В каких странах запретили дизельные машины. Запрет дизеля в германии

ТАЛЛИНН, 24 дек — Sputnik, Алексей Тоом. Министры окружающей среды стран ЕС на Совете в Брюсселе 20 декабря согласовали план введения суровых экологических требований к составу выхлопных газов новых большегрузных автомобилей. Промышленники пока не знают, как им сделать настолько "чистыми" дизельные двигатели машин, а их покупатели предвидят скачок цен.

Позиция министров совпадает с выдвинутыми ранее предложениями Еврокомиссии, но уступает в жесткости позиции депутатов Европарламента, что обещает долгое согласование пороговых показателей содержания СО2. Ожидается, что автомобилестроительные компании окажут яростное сопротивление повышенным требованиям, так как известные способы очистки "выхлопа" дизеля не обеспечивают того уровня его безвредности, которого требует Брюссель, или же радикально повышают стоимость машин. К тому же результату, росту цен, приведет и лишь теоретически возможный перевод большегрузов на мощные электромоторы.

Брюссель намерен штрафовать тех производителей, изделия которых не смогут соответствовать новым правилам ЕС. И, что ново, материально поощрять тех промышленников, машины которых будут выбрасывать в атмосферу минимум углекислого газа.

Система стимулирования компаний задумана таким образом, что если те, например, увеличат долю выпуска грузовых электромобилей, сократив долю дизельных, то получат существенные поблажки и послабления.

"Начиная с 2025 года, выхлопные газы двигателей новых грузовых автомобилей и автобусов должны содержать на 15% меньше углекислого газа. С 2030 года — на 30% меньше. Это часть наших усилий по декарбонизации сектора дорожного транспорта и важный шаг в направлении достижения целей, согласованных в рамках Парижского климатического соглашения, — цитирует пресс-служба Совета федерального министра Австрии по делам устойчивого развития и туризма Элизабет Кёстингер, которая председательствовала на встрече министров окружающей среды. — Согласованные сегодня правила подразумевают, что между 2020 и 2030 годом в атмосферу будет выброшено на 54 миллиона тонн меньше углекислого газа, что равнозначно его годовой эмиссии газа в такой стране, как Швеция".

Транспортные компании опасаются роста цен

Эстония в наступлении на производителей грузовых машин выступает исключительно с позиции потребителя по причине отсутствия у страны автомобилестроительной промышленности как таковой.

Но вот местные частные автотранспортные компании очень даже озабочены повышением экологических требований к большегрузным автомобилям, так как вполне обоснованно предвидят повышение цен на новые, "чистые" машины. Кроме того, как сказал один из предпринимателей, пожелавший остаться неназванным, автотранспортные фирмы в Восточной Европе и в целом подозревают, что именно против них и направлено ужесточение экологических требований к грузовому транспорту. Их расценки ниже, но и машины у них в среднем старше и, следовательно, "грязнее", чем у западноевропейских конкурентов, так что они в любом случае останутся в проигрыше.

Легковушкам тоже придется нелегко

А ранее, 17 декабря, в Брюсселе были в очередной раз обсуждены и согласованы критерии новых требований к "чистоте" двигателей легковых автомобилей. Как уже в недавнем прошлом портал , Европейский союз начал "закручивать гайки" в транспортном секторе именно с легковых автомобилей, оставив большегрузы на потом.

Для легковых автомобилей требования предвидятся намного более суровые. Промышленники называют их нереалистичными, а природоохранные организации континента и значительная часть депутатов Европарламента — недостаточно жесткими.

Достигнутое между Европарламентом и представителями стран ЕС соглашение считается компромиссным — оно мягче, чем предлагали парламентарии, но строже, чем предполагала Еврокомиссия. Содержание углекислого газа в выхлопах новых легковых автомашин к 2030 году должно быть сокращено на 37,5% и на 31% для легких грузовых машин.

Европарламент ранее требовал сократить все на 40-50%, Совет — на 30-35%, а сам автопром просил ограничиться 20%, которые считает более-менее выполнимыми при условии начала массового выпуска электромобилей. Очевидно, что переход с дизеля на гибридные и электрические движители для легковых машин выглядит более реалистичным, чем аналогичная "революция" ниспровержения мощных дизелей для большегрузов.

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости, Сергей Белоусов. В 1990 году доля дизельных автомобилей в Европе не дотягивала до 14%, но всего за каких-то 15 лет более половины продаж новых машин в Старом Свете стало приходиться на модели с моторами, работающими на "тяжелом" топливе. Маркетинг, стимулирующие меры и налоговые послабления плюс характеристики современных дизельных двигателей сделали свое дело, как вдруг Европа объявила солярке войну.

"От Севильи до Гренады…"

На днях немецкое издание Süddeutsche Zeitung опубликовало интервью с мэром Мюнхена Дитером Райтером, в котором он высказался о грядущем запрете эксплуатации дизельных машин в столице Западной Германии. По словам обер-бургомистра, к такому шагу руководство города подтолкнули "неожиданные и шокирующие" результаты замеров уровня оксидов азота (NОx). Ограничения планируется ввести для всех автомобилей, не соответствующих экологическому классу Евро-6, из-за чего, по предварительным подсчетам, пострадают от 130 до 170 тысяч немецких автовладельцев.

СМИ: дизельные автомобили Renault могут уйти с европейского рынка Французская корпорация Renault ожидает, что ее автомобили с дизельными двигателями будут вытеснены с европейского рынка из-за экономической нецелесообразности, передает агентство Рейтер.

Чуть ранее о введении ограничений для машин на "тяжелом" топливе, выпущенных до 2015 года, сообщили власти Штутгарта. Начиная со следующего года там планируют ввести запрет на их эксплуатацию по определенным дням. По данным опроса издания Handelsblatt, такие крупные города, как Берлин, Кельн и Гамбург, также готовы сказать нет дизельному автопрому. Несмотря на общее увеличение продаж легковых транспортных средств в Германии, спрос на новые дизельные автомобили в стране падает: от них начали отказываться даже корпоративные автопарки — главные приверженцы моторов такого типа.

В Британии вредные выбросы дизельных авто выше допустимого уровня После скандала, разгоревшегося с автомобилями Volkswagen, Минтранс страны решил проверить наиболее продаваемые британские дизельные авто на уровень вредных веществ в выхлопных газах и пришел к неутешительным выводам.

Власти Лондона также решили избавиться от автомобилей, работающих на солярке. С апреля в Вестминстере, одном из самых загрязненных районов британской столицы, стоимость парковки для нерезидентов на дизельных машинах увеличилась на 50%. Вскоре им запретят въезд в центр города, а тех, кого за покупку дизельных автомобилей лондонские власти ранее поощряли, теперь собираются облагать дополнительным транспортным налогом. Компенсацию нынешний мэр Садик Хан предлагает теперь выплачивать тем владельцам старых дизельных моделей, которые согласились на замену транспортного средства на новое с более экологичным типом двигателя.

В 2016 году на международной конференции в Мексике мэры Парижа, Мадрида, Афин и Мехико подписали соглашение, согласно которому к 2025 году эти города полностью избавят от легковых и грузовых дизельных машин. Власти столицы Франции, как и их коллеги из Лондона, ранее также всячески стимулировали покупку дизелей, а теперь готовы раздавать по 10 тысяч евро каждому, кто сменит их на электрокар или гибрид.

Власти столицы Норвегии запретили въезжать в центр города дизельным автомобилям с шести часов утра до 22 часов вечера. Штраф за неисполнение — 1,5 тысячи норвежских крон (примерно 10 тысяч рублей). Антидизельные меры введены или планируются в ближайшее время в крупных городах Голландии и Дании.

Если хочешь быть здоров

Все эти меры оказывают влияние на индустрию и побуждают европейцев менять свое мировоззрение. Доля машин на "тяжелом" топливе начала снижаться в 2011 году и с тех пор медленно, но верно падает, однако до сих пор остается высокой. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) за 2016 год, почти половина купленных в Европе автомобилей (49,5%) были оснащены дизельными двигателями.

"Дизельгейт" и будущее немецкого автопрома В недавнем иске министерства юстиции США против немецкого концерна Volkswagen многие видят стремление американцев уничтожить серьезного конкурента в автомобильной отрасли, замечает Дмитрий Добров.

Некоторые европейские политики уже поставили крест на индустрии. "Дизельные автомобили исчезнут гораздо быстрее, чем мы можем ожидать", — заявила в апреле Эльжбета Беньковска, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и малых и средних предприятий. Свою речь она произнесла во время заседания Еврокомиссии, на котором обсуждались меры по усилению контроля за автопроизводителями в части вредных выбросов. Поводом для подобных встреч уже который год служит Дизельгейт — скандал вокруг концерна Volkswagen AG о фальсификации данных о расходе топлива и уровне вредных выбросов в атмосферу.


Однако и без Дизельгейта у моторов на "тяжелом" топливе полно противников. Согласно различным исследованиям, по сравнению с бензиновыми моторами дизели выбрасывают в атмосферу в несколько раз больше NОx и твердых частиц сажи, которые становятся причиной возникновения аллергии, диабета, инфарктов, инсультов и развития раковых заболеваний.

Кому это выгодно?

За последние годы европейские автопроизводители довели характеристики дизельных автомобилей до такого уровня, что теперь они ничем не уступают бензиновым моторам, а по многим параметрам превосходят их. Главной особенностью машин с такими моторами всегда был более низкий расход топлива и невероятная тяга, позволяющая использовать эти агрегаты на коммерческом транспорте, перевозящем тяжелые грузы. Однако теперь индустрия потихоньку смещается в сторону электромобилей, которые также обладают огромным запасом крутящего момента, дешевы в эксплуатации для коммерческих компаний и, самое главное, гораздо менее вредны для окружающей среды.

Некоторые обвиняют производителей электрокаров и аккумуляторов в лоббировании своих интересов, но, увы, эти заявления лишены какого-либо здравого смысла. Пока в мире существует только одна более-менее значимая компания, производящая автомобили исключительно на электрической тяге, — Tesla, но, даже объединившись с производителями батарей, она была бы бессильна против мощи автомобильных концернов. Все остальные электрические машины в Европе выпускают те же самые бренды, что делают дизельные: BMW AG, Daimler AG, Volkswagen AG и PSA Peugeot Citroen, которым развитие электрической инфраструктуры и дотационные программы сулят большие прибыли.

Одной из причин нелюбви европейских чиновников к дизельным автомобилям можно считать жесткие экологические требования, разработанные другими европейскими чиновниками. Так, страны Евросоюза обязались исполнять Парижское соглашение по климату, согласно которому к 2050 году одна лишь Германия должна снизить выбросы углекислого газа почти вдвое. Запрет дизелей — хороший способ внести большую лепту в решение этого вопроса.

В течение последних лет европейские страны начали принимать новые законы, ограничивающие возможность въезда дизельных автомобилей в крупные центральные города. К примеру, в одной только Германии в минувшем феврале подобные запреты предполагалось ввести в 62 городах, что не могло не повлиять на отношение к экологическому лобби автовладельцев и стратегии развития автомобильных компаний.

Популярность дизеля

Автомобили с дизельным двигателем в России не сумели завоевать огромной популярности по одной банальной причине - неуверенной работе и сложности запуска в условиях нашей зимы. Однако в Европе ситуация существенно отличалась, как минимум, на протяжении 2-3 последних десятилетий. В частности, такие крупные производители как BMW, Mercedes или Land Rover выпускали достаточно большое количество моделей, работающих на дизеле , а спрос на них искусственно подогревался сведениями о чрезвычайной экономичности и экологичности.

Более того, статистика показывает, что сейчас в Европе популярность бензиновых и дизельных моделей примерно равна (50,5% и 49,5% соответственно), а во Франции на ДТ работает порядка 70% всех авто.

Причины

Последние тенденции в области машиностроения кардинально разнятся. Зная о том, что спрос на мощные авто и внедорожники остается стабильно высоким, компании выпускали на рынок все более и более высокопроизводительные машины. Но не стоит забывать, что повышение мощности напрямую влияет на расход топлива и, соответственно, повышение количества выбросов продуктов его сгорания, что напрямую противоречит второй тенденции - всеобщей экологичности и заботе об окружающей среде. За последним, к слову, пристально следит экологическое лобби, являющееся основной силой, сдерживающей дальнейшее повышение мощности.

Автомобили на дизеле изначально обладали большим КПД - оно примерно на 20% выше машин работающих на бензине (то есть, выше мощность при меньшем расходе). Кроме того, установка турбонаддува способствовала еще большему увеличению мощности двигателя и существенному уменьшению расхода топлива приезде в обычных городских условиях, что и сыграло решающую роль в маркетинговых компаниях.

Казалось бы, идеальная формула найдена, и теперь при необходимости можно относительно просто увеличивать мощность просто повышая давление турбонаддува и подачу воздуха, но здесь снова ключевую роль сыграли экологи.

Чем обоснован запрет

Как уже было отмечено, введение новых стандартов «Евро» в первую очередь направлено на ужесточение требований выбросу монооксидов углерода и оксида азота, причем оба соединения напрямую зависят от количества воздуха в сжигаемой смеси. А в дизельных авто, как уже было сказано, он составляет значительную часть топливной смеси, и чем мощнее двигатель (турбонаддув), тем больше производится выбросов.

Наиболее современные модели машин достаточно эффективно борются с этой проблемой с помощью уменьшения подачи воздуха при работе на холостых оборотах и установки фильтров и катализаторов.

Так ли страшны новые ограничения?

В заключение стоит отметить, что большинство СМИ, освещающих принятие запретов, существенно преувеличили проблему, а власти, рассматривавшие выдвинутые законопроекты, отнеслись к ним без фанатизма.

Запрет был действительно одобрен, но лишь для старых автомобилей, соответствующих стандарту «Евро-4». Напомним, что данный стандарт был официально введен в странах Евросоюза в 2005 году, а уже в 2009 уступил место более требовательному «Евро-5». Таким образом, под запрет попадают лишь те авто, что были произведены до 2009 года, то есть, практически 10 лет назад.

К слову подобные ограничения в ряде европейских государств уже неоднократно вводились, но к серьезным результатам и мгновенному снижению популярности дизельных автомобилей не привели.

Основные тезисы озвученные 2 октября 2018 после более чем шестичасового заседания Большой коалиции по дизельному вопросу.

Стороны договорились о «концепции чистого воздуха и обеспечения индивидуальной мобильности в городах», чтобы избежать запретов на вождение для владельцев дизельных двигателей.

В регионах с особенно грязным воздухом, владельцы старых дизельных двигателей должны получить новые предложения на покупку новых экологически чистых машин или на модернизацию двигателя.

Договоренности об использовании старых дизельных двигателей

  • предотвратить запреты на вождение и избежать недостатков для граждан, нуждающихся в индивидуальной мобильности
  • уменьшить или избежать финансовых нагрузок
  • избежать ограничения использования
  • автомобильная промышленность должна финансово участвовать в замене автомобиля или переоборудования старых дизельных двигателей

14 городов Германии имеют плохую экологию

В настоящее время под запрет въезда старых моторов могут попасть 14 городов в Германии. в этом смысле особенно обременены. Запретов на вождение хотят избежать. В случаях, если это все же необходимо, то главная цель это обеспечить владельцев из этих регионов компенсацией для обеспечения их мобильности. При этом, по возможности, следует избегать финансового бремени для пострадавших граждан.

Перечень 14 сильно загрязненных городов с более чем 50 микрограмм NO2:

  1. Мюнхен (München)
  2. Гамбург (Hamburg)
  3. Лимбург (Limburg an der Lahn)
  4. Дюрен (Düren)
  5. Киль (Kiel)
  6. Хайльбронн (Heilbronn)
  7. Бакнанг (Backnang)
  8. Бохум (Bochum)
  9. Людвигсбург (Ludwigsburg).

Указанный список городов не полный, суды Германии добавляют своими решениями все больше и больше городов с плохой экологией.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Особые условия для моторов Евро-4 и Евро-5

Транспортные средства, загрязняющих классов Евро-4 и Евро-5, которые выбрасывают менее 270 мг/км оксида азота, смогут въезжать или проезжать через районы с ограничениями дорожного движения. Такой компромисс — это баланс между поддержанием чистоты воздуха и запретом движения.

Предложения для владельцев дизелей не имеющих прописки в загрязненных городах

  • жители городов, в которых составлен план очистки воздуха, но отсутствует правовое регулирование по ограничению транспорта
  • жители соседних районов и владельцы транспортных средств, проживающих за пределами этих районов, которые имеют трудовые отношения в городе и которые имеют свои собственные рабочие места в городе и, следовательно, по профессиональным причинам, должны ездить в города
  • владельцы транспортных средств, для которых это означало бы ограничение на вождение и чей автомобиль не удовлетворяет техническим требованиям.

Вариант 1: Обмен старого дизельного автомобиля (бартерная премия)

Немецкие автопроизводители пообещали федеральному собранию предложить владельцам автомобилей Euro-4 и Euro-5 Diesel программу обмена с привлекательными ценами или скидками.

При этом следует компенсировать особую потерю стоимости, которую дизельные автомобили пережили в ходе дебатов об их выбросе загрязняющих веществ. В отличие от прошлых премий только для новых автомобилей, в частности, обмен на другой подержанный автомобиль, который не влияет на ограничения движения, должны быть разрешены, чтобы избежать финансовых нагрузок для пострадавших граждан.

От зарубежных производителей автомобилей ожидают, что они будут предлагать своим клиентам аналогичные предложения. Это может привести к тому, что каждый пострадавший дизельный клиент Евро-4/5 будет иметь другое транспортное средство, которое позволит ему въезжать в экологические зоны до того, как будут введены ограничения на движение транспорта.

Предполагаемая обменная премия: максимум до 10 000 евро.

Способ 2: Модернизация оборудования

Подразумевает реконструкцию прежнего двигателя, так называемое техническое переоборудование или обновление программного обеспечения.

Для двигателей стандарта Евро-6 на дизельном топливе должно быть достаточно обновления программного обеспечения. Дизельный компромисс Федерального правительства для новых автомобилей не предусматривает технического переоборудования.

Если пострадавший владелец автомобиля хочет модернизировать его Евро-5 дизельный автомобиль с системой SCR и это доступно, а также подходит для снижения выбросов оксида азота до менее чем 270 мг/км, то от соответствующего производителя автомобилей ожидается, что он возьмет на себя расходы по модернизации и монтажу.

Правительство создаст условия лицензирования для того, чтобы такие системы могли быть доступны на рынке как можно скорее. Но экспертное видение такого, что модернизация обязана быть особенно эффективной, чтобы снизить выброс загрязняющих веществ.

Такая опция рассчитана для владельцев дизельных автомобилей, которые хотят сохранить свой автомобиль, купленный всего несколько лет назад или не могут позволить себе новый автомобиль даже с учетом доплаты (премии).

Тем не менее, в этих обновлениях есть еще открытые вопросы:

Денежный вопрос: установка стоит в среднем 3000 евро, правительство рассчитывает, что ответственность возьмет на себя модернизаторы. Но будут ли производители оплачивать модернизацию.

Временной вопрос: отсутствуют технические требования, Федеральное автотранспортное ведомство должно их утвердить.

Выбор невелик обмен (премия) или переоборудование

В регионах с высоким загрязнением воздуха есть выбор между обменной премией и модернизацией двигателя. Но только на территории которую будут закрывать от дизеля. Это обозначает, что тот, кто проживает на «неправильной» территории — не получает никакой компенсации.

Бартерная премия — это новые стимулы, чтобы дизеля старше норм выбросов Евро-4 и Евро-5 быстрее убрали с улиц. Они будут заменены новыми и чистыми автомобилями. Производители будут платить несколько тысяч евро за обмен в зависимости от модели автомобиля. Владельцы дизельного топлива должны доказать дилеру, что они могут воспользоваться этой акцией. Например работать в тех 14 городах, где конкретно угрожает запрет на вождение или посещать своего врача в такой зоне.

Ну а пока статистика гласит, что более 17 миллионов немецких водителей собственники автомобилей с дизельным двигателем.

(Дополнено 14.10.2018)

Запрет дизеля в ЕС

Франция — Экологические виньетки во французских экологических зонах

В соседней Франции также существуют экологические зоны в нескольких городах, включая столицу Париж. В эти экологические зоны могут, как и в Германии, въезжать только автомобили с экологическим значком, который во Франции называется Crit’Air-Vignette.

С апреля 2018 года требуется соблюдение таких требований, не только автомобилям с французской, но и с иностранной регистрацией.

При отсутствие виньетки может наказываться штрафов в размере около 70 евро. В отличие от Германии, во Франции нет ограничений на некоторые транспортные средства, которые могут въезжать в экологические зоны.

27.07.2017 22:02

Похоже, что Европа окончательно разрывает отношения с дизельным топливом, с которым так долго и тщательно их выстраивала. Бракоразводные процессы запускаются то тут, то там, и чуть ли не по всему Старому Свету солярка совсем скоро станет персоной нон грата. А ведь еще недавно на дизель возлагали большие надежды - концерны разрабатывали, граждане покупали, правительства поощряли. И как же так случилось, что из перспективного топлива дизель превратился в изгоя и убийцу белых медведей? Спойлер: Volkswagen с его "дизельгейтом" тут вообще ни при чем.

Под запрет

Самая свежая на сегодняшний день экологическая инициатива, не сулящая ничего хорошего для дизеля, родилась в Баварии. Власти Мюнхена, замерив уровень вредных веществ в воздухе, выяснили, что уровень оксида азота (NO ) существенно превышает разрешенные нормы. Приговор последовал немедленно: необходимо запретить использование дизельных двигателей в городе. Правда, не всех. Общественный транспорт и самые новые двигатели, соответствующие норме Евро-6 оставят. Другие дизельные машины, чей максимальный уровень выбросов превышает уровень 80 г/км, со временем окажутся вне закона. А таких только в Мюнхене около 170 тысяч.

Пока это только инициатива, не подкрепленная реальными распоряжениями. Некоторые юристы вообще отмечают сомнительность подобных запретов с юридической точки зрения.

Однако не исключено, что мораторий могут ввести уже до конца 2017 года - например, ради того, чтобы стать первым "чистым" от солярки мегаполисом Германии.

Ранее власти другого немецкого города — Штутгарта — заявили, что планируют в 2018 году ввести запрет на въезд в некоторые районы города дизельных автомобилей старше трех лет. Всего же, по данным немецкой газеты Handelsblatt , сказать "нет" дизелю в ближайшее время собираются уже девять крупных городов Германии, включая, Кельн, Гамбург и Берлин.

Уровень выбросов NO в городах Германии (миллиграмм на кубометр)

Stuttgard Am Neckartor (S) 82

München/Landshuter Allee 80

Stuttgard Hohenheimer Strabe (S) 76

Reutlingen Lederstrabe Ost (S) 66

Kiel-Theodor-Heuss-Ring 65

Keln Clevischer Ring3 63

Hamburg Habichtstrabe 62

Между тем, Германия занимает первое место в Европе по объему продаж автомобилей с двигателями, работающими на "тяжелом" топливе: почти половина из проданных в 2016 году 3,3 миллиона новых автомобилей заправляются соляркой. Иронии добавляет и тот факт, что в Мюнхене расположена штаб-квартира компании BMW (а неподалеку - Audi ), а в Штутгарте - Mercedes-Benz и Porsche .

Руководство марки BMW уже подвергло критике инициативу по освобождению города от дизельных машин. В концерне считают, что нельзя решать проблемы банальными запретами. Как это ни удивительно, но нецелесообразным считает запреты на дизель в отдельных регионах и само правительство страны. Данное мнение высказал представитель министерства транспорта. Не рад такому повороту и мэр Мюнхена Дитер Рейтер. "Мне очень хотелось бы избежать таких запретов. Надеюсь, что в будущем мы сможем обойтись без этого", — заявил политик в интервью газете Sueddeutsche Zeitung , но пока не объяснил, что для этого придется сделать.

История любви и ненависти

Дизельные моторы не всегда пользовались столь высоким спросом в странах Европы. Когда-то они были уделом коммерческой техники и общественного транспорта, но примерно пару десятилетий назад в Европе начался настоящий дизельный бум на фоне растущих цен на энергоносители, а также активно освещаемой в СМИ проблемы глобального потепления.

Все вдруг вспомнили, что солярка является более эффективном видом топлива, чем бензин, и что дизельный мотор более экономичный. И так как он выделяет в атмосферу меньше углекислого газа (который, вроде как, и является главной причиной глобального потепления и вымирания некоторых видов животных), то дизель стали пропагандировать еще и как более чистый вид топлива.

Лидеры Евросоюза взялись активно популяризировать дизель. Вводились льготные налоговые режимы, концерны выделили миллиарды евро на новые разработки, позволяющие одновременно увеличить мощность и повысить экономичность моторов на тяжелом топливе. Да и в набирающем силу даунсайзинге агрегаты, потребляющие солярку, оказались перспективнее бензиновых собратьев. О выбросах окиси азота в тот момент почти никто не думал. В Германии, правда, приняли полумеры, повысив налог на рабочий объем дизелей, но красной тряпкой долгие годы были именно показатели выбросов CO2 , на основе которых рассчитывались налоговые ставки и вводились льготы.

Все эти меры привели к тому, что вскоре дизельные машины заняли половину рынка новых автомобилей в Европе. Но счастливое будущее не наступило.

Одним из первых пострадавших от ухудшения экологии крупных европейских городов стал Париж. Осенью 2014 года из-за тяжелого смога во французской столице был введен трехдневный запрет на эксплуатацию дизельных транспортных средств. С того момента и начались разговоры о том, что моторы на "тяжелом" топливе, кажется, пора объявить вне закона.

Репутация дизеля начала рушиться, как карточный домик: очередная чрезвычайная ситуация со смогом в Париже, ухудшение экологической обстановки в Лондоне… А в сентябре 2015 года вдруг выяснилось, что концерн Volkswagen оснащал свои автомобили программным обеспечением, которое помогало в десятки раз занижать уровень вредных веществ в выбросах во время сертификационных испытаний. И, в частности, злополучного NO - окиси азота.

С момента раскрытия этой аферы прошло полтора года, но расследование все еще продолжается. По разным оценкам от 5 до 11 миллионов автомобилей по всему свету могут быть оснащены обманным ПО. В список "зараженных" машин попала даже дизельная Volkswagen Jetta , которая - какая ирония! - в 2009 году получила титул "Зеленый автомобиль года".

Конечно, дизельгейт не стал главной причиной травли дизельных моторов, но приличное количество дров в поминальный костер по ним все же добавил. И если в США концерн обязали исправить ситуацию всеми силами, то обманутым европейским покупателям Volkswagen отказался платить компенсацию.

С начала 2017 года набирает обороты новый дизельных скандал. На сей раз Агентство по охране окружающей среды США (EPA ) обвиняет в использовании обманного оборудования альянс Fiat Chrysler Automobiles (FCA) . Экологи заявляют, что у более чем ста тысяч автомобилей реальные выбросы не соответствуют заявленным.

В серьезую опалу дизель попал три года назад. В конце 2015 года было заключено Парижское соглашение, предусматривающее снижение вредных выбросов в атмосферу. Годом позже, на саммите С40 Mayors , посвященном проблеме изменения климата, мэры крупнейших городов (Париж, Мадрид, Афины и Мехико), подписали договор о намерении запретить к 2025 году эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями. В начале этого года власти Осло в связи с загрязнением воздуха запретили на несколько дней въезд в центр города дизельным автомобилям. А власти Лондона подняли цены на парковку для дизельных машин.

Были проведены несколько исследований, по результатам которых выяснилось, что дизельные двигатели, выбрасывающие в атмосферу больше NO , чем бензиновые аналоги, оказывают прямое влияние на развитие аллергии, инфарктов, инсультов и раковых заболеваний среди населения. Тимоти Липман, со-директор Исследовательского центра по вопросам устойчивости транспорта в Калифорнийском университете в Беркли уверен, что мелкие частиц сажи, выбрасываемые в атмосферу дизельными двигателями, несут серьезные последствия для здоровья. А молекулярный биолог из Бразилии, Хетотонио Карвалью, и вовсе подсчитал, что количество преждевременно скончавшихся из-за моторов на "тяжелом" топливе людей исчисляется десятками тысяч.

В результате, все больше европейских политиков, которые ранее продвигали солярку, в своих речах предрекают дизельным двигателям скорую кончину.

Закат эпохи

Естественно, что такой шквал негатива в сторону дизельных моторов не мог не отразиться на продажах. Владельцы дизельных автомобилей класса Евро-5 не знают, чего им ждать. В условиях, когда в любой момент они могут лишиться проезда по собственному городу, автолюбители начинают вновь присматриваться к бензиновым агрегатам. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA ), в мае этого года доля дизельных машин на рынке новых автомобилей Германии снизилась почти на 6 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 40,4 процента. И это при том, что в последний месяц весны немецкий рынок новых легковушек показал вырост на 13 процентов.

От солярки отказываются не только частные покупатели, но и корпоративные автопарки Германии. По данным Центра автомобильных исследований (CAR ) при Университете Дуйсбурга-Эссена, в первом квартале 2015 года доля дизельных машин, приобретенных для служебных целей, составляла 75,8 процента. За аналогичный период в 2017 году — 68,4 процента.

Автопроизводители остро чувствуют, что маятник, который некогда сделал дизель популярным, теперь качнулся в обратную сторону и набирает скорость. Это вынуждает их менять свою политику в области дизельных технологий. В мае этого года компания Volvo заявила о своих намерениях в будущем полностью отказаться от дизельных моторов. Вместо этого шведы сосредоточат усилия на развитии гибридных и электрических установкок. "Мы приняли решение, что инвестировать в дизельные двигатели нового поколения, выводить их на новый экологический уровень - нерентабельно", - заявил генеральный директор Volvo Хокан Самуэльсон.

Среди руководства концерна Volkswagen тоже звучат громкие фразы о переосмыслении и очищении автомобилестроения. Марка уже свернула продажи своих дизельных автомобилей в США, заявив, что их потенциал на местном рынке исчерпан. И даже такой крупный моторостроитель, как Cummins , который в Америке являлся чуть ли не синонимом дизельного двигателя, объявил о смене ориентации в сторону гибридов и полностью электрических установок. В причинах ухода от солярки отмечается негативный тренд, сложившийся вокруг дизеля, а также перспективы развития альтернативных источников энергии.

Казалось бы, повсеместный отказ от дизельных агрегатов открывает двери гибридным, водородным и электрическим установкам, однако, без развития инфраструктуры, льгот и финансовых преференций со стороны государств - одними запретами - не обойтись.

Пока европейские чиновники не определились со своей стратегией по замещению дизельных моторов альтернативными установками. Предложения обсуждают самые разные: от финансовых поощрений, желающим отказаться от солярки в пользу гибридов, до выделения из бюджета средств на модернизацию дизельных автомобилей из категории Евро-5 до требований Евро-6. И вопросов пока больше, чем ответов. Одно ясно — дни дизельных легковых автомобилей подходят к концу.

Михаил Татарицкий