней, машина должна проехать по ней не сорвавшись, а также не застрять. Очень зрелищно! Небольшой пример соревнований.

Нужно отметить, что за свою легкость строения, и высокую проходимость приобрели популярность во многих армиях мира. Даже в России есть такие разработки, основная задача переброска десанта на длинные дистанции по пересеченной местности (особенно пустыням).

Также применяется для патрулирования захваченного периметра, иногда устанавливается легкий пулемет.

Впервые багги начали производить в США в 50-е годы прошлого столетия. Для изготовления этих машин использовались старые запчасти от вышедших из употребления автомобилей Фольксваген Жук. Собственно, отсюда и название: в переводе с английского «buggy» - «жучок». В дело шли кузова, двери и крылья, несущей структурой была облегченная рама или стекловолоконный кузов, или урезанная версия штатного кузова. Фольксваген Жук идеально подходил для производства багги, так как имел высокий дорожный просвет, хорошую проходимость и прочность шасси. К тому же, цена на Фольксваген способствовала его всецелой популярности и доступности.

Багги довольно просты по своему строению. Поэтому многие любители совершенствовали стандартные багги, ставя на них более мощные двигатели, детали от других автомобилей. Между любителями устраивались соревнования по гонкам на багги. Вскоре популярность этих маленьких машинок перешагнула границы США.

К сожалению, сейчас популярность багги постепенно снижается. Связано это, в первую очередь, с тем, что на рынке широко распространились квадроциклы. Но любители не забывают о багги, мастеря машинки своими руками из подручных запчастей. Некоторые фирмы специально выпускают детали для самостоятельного изготовления багги.

Отличие от автомобиля

Основное отличие в том, что багги используются, в основном, для кроссов по пересеченной местности. Но существуют багги и прогулочного типа для простых поездок по асфальтированному покрытию. Так сказать, для души.

Мнение, что багги является миниатюрной копией внедорожника, истинно лишь отчасти. У классического
багги низкий центр тяжести, достаточная расстановка передних и задних колесных пар. Исходя из этого, багги больше походят не на внедорожники, а на гоночные болиды «Формулы-1». Но сходство это лишь визуальное, так как багги, в отличие от болидов, приспособлены для передвижения по пересеченной местности: по гравию, песку, грунтовым дорогам. Так что, багги обладают повышенной проходимостью. Но ее не достаточно для звания полноценного гоночного автомобиля.

Из особенностей и отличий багги от промышленного автомобиля нужно упомянуть и особенности управления. Багги управлять гораздо проще, нежели автомобилем, научиться управлять багги можно за несколько дней. Но без практики, как и в управлении обычным автомобилем, тут тоже не обойтись. К тому же, багги менее устойчивы и более склонны к переворотам, нежели автомобили. Но это можно объяснить небольшой массой транспортного средства и особенностями пересеченной местности.

Классы багги

Багги для ралли-рейдов

Багги для трофи-рейдов

Пляжные багги

Краулеры (для соревнований по триалу)

Как бы там ни было, тем людям, которые не представляют свою жизнь без автогонок, стоит потратить немного времени на то, чтобы освоить навык управления гоночным багги. Тем более, что гоночный автомобиль приобрести могут далеко не все, а багги стоит лишь на одну ступеньку ниже. Ну и попрактиковать навык управления транспортным средством на пересеченной местности, со всеми ее препятствиями и потенциальными опасностями - опыт не лишний.

Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического института имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за пределами республики. Оригинальные снегоходы, транспорт на воздушной подушке, ранцевый аэродвижитель и другие разработки, о которых не раз рассказывалось в «М-К», неизменно привлекают внимание специализированных организаций.

СКБ существует уже почти четверть века. Сегодня это мощное научно-экспериментальное подразделение института, здесь ведутся исследования по целому ряду актуальных проблем, а главное, СКБ обеспечивает массовое привлечение студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Сейчас в нем семь групп, каждая разрабатывает «свою» тематику.

Организованное 4 года назад СКБ-7, специализирующееся на конструировании, изготовлении и испытании спортивных кроссовых автомобилей - багги, - самое молодое студенческое объединение института. Первые две машины с маркой МПИ появились на свет весной 1984 года и сразу взяли успешный старт: автоспортсмены политехнического В. Щеглов и В. Ершов заняли ряд призовых мест в крупнейших соревнованиях года. Одержанные победы во многая определены удачной конструкцией машин - тем, что было заложено в их схеме еще при проектировании. Рассказать о багги МПИ мы попросили руководителя СКБ-7 Вячеслава Михайловича ЩЕГЛОВА.

(правые рычаги подвесок условно не показаны):

1, 2 - дуги безопасности,

3, 4 - кронштейны крепления двигателя,

5 - защитный каркас силового агрегата,

6 - ушко ограничителя заднего рычага,

7 - усиление рычага,

8 - рычаг задней подвески,

9 - съемный отбойник,

10 - поворотный кулак,

11 - нижний рычаг передней подвески,

12 - верхний рычаг передней подвески,

13 - амортизатор.

Единые технические требования и конструкторский опыт многих коллективов по логике вещей давно должны были привести к выработке некой «идеальной» схемы багги. Но вряд ли среди прибывших на любые старты машин вы и сегодня найдете две одинаковые. И неудивительно: каждому коллективу, если он по-настоящему творческий, присуще нечто свое, особенное, да и возможности у всех разные.

Надеемся, что наш опыт пригодится прежде всего молодым спортивным коллективам. По существующей ныне классификации багги МПИ относятся к 1-му классу и построены из наиболее доступных агрегатов и узлов, входящих в комплект, поставляемый ДОСААФ. Этот силовой агрегат позволяет спроектировать отличную кроссовую машину. Его заднее расположение обеспечивает загрузку ведущих колес, что очень важно для автомобиля такого типа. Ни форсирование двигателя, ни снижение общего веса конструкции заметно не изменят динамики разгона, если нет надежного сцепления ведущих колес с опорой. Но и перегрузка задней оси нецелесообразна: станет хуже управляемость и продольная устойчивость из-за ослабления сцепления передних колес с дорогой. У нашей машины распределение веса на переднюю и заднюю оси составило 40 и 60%. Такое соотношение, по нашим расчетам, близко к оптимальному. Кроме того, задняя установка двигателя позволила более удобно расположить водителя, чем в багги с классической трансмиссией. Сиденье размещается точно по продольной оси и в соответствии с выбранной развесовкой смещено вперед. При таком положении водитель управляет машиной точнее, а на поворотах с заносом - перемещается по меньшему радиусу.

1 - нижний рычаг,

2 - лонжерон, труба 42X2,5,

3 - поперечная балка,труба 42X2,6,

4 - рычаг задней подвески,

5 - кронштейн амортизатора,

6 - ушко ограничителя,

7 - кронштейн двигателя.

Рама - это сварной трубчатый каркас. При его изготовлении использовались трубы из доступных конструкционных сталей: на основной каркас, дуги безопасности и основные несущие элементы подвесок балки - трубы размером 42X2,5, на боковую защиту- 35X2,2, а на остальные, менее нагруженные элементы (защита силового агрегата, отбойники, кронштейны крыльев) - размером 32X2.

Сборку рамы начинают с нижнего каркаса. В передней части к его коротким продольным трубач привариваются кронштейны нижних рычагов передней подвески, а к поперечной балке с противоположной стороны- кронштейны рычагов задней подвески и ушки передней опоры силового агрегата. От геометрической точности сборки всех элементов нижнего каркаса зависит работа узлов ходовой части, поэтому сварку ведут на стапеле из стальных швеллеров. Затем к каркасу привариваются две П-образные дуги безопасности. Соединенные на верхнем и среднем уровнях продольными трубами, а на нижнем поперечными, они образуют жесткий каркас. Передняя часть рамы имеет клиновидную форму. Размеры ее позволяют разместить рулевой механизм, педали управления и топливный бак. На невысоких стойках этой части рамы приварены кронштейны верхних рычагов передней подвески, а между ними на лонжероне - опорные ушки крепления амортизатора. Часть рамы за задней дугой безопасности служит для крепления и защиты силового агрегата.

1 - двигатель,

2 - кронштейн двигателя,

3 - рычаг управления коробкой передач,

4 - защитный каркас,

5 - выпускная система,

6 - удлиненная полуось.

Подвески автомобиля - независимые. Передняя на треугольных поперечных рычагах, сваренных из стальной трубы 28X2,5. Нижние рычаги усилены продольной перекладиной и имеют кронштейн для крепления амортизатора. Установка на раму - через стандартные резинометаллические сайлент-блоки. Шаровые опоры и поворотный кулак «жигулевские», но ось кулака проточена под размеры оси «Запорожца», так как от этого автомобиля взяты ступицы колес.

Задняя подвеска монтируется на стандартных продольных рычагах ЗАЗ. На их концы наварены усиливающие стальные пластины толщиной 4 мм. К ним же крепятся кронштейн амортизатора и ушко подсоединения ремня-ограничителя максимального хода рычага.

К ходовой части кроссового автомобиля предъявляются высокие требования. Основная задача подвесок - максимально обеспечить контакт колес с землей в тяжелых условиях движения и эффективно гасить возникающие колебания. На багги МПИ рычаги передней и задней подвесок оснащены гидропневматическими амортизаторами авиационного типа, обеспечивающими работу при максимальном ходе 240 мм передних и 300 мм - задних колес. Но вполне удовлетворительно здесь ведут себя и более доступные пружинно-гидравлические амортизаторы с пружинами от передней подвески ЗАЗ и амортизаторами от грузовых автомобилей.

1 - ступица колеса,

2 - поворотный кулак,

3 - шаровая опора,

4 - верхний рычаг,

5 - тормозной шланг.

Механизм рулевого управления - реечный. Он легче и компактнее червячного, имеет меньшее передаточное отношение (1: 10) и потому удобнее для спортивного автомобиля.

У двигателя ЗАЗ-968 в стандартном исполнении мощность 40 л. е., однако ее можно увеличить на 30-50%. Приемы форсировки стандартные. Поршни с шатунами подгоняют по массе. Балансируют коленчатый вал с маховиком и сцеплением в сборе. Улучшают наполнение цилиндров горючей смесью. Для этого впускные и выпускные каналы в головках цилиндров и патрубках тщательно зачищаются и полируются. Стыки соединений головки с коллекторами проверяют на отсутствие «ступенек». Из применяемых на ЗАЗ-968 карбюраторов советуем выбрать ДААЗ-2101-20 - он проще в регулировке. Настройте его на слегка переобогащенный состав: чтобы двигатель работал без «провалов» и быстро раскручивался. Следует уделить внимание и системе очистки воздуха, контролируя состояние воздушного фильтрующего элемента ВАЗ. При соревнованиях в сухую погоду он быстро забивается пылью и ухудшает работу системы питания.

Еще один резерв форсировки двигателя - настройка выпускной системы. Известно, что резонансные явления в выпускной трубе можно использовать для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов. Осуществляется это подбором размеров выпускных труб. На нашей машине успешно применен один из способов типа «четыре в одну». Он рассчитывается по эмпирической формуле и уточняется опытным путем. Подробно об этом можно прочитать в книгах: Назаров М. М. Специальные кроссовые автомобили - багги. М., ДОСААФ, 1980; Морозов К. А., Черняк Б. Н., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. М-, 1971.

Стандартная коробка передач для кроссового автомобиля непригодна. Четвертой передачей в гонке пользоваться практически не приходится, а интервал передаточных отношений между второй и третьей слишком велик. Поэтому мы установили шестерню третьей передачи вместо четвертой, а вместо третьей - самодельную прямозубую зубчатую пару. Усовершенствованная коробка имеет следующие передаточные отношения: 1-3,8, II-2,118, III-1,75 и IV - 1,409.

1 - ограничитель,

2 - кронштейн амортизатора,

3 - рычаг подвески,

4 - полуось.

Широкая колея повысила устойчивость машины, но вынудила удлинить полуоси. Чтобы они при крайнем нижнем положении рычагов не вышли из зацепления с главной передачей, ход рычагов подвесок ограничили прочными брезентовыми ремнями. Такие же ограничители установлены и в передней подвеске.

Диски, ступицы и тормозные щиты «Запорожца» использованы без изменений. Покрышки - либо от «Волыни» (ЛуАЗ), либо специальные - НК-9. Последние обеспечивают надежную тягу при движении по грязи и при этом хорошо самоочищаются, однако па сухом покрытии требуют от водителя большей сноровки: из-за уменьшения пятна контакта машина несколько хуже «держит дорогу».

Обшивка рамы дюралюминиевыми листами выполняет не только декоративную и защитную роль. Она служит и силовым элементом конструкции. Листы обшивки водительского отделения, боковины, передняя и задняя перегородки, а также дно крепятся к трубкам каркаса на алюминиевых заклепках. Это повышает жесткость рамы. Толщина листов обшивки на дне 1,5 мм, по бортам - 1,0 мм, остальные элементы из листа 0,8 мм. Для большей жесткости листы зигуются. Соединять обшивку на заклепках дольше и труднее, чем болтами, зато такое крепление более надежно и не разбалтывается от тряски. На болтах крепится к своим трубчатым каркасам лишь обшивка крыльев: здесь важнее простота ремонта или замены при случайном повреждении. По той же причине сделаны съемными трубчатые отбойники, закрепляемые вдоль бортов машины.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БАГГИ МПИ:

База, мм - 2300

Колея, мм:

передних колес - 1530

задних колес - 1500

Дорожный просвет, мм - 250

Мощность двигателя л. с. - 60

Масса, кг - 450
Распределение массы-по осям, % - 40/60

В идеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.