Во францию на машине самостоятельно. Путешествие по Франции на автомобиле — дороги и пейзажи

В июле 2013 года мы с друзьями совершили небольшое путешествие по Франции на арендованной машине. Из Хельсинки в мы прилетели уже ближе к ночи, переночевали в квартирке недалеко от Эйфелевой башни, попили вина на Марсовом поле и весь следующий день ездили на велосипедах по центру Парижа, осматривая достопримечательности.

С утра решили сразу же забраться на башню, зная, какая очередь там может быть днем (хотя и утром очередь была порядочная).

Первое что мы увидели в Париже — Эйфелева Башня

Совет: Очередь на Эйфелеву башню можно немного сократить, если пешком подняться на первый уровень башни, а дальше уже воспользоваться лифтом.

На башню мы потратили около трех часов, так как с 7 часов вечера у нас была забронирована машина, мы решили, что нам необходимо быстренько проехаться по основным достопримечательностям Парижа и велосипед был просто незаменим, благо его можно взять в аренду в любой части города, так же как и вернуть.

Вид с Эйфелевой башни на Париж останется в нашей памяти надолго, это нужно обязательно увидеть своими глазами

Проезжаем мимо Fontaine de Vaucluse - живописной долины с горной рекой и города Гордеса, расположенного на скале.

Город Гордеса находится на скале

Следующий по плану Abbaye de Senanque и его лавандовые поля.

Лавандовые поля Abbaye de Senanque

Марсель — вторая столица Франции

После лавандовой терапии приезжаем в с его улочками под разными углами и невероятной парковкой.

Марсель – крупнейший порт и второй по величине город Франции расположен на юге Франции, на берегу Лионского залива Средиземного моря. Марсель, основанный греками в 600 г. до н. э., считается самым старым в стране городом.

Вид на Марсель с горы

Одновременно он является одним из ведущих промышленных центров Франции, и тем не менее Марсель, гордится своим уникальным историческим наследием. Его усыпанный небольшими островами залив и небольшие скалистые бухты (Les Calanques) считаются уникальным в своем роде природным явлением.

Ночевали в кемпинге, недалеко от Марселя (рядом с бухтой Cassis).

Бухта Cassis (Марсель) — недалеко от нее находился наш кемпинг

Обед в Каннах

Заехали в небольшой городок Антиб, с его впечатляющим парком яхт.

городок Антиб — французская стоянка яхт)))

Ницца и Монако

На 9 день нашего автопробега прибыли в . Так как из Ниццы мы улетали, мы разбили лагерь на 2 суток и отправились в Монако, за 3 часа пешком обошли 2/3 страны, двоякое впечатление. Количество дорогих яхт и автомобилей зашкаливало.

Монако — не для бедных людей 8)

После Монако, заехали в позагорать и на секундочку в Италию, ну как же не отметится в другой стране.
Последний ужин был в замечательном разноцветном городке Villefranche-sur-Mer под Ниццой.

Villefranche-sur-Mer под Ниццой, там мы и поужинали

В самый последний день потратили на осмотр достопримечательностей Ниццы.

Ницца – это город и порт на юге Франции, расположенный на побережье Средиземного моря, между Марселем и Генуей с населением в 340 тысяч, Ницца одновременно является крупным туристическим центром и популярным Лазурного побережья Франции. Город был основан греками в 5 веке до нашей эры и назван в честь Ники, богини победы. В 19 веке французская элита и царская аристократия очень любили бывать в Ницце.

Сегодня же этот город больше похож на коммерческий центр и курорт среднего класса: он не такой фешенебельный и такой дорогой, как курортные города, находящиеся по соседству. Тем не менее, благодаря близости международного аэропорта и скорому поезду, следующему из Парижа, Ницца является первым курортом на Лазурном побережье, который посещают многие туристы.

Ну вот как то так и пролетели 10 дней. Теперь Франция моя любимая страна!

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Пленительная леди-Франция — это отдых с шиком: насыщенная экскурсионная программа, Лазурное побережье, знаменитейшие музеи, гастрономические провинции и замки Луары. Роскошь изысканных деликатесов, пьянящий вкус вина, свежесть горнолыжных курортов – это все о Франции!

У нас вы можете узнать, как добраться до этой туристической мечты и заглянуть в любой ее уголок, с помощью своего, либо арендованного авто.

Визовый режим

Франция входит в круг стран, объединенных общим Шенгенским договором. Для посещения этой страны гражданам РФ и СНГ нужно получить шенгенскую визу во Францию. Подать документы на получение визы можно в Визовые центры Франции в городах России. Требования к пакету документов стандартные «общешенгенские»: срок действия паспорта – 3 месяца, бронирование билета, отеля и документы, гарантирующие финансовую состоятельность тура. Нюансы – три чистые страницы загранпаспорта. Подачу документов нужно производить, предварительно записавшись онлайн. Кроме визового сбора в 35 евро, придется оплачивать также сервисный – тысячу рублей с небольшим.

Как добраться

Конечно, люди разные и вкусы у всех тоже разные. Кто-то предпочитает путешествовать на самолете, кто-то на поезде, автобусе, пароме или машине. Мы же вам можем только посоветовать, какой из этих способов будет наиболее удобен, дешев, быстрее или интереснее.

Итак, наиболее оптимальный вариант пути – это перелет на самолете. Ежедневные регулярные перелеты из Шереметьево-2 в Руасси - Шарль-де-Голль осуществляют авиакомпании «Аэрофлот» и Air France. Продолжительность полета около 4 часов. Из Санкт-Петербурга (Пулково) совершает рейсы авиакомпания «Россия» и также Air France.

Автолюбители могут совершить захватывающий пробег до Франции на личном транспорте. Способ такого путешествия, конечно, не дешев, но зато вы сами можете организовать себе подробную экскурсию по Европе, безо всяких поездов. По оценкам, бывалых автопутешественников, вы затратите на бензин около 200-250 евро. А, вот, за сколько вы преодолеете 3000 км, это уже зависит от вас. Из плюсов – полная свобода действий, из минусов платные автодороги, белорусско-польская граница и проблема с парковками в самом Париже.

По дороге из Москвы в Париж вам придется пересечь Белоруссию, Польшу, Германию и Бельгию.

Расстояния от Парижа по автотрассе: Москва — 2905 км, Милан — 835 км, Монако — 958 км, Женева — 500 км, Брюссель — 284 км, Амстердам — 514 км, Люксембург — 379 км, Мадрид — 1420 км.

Как арендовать машину

Данная глава посвящена тонкостям аренды авто во Франции, таким как ее стоимость, необходимые документы, страховка, а также сведениям об основных прокатных компаниях страны.

Аренда авто во Франции – это отличный способ понять эту романтично-загадочную страну, не ограничивая свое передвижение короткими экскурсами на туристическом автобусе. Вместе с ключами от автомобиля в ваши руки попадает великолепный шанс воочию лицезреть знаменитые виноградники Шампани и Бордо, а также зубчатые стены замков Луары. Вы можете насладиться автопробегом по Каннам, передохнуть в Нормандии – и все это сделать в рамках одного своего отпуска.

Кстати, аренда авто по-французски звучит, как louer une voiture…заказ лучше делать заблаговременно. При этом, знайте о маленькой ложке дегтя в бочке меда – гарантируется только категория автомобиля, но, отнюдь, не конкретная модель.

Приблизительная стоимость аренды авто С класса, включающая страховку и навигатор – 60-70 евро за сутки, бюджетный вариант – от 30 евро.

Французские автобаны славятся своим хорошим качеством. Так называемые отпускные маршруты, обозначенные зелеными указателями, предназначаются для объезда пробок, которые в часы пик возникают даже на платных трассах. Имейте в виду, что август это не лучшее время для путешествий на авто по Франции, так как начинается сезон отпусков. А также пятничный и воскресный вечер на выезде и въезде в Париж (точно, как в Москве!).

Приятным бонусом является то, что на любой станции техобслуживания можно попросить бесплатный дорожный путеводитель по области.

Фирмы по прокату авто во Франции

Национальный оператор: National.

Международные компании: Avis, Budget, Hertz.

Дискаунтер: Rentacar.

Прокатные брокеры: Rentalcars, Drive Booker.

Необходимые документы и страховка

Чтобы арендовать машину во Франции вам понадобится международное водительское удостоверение и кредитная карта (иногда две). Водитель должен достигнуть 21-летнего возраста и иметь за плечами водительский стаж не менее года. Крупные компании иногда требуют дополнительную плату, если возраст водителя не превышает 25 лет.

Стоимость аренды авто, как правило, включает в себя: неограниченный пробег, страховку «повреждение авто» и НДС. За дополнительные деньги можно заказать страховку от угона, страховку на второго водителя и детское сидение. Авто выдается с полным бензобаком и возвращена должна быть в том же состоянии. Как правило, если авто берется на трехдневный срок и более, то ее можно возратить в другом городе без дополнительной оплаты.

Стоимость топлива

Во Франции можно заправиться 95 и 98 неэтилированным бензином (sans plomb) и дизельным топливом (gazole). В крупных городах работают круглосуточные автозаправочные станции. На автотрассах топливо, как правило, дороже, чем в городской черте.

Стоимость 95-го бензина во Франции достигает 1,55 евро за литр.

ПДД Франции

Соблюдение скоростного режима во Франции контролируется специальными радарами, которых на трассах страны находится превеликое множество (причем указатели, предупреждающие об их наличии, отменены). Опция GPS, которая указывает на местоположение камер, должна быть отключена. Эксплуатация радар-детекторов запрещена. Использование фар ближнего света в светлое время суток разрешается только в условиях плохой видимости и при движении через тоннель.

Знак, который требует уступить дорогу, сопровождается надписями «Vous n’avez pas la priorité» (нет приоритета) или «Cédez Le Passage» (уступите дорогу).

Детей, которые не достигли 10-летнего возраста, перевозить на переднем сидении запрещено. Детское автокресло или бустер обязательно следует использовать, если вес ребенка не достиг 18 кг. Обязательно нужно пристегиваться ремнями безопасности, причем всем пассажирам, включая водителя авто. Крайний ряд слева всегда должен оставаться свободным для обгона. И еще одно непреложное французское правило: «Пешеход всегда прав».

Скоростные ограничения во Франции следующие: населенный пункт – 50 км/ч; вне населенного пункта – 90 км/ч; автодорога – 110 км/ч и автобан – 130 км/ч. Минимальная скорость, разрешенная на автомагистрали – 90 км/ч.

При аренде авто обязательно проверьте наличие обязательного оборудования в нем: знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, а также аптечки и огнетушителя. С 1 июля 2012 года все водители страны, включая иностранных граждан, обязаны иметь при себе алкотестер одного использования, чтобы перед тем, как сесть за руль проверить себя на наличие алкоголя в крови.

Штрафы

Работники полиции имеют право взимать штрафы на месте, выписав квитанцию. Не стоит предлагать блюстителям порядка взяток – они их не берут, но вы можете впутаться в большие неприятности. Также, учтите, что препираться в спорах с представителями закона в цивилизованной Европе не принято.

Допустимое содержание алкогольных веществ в крови водителя – 0,5 промилле.

Некоторые суммы штрафов: превышение скорости – 68-1500 евро; неправильная парковка – 17 евро; проезд на красный сигнал светофора и нарушение правил совершения обгона – 135 евро; не пристегивание ремнями безопасности – от 46 евро; переговоры по телефону без hands free – от 35 евро; превышение допустимой нормы содержания алкоголя в крови и до 0,8 промилле – 135 евро, более 0,8 промилле – 4500 евро и лишение прав на 3 года; отсутствие светоотражающего жилета – 90 евро; отсутствие одноразового алкотестера – 11 евро.

Платные дороги

Движение по некоторым автобанам Францам разрешается только после оплаты, в зависимости от класса машины и расстояния. Стоимость проезда высвечивается на табло, когда машина въезжает на оплачиваемый участок. К оплате принимаются, как кредитные карты, так и наличные. Во Франции платные дороги называются Autoroute peage. Они обозначаются буквой «А» на дорожном знаке синего фона.

Платные участки (тоннели и мосты):

  • Тоннель Mont Blanc между французским Шамони и итальянским Курмайором (11,6 км) -38,90 евро в одну сторону, 48,60 евро туда - обратно, причем заехать в тоннель со стороны Италии будет стоить немного дороже
  • Тоннель Frejus, соединяющий Францию и Италию (12,9 км), -38,90 евро в одну сторону, 48,60 евро туда - обратно
  • Тоннель под Ла-Маншем (51 км) - стоимость проезда автомобиля с пассажирами (до 9 чел.) в одну сторону22 евро (поездка до 2 дней), 44 £ (возвращение в течение 5 дней) и более.
  • виадук Мийо (2,5 км) -6,40 евро и 8,20 евро (июль, август)
  • мост Нормандии (2,1 км) -5,20 евро
  • мост Танкарвиль (1,4 км) -2,5 евро
  • мост острова Ре (2,9 км) -9 евро и 16,5 евро (с середины июня до середины сентября) туда и обратно.

Парковки

Многие паркинги Франции оборудованы автоматами horodateurs, принимающими к оплате определенные карточки, продающиеся в табачных киосках. Бесплатно, как правило, можно припарковаться в будни с 19.00 и до 7.00, в выходные и праздничные дни, а также весь август месяц. Маленькие города предоставляют возможность дополнительно парковаться без оплаты в период с 12.00 и до 13.00. Более точную информацию вы найдете на парковочном автомате. Ставить машину на стоянку более одних суток запрещено, за исключением долгосрочных парковок.

В Париже на сайте www.parkingsdeparis.com. можно заранее зарезервировать себе парковочное место бесплатно.

Стандартная разметка: синяя полоса – парковка на 1,5 ч; зеленая полоса – длительная парковка; красная полоса – парковка запрещена. Белая полоса и знаки Payant или Р обозначают платную парковку. Помимо столицы Франции проблемы с парковкой также часто возникают на курортах Лазурного побережья.

Достопримечательности Франции

Самая главная достопримечательность Франции, это без сомнения Эйфелева башня. Она была построена, чтобы украшать вход Всемирной выставки 1889 года и должна была быть разобрана через два десятка лет. Однако наступление радио эпохи сделало ее востребованной – на вершине Эйфелевой башни были установлены радиоантенны.

Считается, что на территории Франции находится более 40 тысяч замков, разной сохранности, размеров и возраста. Здесь даже есть объединенная отельная база, расположенная в замках, насчитывающая 525 членов.

Одним из самых интересных произведений замковой архитектуры считается Идеальный замок Фердинанда Шеваля рядового французского почтальона, который на протяжении 33 лет после выхода на пенсию строил замок своей мечты.

В 22 км от Парижа расположен Версаль, дворец, задуманный первоначально как скромный домик для охоты Людовика XII. В последующие 50 лет Версаль разросся и стал самым большим европейским дворцом, который служил резиденцией для королей Франции вплоть до Великой французской революции.

Любителям леденящего кровь ужаса обязательно стоит спуститься в парижские катакомбы, которые входят в топ 10 самых страшных мест мира.

Заключение

Увидеть Париж и умереть! Это ли не мечта всех романтичных особ? Но, Франция, это страна, которая придется по вкусу не только молодым, мечтательным девушкам, здесь каждый турист найдет для себя что-то свое. Кому-то понравится наслаждаться вкусом теплых круассанов с кофе, сидя в уютной кафешке; кому-то ездить на архитектурные выставки в музеи, чтобы взглянуть на работы импрессионистов, а кто-то захочет получить шоколадный загар в Ницце по соседству со многими звездами. Не правда ли заманчивая перспектива? Так что собирайте чемоданы! Вы летите в Париж! Ну, а пока, сидя на борту авиалайнера, посмотрите следующий видеоролик о достопримечательностях Франции.

Идея поехать во Францию зрела уже давно. После прошлогоднего успешного опыта поездки на своей машине в Хорватию, способ путешествия даже не обсуждался, настолько нам понравилось ехать своим ходом. И в процессе выбора маршрута было решено посмотреть еще и Италию, так что получился такой вот французско-итальянский отпуск.

До своего места назначения во Франции мы ехали три дня. Дорога проходила через Польшу, Германию и Швейцарию. В Польше мы ночевали в городе Вроцлав. Это красивый, старинный город с замком, полностью увитым зеленым плющом до самой крыши:)

Как ни странно на улицах там было тихо и поэтому прогулка была очень приятной. Только в самом центре, на главной площади царило оживление, там где было скопище всяких ресторанчиков и магазинов. В общем, город понравился. Да и вся Польша тоже симпатичная страна. По крайней мере из окна машины так показалось:) Дальше была Германия. Впечатления от нее самые хорошие. И прежде всего от ее дорог (я ведь все таки оцениваю еще и с точки зрения автомобилиста), и даже не столько от качества дорог, сколько от продуманности и удобства развязок и дорожного сервиса. Наверняка в этих впечатлениях я совсем не оригинален, но в западной Европе я был впервые и соответственно с ее дорогами столкнулся в первый раз. Конечно, мы увидели только два небольших "кусочка Германии", но они нам очень понравились. Я давно хотел увидеть настоящий рыцарский замок и, конечно, не удержался, чтобы не остановиться в таком месте:). Замок Крибштайн вполне оправдал мои самые смелые ожидания. Хорошо сохранившийся, красивый замок в идиллическом месте, к тому же с сохранившейся обстановкой. Однозначно он стоил потраченного на него времени. Потом еще мы гуляли в городе Бамберг. Это такой небольшой городок с великолепно сохранившимся старым центром. Правда поначалу возникла проблема стоянки для машины, но в конце концов мы ее нашли причем даже была бесплатной (в Европе есть проблемы с парковками, это факт, тем более с бесплатными, поэтому этот аспект для меня немаловажен). Там мы немного погуляли, но, к сожалению, время нас подгоняло. Бамберг остался для меня одним из самых красивых и живописных городов в которых нам удалось побывать. В это же день, правда уже ночью, мы доехали до Швейцарии. С утра остановились в одном маленьком городке, Аванш, там сохранился римский амфитеатр. Правда, к нашему приезду весь амфитеатр превратили в сцену с современным оборудованием, готовились к какому-то концерту, так что мы увидели только кусок:)

И отправились в Лозанну, на Женевское озеро. Лозанна великолепна. Вид с набережной на озеро и горные вершины просто дух захватывает. Гулять по центру приятно и интересно. Мы там даже на метро прокатились, причем поезда ходят автоматически, без машиниста. В общем, живут же там люди! Но вообще, Швейцария очень дорогая страна. Как то там нам показалось все очень недешево, начиная с дорог и проезда в метро и заканчивая магнитами и сувенирами. Но безусловно она очень красива.

Погуляв по Лозанне, мы через час уже заехали во Францию. Вот она наконец наша долгожданная цель:) По Франции мы ехали до самого вечера и к сожалению не заехали в город Анси, где я очень хотел погулять. Опять это драгоценное время! В наш кемпинг, где нам предстояло провести три ночи, мы приехали уже когда начало темнеть. На море мы конечно сходили (как же после такой дороги не посмотреть на долгожданное море), но купаться уже не стали.

Во Франции мы были 6 дней, сначала недалеко от города Тулон, а потом переместились почти к самой итальянской границе, в Ментону. Франция - замечательная страна. Здесь все красиво, культурно и продуманно для людей. Великолепные горы, чистое (ну по крайней мере по сравнению с нашим) море, обилие красивейших деревушек с их узенькими улочками и булыжными мостовыми. А какой там воздух! Особенно в горах. Он такой приятный, свежий и сладко-медовый, что кажется, его можно пить или есть большими ложками:) Одним словом наслаждение:) Мы там ездили в Ниццу и Монако, Тулон и Йер.

Ницца оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны она красива, особенно если смотреть с горы на панораму города.

Но с другой стороны там большие толпы туристов, не очень хороший пляж с крупными камнями и много всяких торгашей, особенно арабского происхождения. А вот Монако понравился всем. Там очень красиво, чисто и ухоженно. Город стоит в горах, спускающихся к морю и его бесконечные серпантины улиц со смесью старинных домов и современных стеклянных зданий оставляют незабываемые впечатления. Мы были там в океанографическом музее Жака Кусто. Очень интересно провели время и даже гладили экзотических рыб. И еще гуляли в японском саду, который расположен среди современных многоэтажных построек. Тоже несколько необычно и красиво.

Очень понравился городок Кальян, он в стороне от моря, ближе к горам и там очень тихо и спокойно и можно не торопясь наслаждаться прогулками по его старинным улочкам.

Ну и конечно понравилась "наша" Ментона, где мы жили в кемпинге.

Она совсем недалеко от Ниццы и Монако, но гораздо менее шумная и с нормальными пляжами. Мы там останавливались в кемпинге, он почти в самом центре города. Так классно было, вот он город, вот его улицы, потом поднялся немного в гору, 10 минут и ты в своей палатке, на свежем воздухе. С кемпинга открывался просто обалденный вид на город и море и я каждое утро наслаждался созерцанием купающихся в просыпающемся солнце черепичных крыш. :)

В последний день во Франции мы ездили в Альпы.

Покружились по серпантинам, совершили прогулку к горному озеру и заехали в маленькую деревушку Саорж. Это очень живописное место и туристов довольно мало. Эта деревенька буквально почти висит на склоне горы и многие дома буквально на половину вырублены в скале.

Вечером, вернувшись в Ментону, мы гуляли по набережной, заходя в бесчисленные магазинчики и любуясь ночными красками старинного приморского города. И почему-то было немного тоскливо оттого, что неделя пролетела очень быстро, ты едва-едва успел привыкнуть и почувствовать это место своим и вот уже пора уезжать. Грела только мысль о том, что впереди еще ждет Италия и там наверное должно быть не менее восхитительно чем здесь.

В Италии мы были 5 дней. Италия тоже замечательная страна. И там очень много есть чего посмотреть. Вообще, удивительно, как в этих маленьких Европейких странах сконцентрировано столько всего интересного. Можно приехать в любое место и рядом обязательно найдется что посмотреть.

В Италии мы остановились в городке Финале Лигуре. Это симпатичный курортный город, и рядом с ним есть небольшая деревушка Финальборго с потрясающе красивым старым центром и двумя замками на горе. Мне там очень понравилось.

Финале Лигуре

Финальборго

Финальборго

Только вот итальянские пляжи оставили не самое лучшее впечатление - там у них почти вся береговая полоса разделена на частные платные пляжи и под бесплатные оставлены только небольшие полоски между ними. Как-то мне это не сильно понравилось:) Конечно мы ходили на бесплатный пляж:) Вода там кстати была очень хорошая, чистая и прозрачная и песчаный берег, что я очень люблю.

Из Финале Лигуре мы ездили в горы, в небольшие старые деревушки. Они оставили только положительные впечатления. Апприкале, Байярдо, Кастельвеккио запомнились мне своей умиротворяющей атмосферой, тишиной каменных улочек и потрясаящими видами гор. Наверное такие места на самом деле очень подходят для того, чтобы жить вдали от суеты, неспешной жизнью, и заниматься каким-нибудь творчеством или ремеслом. Обстановка очень располагает:) А еще запомнилась узкая горная дорога между этими деревнями, когда часто трудно было разъехаться со встречной машиной.

Априкале

Балестрино

Кастельвеккио

Кастельвеккио

Вот такие путешествия мне нравятся больше всего, когда ты заглядываешь в какие-то малоизвестные уголки, общаешься с местными жителями и видишь страну в более натуральном виде, чем в затоптанных популярных туристических местах.

В последние 2 дня в Италии мы были в Генуе, Вероне и Венеции. Генуя - это большой портовый город. Там великолепная архитектура, красивые, богато украшенные старые дома, но шумно и немного грязновато. Впрочем это и не удивительно, учитывая сколько туристов (да и местных) там живет. В генуэзском порту стоит в качестве музея огромный старинный деревянный галеон. Конечно, мы с сыном не удержались от того, чтобы не полазить на нем:))) Это было здорово - походить по палубам с пушками под мачтами, покрутить штурвал и спуститься в трюм. жаль только каюты все были закрыты.

Из Генуи мы двинулись на восток, через Аппенинские горы. По пути остановились в городке Боббио. Там сохранился замечательный каменный мост и вообще сам городок был очень чистым и ухоженным. Когда я стоял на этом мосту и смотрел как солнце садится за каменными домами и башнями церкви, возникло ощущуение, что время здесь остановилось и ты находишься где-нибудь в средних веках. К сожалению, оно быстро прошло, ведь пора было двигаться дальше.

Ночевали мы уже не в горах, а в равнинной сельской местности, в кемпинге рядом с небольшим городом Кремона. Вроде бы ничего особенно в нем не было, но он был немноголюден и там царила атмосфера (по крайней мере для меня) какого-то запустения, одиночества, как-будто осенью гуляешь по какому-то месту, очень оживленному летом, а теперь пустующему и скучающему в одиночестве до следующего сезона. Такие вот ощущения:) К тому же весь вечер в близлежащем кафе звучала немного странная музыка - какое-то поппури из русских романсов и других песен без слов, что добавляло необычности и ностальгии этому месту.

Верона понравилась. Опять же потрясающе красивая архитектура города и романтическая набережная не могут оставить равнодушным. Конечно в самом центре ходят толпы и мы не стали пробиваться в римский амфитеатр, кстати второй после Колизея по величине, но вообще, гулять там довольно приятно.

Ну и конечно же Венеция, город, где я давно мечтал побывать. У нас было на него всего полдня и прогулка получилась своего рода обзорной экскурсией, но даже так могу сказать, что город великолепный. И осталось желание непременно туда вернуться. Сама необычность его улиц, архитектура, плещущаяся вода и качающиеся на ней лодки все это создает потрясающие ощущения. Там можно гулять долго и очень просто потеряться. Особенно если идти не оживленными улицами, а небольшими тихими проулками:) Остается удивляться, как люди, там живущие, привозят себе мебель, продукты и вообще какие-то вещи в отсутствии машин:) Но однозначно я бы там пожил хотя бы какое-то время:))

Из Италии было конечно грустно уезжать. Так быстро пролетело там время. Хотелось остаться там еще, подышать ее воздухом и понежиться в море. Но, что поделаешь...

После Италии была Словения. Это совсем небольшая страна и по плану мы должны были пересечь ее за несколько часов. Но конечно нельзя было упустить возможность хоть чуть-чуть ближе познакомиться со Словенией и мы остановились немного погулять в небольшом городе Целье. В результате наше пребывание в Словении растянулось на "целых пол-дня" :) Целье - это тихий маленький городок, с симпатичным старым центром и замком на горе. С этого замка открывался красивейший вид на город и на близлежащие альпы. В этот день мы прощались с ними и я все хотел на них "насмотреться подольше" :))

Потом мы въехали в Венгрию и там пришлось испытать небольшой стресс, потому что у нас почти закончился бензин (а заранее мы конечно не заправились), и как назло от самой границы километров 50-60 не было ни одной заправки. Все закончилось благополучно, хотя мы и доехали буквально на последних каплях до долгожданной заправки. А потом они естественно пошли одна за одной:)))

В Будапеште мы остановились переночевать и у нас был еще целый вечер, чтобы погулять по городу. Скажу честно, Будапешт меня очень впечатлил. Хотя в некоторых моментах Венгрия чем-то уже напоминает нашу родную страну (например, метро там просто один в один с московским и много бомжей и попрошаек на улицах), все-таки там классно. Сам город чем-то неуловимо напоминает Санкт-петербург, особенно когда смотришь с набережной на противоположный берег. Там Очень красивая архитектура и одно удовольствие прогуливаться по набережной или просто по старым кварталам города. А как мы там наелись в кафе всяких вкусных вещей, это просто не передать:)))

С прогулки "домой" вернулись почти в полночь и почти без ног. Но оно того стоило:)

Ну и все, на следующий день Украина и прямая дорога домой. На Украине мы нигде не гуляли и она нам запомнилась прежде всего просто ужасным состоянием дорог, особенно на некоторых отрезках.

Ну вот как-то так:)

Сложилось так, что уже без малого треть века я мотаюсь на автомобиле по всему миру. А по европейскому маршруту «Москва – Париж… и далее везде» минимум пару раз в году. До недавнего времени я не собирался делиться своим опытом, считая, что в кризис это не актуально. Но воистину русская душа непредсказуема: народ семьями рванул на автомобилях в Европу! Поэтому в помощь отважным написан этот материал.

Первые 200 км от Москвы - это так называемая зона притяжения. Для наиболее комфортного преодоления этого отрезка пути советую не полениться и стартовать из Москвы не позднее половины пятого утра. Также не советую рассчитывать на платную дорогу от МКАД до Минского шоссе «Северный обход Одинцова»: днем вы все равно упретесь в пробку на «минке», а ранним утром (как я предлагаю) вы и так беспрепятственно оторветесь от Москвы. Только подчеркиваю: старт не позднее половины пятого и желательно в выходные дни. В противном случае рассчитывайте на потерю от 2 до 4 часов, испорченное настроение и неудобный (в тактическом смысле) ночлег. Кстати, о ночлегах. Их получается 3–4 (последнее предпочтительней).

Вернемся к дороге. Российский отрезок - около 440 км. Главное, не пытайтесь на нем ехать с превышением скорости: весь путь буквально усыпан радарами, начало населенных пунктов обозначено невнятно, ограничения скорости внезапны и зачастую неоправданны (с нашей точки зрения). Совет: ориентируйтесь на дальнобойщиков с российскими номерами. У них, как правило, хорошие антирадары, радиосвязь с коллегами и знание трассы. Но учтите, что есть отморозки и среди дальнобойщиков.

Белоруссия. После границы, километров 20, начинается великолепная трасса с ограничением 120 км/ч. У меня в автомобиле всегда работает навигация, где указывается реальная скорость по спутнику. Рекомендую не превышать разрешенную более чем на 5 км/ч (по спутнику). Учтите, что километров за 60 перед границей после длительного динамичного движения скорость неожиданно ограничивается 90 км/ч, и это своеобразная точка сбора податей (взятки не предлагать!). Минимальный штраф - 180 000 BYR, то есть где-то 620 р.

Кого только не встретишь на дорогах Бретани

Следующий очень важный этап - место пересечения границы с Польшей. Их на сегодняшний день около пяти. По навигации, которая в Белоруссии работает безобразно (прописана только дорога через Брест), - гарантия нарваться на многочасовую очередь. Лучше заранее через Интернет посмотрите ситуацию на всех точках пересечения и выберите оптимальный вариант.

В Польше на магистрали ограничение скорости 140 км/ч

До Варшавы довольно много узких двухполосных дорог, но перетерпите пару сотен километров, и начнется Европа. От Варшавы до границы с Германией идет великолепная (платная) магистраль. Цены указаны в таблице.

До Германии чуть меньше 700 км. Ограничение скорости на магистрали 140 км/ч (но сами поляки не очень-то заморачиваются). Идешь 150 км/ч (по спутнику!), и тебя со свистом обгоняют попутчики. Тем не менее не советовал бы ехать быстрее - из соображений экономии топлива: потеря денег и времени на заправках. Кстати, важно помнить, что по мере удаления от России цены на топливо растут. Поэтому заправляться надо километров за 10 до въезда в следующую страну. Формально границ нет, а цены подскакивают. Зато в Германии отсутствует плата за дороги. И по ним, если нет ограничения скорости, обусловленного знаком, можно нестись на все деньги, которых вам не жалко. Решать вам, но рекомендую не увлекаться.

Это и есть Финистер (Finistere) - край земли (не путать с Finisterre мысом в Испании)

Вновь платные дороги появляются только во Франции. Причем в любом направлении вы потратите приблизительно одну сумму, в среднем 12–13 евроцентов за километр. Но есть регионы, где все дороги бесплатные. Например, провинция Бретань на северо-востоке Франции.

И последнее. Все ночлеги советую спланировать заранее и забронировать через Интернет. Сегодня это не представляет сложности и требует лишь небольшой аналитики. При достаточном опыте и желании можно существенно сэкономить на отелях.

Маршрут Москва - Париж
Путь, км Заправка, л Цена топлива за 1 л Расходы на топливо Платные дороги Примечание
0000 30 38 RR 1140 RR Старт 19.12.2015 г. в 14:00. В Москве жуткие пробки!
0034 43,5 37,70 RR 1640 RR
1640 RR 37,8 40,10 RR 1515 RR
0510 БЕЛОРУССИЯ. Время в пути - 10,5 ч (из них 2 ч выезд из Москвы).Максимальная скорость 120 км/ч, но не везде - см. знаки. 10 000 BYR = 34 RR
0567 Ночлег №1 (22:30; в пути - 8,5 ч). За день пройдено 567 км. Старт 20.12.2015 в 10:10.
1082 55 11 900 BYR 654 619 BYR 1 л - 47,60 RR, т.е. 55 л - 2618 RR
1088 ЗАСАДА! Максимальная скорость 90 км/ч, а не 120. Минимальный штраф 180 000 BYR (620 RR).
1148 ПОЛЬША. Граница пройдена за 55 мин. Повезло! Обычно 2-3 ч. 1 EUR = 4 ZL
1369 Ночлег №2 (19:15 московское время; в пути - 9 ч). За день пройдено 802 км. Старт 21.12.2015 в 11:45 московское время, или 9:45 местное время.
1472 Начало платных дорог, приблизительно через 300 км от границы с Белоруссией. На автобане максимальная скорость 140 км/ч.
1468 10 ZL 2,5 EUR
1592 17 ZL 4,5 EUR
1651 17 ZL 4,5 EUR
1654 51 4,60 ZL 238,50 ZL 60,0 EUR (1,18 EUR/л)
1812 35 ZL 9,0 EUR
В сумме все платные дороги по Польше - 79 ZL (20 EUR).
1833 ГЕРМАНИЯ. Пересечение границы в 15:40 московское время, или 13:40 местное время. Если нет знаков огр. ск., то максимальная скорость не ограничена, надо только быть внимательным.
2093 Ночлег №3 (18:45 московское время; в пути - 8,5 ч). За день пройдено 724 км. Старт 22.12.2015 в 13:30 московское время, или 11:30 местное время.
2133 46 1,38 EUR 64,56 EUR
2539 НИДЕРЛАНДЫ. Пересечение границы в 18:05 московское время, или 16:05 местное время. Максимальная скорость 120 км/ч. 1 EUR = 2 NLG (гульден)
2615 БЕЛЬГИЯ. Пересечение границы в 18:45 московское время, или 16:45 местное время.
2640 53 1,30 EUR 68,94 EUR
2791 ФРАНЦИЯ. Пересечение границы в 21:00 московское время, или 19:00 местное время.
2824 Ночлег №4 (21:30 московское время; в пути - 8 ч). За день пройдено 731 км. Старт 23.12.2015 в 11:45 московское время, или 9:45 местное время.
2855 Начало платных дорог. Приблизительно 1 EUR за 10 км.
2942 8,70 за 87 км
3001 5,60 за 59 км
3114 8,00 за 73 км
3125 5,40 мост
3148 1,10 максимальная скорость 108 км/ч
3180 3,40 за 32 км (последняя плата)
3197 23 1,3 EUR 30,00 EUR
3333 БРЕТАНЬ. 16:15 московское время, или 14:15 местное время.
3470 54,3 1,2 EUR 64,84 EUR 18:30 московское время, или 16:30 местное время
3600 Финиш «на краю света», у океана.
ЦЕНА ВОПРОСА
Израсходовано топлива ~365 л бензина за ~3600 км
Средний расход ~9,8 л/100 км
Страховка «Зеленая карта» 2630 р. на 15 дней, 5410 р. на 30 дней
ИТОГО Дорога (2–3 чел.) в оба конца со страховкой и ночевками без питания - от 1500 евро.

“К последнему морю” – так мы решили назвать наше первое путешествие во Францию. Мы проехали по Эльзасу, долине Луары, зацепили Бретань, Нормандию и Шампань. Нам неведомо, что имел ввиду Василий Григорьевич Янчевецкий, отправляя в своих фантазиях Бату-хана к “последнему морю”, но, добравшись до западного побережья Франции, мы решили, что простирающаяся перед нами водная гладь и есть то самое “последнее море”. Да простит нас писатель, известный под псевдонимом В.Ян за то, что позаимствовали красивое название его книги. В своё оправдание скажем, что завоевательских целей мы себе не ставили. Задачей, как всегда было охватить неохватное, поиметь непоимеемое и впихнуть невпихуемое. Чем Начальник Экспедиции и занялся заблаговременно. За семь месяцев до поездки – в конце января – начале февраля 2013 года. Потому как задачи стояли глобальные, успех предприятия не терпел спешки.

В настоящем отчёте мы лишь обозначим маршрут путешествия и перечислим основные увиденные достопримечательности. А чтобы облегчить поисковую задачу, добавим и совсем банальный подзаголовок:

Из Москвы в Европу (Францию) на машине

Итак, сие предприятие началось в субботу 31 августа 2013 года в 6.30 утра – выехали из Москвы. Транспортное средство – Фольксваген-гольф-5. Задача первого дня – как всегда, добежать до канадской белорусско-польской границы. – она и есть М-1, сносна, временами – очень даже ничего, нудна, но терпима, в порочащих связях не замечена.

Мучительный вопрос “где переходим?” решили в пользу Бреста. В Береставицу поехать не рискнули (но хотелось, потому что – короче), ибо что там творится – самому Яндексу неведомо.

На границе сделали первый вывод из этой поездки – выезжать надо раньше. Мнение, сложившееся в предыдущих путешествиях о том, что если приехать на границу немного позже, очередь будет меньше, оказался ошибочным. В результате, подъехав к белорусам в 18.10 мы выкатились с польской стороны ровно в 20 часов. Один час 50 минут – в норме.

Ожидание скрасил небольшой спектакль в “еврокоридоре”. Польские “стражи граничны” трясли наших отщепенцев эмигрантов на роскошном Мерседесе с немецкими номерами за то, что они везли в Европу… колбасу. Запасливая тётка канючила: “Это только с собой, в дорогу покушать”. На что страж интересов ВТО резонно отвествовал: “Что, в Евросоюзе совсем плохо с продуктами?” Перепалка, кажется, закончилась в пользу бывших голодных соотечественников. Мы их чаяния не разделяли, будучи убеждёнными, что настоящая (живецка, шинка, полендвица) живут в Польше.

Остаток дня потратили на гастрономические закупы в Бялой Подляске. Евросоюз – Евросоюзом, но продукты в Польше значительно дешевле, чем в Германии и Франции. Речь Посполита кормила нас завтраками (а иногда и обеденными перекусами) почти всю дорогу. Откладывать решение продуктового вопроса на следующий день нам не хотелось – в воскресенье магазины открываются позже. Значит, на следующий день нам нужно либо позже трогаться в путь, либо съезжать с трассы в какой-то городок. Ни то, ни другое в планы не входило. К счастью, программу минимум на первый день мы выполнили, программу-максимум – дойти до Варшавы урезали до деревни Збучин и , который и рекомендуем в качестве запасного аэродрома.

Во второй день, 1 сентября, воскресенье, поутру прошли ещё спящую Варшаву. Рассвет так и не наступил. Дождевые сумерки выдали сначала небольшую порцию ливня. А потом, словно войдя во вкус, земля решила выжать из туч все до капли. Дождевые мешки заполонили собой всё вокруг и тяжёлыми мокрыми брюхами волочились по дороге. Стихия бушевала около часа, повысив расход топлива до 8,5 литров и ощутимо замедлив скорость движения.

В результате в менее дождливую Германию мы въехали около 16 часов. (Ведомые английскими спецслужбами с недвусмысленным номерным знаком EKX).

На этот раз хвалёные немецкие автобаны припасли две занудные пробки, одна из которых непонятно почему началась и неизвестно по какой причине через полчаса закончилась. Вторая не имела ни конца, ни края.

Посему решили съехать с автобана и, к вящему ужасу навигатора, пытающегося наставить нас на “путь истинный”, попетляли около 25 км по ландштрассе,

кое-где выложенных булыжником

и выиграли около 17 пробочных км. Вернулись на трассу и доползли оставшиеся 13 км до съезда на Гослар.

3-й день. 2 сентября . Утреннее знакомство с немного омрачилась погасшей правой фарой на Гольфе. Однако в придорожной мастерской авторизованном “Бош-сервисе” лампочку заменили за 5 минут и 15 евро.

С чувством, толком, расстановкой познакомились с Госларом, зашли в Императорский дворец и Ратушу и неспешно прошли рекомендованным маршрутом. (Подробно об очаровательном городке расскажем отдельно). На чувства и толк ушло около 4 часов.

В 13 часов тронулись на запад, в 18.35 пересекли германо-французскую границу, а около девяти стучались в гостеприимную дверь , где остановились на три ночи. Сразу же провели рекогносцировку на местности

и насладились первым в жизни французским ужином.

4-ый день. Вторник, 3 сентября. Ранним утром мы стали первыми пешеходами на узких мощёных улицах .

Стайки и группки учеников шумно бежали в школу. Открылись булочные и всюду пахло свежим хлебом

и размеренным ходом времени. Вместо зарядки пощёлкав фотоаппаратами и зарядившись удивительным кофе нашей хозяйки, мы тоже отправились на работу, по делам знакомиться с Эльзасом.

Начали с горы святой Одилии – в этот день она стала самой дальней точки вылазки.

Добраться до неё можно разными способами, мы предпочли . Двумя словами её не описать, наш восторг от увиденного – тем более. Большая часть 16 gb карты памяти моментально заполнилась видеороликами, снятыми по дороге, а последние издыхания батареи погибли на узком лесном подъёме к монастырю.

Возвращались той же дорогой – городки перемежаются виноградниками на склонах Вогезов.

и мы едва могли перевести дух от красоты пейзажа, как въезжали в очередную винную деревню, посёлок или городок и ахали от архитектурных изысков эльзасского фахверка. Вот уж воистину – лучше один раз увидеть!

Культурной программой второй половины дня стала крепость Верхний Кёнигсбург. День завершился посещением Риквира,

дегустацией и покупкой отменного белого вина, распитием свежекупленных спиртных напитков и брожением в пьяном виде по ночному .

5-ый день. Среда, 4 сентября . Кольмар. Что ни улица – музей фахверка, что ни дом – памятник старины!

С гастрономическими изысками Эльзаса знакомились на крытом рынке – несколько ломтей разных мясных деликатесов запивались Эльзасским пивом.

По возвращении снова захватили – ещё несколько погребов, ещё десяток сортов вина, ещё несколько бутылок в багажник – и уже никто не помянет полный багажник польской еды и двоих в жопу стекло трезвых на винной дороге! (с).

Отужинали эльзасским тарт фламбе. Редкая вкуснятина! На вид он напоминает пиццу. Но слой теста гораздо тоньше, сыра гораздо больше!

На 6-ой день, четверг, 5 сентября прощались с . Путь лежал к долине Луары. Ещё в Москве решали вечный вопрос – быть или не быть, платить за дорогу или не платить. Платный вариант выдавал время в пути больше пяти часов. Бесплатный – больше семи. Причём по километражу бесплатный путь оказывался короче – 545 км против 636 платных километров. И всё же Начальник Экспедиции выбрал длинную быструю платную дорогу, ибо очень хотелось успеть в замок Шамбор.

“Дорога солнца” – так называют автостраду А-6, она ведёт на юг, к Средиземному морю.

Пейзажи сменялись от равнинного до холмистого, ровно на полпути от Лилля до Марселя устроена интересная смотровая площадка.

Наслушавшись страшилок об обсыхании бака на автостраде, мы позаботились о заправке заранее. И тут выяснилось, что на французских автомагистралях продают лишь 95Е-10, который нашему Гольфу не желателен. Любезный служащий посоветовал съехать в ближайший населённый пункт, коим оказался Аваллон. К счастью, нужное топливо оказалось в наличии сразу на въезде в город и мы в очередной раз “зарубили себе на носу” …..

Пожалуй, выбор дороги был правильным, ибо Шамбор стоил тех 50 евро, которые мы заплатили за авторут!

Тем более, что галантные кавалеры Шамбора лично приветствуют особо дорогих гостей.

Вечером этого дня мы обосновались в Шенонсо, в уютном номере хостела Дю Руа. Хотя хостелом (общежитием, как принято переводить слово hostel) там и не пахло, пахло хорошим гостиничным номером если не на три звезды, то на две с половиной. “Дю Руа” стал нашим домом на четыре ночи.

Ужинать в ресторане в четверг не полагалось. Ужаснувшись , мы решили во Франции устроить трёхразовое питание (понедельник, среда, пятница:)). Но правила на то и устанавливаются, чтобы их нарушать! Потыкавшись в пару уже закрытых заведений (Шенонсо – это деревня вокруг замка, на примерно 30 домов там семь гостиниц, пять ресторанов и одна вечно закрытая булочная 🙂) мы приземлились в одном славном местечке, чем остались весьма довольны.

7-ой день, пятница, 6 сентября . Утренний нудный и противный дождь не испортил впечатление от замка Шенонсо.

Внутри возникает стойкое ощущение, что Диана де Пуатье, а то и сама Екатерина Медичи, просто отлучились ненадолго.

Середину дня потратили на королевский замок Амбуаз, резиденцию Франциска I

и место упокоения Леонардо да Винчи.

Посетили и соседний с Амбуазом “замок” Кло-Люссе,

где Великий Мастер почил в бозе.

Вечером погуляли по саду замка Шомон, оставив интерьеры для более дотошных путешественников.

8-ой день, суббота, 7 сентября . Программа этого дня чуть было не затрещала по швам. В Блуа, куда мы раненько утром отправились, нас коварно поджидал субботний рынок! Собрав всю свою женскую волю в кулак и взяв с Начальника Экспедиции слово, что закончим осмотр замка до закрытия рынка (до 13 часов), мы одними из первых вошли в вожделенные залы очередного дворца.

На базар пришли уже к “шапочному разбору”, но польскую провизию сильно разбавили францускими сырами, колбасами и овоще-фрукто-ягодами.

Таскаться по Блуа с авоськами не шибко весело. Да ещё выяснилось, что америкосная зелень никому в Блуа и даром не нужна, в банках обмена нет, на почте 100-долларовую купюру нам менять отказались, а за несколько мелких банкнот попросили комиссию, чуть ли не половину меняемой суммы. По совокупности вышеперечисленных причин знакомство с Блуа ограничилось несколькими улицами и собором святого Николая. “Обмочив усы” бельгийским пивом мы двинулись в Шеверни.

И стал бы Шеверни ещё одним замком, отличным от других лишь камерными, а не парадными интерьерами и действующей псарней,

если бы не праздник вина! Городок праздновал 20-летний юбилей присвоения “апелласьон” винам марки “Шеверни”! На небольшой площади перед церковью вино лилось рекой. Виноделы щедро наливали благородный продукт виноградной лозы собственного приготовления в подставленные бокалы. Посуду полагалось взять при входе – посетителей записывали и зачем-то ставили на руку смывающуюся печать. Оркестр, танцы, карусель, сыр и вино, вино, вино….

Белое, розовое, красное, удивительно ароматное!

Интересно, что на месте вино не продавали, на празднике полагалось только пробовать. И не избежать бы Бортжурналистке положения риз, если бы ГлавВред не вынес своего волевого решения по-английски по-французски удалиться. Предварительно выяснив координаты особо понравившегося винного погреба.

Пополнив винные запасы, мы отбыли по направления к , указатель на который благополучно проскочили. Разбираться во французских дорожных указателях – дело непростое. На перекрёстках часто висят целые простыни с наименованием географических точек и выбрать на скорости нужное направление весьма затруднительно.

Попадаются указатели на Toutes directions (“Все направления”) и Autres directions (“Другие направления”), их стрелки указывают в противоположные стороны. Указатель поворота на висел оборотной стороной и обнаружился лишь когда изрядно поплутав, мы вернулись назад.

К счастью, мы успели на последнюю экскурсию (посещение только с экскурсоводом, снимать нельзя) и Начальник Экспедиции насладился великолепным рассказом коллеги.

Ужинали в Шенонсо в ресторане при нашей гостиничке. Уже постфактум решили, что этот ужин стал одним из самых лучших в поездке.

9-ый день, воскресенье, 8 сентября . Кто бы мог подумать, что в отпуске, да ещё и в воскресенье придётся ставить будильник на “ни свет, ни заря, 40 лет без урожая” ?

Куда не поедем?- ехидно ответил Начальник Экспедиции на ворчание Бортжурналистки и пригрозил: – Пожалуйста, давай замок Спящей Красавицы проспим!

Как это Красавицу проспать? Это ей можно на сотенку годков отдаться предаться объятиям Морфея. Нам такого не положено, мы в отпуске.

Идея хотя бы проехать через Тур, который никак не умещался в протокол о намерениях, результата не принесла, чтобы окончательно не заблудится мы снова вернулись на трассу. В Азе-ле-Ридо были минут за 20 до открытия.

Но главным впечатлением дня стали отнюдь не покои королевских особ, а целая коллекция ретро-автомобилей на парковке.

На обратной дороге мы добрым словом вспомнили рынок в Блуа.

В Вилландри решили посвятить всё время прогулке по знаменитым садам, благо погода к тому располагала.

К вечеру дискуссия на тему: “Где скоротать оставшиеся пару часов” неожиданно разрешилась сама собой – мы набрели на замок Люйн. Посетить его не удалось – через 20 минут он закрывался до следующей весны, но любезные девушки-служители объяснили, как проехать на вершину холма, откуда открывается открыточный вид на замок. Мы попали туда со второй попытки. (Спасибо французским указателям, задача которых – отвести путнику глаза от его цели).

Согласно умной книжке, неподалёку от Люйна сохранились руины древнеримского акведука. Его поиски превратились в увлекательный квест по тихим улочкам и окрестным дорожкам. Только зоркие глаза Помехи Справа, уловившие боковым зрением нечто величественное на краю дальнего поля, помогли нам его найти. Арки и опоры акведука стоят в чистом поле и поэтому производят очень сильное впечатление, мощнее, если бы стоял где-нибудь в городе.

Вечером оценили вкус шампанизированного вина “креман” из Риквира.

10-ый день, понедельник, 9 сентября . Ехать в Шинон предполагалось по живописной дороге. Но у навигатора на то были свои виды, он тупо перетащил нас на противоположный берег Луары, где пейзажи стали намного скучнее.

В замке Шинон обосновались сказочные драконы, включая русское Чудо-Юдо.

Впрочем, толкиеновского Смога тоже на забыли. Да и сам город более чем интересен – на его осмотр потратили около трёх часов,

включая музей вина с дегустацией и приобретением различных напитков горячительного свойства.

Дорожные расходы (топливо, парковки, платные дороги):
11.390 рублей
240 злотых
680,3 евро

Гостиницы:
220 злотых
961 евро

Еда (рестораны, кафе, перекусы, продуктовые магазины – всё, что употребилось внутрь):
795 евро
375 злотых
550 рублей

Музеи:
157,5 евро.
На этот раз совсем не дорого, удостоверения гидов-переводчиков давали право на бесплатное посещение всех государственных замков, а в частных нам давали скидку. На сэкономленные деньги мы покупали литературу. Много. На 325 евро.

ИТОГО – 3 400 евро.
В итог НЕ включены лишь подарки, алкоголь и некоторые промышленные и продуктовые закупы, предназначенные к употреблению дома.