Управление трактором. Управление трактором Органы управления т 40

Модель трактора Т-40 выпускалась на Липецком заводе с 1961 по 1995 года. Всего с конвейера сошло более 1 миллиона различных модификаций Т-40. На основе этого устройства была разработана целая линейка тракторов. В дальнейшем технические характеристики этой машины были использованы при конструировании ЛТЗ.

История бренда

По окончанию Второй Мировой Войны Липецкий завод начал выпуск гусеничных тракторов, поскольку в этой технике остро нуждались многие жители сельской местности для восстановления своего хозяйства. Однако, шло время, и трактора на гусеницах уже не устраивали по своим техническим характеристикам и скорости выполнения работ. Больший спрос был на колесные варианты.

Благодаря своей широкой области эксплуатации и надежности конструкционных узлов, модель трактора Т-40 пользуется спросом и до сих пор.

В 1958 году компания полностью отказалась от выпуска гусеничных машин и взяла курс на колесные модели. Первая модель серийного производства была выпущена в 1960 году.

Трактору Т-40 нашли применение в сельском хозяйстве, дорожных, коммунальных и строительных предприятиях.

Практически сразу начались разработки и прохождение испытания более мощного вида Т-40. Во время проектировки этой модели были учтены недостатки предыдущих машин. Люди оценили возможности Т-40 и начали покупать его прямо с конвейера, благодаря этому компания была обеспечена заказами на очень долгие годы. Вплоть до окончания производства Трактор Т-40 пользовался большим спросом среди покупателей.

Обзор модельного ряда

Трактора Т-40 оборудовались двумя двигателями Д-37 (с мощностью 37 лошадиных сил) и Д-144 (44 лошадиных сил).


Модификации тракторов с мотором Д-37:

  • Т-40 – основная модель, которая оборудована задним видом привода;
  • Т-40А – на этом тракторе был установлен полный привод;
  • Т-40АН – модель с полным приводом, но уменьшенными габаритными размерами и высотой клиренса для улучшения проходимости на наклонной поверхности;

А вот модификации тракторов с мотором Д-144:

  • Т-40М – стандартная модель с задним приводом;
  • Т-40АМ – трактор с приводом 4х4;
  • Т-40АНМ – модель с уменьшенным клиренсом и небольшими габаритными размерами.

Технические характеристики

Вес и габариты

Вес трактора Т-40 составляет 2370 кг, а модель Т-40А весит 2570 кг. Увеличение веса продиктовано конструкторскими улучшениями.

Габаритные размеры у всех модификаций схожи: их длина – 3660 мм, ширина – 1625 мм, а высота – 2370 мм. Изменение ширины колеи в тракторах Т-40 не предусмотрено.

Двигатель

Мотор Д-37 имеет объем 4,15 литра. Пуск двигателя происходит при помощи электростартера. Номинальное количество вращений мотора составляет 1500 оборотов за минуту. Охлаждение происходит при помощи воздуха.

Несмотря на то, что двигатель Д-144 имеет на 13 лошадиных сил больше, его конструкция точно такая же, за исключением объема и количества оборотов.

Коробка

Коробка передач рассчитана на 14 положений. Кроме стандартных 7 ступеней вперед, предусмотрено еще 7 положений назад.

Схема органов управления

Отличительной чертой считается количество скоростей для езды в обратном направлении, поскольку во многих аналогичных моделях их намного меньше. Максимальная транспортная скорость может достигать 26,7 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Трактор Т-40 установлен на раму из металла. Впереди расположен мотор, который соединяется с КПП и задним мостом. Преимуществом этой модели от многих аналогов считается поперечное расположение валов коробки передач. Благодаря этому конструкторскому решению удалось расположить редуктор непосредственно за муфтой сцепления.

Необходимо отметить, что в тракторе Т-40 установлена комбинированная муфта. Сзади находится блок для управления задним и поперечным валом. Они способны работать как по отдельности, так и вместе. На тракторе Т 40 установлена подвеска комбинированного режима. Спереди расположены амортизаторы, а сзади – жесткая. Улучшенная проходимость трактора Т-40 по проселочным дорогам достигается благодаря особой форме протекторов.

Кабина и управление

Тракторы Т-40 не отличаются слишком удобной кабиной, но не стоит забывать о том, сколько он стоит. В нем основной упор сделан на простоту и понятность. Обзор не самый лучший, в основном рассчитан на видимость владельца вперед. Климат контроль в кабине также не предусмотрен. Приборная панель дает минимальную информацию о скорости, количестве топлива и масла.

Гидравлика и приводы

Гидравлическая система советского трактора Т-40 состоит из следующих узлов:

  • Усилитель гидросистемы;
  • Распределитель;
  • Основной и выносной цилиндр;
  • Система смазки;
  • Трехточечная сцепка;
  • Гибкие соединяющие шланги.

Навесное оборудование

Гидравлическая система трактора Т-40 позволяет приводить в работу профессиональное навесное оборудование, которое может весить до 500 кг.

Грабли ворошилки


Фреза


Снегоуборщик




Инструкция по эксплуатации

Каждый владелец трактора Т-40 или тот, кто планирует его покупать, должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации. Если бумажный носитель где-то затерялся, то на форумах можно найти электронную версию инструкции по эксплуатации.
Ваш браузер не поддерживает фреймы

Техническое обслуживание

Для продления ресурса работы трактора Т-40 необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. Очистка трактора от остатков грязи и пыли должна происходить по окончанию каждого выезда. Это поможет предотвратить появление коррозии на элементах устройства.

Требуемые масла:

  • Производите замену моторного масла через каждые 250 часов эксплуатации. Для замены наилучшим образом подойдет советский М-10Г2к или М-10В2.
  • Гидравлическое масло необходимо менять через 500 моточасов. Для гидросистемы можно использовать любое универсальное масло типа STOU.
  • Трансмиссионное масло подлежит замене всего 1 раз в начале сезонных работ. В качестве свежего смазочного материала рекомендуется использовать советский Тап-15В или ТАД-17и.

Расход топлива

Нельзя сказать с точностью, какой будет расход топлива при эксплуатации трактора Т-40, поскольку это зависит от большого количества факторов: скорости езды, качества грунта, типа выполняемых работ и объема двигателя.

Наименьший расход топлива будет при использовании двигателя Д-37, его показатель минимально может составлять 7,28 кг/час.

Это является значительным недостатком, поскольку многие в целях экономии отдают предпочтение машинам с меньшим расходом топлива.

Основные неисправности и способы их устранения

Если двигатель трактора Т-40 чрезмерно греется во время эксплуатации (основной причиной является чрезмерное нагревание масла в картере):

  • Засорилось межреберное пространство (следует остановить двигатель и очистить данное пространство);
  • Засорилась защитная сетка вентилятора (следует ее очистить);
  • Слабое натяжение или обрыв ремня вентилятора (необходимо откорректировать его положение или заменить);
  • Нехватка или чрезмерное количество смазочного материала (долейте или слейте его).

Еще одной причиной того, что двигатель очень греется при работе, является увеличенная нагрузка на этот узел.

Следующие причины могли послужить тому, что мотор не запускается:

  • Нет топлива в поплавковой камере карбюратора (засорился трубопровод или неверная настройка топливной смеси);
  • Попадание воздуха из-за неполного прилегания прокладок;
  • Проблемы со свечой зажигания;
  • Неверная настройка положения угла зажигания.

Видео обзор

Обзор работы фрезы с трактором Т-40

Обзор пахоты трактором Т-40

Обзор оранки трактором Т-40

Обзор работы роторной косилки с трактором Т-40 АМ

Механизм управления двигателем состоит из педали (32) ножной подачи (рис. 1), рукоятки (25) управления декомпрессионным механизмом, рычага (1) ручной подачи топлива, рукоятки включателя (13) свечи накаливания. На тракторах с пусковым двигателем в кабине размещаются ещё рукоятка (23) выключения муфты сцепления пускового двигателя и педаль (33) включения шестерни привода. Работу двигателя и его механизмов контролируют при помощи термометра (7), сигнальных ламп (4) и (5), манометра (11), контрольного элемента (12), сигнализатора перегрева и счётчика мото-часов.

Рис. 1. Органы управления и приборы в кабине тракторов Т-40 и Т-40А:

1) – рычаг ручной подачи топлива, 2) – включатель массы, 3) – предохранитель, 4) – сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, 5) – сигнальная лампа перегрева двигателя, 6) – включатель задней фары, фонаря номерного знака и габаритных фонарей, 7) – термометр масла, 8) – лампа освещения щитка приборов, 9) – амперметр, 10) – включатель ламп освещения приборов, 11) – манометр масла, 12) – контрольный элемент, 13) – включатель свечи накаливания и стартера, 14) – рукоятка управления левым выносным цилиндром, 15) – рукоятка управления задним цилиндром, 16) – рукоятка управления правым выносным цилиндром, 17) – рычаг тормозов на прицепе, 18) – переключатель указателей поворота, 19) – кнопка звукового сигнала, 20) – кнопка выключения магнето, 21) – включатель передних фар, 22) – кнопка включения стартера пускового двигателя, 23) – рукоятка выключения муфты сцепления пускового двигателя, 24) – рулевое колесо, 25) – рукоятка управления декомпрессионным механизмом, 26) – рычаг заднего вала отбора мощности; 27) – защёлка, 28) – педали левого и правого тормозов, 29) – педаль блокировки дифференциала, 30) – сектор, 31) – рукоятка управления воздушной заслонкой, 32) – педаль ножной подачи топлива, 33) – педаль включения шестерни привода, 34) – рычаг переключения передач, 35) – педаль главной муфты сцепления, 36) – рычаг бокового вала отбора мощности; 37) – педаль муфты ВОМ, 38) – рычаг реверса.

П едалью (32) и рычагом (1), который установлен на рулевой колонке, изменяют подачу топлива. Чтобы увеличить подачу, нужно нажать ногой на педаль либо переместить рычаг вниз, а чтобы уменьшить – переместить рычаг в обратную сторону. Педаль (32) приходит в первоначальное положение под действием пружины. Педалью (32) изменяют подачу топлива от установленной рычагом (1) до максимальной. Стартер СТ212-Б основного двигателя включают ключом на выключателе (13). Стартер СТ353 пускового двигателя включают кнопкой (22).

Р укояткой (25), установленной справа от рулевой колонки, управляют декомпрессионным механизмом. Верхнее (до отказа) положение рукоятки соответствует включённому декомпрессионному механизму.

Ф ото трактора Т-40.

П овернув влево рукоятку включателя (13) ВК317 либо ключ включателя ВК316, включают свечу накаливания и контрольный элемент (12). По нагреву спирали элемента контролируют нагрев спирали в свече накаливания. Пружина возвращает рукоятку включателя в первоначальное положение.

Н а щитке приборов расположены термометр (7), который показывает температуру масла в масляном картере, сигнальные лампы (4) и (5) и манометр (11). Красный свет лампы (4) сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, неисправностях генератора и реле-регулятора, лампы (5) – о перегреве двигателя.

М анометр (11) показывает давление масла перед входом его в картер двигателя.

С чётчик мото-часов, предназначенный для учёта времени работы трактора, установлен на корпусе маслозаливной горловины.

Агрегатами шасси трактора Т-40 (Т-40А) управляют рычагами (38) реверса, педалью (35) главной муфты сцепления, педалями (28) левого и правого тормозов и педалью (29) блокировки дифференциала, рулевым колесом (24) и рычагом (34) переключения передач.

Р ычагом (38) перемещают муфту реверса в коробке передач, благодаря чему изменяют направление вращения шестерён и включают ходоуменьшитель. Муфту реверса переключают при выключенной главной муфте сцепления. Включают и выключают передачи (рис. 2) и маневрируют ими рычагом 34 (см. рис. 1) при любом положении рычага реверса.

Рис. 2. Схема положений рычагов коробки передач и реверса тракторов Т-40 и Т-40А:

1, 2, 3, 4, 5 и 6 – передачи, Н – нейтральное положение, ЗХ – задний ход, ЗП – замедленная передача.

В кабине трактора над щитком приборов прикреплена металлическая пластинка, на которой изображена схема переключения. Переключают передачи только при выключенной главной муфте сцепления.

Педалью (35), которая установлена под левую ногу, управляют главной муфтой сцепления. Нажимая на педаль, освобождают ведомый диск муфты, то есть выключают её. Муфтой пользуются при переключении передач и реверса и включения ходоуменьшителя, синхронного привода бокового и заднего валов отбора мощности.

П едали (28) расположены под правой ногой тракториста. Нажимая ногой на левую педаль, тормозят левое колесо, на правую педаль - правое. Педали можно соединить откидывающейся защёлкой (27) и одновременно управлять левым и правым тормозами. Рекомендуется тормозить при выключенной главной муфте сцепления. Селектором (30) педали левого и правого тормозов можно продолжительное время удерживать в заторможенном положении.

Р улевым колесом (24) поворачивают передние колёса, изменяя направление движения трактора.

П едалью (29) блокируют дифференциал при буксовании задних колёс во время движения по ровной и прямой дороге.

Дополнительным рабочим оборудованием управляют при помощи рычагов (36), (26) и (17) и педали (37) муфты ВОМ.

Р ычагами (36) и (26) включают независимый либо синхронный привод к боковому и заднему валам отбора мощности, устанавливая их положения, показанные на рисунке 3. Синхронный привод включают при выключенной муфте сцепления.

Рис. 3. Схема положений рычагов управления валами отбора мощности и гидрораспределителем тракторов Т-40 и Т-40А:

Н – нейтральное положение, НП – независимый привод (включать при выключенной муфте ВОМ), СП – синхронный привод (включать при выключенной главной муфте), П – подъём, О – опускание, ПЛ – плавающее положение.

П еред переводом рычагов в положение, соответствующее независимому приводу, выключают муфту ВОМ, нажимая не педаль (37) (см. рис. 1).

Р ычагом (17) управляют тормозами прицепа. Перемещая рычаг на себя, тормозят прицеп.

Гидравлической навесной системой управляют рукояткой включения насоса гидросистемы (рис. 4) и тремя рукоятками (14), (15) и (16) (см. рис. 1) распределителя.

Рис. 4. Включение насоса гидравлической системы тракторов Т-40 и Т-40А.

Р укоятка (рис. 4) включения насоса расположена на корпусе привода насоса, на котором имеются две лунки с надписями «ВКЛ» («включено») и «ВЫКЛ» («выключено»).

Р укоятка (14) (см. рис. 1) смонтирована на распределителе слева, ею управляют левым выносным цилиндром и силовым цилиндром на прицепном орудии.

Р укояткой (15) управляют силовым цилиндром, который связан с задним механизмом для навешивания орудий, рукояткой (16), которая расположена справа, - правым выносным цилиндром.

К аждая из трёх рукояток распределителя занимает четыре положения: «подъём» - рукоятки перемещают вперёд от себя, «нейтральное» - назад на себя до первого фиксированного положения, «опускание» - назад на себя за «нейтральное» до следующего фиксированного положения, «плавающее» - назад на себя до отказа.

Освещением и сигнализацией управляют переключателем (18), кнопкой (19) сигнала и включателями (21) и (6).

П ереключателем (18) включают двусторонние фонари (указатели поворотов). Поворотом рукоятки переключателя влево включают левый фонарь, вправо – правый фонарь.

К нопка (19) служит для включения звукового сигнала. Нажимая на кнопку, включают звуковой сигнал.

П еремещая рычажок включателя (21) из среднего положения вверх, включают дальний свет, вниз – ближний; включателем (6) включают заднюю фару, габаритные фонари и фонарь номерного знака. Плафон и вентилятор включают переключателем, установленным в верхней части кабины.

К роме перечисленных выше приборов, для управления и контроля в кабине установлены розетка для подключения переносной лампы, включатель (2) массы, которым отключают потребители в аварийных случаях и аккумуляторные батареи на стоянках трактора либо при их перезарядке, нажимая на внутреннюю кнопку, расположенную на верхней стенке включателя. Кнопкой, расположенной сбоку, включают потребители и батареи. Реле-регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах и защищает генератор от перегрузки, а аккумуляторные батареи – от разряда через генератор. Амперметр (9) показывает величину зарядного (стрелка отклоняется на плюс) и разрядного токов (стрелка отклоняется на минус). Лампы (8) освещают щиток приборов. Предохранитель (3) отключает потребители при коротком замыкании либо перегрузке. После устранения неисправности при нажатии на кнопку предохранителя снова включают потребители. При повороте рукоятки переключателя (18) вправо либо влево в соответствующем фонаре появляется мигающий свет.

Манометр 15 давления масла показывает давление в масляной системе двигателя.

Рычаг 16 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается.

Рычаг 17 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается.

Контрольный элемент 18 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания.

Включатель 19 света задних фар.

Рукоятка 20 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рисунке 5.

Рычаг 22 (см. рис. 4) тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя.

Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора.

Центральный переключатель 24. Предназначен для включения передних фар, габаритных огней и ламп освещения щитка приборов. Имеет три положения:

Выключенное положение - кнопка полностью перемещена в сторону щитка;

Кнопка выдвинута до половины (до щелчка) - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов и освещение номерного знака;

Кнопка выдвинута полностью - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов, освещение номерного знака, передние фары. При таком положении возможно переключение света фар (дальнего и ближнего) переключателем 29. При включении дальнего света загорается контрольная лампа 26.

Переключатель 25 указателей поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту. При этом загорается мигающим светом контрольная лампа 21.

Включатель 27 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку.

Кнопка 28 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя.

Переключатель 29 света передних фар. При перемещении рычажка переключателя вверх в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет.

Педаль 30 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

Рычаг 31 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) компрессия включена.

Рычаг 32 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рисунке 5.

Планка 33 (см. рис. 4) совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

В механизме управления этого трактора установлен гидравлический усилитель, предназначенный для облегчения поворота направляющих колес. Оп помещен между валом 13 (рис. 69), соединенным с рулевым колесом карданной передачей, и валом 5 рулевой сошки.

В корпусе 3 гидроусилителя расположен поршень 4, на одной стороне которого нанесены зубья в виде зубчатой рейки, а на другой помещено золотниковое устройство. В сквозное отверстие Поршня вставлен вал 13, передней опорой которого служит подшипник 1. Вал имеет левую резьбу, на которую навинчены гайки - передняя 2 и задняя 7. Два золотника 18 и 21 отжимаются в разные стороны пружиной 19 (причем с внешних сторон они поджаты регулировочными винтами 17 и 22). Масло подводится под давлением от насоса гидравлической навесной системы в канал 20, откуда перетекает через каналы золотников в зазор между гайками 2 и 7 и поршнем 4 и далее по сверлениям поршня в полость сектора рулевой сошки и через отверстие 6 по маслопроводу поступает на слив в бак гидросистемы.

От положения золотников 18 и 21 зависит направление потока масла: либо по обе стороны поршня, что соответствует неизменному положению сектора.рулевой сошки, либо только на одну сторону поршня, что соответствует повороту сектора, а значит, и направляющих колес трактора. В положении, показанном на, рисунке, масло под давлением поступает в наппавлении гайки 2. так как золотник 21 открыл проход маслу в переднюю полость поршня. Положение золотников изменяется при воздействии на рулевое колесо. При вращении его вал 13 вращается, что вызывает продольное перемещение гаек 2 и 7 вместе с винтами 17 и 22, упирающимися в золотники 18 и 21.

Перемещаясь, золотники с одной стороны закрывают проход маслу, а с другой- открывают проход, поэтому масло давит только на одну сторону поршня, смещая его вдоль вала 13. Благодаря зацеплению поршня с сектором, закрепленным на валу 5, рулевая сошка поворачивается, вызывая поворот направляющих колес. При неподвижном рулевом колесе проход маслу открыт с обеих сторон и поршень остается неподвияшым.

В корпусе 16 усилителя расположен имитатор, предназначенный для создания некоторого сопротивления вращению рулевого колеса, необходимого трактористу для ощущения поворота. Имитатор состоит из поршня 9, поджатого пружиной 10 к задней крышке 8 корпуса усилителя. Оба конца штифта 14 входят в пазы поршня, благодаря чему поршень поворачивается вместе с валом 13. Для усиления действия имитатора в полость наружной проточки поршня подводится под давлением масло через канал 15.

В гидравлическом усилителе регулируют:

  1. зазор в зацеплении поршня 4 с сектором вала 5 рулевой сошки;
  2. положения золотников 18 и 21;
  3. сопротивление имитатора;
  4. давление срабатывания предохранительного клапана 30.

Зазор в зацеплении характеризуется свободным ходом рулевого колеса. При нормальном зацеплении свободного хода может не быть или он не будет превышать 5° при работающем усилителе. Если же усилитель отключен, то свободный ход может достигать 25-30°. Для регулирования зазора в зацеплении служит упорный винт 23 рулевой сошки. При проведении операции ставят направляющие колеса в положение прямолинейного движения трактора, отвертывают колпачок 25 и, завернув винт 23 до упора, отвинчивают его затем на ’/в - 1/в оборота. В таком положении винт контрят колпачком 25.

Свободный ход рулевого колеса зависит н от зазоров в шарнирных сочленениях передачи, особенно карданного вала. Поэтому, если регулировка проведена, а свободный ход рулевого колеса превышает 25°, необходимо проверить все шарнирные соединения механизма управления, заменив изношенные детали.

Для согласования действия золотников 18 и 21 их регулируют при помощи винтов 17 и 22. Вначале поджимают к поршню заднюю гайку 7. В этом положении масло, залитое в приемную полость, не должно проходить в переднюю полость через золотник 21, а должно свободно перетекать в заднюю полость через золотник 18. При поджатой к поршню передней гайке 2 масло должно свободно перетекать в переднюю полость поршня и не перетекать в заднюю. При полоя^енни гаек на одинаковом расстоянии (от поршня (заводская установка 1 мм от торца поршня) масло должно перетекать в обе полости. Это соответствует нейтральному положению золотников.

Если при поджатой передней гайке 2 масло перетекает в заднюю полость, то винт 17 несколько вывинчивают, добиваясь прекращения перетекания. Так Hie поступают и с другим золотником. По окончании регулирования винты 17 и 22 надежно зажимают стопорными болтами. Работу ведут при снятых крышках корпуса.

Сопротивление имитатора регулируют для того, чтобы достигнуть желаемой величины сопротивления трения поршня 9 о крышку 8. Регулирование заключается в изменении сжатия пружины 10 поршня при помощи винта 12 при ослабленной затяжке контргайки 11. Эту регулировку выполняет тракторист, подбирая нужное сопротивление. Если недостаточно затяжки пружины имитатора,’ то к каналу 15 подсоединяют штуцер маслопровода, по которому к поршню под давлением подается масло, увеличивающее усилие поджатия поршня. Но к легкому вращению рулевого колеса тракторист быстро привыкает, поэтому необходимость в подводе масла к имитатору возникает не всегда. В таких случаях свободное отверстие канала 15 для маслопровода закрывают резьбовой пробкой, чтобы в полость имитатора не попадала грязь.

Предохранительный клапан гидравлического усилителя устанавливают на давление срабатывания 70 кГ/см 2 . Как видно из рисунка, он помещен перед входом масла в полость золотников. Прошедшее через клапан масло поступает в полость сектора рулевой сошки и оттуда - на слив в масляный бак.

Для регулирования клапана на место снятого штуцера маслопровода, подводящего масло к имитатору, устанавливают манометр со шкалой до 100 кГ/см2. Затем запускают двигатель и, установив между рулевой сошкой и передним брусом рамы какой-нибудь твердый предмет, упирают в него сошку вращением рулевого колеса. Удерживая колеса в таком положении, определяют давление масла по манометру. Если оно ниже 70 кГ/см 2 , регулиро- . вочный винт 26 при снятом колпачке 27 и ослабленной контргайке 28 несколько завинчивают, поджимая пружину штока 29 до получения необходимого давления срабатывания клапана. Если давление выше 80 кГ/см 2 , винтом 26 ослабляют затяжку пружины. По окончании регулирования винт 26 затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

В системе гидравлического усилителя есть клапан потока, назначение которого сводится к тому, чтобы перепускать определенное количество масла (8-10 л/мин при 1600 об/мин) от насоса гидравлической навесной системы к усилителю рулевого управления. Этот клапан расположен на корпусе шестеренчатого насоса и регулируется на заданную производительность (перепуск масла) либо на стенде для проверки производительности насоса, либо непосредственно на тракторе.

Клапан потока имеет одинаковое устройство с предохранительным клапаном. На тракторе для его регулирования снимают защитный колпачок, ослабляют контргайку и завертывают регулировочный винт в корпус на глубину. 10 мм от кромки корпуса, что соответствует 6,5 оборота винта. После этого контргайку затягивают, а колпачок ставят на место.

Тормоза ленточного типа расположены в рукавах полуосей. Для доступа к их регулировочному устройству необходимо отвернуть болты и спять крышку рукавов. Регулирование заключается в подтягивании или ослаблении закрепленного конца тормозной ленты. Для этого, ослабив контргайку болта, удерживающего конец тормозной ленты, и завернув гайку болта до отказа, отвертывают ее затем на 3,5 оборота. В таком положении контргайку затягивают. У правильно отрегулированного тормоза наружный рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага. При регулировании тормоза педаль надо удерживать в крайнем заднем положении.

Обе педали тормоза могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их свободный ход (не более 30 мм) и момент начала торможения должны быть одинаковыми. Свободный ход регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом ленты. Для этого на тягах есть вилки, навинченные на их резьбовой конец. Как и у других ленточных тормозов, зазор между барабаном и лентой регулируют при помощи регулировочного винта, расположенного снизу корпуса тормоза. При ослабленной контргайке винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 3/4 оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

В механизме управления трактора Т-28 встречаются следующие особенности регулирования.

Осевой ход вала рулевого управления устраняют при помощи корончатой гайки 2 (рис. 70), навернутой на поворотный вал 18 и зашплинтованной на нем. Проверяют ход осевым перемещением вала 18 при отъединенной рулевой сошке 3 от шарнирного сочленения с тягами поворота колес. Если требуется устранить люфт, гайку рас-шплинтовывают, снимают стяжной болт 1, завинчивают гайку до отказа, а затем несколько ослабляют ее до свободного проворачивания вала без заеданий и осевого хода. Гайку ‘2 зашплинтовывают, а затем ставят на место и затягивают стяжной болт 1.

Осевой ход червяка 16, равный зазору в подшипниках 15 и 17, регулируют винтом 10, упирающимся в наружную обойму подшипника 15 через шайбу 14. Зазор в подшипниках должен быть минимальным, обеспечивающим свободный поворот червяка без заметного осевого хода. При регулировании ослабляют контргайку винта, завинчивают винт 10 до отказа, а затем отвинчивают его, чтобы установить свободное вращение червяка.

Для регулирования зазора в зацеплении служит замок 8, надетый на фасонную гайку 11 и связанный с выемкой на регулировочном стакане 12. Оси наружной и внутренней поверхностей стакана сделаны эксцентрично, что позволяет при его повороте приближать подшипники и червяк к шестерне 5 редуктора. При регулировании зазора в зацеплении надо ослабить стопорный болт 9, а затем повернуть замок 8 так, чтобы червяк приблизился к шестерне с минимальным зазором в зацеплении. Зазор в зацеплении регулируют в том случае, если при нормальных зазорах в шарнирных сочленениях механизма управления свободный ход рулевого колеса превышает 30°.

Свободный ход (50-70 мм) педали 1 (рис. 71) ленточного тормоза регулируют в такой последовательности. Отъединяют тЯгу 4 от рычага тормоза, а затем, вращая соединительную вилку 2, подбирают такую ее длину, чтобы достигнуть требуемого свободного хода педали. При большом износе накладок тормозной ленты может не хватить резьбы для удлинения тяги. В этом случае рычаг тормоза, установленный на елочных шлицах кулачкового валика, переставляют на два-три шлица и, изменяя длину тяги, добиваются требуемой величины свободного хода тормозной педали. При регулировании второго тормоза надо подогнать его момент начала торможения к моменту начала торможения отрегулированного тормоза. Это важно для согласования их работы при сблокированных педалях.

Кроме того, в каждом тормозе регулируют провисание тормозной ленты. Для этого болт на крышке тормозов завинчивают до отказа, а затем отвинчивают на полтора оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

Механизм управления трактора МТЗ-50 . Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Его проверяют во время работы двигателя и при прямолинейном положении направляющих колес, стоящих на твердом грунте. Когда свободный ход рулевого колеса превышает 25°, регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, а затем зазоры в зацеплениях червяк - сектор и сектор - рейка, если после регулировки шарниров свободный ход остается большим.

В шаровых шарнирах рулевых тяг есть регулировочные пробки, при помощи которых наконечники тяг можно поджать к шаровым пальцам. Для этого надо снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, затем завернуть пробку до упора и отвернуть на ‘Д-‘/з оборота до совпадения прорези пробки с канавкой под усик стопорного кольца на наконечнике тяги.

Перед регулировкой зазора в зацеплении червяк - сектор рулевого механизма снимают облицовку радиатора и отсоединяют тяги от рулевой сошки.

Подшипники вала червяка посажены во втулку, вставленную в корпус механизма эксцентрично относительно оси червяка. Если втулку поворачивать относительно оси за фланец, выступающий из корпуса, то из-за эксцентричного расположения осей втулки и вала червяка последний будет сближаться с сектором или удаляться от него. Это дает возможность установить нужную величину зазора в зацеплении. Для регулирования, ослабив болты крепления эксцентричной-‘ втулки к корпусу и поставив рулевую сошку в крайнее левое или правое положение, легким постукиванием молотка по фланцу втулки поворачивают ее по ходу часовой стрелки до беззазорного зацепления червяка с сектором. После этого втулку проворачивают в обратную сторону до тех пор, пока не установится минимальный йазор в зацеплении. Он обеспечивает плавный поворот рулевого колеса по всему диапазону под действием усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к ободу колеса. Установив нормальный зазор в зацеплении, завинчивают стопорные болты втулки.

Осевое перемещение вертикального поворотного вала регулируют болтом, ввернутым в крышку корпуса так, что торец болта располагается против центра поворотного вала.

Чтобы добиться нормального осевого перемещения вала, достаточно регулировочный болт вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на Vs оборота и затянуть контргайку.

Для установки нормального свободного хода рулевого колеса необходимо проверять и регулировать зазор в зацеплении сектора с рейкой штока силового цилиндра гидравлического усилителя. С этой целью под фланец упора рейки подложен комплект регулировочных прокладок. Подбором соответствующей толщины прокладок устанавливают минимальный зазор и в этом зацеплении, что обеспечивает плавный поворот рулевого колеса под действием того же усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к его ободу.

По окончании регулирования рулевые тяги соединяют с рулевой сошкой.

В гидравлическом усилителе рулевого управления установлены клапан постоянного потока и предохранительный клапан. Их назначение и принцип действия одинаковы с теми же клапанами в усилителе трактора Т-40. Клапаны запломбированы, их регулируют только в тех случаях, когда нарушена нормальная работа усилителя из-за несоответствия рабочих параметров гидравлической системы нормальным. При необходимости первым регулируют клапан постоянного потока, а затем предохранительный.

Клапан постоянного потока расположен с правой стороны на клапанной крышке корпуса гидравлического усилителя. Его регулируют при работающем двигателе и прямолинейном расположении направляющих колес на твердом грунте.

Сняв защитный колпачок и ослабив контргайку регулировочного винта, вращают винт клапана, подавая нужное количество масла, перепускаемого в гидроусилитель. Завинчивание его вызывает увеличение потока масла, перепускаемого в усилитель, и наоборот. Нормальный перепуск масла клапаном контролируется временем поворота направляющих колес. Для этого работающему двигателю задают максимальные обороты холостого хода и проверяют время поворота колес (2,5-3 сек). Окончив регулирование, винт затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

Предохранительный клапан расположен несколько ниже клапана постоянного потока и имеет нормальное давление срабатывания 80 кГ/см 2 .

Давление проверяют манометром, устанавливая его на место снятой пробки на корпусе усилителя. Во время регулирования рулевое колесо ставят в одно из крайних положений до упора и, задав двигателю максимальные обороты холостого хода, вращают регулировочный винт клапана (защитный колпачок снят, а контргайка винта ослаблена). Завинчивая винт, увеличивают давление срабатывания, и наоборот. Как только давление масла по манометру будет 80 кГ/см 2 , вращение винта прекращают, после чего контргайку затягивают, ставят на место колпа-чок и клапан пломбируют.

Тормоза трактора MT3-5Q дискового типа расположены снаружи на боковых стенах корпуса заднего моста и действуют на ведущие шестерни конечных передач. Полный ход педали 80-100 мм при усилии 12 кГ устанавливают изменением длины регулировочной тяги, соединяющей рычаг педали с нажимными Дисками. Для этого на тяге есть вилка, навинченная на ее резьбовой конец. В свободном положении рычаг педали должен упираться в планку пола.

Навинчивая вилку, т. е. укорачивая тягу, уменьшают ход педали. Не рекомендуется создавать ход меньше 80 мм, так как при этом уменьшаются зазоры между дисками, что приводит к нагреву тормозов, усиленному износу фрикционных накладок и преждевременному выходу тормозов из строя. Ход больше 80 мм может привести к неполному торможению из-за упора педали в пол.

Обе педали могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их полный ход должен быть одинаковым.

Тормоза поддаются регулированию до износа фрикционных накладок дисков, не превышающего 8 мм. При большем износе накладок регулировка тормозов становится бесполезной (тормоза «не держат»). В этом случае тормоза разбирают и заменяют изношенные детали новыми.

Механизм управления и тормоза трактора ДТ-20 . Особенность механизма управления этого трактора состоит в том, что рулевое управление можно перестраивать по высоте и для работы трактора задним ходом.

Для регулирования положения рулевого колеса по высоте предусмотрено телескопическое соединение вала 7 (рис. 72) с трубой 4 червяка 2. Чтобы изменить положение рулевого колеса по высоте, надо ослабить стяжной болт 6, а затем поднять или опустить (в пределах 60 мм) верхний картер вместе с рулевым колесом и снова затянуть стяжной болт.

При переоборудовании механизма управления для работы трактора передним ходом надо установить шестеренчатую пару 8 ж 12 с передаточным числом 1:1 и конусные удлинители 9 на валы обеих шестерен. Положение рулевого колеса, показанное на рисунке, соответствует переднему ходу трактора. Чтобы перестроить управление для работы трактора задним ходом, достаточно снять рулевое колесо с вала, ослабить стяжнох! болт 11 и установить его на место снятого колпачка- 10 вала 7, закрепив колесо стяжным болтом 11. Предохранительный колпачок тоже переставляют на конус другого вала. При работе трактора задним ходом шестерня 8 не будет участвовать в передаче вращения от рулевого колеса.

Зазоры в шарнирных сочленениях механизма управления регулируют так, чтобы холостой ход рулевого колеса не превышал 15°. Из-за износа шарниров во время работы допускается холостой ход не более 20°. Для регулировки зазора в подшипниках червяка, соответствующих осевому ходу червяка 0,5-1 мм, служат прокладки 3, помещенные между рулевой колонкой 5 и нижним картером червячной передачи. Зазор 0,2-0,4 мм в зацеплении червячной пары регулируют устройством, состоящим из впита 15 и гайки 14.

Педали тормозов тоже переставляют, когда трактор настраивают на работу задним ходом. Кроме того, в конструкцию введена третья педаль тормоза для торможения одновременно обоими тормозами (педаль блокировки). Эта педаль введена в связи с повышением транспортной скорости трактора ДТ-20.

На рисунке 73 показано положение тормозных педалей для работы трактора передним ходом. Чтобы переста-нить их для работы трактора задним ходом, достаточно отъединить от педалей возвратные пружины 10 и тяги 5 п 11, а защелку 4 отъединить от тяги 8, затем педаль по-нернуть в обратную сторону и соединить ее с тягой 8, а защелку - с тягой 11. Возвратную пружину 10 следует скрепить одним концом с ушком на корпусе, а другим - с ушком на заднем конце педали.

Нормальный ход (30-40 мм) регулируют изменением длины тяг. Установочный винт 1 завинчивают при ослабленной контргайке до упора в тормозную ленту, а затем отпускают на 3Д - 1 оборот и контрят. Эта регулировка необходима для устранения провисания тормозной ленты в свободном состоянии. Затем тормозную педаль 7 и защелку 4 отъединяют от тяг и вращением вилок одновременно обеих тяг и на одинаковое число оборотов подбирают такую их длину, чтобы ход педали был равен 30- 40 мм. Регулировку необходимо повторять, если не удасЛ-ся установить нормальный ход педали за один прием.

Обычно в результате износов тормозных накладок ход педали постепенно увеличивается, и регулировкой чаще всего приходится уменьшать ее ход. Уменьшение хода педали во время работы свидетельствует о загрязнении тормозов (грязь забивается в паз под рычагом педали, ее удаляют при снятой защелке и отведенной назад педали).

» Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема

Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема

На трактор Т-40 устанавливается механическая, восьмискоростная, четырехходовая коробка передач с поперечным расположением валов. Основное назначение кпп — это изменение скорости и направления движения трактора.

Устройство коробки передач Т-40

Механическая коробка передач трактора состоит из ходоуменьшителя, валов и шестерен, конической передачи с механизмом реверса, механизма переключения, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала, механизма блокировки передач.

Схема коробки передач Т-40: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменыиителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемники; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 25 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель.

Схема переключения передач на тракторе Т-40

Реверс трактора Т-40

Коническая передача с механизмом реверса используется для передачи крутящего момента и вращения от двигателя к первичному валу, ходоуменьшителю или валу реверса. Конические шестерни оснащены круговыми зубьями и в период эксплуатации не нуждаются в регулировках до их полной выработки.

Ведущая шестерня конической передачи установлена в расточке передней части блока трансмиссии и вращается в заднем роликовым и переднем шариковым подшипниках. Ведомая шестерня коробки передач трактора Т-40 смонтирована в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня реверса т-40 также установлена в левой части блока трансмиссии. На шлицах первичного вала, между ведомыми шестернями, смонтирована муфта реверса, которая способна занимать одну из трех позиций: находиться в зацеплении с валом ходоуменьшителя, с ведомой конической шестерней реверса или с ведомой конической шестерней переднего хода. Коническая передача заменяется комплектно, т..е. сразу все шестерни — ведомая и ведущая.

В первую очередь устанавливается ведущая коническая шестерня, с расстоянием от торца шестерни до оси первичного вала равным 40±0,1 мм. Во время проведения регулировки желательно увеличивать или уменьшать количество прокладок, размещаемых под стаканом подшипника.

Далее монтируют ведомую коническую шестерню таким образом, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в диапазоне 0,25-0,6 мм. Для регулировки зазора необходимо уменьшать или увеличивать число прокладок под стаканом подшипника. Коническую шестерню реверса трактора Т-40 монтируют также, как и ведомую коническую шестерню.

Для получения дополнительных пониженных скоростей используется ходоуменьшитель, позволяющий использовать трактор с сельскохозяйственным оборудованием, требующее использование замедленных скоростей движения.

Ходоуменьшитель размещается с левой стороны трактора, где установлен в расточку под стакан конической шестерни реверса. Общая конструкция ходоуменьшителя реализована в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внутренним и внешним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя — 2,75.

Принцип действия ходоуменьшителя заключается в следующем. Солнечная шестерня, соединяющаяся шлицами с конической шестерней реверса, вращает сателлиты, размещенные в неподвижном водиле. Сателлиты передают вращение шестерне, которая при помощи шлицевого соединения вращает ведущий вал ходоуменьшителя. Далее, при помощи подвижной муфты, вращение передается к первичному валу кпп Т-40.

Ходоуменьшитель трактора Т-40 может работать также с тракторами тяговое усилие которых не превышает 9кН (900 кгс). Использование пятой и шестой передачи не рекомендуется, так как высока вероятность преждевременного износа шестерен данных передач. Подобные скорости можно получить на прямых передачах.

Схема ходоуменьшителя трактора Т-40: 1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки.

Шестерни и валы коробки передач

Используются для получения конкретного ряда скоростей и изменения направления движения трактора Т-40. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, находящихся в расточке блока трансмиссии и стакане. На шлицах первичного вала смонтированы два скользящих блока: блок второй и третьей и блок ведущих шестерен пятой и шестой передач, а также две неподвижные шестерни первой и четвертой передач. На вторичном валу размещены неподвижные шестерни и две подвижные — шестерни заднего хода и четвертой передачи и шестерни замедленной и первой передач.

Требуемая передача включается путем перемещения одной из подвижных шестерен при помощи механизм переключения передач. При включении замедленной передачи или заднего хода в зацепление вводятся дополнительные шестерни, размещенные в нижней части блока трансмиссии.

Во время установки вторичного вала, его регулируют путем добавления или уменьшения количества прокладок под стаканом подшипника, расстояние от оси ВОМ при этом должно составлять 35+0,34 мм.

Механизм переключения передач трактора Т-40 состоит из валиков переключения с установленными на них вилками. Валики оснащены кольцевыми канавками, в которые входят шарики-фиксаторы. При помощи рычага переключения, валики могут перемещаться для включения передач.

Механизм блокировки Т-40 используется для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен. В его устройство входят валик блокировки и шарики-фиксаторы с пружинами. Во время нажатия на педаль сцепления - необходимое действие для включения требуемой передачи, одновременно перемещается валик блокировки до тех пор, пока его фрезерованные пазы не встанут против валиков переключения. В данном положении каждый валик переключения фиксируется только шариковым фиксатором и может быть перемещен при помощи рычага переключения. Далее педаль сцепления возвращается в первоначальное положение, при этом валик блокировки цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не позволяя им перемещаться.

В процессе эксплуатации трактора механизм блокировки Т-40 не нуждается в регулировке, за исключением тех случаев, когда производилась его разборка.

Кроме того, в коробке передач трактора также установлен механизм блокировки, предотвращающий пуск двигателя при включенной передаче.

Схема механизма блокировки коробки передач: 1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина.

Главная передач и дифференциал Т-40

Используются для передачи колесам трактора крутящего момента и вращения с разными угловыми скоростями при совершении поворотов.

Главная передача состоит из двух цилиндрических прямозубых шестерен. Дифференциал трактора Т-40 — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, находящиеся в ступице дифференциала. Во время прямолинейного движения трактора, когда ведущие колеса имеют одинаковое сопротивление, левая и правая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью. В случае изменения сопротивления или при повороте трактора, одна из ведомых шестерен ускоряет вращаение, а другая — замедляет. В процессе эксплуатации регулировка шестерен дифференциала не требуется.

Используется для передачи одинаковой частоты вращения правой и левой полуосям, во время преодолевания трактором различных препятствий.

Регулировка механизма блокировки дифференциала осуществляется только при нарушении регулировочных параметров в следующем виде:

1. открутите гайку, вкручивая регулировочный болт в педаль снизу;

2. выжмите педаль блокировки до отказа;

3. открутите регулировочный болт до упора головки в крышку коробки;

4. отпустите педаль блокировки и открутите болт еще на один оборот. В данном положении надежно закрепите регулировочный болт гайкой.

Надежный и долгий срок службы механизма блокировки напрямую зависят от его правильного применения во время эксплуатации трактора:

1. используйте механизм блокировки дифференциала только во время преодоления препятствий при буксовании одного из ведущего колеса. Для этого выжмите сцепление, нажмите на педаль блокировки и плавно отпустите сцепление.

2. не совершайте разворотов на тракторе при включенном механизме блокировки.

Запрещается включать механизм блокировки дифференциала при включенном сцеплении.

Схема механизма блокировки дифференциала: 1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 — муфта; 12 — полуось.

Конечная передача трактора Т-40

Конечная передача задних колес используется для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого на полуоси ведущих колес. Все конечные передачи состоят из двух цилиндрических шестерен с прямым зубом. Ведущая шестерня смонтирована в расточках блока и вращается в двух роликоподшипниках. Ведомая шестерня установлена на полуоси колеса и вращается в роликовом и шариковом подшипниках.

При помощи фланца конечная передача приклеплена к рукаву тормоза и может монтироваться в двух положениях, что требуется для изменения агротехнического просвета.


17.09.2019
Двигатель Т-40

Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры

Силовая передача

Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40

Система питания

Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.

Электрооборудование

Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.