Завод зил где. Смотреть что такое "АМО ЗИЛ" в других словарях

Автомобильные заводы - важнейшая часть государственной самодостаточности любой мало-мальски большой страны. Разумеется, в нашем государстве есть немало подобных предприятий, одним из которых является завод ЗИЛ. История его появления и описание нынешнего состояния изложены в этом материале.

Как все начиналось

В 1915 году окончательно стало понятно, что техническое отставание Российской Империи слишком дорого обходится ей на фронте. Одной из причин гигантских потерь в живой силе и технике на фронте было то простое обстоятельство, что к первой линии обороны не успевали подвозить снаряды и патроны. Не было грузовиков, а конная тяга была недостаточно эффективна.

Именно поэтому в 1916 году на территории закладывается первый корпус завода АМО. Его строительство было сопряжено с огромными трудностями, так как в стране попросту не было ни одного станка для производства необходимых деталей. Сами станки в России также произвести не было никакой возможности, а потому все необходимое заказывали в США.

После Красного Октября

В 1918 году, после Октябрьской Революции, работникам пришлось изыскивать способы изготовления запасных частей, так как поставок из-за рубежа больше не было. Первого ноября 1924 года был изготовлен первый советский грузовик АМО, который целиком был построен из отечественных комплектующих. Эту дату принято считать днем начала современного российского автомобилестроения.

В 1927 году на пост директора утвердили И.А. Лихачева. Он вступил на должность в условиях тяжелейшего кризиса, когда в стране не было ни квалифицированных рабочих, ни мощностей для выработки хоть сколь-нибудь достаточного количества качественной стали. Производство в таких условиях было настолько дорогим, что грузовики, поставленные из США, стоили на 30% (!) дешевле!

Чтобы справиться с этим, в 1931 году была проведена масштабная реконструкция завода. О том, насколько же велик был масштаб работ, свидетельствует фраза самого Лихачева: «Фактически мы пришили пальто к пуговицам…». В то время завод ЗИЛ еще назывался ЗИС. До 1939 года предприятие смогло выпустить около 40 тысяч только грузовиков АМО, не говоря уже о приблизительно таком же количестве американских машин, выпускавшихся в то время по лицензии. Напомним, что с 1917 по 1920 года за ворота выехало менее двух тысяч машин. К 1939 году на заводе работали уже 39747 человек.

1941-45 годы

Война стала тяжелейшим испытанием как для всей страны, так и для коллектива завода. Так как предприятие выпускало важнейшую продукцию (не только грузовики, но и полковые пушки, снаряды и прочее), ее рабочих на фронт не призывали. Впрочем, трудились они в настолько тяжелых условиях, что молодежь предпочитала попасть на передовую.

Огромных трудностей добавило то, что в 1941 году заводу пришлось эвакуироваться в другие города, по частям. В 1942 году из-за тяжелейшей обстановки на фронте и угрозы захвата гитлеровцами производственной базы был отдан приказ о полном уничтожении предприятия. Спасло завод ЗИЛ только зимнее контрнаступление под Москвой, по результатам которого приказ был отозван.

Разумеется, вскоре на предприятии остались преимущественно старейшие сотрудники, женщины и подростки. Полуголодным, в неотапливаемых цехах, им приходилось собирать фронтовые нормы. И они справились. Только грузовых машин за эти страшные четыре года было выпущено более 100 тысяч!

Послевоенный период

В это время начал активно перестраиваться и реконструироваться. Примерно в те же годы СССР начал активное сотрудничество с КНР. По результатам переговоров в Китае был отстроен завод, причем при строительстве использовалась советская документация. Кроме того, в СССР были приглашены китайские специалисты для прохождения обучения.

Весь последующий период, вплоть до конца 80-х годов, завод ЗИЛ в Москве наращивал объемы производства. Специалисты предприятия участвовали во всех масштабных проектах страны: медицина и космос, армия и автомобилестроение - все это было сделано в том числе и их руками.

Тяжкие 90-е

Первую половину мрачных 90-х завод еще держался. Худо-бедно выручали остававшиеся с советских времен контракты, да и широко развернувшиеся коммерсанты все же покупали автомобили. В 1994 году произвела «последнего из могикан», ЗИЛ-130. Казалось, что доживает последние дни.

С 1995 года все стало совсем плохо. Более половины цехов пришло в запустение, рабочие массово увольнялись, так как им не на что было прокормить свои семьи. Частично выручали заказы мелких производств, под которые в остальных производственных помещениях порой собирались мелкие партии продукции. К 2011 году ситуация настолько усугубилась, что заброшенная заводская территория по размерам уже была сравнима с площадью всего ВВЦ.

1996-2011 годы

В 1996 году владельцами стремительно разрушающегося предприятия стали и Александр Ефанов. Нужно сказать, что себя они никогда не видели на таком посту, но не смогли пройти мимо акций завода, которые в те годы стоили буквально копейки.

Первым делом они установили нормальную охранную систему, залатали гигантские дыры в заборах (воровали даже станки), а также ввели новые пропуска, так как старая система уже давно фактически не работала. В первый же месяц было предотвращено краж примерно на миллион долларов. Казалось, что дела пошли на лад, снова появились покупатели автомобилей ЗИЛ. постепенно приобретал новых заказчиков даже за рубежом.

Новый провал

Увы, но Лужков думал иначе. Так как начавший приносить прибыль завод стал слишком лакомым куском для «отечественных бизнесменов», Ефанова и Зеленина быстро заставили продать контрольный пакет акций. Предприятие вновь перешло в собственность Москвы, которой до того умирающий автогигант был совершенно не нужен.

Официально в производство вливались миллионы долларов, росла стоимость акций… Но дела шли все хуже и хуже, работники опять месяцами не получали заработную плату. Так дела шли вплоть до 2010 года. К тому времени завод был уже практически заброшен. Там, где в 1939 году работали почти 40 тысяч человек, в «век демократии» осталось 7 тысяч. В 2010 году они собрали 1258 (!) грузовиков. Конвейер встал.

Спасает завод только то, что на огромных площадях встречаются цеха, в которые реально инвестируются средства, а потому они производят что-то материальное. Деньги идут даже из Японии.

2011 год

Этот год запомнился тем, что пришел Собянин. Он уволил непонятно которого по счету директора, отклонил предложения о продаже завода, начал снова вливать деньги в предприятие. Будет ли успех? Пока ничего не известно. Впрочем, 30-го августа 2011 года был наконец-то вновь запущен производственный процесс, началась более-менее стабильная сборка автомобилей. Стоит только надеяться, что завод имени Лихачева все же преодолеет этот кризис.

Новые веяния

Учитывая, что сегодня ведется активное переоснащение армии, руководство предприятия питает немалую надежду, что на его мощностях будут размещены государственные заказы. Учитывая историю и постепенно возрождающийся класс конструкторов, на это у них есть все основания. Во всяком случае, правительство неоднократно заявляло о том, что допустить окончательного разграбления предприятия ни в коем случае нельзя.

В частности, компания была наконец-то утверждена в статусе градообразующей. Это значит, что поддерживать ее будут вне зависимости от экономических обоснований. В таком состоянии на сегодня находится завод ЗИЛ. Адрес компании - 115280, Москва, ул. Автозаводская, д.23.

- (Автомобильное Московское Общество Завод им. А. И. Лихачева), российское предприятие по выпуску автомобилей, старейший автомобильный завод в России; переименован в 1933 в завод им. И. В. Сталина (ЗИС), в 1956 1992 Московский автомобильный завод… … Энциклопедический словарь

АМО ЗИЛ - ЗИЛ ОАМО ЗИЛ Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» ранее: Московский трижды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени И. А. Лихачева компания; автомобиль… … Словарь сокращений и аббревиатур

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1 … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

Книги

  • АМО ЗИЛ 100 лет , Зуева Е., Пономарева Н. (сост.). Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет новое издание "АМО ЗИЛ. 100 лет", посвященное…
  • ЗИЛ 5301 -3250 и их модификации , Кузнецов А.. Руководство является самым полным изданием по ремонту и техническому обслуживанию семейства…
  • ЗИЛ-5301 Бычок. Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию , А. С. Кузнецов. Данное Руководство является уточненным и самым полным изданием по эксплуатации ремонту и техническому…

Завод им. Лихачева - первое российское автомобилестроительное предприятие, которое теперь называется Открытым Акционерным Обществом «Завод имени И. А. Лихачева» или краткой аббревиатурой АМО ЗИЛ.

Основание

1916 год. Цивилизованный мир уже имеет в пользовании все виды транспорта: поезда, корабли, пароходы, аэропланы и автомобили. В Европе немец Карл Бенц еще в 1886 г. построил первый в мире автомобиль, работающий на бензине, правда, в глазах современного человека он выглядел бы забавно: трехколесная «тарахтелка» со скоростью 15 километров в час «мчится» по пыльной дороге на виду оторопевшей от потрясения и восторга публики.

В России же по-прежнему самым распространенным и доступным видом транспорта, невзирая на расстояния, были лошади. Но именно в 1916-ом было завершено строительство самой длинной железнодорожной линии в России - Транссибирской магистрали. Правительство решило, что уже пора заняться и автомобилестроением. Была разработана специальная программа, согласно которой планировалось построить в стране шесть заводов, специализирующихся на производстве авто. Первый из них, конечно, в Москве.

Финансировать и руководить строительством взялся Торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». Между Главным Военно-Техническим управлением и Торговым Домом был заключен договор: Через год со дня запуска предприятие уже должно было поставить 150 автомобилей. Кроме того, пришлось на очень жестких условиях сотрудничать с итальянской фирмой FIAT, поскольку на московском заводе планировалось выпускать лицензионные полуторатонные грузовики этой фирмы. Речь идет о фантастических суммах: за каждую машину «АМО» Торговый Дом должен выплачивать FIATу одну тысячу франков, если завод будет выпускать по пятьсот автомобилей в год, а за каждый сверхнормовый - пятьсот франков.

Условия договора диктовали также выплату FIATу 1 млн. 100 тысяч франков при запуске завода и по 200 тысяч - в оставшиеся годы. И никакого экспорта за рубеж! И вот 20 июля (ст. стиль) 1916 г. в Тюфелевой роще после торжественного молебна состоялось это значимое для страны событие - закладка первого автомобильного завода. Стройкой руководили Кузнецов и Лолейт при участии Мельникова. Первый директор - Д.Д. Бондарев. Но 1917 год оказался катастрофическим для экономики страны: две революции, страшная инфляция, транспортный коллапс да еще высокие процентные ставки по кредитам.

Все эти и другие проблемы сорвали первоначальные планы: ни один из шести заводов к концу 1917 года не был построен. Отчаянно пытаясь выполнить условия договора, руководство недостроенного московского завода пошло на беспрецедентный шаг: решило организовать сборку автомобилей из закупленных в Италии комплектов деталей. Таким образом, за три года (1917 - 1919) завод собрал 1 тыс. 319 грузовиков марки FIAT 15 Ter. А потом закончились детали, и завод стал просто ремонтными мастерскими.

Авторемонтный завод (1919)

15.08.1918, согласно Декрету Совета народных комиссаров, завод был объявлен собственностью республики. В 1918-ом еще оставались закупленные комплекты деталей FIATа, их собирали и продолжали выпускать грузовики, а кроме того, завод принимал заказы от железнодорожной службы (запчасти для вагонов), наладил производство некоторых приборов (вулканизаторы, керосиновые лампы), а уже осенью того же 1918-го пришлось еще взяться за ремонт поврежденных на фронте грузовиков. В течение нескольких лет на заводе, который понемногу достраивался, уже было налажено производство моторов и других автомобильных деталей.

С фронта сюда поступали в основном американские трехтонные грузовики White TAD, которым ставили новые двигатели, сцепление и другие комплектующие, выпуская уже на 75% обновленные машины. Таким образом, в 20-ые годы такому капитальному ремонту подверглись 230 грузовиков, практически заново созданных, и из уже отечественных материалов, и около сотни автомобилей - среднему и текущему ремонту. Кроме того, здесь ремонтировали мотоциклы и изготавливали танковые двигатели для «Русского Рено».

Первые отечественные грузовики (1924)


Когда, наконец, закончилась , и в стране появились средства на автостроение, на АМО было решено начать выпуск отечественных грузовиков. За основу была взята модель уже известного FIATа, славно послужившего на фронте. И вот в марте 1924 - го завод получил долгожданное правительственное задание на выпуск первых отечественных грузовиков. И уже осенью (1.11.1924) вышла первая машина, полуторатонный советский грузовик под названием АМО-ф-15. Завод работал в напряженнейшем режиме, и в годовщину во время праздничного парада по Красной Площади прошла колонна уже из десяти новеньких отечественных грузовиков.

А потом (25.11.1924) состоялся испытательный пробег для этих первенцев советского автомобилестроения. В них участвовали три грузовика из гордо продемонстрированной на параде десятки. Маршрут был длинный и достаточно сложный, в него входили несколько городов, в частности, Тверь, Новгород, Ленинград, Витебск, и другие. Испытание машины прошли с честью. Теперь, когда на практике было подтверждено право на жизнь отечественных грузовиков, можно было начинать их серийное производство. И оно началось. Это произошло в марте 1925 г.

Предприятие назвали Первым Государственным автомобильным заводом. Его директором стал И. А. Лихачев, который сумел грамотно организовать производство по возрастающей, и уже к 1931-му году вышло 6 тыс. 971 грузовиков, которые периодически совершенствовались. Но себестоимость одного автомобиля АМО-ф-15 все же была очень высокой - восемь с половиной тысяч рублей. Если сравнить с автомобилем Ford, то он обходился всего в 800 - 900 рублей за экземпляр, включая доставку из Америки. Поэтому назревала срочная необходимость начинать полную реконструкцию завода, чтобы выпускать новые модели грузовиков.

Крупная модернизация (1930)

Для начала купили лицензию на модель американского грузовика «Аутокар - 5С», потом - комплекты деталей. Переоборудовали цеха, запустили первый в стране конвейер. И первые выпущенные в новых условиях грузовики назвали АМО - 2. Мощность их двигателя была раньше 54 лошадиные силы, а в новом образце - 72. После очередной модернизации (1933) грузовик стал называться ЗИС - 5. Кардинальная реконструкция завода закончилась (1934), и с его конвейера стало выходить по сто тысяч машин в год. Серийное производство обеспечивало выпуск более 60 грузовиков в сутки. Они постоянно модернизировались, изменялись, и таким образом возникли двадцать пять усовершенствованных моделей, девятнадцать из которых стали выпускаться серийно.

Не прошло и десяти лет, как московский ЗИС уже мог оказывать помощь в строительстве автомобильного завода в Китае. Он безвозмездно предоставлял китайцам всю документацию, построил и оснастил их завод, принял на стажировку первых начинающих специалистов. Этот китайский завод до сих пор лидирует в автомобильной индустрии страны.

Новая модель (1957)


Все так же выпускался ЗИС - 5 и модифицированные модели американского грузовика AUTOCAR. Качество машин уступало их количеству (за последние десять лет выпущено более семисот тысяч автомобилей). Несмотря на постоянные усовершенствования, грузовик с годами просто морально устаревал и дальнейшая модернизация его становилась неэффективной. Пришла пора разрабатывать новую модель грузовика и начинать его серийный выпуск. Новой моделью автомобиля стал ЗИЛ - 130 с двигателем 150 лошадиных сил, гидроусилителем руля, синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач, трехместной кабиной и «дворниками» на ветровом стекле. Дизайн машины не уступал американским образцам, да и надежностью тоже. Конечно, для этого пришлось заменить многое оборудование на заводе, но дело того стоило.

Бескапотные грузовики (1964)

К 1964 году по-прежнему выходил ЗИЛ - 130, но завод не использовал свой потенциал в полной мере, потому что руководство уже рассматривало выпуск бескапотных грузовиков. Они уже вошли в обиход в Европе и были более перспективными: увеличенная грузовая платформа, обзорность, а значит, и управляемость. Конструкцию советского бескапотного автомобиля ЗИЛ - 170 разрабатывали заводские специалисты, под их руководством первые грузовики этой модели успешно прошли все испытания. Несколько лет завод выпускал свое детище. Но в 1968 г. началось строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ) в Набережных Челнах Татарии, чтобы увеличить выпуск бескапотных грузовиков.

Первые КамАЗы вышли в 1976-ом году. А ЗИЛ тем временем продолжал работу над усовершенствованием девяти видов КамАЗа - 5320, здесь же обучались и специалисты нового предприятия. На сравнительных испытаниях в конце 70-ых годов выяснилось, что последние модели КамАЗов оказались лучше других не только советских, но и многих импортных грузовиков - «бескапотников», существующих в то время.

Кризис (1980-ые годы)

Между тем, на московском заводе дела пошатнулись. Дело в том, что уже к концу 70-ых знаменитый ЗИЛ-130, которым так гордился коллектив завода, обидно устарел. Не оправдались надежды и на разработку модели ЗИЛ - 170, потому что ее производство отдали в Набережные Челны. Чтобы остаться «на плаву», доработали когда-то замороженный проект модели ЗИЛ - 133, но по существу это была та же машина ЗИЛ - 130, только трехосная. Также продолжили разработку еще одного незаконченного проекта - ЗИЛа - 169. Дело шло медленно, потому что завод параллельно осваивал выпуск дизельного двигателя для грузовиков собственной конструкции. Таким образом, выпуск ЗИЛа - 169 сильно опаздывал, и только к моменту началось полноценное производство этой машины, несколько раз переделанной, усовершенствованной и получившей новый индекс - ЗИЛ - 4331.

Из новейшей истории завода (2000 годы)

По-настоящему завод им. Лихачева пока так и не вышел из затяжного кризиса. Разумеется, попытки были и до сих пор предпринимаются. Как завод с богатой историей и опытом он был задействован в строительстве автомобильного завода в латвийском городе Елгаве, где до сих пор имеет свои акционерные права. Китайская компания Sinotruk, выпускающая тяжелые дизельные грузовики, и АМО ЗИЛ были готовы создать совместное предприятие и в перспективе плотно сотрудничать. Но этот замысел не осуществился по причине кризиса. Цифры за 2009 год сообщают, что завод произвел всего 2 тыс.253 грузовика (это 49.6% по сравнению с предыдущим 2008 годом) и четыре автобуса (44.4%).

В результате в 2009 г. компания заработала 2.702 миллиардов рублей, что по сравнению с годом 2008-ым составляло 74.8 процентов. В том же 2009 году АМО ЗИЛ подписал договор с Беларусью, согласно которому на московском заводе будут собирать грузовики МАЗ и тракторы «Беларусь» для хозяйственных нужд Москвы - по 500 машин в год. За 2010 год показатели производства таковы: одна тысяча 258 грузовиков, пять автобусов, сто двадцать пять самосвалов и несколько кабриолетов для парадных церемоний. В течение этого года завод возвратился к идее сотрудничества с Китаем. Компания Foton Lovol и АМО ЗИЛ подписали документы о совместных проектах по выпуску грузовых автомобилей, при этом китайская фирма подарила Москве два автобуса.

В следующем году (2011) директором московского завода им. Лихачева стал Игорь Захаров. Иностранные компании Tata Motors - Индия, Sinotruk - Китай летом 2011-го предложили правительству Москвы рассмотреть возможность безвозмездной передачи им от пятидесяти процентов акций АМО ЗИЛ, потому что завод требует крупной реконструкции, усовершенствованных технологий, прежде чем в него вкладывать инвестиции. На такие условия Москва не откликнулась. Сентябрь того же года отметился окончанием долгого простоя и вновь запущенным конвейером.

Дочерние компании
  • ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ»
  • ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод»
  • ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод»
Сайт amo-zil.ru Завод имени Лихачёва на Викискладе

Ошибка Lua в Модуль:Культурное_наследие_наро на строке 940: attempt to concatenate field "regid" (a nil value).

Награды

Завод имени Лихачёва - одна из старейших автомобилестроительных компаний России. Полное наименование - Публичное акционерное общество «Завод имени И. А. Лихачёва» (до 2015 года - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» ), официальное сокращённое наименование - АМО ЗИЛ .

Названия завода

Дата Полное наименование Краткое наименование
20.07.1916 Ремонтно-производственные мастерские
01.08.1918 Автомобильное московское общество АМО
30.04.1923 Завод АМО имени Пьетро Ферреро
1925 1-й Государственный автомобильный завод 1-й ГАЗ
01.10.1931 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина ЗИС
26.06.1956 Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва ЗИЛ
13.07.1971 Производственное объединение «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» ПО ЗИЛ
23.09.1992 Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» АМО ЗИЛ
15.07.1996 Открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» АМО ЗИЛ
02.07.2015 Публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» АМО ЗИЛ

Собственники и руководство

Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утверждён 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев . Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта . Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников .

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4 . На заводе имелось около 500 новейших американских станков .

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву . Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году , 779 единиц - в 1918 году и 108 единиц - в 1919 году . Когда комплекты деталей закончились - недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

1919 год. Авторемонтный завод

В 1919-1923 годы завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик White TAD , который АМО капитально отремонтировал в количестве 131 единиц. При этом машины получали новый двигатель, сцепление и КПП. К концу 1922 года АМО изготавливал уже до 75 % комплектующих автомобилей White . Модернизированный таким образом грузовик получил название Уайт-АМО . Его даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому FIAT 15 Ter, на который имелась конструкторская документация. А документация по Уайт-АМО (вместе с приспособлениями для ремонта) была передана для освоения на Первый государственный авторемонтный завод (бывший Завод Лебедева), где на её основе был создан грузовик Я-3 , который выпускался с по 1928 год и стал родоначальником всех довоенных ЯГов.

Всего предприятие за эти годы капитально отремонтировало 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка «Русский Рено ».

30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро (1892-1922), убитого фашистами.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter , который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы . В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва - Тверь - Вышний Волочек - Новгород - Ленинград - Луга - Витебск - Смоленск - Рославль - Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15 - в 1925 году изготовили 113 машин, а в следующем, 1926 году - уже 342 экземпляра .

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв . Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации .

Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика: в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей, в то время как автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну, стоил 800-900 рублей . Да и масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию . В 1928 году назрела неотложная необходимость полной реконструкции завода и перехода на совершенно новую модель грузового автомобиля.

1930 год. Большая модернизация

Наладка станка на ЗИЛе, 1963

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Андреевич Грачёв . Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. «Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и побортными системами отбора мощности. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (грузовой ЗИЛ-4906 с шнекороторным ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061) был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе С. П. Королёва и используется по сей день.

1957 год. Разработка новой модели

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика - ЗИЛ-130 . Зил получил новый двигатель мощностью 150 л. с. (доработанный от правительственных ЗИЛов), гидроусилитель руля, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке. Грузовик также отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод обновил многое оборудование.

1964 год. Бескапотные грузовики

В 1964 году полным ходом осуществлялся выпуск линейки автомобилей ЗИЛ-130 , при этом сам конвейер работал не на полную мощность. На заводе стали рассматривать дополнительные варианты его загрузки бескапотными грузовиками, входившими в моду в Европе и рассматривавшимися как перспективные за счёт увеличения грузовой платформы на той же базе, обзорности и управляемости. На заводе нашлись люди, которые работали над первым советским бескапотным грузовиком КАЗ-605 , который в серию так и не пошёл. Они же начали конструкторские работы по выпуску экспериментальных бескапотных грузовиков ЗИЛ. Помимо начала конструирования бескапотного грузовика ЗИЛ-170 , началось параллельно проектирование дизельного грузовика проекта ЗИЛ-169 и разработка ЗИЛ-133 .

Однако ЗИЛ принял решение, что бескапотные грузовики ЗИЛ-170 более перспективны и в сравнении с проектом ЗИЛ-169 требуют меньших затрат, так как двигатель ЗИЛ-170 разрабатывал завод ЯМЗ , а дизель пришлось бы разрабатывать самому ЗИЛу. Поэтому завод сосредоточил все силы на разработке ЗИЛ-170 не в ущерб основному производству, а проекты ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 были заморожены.

Завод ЗИЛ разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, но Совет Министров СССР в 1968 году для развития кооперации между республиками СССР постановил построить новый завод в Набережных Челнах Татарской АССР для увеличения выпуска новых бескапотных грузовиков.

1980-е годы. Конструкторский кризис

1990-е - настоящее время

Летом 2011 года руководство индийского концерна «Tata Motors » и китайской компании «Sinotruk» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передаче концерну от 50 % акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для вложений инвестиций в нынешнем виде АМО ЗИЛ требует серьёзной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса.

В сентябре 2011 года, после долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен .

В 2011 году между ОАО «Завод им. И. А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» был подписан договор на управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.

15 февраля 2012 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что власти Москвы ведут переговоры с Fiat о сборке автомобилей этой марки на ЗИЛе. По его словам, интерес к заводу также проявляли южнокорейские автопроизводители .

В конце 2012 правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га (вся территория завода в 2012 году занимала 300 га), остальные площади будут заняты под технопарк и строительство жилых зданий. К 2020 году планируется снести три четверти нынешних заводских построек, часть зданий сохранят в декоративных целях и переоборудуют в музей и выставочный центр, а автомобильное производство сохранится на площади 50-80 гектаров (882 000 м²) на территории нынешних прессово-сварочного и окрасочного цехов, автосборочного корпуса и закрытого завода домашних холодильников с переоформлением ЗИЛа в СП «МосАвтоЗИЛ» . По другим данным АМО ЗиЛ оставят территорию в 9,6 га, а на 55 га будет сборочное производство автомобилей «МосАвтоЗил» (70 тыс. единиц в год) .

Развалины автосборочного корпуса ЗИЛа (январь 2018 года), слева - ТЭЦ

Комплексная застройка территории ЗИЛа (июль 2016 года).

В 2013 году производство на заводе было остановлено.

В 2014 году производство капотных грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины и рядом усовершенствований (новые сиденья с подголовниками и встроенными ремнями безопасности, электростеклоподъёмники, дверные замки с возможностью дистанционного управления, люк в крыше, место для установки тахографа, рессоры ) наладило ООО «ЗИЛ», созданное на территории автосборочного производства на временном участке, для которого сохранено необходимое оборудование. Сборка ведётся без конвейера, на стапелях, с использованием покупных агрегатов . Первая партия была отправлена на экспорт в Казахстан. Фирма не имеет отношения к самому заводу, только арендует помещения.

Было принято решение снести все цеха ЗИЛа, однако в конце 2014 года группа энтузиастов арендовала и тем самым спасла от разрушения механосборочный цех № 6. Впоследствии эта группа энтузиастов организовала ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» .

Также продолжает свою деятельность МСЦ 6 (цех по сборке представительских лимузинов). В 2013 году он стал независимым ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» , которое на арендованных площадях цеха продолжает осуществлять ремонт и реставрацию легковых автомобилей, а также осуществляет сборку новых лимузинов из имеющихся запасов деталей. Фирма принимала участие в 2016 года. По состоянию на столетие завода 2 августа 2016 года МСЦ6 АМОЗИЛ - это последний живой осколок ЗИЛа .

Закрытие завода

В 2015 году продолжился снос корпусов завода . В 2015 году большинство цехов завода демонтированы . Также в 2015 году был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачёва .

В 2016 году при строительстве МЦК были снесены остававшиеся цеха, которые были выстроены вдоль железнодорожного полотна, находившиеся на западе от железной дороги. С восточной стороны ещё остались производственные цеха, но производство автомобилей на них прекращено, большинство находится в разрушенном состоянии. Возведены уже несколько завершённых каркасов нового жилого комплекса на бывшей территории завода.

В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль . Им оказался грузовик модели ЗиЛ 43276Т. В декабре он был продан трамвайному парку Казани . Производство легковых автомобилей представительского класса на предприятии силами фирмы «Механосборочный цех № 6 АМО ЗИЛ» пока продолжается .

Деятельность

Бывшая ведомственная больница ЗИЛа в Москве (ныне городская клиническая больница № 12)

АМО ЗИЛ специализировался на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей представительского класса (производство под заказ). В -1989 годах завод ежегодно собирал по 195-210 тысяч грузовиков. В 1990-х годах объём производства катастрофически упал до 7,2 тысяч грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тысяч, затем снова стал снижаться. В 2009 году было произведено 2257 автомобилей, в 2010 году - 1258 .

По состоянию на 2011 год предприятие находилось в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей была разрушена . Новые топ-менеджеры АМО ЗИЛ искали зарубежного партнера для организации контрактного производства автомобилей или для сдачи в аренду производственного комплекса. Руководство проводило встречи и переговоры с представителями китайской компании «Sinotruk », итальянской компании «FIAT », нидерландской «DAF Trucks » с предложением организации производства их автомобилей на АМО ЗИЛ в России, но не встретило заинтересованности.

По данным ОАО «АСМ-Холдинг», за 2011 год компания АМО ЗИЛ произвела 1199 грузовых автомобилей и ни одного автобуса. Также в 2011 году ЗИЛ изготовил 1 экземпляр кабриолета ЗИЛ-410441. В конце 2011 года производство семейства «Бычок» было перенесено в Саратовскую область на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ». На предприятии ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» 26 декабря состоялся торжественный запуск сборочной линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок» . Производство автомобилей ЗИЛ-5301 (и ЗИЛ-4327) было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ . До конца 2011 года ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» изготовило первые 3 автомобиля «Бычок», а в дальнейшем намеревается делать и его полноприводное подсемейство ЗИЛ-4327.

Выручка от реализации за 2013 год составила 1 млрд. 605 млн рублей, что на 32 % меньше показателей 2012 года. Падение выручки от реализации обусловлено снижением объёмов производства автомобилей и автокомпонентов в связи с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».

Себестоимость продаж в сравнении с аналогичным показателем 2012 года уменьшилась на 37 % и составила 2 млрд. 358 млн рублей.

Собственный капитал АМО ЗИЛ оставался отрицательной величиной, а наличие убытка, полученного от производственно-хозяйственной деятельности в 2013 году, уменьшило его на 1 294 077 рублей.

Общая задолженность по обязательствам предприятия за 2013 год увеличилась на 4 548 672 рублей. В связи со сложным финансовым положением на предприятии и невозможностью исполнить свои обязательства перед Департаментом науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы было принято решение предоставить АМО ЗИЛ отсрочку погашения задолженности, зафиксированной по состоянию на 11 декабря 2013 года на общую сумму 5 625 735 рублей, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 25.12.2013 г. № 761-РП «О реструктуризации обязательств открытого акционерного московского общества „Завод имени И. А. Лихачёва“». В соответствии с учётной политикой предприятия начисление процентов происходит ежемесячно.
В 2014 году кредитная политика АМО ЗИЛ была направлена на выполнение принятых на себя обязательств и погашение реструктуризированной задолженности в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 761-РП от 25.12.2013 г.

Производство грузовых автомобилей, а также запасных частей в АМО ЗИЛ последовательно снижалось с 1265 штук в 2011 году, 985 штук в 2012 году до 95 штук в 2013 году. Это было связано с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».

В 2011 году АМО ЗИЛ на длительный период (с начала года и до августа) останавливал автопроизводство. В августе 2011 год автопроизводство было запущено вновь, что дало рост объёмов реализации в 2012 году. Но в соответствии с принятым планом к концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены. В связи с освобождением площадей от производственных процессов в 2013 году Общество не выпускало автомобильную технику и автозапчасти. Основными источниками дохода стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия) с принадлежавшей заводу ТЭС, а также аренда.

В 2014 году производство капотных грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины и рядом усовершенствований (новые сиденья с подголовниками и встроенными ремнями безопасности, электростеклоподъёмники, дверные замки с возможностью дистанционного управления, люк в крыше, место для установки тахографа, рессоры Чусовского металлургического завода) наладило ООО «ЗИЛ», созданное на территории автосборочного производства на временном участке, для которого сохранено необходимое оборудование. Сборка ведётся без конвейера, на стапелях, с использованием покупных агрегатов . Первая партия была отправлена на экспорт в Казахстан. Фирма не имеет отношения к самому заводу, только арендуя помещения.

Также продолжает свою деятельность МСЦ 6 (цех по сборке представительских лимузинов). В 2013 году он стал независимым ООО «МСЦ6 АМО ЗИЛ» , которое на арендованных площадях цеха продолжает осуществлять ремонт и реставрацию легковых автомобилей, а также осуществляет сборку новых лимузинов из имеющихся запасов деталей. Фирма принимала участие в Московском международном автосалоне 2016 года. Администрация Москвы приняла решение отказаться от производства грузовиков и о ликвидации компании.

Награды

  • В июне 1942 года ЗИС был награждён первым Орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения.
  • В октябре 1944 года завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени .
  • В ноябре 1949 года завод награждён вторым Орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
  • В 1971 году завод награждён третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
  • В 1975 году завод награждён Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.

Модели

Легковые автомобили

  • ЗИС-101 (1936-1940)
  • ЗИС-101С (1937-1941)
  • ЗИС-101А (1940-1941)
  • ЗИС-102 (1939-1940)
  • ЗИС-102А (1940-1941)
  • ЗИС-110 (1945-1958)
  • ЗИС-110А (1949-1957)
  • ЗИС-110Б (1945-1958)
  • ЗИС-110П (1955)
  • ЗИЛ-111 (1958-1962)
  • ЗИЛ-111А (1958-1962)
  • ЗИЛ-111В (1960-1962)
  • ЗИЛ-111Г (1962-1967)
  • ЗИЛ-111Д (1964-1967)
  • ЗИЛ-114 (1967-1976)
  • ЗИЛ-114АЕ (1967-1976)
  • ЗИЛ-114Е (1967-1976)
  • ЗИЛ-114К (1967-1976)
  • ЗИЛ-117 (1971-1983)
  • ЗИЛ-117Е (1971-1983)
  • ЗИЛ-117В (1973-1979)
  • ЗИЛ-115 (1976-1983)
  • ЗИЛ-4104 (1976-1983)
  • ЗИЛ-41042 (1976-1983)
  • ЗИЛ-41043 (1980-1983)
  • ЗИЛ-41045 (1983-1986)
  • ЗИЛ-41047 (1985-2002, 2010)
  • ЗИЛ-41041 (1986-2000)
  • ЗИЛ-41052 (1987-1999)
  • ЗИЛ-4107 (1988-1999)
  • ЗИЛ-41072 (1989-1999)
  • ЗИЛ-4112Р (2006-2012)

Гоночные автомобили

Грузовые автомобили (базовые модели)

Автомобиль коммунальных служб

  • FIAT 15 Ter (1917-1919)
  • АМО-Ф-15 (1924-1931)
  • АМО-2 (1930-1931)
  • АМО-3 (1931-1933)
  • ЗИС-5 (1933-1941)
  • ЗИС-5В (1942-1946)
  • ЗИС-6 (1934-1941)
  • ЗИС-42 (1942-1944)
  • ЗИС-42М (1942-1944)
  • ЗИС-50 (1946-1948)
  • ЗИС-150 (1947-1957)
  • ЗИС-151 (1948-1958)
  • ЗИЛ-164 (1957-1964)
  • ЗИЛ-157 (1958-1991)
  • ЗИЛ-130 (1963-1976)
  • ЗИЛ-130-76 (1976-1980)
  • ЗИЛ-130-80 (1980-1986)
  • ЗИЛ-131 (1966-1986)
  • ЗИЛ-131Н (1986-1990)
  • ЗИЛ-138 (1975-1993)
  • ЗИЛ-18А (1983-1994)
  • ЗИЛ-133Г1 (1975-1979)
  • ЗИЛ-133Г2 (1977-1984)
  • ЗИЛ-133ГЯ (1979-1992)
  • ЗИЛ-133Г4 (1992-2002)
  • ЗИЛ-4314 (1986-1995)
  • ЗИЛ-4331 (1986-2002)
  • ЗИЛ-433360 (1992-2014)
  • ЗИЛ-4334 (1995-2014)
  • ЗИЛ-4327 (1998-2016)
  • ЗИЛ-432930 (2003-2011)
  • ЗИЛ-433180 (2003-2011)
  • ЗИЛ-436200 (2009-2011)
  • ЗИЛ-5301 «Бычок» (1996-2014)
  • ЗИЛ-534330 (1999-2003)
  • ЗИЛ-6309 (1999-2002)

Автобусы

  • АМО-Ф-15 (1926-1931) - малый городской, почтовый, туристический (открытый) на шасси АМО-Ф-15
  • АМО-4 (1932-1933) - городской на шасси АМО-3
  • ЗИС-8 (1934-1936) - городской на шасси ЗИС-12
  • ЗИС-16 (1938-1941) - городской на шасси ЗИС-15
  • ЗИС-16С (1940-1941) - санитарный на шасси с кабиной ЗИС-12
  • ЗИС-154 (1947-1949) - большой городской, с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения
  • ЗИС-155 (1949-1957) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИС-150
  • ЗИС-127 (1955-1961) - большой междугородный дизельный
  • ЗИЛ-129 (1955-1961) - большой городской, опытный (заднемоторный)
  • ЗИЛ-158 (1957-1959) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИЛ-164
  • ЗИЛ-118 «Юность» (1961-1970) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-111
  • ЗИЛ-118К «Юность»(1971-1991) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-114 /ЗИЛ-115
  • ЗИЛ-3207 «Юность» (1991-1999) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-41047
  • ЗИЛ-3250 (1997-2010) - малый городской, представительский, специальный на шасси

Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя. Начиная с 1925 года, завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачев. С этого года завод начинает развиваться, выпуская различные модели автомобилей, собранные по американским лицензиям. К 1934 году ЗИЛ выпускал около 100.000 автомобилей в год, большинство из которых являлись легендарными ЗИС-5. К 1975 году ЗИЛ имел мощность по выпуску 200.000 автомобилей в год, за что был награжден Орденом Октябрьской революции. К сожалению, после распада СССР, предприятие сильно уменьшило объемы производства. Начавшийся кризис на ЗИЛе, стал причиной практически полной остановки производства автомобилей. На данный момент завод имени Лихачева находится в большом упадке. Множество цехов заброшены, а руководство предприятия безуспешно ищет финансирование и спонсоров.

Описание заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

Заброшенный завод находится под охраной, что, однако, не мешает посторонним проникать на его территорию. Общая территория заброшки составляет 275 гектар и сравнима с площадью ВВЦ. Условно она делится Московской железной дорогой на две части. Первая часть имеет старые постройки, вторая часть более новые (там находилось производство легковых автомобилей и другой продукции). Связаны обе части подземными тоннелями и надземной постройкой. На заброшенном заводе находится множество различных цехов, столовая, общежитие и даже здание бывшей обувной мастерской. Большинство ценных вещей уже давно было вывезено или украдено. Однако, походив по территории, можно найти очень много различных станков, материалов, запчастей и прочую атрибутику автомобильного завода.

Планы по использованию заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что «квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, а потенциал его роста - как минимум в два раза больше». 4 апреля 2011 года был назначен новый директор ЗИЛа - Игорь Захаров. В настоящее время ЗИЛ ведет переговоры с «Sinotruk», «FIAT», «Tata Motors» и «DAF Trucks». Целью переговоров является налаживание производства зарубежных автомобилей в России. К сожалению, конкретных договоренностей между компаниями до сих пор нет. В декабре 2011 года руководитель Департамента культуры Сергей Капков сообщил, что на территории заброшенного завода будут реконструированы старые постройки и возведены новые здания. Предполагается, что обновленные здания будут сдаваться в аренду под культурные заведения: театры, галереи и рестораны.

Интересные факты и слухи заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

За всё время производства заброшенный завод выпустил: легковые автомобили, гоночные автомобили, грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику, вездеходы, велосипеды и даже холодильники.
- Заброшенная территория является одной из самых больших в Москве и насчитывает более 250 гектар.
- Желание купить акции ЗИЛа имеют множество организаций по всей России. Зарубежные компании считают, что в связи с рисками, более 50% акций им нужно отдать бесплатно.
- По состоянию на ноябрь 2011 года, ЗИЛ рассчитался со всеми основными кредиторами, и не является «кандидатом» в банкроты.