Расчищаем двор от автохлама и автохамов: инструкция. Так всё же брошенная она или нет? законы, нормы, правила

У вас во дворе уже несколько месяцев или даже лет стоит брошенный и проржавевший автомобиль? С подобной проблемой часто сталкиваются жильцы многоквартирных домов.

При этом некоторые автолюбители предпочитают парковаться непосредственно на газоне или тротуаре, мешая пешеходам.

Чтобы узнать, как убрать со двора брошенную машину, рекомендуем ознакомиться с данной статьёй.

Причин для нахождения брошенной машины в вашем дворе может быть много. Например, транспортное средство не пригодно к передвижению, а его владелец не знает, как утилизировать автомусор, или не желает этим заниматься. ТС также вполне может числиться в угоне.

Как бы плохо ни выглядел автомобиль, он кому-то принадлежит, поэтому самостоятельно передвигать ТС запрещено по закону. Именно поэтому в первую очередь нужно убедиться, что машина действительно оставлена хозяином без присмотра.

Признаки брошенного ТС:

  • отсутствие номерных знаков;
  • аварийное состояние машины, не подлежащее восстановлению;
  • отсутствие у транспорта важных составляющих (например, колёс, дверей, стёкол и т. д.).

Что делать, если во дворе стоит брошенная машина?

Транспортные средства, непригодные к передвижению или не используемые владельцем, не должны располагаться на общей парковке у многоквартирного дома, а также в других неположенных местах (на тротуаре, газоне, детской площадке и т. д.).

Такие машины обязаны храниться на территории, принадлежащей собственнику ТС (например, в гараже), или в специализированных местах (станциях техобслуживания).

Что делать с брошенной во дворе машиной? Ни в коем случае не вывозите транспортное средство самостоятельно, каким бы никому не нужным металлоломом оно ни казалось.

  • Во-первых, транспортировка такого объекта обойдётся довольно дорого.
  • Во-вторых, подобные действия расцениваются правоохранительными органами как противоправные (в этом случае идёт речь о хищении чужой собственности). Вас могут арестовать или принудить заплатить существенную сумму штрафа.

Чтобы законно убрать брошенное ТС с придомовой территории, необходимо обратиться в соответствующие государственные инстанции.

Полезный материал :

Куда жаловаться на брошенную во дворе машину?


Лучшим решением в такой ситуации будет один из следующих вариантов:

  • поиск владельца ТС и разговор с ним о необходимости перемещения машины;
  • обращение с письменным заявлением в правоохранительные органы (ГИБДД или полицию);
  • обращение в УК(или ТСЖ), ответственную за конкретную придомовую территорию, на которой расположен брошенный автомобиль.

При этом к заявлению, направляемому в любую из инстанций, рекомендуется приобщить фотографии с места стоянки транспорта. В тексте обращения обязательно опишите техническое состояние машины и его внешний вид.

У брошенного ТС имеется хозяин

Если вам известно, кто владеет оставленным на придомовой территории автомобилем, вы можете попытаться договориться с ним о перемещении ТС мирным путём. Если он согласен утилизировать машину, ему понадобится обратиться в Госавтоинспекцию, снять транспорт с учёта и отправить его на специализированную свалку.

Если владелец не намерен убирать брошенный им во дворе автомобиль, обратитесь с соответствующим заявлением в одну из инстанций:

  • в вашу управляющую компанию;
  • в Госавтоинспекцию;
  • в отделение полиции;
  • в суд.

Решение судьи должно быть исполнено в обязательном порядке. Сотрудники УК или ТСЖ могут взыскать с хозяина ТС сумму затрат, понесённых организацией в связи с транспортировкой, хранением и утилизацией автохлама.

У брошенного ТС отсутствует хозяин

Оставленная без присмотра машина может числиться в угоне. Если вы сомневаетесь, что у автомобиля имеется хозяин (например, в связи с отсутствием номерных знаков или плохим внешним видом ТС), напишите или полицию с просьбой провести проверку данного транспорта.

Сотрудники правоохранительных органов определят наличие либо отсутствие владельца у движимого объекта и при необходимости конфискуют его на специальную штрафстоянку.

Кроме этого, жильцы многоквартирного дома вправе подать исковое заявление в суд. По решению судьи брошенный автомобиль будет принудительно снят с учёта и сдан на специализированную автосвалку.

Машина припаркована в неположенном месте


Если транспортное средство припарковано в неположенном месте (например, на тротуаре) или с нарушением ПДД, заинтересованное лицо вправе написать .

Сотрудники Госавтоинспекции проверят брошенную машину, свяжутся с её владельцем (при его наличии) и привлекут его к соответствующей ответственности.

Если сам хозяин не переместит транспорт, он может быть конфискован на специальную штрафстоянку.

Машина портит внешний вид двора

Если брошенное транспортное средство припарковано в соответствии с нормами ПДД, но в течение нескольких месяцев не перемещалось, жильцы дома, напротив которого стоит автомобиль, могут обратиться с .

Сотрудники попытаются связаться с хозяином ТС или самостоятельно обратятся в нужные инстанции.

Как составляется заявление в правоохранительные органы?

Обращение в УК (ТСЖ), Госавтоинспекцию или полицию должно оформляться в письменном виде. Необходимо подготовить заявление в двух экземплярах:

  • один остаётся в инстанции;
  • второй удостоверяется пометкой о приёме запроса и передаётся обратно заявителю.

Ваше заявление о необходимости проверки брошенного во дворе автомобиля может быть проверено и без предоставления доказательств нахождения ТС на придомовой территории. Однако специалисты рекомендуют дополнять обращение фотографиями и/или видеосъёмкой оставленной без присмотра машины.

Если транспорт припаркован с нарушением ПДД, необходимо зафиксировать неправомерное расположение ТС. Если автомобиль находится в плохом техническом состоянии (отсутствуют номера, колёса, стёкла, двери или какие-либо запчасти), это также требуется сфотографировать или заснять на камеру.

Вам известно, кто является хозяином машины? Укажите в тексте заявления его ФИО, адрес проживания и контакты. Если вы пытались разрешить конфликт мирным путём, эта информация также записывается в тексте обращения.

Можно ли отправить обращение в Госавтоинспекцию дистанционно?

Заявить о брошенном автомобиле или нарушении ПДД можно не только при личном посещении отделения ГИБДД, но и путём отправления заявления по почте. Кроме этого, на официальном сайте Госавтоинспекции ведётся приём обращений граждан в режиме онлайн.

Для этого вам понадобится на главной странице веб-сайта выбрать раздел «Сервисы», после чего – «Приём обращений — https://www.gibdd.ru/letter/». Для отправления заявки необходимо заполнить поля анкеты (ФИО гражданина, отделение ГИБДД, в которое направляется запрос, и сам текст обращения).

Вы также должны выбрать способ получения ответа – в письменном виде или в электронной форме.

Не так давно, а именно минувшей зимой, когда я еще не был зарегистрирован здесь, но уже с интересом почитывал Пикабу, наткнулся на пост с крайне завораживающим материалом, а именно - возможно ли заполучить и оформить на себя чью-то брошенную машину . На стороннем ресурсе с автомобильной тематикой я также нашел статью, в которой расписывался порядок действий для присвоения бесхозного авто через суд. При этом, объем информации по конкретным случаям был крайне скуден. Впрочем, люди писали об успешной практике, подчеркивая, что машина должна быть реально интересная и стоить того, поскольку предстояло нехило заморочиться (особенно это касалось судебных разбирательств).

Меня очень заинтересовала эта тема. Особенно учитывая то, что у меня как раз был на примете один экземпляр. Собственно, я обратил внимание на эту машину, как только переехал в другой район города, а именно 3 года назад, и всё это время она стояла без движения .

Фотка из интернета, чтобы было понимание, о каком автомобиле идет речь:

Знакомьтесь, Lexus GS300 1994 года. Когда-то бывший очень крутым, японский седан бизнес-класса.

Естественно, не в таком состоянии, как на фото - а в каком подобает быть брошенному автомобилю: потертый в разных местах кузов, спущенное колесо, полопавшаяся краска на крыше... И все это под слоем пыли и грязи.

Машина стояла в нескольких остановках от моего дома в достаточно оживленном месте, и я обращал на нее внимание каждый раз, когда проезжал мимо. Меня очень смущал факт, что машина эта достаточно мощная, и если стоит на учете (а номера на ней присутствовали), за нее должен приходить нехилый транспортный налог - достаточно ощутимая сумма для хлама, который стоит под окнами без движения уже много лет, не так ли?

С самого начала не особо рассчитывая на успех этого мероприятия, я всё же решил рискнуть и попробовать "провернуть аферу".

Первым шагом для меня была подача заявления в полицию .

Немного забегая вперед скажу, что конкретный регламент, касающийся именно автомобилей, пока действует только на территории г. Москвы и называется так:

"Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2014 г. N 569-ПП "О Порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств в городе Москве"

На остальной территории России таких "плюшек" не предусмотрено, поэтому единственное, чем остается руководствоваться, это статья 227 ГК РФ - о находках. Как вы понимаете, всё же крайне спорно назвать автомобиль находкой, и именно этим будет руководствоваться дяденька полицейский из дежурной части, чтобы от вас заявление не принять.

Но обо всем по порядку. Вот так выглядел составленный мною документ:

Для начала я попробовал вручить его участковому, но тот, сославшись на факт, что он не может зарегистрировать входящий документ, посоветовал мне обратиться в ближайшее отделение.

Там, после долгих разговоров за вышеупомянутую связь автомобиля со статьей 227, у меня крайне неохотно, но все же приняли заявление, попросив дописать на их экземпляре что-то про ответственность за дачу ложных показаний.

Вот такой талончик я получил за регистрацию заявления:

Далее, по закону, у полиции было долгих 6 месяцев на рассмотрение заявления. Свой контактный телефон я указал в заявлении, поэтому пребывал в полной уверенности, что меня наберут, как только появится какая-то информация по делу.

Обращаю ваше внимание на то, что во многих "руководствах к действию", которые можно найти в интернете, также предписывается забрать машину и хранить ее у себя, о чем нужно сообщить в заявлении. Якобы, такая возможность предусмотрена пунктом 3 статьи 227. Я этого не делал, и как позже выяснилось, это было очень правильным решением, поскольку конкретно за это действие гипотетически я мог бы огрести нормальных таких проблем.

ГРЗ у машины были еще 78 региона. И значит, на учет вставала она уже достаточно давно. Поэтому набрав в поиске номер машины, я нашел сайт со старой базой, откуда узнал ФИО (допустим, Николаев Анатолий Тимофеевич - изм.), дату рождения, и адрес регистрации собственника, а также VIN-код. По VIN-коду, как вы наверно знаете, на официальном сайте ГИБДД можно с легкостью узнать все о машине :

В принципе, следующим шагом должна стать подача заявления в суд .

Но подумайте сами, каковы были бы мои шансы на благоприятный исход в конкретном случае?

Место регистрации собственника Николаева разнилось с тем, которое было указано в базе - а там было общежитие. Так что я решил сам съездить по новому, ранее не известному для меня адресу - благо, этот дом был не так далеко от меня.

Я позвонил по домофону в квартиру, мне почти сразу ответила женщина.

Здравствуйте, Николаев Анатолий Тимофеевич здесь проживает?

Здравствуйте, здесь, а что случилось?

Это по поводу его машины "Лексус".

Через некоторое время на связи сам Николаев. Я объяснил ему, что меня интересует покупка его машины. Далее он спустился ко мне, и мы поговорили.

Выяснилось, что машина не забыта, и ее не так давно даже успешно заводили. Не пользуются, поскольку есть другие машины, и эта вроде как не нужна. Но о продаже мысли есть.

Затем Анатолий Тимофеевич дал мне номер кого-то из своих людей, у кого ключи от машины, и кто сможет показать мне ее. Возможно, сегодня с приятелем съездим, и удастся договориться о низкой цене...

Плохой опыт - тоже опыт.

Итак, что я могу сказать тем из вас, кто захочет попробовать себя в этом деле.

Первое , и самое главное - найдите другие статьи в интернете, всё внимательно изучите и подумайте, надо ли оно вам вообще. Далеко не всем нравится общаться с сотрудниками полиции, да и вообще шансы на успех во всем этом деле крайне малы. Повторюсь: даже чтобы просто подать заявление, придется изрядно постараться.

Второе следует из первого - успешный результат возможен , и до суда стоит доводить дело только если окажется, что собственником машины является/являлся человек без вести пропавший, отчаливший в мир иной или, возможно, осужденный на пожизненное.

Третье - не забирайте машину! Хоть об этом и пишется абсолютно везде. Как вы уже наверно поняли, автомобиль вроде бы является находкой, но за его самовольную эвакуацию можно получить трюлялей. Припаяют еще кражу, нахрен надо, лучше не связываться.

В одной из ситуаций, описанных в интернете, где был Ford Scorpio, парень забрал машину к себе, подал заявление, потом получил ответ что собственник уже 5 лет как умер, и обратился в суд. Затем произошло догадайтесь что? Машину кто-то угнал. Дело было закрыто в связи с утратой предмета спора. И кстати, это далеко-о-о не самый худший из вариантов...

И последнее , не забывайте что у имущества умершего человека есть наследники. Но если местоположение, например, квартиры или земельного участка, определить проще простого, то с машиной все сложнее. Ее просто могли не найти в свое время. Поэтому, как только ваше заявление поступит, шестеренки завертятся, и вполне возможно, что претендующие на машину найдутся, да не один...

Тот пост, который я упоминал в самом начале, к сожалению, так и не смог найти. Помню только по фотографии, что достаточно редкая спортивная машина стояла в чистом поле. История была с ней какая-то мутная.

От комментариев вроде "Халявы захотелось, ну-ну..." просьба воздержаться.

Старый автомобиль – не пачка из-под сигарет. Его просто так в урну не выбросишь. Поэтому и образовалось на улицах и дворах российских городов большое количество автохлама – брошенных ржавеющих машин. Государственная программа по утилизации немного улучшила ситуацию, но не решила проблему в целом. Гнилой транспорт, ставший на вечную стоянку в наших дворах, не только занимает парковочные места и портит внешний вид, но и представляет опасность – дети используют его для игр, а бездомные – для ночлега. Если хозяина у таких машин нет, или он не желает ничего делать со своим уже недвижимым имуществом, то можно попытаться решить вопрос самостоятельно – естественно, в рамках действующего законодательства.

Что делать, чтобы эвакуировать брошенный автомобиль из двора?

Брошенные автомобили можно условно разделить на две категории:
  • Машины, владелец которых известен;
  • Машины, владелец которых не известен.
  • Соответственно и действия жителей, которые хотят избавиться от автохлама, должны развиваться по разным сценариям. В первом случае, жильцам необходимо обратиться к хозяину автомобиля и сообщить ему о своих намерениях эвакуировать машину. Следует постараться убедить его в том, чтобы он оформил необходимые документы в ГИБДД и организовал отправку авто на свалку. Отправку можно сделать и самостоятельно, но только заручившись согласием владельца и в присутствии инспектора ГИБДД.Во втором случае жители двора должны обратиться в префектуру административного округа, местную администрацию или другой орган, уполномоченный решать вопросы эвакуации. Порядок действий должен быть следующим:
  • Написать заявление в вышеупомянутый орган власти. При этом желательно упомянуть ссылки на местные нормативные акты (если таковые имеются).
  • Государственный орган должен сформировать комиссию, которая произведет осмотр брошенного автомобиля и составит соответствующий акт. Этот акт вместе с предупреждением об эвакуации прикрепляется на лобовое стекло машины.
  • В том случае, если на заявление нет никакой реакции со стороны префектуры или администрации муниципалитета в течение 30 дней, то необходимо обратиться с заявлением в Правительство Москвы или к главе местной администрации. К заявлению следует приложить доказательства своего первого обращения, которое, таким образом, лучше направлять либо заказным письмом, либо курьером с уведомлением о получении.
  • Если и после этого обращения жильцов остаются без каких-либо действий со стороны властей, следует написать жалобу на них в прокуратуру. После подачи жалобы, прокуратура должна в течение 30 дней выполнить проверку данного факта и сообщить о ее результатах.
  • Если решение прокуратуры не является подходящим для подателей заявления, они могут обратиться в суд.
  • Префектура или орган местного самоуправления направляет в ГИБДД запрос об установлении владельца брошенного транспортного средства. Если ГИБДД не устанавливает хозяина машины, то в течение 5 дней (для Москвы – в других городах, срок может быть другим) префектурой принимается решение об эвакуации автомобиля. Он транспортируется на штрафстоянку, с составлением необходимого акта. Если в течение месяца после эвакуации машины ее владелец так и не объявится, то она переходит в муниципальную собственность и в скором времени будет утилизирована. Если же владелец объявится и захочет забрать авто обратно, то ему придется оплатить стоимость расходов по перемещению автомобиля и нахождению его на штрафстоянке.
  • Выполнение этой схемы может быть затруднено во многих городах России, так как отсутствуют ресурсы и нормативные акты, предназначенные для ее реализации. Например, в ГИБДД нет механизма передачи данных о владельцах автомобилей, а в местных бюджетах не заложены средства на эвакуацию, хранение и утилизацию брошенных машин.

    Какой автомобиль считается брошенным?

    К автомобилям, которые могут быть признанными брошенными, и которые впоследствии можно законно эвакуировать относятся:
  • Машины после ДТП, не подлежащие восстановлению;
  • Не комплектные, но поддающиеся восстановлению автомобили – например, со снятыми колесами, выбитыми стеклами и т.п.;
  • Не комплектные и не подлежащие восстановлению автомобили, которые состоят на учете в районных управлениях ГИБДД;
  • Автомобили с отсутствующими государственными номерами.
  • В то же время, в различных регионах России могут приниматься различные законы, которые расширяют понятия брошенного автомобиля и определяют порядок его эвакуации. Например, в Санкт-Петербурге в 2012 году были приняты поправки к закону «Об административных правонарушениях». Исходя из них, в Северной столице брошенным считается авто, которое является неподвижным в течение 30 дней с момента обнаружения и у которого отсутствует кузовные детали, фары, стекла и пр. Таким образом, даже машина с выбитой фарой или спущенным колесом может считаться автохламом. А вот, например, в Челябинске или Екатеринбурге эвакуация брошенных машин вообще не предусмотрена, так как, по мнению местных властей, она противоречит законодательству.

    Резюме

    Бороться с ржавеющими останками транспортных средств во дворах можно и нужно. Главное при этом придерживаться норм законодательства и не допускать самоуправства. Лучшим вариантом будет убедить владельца в необходимости эвакуации его автохлама. Если это сделать не удастся, следует обратиться в местные органы власти. Важно помнить, что эвакуация брошенного автомобиля силами жителей двора может быть расценена, как угон, в соответствии со ст. 166 Уголовного кодекса (неправомерное завладение автомобилем без цели хищения). Ведь, в каком бы плохом состоянии не находился автомобиль с государственными номерами, у него есть законный хозяин. А значит, он в любой момент может объявиться и подать в суд на тех, кто причинил ему ущерб.

    Сегодня в некоторых дворах можно увидеть такую картину: стоит себе машина. Год, два стоит, а хозяина всё нет. Ржавеет потихоньку и покрывается "жуками". Местные власти на это не реагируют, на штрафстоянку никто её не везёт. А машина продолжает портить внешний вид двора и занимать парковочное место на без того тесной стоянке. Что же с этим можно сделать и как решить проблему брошенного автомобиля?

    К сожалению, самостоятельно невозможно увезти машину на эвакуаторе. То есть, вы конечно можете нанять его и вывезти с занимаемой территории, да только это повлечёт за собой наказание согласно статье №166 УК РФ. Потому что по документам - это обычный автомобиль, никакой не автохлам, да и к тому же чья - то собственность. Пускай, хозяин и не появляется. Тем не менее - он есть и имеет право подать на вас в суд за незаконное изъятие у него собственности. К тому же, только собственник может определить считать ли его авто хламом или нет. Как же действовать в этой ситуации? Ведь, помимо неудобств, брошенная машина представляет опасность: долгое нахождение на воздухе окисляет металл, что в свою очередь ведёт к проникновению с дождём в почву окиси железа, а это вредно для грунта. Масло и другие вредные жидкости, которые выливаются из авто проникают в грунтовые воды и канализацию. А брошенный аккумулятор - вообще довольно опасная вещь. Свинец и соляная кислота, находящиеся в нём высоко токсичны и могут накапливаться в организме.


    Что делать, если вы обнаружили брошенное авто


    Самое главное - найти собственника, если он имеется. Это вы можете сделать в отделении ГИБДД по месту жительства. Тут есть два варианта развития событий: либо собственник бросил авто, которое ещё не утратило свои потребительские качества, либо утрата потребительских качеств - уже очевидный факт. Так вот, действовать далее нужно по - разному. Ниже мы рассмотрим несколько вариантов решения проблемы.


    А как долго может стоять бесхозный транспорт? По закону - да сколько угодно! Только если это не мешает другим машинам и пешеходам. То есть, машина может гнить во дворе вечно, если правильно припаркована. Но вернёмся к поиску собственника.


    Если владелец есть

    Итак, если владелец имеется и найден. Попросите его о снятии с учёта и утилизации автомобиля. Возможно, он с радостью это сделает, если понимает, что его автомусор только зря простаивает во дворе и всем мешает. Для этого надо снять машину с учёта, затем обратиться в службу по эвакуации и утилизации автотранспорта. Такие есть в каждом городе.

    А вот если хозяин авто не желает ничего делать в этом направлении и его всё и так устраивает, тогда действовать вы можете только через суд. Необходимо будет доказать, что машина уже лишена потребительских качеств и во дворе ей не место. Для этого нужно установить факт перехода авто в состояние хлама, а потом предъявить требование о его ликвидации с занимаемого места. Главное - действовать на законных основаниях, прибегая к помощи судебных органов и всё у вас получится.

    Если хозяин не найден

    Если вы не можете найти владельца или он отказался от прав собственности на автомобиль, то в этом случае автотранспорт считается безхозным. Тогда ваши действия должны выглядеть следующим образом:

    Всем жильцам необходимо написать заявление в местную администрацию об утилизации автомобиля

    Администрация, в свою очередь, сформирует комиссию, осмотрит машину и напишет заключение по этому вопросу

    Если реакции на ваше заявление нет в течение месяца, смело идите к главе данного госоргана с копией заявления

    Если и в этом случае результата ноль, то ступайте прямиком в прокуратуру.

    Следующая инстанция - суд. В случае, когда для вас не приемлемо решение прокуратуры.

    Как должны действовать местные власти

    При поступлении заявления от жильцов действия госорганов будут следующими:

    Запрос в ГИБДД, чтобы установить владельца авто

    Если машина ни на кого не оформлена, предпринимается постановление об эвакуации

    Автотранспорт везут на штрафстоянку

    Машина переходит в муниципальное владение при неявке хозяина в течение месяца

    В таком случае авто утилизируется

    Исключение составляет отсутствие нормативных актов в данном регионе и отсутствие средств в бюджете на данные процедуры. Тогда только суд.

    Решение вопроса о брошенном авто в суде

    Вы имеете право обратиться в суд для признания авто бесхозным, если его наличие несёт вам определённые неудобства.

    Вот собственно и всё, что мы хотели вам рассказать о проблеме брошенных авто. Помните: пути решения есть всегда. Главное, чтоб все ваши действия всегда были согласованы с законом.

    Мы давно хотели написать подобную статью. Но увидели статью в газете «Мой район» и решили, что неплохо бы познакомить с ней посетителей нашего сайта.
    Старые ржавые «Жигули» без номеров и видимых признаков наличия хозяина, годами гниющие под вашими окнами. , ежедневно блокирующий своим гигантским «Джипом» проезд другим автомобилистам. Как следует действовать, чтобы победить зло – и при этом не нарушить закон? «Мой район» спросил у специалистов и составил инструкцию к действию.

    Инструкция №1: боремся с автохамством

    Ситуация, которая встречается во многих дворах: один альтернативно одаренный товарищ паркуется так, что блокирует выезд другим автомобилистам. Нередко заодно мешая мамам с колясками, велосипедистам – да и просто двуногим гражданам. Начинаются «парковочные войны».

    «Я сам принимал в них участие, — признается эксперт движения автомобилистов «Свобода выбора» Дмитрий Попов. – Понятно, что места не куплены, но у нас есть правила общежития, которые следует соблюдать. Нарушители этих правил сталкиваются с противостоянием людей. Можно, например, автомобили подгонять вплотную – это эффективно. Вести переговоры путем записок и личных бесед с водителем.

    Если же человек по-хорошему не понимает, можно попытаться найти формальное нарушение в его действиях. Например, если автомобилист паркуется у выезда рядом с парадной – вполне возможно, он загораживает пути эвакуации при пожаре. Тогда следует пойти в Госпожнадзор и сообщить им об этом. Они далее по инстанции должны направить обращение к участковому, и тот выпишет предписание. Но гражданам стоит этот момент проконтролировать: то есть буквально взять участкового за руку и следить за выполнением».

    Да, в такой ситуации уполномоченным лицом в борьбе с автохамством становится участковый – подтверждает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов. «Участковые не горят желанием решать подобные проблемы, — считает эксперт. – Поэтому надо приходить, писать заявление. Настаивать на том, чтобы оно было зарегистрировано. И сопровождать эти действия звонком на номер полиции 02.

    Главное: не следует заниматься самоуправством и портить чужую собственность, потому что за этим может последовать административное наказание».

    Инструкция №2: защищаем газоны

    Креативные работники одной из управляющих компаний Калининского района Петербурга придумали размещать у подъездов объявления следующего содержания: автомобилист, мол, окстись – штрафы сейчас настолько велики, что тебе будет дешевле арендовать место в нашем крытом многоэтажном гараже! Если на совесть надавить не удается – почему бы не надавить на жадность?

    Не менее креативные энтузиасты в Василеостровском районе обнесли один из газонов на Новосмоленской набережной эстетичными природными валунами – защитив его таким образом от автомобилистов.

    «Парковка на газонах нарушает законодательство Петербурга в сфере благоустройства, — говорит Дмитрий Попов. – Действовать надо так: составляем заявление, прикладываем к нему фотографии, просим провести обследование, установить сумму ущерба. В каждой районной администрации есть отдел контроля Государственной Административно-технической инспекции (ГАТИ) – он-то и занимается нарушениями законодательства в сфере благоустройства. Заявление пишем на имя главы районной администрации: мол, «прошу дать указание представителю отдела контроля ГАТИ провести расследование по данному факту». Штрафы за парковку на газоне большие, плюс если насчитать ущерб зеленым насаждениям…»

    Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», опубликован в «Российской Газете» 1 января 2011 года:

    Статья 32. Размещение транспортных средств на газонах, территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок

    «Размещение транспортных средств на газонах, а также нахождение механических транспортных средств на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок без письменного разрешения должностных лиц, уполномоченных выдавать указанные разрешения в соответствии с правилами охраны и использования указанных объектов благоустройства, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения работ по содержанию и ремонту зеленых насаждений, а также за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».

    Инструкция №3: боремся с автохламом

    Наиболее сложная ситуация, по мнению Дмитрия Попова, складывается с автохламом – старыми уродливыми (часто – неоднократно битыми и граблеными) машинами, которые годами гниют во дворах, своим внешним видом нивелируя всю эстетику придомовой территории. Юридически нет такого понятия – «автохлам».

    «Некоторые говорят: нет знаков – значит, машина ничья. Это не так. С таким же успехом можно то же самое говорить про велосипед, припаркованный на улице. Любая такая вещь – это чья-то собственность. И просто так удалить её с дороги отнюдь не просто: могут вменить хищение имущества граждан, — говорит эксперт. – Итак, сначала ставим вопрос, есть ли хозяин. Автохлам можно поделить на две категории: первая – очевидно бесхозная машина; вторая – кто-то давно припарковал свои драные «Жигули» и всё еще грезит, что когда-нибудь их восстановит и продаст. Со второй категорией сделать ничего нельзя. С первой — можно попытаться достичь корпоративной солидарности с МЧС и подвести правовую базу в том духе, что автохлам ограничивает пожарный подъезд (это, по сути, любая парадная). Но это нудная процедура. Так что тут не худо было бы развить общественную активность, найти собственника и надавить на его совесть».

    Довольно простой (и достаточно эффективный) способ решить проблему автохлама предлагают активисты проекта «Красивый Петербург»: нужно сделать фотографию разбитой машины, зайти на сайт КрасивыйПетербург.рф, разместить там снимок, указав адрес – через 30 дней ответственный чиновник должен отчитаться на предмет того, что это за машина и кому она принадлежит.

    «Практика показывает, что если у машины нет номеров – за ней тут же приезжают, грузят ее и увозят, — говорит координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. — Если регистрационные номера есть – созваниваются с собственником. Если такая машина обнаружена на газоне, собственнику оперативно выписывают штраф. Если на парковке – проводится разъяснительная беседа: о том, что налицо признаки бесхозности, просим убрать. После такого диалога некоторые собственники идут навстречу. Другие чинят авто и продают или сдают в металлолом. Большинство, конечно, упирается: моя машина, нормально припаркована… В этом случае очень важно умение властей договориться с собственниками».

    По статистике «Красивого Петербурга», из всех жалоб на автохлам в приятную (для радеющих за красоту дворов) сторону были удовлетворены порядка 30%. Согласитесь, немало.
    Также читайте про то, как бороться с парковками автомобилей на газонах.