Налогов и сборов федеральные региональные. Реферат: Система налогов и сборов РФ. Проблемы и принципы налогообложения

Наше государство создает как можно более комфортные условия для своих жителей, демонстрируя достаточно упорядоченную систему налогов. Какие-то из них являются обязательными для всех, а какие-то должны платить только предприниматели или ИП. Чтобы понять, какая система налогообложения и сборов в РФ на самом деле, необходимо сначала разобраться, что это вообще такое.

Как правило, под нею подразумевают всю совокупность существующих налогов и прочих сборов, которые были установлены на самом высшем уровне.

Безусловно, налог – это не Божья кара, и государство не может просто собрать все, что захочет. Дабы регулировать и контролировать это, в действующем Налоговом кодексе хорошо прописаны принципы, по которым и должна работать вся система налогообложения РФ.

Так, обязательно должна учитываться реальная платежеспособность кого бы то ни было. Также, налог не имеет признаков дискриминации. Например, нельзя заставить платить иудеев больше чем православных, а представителей партии «Зеленых» меньше чем «Синих». Каждый вид налога просто обязан иметь и свое экономическое подспорье, то есть он не может быть наложен на человека без непосредственного . Например, за что человек будет платить налог на землю, если у него ее нет? Также, законодательство запрещает придумывать новые виды сборов, которые не предусмотрены НК РФ, либо специально не давать гражданам пользоваться своими конституционными правами через чрезмерное взимание налогов.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях.

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Федеральный уровень

  1. На добавленную стоимость (НДС). Его, как правило, оплачивают бизнесмены, «частники» которые имеют дела связанные с услугами, позволяющими получать выгоду.
  2. Акцизы.
  3. На доход. Он касается всех, включая физ лиц и любых бизнесменов. Так уж повелось, что если вы что-то получаете, то обязаны отдать процент в фонд государства, хотя бы за то, что вам была дана такая возможность – получить.
  4. На ископаемые. Это, прежде всего, касается тех, кто занимается их разработкой и добычей.
  5. Единый социальный налог.
  6. Водный и другие виды сборов, что предусмотрены статьей 13 НК.

Региональный уровень

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Официальные полномочия, которые достались региональным органам власти, как правило, касаются не столько назначения новых налогов, чему не могут не радоваться граждане, сколько порядка и способа уплаты, предусмотренных законом. На уровне федерального законодательства дается «добро» на распределение налоговых ставок в каких-то рамках, а вот конкретный процент или сумму для своего региона, система налоговых органов РФ этого конкретного субъекта устанавливает на свое усмотрение.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

Местный уровень

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Следует сказать, что хоть налогов и много, как кажется, но система налогообложения в Российской Федерации еще не включает в себя ряд других пошлин. Например, таможенные сборы, или специальные платежи за пользованием лесом, также не входит сюда сбор за загрязнение окружающей среды. Впрочем, не смотря на то, что эти платежи не считаются налогами, никто не мешает взимать их по другим (неналоговым) законам.

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

Система налогов и сборов РФ - это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.
В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.
Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.
Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).

«Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, система налогов составная часть налоговой системы России.

Система налогов и сборов устанавливается федеральным законодательством. Согласно ст. 13 НК налоги и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследование или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

В зависимости от категории налогоплательщиков налоги разграничиваются на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.).

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Прямые и косвенные налоги. Критерием выступает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. Уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальными. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

I. Понятие и структура системы налогов и сборов

Система налогов и сборов – это совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимо на территории РФ. Она определена НК, строится в соответствии с государственным устройством страны и включает 3 уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Ст. 13 НК.

Региональными признаются налоги, устанавливаемые НК и законам субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 14 НК). При установлении региональных налогов субъекты РФ определяют, такие элементы налогообложения, как ставка налога, а так же порядок и сроки уплаты налога, если они непосредственно не установлены НК. Кроме того, они вправе устанавливать факультативные элементы.

Местные налоги – налоги, устанавливаемые НК и НПА представительных органом МО о налогах, вводимые в действие в соответствии с НК, НПА представительных органов МО о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих МО (ст. 15 НК). При установлении местных налогов МО устанавливают ставку налога в пределах, предусмотренных НК, а так же порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы не предусмотрены НК или иными законодательными актами.

В 2012 г. был исключён из перечня единый социальный налог, который заменён взносами неналогового характера.

В настоящее время под налоговой системой понимают организационно-правовые основы налогообложения, т. е. государственные и муниципальные органы, устанавливающие налоги; налоговую администрацию (органы, на которые возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязанности по уплате налогов и сборов); нормативно-правовую базу налогообложения; систему налогов, установленных и действующих на территории РФ, её субъектов и МО.

II Процедура установления и введения налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие только на федеральном уровне.

Процедура установления региональных и местных налогов состоит из 2 этапов:

1. Первичное (базовое) установление. Осуществляется на федеральном уровне, включает перечисление в НК исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, а так же определение состава налогоплательщиков и описание основных элементов налогообложения.

2. Вторичное (производное) установление. Вторичное осуществляется субъектами РФ или МО в порядке и в пределах, определённых ФЗ. Компетенция субъектов и МО по установлению региональных и местных налогов включает полномочия:

Самостоятельно определять наименование налога из установленного перечня, подлежащего взиманию на территории субъекта РФ или МО;

Определять ставку налога, порядок и сроки его уплаты в порядке и в пределах, установленных НК. Субъекты и МО вправе определять перечисленные элементы налогообложения только в том случае, если они не установлены непосредственно НК;

Устанавливать факультативные элементы. Основания и порядок их применения должны быть определены в порядке и в пределах, предусмотренных НК.

Введение регионального или местного налога находится в исключительной компетенции субъекта РФ или МО. Региональные налоги вводятся или прекращают своё действие в соответствии с законами субъектов и НПА МО о налогах, соответственно.

III Понятие специального налогового режима

НК не содержит дефиниции понятия «специальный налоговый режим», а выделяет их существенные признаки:

1. Устанавливаются НК и применяются в случаях и в порядке, предусмотренном НК и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 18).

2. Могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а так же освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 1 ст. 18).

3. Могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК. Порядок установления и порядок введения в действие таких налогов устанавливается так же непосредственно НК (п. 7 ст. 12).

Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов (СНР), которые могут устанавливаться и вводиться на территории РФ установлен п. 2 ст. 18 НК:

Система налогообложения для с\х товаропроизводителей в виде единого с\х налога (ЕСХН;

Упрощённая система налогообложения (УСН);

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции СРП).

Согласно ст. 2 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» СРП – это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определённый срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счёт и на свой риск.

Общие признаки СНР:

1) Каждый СНР имеет целевое назначение.

2) Могут применяться только ограниченным кругом налогоплательщиков, отвечающих критериям, установленным НК.

3) Все СНР связаны с осуществлением налогоплательщиками предпринимательской деятельности.

4) По своей правовой сущности представляют собой исключение из общего налогового режима.

В науке НП под общим налоговым режимом понимают совокупность правовых норм, регулирующих возникновение или изменение или прекращение налоговых обязанностей лиц на основе установленного перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Переход на специальный налоговый режим, как правило, сопровождается изменением состава подлежащих уплате налогов посредством замены ряда из них единым платежом за исключением СРП. В частности, уплата ЕСХН, УСН, ЕНВД освобождает налогоплательщиков от уплаты наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты налогов. Организация освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организации, ИП освобождаются от уплаты НДФЛ в отношение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, налога на имущество ФЛ в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, организации и ИП, применяющие СНР, не признаются налогоплательщиками НДС за исключением НДС, взымаемого при ввозе товаров на территории РФ и иные территории, находящиеся по её юрисдикцией.

Система налогообложения при выполнении СРП основывается на замене уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов разделом произведённой продукции за исключением налогов и сборов, особенности уплаты которых предусмотрены гл. 26.4 НК. Размер доли продукции, передаваемой государству взамен уплаты ряда налогов и сборов, определяется в договорном порядке.

5) Предполагает упрощение порядка ведения учёта и отчётности для налогоплательщиков.

Элементы СНР не закреплены нормативно. В науке НП выделяют элементы СНР:

1. Цели создания СНР.

2. Порядок его установления и введения в действие.

3. Круг субъектов, на которых нацелено его действие.

4. Порядок перехода на его использование с общего налогового режима.

5. Набор налогов, подлежащих замене в рамках соответствующего СНР.

6. Правовая природа платежа, служащего такой заменой.

7. Совокупность обязанностей, связанных с применением СНР.

8. Состав правовых последствий, наступающих с утратой права на его использование.

IV Виды налогов

1. (законодательная):

Федеральные;

Региональные;

Местные.

Дифференциация проводится в зависимости от территории, на которой взымаются налоги, а так же полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения, и не зависит от уровня бюджета, в который происходит зачисление доходов от этих налогов.

2. (по принадлежности к бюджету того или иного уровня):

Закреплённые (полностью поступающие в бюджет одного уровня);

Регулирующие (поступающие в бюджет разных уровней).

3. (по статусу налогоплательщика):

Налоги с организаций;

Налоги с ФЛ;

Универсальные налоги.

4. (в основу положено соотношение понятий налогоплательщик и носитель налогового бремени; налогоплательщик – то лицо,на ком лежит юридическая обязанность уплатить налог, носитель налогового бремени – то лицо, которое вынуждено нести расходы, связанные с уплатой налога; те налоги, уплата которых предполагает, что 1 лицо является и налогоплательщиком, и носителем налогового бремени, относятся к прямым, в тех случаях, когда налог обязано уплачивать 1 лицо, а расходы, связанные с уплатой налога несёт другое, речь идёт о косвенных):

Прямые (подоходно-имущественные);

Косвенные (налоги на потребление).

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоги и сборы

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы - это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на . Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Функции налогов и сборов

Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции.

Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства.

Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств;

Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками;

Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах.

Признаки налога и сбора

Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • денежная форма уплаты.
  • общественные цели налогообложения.

Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения.