«Шипы» против «липучек. Какую зимнюю резину выбрать: шипы или липучка? Какая зимняя резина лучше - шипованная или липучка

Какие шины лучше подходят для русской зимы – шипованные или фрикционные? У многих российских автолюбителей сложилось мнение, что покрышки с шипами незаменимы на снежном или ледяном покрове, но опасны на чистом асфальте, а вот «липучки» необходимы тогда, когда передвигаешься преимущественно по городским дорогам, очищенным от снега. Но оба суждения ошибочны, что доказывает современная «резина».

Если с шипованными шинами всё понятно, то ликбез по фрикционным вариантам не будет лишним.

«Липучки» подразделяются на два вида – «арктический» (он же скандинавский») и «европейский». Первые по своим характеристикам ориентированы на использование в суровых зимних условиях, а вторые подходят для теплых регионов, где температура воздуха держится в околонулевой зоне.
Различить «европейские» и «арктические» колеса достаточно просто, следует знать лишь несколько правил:

  • «скандинавы» имеют множество небольших прорезей-ламелей, мягкий протектор и угловатые края,
  • а у «европейцев» протектор жестче (даже на ощупь) и форма более округлая.

Точнее выделить разные виды «липучек» можно по индексу скорости – шины для теплых регионов обозначаются буквами «H» и «V» (210 и 240 км/ч соответственно), а «суровые» варианты менее скоростные и носят индексы «Q», «R» и «T» (160, 170 и 190 км/ч).

На российских дорогах чаще встречаются «арктические» покрышки, поэтому речь пойдет именно о них.

И первый вопрос таков – как «шипы» и «липучки» ведут себя при торможении со скорости 80 км/ч на мокром асфальтированном покрытии ? И здесь, на удивление многих автомобилистов, шипованные и фрикционные шины выступают примерно одинаково: разброс результатов у них не слишком заметен.

Да и при прохождении на сухом асфальте упражнения под названием «лосиный тест» результаты оказались схожими: и «зубастые» колеса, и «липучки» справились с ним на схожей скорости.

Но вот при торможении на сухом покрытии ситуация несколько меняется – фрикционные покрышки затрачивают на остановку заметно меньшее расстояние, нежели «шипы».

Вывод можно сделать один: современные шипованные шины мало чем уступают «липучкам» на асфальте, поэтому нельзя с уверенностью сказать, какая из категорий «резины» предпочтительнее на данном покрытии.

А вот на снежных испытаниях фрикционные покрышки продемонстрировали неожиданно хорошие результаты, опередив своих «зубастых собратьев». На снегу «резина» без шипов позволяет быстрее разгоняться до определённой скорости, да и при прохождении извилистой трассы – тратить меньше времени и чувствовать себя заметно увереннее.
Но ведь укатанный снег на дорогах российских городов практически не встречается, а вот снежно-водяная каша (или «шуга») – это завсегдатай! И на таком покрытии «липучки» ведут себя куда стабильнее «шиповок» – сцепление теряют на более высоких скоростях, что положительно сказывается на безопасности движения.

На льду , конечно же, лидерство шипованной резины очевидно – металлические «зубы» вгрызаются в такой покров, обеспечивая уверенное торможение. Так для того, чтобы остановиться, например, со скорости 25 км/ч большинству «шиповок» необходимо в среднем 13 метров, в то время как основная часть «липучек» далеко вываливается за этот показатель (и это несмотря на «арктическую» спецификацию, на «европейских» же колесах машина замедляется ещё дольше).
Еще одно показательное испытание – прохождение ледяной трассы. И тут вновь без сюрпризов, преимущество шин с шипами стало ещё более очевидным – при преодолении ледяного кольца, и извилистой дороги им потребовалось гораздо меньше времени, нежели фрикционным «собратьям». Да и безопаснее «зубастые» на льду.

В плане акустического комфорта «резина» без шипов, конечно же, в буквальном смысле «громит» покрышки с металлическими «зубами» – поэтому любителям тишины по-прежнему следует делать выбор в пользу первого варианта.

После серии испытаний появляется вполне логичный вопрос – почему же не только неопытные, но и бывалые водители заблуждаются насчет зимних шин? С «шиповками» на асфальте все понятно – «ходит» такое мнение, что они опираются на дорожное полотно не протектором, а шипами. Но в реальности все совершенно иначе – под весом машины «зубы» утапливаются внутрь протектора, а все из-за особенности проектирования такой «резины». Это означает, что площадь соприкосновения с асфальтом у шипованных и фрикционных покрышек практически не отличается. Но «зубастые» варианты обычно изготовлены из более твердой резины, отчего они и показали себя лучше «липучек» в некоторых «асфальтовых процедурах».

Но вот один очень интересный эффект во время тестов был упущен, так как они проводились при достаточно щадящих показателях температуры воздуха. Все очень просто – в суровые морозы, когда столбик термометра падает ниже «-20ºС», ледяной покров становится очень твердым, отчего металлические «зацепы» под весом автомобиля уходят внутрь протектора, теряя свою функциональность. Вдобавок к этому, жесткая резина протектора затвердевает еще сильнее, что отрицательно сказывается на сцеплении.

Из вышесказанного следует, что мягкие фрикционные покрышки при «большом минусе» зачастую предпочтительнее шипованных вариантов, и не только на словах, но и на деле – это подтвердили тесты. Да и для городов, где на протяжении зимнего периода на дорогах господствуют снег и снежно-водяное месиво, «липучки» подходят лучше.

А вот в населенных пунктах, в которых дороги больше походят на каток – без шипов точно не обойтись, и как бы не старались производители шин, довести фрикционные модели до уровня классических «шиповок» в «ледовых» дисциплинах у них ну никак не получается.
Именно поэтому многие водители, передвигающиеся преимущественно по очищенным покрытиям, выбирают именно «зубастые» колеса – это что-то вроде дополнительной страховки. Но нужно помнить, что платой за такую страховку является повышенный топливный «аппетит» и низкий уровень акустического комфорта.

Всем привет! Мы уже говорили о том, насколько важно состояние автомобильной резины в условиях эксплуатации в зимнее время года. Думается, каждый водитель, хоть раз попавший в занос и гололед, ощутил на себе подобные «прелести». В одном из прежних материалов мы говорили об . Сегодня хочу рассмотреть другой насущный вопрос, не дающий покоя многим водителям: шипы или липучка? Что предпочесть?

В условиях движения по гололеду или по нечищеным дорогам часто рекомендуют приобретать шипованную резину или производить ошиповку самостоятельно. Чем больше будет этих металлических приспособлений, тем безопаснее будет передвижение. Уменьшается вероятность пробуксовки, сокращается тормозная дистанция. Правильно, когда шипы ставятся не в одну линию, а разбрасываются в хаотичном порядке, чтобы покрыть как можно большую площадь.

На сегодняшний день во многих населенных пунктах нашей страны для борьбы со скользким покрытием на дорожное полотно выливаются тонны различных химически активных реагентов. Они не только растапливают лед, но и способствуют созданию жирной пленки на дорожном покрытии. В подобных условиях шипованные покрышки чувствуют себя не слишком уверенно, другим словами, они могут «плавать» и удлиняют тормозной путь.

Основное предназначение липучек

Этих недостатков лишены транспортные средства, оснащенные фрикционной резиной. Дело в том, что она не содержит в себе жестких металлических шипов, которые плохо контактируют с таким дорожным полотном. Сама же покрышка обладает хорошими адгезионными свойствами. Вот почему липучки получают все большее распространение даже на наших дорогах.

Для многих наших водителей термин «липучки» по-прежнему является диковинным. Поэтому ознакомимся поближе, что же они из себя представляют. Резину типа «липучка» называют еще фрикционной резиной.

Не путайте фрикцинную резину с - это большая разница.

Это покрышки, которые не оснащаются шипами, и были они изначально созданы для эксплуатации на европейских дорогах, где зима отличается сравнительно мягкими климатическими условиями. Достаточно вспомнить, в каком состоянии поддерживаются у них дороги в любое время года. В ряде европейских стран шипованные покрышки вообще запрещены, поэтому у тамошних водителей остается только один-единственный выбор: покрышки без шипов.

Сравнительные характеристики

Итак, что лучше - резина первого типа или второго? Здесь многое зависит не только от климатических условий, но и от интенсивности и режима эксплуатации автомобиля. Если водитель преимущественно планирует передвигаться по крупному мегаполису на работу и обратно, то фрикционные покрышки будут для него отличным выбором. Для тех, кто по долгу службы или увлечений часто выезжает зимой на загородные трассы или проживает в небольшом городе, где как правило с очисткой дорог и особенно дворов деля обстоят мягко говоря, не очень, лучше остановить свой выбор на привычной шипованной резине. Она хуже ведет себя в условиях города, но ей нет равных на плохо очищаемых проселочных участках.

Оценим ряд сравнительных характеристик, которые стали известны после того, как был проведен соответствующий тест, задачей которого было установить, какие покрышки предпочтительнее:

  • шипованные шины отличаются малой эффективностью при разгонах и торможении на традиционном асфальте;
  • из-за шипов снижается управляемость автомобиля;
  • они являются источником постоянного шума во время движения.

На что еще обращать внимание

Если Вы с учетом прочитанного, решили, что резина липучка станет Вашим выбором, обращайте внимание на рисунок протектора при покупке. Направленный рисунок будет способствовать отведению грязи из-под колес, которая нередко встречается в периоды зимней оттепели. Одним из вариантов является покупка покрышек с рисунком типа «елочка».

Чем еще опасны покрышки, прошедшие технологию ошиповки? Устанавливать их следует сразу на все 4 колеса. В этом случае они гарантированно улучшат торможение, показатели проходимости и противодействия заносу. Однако, если поставить их только на одну ось (чаще переднюю), то вырастает вероятность разворачивания автомобиля при резких поворотах или притормаживании на скользком покрытии. По статистике, именно это является причиной множества дорожно-транспортных аварий с участием автомобилей с шипованными покрышками.

Как правило, для передвижения на автомобиле в зимний период водители используют два типа зимних покрышек. Это или «липучка» (фрикционного типа). Первые покрышки имеют в оснащении металлические шипы, способствующие безопасной езде по сильно обледененным дорогам. В отличие от "шиповки", фрикционные скаты имеют свои технологические особенности и свойства, которые будут более детально рассмотрены в данном обзоре.

Зимние шины «липучки», так же как и шипованные, устанавливаются на автомобиль для езды в зимний сезон, но при этом не имеют шипов из металла. Такой тип покрышек больше пригоден для снежного покрова.

При этом повышенные свойства проходимости достигаются за счет определенных блоков протектора и наличия в них специальных мелких прорезей, называющихся ламели. Для лучшего момента сцепления с заснеженной дорогой ламели технологически расположены под определенным углом.

В зависимости от рисунка и размещения протектора на скате, зимние шины «липучки» разделяют на четыре подтипа. Это направленный и ненаправленный рисунок протектора, асимметричный и симметричный протектор.

Типы покрышек

Фрикционные скаты бывают мягкие, так называемый «скандинавский тип», и жесткие - «европейский». К одной из главных характеристик покрышки можно отнести Это значение указывается латынью на боковой части ската и говорит о степени мягкости используемой резины. Чем мягче она, тем остановочный путь автомобиля будет длиннее.

«Скандинавская липучка» (шины) - что изделие изготавливается из очень мягкой резины и имеет большое число ламелей в протекторе, что в свою очередь способствует хорошему моменту сцепления с дорожным покрытием. Часто при изготовлении таких скатов применяется технология добавления в состав резины кремниевой крошки для повышения трения с ледяным покровом. Зачастую такой тип шин имеет не очень высокие скоростные индекс-значения: Q - 160km, R - 170km, T - 190km. Как правило, основное применение таких скатов характерно для регионов со снежными зимами.

«Европейская липучка» (шины) - что это? Изготавливаются из более жестких материалов и оснащаются меньшим числом ламелей. Протектор таких шин имеет более крупный узор, что увеличивает устойчивость машины на асфальте. В основном индексный показатель скорости таковых равен: H - 210km, V - 250km. «Липучки» такого типа предназначены для использования в регионах с умеренными зимами, и могут эксплуатироваться как межсезонные.

«Липучка» (шины) - что это?

Микропористая резина, используемая при ее изготовлении, способствует улучшению управляемости авто на скользкой дороге. Под воздействием массы авто происходит раскрытие ламелей в участке соприкосновения с поверхностью, и покрышка прилипает к ледяному покрову.

Технологические прорези таких скатов работают как присоски. В результате обеспечивается хороший контакт шины с обледенелой и снежной поверхностью. Управление машиной становится более стабильным и уменьшается отрезок Большое значение имеет и тип нанесенного рисунка протектора.

Ненаправленный протектор

Технические свойства такого протектора не изменяются в зависимости от того, в какую сторону вращается колесо.

Проще говоря, как при движении вперед, так и назад - степень сцепления с дорогой одинакова. Этот узор протектора является наиболее распространенным, и очень часто такими скатами оснащаются автомобили, сходящие с конвейера. Ненаправленный узор может быть как симметричный, так и асимметричный.

Если одна сторона покрышки имеет отличительный рисунок от рисунка с противоположной стороны, то такой узор называется ассиметричным. Основная задача асимметрии протектора - отвод воды к наружной стороне ската. Если узор по обе стороны одинаков и зеркально повторяется, то он симметричный.

Протектор направленного типа

Эти шины-«липучки», отзывы о которых зачастую только хорошие, отлично подходят для мокрой дороги, так как из-за особенности рисунка вода равномерно выходит из-под ската, не образуя водной подушки. При установке такого типа резины необходимо учитывать указанное направление вращения, обычно этот указатель нанесен на боковой части покрышки в виде стрелки. При верном монтаже вода будет уходить из-под колеса в его наружную часть, а при неверном - наоборот, собираться в точке контакта колеса с дорогой. Так же, как и скаты с ненаправленным протектором, направленные тоже могут быть симметричными и с асимметрией.

Преимущества изделий фрикционного типа

Как и любое автомобильное устройство, колесные шины тоже имеют свои эксплуатационные преимущества и недостатки.

Это же относится и к бесшипованным покрышкам.

Плюсы «липучек»:

  • В производстве покрышек используется определенный состав резины, который не меняет эластичности даже при сильном понижении температуры. Это положительно сказывается при эксплуатации.
  • Низкий шум во время движения. Резина идет практически бесшумно даже по некачественному покрытию асфальта.
  • Показывает отличные ходовые качества на снежном покрове. Это достигается за счет того, что скаты практически прилипают к снегу. При этом происходит момент максимального коэффициента трения.
  • Поверхность протектора отлично самоочищается от снега и грязи. Вдобавок происходит хороший отвод водного покрова дороги, что препятствует образованию водяной прослойки между колесом и дорогой.
  • Возможность установки шины (зима, «липучка») заблаговременно до наступления холодов, а также использования их в нестабильный весенний период. А это означает, что их можно с успехом эксплуатировать в межсезонье.

Недостатки

Минусы «липучек»:

  • Имеют более низкий коэффициент сцепления на ледяном покрове и накатанном снегу, нежели шипованные скаты.
  • Не рекомендуется использовать их как всесезонные шины ввиду повышенного износа протектора на горячем асфальте. При этом значительно ухудшается управляемость автомобиля и повышается расход топлива.

Установив на автомобиль зимние шины («липучка»), отзывы автомобилистов советуют обкатать скаты. Процесс обкатки длится примерно на протяжении двухсот километров пробега. При этом происходит притирка ламелей соответственно дороге и направлению движения. В этот период, да в прочем и в дальнейшем, категорически не рекомендуется эксплуатировать авто с фрикционными скатами в агрессивной манере вождения. Из-за своих эластичных свойств протектор «липучки» быстро изнашивается и может повредиться.

Лучшие шины-«липучки»

Подбор комплекта зимней резины - это очень ответственное занятие.

Верно подобранные шины сильно облегчают вождение авто зимой и могут предотвратить ДТП. На данный момент рынок автошин имеет большой ассортимент в плане выбора «липучек», со своими индивидуальными особенностями и характеристиками.

VRX. Японские зимние шины («липучка»), отзывы о которых говорят об их высокой проходимости по заснеженным участкам, отличаются отличными качествами торможения и уменьшенной зависимостью от дорожной колеи. Несмотря на то, что это зимняя резина и уровень шумности таковой можно сопоставить с летним вариантом покрышки. Всего этого удалось достичь благодаря современной технологии изготовления и применяемых материалов. Именно поэтому большинство водителей приобретают данные шины («липучка»). Цена изделия зависит от размера, протектора и типа. Средняя стоимость достигает шести тысяч рублей.

Continental ContiWinterContact TS850. Еще один производитель, продукция которого хорошо себя зарекомендовала на наших просторах. Спроектирована специально для умеренных зим, а особенно прекрасно себя показала при эксплуатации на мокрой дороге.

Хорошая ли симметрия у протектора шины «липучки»? Отзывы только положительные. С усиленной активностью отводит воду и подтаявший снег с точки контакта. За счет большого количества кромок протектора и ламелей повышается фрикционное свойство резины на практически любой поверхности. Тихое качение, экономичность и качество - это визитная карточка «Континенталя» (шины-«липучка»). Цена средняя достигает 4,5 тысячи рублей, что не так уж и много за высокое качество.

Fulda Kristall Control HP. Резина от немецкого производителя, специально разработанная для суровых зимних условий.

Специальные ламели в центре ската повышают момент зацепления со снегом, а оригинальная разработка Snow Catcher применяется для естественного сжатия ската для обеспечения цепкого контакта. Использовать такую резину на асфальтном покрытии и льду не рекомендуется, так как повышается шумность работы колеса. Такое изделие больше подходит для передвижения по дорогам с постоянным снежным настилом.

Задаваясь вопросом о том, использовать, то первоначально важно учитывать характер и географию местности, постоянные климатические условия и качество дорог. Но в любом случае эксплуатация таковых существенно снизит вероятность застрявания и возможность заноса, повысит момент торможения и в целом управляемость машины.

Вывод

«Липучка» (шины) - что это? Исходя из обзора, можно с уверенностью сказать - это очень важный и необходимый вид оснащения автомобиля, без которого передвижение по зимним дорогам, не попав в неприятную ситуацию, практически не представляется возможным.