Взимание утилизированного сбора с прицепа грузового автомобиля. Утилизационный сбор на автомобили – что это такое? Куда платить УС и кто является получателем сбора

Принимая решение о покупке автомобиля как на отечественных просторах, так и за пределами родной страны, необходимо учитывать все затраты связанные с подобным приобретением.

Одной из статей расходов является обязательная уплата утилизационного сбора на ввозимый транспорт либо на транспорт за который продавцом данный взнос не вносился ранее.

Что это за платеж и какой порядок уплаты для него установлен, вы узнаете, ознакомившись с материалами представленной статьи.

Вид платежа

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды.

Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте () приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД .

Плательщики

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля. В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.

Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утильсбора.

О том, как не ошибиться с выбором машины с пробегом и на что обратить внимание при оформлении покупки, вы узнаете ознакомившись со следующей .

В случае если у вас возникли сомнения либо вопросы при заключении сделки купли-продажи транспорта, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Квалифицированные специалисты оценят все риски предстоящей сделки и окажут правовую поддержку.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто ;
  2. приобретение авто у льготников , освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей , своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух – Федеральная налоговая служба.

Расчет платежа

Если на авто полагается уплатить утильсбор, плательщику следует помнить, что обязанность по расчету взноса и своевременной оплате полностью ложатся на его плечи.

Порядок исчисления и взимания утильсбора, устанавливается Правительством РФ.

В видеоролике представлены размеры установленных в России утилизационных сборов на транспорт.

Размер платежа определяется исходя из базовой ставки и характеристик каждого отдельно взятого ТС (даты выпуска, массы, объема двигателя, шасси).

Калькуляция сводится к вычислению произведения базовой ставки (B) на коэффициент (K), зависящего от параметров конкретного ТС.

Ставки и коэффициенты для расчета утильсбора на все виды автотранспорта представлены в табличном виде:

Калькулятор для физлиц

Базовая ставка (В) для легковых автомобилей на сегодняшний день составляет 20000 рублей .

Коэффициент (К) для иномарок, ввозимых для личного пользования, независимо от характеристик двигателя, составляет:

  • для новых машин – 0,1 ;
  • для транспорта старше трех лет – 0,15 .

Если документы, которые могли бы подтвердить года выпуска авто, утрачены, то год изготовления устанавливается по VIN-номеру автомобиля. Пограничный возраст три года отсчитывается с 1 июля года выпуска ТС.

Исходя из установленных показателей множителей, утильсбор составляет:

  • на новое авто – 2000 рублей ;
  • на транспорт в возрасте от трех лет и старше – 3000 рублей .

Размер платежа плательщик исчисляет сам и вносит сумму по установленному КБК (коду бюджетной классификации) на счет Федерального казначейства (ФК).

Уплата

Следует иметь ввиду, что порядок оплаты утильсбора в случае если автомобиль пригнан из-за границы и в случае приобретения автомобиля, за которое ранее не вносился соответствующий платеж, различен.

Ввоз иномарки

В случае если автомобиль ввозится из-за границы физическим лицом, утильсбор взимается Федеральной таможенной службой (ФТС).

Оформление и оплата должны укладываться в отведенные на сроки.

Для прохождения процедуры полного растаможивания пригнанного транспорта, плательщику необходимо явиться в таможенный орган по месту жительства имея при себе следующие документы:

  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов, удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора
  • договор купли-продажи на автомобиль ;
  • копии платежек
  • копия доверенности

Проверив верность произведенного расчета суммы утильсбора, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Информацию о порядке уплаты, а также узнать КБК и банковские реквизиты вы можете на официальном сайте ФТС .

Приобретение авто без утильсбора

Взимание с автопроизводителей, а также с физических лиц, приобретших ТС без ранее оплаченного утильсбора производит Федеральная налоговая служба (ФНС).

На сайте ФНС функционирует раздел “Утилизационный сбор “, где можно узнать КБК, оформить по соответствующей форме расчет утильсбора, а также записаться на прием в налоговый орган вашего региона.

По истечении 3 рабочих дней с момента перечисления суммы утильсбора на счет ФК необходимо явиться в налоговый орган для подтверждения верности перевода.

При себе плательщик должен иметь ряд документов:

  • заполненную форму расчета утильсбора ;
  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора (одобрение типа шасси ТС, сертификат соответствия, свидетельство о безопасности, заключение техэкспертизы, товаросопроводительная документация);
  • договор купли-продажи (для физлиц приобретших ТС);
  • копии платежек , подтверждающих факт внесения денежных средств по соответствующему КБК.
  • копия доверенности , если плательщик действует через доверенное лицо.

При оформлении документов на самостоятельно собранное авто, следует представить в налоговую копии ПТС автомобилей на основе которых было создано новое ТС. В этой ситуации размер платежа рассчитывается как разность между суммой подлежащей уплате и раннее внесенных сумм утильсбора.

Проверив верность произведенного расчета, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Если вы уплатили неверно рассчитанный утильсбор, вам предстоит либо доплатить недостающую сумму, либо заполнить заявление о возврате излишне внесенных денежных средств.

Выводы

  1. Приобретая очередной автомобиль убедитесь в оплате утильсбора , проверив наличие отметки в соответствующем разделе ПТС.
  2. Обратите внимание на дату выдачи ПТС , если документ датирован ранее 01.09.2012 все в порядке – уплата утилизационного сбора не требуется.
  3. Неуплата утильсбора влечет отказ ГИБДД в постановке транспорта на регистрационный учет . В свою очередь, согласно ст. 12.1. КоАП РФ, управление транспортом не прошедшим госрегистрацию карается наложением штрафа в размере 500-800 рублей , а за очередное нарушение с автовладельца взыщут 5000 рублей либо лишат водительских прав сроком до трех месяцев.

Если у вас остались вопросы связанные с уплатой утилизационного сбора либо возникли спорные ситуации с представителями закона, обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Для большинства автолюбителей утилизационный сбор является неким нововведением. Кто должен его оплатить? Каков его размер? В статье расскажем про утилизационный сбор на автомобили, ответим на часто задаваемые вопросы.

Утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Кто обязан производить уплату утилизационного взноса?

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Для расчёта размера утилизационного сбора необходимо воспользоваться следующей формулой:

Базовая ставка:

  • легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях – 20000 рублей;
  • легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, автобусы, грузовые автомобили – 150000 рублей.

Коэффициент расчёта суммы зависит от нескольких параметров:

  • возраст автомобиля;
  • тип двигателя;
  • рабочий объём двигателя;
  • цель использования автомобиля (коммерческая, личная);
  • полная масса автомобиля;
  • масса шасси.

Пример 3. Гайкин Г.Г. планирует приобрести новый легковой автомобиль массой 1900 кг для личного пользования. Коэффициент расчёта суммы 0,83. Размер утилизационного сбора составит: 20000 * 0,83 = 16600 рублей.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Новый автомобиль
Для физических лиц:
1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
0,17 0,26
Для юридических лиц:
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Правила уплаты утилизационного сбора

После произведённого расчёта размера утилизационного сбора его необходимо уплатить. С этой целью оформляется платёжное поручение, где указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 12 02000 01 2000 120. Утилизационный сбор не является налоговым сбором.

После уплаты утилизационного сбора в Паспорте транспортного средства (ПТС) проставляется отметка об уплате в разделе «особые отметки».

Не стоит волноваться покупателям автомобилей на вторичном российском рынке по поводу отсутствия данной отметки лишь в двух случаях:

  • автомобиль отечественной сборки получил ПТС до 01.09.2012 г.;
  • автомобиль импортного производства завезён на территорию Российской Федерации до 01.09.2012 г.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

В случае неуплаты утилизационного сбора штрафные санкции не предусмотрены, но предусмотрена невозможность регистрации транспортного средства, т.е. постановки на учёт. А это, в свою очередь, влечёт неприятности в соответствие со ст.12.1 КоАП РФ:

В каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативные акты, регулирующие сбор

При рассмотрении вопросов, касающихся утилизационных сборов, рекомендуется обращать внимание на нормативные акты:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Утилизационный сбор в Казахстане / Беларуси

Утилизационный сбор в Казахстане введён с 2016 года. Формула расчёта утилизационного сбора такая же, как и в РФ. Базовая ставка составила 50 МРП (106050 тенге). Коэффициент расчёта утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 3
1001-2000 куб.см 7
2001-3000 куб.см. 10
свыше 3001 куб.см 23
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 3
2,5-3,5 тонны 4
3,5-5 тонн 5
5-8 тонн 5
8-12 тонн 6
12-20 тонн 11
20-50 тонн 17

Утилизационный сбор в Беларуси введён с 01 марта 2014 года. Принцип исчисления утилизационного сбора во многом схож с исчислением сбора в Российской Федерации. В 2017 году размер утилизационного сбора составил (в белорусских рублях):

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора (бел.руб.)
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 8514 52470
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 8514 52470
1001-2000 куб.см 13266 81774
2001-3000 куб.см. 25344 81774
3001-3500 куб.см 34353 282150
свыше 3500 куб.см 54450 346599
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили, ввозимые с территории государств – членов Евразийского экономического союза вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 37125 65340
2,5-3,5 тонны 59400 92813
3,5-5 тонн 74250 118800
5-8 тонн 81675 338580
8-12 тонн 99495 513068
12-20 тонн 109148 746955
20-50 тонн 215325 876150

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я планирую доставить легковой автомобиль из Японии для собственного пользования. Когда мне необходимо оплатить утилизационный сбор?

Вопрос №2. При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации какую сумму утилизационного сбора мне придётся уплатить? Автомобилю 4 года.

При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации Вам необходимо рассчитать размер утилизационного сбора. Для этого необходимо воспользоваться формулой:

  • Базовая ставка – 20000 рублей
  • Коэффициента расчёта утилизационного сбора – 0,26
  • Размер утилизационного сбора 20000 * 0,26 = 5200 рублей.

Вопрос №3. Могу ли я вначале поставить транспортное средство на регистрационный учёт в ГИБДД, а после этого оплатить утилизационный сбор?

Нет, Вы не сможете этого сделать, т.к. инспекторы обязаны проверить наличие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС, после чего будут иметь право оформить регистрацию автомобиля.

Вопрос №4. В случае несвоевременной уплаты утилизационного сбора будет ли мне насчитываться пеня?

Законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора, но вот штраф за управление незарегистрированным транспортным средством сотрудники ГИБДД всё же выпишут. Карательные меры могут быть вплоть до лишения права управления транспортным средством на срок до трёх месяцев.

Предлагаем вам ознакомиться со ставками утилизационного сбора на самоходные машины. Впервые данный сбор был введен на различные виды и категории спецтехники в 2016 году, в 2018 году базовая ставка была поднята. В 2019 году скорректирован перечень видов и категорий самоходных машин

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639)

Идентификационный код*(1)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)*(6)

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

И менее 400 л.с.

III. Экскаваторы (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)*(6)

мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000)*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0)*(6)

прицепы грузоподъемностью более 10 тонн

полуприцепы грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства (классифицируемые по коду 8436 80 100)*(6)

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190 1, 8427 20 190 2, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)*(6)

c объемом двигателя менее 300 куб. см

XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10 )*(6)

с объемом двигателя не более 300 куб. см

с объемом двигателя не менее 300 куб. см

XIV. Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709 )*(6)

мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с.

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9 )*(6)

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000)*(6)

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

мощностью силовой установки более 400 л.с.

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные (классифицируемые по коду 8433 59 110)*(6)

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

мощностью силовой установки более 401 л.с.

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0 )*(6)

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

XIV. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10)*(6)

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1 750 л.с.

мощностью силовой установки не менее 1 750 л.с.

*(1) Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

*(2) Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

*(3) Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп (полуприцеп), установленная производителем (изготовителем).

*(4) Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

*(5) Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

*(6) Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций. В целях реализации настоящего постановления самоходными машинами не признаются машины мощностью силовой установки менее 5,5 л.с., управляемые рядом идущим водителем (оператором).

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка".

Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?

Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.

Кто должен платить утилизационный сбор?

В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля:

  • Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы;
  • Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины.

Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:

  • Когда автомобиль насчитывает 30 лет и более. Почтенный возраст должен дополняться еще двумя обстоятельствами: (автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях; рама, кузов и двигатель, должны быть «родными»).
  • Если ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству на территории РФ, каким-либо международным организациям, сотрудникам или членам их семей.
  • Если автовладелец в рамках соответствующей программы по «добровольному переселению соотечественников из-за рубежа» ввозит в страну машину как своё личное имущество.

Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.

Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой - сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициент а:

Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:

  • возраст ТС;
  • масса ТС;
  • габариты автомобиля;
  • объем двигателя.

Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:

  • легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
  • грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).

Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.

Где ставится отметка об уплате утилизационного сбора?

Доказательства об оплате сбора должны быть зафиксированы – необходимо, чтобы в ПТС стояла соответствующая отметка, настоятельно рекомендуем вам обратить на это внимание, при оформлении сделки купли/продажи авто. Для этого в паспорте транспортного средства существует специальный раздел для особых отметок.

Отметка может не стоять по нескольким причинам:

  • паспорт автомобиля был получен владельцем ранее, чем 1 сентября 2012 г.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ до 01.09.2012 года.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года, но владелец не оплатил сбор на утилизацию.

Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!

Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.

Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.

Наказания за неуплату утилизационного сбора

Основная проблема состоит в том, что до того момента, пока сбор не будет оплачен, автотранспорт поставить на учет не получится. Даже если на руках имеется паспорт транспортного средства, оно не будет считаться прошедшим регистрацию.
Транзитные номера действительны всего двадцать суток, в дальнейшем это штраф, в сумме от пятисот до восьмисот рублей первично, и наказание, вплоть до лишения водительского удостоверения на 3 месяца, при повторной проверке и выявления факта неуплаты. Данные штрафы регламентирует статья 12.1 КоАП РФ и инспектора ГИБДД будут весьма рады обнаружить у вас отсутствие отметки об оплате утилизационного сбора.

Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно

В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:

Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.

Кроме того, вам понадобятся:

  • копия паспорта владельца автомобиля;
  • оригинал и копия паспорта транспортного средства;
  • документ, подтверждающий уплату сбора;
  • документ, свидетельствующий о том, что была совершена повторная ошибочная оплата.

Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.

Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.

Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.

Введение утилизационного сбора на спецтехнику наносит серьезный вред импортерам и производителям, так как заставляет повышать стоимость продукции в 1,5 раза. Соответственно, у потенциальных клиентов снижается покупательная способность. Впервые утилизационный сбор на спецтехнику был утвержден в феврале 2016 года. В этом году он также остается актуальным. Данное постановление действует не только на спецтехнику, но и на прицепы, легковые и грузовые автомобили, снегоходы и прочее. Размеры сборов являются различными и могут составлять от 10% за новую технику и до 200%, если ей уже более трех лет.

Правительством был принят утилизационный сбор на спецтехнику 2018, чтобы повысить конкурентоспособность местного производства и заместить импорт. Больше всего это затронуло дорожно-строительную технику и сельскохозяйственную. На рынке происходил спад спроса на отечественную продукцию из данной сферы и сбор должен был его повысить.

Таким образом, если дело касается новых изделий, не бывших в эксплуатации, то ситуация на рынке изменится незначительно, так как суммы вырастут всего на 5-10 процентов. Но для покупки б/у спецтехники все стало намного хуже, так как по различным подсчетам стоимость может вырасти в два раза, что сделает покупку нерациональной. Если приложить к данной ситуации значительное падение курса рубля за последнее время, то проблемы становятся более серьезным. По данным за прошлый год, доля импортной техники составила около 30%. В основном она поставлялась из Германии и Соединенных Штатов Америки. Но если рассматривать долю по тракторам, то в основном их поставляли из Белоруссии и Казахстана.

Закон постановление

Официальное постановление, которое было утверждено правительством на 1 января 2018 года, было принято еще 11 мая 2016 года. Это было постановление 401, которое освобождает технику от утилизационного сбора, если ее масса составляет менее 10 тонн. Если срок службы техники был менее трех лет, то минимальная сумма составляет 150 тысяч рублей взноса. Размер утилизационного сбора на спецтехнику 2018, при условии ее работы более трех лет, может доходить выше миллиона, в зависимости от массы и мощности силового агрегата. Таможенные органы в последствие получили дополнительное распоряжение, что с полуприцепов сбор не должен взыматься.

Преимущества

Несмотря на то, что нововведения поставили покупателей в сложную ситуацию, по мнению правительства это принесет ряд преимуществ в отрасль в целом:

  • В первую очередь, утилизационный сбор на спецтехнику 2016 сбавит интерес покупателей к зарубежной продукции и переключит внимание на отечественную, что приведет к ее большему развитию;
  • Уменьшит количество техники бывшей в употреблении, которая обладает небольшим остаточным ресурсом и требует утилизации в скором времени;
  • Снизит загрязнение окружающей среды;
  • Пополнит бюджет государства новыми поступлениями.

Недостатки

Но в большинстве случаев пользователи видят здесь недостатки. Среди основных из них такие как:

  • Повышение стоимости спецтехники зарубежного производства;
  • Требуется покупать теперь оборудование отечественного производства, что не обладает столь широким выбором и показателями качества, или новое зарубежное, которое дороже обходится;
  • Становится трудно обновлять парк спецтехники и развиваться в данной сфере.

Расчет и пример расчета утилизационного сбора

На данный момент базовой ставкой для сбора является 150 тысяч рублей. Здесь еще требуется учитывать коэффициента расчета, которые зависят от веса машины и мощности ее двигателя. К примеру, если рассчитывать утилизационный сбор в 2018 на спецтехнику, такую как зерноуборочный комбайн, мощность двигателя которого составляет 255-325 лошадиных сил, то помимо основной стоимости потребуется заплатить еще 975 тысяч рублей. Для техники помельче данный взнос будет не столь большим. Для трактора мощность до 220 лошадиных сил сумма достигает 450 тысяч рублей. В то же время для бульдозера в 30 тонн дополнительно придется вложить 1 200 000 рублей.

Сейчас на некоторых сайтах можно встретить таможенный калькулятор, который поможет вам максимально точно определить ставки утилизационного сбора на спецтехнику. Ведь они зависят от параметров самого оборудования, поэтому на основе главных данных можно рассчитать значение автоматически. Масса, объемы, мощность двигателя и прочие параметры учитываются по актуальным тарифам, что обеспечивает в итоге максимально достоверный результат. Естественно, что при прохождении таможни может учитываться больше нюансов, но сумма в итоге будет приблизительно одинаковой.

Таблица значений

Код идентификационный Виды и категории самоходных машин Коэффициент расчета
Новые машины Машины более 3 лет
Автогрейдеры
A 01 Автогрейдеры весом менее 10 тонн 3,2 8,5
A 02 Автогрейдеры весом выше 10 тонн, не превышая 14 тонн 4,2 11
A 03 Автогрейдеры весом выше 14, не превышая 17 тонн 6 16,2
A 04 Автогрейдеры весом выше 17 тонн 8 23,7
Бульдозеры
B 01 Бульдозеры весом менее 10 тонн 4 12
B 02 Бульдозеры весом выше 10 тонн, не превышая 24 тонн 7 35
B 03 Бульдозеры весом выше 24 тонн, не превышая 35 тонн 8,4 55
B 04 Бульдозеры весом выше 35 тонн, не превышая 50 тонн 10 70
B 05 Бульдозеры весом выше 50 тонн 15 100
Экскаваторы
C 01 Легкие (массой менее 17 тонн при мощности двигателя менее 170 л.с.) 4 17
C 02 Средние (весом выше 17 тонн и не более 32 тонн при мощности двигателя не более 250 л.с.) 6 25
C 3 Тяжелые (весом выше 32 тонн при мощности двигателя выше, чем 250 л.с.) 8 40,5
Перегружатели колесные
D 01 Легкие (весом менее 15 тонн при мощности до 100 л.с.) 2,5 76,6
D 02 Средние (весом выше 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 3,3 125,3
D 03 Средние (весом выше 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 4 125,3
D 04 Тяжелые (весом выше 22 тонн при мощности двигателя более 150 л.с.) 4,4 160,9

Заключение

С учетом того кто платит утилизационный сбор на спецтехнику, права покупателей стали более ограниченными, так как для покупки старых вещей потребуется значительно больше денег. В то же время, все это должно простимулировать перемены на рынке данной продукции. Частные лица здесь практически не затронуты, если не считать последующего повышения цен на готовую продукцию и строительные услуги за счет ввода сбора, влияющего на себестоимость используемой техники. Больше всего это отобразится на самих компаниях, которые закупают и используют спецтехнику.