Способы извлечения и перемещения пострадавшего. Извлечение пострадавшего из автомобиля

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

В современном мире высокоскоростных технологий автомобилями пользуется практически все население Земли. Стремительно увеличивающееся количество машин влечет за собой множество автомобильных катастроф, в которых часто гибнут люди.

Первая помощь при ДТП оказывается очевидцами происшедшего, которыми могут стать как водители и пассажиры, так и пешеходы. От быстрых, слаженных и, главное, правильных действий свидетелей аварии зависит жизнь пострадавшего.

Важные сведения

После автомобильной аварии водителю и очевидцам трагедии нужно выполнить ряд важных действий:

  • Остановить движение автомобиля, выйти из него;
  • Удостовериться в собственной безопасности;
  • Место аварии обозначить знаками, свидетельствующими об аварийной остановке, или включить сигнализацию;
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • Оказать первую помощь пострадавшим при ДТП;
  • Выяснить личные данные очевидцев, записать их и вызвать полицию.

В момент вызова медиков нужно четко и последовательно предоставить диспетчеру необходимую информацию:

  • Местоположение аварии с указанием точных данных и наиболее удобные пути следования;
  • Количество пострадавших, их приблизительный возраст, предположительный вид травмирования;
  • Свои личные данные (фамилию и номер мобильного телефона для связи);
  • В случае необходимости попросить свидетелей встретить машину скорой помощи, если подъезд к месту аварии сложно отыскать.

Обратите внимание!

При транспортном происшествии, в котором пострадало больше трех человек, нужно вызывать не медицинскую помощь, а бригаду спасателей из подразделения МЧС.

Вызов спасателей необходим и в том случае, если извлечь пострадавших в ДТП из автомобиля не представляется возможным.

Пошаговые инструкции

В том случае, если люди находятся в сознании, их движения не ограничены, нужно помочь им выбраться из транспортного средства.

Обратите внимание!

Извлекать пострадавшего из автомобиля до приезда профессионалов запрещается, если есть подозрения на травмирование позвоночника!

Если люди находятся в бессознательном состоянии, выносить из автомобиля их нужно очень осторожно. Желательно, чтобы помощь оказывало 2-3 человека. Один очевидец должен взять пострадавшего под мышки, а второй за ноги.

Обратите внимание!

При выносе человека, находящегося в бессознательном состоянии, из транспортного средства запрещено сгибать ему верхние и нижние конечности. Туловище должно находиться в максимально прямой позе.

Следующие действия по оказанию помощи пострадавшим предоставляются в таком порядке:

  1. Травмированного человека относят (отводят) в безопасное место.
  2. При наличии сознания проводят опрос и оценивают общее состояние, наличие травм и повреждений.
  3. У пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, в экстренном порядке проверяют функционирование жизненно важных систем: пульса, дыхания и сердцебиения. В случае их отсутствия проводят реанимационные действия до приезда профессионалов.
  4. После проведения реанимационных действий внимательно осматривают человека, определяют все видимые повреждения.
  5. По возможности предоставляют пострадавшему .
  6. При переломах проводят иммобилизацию конечностей.
  7. Накладывают жгут или тугую повязку при сильном артериальном кровотечении.
  8. Выполняют действия по предотвращению распространения инфекции в организме путем наложения антисептических бинтов и повязок.
  9. Обеспечивают человеку максимально удобное и правильное положение, исходя из тяжести и локализации травмирования.
  10. После приезда профессиональных медиков сообщают им обо всех предпринятых действиях.

Главная цель в момент оказания первой помощи при ДТП – устранить факторы, которые представляют собой угрозу для человеческой жизни.

К ним относятся такие смертельно опасные признаки:

  • Сильное наружное кровотечение;
  • Бессознательное состояние;
  • Отсутствие функционирования сердечной деятельности, органов дыхания;

Обратите внимание!

Если у человека нет дыхания, не прослушивается сердцебиение, у очевидцев есть не более четырех минут, чтобы спасти отмирание мозга больного, которое произойдет из-за катастрофической нехватки его кислородного снабжения.

Рассмотрим, как правильно оказать помощь пострадавшим в ДТП в каждом конкретном случае.

Действия реанимационного характера

Прежде чем принять решение об оказании реанимационных действий, нужно убедиться, что у пострадавшего отсутствуют признаки жизни. Срочная реанимационная помощь потребуется, если у человека наблюдается отсутствие одного из приведенных факторов:

  • Сознания;
  • Четкого и регулярного дыхания;
  • Пульса на сонной артерии;
  • Реакции зрачков на свет.

Чтобы проверить реакцию зрачков, нужно, аккуратно отодвинув веко человека, положить на него ладонь. Если после того, как ладонь уберут, зрачки не сузятся, это свидетельствует о критическом состоянии человека.

Обратите внимание!

Отсутствие реакции зрачков на свет не является свидетельством смерти! О летальном исходе может говорить только отсутствие дыхания и сердцебиения.

Тем не менее, предоставление доврачебной помощи должно осуществляться до тех пор, пока есть хотя бы малейшая надежда на спасение человека.

Реанимационный процесс включает в себя проведение двух последовательных этапов:

  • Очистка дыхательных путей;
  • Проведение искусственного дыхания в комплексе с непрямым массажем сердца.

Выполнение первого действия крайне важное, так как очистка верхних дыхательных путей позволит человеку начать дышать самостоятельно. Это действие поможет качественно провести искусственное дыхание.

Доврачебная помощь по очистке дыхательных путей выполняется в следующем порядке:

  • Пострадавшего кладут на спину;
  • Его голову откидывают назад;
  • Нижнюю челюсть больного выдвигают вперед;
  • Пальцем, на котором намотан бинт или марля, круговыми движениями очищают ротовую полость.

Проведение искусственного дыхания необходимо для восстановления функций легких путем подачи в них кислорода. Выполняют данную методику до тех пор, пока пациент не начнет самостоятельно дышать или не приедут медицинские работники.

Массаж сердца, выполняемый по технике непрямого воздействия, позволяет обеспечить органы и ткани нужным количеством кровоснабжения. Спасательные действия проводят до появления четкой пульсации или прибытия профессионалов.

Все, о правилах проведения реанимационных действий, читайте .

После того, как у пострадавшего явно начали прослеживаться признаки жизни (появилось слабое дыхание и пульсация на сонной артерии), проводят восстановительное мероприятие, которое состоит в обеспечении человеку положения на боку.

Обратите внимание!

Переворачивать пострадавшего нужно правильно. Для этого его руку кладут на свое плечо. Затем сгибают ногу больного и, взяв за ее колено, медленно переворачивают все тело на бок.

Если же у пациента присутствует дыхание и прощупывается пульс, однако он находится в бессознательном состоянии, помощь оказывают в таком порядке:

  • Очищают дыхательные пути;
  • Придают человеку позу «восстановления»;
  • Регулярно фиксируют пульс и дыхание;

В случае необходимости немедленно начинают реанимационные действия.

Остановка кровопотери

Значительная и стремительная кровопотеря часто является главным провокатором смерти пострадавшего. Поэтому такие состояния требуют неотложной помощи.

В зависимости от вида кровопотери будет зависеть ее остановка.

Так, при виде ярко-алой крови, бьющей из раны фонтаном, можно без сомнения констатировать факт повреждения артерии. Этот вид кровопотери самый опасный. Для его остановки потребуется наложение жгута на 5 см выше от самого повреждения.

При венозном кровотечении кровь темная, тягучая, выливается обширной струей. Для спасения пациента в этом случае повязку давящего типа (не жгут!) накладывают на 1-2 см ниже раны, предварительно закрыв ее салфеткой.

Все о правильном наложении жгута читайте .

При остановке кровопотери важно помнить, что жгут используют 1-2 часа в зависимости от времени года. Если артерии или вены будут пережаты более длительное время, у пострадавшего разовьется некроз тканей, который приведет к гангрене. Поэтому после использования данных приспособлений в обязательном порядке пишется записка с указанием времени начала действия жгута.

Обратите внимание!

Если после аварии на дороге у вас не найдется ручки и листа, чтобы сделать нужные записи, время указывается на теле или лице пациента всеми доступными средствами: губной помадой, кровью потерпевшего и т.д.

Если кровопотеря незначительная и сопровождает небольшие ссадины или порезы, то она не угрожает здоровью и жизни пациента. Тем не менее, кожные покровы повреждены, и есть большой риск занесение в рану инфекции. Чтобы предотвратить эти неприятные последствия повреждения капилляров, на рану накладывают повязку, пропитанную антисептиком.

Повреждение костной ткани

Повреждения костной ткани в виде вывихов или переломов – частое явление при аварии.

Доврачебная помощь в этом случае сводится к выявлению травмы и иммобилизации поврежденных конечностей.

Переломы бывают открытые и закрытые.

При открытых переломах наблюдается следующая симптоматика:

  • Сильная боль, усиливающаяся при попытках движения;
  • Отечность и деформационные изменения поврежденной конечности.

Открытый перелом отличается от закрытого обязательным наличием раны, из которой могут виднеться обломки костей.

Помощь в этом случае оказывается в такой последовательности:

  • Обеспечить прием анальгетиков;
  • Обработать кожные покровы вокруг раны антисептическим раствором;
  • Обездвижить конечность с помощью шин.

Подробную информацию об оказании первой помощи при переломах читайте .

Помните, что первая медицинская помощь при ДТП является обязанностью любого гражданина, ставшего его очевидцем. В случае скрытия с места катастрофы или игнорирования происшествия, законодательством Российской федерации предусмотрено наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Эвакуация пострадавшего

Эвакуационное обеспечение при чрезвычайных ситуациях играет важную, а порой и важную роль в спасении пострадавших. Своевременная и грамотная эвакуация пострадавших при любых видах происшествий и катастроф часто является спасительным мероприятием, ибо сокращает время от получения травмы до этапа квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Особенно данная проблема актуальна в настоящее время при дорожно-транспортных происшествиях, когда в год гибнет 34000 – 35000 человек.

Возможны следующие варианты эвакуации:

Эвакуация возможна и осуществляется быстро попутным (перехваченным) или санитарным транспортом;

Эвакуация длительна и затруднена. Необходима подготовки пострадавших к длительной и тяжелый транспортировке, которая может быть задержана.

Эвакуация практически невозможна в ближайшее время.

Как все возможное для спасения жизни пострадавших на месте происшествия сделано, а вызвать скорую медицинскую помощь должны сами позаботится о доставке пострадавших в ближайшее лечебное подразделение. Действовать при этом надо с такой же осторожностью и вниманием, как и при извлечении пострадавших из поврежденного из автомобиля.

Выбор способа транспортировки пострадавших зависит от его состояния, характера травмы, длительности пути, числа носильщиков, наличия средства переноски, рельефа местности, погодных и других условий. При этом не запускается самостоятельное передвижение пострадавших с повреждением черепа, органов груди и брюшной полости или нижних конечностей.

Правильное извлечение пострадавшего из автомобиля играет важную роль в оказании первой медицинской помощи.

Извлечение из автомобиля пострадавшего проводится при угрозе его жизни (опасность возгорания автомобиля, сползание автомобиля в кювет и прочее). Извлечение из автомобиля и переноску пострадавшего лучше проводить силами нескольких человек.

Если такая опасность отсутствует и есть подозрение на травму позвоночника, то необходима фиксация шеи, быстрое и бережное обследование пострадавшего, оказание помощи внутри автомобиля.

При извлечении из автомобиля пострадавших в ДТП необходимо использовать специальные приемы («спасательные» захваты), позволяющие предотвратить вторичные повреждения:

Осторожно повернуть сидящего спиной к себе.

Захватить пострадавшего за предплечье обеими руками (рис. 7).

Рис. 7 «Спасательный» захват пострадавшего

извлечь пострадавшего из транспорта (рис.8).

Рис. 8 Извлечение пострадавшего из автомобиля

Одна рука спасателя остается на предплечье, а вторая рука - фиксирует голову пострадавшего. Этот прием позволяет не только извлечь пострадавшего из автомобиля, но и стабилизировать шею при подозрении на повреждение шейных позвонков (рис.8).



Рис. 8 Извлечение пострадавшего с фиксацией головы



Для бережного извлечения пострадавшего из автомобиля предназначена специальная шина, которая позволяет иммобилизировать шейный и грудной отделы позвоночника с одновременной фиксацией головы (рис. 10). Специальные лямки предусматривают возможность «вытягивания» пострадавшего через заднюю дверь или заднее стекло автомобиля.

Рис.10 Универсальная шина

Способы переноса пострадавших

Существует ряд способов переноски пострадавших на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пострадавших на руках одним но­сильщиком подразумевает три способа.

Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, поворачивается к нему спиной, встает между его ног и опускается па одно колено. Пострадавший обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пострадавшего обеими руками под бедра и встает (рис.11).

Рис.11.Переноска пострадавших на руках одним носильщиком.

Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.

Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пострадавшего на плече.

Переносить пострадавших одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пострадавшего на руках двумя носильщи­ками может осуществляться несколькими способами.


Рис.12. Замок из рук.

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи (рис.13). Пострадавшего сажают на «сиденье», как и при переноске на лямке. В качестве «сиденья» можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.

Рис. 13. Переноска пострадавшего на «Замке» двумя носильщиками.

Второй способ. Один из носильщиков подходит к пострадавшему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пострадавшего спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, чтобы не затруднять ему дыхание (рис.14).

Рис.14.Способ переноски пострадавшего двумя носильщиками без «замка».

Незаменимым способом является переноска пострадавших на носилках.

При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей.

На небольшое расстояние пострадавших можно переносить на носилках плащевых с 8 ручками из укладок, одеяле, на изотермическом покрывале - пленке и др.

Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).

Пострадавших, потерявших много крови и получивших повреждение нижних конечностей, при подъеме надо нести ногами вперед. На крутых подъемах и спусках необходимо сохранять горизонтальное положение носилок; для этого при движении в гору поднимают задний их конец, а при движении под гору - передний.

Раненных в челюсть укладывают лицом вниз во избежание затекания крови в дыхательные пути, что может привести к ухудшению состояния; под лоб подкладывают согнутую в локте руку пострадавшего, пальто и др. При ранении в живот пострадавших кладут на спину, ноги их сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.

При повреждении груди пораженных переносят па носилках в полусидячем положении, положив им под спину одежду, а под колени -валик.

Во время переноски на носилках следует наблюдать за состоянием пострадавших, за исправностью наложенных повязок и шин. При длительной переноске пострадавшему нужно менять положение, поправлять изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (кроме раненных в живот), защищать от непогоды и холода.

Важным элементом эвакуации пострадавших являются погрузка и разгрузка санитарного транспорта. При этом следует учитывать, что погрузка пострадавших на транспорт без носилок или перекладывание с одних носилок на другие причиняет лишние страдания человеку с тяжелыми повреждениями и наносит ему вред. Поэтому тяжело пострадавших, особенно с переломами костей, необходимо доставлять до места назначения на тех же носилках, на которые они были положены впервые

Для защиты эвакуированных от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, фанерой или досками.

Способы выноса раненых и больных из очага катастроф

Как переложить пострадавшего с земли на носилки

щадящими способами

Существует множество способов перекладывания пострадавшего с земли на носилки. В каждом случае участникам оказания помощи придется самим решать, каким способом уместно воспользоваться. Имеют значение масса пострадавшего, характер повреждений, а главное - число участников.

Перекладывание пострадавшего способом «Нидерландский мост»

Минимальное количество участников – трое. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределена между первым и вторым участниками. Способ трудновыполним из-за тяжелой физической нагрузки, но удобен при перекладывании пострадавшего в положении «на животе».

Основная задача во время перекладывания – удержать поврежденные конечности, голову и туловище в одной плоскости. Перенос пострадавшей следует начинать по команде второго участника.

Перекладывание пострадавшего способом «скрутка» или «скатка»

Минимальное количество участников – четверо. Основная тяжесть при переносе распределения между 2-м и 3-м участниками. Данный способ нельзя использовать при переносе в положении «лежа на животе» и в случаях, когда на пострадавшем н6ет одежды из плотной ткани.

Основная задача: очень плотно скрутить прочную ткань одежды в «скатку» на груди и животе. В одну «скатку» скрутите обе штанины брюк на бедрах и голенях и по общей команде участника, придерживающего голову, перенести на носилки.

Как правильно транспортировать пострадавшего на носилках

Вверх по лестнице или в горизонтальном направлении головой вперед

Синхронно и осторожно соединить ковши носилок

под пострадавшим


Уложить пострадавшего на вакуумный матрас

и осторожно разъединить ковши


В случае появления рвотных позывов пострадавшего, зафиксированного в мат, можно повернуть на бок.

Особенности транспортировки в вакуумном матрасе.

Использование вакуумного матраса позволяет перевозить по бездоро­жью в любых погодных условиях пострадавших с тяжелыми травмами.

Пострадавшего можно поворачивать на бок при переносе по узкому лазу или в случаях рвоты, извлекать пострадавших из колодцев или расще­лин в вертикальном положении.

Универсальная фиксация, позволяющая надежно иммобилизировать поврежденные кости конечностей, позвоночника и таза в наиболее щадя­щих позах, значительно снижает боль, что позволяет использовать матрас без предварительного обезболивания наркотиками и транспортировать пострадавшего без сопровождения медицинского работника.

Если при повреждении костей таза вакуумный матрас был использо­ван в течение первых 10 мин после получения травмы, то угроза смерти от жировой эмболии сводится к «нулю».

Пострадавших, зафиксированных в вакуумном матрасе на длительные расстояния, лучше переносить на ковшовых носилках.

При извлечении пострадавших из транспортного средства, поврежденного в результате аварии, необходимо быть крайне аккуратным и следовать инструкции, так как можно нанести пострадавшим дополнительные травмы или, не правильно оценив обстановку, причинить им смерть. В этой статье мы подробно расскажем вам, как правильно извлечь пострадавшего из автомобиля. И так…

Когда автомобиль серьезно поврежден в результате ДТП, и его двери и окна невозможно открыть, необходимо прибегнуть к подручным средствам.

Окна следует разбить осторожно, не нанеся при этом дополнительных травм пострадавшим.

Если деформирован кузов и двери заклинило, то вам следует прибегнуть к помощи монтировочной лопатки или других подручных средств, чтобы открыть одну из дверей, и лучше ту, что со стороны пострадавшего. Как только вы сможете проникнуть в салон автомобиля, немедленно отключите зажигание.

Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и его жизни и здоровью ничего не угрожает, то извлекать его из автомобиля не нужно, так как можно этими действиями нанести ему дополнительные травмы или усугубить уже полученные.

Если же в результате ДТП произошла деформация транспортного средства, и пострадавший зажат, то нужно постараться очень аккуратно освободить его от травмирующего фактора. Но если вы понимаете, что не сможете сделать это самостоятельно, то немедленно обратитесь в службу спасения и другие бригады, имеющие необходимое оборудование, позволяющее извлекать пострадавших из поврежденного транспорта.

Когда первоначальная задача - это как можно быстрее извлечь пострадавшего из автомобиля, то делать это следует крайне осторожно, чтобы не усугубить его состояние. Если неправильно извлечь пострадавшего с поврежденным шейным отделом позвоночника, то можно вызвать его смерть. У спасательных бригад на такой случай имеются специальные шейные воротники, чтобы транспортировать пострадавших с такими травмами.

Применять силу, извлекая пострадавшего из автомобиля, нельзя! Запрещено выдергивать части тела, если они зажаты элементами авто. Нужно осторожно освободить пострадавшего от всего, что затрудняет эвакуацию.

Если извлечение пострадавшего осуществляется силами двух лиц, то старайтесь делать это с сохранением его позы. Можно попросить помощи у водителей проезжающего мимо транспорта. Если же вы действуете в одиночку, то сдвиньте пострадавшего к дверному проему так, чтобы вы были за его спиной, и, пропустив свои руки через его подмышки, возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки и медленно извлеките его из авто.

Бывают случаи, когда можно оказать помощь пострадавшему до приезда спасательных бригад прямо в автомобиле. Извлечение его из машины производите лишь тогда, когда последствия данных действий менее опасны, нежели оставление пострадавшего в автомобиле. К примеру, есть вероятность взрыва автомобиля или же пожара.

Когда пострадавший находится без сознания, следует убедиться в том, что дыхательные пути проходимы, и обеспечивать их проходимость до извлечения его из авто.

Когда состояние пострадавшего тяжелое, имеет место кровотечение, остановка сердца, тело сдавлено и т.п., то извлечение из автомобиля необходимо.

Так как у пострадавшего может быть травмирована грудная клетка, извлекать его нужно за предплечье и области подмышек, где повреждение ребер бывает редко. Применение грубых приемов запрещено!

Если у пострадавшего поврежден позвоночный столб, то его извлекают из авто несколько человек, аккуратно вытягивая за голову.

Если при извлечении пострадавшего можно усугубить травмы шейного отдела или нарушить дыхание, то извлечение производится с сохранением положения шеи, головы, грудной клетки относительно друг друга. Оказывающий помощь фиксирует одной рукой подбородок пострадавшего, а другой удерживает его кисть.

Главное, что следует помнить, извлекая пострадавшего из автомобиля - это то, что действовать нужно правильно и максимально аккуратно.

l При осмотре пострадавшего в машине необходимо обратить внимание на его позу и наличие обильного кровотечения. Артериальное кровотечение сразу же останавливаем пальцевым прижатием и наложением жгута. Неестественная поза свидетельствует о наличии переломов или бессознательном состоянии. В этих случаях при извлечении пострадавшего необходимо по возможности сохранить его позу неизменной. Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо наложить головодержатель, устранить все, что его удерживает – отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.д. Извлекая пострадавшего нельзя использовать силовые приемы. Нужно проявлять максимум осторожности так как у него могут быть множественные переломы конечностей, позвоночника, ЧМТ и т.д. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего после извлечения необходимо уложить на твердое основание на живот или на спину и в последующем его не перемещать без крайней надобности. Пострадавшим с переломом конечностей сразу же после извлечения производится иммобилизация и только потом его переносят в более удобное место для проведения других мероприятий первой медицинской помощи.

Политравма (сочетанная и множественная травма) зачастую является наиболее тяжелой, поскольку в этом случае у пострадавшего имеется несколько повреждений, каждое в отдельности из которых может угрожать жизни пострадавшего, а также взаимно ухудшать его состояние. Такой вид травмы характерен для дорожно-транспортного происшествия, падения с высоты, нахождения в зоне взрыва и т.п. Одной из разновидностей политравмы является комбинированная травм – повреждение, развивающееся у пострадавшего в результате действия на его организм нескольких факторов (механического, термического, химического. радиационного и т.д.).

Опасные осложнения ранений:

  • острая кровопотеря, которая может непосредственно угрожать жизни пострадавшего на месте происшествия;
  • травматический шок;
  • повреждения жизненно важных органов (головного мозга, легких, сердца);

l инфекционные осложнения (наблюдаются в более поздний период, чем предыдущие, поэтому к оказанию первой помощи прямого отношения не имеют).

l Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы (или на месте происшествия).

l Определяем состояние, которое угрожает жизни пострадавшего, и проводим неотложную помощь при них:

l А. Проходимость верхних дыхательных путей и целостность шейного отдела позвоночника: - очистить пальцем или отсосом полость рта. - закинуть голову назад и поднять подбородок. - вытянуть и фиксировать язык. «Тройной прием П.Сафара»: а) отгибание головы назад; б) приоткрывание рта; в) выдвижение вперед нижней челюсти.



l Схема верхних дыхательных путей: а) голова не запрокинута: западение языка назад образует препятствие; б) голова в запрокинутом состоянии: корень языка поднимается – проходимость свободная.

l Поддержка проходимости: - воздуховод - интубация трахеи (при переломе шейного отдела позвоночника или подозрении на него – назофарингеальная интубация). Если не обеспечена их проходимость: - коникотомия При травме шейного отдела позвоночника – ноложение головодержателя.

l В. Оценка дыхания: Характер и частота дыхания, наличие открытого пневмоторакса (необходима оклюзионная повязка), напряженного пневмоторакса (необходим перевод его в открытый), окончатого перелома ребер и др.

l С. Кровообращение: Оценка ритма сердца – тахикардия, брадикардия, экстросистолия, фибрилляция желудочков (необходима медикаментозная терапия или дефибриляция); асистолия, отсутствие пульса на лучевой и сонной артерии (необходима сердечно-легочная реанимация).

l ІІ. Вторичный осмотр пострадавшего, проводится после выполнения неотложных мероприятий по восстановлению жизненно важных функций. Это обследование «с головы до пят». После чего проводятся необходимые лечебные мероприятия в зависимости от выявленных повреждений: иммобилизация, введение лекарств, инфузионная терапия и др. ІІІ. Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение.

Порядок оказания первой помощи:

  • оценить состояние пострадавшего, осмотреть его;
  • привлекая помощника или самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь;
  • выполнить необходимые мероприятия первой помощи: остановить кровотечение, наложить повязки, придать пострадавшему необходимое в зависимости от вида травмы положение;
  • контролировать состояние пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

Хронокарта практического занятия на тему: Политравма

№ п\п Название этапа Пояснения к реализации Цель Время (мин.)
Организационные вопросы Внешний вид, отметка присутствующих, выяснение причин отсутствия Подготовка студентов к работе
Вводное слово преподавателя Раскрыть актуальность темы (указать частоту политравм, тяжесть, возможные осложнения) Введение в проблему
Контроль исходного уровня знания студентов Провести индивидуальный опрос студентов в виде программконтроля. Выяснить готовность студентов и провести корректировку знаний
Обследование локального статуса видимых повреждений у манекена, формулировка основного диагноза. Составление алгоритма оказания помощи с данной патологией на уровне доврачебной, врачебной и специализированной помощи. Студенты проводят обследование манекена, формулируют предварительный диагноз, составляют необходимого обследования, составляют алгоритм лечения и обосновывают его выбор. Освоить диагностику повреждений при политравме на основании клинических и дополнительных методов исследования. Определить показания для оперативного и консервативного лечения.
Обсуждение правильности клинического и дополнительного методов обследования манекена и разбор ошибок в диагностике. 2-3 студента докладывают о найденных повреждениях у манекена. Формулируют предварительный диагноз. Составляют план дополнительных методов методов обследования и указывают на их необходимость. По окончании обследования предлагают алгоритм оказания помощи при данной политравме. Анализ ошибок и осложнений. ЗОсвоить диагнос-тику больных с политравмой, правильно определить последовательность оперативного и консервативного методов лечения.
Контроль конечного уровня знаний. Использование ситуационных задач (типовых и нети-пичных) (задачи при- лагаются), тестовых заданий. Выяснить умение клинической помощи при политравме.
Заключительное слово преподавателя Обратить внимание на ошибки, выявленные в процессе занятия. Ответы на вопросы. Дать задание на дом

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дать определение политравмы.

2. Дать определение сочетанной травмы.

3. Дать определение комбинированного поражения.

4. Перечислить формы политравмы.

5. Оказание медицинской помощи при политравме на догоспитальном этапе.

6. Оказание медицинской помощи при политравме в специализированной больнице.

7. Классификация сочетанных механических повреждений.

8. Объем кровопотери при скелетной травме.

9. Знать способы временной и окончательной остановки кровотечения.

10. Знать транспортную иммобилизацию при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

11. Действие в очаге катастрофы.