Зис - история автомобильной марки. История производства зил Завод им и а лихачева
Завод им. Лихачева основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. 63 гектара — ровно столько занимала первая очередь застройки ЗИЛа. За столетие территория выросла в несколько раз и до недавнего времени занимала около 300 гектар. В конце 2012 в ходе программы вывода промышленности за пределы города, правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га, а остальные площади занять под технопарк и строительство жилой застройки на 30 тыс.чел. На сегодняшний день почти все цеха, расположенные на территории застройки снесены, а возле трешки возвышается уже близкий к открытию ледовый дворец. Вспомним каким завод был всего пол года назад — фотографии в этой подборке сделаны летом 2014 года. Сейчас почти всего, что вы увидите далее, уже нет. Целое столетие ЗИЛ являлся не просто заводом, а целым городом внутри города со своей сетью дорог и инфраструктурой.
Испытываю эстетический кайф от заброшенных советских интерьеров.
Тоннели, ведущие в сторону восточной части ЗИЛа. Ее реконструируют и сохранят автомобильное производство (сборку) автомобилей «FIAT», «RENAULT», «HYUNDAI» и CHRYSLER».
Но бОльшая часть территории уже пустует (еще раз напомню — состояние на лето 2014 года).
Фермы — отличное решение для естественного освещения огромных площадей цехов. А таких на зиле больше десятка.
Чем- то напоминает атмосферу Fall out’а.
Большие просторные улицы — особенность ЗИЛа. Это не просто завод, а небольшой город в городе со всей необходимой инфраструктурой.
Самое высокое здание на ЗИЛе — «Новый Кузовной корпус» (на сегодняшний день уже скорее всего снесено).
Переместимся в самое высокое здание — «Новый Кузовной цех».
Хоть корпус еще и не подвергася внешнему демонтажу, внутри почти все оборудование уже вывезено. На первом этаже располагались складские помещения, на втором и третьем раздевалки и технические помещения, на четвертом и выше — производство.
Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя. Начиная с 1925 года, завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачев. С этого года завод начинает развиваться, выпуская различные модели автомобилей, собранные по американским лицензиям. К 1934 году ЗИЛ выпускал около 100.000 автомобилей в год, большинство из которых являлись легендарными ЗИС-5. К 1975 году ЗИЛ имел мощность по выпуску 200.000 автомобилей в год, за что был награжден Орденом Октябрьской революции. К сожалению, после распада СССР, предприятие сильно уменьшило объемы производства. Начавшийся кризис на ЗИЛе, стал причиной практически полной остановки производства автомобилей. На данный момент завод имени Лихачева находится в большом упадке. Множество цехов заброшены, а руководство предприятия безуспешно ищет финансирование и спонсоров.
Описание заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
Заброшенный завод находится под охраной, что, однако, не мешает посторонним проникать на его территорию. Общая территория заброшки составляет 275 гектар и сравнима с площадью ВВЦ. Условно она делится Московской железной дорогой на две части. Первая часть имеет старые постройки, вторая часть более новые (там находилось производство легковых автомобилей и другой продукции). Связаны обе части подземными тоннелями и надземной постройкой. На заброшенном заводе находится множество различных цехов, столовая, общежитие и даже здание бывшей обувной мастерской. Большинство ценных вещей уже давно было вывезено или украдено. Однако, походив по территории, можно найти очень много различных станков, материалов, запчастей и прочую атрибутику автомобильного завода.
Планы по использованию заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что «квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, а потенциал его роста - как минимум в два раза больше». 4 апреля 2011 года был назначен новый директор ЗИЛа - Игорь Захаров. В настоящее время ЗИЛ ведет переговоры с «Sinotruk», «FIAT», «Tata Motors» и «DAF Trucks». Целью переговоров является налаживание производства зарубежных автомобилей в России. К сожалению, конкретных договоренностей между компаниями до сих пор нет. В декабре 2011 года руководитель Департамента культуры Сергей Капков сообщил, что на территории заброшенного завода будут реконструированы старые постройки и возведены новые здания. Предполагается, что обновленные здания будут сдаваться в аренду под культурные заведения: театры, галереи и рестораны.
Интересные факты и слухи заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
За всё время производства заброшенный завод выпустил: легковые автомобили, гоночные автомобили, грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику, вездеходы, велосипеды и даже холодильники.
- Заброшенная территория является одной из самых больших в Москве и насчитывает более 250 гектар.
- Желание купить акции ЗИЛа имеют множество организаций по всей России. Зарубежные компании считают, что в связи с рисками, более 50% акций им нужно отдать бесплатно.
- По состоянию на ноябрь 2011 года, ЗИЛ рассчитался со всеми основными кредиторами, и не является «кандидатом» в банкроты.
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др. городах страны. Выпускает грузовые автомобили (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) и легковые автомобили высшего класса (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117), бытовые электрохолодильники, двигатели, запчасти к автомобилям, специальное и нестандартное оборудование, а также все виды оснастки для собственных нужд. Завод основан в 1916 "Товариществом на паях автомобильного московского завода "АМО"".
С 1956 завод носит имя И. А. Лихачёва, который был его директором в течение 25 лет.
Большие работы по техническому перевооружению осуществлены в 60-х гг., что связано с организацией производства грузовых автомобилей ЗИЛ-130, массовый выпуск которых начат в декабре 1964. На заводе работают сотни автоматических линий, что позволило полностью автоматизировать обработку тяжёлых корпусных деталей. Все основные агрегаты автомобилей собираются на конвейерах.
Повышение технического уровня производства и непрерывная работа по совершенствованию конструкции автомобилей и холодильников позволили значительно улучшить качество и увеличить выпуск продукции. В 1973 производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с 1965 на 75,2%, запасных частей к автомобилям - более чем в 2 раза. На заводе развито социалистическое соревнование. На 1 сентября 1973 29 цехам и отделам присвоено звание коллектива и 33 тыс. чел. - звание ударника коммунистического труда. Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1944). Большая советская энциклопедия
Фото-материал Леонида Варламова
Пройти на территорию завода сейчас очень просто. Нужно подождать, пока охрана отвернется и пройти
Территория ЗИЛа разделена малым кольцом Московской железной дороги на две части.
Впрочем, на надувной лодке можно и пешеходный преодолеть. Здесь же расположен один из нескольких автомобильных въездов в подземные убежища
Старые кузнечные цеха забросили первыми. Со стороны железной дороги они элегантно прикрыты сеточкой
Внутри все давно уже выметено под ноль
Шутка, не все еще. Например, цела стойка с роскошными импортными конденсаторами
Расхитителям материальных ценностей весоизмерительный пост не нужен, весовщик уволен
ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).
В 1975—1989 гг. завод ежегодно собирал по 195—210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.
В 2009 году произведено 2,24 тыс. автомобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей, 39 тыс. 536 автобусов (в 1927—1961 гг., 1963—1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936—2000 гг.; из них 72% - ЗИС-101). Кроме того, в 1951—2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951—1959 гг. — 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.
2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (Автомобильное Московское общество, сокращенно "АМО"), который к марту 1917 года должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К». Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки.
Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г., 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918 г.) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника.
30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 г. Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 гг. Однако только в марте 1924 г. на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 , а 7ноября десять машин приняли участие в параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.
Первое переименование завода - Первый Государственный автомобильный завод
В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а в 1927 году завод возглавил И.А. Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.
В начале 1927г. Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар" грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом.
Второе переименование завода - Завод имени Сталина "ЗИС"
В 1931 пуск завода после реконструкции и 1 октября этого же года заводу присвоено имя И.В. Сталина (ЗИС). Не прошло и месяца после переименования как был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3 , который к лету 1933 года модернизировали, его грузоподъемность была повышена до 3 тонн.
21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей и в 1934 году началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6 .
Наступление немецких войск на Москву осенью 1941 г. вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942 г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные), полугусеничные тягачи ЗИС-22 , ЗИС-42 , выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее). За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С . Тогда же в июне 1942г. ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.
19 сентября 1942 г. были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110 . Верховный заказчик пожелал за образец автомобиля взять лимузин фирмы «Паккард». В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
В 1949 г. на смену городскому автобусу ЗИС-154 пришел городской автобус ЗИС-155. Автобус был выполнен на базе основных агрегатов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154.
Завод ЗИС выпускал не только автомобили, но и велосипеды и даже холодильники
В 1950 году завод приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485 (с 1952 по 1958 год). Завод ЗИС выпускал не только автомобили, к примеру с 30 апреля 1950 года завод начал выпускать холодильники , а с января 1951года приступил к производству велосипедов , производство которых прекратилось в 1959 г.
В начале 1953г. на заводе было создано специальное управление по проектированию первого китайского автозавода. Специалисты ЗИСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).
В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова на заводе организуется специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. Начальником и главным конструктором СКБ был назначен В.А.Грачев.
В 1955 г. на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127 .
Третье переименование завода - Завод имени Лихачева "ЗИЛ"
В 1956 году умирает Иван Алексеевич Лихачев и заводу присваивается его имя. В конце того же года были собраны по два первых опытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения - ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1957году ЗИС-155 сменил более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158.
В 1957г. на производство поставлен автомобиль ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А взамен ЗИС-150. На автомобиле был установлен модернизированный двигатель, новый задний мост со штампованной балкой.
В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 стал собираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль был оснащен устройством для регулирования давления воздуха в шинах колес и односкатной ошиновкой. Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110 была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.
На международной выставке в Брюсселе автомобиль награжден Почетным дипломом. Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114-117 (1967-1976 г.г.), ЗИЛ-4104-4105 (1976 г.), вплоть до последнего ЗИЛ-41041, расцениваются, как достаточно стильные и современные. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1964г. начато массовое производство ЗИЛ-130. Совершенствование конструкции грузовиков ЗИЛ-130 продолжалось до конца 1970 г. и пополнилось такими модификациями как северные, экспортные, тропические, газобаллонные и т.д.
К категории полноприводных автомобилей к третьему поколению относится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6х6), унифицированный с серией "130" и выпускавшийся с 1967 г. В связи с изменениями в двигателе и ходовой части в 1987 году автомобилю присвоен индекс ЗИЛ-131Н.
В 1967г. были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
В 1967 г. СССР впервые принял участие в 8 Международной "Неделе автобусов" в г. Ницце, где комфортабельный автобус малого класса «Юность» ЗИЛ-118 завоевал 12 призов. Автобус изготавливался штучно по отдельным заказам. Серийного производства автобуса организовать не удалось.
В 1971 году завод награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.
В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) грузоподъемностью 8 т, к которым с 1977 г. добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 выпускались грузовики ЗИЛ-133ГЯ на которых устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.
Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.
Начавшаяся в 1982 году последняя и самая крупная реконструкция завода совпала с кардинальными изменениями в экономике страны.
В 1984г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен индекс ЗИЛ-431410.
В1990-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.
В начале 90-х гг. ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". В его название вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачева. Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяя птица". Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнениях ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.
Полная масса машин - 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч. С 1992 г. в городе Балахне Нижегородской области на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ОАО ПЗРА) начата сборка их сухопутных 4,5-тонных 185-сильных вариантов автомобилей высокой проходимости: с крановым манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200; многофункциональных шасси ЗИЛ-390610.
Завод ЗИЛ после распада СССР
В декабре 1991 года распался СССР, и порвались многолетние внутрисоюзные связи. Новые условия периода перестройки, потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рыночным принципам ведения хозяйства. В первое время это привело к резкому падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства. Одновременно начались активные поиски выхода из создавшегося положения, в результате которых вся производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не испытывал.
23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизировано первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.
Конъюнктура рынка изменилась, нужны были грузовики грузоподъемностью не более трех тонн, рассчитанные на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов, и большегрузные грузоподъемностью свыше 10 тонн.
В 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301.
Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр г.Москвы Ю.М.Лужков.
В 1992 году для участия в соревнованиях Кубка ФИА по шоссейно-кольцевым гонкам на грузовиках, было изготовлено несколько седельных тягачей ЗИЛ-4421С мощностью до 900 л.с. с импортными агрегатами.
30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошел последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началось мелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шасси стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью 15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работы года - Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа, А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай за разработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации «Промышленный дизайн».
Основой семейства в 1996 г. стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода. На автомобили устанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторыми изменениями кабина ЗИЛ-4331. "Бычок" оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту. Основные модификации семейства малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами 3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты, несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилей создана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.
Автомобили семейства ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности российских покупателей.
В 1996 г. был представлен магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.
1998 году на производство был поставлен автомобиль ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально -дорожных служб.
Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами "Кенворт" (Kenworth), "Катерпиллар" (Caterpillar), "Вольво" (Volvo) и "Рено" (Renault) особого успеха не принесла.
С 1999 г. в ыпускались новые 10-тонные грузовики ЗИЛ-6309 (6x4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.
В 1999 г. было изготовлено 13745 "бычков", что составило 63,4% общего производства завода.
К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые выпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков - это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.
С момента начала своей деятельности на предприятии в период с 1924 по 2000 годы произведено: грузовых автомобилей 7 769 902 шт.; автобусов 38 988 шт; легковых автомобилей высшего класса 11 515 шт.
В 2000 году три полноприводных автомобиля ЗИЛ-433420 совершили уникальный автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва. Первый этап кругосветной экспедиции длиной 13500 км был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Всего экспедиция преодолела 45 000 км. Автопробег проводился клубом «Приключение» совместно с АМЛ ЗИЛ и правительством Москвы.
В декабре 2002 года произошла смена руководства АМО ЗИЛ. Был назначен новый генеральный директор Константин Викторович Лаптев, который до этого работал в команде "Руспромавто" на посту исполнительного директора ГАЗа. На завод была привлечена группа менеджеров, имеющих практический опыт работы в условиях антикризисного управления. Была разработана программа реструктуризации завода, направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращению утерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановление хозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемыми дочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта.
Сегодня завод на базе шасси ЗИЛ совместно с другими заводами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники.
В 2003 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2.
В 2004 году произошла передача функций исполнительного единоличного органа предприятия управляющей компании (МАК). В связи с этим изменилась должность руководителя завода: К.В.Лаптев стал генеральным директором управляющей организации АМО ЗИЛ.
С 2004 года с конвейера стали сходить автомобили ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1 (6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.
С целью наращивания темпов роста продаж новой техники ЗИЛа на предприятии впервые среди отечественных производителей грузовой и спецтехники организована Акция, стартовавшая 15 марта 2004 года, предназначенная для владельцев отечественных грузовых автомобилей. Суть акции в том, что каждый желающий мог сдать свой подержанный грузовой отечественный автомобиль в зачет стоимости любой новой машины ЗИЛ при ее покупке. При этом старые машины принимались по цене выше рыночной.
В 2005 году Компания «Автофрамос» планирует разместить на АМО ЗИЛ заказ на производство 12 основных кузовных деталей для своего нового Renault Logan . Специалисты АМО ЗИЛ, задействованные в производстве новых деталей, пройдут дополнительную специальную подготовку на предприятиях Renault во Франции.
Кроме автомобилей на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.
В мае 2006 года Впервые произведена конвейерная сборка трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-5302.
11 ноября 2007 года Завод Лихачева получает сертификат соответствия системы менеджмента качества АМО ЗИЛ требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002-2003. Его наличие - необходимая гарантия со стороны предприятия оборонно-промышленного комплекса в том, что продукция, создаваемая в рамках государственного оборонного заказа, будет удовлетворять всем требованиям госзаказчика и других потребителей.
29 августа 2008 года для пострадавшей в ходе вооруженного конфликта с Грузией независимой республики Южная Осетия завод ЗИЛ передает 10 автобусов на базе ЗИЛ-5301, заказанных Правительством Москвы.
- ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ»
- ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод»
- ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод»
Ошибка Lua в Модуль:Культурное_наследие_наро на строке 940: attempt to concatenate field "regid" (a nil value).
Награды |
---|
Завод имени Лихачёва - одна из старейших автомобилестроительных компаний России. Полное наименование - Публичное акционерное общество «Завод имени И. А. Лихачёва» (до 2015 года - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» ), официальное сокращённое наименование - АМО ЗИЛ .
Названия завода
Дата | Полное наименование | Краткое наименование |
---|---|---|
20.07.1916 | Ремонтно-производственные мастерские | |
01.08.1918 | Автомобильное московское общество | АМО |
30.04.1923 | Завод АМО имени Пьетро Ферреро | |
1925 | 1-й Государственный автомобильный завод | 1-й ГАЗ |
01.10.1931 | 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина | ЗИС |
26.06.1956 | Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва | ЗИЛ |
13.07.1971 | Производственное объединение «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | ПО ЗИЛ |
23.09.1992 | Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
15.07.1996 | Открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
02.07.2015 | Публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
Собственники и руководство
Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утверждён 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев . Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта . Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников .
Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4 . На заводе имелось около 500 новейших американских станков .
Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву . Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году , 779 единиц - в 1918 году и 108 единиц - в 1919 году . Когда комплекты деталей закончились - недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
1919 год. Авторемонтный завод
В 1919-1923 годы завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик White TAD , который АМО капитально отремонтировал в количестве 131 единиц. При этом машины получали новый двигатель, сцепление и КПП. К концу 1922 года АМО изготавливал уже до 75 % комплектующих автомобилей White . Модернизированный таким образом грузовик получил название Уайт-АМО . Его даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому FIAT 15 Ter, на который имелась конструкторская документация. А документация по Уайт-АМО (вместе с приспособлениями для ремонта) была передана для освоения на Первый государственный авторемонтный завод (бывший Завод Лебедева), где на её основе был создан грузовик Я-3 , который выпускался с по 1928 год и стал родоначальником всех довоенных ЯГов.
Всего предприятие за эти годы капитально отремонтировало 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка «Русский Рено ».
30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро (1892-1922), убитого фашистами.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter , который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы . В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва - Тверь - Вышний Волочек - Новгород - Ленинград - Луга - Витебск - Смоленск - Рославль - Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15 - в 1925 году изготовили 113 машин, а в следующем, 1926 году - уже 342 экземпляра .
В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв . Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации .
Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика: в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей, в то время как автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну, стоил 800-900 рублей . Да и масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию . В 1928 году назрела неотложная необходимость полной реконструкции завода и перехода на совершенно новую модель грузового автомобиля.
1930 год. Большая модернизация
Наладка станка на ЗИЛе, 1963
В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Андреевич Грачёв . Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. «Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и побортными системами отбора мощности. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (грузовой ЗИЛ-4906 с шнекороторным ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061) был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе С. П. Королёва и используется по сей день.
1957 год. Разработка новой модели
С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика - ЗИЛ-130 . Зил получил новый двигатель мощностью 150 л. с. (доработанный от правительственных ЗИЛов), гидроусилитель руля, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке. Грузовик также отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод обновил многое оборудование.
1964 год. Бескапотные грузовики
В 1964 году полным ходом осуществлялся выпуск линейки автомобилей ЗИЛ-130 , при этом сам конвейер работал не на полную мощность. На заводе стали рассматривать дополнительные варианты его загрузки бескапотными грузовиками, входившими в моду в Европе и рассматривавшимися как перспективные за счёт увеличения грузовой платформы на той же базе, обзорности и управляемости. На заводе нашлись люди, которые работали над первым советским бескапотным грузовиком КАЗ-605 , который в серию так и не пошёл. Они же начали конструкторские работы по выпуску экспериментальных бескапотных грузовиков ЗИЛ. Помимо начала конструирования бескапотного грузовика ЗИЛ-170 , началось параллельно проектирование дизельного грузовика проекта ЗИЛ-169 и разработка ЗИЛ-133 .
Однако ЗИЛ принял решение, что бескапотные грузовики ЗИЛ-170 более перспективны и в сравнении с проектом ЗИЛ-169 требуют меньших затрат, так как двигатель ЗИЛ-170 разрабатывал завод ЯМЗ , а дизель пришлось бы разрабатывать самому ЗИЛу. Поэтому завод сосредоточил все силы на разработке ЗИЛ-170 не в ущерб основному производству, а проекты ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 были заморожены.
Завод ЗИЛ разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, но Совет Министров СССР в 1968 году для развития кооперации между республиками СССР постановил построить новый завод в Набережных Челнах Татарской АССР для увеличения выпуска новых бескапотных грузовиков.
1980-е годы. Конструкторский кризис
1990-е - настоящее время
Летом 2011 года руководство индийского концерна «Tata Motors » и китайской компании «Sinotruk» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передаче концерну от 50 % акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для вложений инвестиций в нынешнем виде АМО ЗИЛ требует серьёзной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса.
В сентябре 2011 года, после долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен .
В 2011 году между ОАО «Завод им. И. А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» был подписан договор на управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.
15 февраля 2012 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что власти Москвы ведут переговоры с Fiat о сборке автомобилей этой марки на ЗИЛе. По его словам, интерес к заводу также проявляли южнокорейские автопроизводители .
В конце 2012 правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га (вся территория завода в 2012 году занимала 300 га), остальные площади будут заняты под технопарк и строительство жилых зданий. К 2020 году планируется снести три четверти нынешних заводских построек, часть зданий сохранят в декоративных целях и переоборудуют в музей и выставочный центр, а автомобильное производство сохранится на площади 50-80 гектаров (882 000 м²) на территории нынешних прессово-сварочного и окрасочного цехов, автосборочного корпуса и закрытого завода домашних холодильников с переоформлением ЗИЛа в СП «МосАвтоЗИЛ» . По другим данным АМО ЗиЛ оставят территорию в 9,6 га, а на 55 га будет сборочное производство автомобилей «МосАвтоЗил» (70 тыс. единиц в год) .
Развалины автосборочного корпуса ЗИЛа (январь 2018 года), слева - ТЭЦ
Комплексная застройка территории ЗИЛа (июль 2016 года).
В 2013 году производство на заводе было остановлено.
В 2014 году производство капотных грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины и рядом усовершенствований (новые сиденья с подголовниками и встроенными ремнями безопасности, электростеклоподъёмники, дверные замки с возможностью дистанционного управления, люк в крыше, место для установки тахографа, рессоры ) наладило ООО «ЗИЛ», созданное на территории автосборочного производства на временном участке, для которого сохранено необходимое оборудование. Сборка ведётся без конвейера, на стапелях, с использованием покупных агрегатов . Первая партия была отправлена на экспорт в Казахстан. Фирма не имеет отношения к самому заводу, только арендует помещения.
Было принято решение снести все цеха ЗИЛа, однако в конце 2014 года группа энтузиастов арендовала и тем самым спасла от разрушения механосборочный цех № 6. Впоследствии эта группа энтузиастов организовала ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» .
Также продолжает свою деятельность МСЦ 6 (цех по сборке представительских лимузинов). В 2013 году он стал независимым ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» , которое на арендованных площадях цеха продолжает осуществлять ремонт и реставрацию легковых автомобилей, а также осуществляет сборку новых лимузинов из имеющихся запасов деталей. Фирма принимала участие в 2016 года. По состоянию на столетие завода 2 августа 2016 года МСЦ6 АМОЗИЛ - это последний живой осколок ЗИЛа .
Закрытие завода
В 2015 году продолжился снос корпусов завода . В 2015 году большинство цехов завода демонтированы . Также в 2015 году был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачёва .
В 2016 году при строительстве МЦК были снесены остававшиеся цеха, которые были выстроены вдоль железнодорожного полотна, находившиеся на западе от железной дороги. С восточной стороны ещё остались производственные цеха, но производство автомобилей на них прекращено, большинство находится в разрушенном состоянии. Возведены уже несколько завершённых каркасов нового жилого комплекса на бывшей территории завода.
В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль . Им оказался грузовик модели ЗиЛ 43276Т. В декабре он был продан трамвайному парку Казани . Производство легковых автомобилей представительского класса на предприятии силами фирмы «Механосборочный цех № 6 АМО ЗИЛ» пока продолжается .
Деятельность
Бывшая ведомственная больница ЗИЛа в Москве (ныне городская клиническая больница № 12)
АМО ЗИЛ специализировался на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей представительского класса (производство под заказ). В -1989 годах завод ежегодно собирал по 195-210 тысяч грузовиков. В 1990-х годах объём производства катастрофически упал до 7,2 тысяч грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тысяч, затем снова стал снижаться. В 2009 году было произведено 2257 автомобилей, в 2010 году - 1258 .
По состоянию на 2011 год предприятие находилось в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей была разрушена . Новые топ-менеджеры АМО ЗИЛ искали зарубежного партнера для организации контрактного производства автомобилей или для сдачи в аренду производственного комплекса. Руководство проводило встречи и переговоры с представителями китайской компании «Sinotruk », итальянской компании «FIAT », нидерландской «DAF Trucks » с предложением организации производства их автомобилей на АМО ЗИЛ в России, но не встретило заинтересованности.
По данным ОАО «АСМ-Холдинг», за 2011 год компания АМО ЗИЛ произвела 1199 грузовых автомобилей и ни одного автобуса. Также в 2011 году ЗИЛ изготовил 1 экземпляр кабриолета ЗИЛ-410441. В конце 2011 года производство семейства «Бычок» было перенесено в Саратовскую область на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ». На предприятии ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» 26 декабря состоялся торжественный запуск сборочной линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок» . Производство автомобилей ЗИЛ-5301 (и ЗИЛ-4327) было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ . До конца 2011 года ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» изготовило первые 3 автомобиля «Бычок», а в дальнейшем намеревается делать и его полноприводное подсемейство ЗИЛ-4327.
Выручка от реализации за 2013 год составила 1 млрд. 605 млн рублей, что на 32 % меньше показателей 2012 года. Падение выручки от реализации обусловлено снижением объёмов производства автомобилей и автокомпонентов в связи с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».
Себестоимость продаж в сравнении с аналогичным показателем 2012 года уменьшилась на 37 % и составила 2 млрд. 358 млн рублей.
Собственный капитал АМО ЗИЛ оставался отрицательной величиной, а наличие убытка, полученного от производственно-хозяйственной деятельности в 2013 году, уменьшило его на 1 294 077 рублей.
Общая задолженность по обязательствам предприятия за 2013 год увеличилась на 4 548 672 рублей.
В связи со сложным финансовым положением на предприятии и невозможностью исполнить свои обязательства перед Департаментом науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы было принято решение предоставить АМО ЗИЛ отсрочку погашения задолженности, зафиксированной по состоянию на 11 декабря 2013 года на общую сумму 5 625 735 рублей, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 25.12.2013 г. № 761-РП «О реструктуризации обязательств открытого акционерного московского общества „Завод имени И. А. Лихачёва“».
В соответствии с учётной политикой предприятия начисление процентов происходит ежемесячно.
В 2014 году кредитная политика АМО ЗИЛ была направлена на выполнение принятых на себя обязательств и погашение реструктуризированной задолженности в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 761-РП от 25.12.2013 г.
Производство грузовых автомобилей, а также запасных частей в АМО ЗИЛ последовательно снижалось с 1265 штук в 2011 году, 985 штук в 2012 году до 95 штук в 2013 году. Это было связано с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».
В 2011 году АМО ЗИЛ на длительный период (с начала года и до августа) останавливал автопроизводство. В августе 2011 год автопроизводство было запущено вновь, что дало рост объёмов реализации в 2012 году. Но в соответствии с принятым планом к концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены. В связи с освобождением площадей от производственных процессов в 2013 году Общество не выпускало автомобильную технику и автозапчасти. Основными источниками дохода стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия) с принадлежавшей заводу ТЭС, а также аренда.
В 2014 году производство капотных грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины и рядом усовершенствований (новые сиденья с подголовниками и встроенными ремнями безопасности, электростеклоподъёмники, дверные замки с возможностью дистанционного управления, люк в крыше, место для установки тахографа, рессоры Чусовского металлургического завода) наладило ООО «ЗИЛ», созданное на территории автосборочного производства на временном участке, для которого сохранено необходимое оборудование. Сборка ведётся без конвейера, на стапелях, с использованием покупных агрегатов . Первая партия была отправлена на экспорт в Казахстан. Фирма не имеет отношения к самому заводу, только арендуя помещения.
Также продолжает свою деятельность МСЦ 6 (цех по сборке представительских лимузинов). В 2013 году он стал независимым ООО «МСЦ6 АМО ЗИЛ» , которое на арендованных площадях цеха продолжает осуществлять ремонт и реставрацию легковых автомобилей, а также осуществляет сборку новых лимузинов из имеющихся запасов деталей. Фирма принимала участие в Московском международном автосалоне 2016 года. Администрация Москвы приняла решение отказаться от производства грузовиков и о ликвидации компании.
Награды
- В июне 1942 года ЗИС был награждён первым Орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения.
- В октябре 1944 года завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени .
- В ноябре 1949 года завод награждён вторым Орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
- В 1971 году завод награждён третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
- В 1975 году завод награждён Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.
Модели
Легковые автомобили
- ЗИС-101 (1936-1940)
- ЗИС-101С (1937-1941)
- ЗИС-101А (1940-1941)
- ЗИС-102 (1939-1940)
- ЗИС-102А (1940-1941)
- ЗИС-110 (1945-1958)
- ЗИС-110А (1949-1957)
- ЗИС-110Б (1945-1958)
- ЗИС-110П (1955)
- ЗИЛ-111 (1958-1962)
- ЗИЛ-111А (1958-1962)
- ЗИЛ-111В (1960-1962)
- ЗИЛ-111Г (1962-1967)
- ЗИЛ-111Д (1964-1967)
- ЗИЛ-114 (1967-1976)
- ЗИЛ-114АЕ (1967-1976)
- ЗИЛ-114Е (1967-1976)
- ЗИЛ-114К (1967-1976)
- ЗИЛ-117 (1971-1983)
- ЗИЛ-117Е (1971-1983)
- ЗИЛ-117В (1973-1979)
- ЗИЛ-115 (1976-1983)
- ЗИЛ-4104 (1976-1983)
- ЗИЛ-41042 (1976-1983)
- ЗИЛ-41043 (1980-1983)
- ЗИЛ-41045 (1983-1986)
- ЗИЛ-41047 (1985-2002, 2010)
- ЗИЛ-41041 (1986-2000)
- ЗИЛ-41052 (1987-1999)
- ЗИЛ-4107 (1988-1999)
- ЗИЛ-41072 (1989-1999)
- ЗИЛ-4112Р (2006-2012)
Гоночные автомобили
Грузовые автомобили (базовые модели)
Автомобиль коммунальных служб
- FIAT 15 Ter (1917-1919)
- АМО-Ф-15 (1924-1931)
- АМО-2 (1930-1931)
- АМО-3 (1931-1933)
- ЗИС-5 (1933-1941)
- ЗИС-5В (1942-1946)
- ЗИС-6 (1934-1941)
- ЗИС-42 (1942-1944)
- ЗИС-42М (1942-1944)
- ЗИС-50 (1946-1948)
- ЗИС-150 (1947-1957)
- ЗИС-151 (1948-1958)
- ЗИЛ-164 (1957-1964)
- ЗИЛ-157 (1958-1991)
- ЗИЛ-130 (1963-1976)
- ЗИЛ-130-76 (1976-1980)
- ЗИЛ-130-80 (1980-1986)
- ЗИЛ-131 (1966-1986)
- ЗИЛ-131Н (1986-1990)
- ЗИЛ-138 (1975-1993)
- ЗИЛ-18А (1983-1994)
- ЗИЛ-133Г1 (1975-1979)
- ЗИЛ-133Г2 (1977-1984)
- ЗИЛ-133ГЯ (1979-1992)
- ЗИЛ-133Г4 (1992-2002)
- ЗИЛ-4314 (1986-1995)
- ЗИЛ-4331 (1986-2002)
- ЗИЛ-433360 (1992-2014)
- ЗИЛ-4334 (1995-2014)
- ЗИЛ-4327 (1998-2016)
- ЗИЛ-432930 (2003-2011)
- ЗИЛ-433180 (2003-2011)
- ЗИЛ-436200 (2009-2011)
- ЗИЛ-5301 «Бычок» (1996-2014)
- ЗИЛ-534330 (1999-2003)
- ЗИЛ-6309 (1999-2002)
Автобусы
- АМО-Ф-15 (1926-1931) - малый городской, почтовый, туристический (открытый) на шасси АМО-Ф-15
- АМО-4 (1932-1933) - городской на шасси АМО-3
- ЗИС-8 (1934-1936) - городской на шасси ЗИС-12
- ЗИС-16 (1938-1941) - городской на шасси ЗИС-15
- ЗИС-16С (1940-1941) - санитарный на шасси с кабиной ЗИС-12
- ЗИС-154 (1947-1949) - большой городской, с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения
- ЗИС-155 (1949-1957) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИС-150
- ЗИС-127 (1955-1961) - большой междугородный дизельный
- ЗИЛ-129 (1955-1961) - большой городской, опытный (заднемоторный)
- ЗИЛ-158 (1957-1959) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИЛ-164
- ЗИЛ-118 «Юность» (1961-1970) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-111
- ЗИЛ-118К «Юность»(1971-1991) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-114 /ЗИЛ-115
- ЗИЛ-3207 «Юность» (1991-1999) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-41047
- ЗИЛ-3250 (1997-2010) - малый городской, представительский, специальный на шасси