Щетки генератора: определение неисправностей. Что понадобится для замены

Износ щеток - это очень частая причина того, что наблюдается просадок напряжения бортовой сети машины К счастью, к генератору можно очень просто добраться, к тому же его конструкция предельно простая. Именно поэтому поменять щетки генераторов может каждый автовладелец. Как понять, что необходимо производить замену щеток? Существует несколько признаков, о которых будет сказано далее.

Подобный элемент - это часть подвода/отвода электрического тока. Сами щетки небольшие, но их значимость для каждой машины сложно переоценить. Когда они откажут, генератор транспортного средства не сможет вырабатывать напряжение. Это значит, что каждый электронный механизм будет функционировать неправильно. Подобный элемент применяется в машинах, которые комплектуются двигателями на бензине/дизеле, а также в электромоторах грузоподъемных машин, троллейбусов. Следует отметить, что без такого элемента не обходятся различные инструменты, которые работают за счет электричества, а также сварочные аппараты.

Сегодня для изготовления щеток генератора, которые используются в автомобилях, применяется графит. Существует немало моделей, разновидностей подобных деталей. Очень большое распространение получили угольные щетки ЭГ 4. Некоторые щетки имеют особый состав и специальную пропитку, поэтому механизм надежно функционирует в течение длительного периода времени. Зачастую подобная деталь используется для электрических силовых агрегатов с большим количеством оборотов.

Для подобных движков используются щетки генератора, которые относятся к серии ЭГ 61. Не каждая деталь может быть применена для конкретного генератора. Любой электронный прибор вместе со стартером машины не будут функционировать в том случае, если будут установлены «чужие» щетки. Именно поэтому в процессе выбора следует придерживаться рекомендаций изготовителя.

Помимо вопроса «как поменять щетки на генераторе», многие автомобилисты очень часто интересуются периодичностью подобной операции. Посмотрите внимательно на внешний вид детали, определите степень ее износа. Для этого необходимо учитывать то расстояние, на которое щетки «выглядывают» из держателя. Если замеренное расстояние составляет менее 5 мм, то компонент необходимо срочно менять. Для поддержания функционирования вашей машины регулярно нужно менять еще и масло для двигателя. Подробнее об этом узнайте .



Щетки генератора представляют собой очень простую деталь, однако без них невозможно движение транспортного средства. Владелец автомобиля сможет его завести, но тогда всю нагрузку от электронных систем будет «держать» аккумуляторная батарея. Если щеток нет, то она способна всего пару минут держать зажигание. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют водителям иметь парочку комплектов щеток. Благодаря этому не придется на середине пути вызывать эвакуатор.


Как же производится замена щеток генератора?

Сегодня довольно многих интересует, как поменять щетки на генераторах. Нужно подчеркнуть, что подобная операция не является очень сложной. Для начала необходимо обратить внимание на показания вольтметра. Если щетки неисправны, то прибор покажет невысокое напряжение. После этого автовладельцу стоить приготовить набор различных инструментов, где должны быть:

  • гаечные ключи;
  • торцевые головки;
  • карданный шарнир;
  • плоскогубцы.

Необходимо снять аккумуляторную батарею с вашего автомобиля, после чего попытаться дотянуться до того болта, который нужен. Чтобы работать было удобнее, следует отделить от генератора пластиковый разъем (он имеет 1 клемму). Также придется снять жгут проводов, подключенный на генератор, стартер. После этого выкручивается болт, снимаются старые щетки.


Далее устанавливаем новые щетки генератора, после чего предпринимаем попытку закрутить болт. В том случае, когда подобная процедура слишком сложна для автовладельца, следует поднять автомобиль на подъемник. Заберитесь под свою машину и открутите брызговик двигателя, крепления защиты. Автовладельцы увидят гайку, которая крепит генератор, кронштейн от него. При выполнении замены щеток генератора следите за тем, чтобы никуда не делись уплотнительные шайбы.

Загляните в капот, отсоедините ремень и гайку. После этого необходимо вытащить генератор, отсоединить провод, закрепленный в 3-х местах. Для этого понадобиться отодвинуть чехол и воспользоваться гаечным ключом. Затем приворачиваем болт, в результате чего щетки занимают свое место, после этого собирается генератор. После замены щеток обязательно проверьте работоспособность генератора.


Помимо замены щеток необходимо также своевременно менять масло мотора. Узнайте , как это можно сделать.

При этом вольтметром должно показываться значение нормального рабочего напряжения, что является свидетельством его правильной установки.

Замена щеток генератора ВАЗ-2107 прекрасно подойдет в качестве обучающей демонстрации для тех, кто еще не относит себя к специалистам, а лишь постигает азы ремонта и обслуживания автомобилей. Эту информацию можно использовать не только для ремонта «семерки», но и для других моделей (ВАЗ-2110 и 2114). Теперь приступим к более детальному изучению вопроса.

Довольно часто (особенно в старых моделях) бывают такие случаи, когда при резком увеличении скорости движения происходят разные на первый взгляд необъяснимые вещи: тускнеет свет приборной панели или фар, прикуриватель и (или) магнитола работают с перебоями. Водители, не закалившись в холодном озере многолетнего опыта, ошибочно могут подумать на сгоревшие предохранители, проводку или замыкание приборов. Для проработки всех этих версий может уйти целый день и даже больше. Но каково будет удивление водителя, когда выяснится истинная причина неисправности, что вся суть проблемы из-за каких-то небольших кусочков металла черного цвета, именуемых щетками генератора.

Устройство генератора

Исходя из уроков физики 9 ли 8 класса, всем известно, что в состав любого генератора должны входить две основные части, одна из которых подвижная (ротор), а вторая, соответственно, неподвижная (статор). Каждая из частей имеет медную (в большинстве случаев) обмотку. Под действием магнитной силы ротор начинает вращаться, питаясь электричеством через якорь и еще две детали из металла. А называются они щетками генератора. Из-за постоянного воздействия силы трения все детали понемногу изнашиваются из-за постоянного вращения ротора. Происходит это в любом случае, независимо от качества материала деталей (а он действительно крепкий).

Как определить неисправность?

Если, прогревая машину, вы начали замечать странные действия на приборной панели (показатели вольтметра сильно меняются при минимальной нагрузке на двигатель или происходит загорание лампочки зарядки аккумуляторной батареи), то это может говорить только об одном – щетки генератора износились и необходимо проводить замену.


Как определить неисправность генератора

В некоторых случаях хороший прогрев двигателя позволяет «потушить» индикатор. При этом автомобиль едет по автобану вполне спокойно и обычно, без каких-либо признаков неисправности. Но не стоит быть таким оптимистом, поскольку ваше авто может сломаться в самое неподходящее время. Не забудьте проверить состояние обмотки генератора и ремня, хотя отсутствие искр и дыма говорит о том, что причиной поломки все-таки являются щетки.

Для начала стоит уточнить, что щетки генератора – это такие детали, замена которых требуется чаще всех. По этой причине разработчики создают специальные конструкции генераторов, чтобы водитель смог без проблем провести замену. Процесс их изнашивания довольно долгий, он зависит от срока эксплуатации автомобиля, а также от интенсивности нагрузки. Приобретая подержанный автомобиль с достаточно большим пробегом, не стоит ждать, пока детали износятся и перестанут полноценно функционировать. Лучше сразу произведите замену. К счастью, небольшая стоимость позволяет это.


Замена старых деталей

Люди, далекие от особенностей строения их транспортного средства, вполне могут подумать, что производство разных моделей на одном заводе делает процесс замены одинаковым (речь идет о популярных отечественных моделях). Если честно, то такая догадка является верной. Можно сказать даже больше: практически все модели с двигателем внутреннего сгорания имеют одинаковый процесс замены.

Совет: Вы можете установить на некоторые модели Audi или BMW щетки от ВАЗа, и они будут прекрасно функционировать. Внешний вид, правда, немного отличается более грубой окантовкой, но это не влияет на работу.

Приступаем к процессу замены

Постепенно подходим к тому, как нужно проводить замену. Процедура это намного сложнее от, скажем, поэтому вам изначально необходимо защитить себя от возможного поражения электрическим током. Для этого нужно отсоединить клемму массы на аккумуляторной батарее. Несмотря на то, что напряжение в электрической цепи автомобиля не столь велико, как, например, в электричке, но даже одна случайная искра, попавшая на вас, может стать довольно ощутимой.

Месторасположение генератора на модели ВАЗ-2107 и других ее «коллег» (2110 и 2114) практически одинаковое – он установлен в правой половине подкапотного пространства. Иными словами, он находится рядом с фарой главного света со стороны пассажира. Причем абсолютно нет никакой разницы, передний привод у машины или задний – разработчики Жигулей не изменяют своему стилю, придерживаясь своих же традиций. Металлический корпус присоединяется к движку несколькими гайками крепления. Узнать генератор вы сможете по маховику и натянутому на него приводному ремню.

Теперь нужно определиться с выбором процедуры замены. Для тех, кто не в курсе, замену щеток генератора можно осуществить двумя способами:

  • со снятием генератора;
  • без снятия.

Главным отличием этих способов является то, что после замены вам нужно будет настраивать натяжение приводного ремня. Но если для ВАЗ-2110 и 2114 регулировка не составит никакой сложности, то владельцы ВАЗ-2107 столкнуться с трудностью, связанной из-за плохой компоновки механизмов. Выбирайте способ, который вам больше всего подходит.

Шаг 1. Снимите защитную крышку, установленную на корпус генератора.


Снимаем защитную крышку

Шаг 2. Извлеките клемму питание из гнездового разъема.


Отсоединение важно в целях безопасности!

Шаг 3. Для того чтобы снять интересующие в данном случае детали, нужно отвинтить 2 болта крепления. Затем снимите держатель щеток с держателем.


Не потеряйте крепежные болты. Они вам еще пригодятся.

Шаг 4. Проведите визуальную оценку состояния щеток: выступ из своего гнезда должен быть не более чем на 5 миллиметров. После этого произведите замену.


Визуальный осмотр старых щеток

Шаг 5. Произведите обратную сборку.


Завершающий этап – обратная установка

Важно! Выполняйте установку щеток в держатель с особой осторожностью и аккуратностью. Они обязательно должны свободно «сидеть» в гнезде.

Представители автомобильной промышленности уже давно решили пойти водителям навстречу, создав специальный держатель, в комплект с которым входят щетки и регулятор напряжения. Его стоимость порядком выше от стоимости комплекта порядком на 150-200 рублей. Разумеется, все пытаются при любой возможности сэкономить, однако перед совершением покупки задумайтесь: много ли вы сможете сэкономить таким образом? К тому же проводить такую замену вы будете не очень часто (в некоторых случаях замена щеток производится всего лишь несколько раз за весь период использования авто).

Причиной неисправности также может стать и регулятор напряжения. Перед тем, как установить блок в генератор, соедините провод аккумуляторной батареи (плюсовой) с штекерным разъемом блока, а минусовой – с корпусом. После подключения проводов нужно подключить к щеткам реостат и 3-вольтовую лампочку. При правильном подключении лампочка должна загореться. Меняйте напряжение понемногу, передвинув его показатель с отметки 12 на отметку 16 В. После того, как вы достигли 16 В, подключенная лампочка должна погаснуть. Если лампочка все еще горит, то регулятор напряжения, скорее всего, неисправен.

Если перед заменой щеток вы стали наблюдать наличие шума при работе генератора, то данная неисправность может говорить об износе подшипников генератора.

О преждевременном износе подшипника может говорить увеличенный люфт. В таком случае нужно произвести его замену.

Важно! Преждевременный износ подшипника может произойти по многим причинам, а не лишь из-за недостаточного количества смазки.

Зачастую перетянутый ремень генератора приводит к неисправности подшипника.

Для предотвращения поломок систем автомобиля желательно проводить регулярную проверку узлов согласно рекомендациям производителя. Постарайтесь создать такую привычку: периодически проводить осмотр отсека двигателя на наличие шумов. Это позволит избежать серьезных повреждений и решить образовавшиеся проблемы с минимальными финансовыми затратами. Лучше сделать все правильно, чем сделать «как всегда». Удачи вам на дороге!

Видео – Замена щеток генератора на ВАЗ-2107

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.

Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Как снять щетки с генератора, находящегося на автомобиле

Если прежний владелец поставил в генератор блок щёток с реле регулятором, то вопрос как поменять щетки на генераторе без снятия его с автомобиля решается намного проще, чем замена отдельных щёток. При достаточном месте в подкапотном пространстве, возможна и замена отдельно щёток, не прибегая к снятию генератора.

Все работы с электрооборудованием автомобиля следует начинать с отключения аккумулятора.

  1. Снимается регулятор напряжения;
  2. Меряется выработка щёток;
  3. Отпаиваются старые щётки;
  4. Зачищаются контакты;
  5. Припаиваются новые щётки;
  6. Проверяется свободное движение щёток генератора;
  7. Устанавливается на место регулятор;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если всё прошло без ошибок, вам ещё долго не придётся мучиться с вопросом, как проверить щётки генератора. Теперь, зная в совершенстве устройство генератора после его разборки, вам не составит труда починить и другую неисправность генератора своими руками.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Причиной плохой зарядки аккумулятора может быть множество и одна из которых — это износившиеся щетки генератора. Чтобы проверить их состояние, необходимо их снять и осмотреть. Все это можно производить на Калине с установленным генератором, но я на для наглядности буду показывать на снятом. Итак, для того, чтобы их снять нам потребуется:

  1. Ключ на 8, или головка с маленькой трещоткой
  2. Рожковый ключ на 13
  3. Плоская отвертка

Подробное описание замены

Для начала необходимо отсоединить минусовую клемму аккумулятора во избежание замыкания. После этого снимаем защитную пластиковую крышку, немного отжав три фиксатора на ней, как показано на фотографии:

Затем необходимо отверткой поддеть маленький штекер питания, и потянуть вверх с усилием, необходимым для извлечения. Лично в моем случае провод очень туго сидел на контакте, так что пришлось постараться, прежде чем вынуть его. Лучше все делать аккуратно, чтобы не оторвать пайку от регулятора напряжения.

После этого можно откручивать два мелких болтика, как показано на фото:

И последним будет большой болт, который до конца выворачивать нет необходимости, просто можно слегка ослабить:

И свободно извлечь регулятор напряжения вместе со щетками, как наглядно представлено ниже:

Минимально допустимая высота щеток должна быть не менее 5 миллиметров. Если при измерении это значение не достигнуто, значит деталь необходимо заменить вместе с регулятором напряжения.

Если деталь нуждается в замене, покупаем новую и производим установку в обратом снятию порядке. Цена на регулятор напряжения вместе со щетками генератора на Ладу Калину составит около 350 рублей.

Щетки - это элемент генератора переменного тока, предназначенный для снятия полученного напряжения. Выполняется из специального графита, из-за чего щетки прозвали «угольными». Их применение осваивают не только на генераторах автомобилей, но и в различных других электрических машинах, например, двигателях. Такие двигатели применяются везде, начиная от элементарных станков, заканчивая сложными подъемными механизмами. Независимо от рода конструкции, щетки являются важной частью, в связи с чем, их наличие является обязательным для работы оборудования.

На автомобильных генераторах был единый стандарт производства щеток. Ярким тому примером были щетки ЭГ-4, которые имели нормируемые параметры и допускали применение почти на любом автомобильном генераторе.

Другим развитием щеток стало увеличение их запаса прочности. Так, например, появились щетки генератора, имевшие маркировку ЭГ-61. Их новые свойства обеспечивались пропиткой всего материала специальными компонентами.

Когда необходима замена щеток генератора?

При проведении различных мероприятий, связанных с обслуживанием автомобиля, различные мелкие детали привлекают к себе очень мало внимания. Не исключением являются и сами щетки, неисправность которых почти всегда приходит очень неожиданно.

Конструкторы выработали необходимый ресурс данного элемента. В настоящий момент, он составляет около 50 тысяч километров. Другие сравнивают это расстояние с 4 годами эксплуатации автомобиля.

Помимо этого, есть определенные нормы, которые регламентируют допустимый размер щеток генератора при эксплуатации. Дело в том, что они склонны к стиранию, так как имеют постоянное трение с коллектором и в процессе эксплуатации, уменьшаются в размерах. Для их постоянного соприкосновения предусмотрены пружины, которые обеспечивают их плотное касание, даже если они стираются. Тем не менее, рано или поздно их длина ограничивается, и пружины уже не в состоянии обеспечивать плотность соприкосновения щеток с коллектором.

Прежде чем водитель откроет капот и снимет щеточный узел, изначально, о неисправности щеток сообщат соответствующие признаки неисправности:

  • Снижение бортовой сети автомобиля . Если на панели приборов предусмотрен вольтметр, то его показания будут не соответствовать норме - напряжение будет меньше 12 вольт.
  • Плохая работа источников света . К примеру, или лампа освещения салона начнут приобретать низкие оттенки при работе.
  • Неадекватное поведение всех электрических потребителей автомобиля. Возможные отключения, снижение эффективности работы. Примерами могут служить все та же лампа освещения или двигатель электрического вентилятора, который работает с перебоями или работает слишком медленно.
  • Быстрая разрядка аккумулятора . Это тоже имеет место быть. Дело в том, что снимаемое напряжение с щеток становится меньшим и недостаточным для заряжания батареи. Из-за этого, также, многие потребители начинают использовать часть энергии батареи, которая имеет ограниченную емкость и, в последствие, садится.
  • Последним и самым явным признаком становится включение соответствующей лампы на панели приборов. Она говорит о том, что батарея перестала получать питание, и необходима диагностика элементов генератора.

Как производится замена щеток генератора?

После обнаружения всех вышеперечисленных признаков, необходимо оценить состояние проблемного узла. Для этого необходимо снять щетки и проверить их длину. Стоит отметить, что любые работы, связанные с щетками генератора абсолютно не сложные в проведении и не потребуют от водителя каких-то особых навыков и умений.

Порядок действий

1. Откройте капот автомобиля и найдите месторасположение генератора. Обычно, он устанавливается недалеко от коленчатого вала и крепится к самому двигателю.

2. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.

3. На генераторе вытащите штекер с проводами, которые устанавливается в «таблетку» щеточного узла. На старых автомобилях наличие «таблетки» не предусмотрено, тем не менее, такой штекер в них есть.

4. Открутите шурупы, на которых выполняется крепление щеточного узла. После того, как он освободится, вытащите его. При выполнении этой операции следует немного выгибать щеткодержатель, так как щетки будут мешать его свободному выходу из гнезда.

После этого проведите оценку длины щеток. Обычно, нормой считают 5 миллиметров. Именно на такую минимальную длину допускается выступание щеток из держателя. Если этот параметр заметно снижен, то щетки подлежат замене.

В случае, если щетки имеют относительно нормальную длину, но напряжение все равно пропадает, посмотрите на их рабочую часть. Если одна из щеток имеет отшлифованную поверхность, а другая нет - это значит, что только одна из щеток плотно соприкасается с коллектором. В этом случае, также необходима их замена.

Если же щеточный узел имеет нормальную длину щеток, то проблема, скорее всего, не в нем.

5. Проведите очистку посадочного места и установите новое изделие в гнездо. Для этого прижмите щетки пальцем к щеткодержателю и просуньте узел в гнездо. Как только они окажутся внутри, их можно отпустить. Проверьте их плотность соприкосновения к коллектору.

6. После этого, закрутите шурупы крепления щеткодержателя к генератору.

7. Вставьте штекер с проводами обратно в разъем. Следует также, проверить надежность контактного соединения. Если контакты ржавые, произведите их зачистку. В некоторых случаях, такая проблема может тоже стать причиной снижения напряжения сети.

8. Установите клемму аккумулятора обратно.

На этом замена щеточного узла завершена. Чтобы избежать лишних проблем с бортовой электроникой, старайтесь своевременно производить диагностику и замену щеток. Это избавит вас от самых неожиданных неприятностей в пути и обеспечит бесперебойную работу автомобиля.