Срок службы транспортного средства определяется. Срок полезного использования автомобиля: что это такое? Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X - основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в .

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III - свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной . Как следствие - ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.

Определяем амортизационную группу легкового авто

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа - однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.

Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами - решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель - 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus - представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию - ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.

Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства

Срок полезного
использования

Амортизационная
группа

Длиной не более 7,5 м

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м
включительно

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

Особо большие - длиной свыше
16,5 м до 24 м включительно

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Автомобиль
грузовой

Грузовик грузоподъемностью
до 0,5 т

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

и общего
назначения

Грузовики общего назначения
грузоподъемностью свыше 5 т

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Тягачи седельные

Иные автомобили: грузовые,
дорожные тягачи для
полуприцепов (автомобили
общего назначения: бортовые,
фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили-самосвалы)

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 - 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).


Если в строке 4, к примеру, указан тип "С", в строке 3 написано "Грузовой", а вторая цифра номера марки машины в строке 2 - это "3", то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано "Mercedes-Benz Actros". Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.

Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на "Соболь-Баргузин" встречаются такие варианты: "грузо-пассажирская", "специализированное пассажирское ТС 6 мест", "универсал" и т.д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир - вторая цифра в модели ТС.

Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория "В". Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория "В" (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория "В" у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 ("Газель-Бизнес") относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория "В") (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251).
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки - 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса - 5 руб/л. с., для грузовика - 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).

Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).

В категорию "В", помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши "Газель", "Соболь-Баргузин" или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не "1" и не "2", то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра - "2", то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра "7" в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.

Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.

Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных "Газелей" и "Соболей", они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно - только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО "Автозавод "ГАЗ" акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она "2", то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.
Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД.
Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.


Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

Амортизационные списания:

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета « ». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный . Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100% .

  • Метод уменьшаемого остатка . Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100% .

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации .

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Существует два подхода в определении класса автомобиля в отношении его срока полезного использования. Всего существует пять классов, многие предполагают, что класс стойкости и амортизационного срока определяется по маркировке от первой цифры обозначения. На самом деле, такой способ определения класса выносливости транспорта достаточно сомнительный, ведь производитель может ввести абсолютно любое обозначение модели. Так что лучше смотреть на реальный опыт эксплуатации, отзывы и прочие данные, которые помогут найти оптимальный срок полезного использования авто. Принято считать, что авто первого, второго и третьего классов служат от 3 до 5 лет, четвертый класс может прослужить 5-7 лет, а самый высокий, пятый класс, рассчитан на службу в течение 7-10 лет.

Выходит, что самые выносливые автомобили имеют срок полезного использования 10 лет. Но как тогда быть с машинами, которые уже давно перевалили за этот срок? На предприятиях в балансовой отчетности такие авто считаются отработавшими свой срок, бухгалтеры обозначают их остаточную стоимость в виде нуля. Для гражданского использования этот момент не имеет особого значения, ведь некоторые авто за 10 лет не наезжают и 100 000 километров пробега. В общем, срок полезного использования автомобиля оказывается достаточно темным критерием, который не стоит воспринимать всерьез, ведь все индивидуально. Тем не менее, разобраться в данном критерии стоит.

Принятые нормы для различных классов авто по сроку полезной эксплуатации

Под сроком полезного использования понимают период, в который поездка на автомобиле может приносить финансовые выгоды. После 5 лет эксплуатации машин первого, второго или третьего класса такая выгода становится менее очевидной. Приходится постоянно ремонтировать кузов и двигатель, менять дорогостоящие элементы. По мнению многих экспертов, стоит разделять авто на классы по предельному пробегу, но и в этом случае есть много нюансов. Сегодня в определение класса автомобиля по сроку полезного использования включают следующие критерии:

  • объем двигателя, а также тип силового агрегата, его предельный ресурс и возможность ремонта;
  • толщина металла кузова, химический состав листового металла, а также тип соединения деталей;
  • наличие коррозийной защиты, которая выполняется непосредственно на заводе при производстве авто;
  • выносливость ходовой части, подтвержденная сертификационными испытаниями и тестами;
  • различные другие факторы в виде периодичности технического обслуживания, класса используемых материалов;
  • стоимость запчастей и материалов для автомобиля, целесообразность дорогостоящих ремонтов.

Как видите, понятие срока полезной эксплуатации зависит не только от автомобиля, но и от его использования. Если заливать дешевое масло и не менять его годами, машина не проездит долго, финансовый смысл ее использования исчезнет уже через год активной эксплуатации. В то самое время, автомобили с хорошим обслуживанием и небольшим ежегодным пробегом могут прослужить два или три предельных срока, не принося владельцу никаких проблем. Многие автомобилисты по себе знают, что эксплуатация транспорта второго класса по сроку полезного использования (самый распространенный тип) возможна и в течение двух десятков лет. Нужно лишь вовремя обслуживать машину и следить за ее техническим состоянием.

Реальный срок эксплуатации - индивидуальные характеристики каждого авто

Стандартные принятые расчеты существуют только для бухгалтерской отчетности предприятий, на балансе которых присутствует тот или иной автомобиль. Для частного владельца все эти особенности не имеют никакого значения. Достаточно знать, что машина нормально себя ведет в различных ситуациях и может обеспечить нормальную качественную работу. Этого будет вполне достаточно для длительной эксплуатации транспорта. Сегодня можно вывести несколько основных критериев, которые определяют реальный срок полезной эксплуатации автомобиля без привязки к присвоенному машине классу:

  • пробег за год - один из самых важных критериев, который позволяет определить износ машины;
  • хранение автомобиля - важный фактор, определяющий наличие коррозии на кузове и прочие неприятные процессы;
  • своевременное обслуживание автомобиля по предписанным производителем нормам и срокам;
  • использование оригинальных или аналоговых комплектующих, качественных или плохих жидкостей;
  • быстрое устранение всех возникших неполадок или эксплуатация машины с поломками и недостатками;
  • отношение к машине, стиль поездки и эксплуатация только одним владельцем.

Сюда также можно включить сферу использования машины. Если автомобиль возит грузы с большим весом, но не предназначен для коммерческого использования, транспорт быстрее выйдет из строя и начнет показывать характер. Также регулярная мойка и исследование кузова на предмет наличия сколов и прочих вариантов оголения металла может помочь продлить эксплуатацию машины. Многие считают, что кузов является главным аспектом длительного использования авто. Если кузовной металл будет поврежден, отремонтировать такое авто становится непросто и достаточно дорого. Остальные же детали машины можно заменить на новые.

Соблюдение заводских требований - ключ к успешному использованию

Каждый владелец автомобиля может значительно продлить срок полезного использования транспорта, если воспользуется рекомендациями производителя и будет выполнять обслуживание в соответствии с требованиями. Для выполнения этой задачи достаточно использовать качественные запчасти и материалы при ремонте и постоянно выполнять ТО вовремя. Даже если машина начнет демонстрировать неполадки при тестировании, их можно недорого и своевременно устранить и продлить жизнь транспорта. В этом случае неважно, к какой группе по сроку полезного использования авто принадлежит. Достаточно выполнять следующие требования завода:

  • вовремя проходить все предписанные технические осмотры и ремонт машины в соответствии с правилами;
  • покупать оригинальные запчасти, отказавшись от приобретения аналоговых или поддельных деталей;
  • заливать масло и прочие жидкости, которые рекомендованы производителем для данного авто;
  • не возить слишком тяжелые грузы, не нагружать автомобиль чрезмерно во время эксплуатации;
  • придерживаться скоростных рамок, рекомендованных производителем, выполнять требования инструкции;
  • полностью следовать рекомендациям по переключению передач, выбору режимов поездки.

Вот такие простые действия могут продлить жизнь машины. Вы можете получить финансовые выгоды сегодня и сейчас, купи более дешевые детали, а можете получить очень значительные преимущества, используя авто дольше. Даже при продаже подержанного автомобиля можно вернуть все затраченные средства, если транспорт обслуживался качественно и не предоставит новому покупателю никаких проблем. Выгоды во втором случае будут более ощутимыми, чем экономия небольшой суммы на комплектующих и технических жидкостях. Поэтому лучше отдавать предпочтение именно качественному обслуживанию и соблюдению заводских требований. Смотрите видео о том, как повысить срок эксплуатации двигателя вашего автомобиля:

Подводим итоги

Срок полезной эксплуатации автомобиля можно рассматривать с точки зрения бухгалтерии и амортизации машины. В таком случае предприятие высчитывает все данные по формулам и характеристикам, которые присвоены машине заводом и государством. Но для частного владельца этот показатель не имеет никакого значения. Намного важнее реальный срок полезного использования авто, который может менять в зависимости от типа использования машины. Поэтому стоит обращать внимание на эксплуатацию транспорта и особенности его обслуживания.

Удачные возможности продления срока использования машины связаны с оригинальными деталями, хорошими расходными материалами, обслуживанием у мастеров и отсутствием перегрузов машины. Изучите возможности вашего транспортного средства и не преувеличивайте их. Тогда авто будет служить достаточно долго и не предоставит никаких негативных моментов в эксплуатации. Вы можете значительно снизить затраты на автомобиль, если будете принимать эти данные во внимание. Как вы считаете, какой полезный срок использования вашего автомобиля?

Транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Амортизационная группа транспортных средств

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Как установить срок полезного использования транспортных средств

Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:

  • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
  • 2 малый класс – не более 1,8 л.
  • 3 средний класс – не более 3,5 л.
  • 4 большой класс – более 3,5 л.
  • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.

Амортизация транспортных средств – расчет

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка , пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.