Проверка датчика температуры ваз 2110. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Слив ОЖ – процесс особый

Если неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости, то двигатель на . Достаточно даже не попадать в пробки, чтобы .

На видео замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114

В большинстве случаев неисправный датчик не ремонтируется, но перед тем как приобрести новый, необходимо проверить старый, может быть проблема в проводке, а не в самом датчике.

Контроль указателя температуры на панели приборов

Для того, чтобы заранее предотвратить подобную неисправность, необходимо следить за указателем на панели приборов, потому как именно он, первый подаст сигнал о неполадках, переводя стрелку в красную зону. Ниже мы расскажем вам как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114 своими руками.

Где найти датчик температуры?

На ВАЗ-2114 предусмотрена система охлаждения двигателя жидкого типа, то есть весь процесс происходит благодаря циркуляции внутри системы антифриза, либо тосола.

Система охлаждения ВАЗ-2114

Вся система включает в себя следующие элементы: и отопления, вентилятор радиатора, насоса ( – прим.), всевозможных патрубков и наконец, датчика температуры охлаждающей жидкости.

Датчик легко найти под капотом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен на участке между головкой блока цилиндров и , то есть на блоке самого двигателя.

Его корпус имеет грани (под гаечный ключ – прим.), для наибольшего удобства демонтажа, а подключение производится путём подключения колодки с двумя проводами.

Конструкция

Датчик по своей конструкции можно сравнить с обычным резистором, который изменяет параметры своего сопротивления в зависимости от степени нагрева двигателя.

Основные поломки датчика

Причин, по которым датчик температуры охлаждающей жидкости может выйти из строя не так много, потому как из-за простоты своей конструкции ломаться там нечему. И если же он всё-таки сломался, обращать внимание следует на следующее:

  • Отсутствует контакт с датчиком – причиной подобной неполадки может стать банальный обрыв, либо деформация провода ввиду воздействия на неё коррозии.
  • Устройство вышло из строя ввиду истечения своего эксплуатационного срока.

Проверка датчика своими руками

Как вы уже могли понять из сказанного выше, датчик температуры передаёт водителю уровень нагрева охлаждающей жидкости на приборную панель, для того, чтобы водитель мог самостоятельно визуально оценить его состояние.

А для того, чтобы провести его диагностику, необходимо проделать следующее:

  • Заблаговременно заводим автомобиль, даём ему поработать на холостом ходу до того момента, пока стрелка не будет показывать максимально рабочую температуру, то есть 90-98 градусов.
  • Далее необходимо отключить контакты и посмотреть на то, что будет указывать стрелка на панели приборов.

В этом случае может быть два вида дальнейшего хода событий.

  1. Стрелка осталась без движения, и никак не реагирует на происходящее – причина кроется в проводке, либо в самом датчике. Необходимо проверить на целостность сами провода, а уже потом переходить непосредственно к датчику.
  2. Стрелка легла на «ноль» — в этом случае необходимо проверить предохранитель. Если предохранитель в блоке цел, а при замыкании контакта на массу стрелка начинает прыгать, — датчик температуры не работает.

Проверка мультиметром

Проверка работы датчика температуры охлаждающей жидкости мультиметром

Перед тем как приступить к проверке в режиме мультиметра, необходимо подготовить ёмкость, которая будет способна выдержать температуру в 100 градусов, водный градусник и кипятильник, при помощи которого будем нагревать приготовленный антифриз для тестирования датчика.

  1. На мультиметре ставим значения в режим проверки омметра.
  2. Далее, закрепляем щупы на корпус и на контакты датчика.
  3. Кладём датчик в ёмкость с антифризом и начинаем не спеша нагревать его.

Сравниваем полученные вами данные, с результатами полностью исправного устройства. И если они ниже или превышают эти показания, то датчик можно считать неисправным.

Показания термометра и мультиметра с режиме проверки сопротивления.

Подобным способом очень легко проверять как новые, так и использованные датчики.

Выводы

При надобности , потому как выполнение таких работ в сервисе, выйдет гораздо больше самой запчасти.

Средняя цена в большинстве магазинов составляет порядка 200 рублей, и не смотря на то, что она небольшая, выходят из строя они с завидной периодичностью, поэтому к вопросу выбора устройства следует подойти со всей серьёзностью и ответственностью.

Датчик температуры охлаждающей жидкости - элемент, играющий не последнюю роль в обеспечении должной работы мотора. Он позволяет водителю всегда быть в курсе, в каком температурном режиме находится охлаждающая жидкость. По сути, это полноценная часть двигателя, так как в зависимости от показания с этого датчика, которые уходят на ЭБУ, формируются и регулируются разнообразные параметры для ДВС. К примеру, такие характеристики, как - частота вращения коленвала, угол опережения зажигания, соотношение топлива и кислорода в топливной смеси, формирующиеся исходя из показателей ДТОЖ.

ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости

Схема работы достаточно проста, во время перегрева, как только температура охлаждающей жидкости поднимается к максимальным значениям, на ЭБУ отправляется сигнал. По итогу, «мозги» направляют задачу включить вентилятор для охлаждения. Таким образом, регулируется температура, не давая ДВС работать в перегреве. Чем это опасно, объяснять думаю, не требуется.

Схема работы ДТОЖ

Что интересно, почти на всех автомобилях, внешне датчик температуры охлаждающей жидкости имеет идентичный вид. Размещается он, зачастую на так называемом патрубке ГБЦ. Чтобы до него добраться, скорей всего придется снять воздушный фильтр. Собой же он представляет небольшое устройство из бронзы, латуни, пластика, с размеченной резьбой, за счет которой он вкручивается в патрубок. В корпусе, находится обычный терморезистор. Деталь, которая при повышении температуры, понижает сопротивление и, наоборот, при понижении температуры, повышает сопротивление.

Где находится ДТОЖ

Такая особенность, правильная работа датчика будет только в том случае, если он полностью погружен в ОЖ. В противном случае, показатели будут не достоверными, поэтому следует следить периодически за объемом жидкости.

Кстати, на современных автомобилях, зачастую премиального класса, используют даже два ДТОЖ, причем функции у них разные. Итак, один размещается на том же месте в патрубке и передает информацию на ЭБУ и панель, второй же устанавливается на термостате и отвечает за включение вентилятора.

Неисправности и признаки

Как правило, неисправности следующего характера:

Поврежден корпус, заметны потеки жидкости.

Окисление.

Ржавчина, коррозия на контактах.

Повреждение самого резистора.

Окисление, «прикипание» проводов, клемм ведущих или расположенных на самом датчике.

Некоторые признаки , которые косвенно могут свидетельствовать о проблемах с датчиком температуры охлаждающей жидкости:

Повышение расхода топлива.

Горит контрольная лампа на «приборке» или номер неисправности. Последнее значение у всех автомобилей разное.

Проблемы с запуском.

Остановка мотора на «горячую».

Но, уважаемые автовладельцы, хотелось бы уточнить такой момент, что не всегда такие признаки могут свидетельствовать на датчик. Для начала, в первую очередь следует проверить:

1. Уровень охлаждающей жидкости.

2. Залита ли регламентируемая или нет. То есть, на современных автомобилях, сейчас устанавливают такие датчики, которые могут даже провести полноценный анализ жидкости, которую вы залили. К примеру, вместо регламентной запустили в систему простую воду, в таком случае датчик будет выдавать ошибки и машина попросту не заведется.

3. Состояние жидкости. Не используйте больше трех лет. Отработанная «охлаждай-ка», также может стать причиной проблем с ДТОЖ.

Заливка свежего антифриза

4. Проверьте герметичность системы, возможно, попадает воздух.

5. Работает ли вентилятор.

Как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости?

Прежде чем проверять сам датчик, стоит убедиться подается ли на него нужное напряжение. Для нормальной работы подаваемое напряжение должно равняться не менее 5 Вольт. Проверить легко, снимаем клемму с датчика и заводим автомобиль. С помощью вольтметра проверяем напряжение, если 5 В есть, значит следует проверять сам датчик (при условии, что перечисленные выше рекомендации не выявили никаких нарушений).

Итак, наиболее действенный способ в домашних условиях:

1. Берем обычный чайник, набираем в него воду и помещаем термометр. Лучше использовать для безопасности электронный вариант термометра.

Проверка ДТОЖ

2. Подсоединяем к ДТОЖ вольтметр и выставляем шкалу на измерение сопротивления.

3. Опускаем датчик в чайник.

4. Включаем чайник и записываем показания вольтметра в зависимости от температуры. Будем брать показания термометра: 20, 40, 60, 80 и 100 градусов. Сравнить результаты можно с таблицей. Имейте виду, если значение сильно разнятся от таблицы, скорей всего пора менять датчик. К примеру, температура 80, а вольтметр показывает 360-380 или наоборот 280-310, то есть большое несоответствие таблице.

Таблица ДТОЖ

Заключение

В итоге статьи хотелось бы подчеркнуть главное, что датчик по своей конфигурации прост, обычный резистор, который сложно вывести из строя. Поэтому ресурс, как правило, в районе 100 000 км, а иногда и больше. Но, как уже выяснили, для корректной работы необходимо придерживаться определенных правил:

Следить за состоянием охлаждающей жидкости.

Избегать окисления контактов.

Избегать механических повреждений и т.д.

Поэтому придерживайтесь правил эксплуатации и работоспособность не только ДТОЖ, но и в целом двигателя будет надежна и долговечна.

Датчик температуры охлаждающей жидкости — одна из самых важных деталей в автомобиле. Именно она отвечает за температуру двигателя. На основе собранных ею данных осуществляются корректировки в системе, позволяющие добиться наилучшего быстродействия при минимальных энергетических затратах.

Система управления двигателем снимает показания с датчика, который в режиме реального времени мониторит состояние жидкости. На основе полученных данных реализовываются контрольные изменения в работе двигателя.

Внимание! Датчик, отвечающий за охлаждающую жидкость, мониторит тепловое состояние всей системы.

На основе собранных данных блок управления корректирует такие параметры, как:

  • скорость вращения вала,
  • угол опережения зажигания,
  • состав топливно-воздушной смеси.

Благодаря датчику температуры происходит быстрый прогрев двигателя с минимальными энергозатратами. Мало того, он гарантирует оптимальную температуру внутри двигателя во всех режимах работы.

В современных автомобилях датчик, который предназначен, чтобы следить за охлаждающей жидкостью представляет собой элемент сложной электронной системы. Он позволяет в режиме постоянного контроля мониторить состояние двигателя и при необходимости вносить коррективы в его работу.

Важно! Сейчас в большинстве автомобильных систем датчик представляет собой резистор, который способен менять сопротивление при изменении температурного режима охлаждающей жидкости.

Немного истории

Вначале для контроля температуры антифриза в автомобиль устанавливали термореле. Мало того, подобное устройство устанавливалось только на моторы передовых машин.

В конструкции термореле контакт открыт, значит, двигатель постепенно нагревается, но стоит его закрыть, как мотор возвращается в свой обычный алгоритм работы. При этом температура держится в оптимальном диапазоне.

Важно! Термореле устанавливались на двигатели с распределённым впрыском.

Спустя десятилетия конструкция датчика охлаждающей жидкости, отвечающего за её температуру, кардинально поменялся, как и принцип работы. Сейчас его роль играет обычный резистор, измеряющий сопротивление.

В современных машинах контроль температуры осуществляется постоянно. Как результат производительность, безопасность и экономичность возросли в разы. Современные термисторы делаются из оксида кобальта. В качестве альтернативы можно использовать никель.

Выбор подобных материалов объясняется крайне просто. Данные химические соединения при изменении состояния охлаждающей жидкости в сторону увеличения температуры выделяют огромное количество свободных электронов. Как результат сопротивление уменьшается в несколько раз.

В большинстве двигателей термистор, помещающийся в охлаждающую жидкость, имеет отрицательный коэффициент температуры. Как результат самый большой показатель сопротивления достигается именно при холодном двигателе.

Напряжение, которое подаётся на датчик, составляет 5В. Мало того, как только сопротивление меняется — подача энергии уменьшается. Все изменения мониторит блок управления. Именно от этих показателей зависит определение температуры антифриза.

Правда, бывают и исключения. К примеру, французская компания Renault прославилась из-за того, что устанавливала на автомобили датчики, которые имели положительный температурный коэффициент. Как результат принцип работы немного поменялся. Теперь, когда температура растёт, сопротивление увеличивается вместе с ним.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Найти датчик не составит особого труда. Он находится внутри корпуса. Именно на последний крепится резьба, отвечающая за крепление устройства, которое будет отвечать за температурный показатель охлаждающей жидкости. Также на корпусе есть электрический разъём.

Безусловно, многое зависит от конструкции автомобиля, в котором установлен датчик охлаждающей жидкости. Но в большинстве вариантов он вмонтирован в выпускной патрубок.

В наиболее продвинутых моделях двигателей одновременно работает два датчика. Задача одного фиксировать температурный режим охлаждающей жидкости на выходе, а другого на входе. Таким образом удаётся добиться наилучшего быстродействия и практически моментального отклика системы.

Главное в расположении датчика температуры — чтобы его наконечник контактировал с охлаждающей жидкостью. Как результат устройство чаще всего можно найти во впускном коллекторе неподалёку от корпуса термостата. Второй вариант — в головке цилиндра.

Важно! Если вы хотите, чтобы датчик показывал всегда правильные цифры, необходимо следить за уровнем антифриза в системе. В противном случае показания могут быть некорректными.

Тестируем датчик температуры

Признаки неисправности

Принято считать, что датчик, отвечающий за температуру в охлаждающей жидкости, ломается крайне редко. Это действительно так. Даже авторитетные автомобильные эксперты считают, что это одна из самых надёжных деталей в авто. Все дело в его простоте.

Максимальное упрощение конструкции позволило добиться невероятной надёжности в работе. Тем не менее даже с ним могут возникать проблемы, и чтобы их вовремя определить понадобится проявить некоторую внимательность.

Обычно все нарушения в работе сводятся к неверному измерению температуры охлаждающей жидкости. В результате нарушается сопротивление, а электронный блок начинает неправильно работать.

Важно! Блок управления работает на основе информации, собранной с датчиков. Неверные показания хотя бы одного из них могут привести к некорректной работе всей системы.

Для того чтобы упредить поломку автомобиля нужно всегда следить за его состоянием, и при малейших отклонениях от нормы вносить коррективы. Каждый водитель должен со вниманием относиться к своему транспортному средству. Это послужит залогом долгой эксплуатации.

Самым распространённым признаком неисправности датчика, который отвечает за температурные показатели охлаждающей жидкости, является неактивность вентилятора при превышении градусной границы субстанцией. Но данный признак не всегда является достоверным. Всё дело в том, что, как уже указывалось выше, в некоторых системах стоит два датчика.

Иногда автомобильные производители присваивают несвойственные датчикам температуры задачи. К примеру, одно устройство может следить за температурой и передавать данные в блок управления, а другое при превышении определённого порога включать вентилятор.

В большинстве случаев выход из строя вентилятора свидетельствует про окисление проводки. Как говорилось выше, сами датчики крайне редко ломаются. Но такое всё же случается.

Если у вас автомобиль, купленный в последние годы, и у него есть бортовой компьютер, то это устройство покажет, когда датчик, измеряющий температуру жидкости, выйдет из строя или станет работать нестабильно.

Но будьте внимательны! Не всегда сообщение на мониторе компьютера свидетельствует о неисправности аппарата. Обрыв проводки может привести к такому же сообщению, как, собственно и окисление контактов.

Важным индикатором неисправности датчика, регулирующего температуру охлаждающей жидкости посредством блока управления, является повышенный расход бензина. Также наблюдаются повышенные обороты, когда двигатель работает на холостом ходу.

Если датчик температуры имеет какие-либо неполадки, то с каждым разом вам будет всё сложнее запускать машину даже после прогрева. При наиболее неблагоприятных условиях может произойти поломка силовой установки из-за перегрева. Как результат нарушится стабильность работы головок в цилиндре, а это может не только привести к крайне дорогостоящему ремонту, но и стать причиной ДТП.

Проверяем датчик

Все описанные выше причины могут являться только предпосылками для замены или починки устройства. Чтобы определить поломку наверняка понадобится провести куда более тщательную диагностику.

В качестве примера, рассмотрим, как проходит проверка на ВАЗ-2110. Для начала отсоедините колодку и все провода от датчика. Для этого понадобится отжать пластиковый зажим.

Сама процедура диагностики не представляет собой что-то очень сложное. Но перед её началом проверьте целостность проводки, чтобы исключить данную причину нестабильной работы.

Внимание! Не помешает проверить силу тока, который поступает от блока управления. Просто отсоедините от датчика температуры провода и подсоедините их к вольтметру.

При тестировании напряжение будет не менее 5 В. Если же показатель гораздо меньше, значит, причина неисправности кроется не в датчике, который отвечает за мониторинг температурных показателей охлаждающей жидкости.

Для того чтобы провести диагностику вам понадобятся такие устройства:

  • мультиметр,
  • ключ на девятнадцать,
  • электрочайник,
  • ёмкость,
  • термометр.

Перед тем как снять датчик температуры — слейте немного охлаждающей жидкости. Достаточно, чтобы датчик стал открыт наполовину. Фишку нужно отсоединить при помощи ключа. Просто выверните её из посадочного места.

Диагностика при помощи электрического чайника позволяет быстро и без каких-либо сложностей определить работоспособность устройства. Также при диагностике вам понадобится мультиметр и термометр.

Сама процедура проверки состоит из таких этапов:

  1. Погрузите часть датчика, которая отвечает за измерение температуры в электрочайник. Вода при этом должна быть холодной.
  2. Поместите в чайник термометр (устройство должно быть электронным) .
  3. Подсоедините к датчику мультиметр.
  4. Включите электрочайник.
  5. Замеряйте показатели.

Если устройство в рабочем состоянии, то при +15 должно быть сопротивление в 4450 Ом, при сорока — 1459, при 95 — 177 ом.

Итоги

Датчик, отвечающий за температурный режим, охлаждающей жидкости — крайне надёжное устройство. Но даже он иногда выходит из строя. В таком случае проверка его работоспособности занимает не более получаса.

За эффективную и надежную работу силового агрегата отвечает целый комплекс узлов, устройств и приборов. Среди них особая роль отводится системе охлаждения двигателя .

Следовательно, особого внимания к себе заслуживает датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110, о котором мы сегодня с вами и поговорим.

Функции СО

Система охлаждения отвечает за отвод лишнего тепла, которое генерируется во время работы силового агрегата. Если двигатель перегреется, последствия могут быть катастрофическими.

Помимо отвода тепла, СО дополнительно выполняет несколько других функций:

  • Способствует ускорению прогрева мотора до оптимальной рабочей температуры;
  • Прогревает воздух внутри салона;
  • Охлаждает смазочную систему;
  • Охлаждает выхлопные газы.

Всего на автомобилях может использоваться три типа системы охлаждения:

  1. Воздушная. Процесс охлаждения осуществляется путем обдувания агрегатов воздухом;
  2. Жидкостная. Охладителем выступает специальная жидкость — вода, тосол или антифриз;
  3. Комбинированная. Оба типа охлаждения смешиваются в одной системе.

Если говорить конкретно про ВАЗ 2110, то здесь применяют жидкостную систему охлаждения, а в роли охладителя выступает тосол или антифриз .

Зачем нужен ДТОЖ

Следует отметить, что датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 работают совместно. Некоторые путаются, считая датчик и указатель одним и тем же устройством.

ДТОЖ — это полупроводниковый резистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент. Его монтируют в системе охлаждения мотора непосредственно на корпус термостата. Показатель сопротивления напрямую зависит от текущей температуры. Если температура высокая, сопротивление низкое, или же наоборот.

Сигнал от ДТОЖ поступает на электронный блок управления, а уже ЭБУ, в свою очередь, корректирует подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Если двигатель еще не успел нагреться до оптимальной температуры, топливовоздушная смесь поставляется более обогащенной.

При неисправности датчика на ЭБУ идут некорректные показатели температуры, из-за чего двигатель перестает нормально функционировать, часто перегревается. Потому если вы столкнулись с поломкой ДТОЖ, обязательно в самое ближайшее время замените его.

Симптомы неисправности

Чтобы обеспечить передачу на электронный блок управления верных данных от датчика температуры ОЖ, его необходимо соответствующим образом установить на место.

Место ДТОЖ находится возле корпуса термостата. Наконечники датчика обязательно должны быть в контакте с жидкостью охлаждения.

Потому первопричиной некорректной работы ДТОЖ может оказаться его банальная неправильная установка.

Некоторые симптомы позволят даже малоопытному автомобилисту определить, что проблема заключается именно в этом датчике:

  • Выхлопные газы имеют очень низкое качество из-за нарушенной топливовоздушной смеси;
  • Показатели расхода топлива заметно выросли;
  • Отработанные газы имеют ухудшенный состав;
  • Двигателем становится проблематично управлять;
  • На приборной панели высвечивается код неполадки, либо начинает мигать сигнальная лампа, означающая перегрев силового агрегата;
  • С трудом удается запустить двигатель.

Многие сразу же загоняют автомобиль в гараж и приступают к замене датчика температуры охлаждающей жидкости на своем ВАЗ 2110. Но часто причиной появления подобных симптомов является наличие повреждений проводки, плохой контакт соединений. Потому в первую очередь проверьте их.

Внешне определить, что датчик вышел из строя, также можно. Наличие следов ржавчины, коррозия на устройстве, отложения говорят о том, что в дальнейшем этот датчик лучше не эксплуатировать.

Можно вооружиться вольтметром или мультиметром, чтобы определить сопротивления. В холодном состоянии нормальные показания датчика должны составлять 2В, а если двигатель горячий, тогда 0,5В. Любые отклонения от нормы говорят о выходе из строя измерителя.

Замена

Проверка показала, что виной всему именно датчик. Потому вам не остается ничего другого, кроме как заменить его на новый. Для этого:

  1. Сливается охлаждающая жидкость. Лучше слейте максимальное количество. Особенно, если ОЖ уже давно подлежит замене;
  2. Отключите клеммы от аккумуляторной батареи;
  3. Чтобы было удобнее работать, снимите со своего посадочного места воздушный фильтр;
  4. Отключите зажигание и снимите разъем датчика;
  5. Ключом на 19 миллиметров демонтируйте датчик. Вместе с ним обязательно снимается уплотнительное кольцо;
  6. Берется новое кольцо уплотнения, монтируется на место старого новый, качественный датчик ОЖ, подходящий для модели ВАЗ 2110;
  7. Весь процесс сборки выполняется в обратной последовательности.

Датчик температуры жидкости охлаждения для автомобиля ВАЗ 2110 играет далеко не последнюю роль. Владельцы этой модели прекрасно знают, что его выход из строя — ситуация не редкая. Радует при этом, что процедура замены не сложная, может быть проведена любым водителем, даже чей опыт вождения не превышает нескольких дней.

Что касается стоимости самостоятельного ремонта, то вам потребуется только приобрести новое уплотнительное кольцо и сам датчик, разумеется. Сегодня устройство хорошего качества для «десятки» стоит около 200 рублей. Инструменты только самые стандартные, потому ничего докупать и дополнительно тратить деньги не придется.

В автомастерской работу выполнит профессионал, однако стоимость ремонта будет соответствующей. Плюс многие СТО идут на хитрые ходы, пытаясь заставить автовладельца выполнить ряд дополнительных мероприятий. Иногда они действительно полезны, но порой являются просто попыткой стянуть с вас больше денег.

Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.

Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.

ДТОЖ – что это такое в машине?

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение

Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.

Видео — нюансы, связанные с датчиками температуры охлаждающей жидкости на Фольксваген Пассат Б3:

Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций. К ним можно отнести:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
  • открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
  • установка угла опережения зажигания и т.д.

Принцип работы

Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?

Механический

Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.

С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».

Цифровой

Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.

На что влияет

Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.

Видео — как проверить ДТОЖ мультиметром:

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные причины и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:

1. Низкое качество антифриза

В случае использования плохого нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры. Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.

2. Плохое качество исполнения самого датчика

К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.

4. Нарушение электрики

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.

5. Неисправность термостата .

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто.

Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику. Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Как проверить ДТОЖ мультиметром

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости с помощью мультиметра и электрочайника:

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.

Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.

Видео — замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115:

Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.

Заключение

Как видим, проверка и замена ДТОЖ – процедура довольно простая. Она не требует специализированных навыков и знаний, равно как и особого оборудования (за исключением упомянутого мультиметра).

Помните, что своевременная замена неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости позволит избежать целого ряда проблем, включая возможный перегрев силового агрегата вашего авто.

Видео — как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на Шевроле Лачетти:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Как проверить Б/У авто перед покупкой


Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Иван

    Узнать о том, работает ли ДТОЖ довольно легко, при условии, что у вас автомобиль с инжектором. Автомобиль при холодном запуске будет хорошо заводиться и работать, но как только двигатель прогреется, то начнется неровная работа двигателя, а запустить машину с горячим мотором будет практически невозможно из-за переобогащенной смеси.

    Антон

    В моем Пассате 2 датчика. Один для указателя на приборке — на работу двигателя не влияет, а другой дает сигнал на ЭБУ — это основной.

    Карина

    Т.к я только начинающий водитель, очень многого узнала, на самом деле это очень легко проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

    Максим

    В моей Corolla Fielder была неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер начал подстраивать работу двигателя под его показания, начались проблемы. В статье хорошо описано как его проверить! Помогло!

    Валерий

    Не знал, что настолько легко проверить датчик, пошел проверять, благо мультиметр в наличии имеется. Выкрутил, замерял, успокоился — исправен.

    Петр

    Если испортился датчик температуры охлаждающей жидкости нужно немедленно реагировать. Ведь грубо говоря именно он дает сигнал к запуску вентилятора охлаждения. И еще если неисправен датчик возрастет расход бензина. Я в этом случае проверяю всю электропроводку автомобиля и если удостоверюсь, что причина в датчике заменяю. Заменить его своими руками проще простого, необходимо только или раз увидеть или попробовать самому.
    Нужно вывинтить старый датчик, обработать гнездо графитовой смазкой и поставить на его место новый, управляющие клеммы тоже не забывайте присоединить. Главное чтобы было герметично.

    Андрей

    Первое, что нужно знать, это то, что в автомобиле не один датчик температуры. Их как минимум два, а в некоторых моделях и до 4-5. Второе — это то, где они расположены и конкретно за что каждый из них отвечает. Классическая схема — два датчика, один идет на стрелочный прибор панели в салоне (ну или в цифровом виде), а второй на вентилятор(ы) охлаждения. Соответственно и принципы работы их разные, проверять их надо по разному. Первый меняет свое сопротивление в линейной зависимости с температурой ОЖ (при этом мы видим изменение отклонения стрелки панели), а второй работает по принципу ВКЛ/ВЫКЛ при достижении определенной температуры ОЖ (соответственно включает и выключает вентиляторы).

    Алексей З.

    Вообще трудно представить, как плохой тосол или антифриз могут повредить датчик температуры, за двадцать лет не видел ничего подобного. Корпус датчика как правило выполнен из медного или латунного сплава, который практически не реагирует с охлаждающей жидкостью. А вот выход из стоя по причине некачественного изготовления — явление не редкое. Если те датчики, которые иду на машине с завода служит по нескольку десятков лет, то те которые поступают в запчасти очень часто не отрабатывают и трех. Парадокс, но и те и эти выпущены на одном заводе. По этому часто покупатель предпочитает взять датчик с разборки, нежели купить новый.

    Артём

    Датчик охлаждения жидкости в нужный момент включает вентилятор и поэтому если он неисправен это чревато серьезными сбоями и поломкой. Причин для поломки может быть несколько это и некачественный антифриз и дешевенький датчик. Иногда датчик может быть и исправен, в некоторых случаях нужно проверить электропроводку и контакты. Надо выкрутить датчик и проверить его, погрузив в воду и взяв мультиметр. Не так всё сложно, достаточно один раз заменить в присутствии знающего человека или найти информацию в интернете и будете это делать сами. Если датчик неисправен нужно заменить его, только не забудьте прочистить контакты и клеммы.

    Сан Саныч

    На самом деле мультиметры типа D830/DT830 (тысячи их) позволяют с приемлемой погрешностью определять и температуру. В качестве контрольных точек для проверки можно использовать только начавший таять водный лёд (гарантировано что-то около 0 градусов) и закипевший этиловый спирт (~78,37 градусов). Закипевший спирт удобен ещё и тем, что это _та самая критическая точка_, при которой датчик температуры охлаждающей жидкости должен стабильно срабатывать, дабы не получилось выкипания антифриза. И как уже верно заметили в комментариях, если датчик при указанных температурах показывает сопротивление в допустимых пределах (об этом подробно рассказано во втором видео), то неисправность кроется либо в некачественной проводке, либо в некачественном антифризе.

    Максим

    Я приноровился менять неисправные датчики не сливая охлаждающей жидкости. Для этого его необходимо предварительно «сорвать», иногда, за десяток лет резьба так прикипает, что лучше использовать головку или на худой конец накидной ключ. Затем аккуратненько тремя пальцами вывернуть, следя за количеством вытекающей жидкости. После резко убрать датчик и заткнуть отверстие пальцем. Перевести дух, взять свободной рукой заранее приготовленный новый ДТОЖ, поднести к отверстию, которое держим пальцем и энергично (резко) заткнуть им отверстие убрав палец. Далее вкручиваем по резьбе. Потери жидкости — 200 — 300 грамм, а экономия времени — несколько часов! Иногда даже доливать не приходится, уровень не опускается до минимума.

    Сергей

    При проверке ДТОЖ еще учитываются технические характеристики автомобилей по соответствующим таблицам к различным перепадам сопротивлений, но нормированных показаний нет. При небольших отклонениях от показателей датчик менять не стоит, необходимо найти другую причину сбоев в работе двигателя. Датчики различных производителей всегда выдают разные показания при одинаковых температурах жидкости. Перед тем как устранять неполадки с заменой датчика, необходимо подобрать подходящий вариант для вашей машины. Если покупаете на рынке, то обязательно проверяйте сертификат. Что бы исключить подделок сфотографируйте данный документ, для дальнейшего предъявления в соответствующие органы. В основном при таких действиях продавец не будет продавать вам подделку.

    Макарий

    Когда последние модели автомобиля Волги стали оборудоваться вентиляторами охлаждения жидкости, работающими от электропитания, с эксплуатацией таких автомобилей возникла проблема быстрого перегрева двигателя при работе автомобиля в ритме городского движения. То ли датчик так неразумно настраивался на заводе, то ли потому, что двигатели стали более высоко оборотистыми, и работа их допускалась не при 80 градусах тепла как раньше, а уже при 90. Водители придумали ручное принудительное включение вентилятора, которое осуществлялось непосредственно из кабинки водителя. Водить опережал команду датчика на включение, и таким образом улучшал устойчивость работы автомобиля в пробках.

    Николай

    Родной прослужил 7 лет. В прошлом году пришлось заменить. Речь веду о датчике, который включает дополнительный вентилятор (Нива Шевроле). Первый раз вообще не понял, что случилось. Лето, жарко, температура поднимается быстро и вентилятор включается часто, особенно при езде в городе. Однажды обратил внимание, что вентиляторы в паре работают слишком шустро. Утром, на холодном движке, второй включился буквально через пару минут. Грешил на реле, поменял, но проблему не решил. Поковырялся в книге, нашел этот датчик возле помпы, заменил и забыл про проблему.

    Олег

    Выход из строя датчика температуры ОЖ может привести к поломке двигателя и очень большим финансовым потерям, по сравнение с его стоимостью. Поэтому если есть сомнения в его исправности, лучше себя обезопасить. Я проверял свой датчик не снимая его с авто. Просто запустил холодный движок и подсоединил к его клеммам мультиметр. Менял, предварительно слив охлаждающую жидкость (потом её заменил). А по поводу использовать мультиметр в качестве измерителя температуры не согласен: точности никакой, все зависит от чистоты жидкости. И ещё, чтобы не оказаться с перегретым движком при выходе из строя датчика температуры, установил выключатель вентилятора в салон для подстраховки.

    Дмитрий

    В авто датчик всегда рядом с термостатом для наибольшей точности измерения. Когда датчик выходит из строя, а приборы в машине когда-нибудь ломаются, могут возникнуть следующие проблемы: увеличится расход топлива, повышается выброс СО2, может заглохнуть двигатель, будет медленный прогрев авто, может перегреваться движок.
    На работу датчика может влиять старая проводка, коррозия, а датчик может быть исправен. Поэтому лучше не жаться, а купить новый датчик и сразу отбросить сомнения в причинах проблем.
    Но лучше всего не скупиться и приобрести новый датчик, который обеспечит безопасное и приятное вождение без каких-либо проблем.
    Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Если есть желание то можно провести его диагностику, но в начале убедитесь в исправности проводки. На датчик должно подаваться 5 вольт, что можно проверить при запущенном движке. Если 5 вольт есть, то проверяем датчик.
    При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем. Проверить можно с помощью электрочайника. Замеряем температуру +10,+15, +20.и записываем сопротивление датчика.
    Если показания отличаются от данных для датчика (можно найти в инете), значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требуется заменить. Менее точно, но более просто это без термометра, а по кипению воды – она кипит при 100 градусах. Это будет контрольная точка. Сопротивление при кипении – около 210-190 Ом.

    Олег

    Датчик температуры охлаждающей жидкости порождает при своем отказе ряд проблем, основные и наиболее опасные из них следующие:
    Выход температуры двигателя за рамки допустимых режимов;
    Нарушение стабильности работы двигателя;
    Повышенный расход топлива;
    Падение оборотов и самопроизвольная остановка двигателя.
    При возникновении подозрений на нестабильную работу датчика температуры, во первых надо проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень.
    Далее проверяем качество контактов, на предмет их окисления.
    Если все сказанное выше в порядке, то надо проверить сам датчик, для чего его надо снять.
    Берем датчик и опускаем его в стакан кипятка и меряем его сопротивление, конкретные данные можно найти в интернете для каждого датчика. Если данные соответствуют, значит датчик в норме. В противном случае меняем датчик.

    Николай

    Датчик температуры охлаждающей жидкости менял неделю назад. Стою в пробке в Москве и чисто случайно посмотрел на панель приборов (у меня Шеви Нива) и обомлел. Прибор показывает около 110 градусов и тишина — вентиляторы не работают. Включил аварийки и на обочину. Сначала думал движок вентилятора, подал напряжение прямо на движок — он работает. Подсоединил двигатель вентилятора к аккумулятору и пока ехал по Москве он у меня молотил постоянно. Выехал на М2 и отсоеденил вентилятор. Дальше до дома. В гараже снял не проверяя датчик температуры и поставил новый. Запустил двигатель и подождал прогрева — все работает.

    Иванович

    Датчик нагрева охлаждающей жидкости прибор очень важный для нормальной работы двигателя. Он оберегает двигатель от перегрева, путём включения и отключения охлаждающего вентилятора. В своей практике мне несколько раз приходилось сталкиваться с проблемой его неисправности. В наших отечественных автомобилях, с механической системой зажигания, применялись аналоговые датчики. И вот если такой датчик внезапно отказывал в работе, он в нужный момент не включал вентилятор и вода в радиаторе закипала. Ехать в такой ситуации невозможно и чтобы понять причину поломки мы, прежде всего, проверяли исправность работы электродвигателя вентилятора, подсоединяли его клеммы к источнику питания минуя датчик. Если двигатель работал, причиной его не включения могла быть, лишь поломка датчика. Датчик нужно было менять, и чтобы доехать до автосервиса или гаража, практиковали включение вентилятора напрямую, так и ехали с постоянно работающим вентилятором. В современных инжекторных автомобилях принцип работы самого датчика такой же, лишь управление работой вентилятора идет через блок управления электронного зажигания.

    ua9ukh

    Датчик температуры при проверке мультиметром сопротивление будет в норме и при нагреве в горячей воде будет всё нормально в термостате будет давать сбои показания температуры будет плавать на один или два градуса не постоянно и двигатель будет троить на горячею на холодную когда скачки температуры будут на 10 или на 20 градусов плавать при этом включится вентилятор и будет ошибка р1336 пропуск зажигания во всех цилиндрах