Пристегивание детей в машине. Правила перевозки детей в автомобиле с учётом возраста

Безопасность пассажиров – это первое, о чем должен позаботиться водитель автотранспортного средства, особенно, если речь идет о малышах. Правила перевозки детей уже довольно давно приобрели обязательную окраску, но, практика показывает, что и сегодня не все родители соблюдают рекомендации, которые трансформировались в закон.

К сожалению, даже после доводов, приводимых специалистами, находятся люди, считающие профильные кресла для транспортировки детей в возрасте до 12 лет в автомобиле обычным маркетинговым ходом. Они продолжают подкладывать под ребенка подушки и одеяла, возят его на руках, пренебрегая всеми правилами ПДД. А ведь именно соблюдение простых правил может спасти малышу жизнь или охранить здоровье.

Особенности транспортировки детей, о которых нужно помнить

Согласно положениям свода ПДД, перевозка ребенка, не достигшего возраста 12 лет, осуществляется с помощью специального автомобильного кресла или его аналога удерживающего типа (он должен соответствовать габаритам малыша). Помимо этого, необходимо уделить повышенное внимание надежности прикрепления изделия в машине. Только такой подход гарантирует детям необходимую степень безопасности.

Родителям, которые с недоверием относятся к инновационным приспособлениям и игнорируют правила перевозки детей в автомобиле, стоит ознакомиться со следующими фактами:

  • Хоть пассивная и активная безопасность транспортных средств с каждым годом растет и совершенствуется, в случае с незафиксированными надежными способами детьми она не действует.

Совет: Несмотря на то, что закон ограничивает соответствующие правила из свода ПДД возрастом 12 лет, применение кресел и фиксирующих приспособлений можно продолжать, если рост ребенка не превышает 150 см. У человека меньших габаритов ремень безопасности будет проходить не через ключицу, а в области шеи, что не только создает дискомфорт, но и может привести к удушению в аварийной ситуации.

  • Мнение, что малышу безопаснее всего в руках взрослого, в корне ошибочно. Резкое торможение в несколько раз увеличивает массу тела, а при ударе – в десятки раз. Получается, что такая перевозка детей в автомобиле только повышает риск нанесения им травм даже в относительно безобидных ситуациях, ведь тело взрослого по инерции может сильно придавить малыша.
  • Многочисленные исследования и краш-тесты доказывают эффективность специальных приспособлений при условии их правильной установки в машине. Они снижают уровень смертности грудничков на 70%, а дошкольников – на 55-80%. Оценка результатов аварий показала, что смертельные случаи у детей в возрасте до 12 лет обычно сопряжены с отказом от автомобильного кресла.

К сожалению, очевидная необходимость использования профильных приспособлений и их повышенная функциональность не влияют должным образом на сознание современных родителей. Они продолжают отказываться от данных аксессуаров, предпочитая обходиться подручными средствами хотя бы на время коротких поездок. Их не пугают закон, по которому в случае несоблюдения требований выплачивается внушительный штраф, неудобство малыша при транспортировке в машине, высокая смертность неправильно зафиксированных детей в возрасте до 12 лет.

Как правильно организовать перевозку самых маленьких?

Особого внимания заслуживает перевозка детей совсем нежного возраста. По правилам ПДД она может осуществляться одним из двух способов:

  • С помощью автолюльки. Устройство крепится на заднем ряду автомобильных кресел с помощью обычных ремней безопасности. Его ставят перпендикулярно движению автомобиля. Непосредственно внутри устройства ребенка дополнительно фиксируют ремнями. Благодаря тому, что грудничок находится в наиболее удобном для него горизонтальном положении, у него нормализуется дыхание, неокрепшие мышцы не получают ненужных нагрузок. В таком виде малышей перевозят примерно до полугода. Единственный минус подхода в том, что люлька занимает очень много места и большой семье приходится задумываться о более компактных аналогах.

  • С помощью кресла для грудного ребенка. Новорожденный крепится ремнями безопасности внутри приспособления, которое, в свою очередь, фиксируется специальными скобами (идут в комплекте) или собственными автомобильными ремнями. Для грудничка важно, чтобы спинка устройства могла менять свой наклон (оптимальный диапазон составляет не менее 30-45º). Это обеспечивает малышу максимальную безопасность в случае лобового столкновения за счет надежной фиксации позвоночника и отсутствия нагрузки в шейном отделе. Дополнительными преимуществами обладают кресла со специальными тканевыми валиками по бокам.

Категорически запрещено использовать в качестве вспомогательных элементов подушки и полотенца. Они только причиняют малышам неудобства и повышают риск западения головы вперед или снижают степень натянутости ремней безопасности.

Виды и особенности специальных кресел

Свод правил ПДД требует использования приспособлений, соответствующих возрасту, массе и габаритам ребенка. Для удобства выбора производители разделили все автомобильные кресла на несколько групп:

  • 0 (новорожденные весом менее 10 кг). Детская люлька, которая располагается поперек движения на заднем сиденье и фиксируется ремнем, проходящим по линии живота грудничка. Сегодня очень популярны изделия с дужками, облегчающими переноску, некоторые даже можно установить на шасси, получив коляску.
  • 0+ (дети до полутора лет и весом до 13 кг). Своеобразный «кокон», который представляет нечто среднее между люлькой и стандартным креслом. Отличается анатомической формой, оснащен пятиточечными ремнями, надежно фиксирующими ребенка. Малыш как бы полусидит в приспособлении, его ножки и голова слегка приподняты. Устройство можно установить не только на заднем сиденье, но и на переднем, закон и правила ПДД этого не запрещают. Главное, при этом отключить подушку безопасности и расположить устройство спиной к ходу движения.
  • 1 (дети от 9 месяцев до 4 лет, весом 9-18 кг). Более габаритные приспособления с пятиточечной фиксацией и регулируемой спинкой. Установка возможна на различных участках, но оптимальной является зона позади водительского кресла.
  • 2 (дети от 3 до 7 лет, весом 15-25 кг). Перевозка детей проводится только по ходу движения. Устройство крепится с помощью автомобильных ремней или дополнительного комплекта фиксаторов.
  • 3 (дети от 6 до 12 лет, весом 22-36 кг). Ставятся по ходу движения, фиксируются автомобильными ремнями безопасности. Для ребенка, выросшего из данного кресла, верхнюю часть отстегивают (если модель позволяет) и далее используют устройство по типу .

Все перечисленные изделия должны обладать сертификатами качества и соответствовать требованиям, которые предъявляются к креслам, предназначенным для перевозки детей в возрасте до 12 лет. Несмотря на то, что закон этого не предусматривает, специалисты рекомендуют утилизировать приспособления, перенесшие серьезные аварии, даже если на вид все в порядке. В них возможны скрытые повреждения, которые представляют потенциальную опасность для ребенка при резком торможении.

Аналоги автокресел и вспомогательные приспособления

В некоторых случаях, например, при необходимости экономии семейного бюджета или, если возраст малыша приближается к 12 годам, а рост – к 150 см, можно обойтись и специализированными приспособлениями следующих видов:

  • Кресло-трансформер. Предназначено для длительного использования, т.к. его конструкция позволяет настраивать приспособление в довольно широких диапазонах и менять параметры с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Главное, не напутать с расположением и натяжением ремней, четко придерживаться рекомендаций при установке кресла и моделировании его положений. Правила перевозки детей запрещают применять подобные изделия, если возраст малыша составляет менее 12 месяцев.

  • Бустер. Своеобразное сиденье, которое подкладывается под детей для придания их телу необходимой высоты. В этом случае используются обычные ремни безопасности, которые теперь располагаются на оптимальном уровне и не перетягивают шею. К сожалению, риск того, что при резком торможении предмет просто вылетит из-под малыша, довольно высок, поэтому нужно выбирать изделие с дополнительной фиксацией к сиденью.

  • Адаптер. Ничем не похож на автомобильные кресла, но эффективен, если перевозить малыша нужно очень редко. Он надевается на ремни безопасности, что позволяет корректировать угол их расположения. В этом случае лямки не давят на шею или живот, обеспечивая надежную фиксацию.

Выбирая подходящее изделие, необходимо основываться не только на уровне безопасности малыша и качестве материалов, но и удобстве маленького пассажира. По этой причине перед тем, как совершать покупку, стоит опробовать изделие, иначе его придется менять, т.к. карапуз просто откажется в нем ездить.

Законодательство РФ о правилах перевозки малолетних детей

Помимо всего перечисленного, водитель транспортного средства, организовывающий перевозку детей в возрасте до 12 лет, должен помнить еще и о следующих моментах:

  1. Законодательство требует не только разместить в машине соответствующее приспособление, но и проверить качество его установки. Неправильно выбранное место, расположение или фиксация изделия – это опять же опасность для ребенка и повод к оплате штрафа.
  2. На сегодняшний день сумма штрафа за отсутствие кресла или нарушение правил его использования составляет 3000 рублей.
  3. Если речь идет о грузовом автомобиле, то перевозка детей осуществляется только в кабине, опять же при условии создания максимально безопасного положения. В кузове перевозить детей запрещено!
  4. Также категорически запрещено осуществлять перевозку детей на мотоцикле (сзади или спереди). Для этого даже не разработано специальных люлек или кресел.
  5. Транспортировка детей в количестве более 8 человек считается организованной перевозкой. Она осуществляется только посредством автобуса и требует наличия соответствующего разрешения.
  6. Перевозка детей на переднем сиденье машины возможна только в случае использования кресла. Люльку можно размещать только на заднем сиденье, даже если габариты транспортного средства позволяют разместить ее перпендикулярно движению.

Ответственное отношение к перевозке детей должно подстегиваться не только возможными штрафами. В первую очередь водитель должен думать именно о минимизации потенциальных рисков. На рынке профильных аксессуаров для детей существует немало предложений, и каждая семья может выбрать для себя оптимальный вариант.

Конечно, на тему детской автобезопасности сказано очень и очень много. И все равно возникает миллион вопросов. Почему нельзя возить грудничка на руках, что это за специальные кресла для новорожденных и детей до года, какие они бывают, чем отличаются и какое, в конце концов, лучше выбрать? Разбираемся в теме вместе с экспертами и ГИБДД.

НЕ автокресло

О том, что детей перевозить нужно только в специальном удерживающем устройстве знают все, но только вот грудничков возят не в кресле, а в специальной автолюльке. От автокресла для детей постарше она отличается весовой категорией.

Название люльки говорит за себя – в ней малыш лежит или полулежит. Это важно, потому как до полугода груднички не сидят, а сажать специально очень вредно для ребенка – скелет еще только формируется, головку он учится держать в течение нескольких месяцев… В общем – нельзя.

Надо учесть, что не все детки садятся как по заказу в шесть месяцев, некоторые и позже. Так что вариант «поезжу полгодика на ручках, а потом посажу в кресло» не подойдет. Опять же потому, что все автокресла «работают» в зависимости от веса маленького пассажира.

Люльки бывают двух видов: «0» и «0+». Первая позволяет перевозить детей весом до 10 кг, вторая – до 13-ти. Казалось бы, зачем такое разделение? Нам объяснили специалисты.

Категория «0» подходит для детей с рождения. Люльки типа «0» все без исключения оборудованы вкладышем для новорожденных и их используют примерно до года. Люльки категории «0+» не всегда имеют вкладыш, и в них можно возить малышей примерно с 4 месяцев и до 1,5 года. Вкладыш часто убирают на зиму, потому что ребенок и так в теплом комбинезоне. Еще его убирают по мере роста ребенка, так ложе становится чуть-чуть поглубже.

По правилам

Не лишним будет напомнить, что говорят о перевозке детей Правила дорожного движения:

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

пункт 22.9 ПДД РФ

Да, многие родители наивно полагают, что и на руках у мамы или папы младенец в безопасности. Однако достаточно обладать здравым умом и небольшой долей фантазии, чтобы представить что случится, если машина с ребенком, «пристегнутым» так ненадежно, попадет даже в незначительную аварию.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках у родителя, обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) при скорости 50 км/ч, вес пассажира возрастает более чем в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной: если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже более 300 кг, и удержать его, чтобы уберечь от резкого удара о переднее кресло, практически невозможно.

Еще на заметку информация тем родителям, кто считает, что аккуратное вождение спасет от попадания в аварию и, следовательно, освобождает их от необходимости перевозить ребенка в люльке. По данным ГИБДД, большинство аварий (76%), в которых пострадали дети, – это столкновение машин. Но при этом в 95% случаев аварии происходили на асфальтированных дорогах, в 79% ДТП происходило в сухую погоду, 82% – в светлое время суток, 77% – в ясную погоду. И самое главное – средняя скорость при аварии составила 51 км/ч. То есть абсолютное большинство аварий с детьми произошло при идеальных для дорожного движения условиях. То есть, простыми словами, даже если вы водите аккуратно, от аварии вас ничто не застрахует.

К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.

Пресс-релиз ГИБДД

По данным правоохранителей, удерживающее устройство снижает вероятность растяжения шейных позвонков у детей в возрасте до двух лет на 90%. Кроме того, согласно исследованиям, дети до четырех лет и весом до 18 кг в 70% случаев оказываются более защищенными по сравнению с детьми постарше, а значит, для них перевозка именно в кресле или в люльке более актуальна. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Напоследок напомним, что для слишком рискованных родителей предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. При этом штраф налагается не только если устройство отсутствует, но и если используется неправильно.

Как и где лучше поставить люльку

По статистике, большинство авто-родителей (46,1%) устанавливает детские автокресла сразу за водителем. Этот выбор объясняется тем, что в экстремальной ситуации, коей является любая авария, водитель инстинктивно старается увести удар от себя, соответственно и место за ним является наиболее безопасным. Меньшая половина (38,1%) решает поставить кресло за передним пассажиром, еще 7,9% выбирают золотую середину заднего дивана в салоне, и, наконец, оставшиеся 7,9% даже ставят автокресло на переднее сиденье. Так как же правильно?

Самое безопасное место для установки детского кресла в автомобиле – среднее место на заднем сиденье. Самое небезопасное – переднее пассажирское сиденье. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при обязательно отключенной подушке безопасности. Также обязательно нужно проверить натяжение ремней – они не должны провисать.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

Что касается того, в какую сторону должна «смотреть» люлька, то и на этот счет правоохранители дают рекомендации.

Минимум до года дети должны ездить в автомобиле спиной по ходу движения. Связано это с тем, что у маленького ребенка относительно тяжелая и крупная голова при слабых шейных позвонках. При резком торможении автомобиля ребенок в положении лицом вперед может получить травму шейного отдела позвоночника.

Пресс-релиз ГИБДД Брянска

Как выбрать самую безопасную люльку

Говоря о безопасности использования, нужно обратить внимание на крепление. В этом вопросе мнения наших экспертов разошлись. В одном магазине нам рассказали, что все автолюльки крепятся только ремнями безопасности автомобиля. По словам другого консультанта, все-таки существуют модели, которые крепятся с помощью системы Isofix. Если вы найдете такое, не забудьте проверить, есть ли возможность такого крепления именно в вашем автомобиле.

Isofix представляет собой жесткое крепление к кузову автомобиля. По мнению ГИБДД, такой способ надежнее и «это подтверждают многочисленные независимые краш-тесты». К тому же система Isofix значительно снижает вероятность неправильной установки детского сиденья.

Немаловажно наличие и такой опции, как защита от бокового удара. Она есть не во всех моделях, но и в бюджетных ее можно встретить. Так что лучше искать люльку именно с ней.

При выборе стоит обратить внимание на наличие защиты от боковых ударов. Она представляет собой мягкие бортики внутри люльки, которые фиксируют головку младенца. В случае удара в бок машины младенец будет защищен от травм шеи и головы.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

Ну и, наконец, как и все товары для детей, автолюлька должна иметь сертификат качества.

На любом автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому Стандарту Безопасности – ECE R44/03 или ECE R44/04. Кроме того, автокресла подлежат обязательной сертификации в России.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

На что еще обратить внимание при выборе

Помимо безопасности не менее важен вопрос удобства и комфорта. И если дизайн люльки малышу безразличен, то об удобстве стоит подумать серьезно. Ведь если ребенку будет некомфортно, он не будет стойко терпеть, а просто устроит вам концерт.

Посмотрите на форму ложа – оно должно быть пологим, не сильно глубоким. Также будет лучше, если в люльке будет специальная мягкая подушка-вкладыш для новорожденных, она не должна быть плоской.

Оцените удобство ручки. Многие используют автолюльку и просто как переноску – зачем тревожить ребенка и вытаскивать его из люльки, когда ее можно просто взять с собой? Из этого вытекает и еще один момент – люлька не должна быть очень тяжелой. По словам консультанта «Авто бэйби», покупатели обычно стараются выбирать модели весом до 3 килограммов. Просто представьте, какой вес вы будете носить, когда малыш будет весить килограммов 8-10. Тогда разница в весе устройства и в 1-2 кг станет существенной.

Чикко и Рекаро, на наш взгляд, – наиболее качественные, и цена у них хоть и не самая низкая, но довольно приемлемая – около 10-15 тыс рублей. Получается хорошее соотношение цены и качества.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

В основном покупатели не смотрят на производителя, а выбирают по цене – до 3 тысяч рублей. Популярностью пользуются такие фирмы как Leader Kids (Китай), Inglesina (Италия) и Brevi (Италия). Если брать в расчет соотношение цены и качества, то лучше, наверное, Inglesina. А выбор моделей (и по цене, и по качеству) больше в Leader Kids.

консультант магазина «Дочки-сыночки»

Если говорить о стоимости и о том, как можно сэкономить, то можно рассмотреть покупку «с рук». Ведь это не коляска, которую эксплуатируют иногда до четырех лет, люлькой пользуются от силы год. За это время она не успевает износиться, максимум испачкаться. Но это не проблема, если обивка съемная и ее можно стирать.

На вторичном рынке автолюльку можно купить даже за 500 рублей и, как говорится, до бесконечности. В любом случае, рынок частных объявлений дает возможность приобрести модель подороже и покруче, но за цену на порядок ниже. Правда, к выбору б/у товара придется отнестись более внимательно. Сначала найдите понравившуюся модель в обычном магазине, изучите все плюсы и минусы. Потом осмотрите товар уже на месте, придирчиво проверяя комплектацию и целостность всех деталей.

Еще один важный момент: вы должны быть уверены, что кресло не побывало в аварии, так что внимательно осмотрите его на предмет любых повреждений. В противном случае нет никаких гарантий, что оно повторно сможет защитить ребенка от повреждений, потому как оно уже было деформировано.

Эксплуатация автомобильного транспорта сопряжена с высокими рисками. Касается это не только водителей, но и пассажиров с пешеходами. При этом наибольшей опасности подвергаются дети ввиду очевидных физиологических данных. Даже авария с незначительными последствиями для самого транспортного средства может повлечь серьезную угрозу для маленького пассажира. В связи с этим правила перевозки детей в автомобиле имеют существенные отличия и направлены на обеспечение повышенной безопасности пассажиров.

Общие сведения

В 2007 году в перечень правил дорожного движения был введен пункт под номером 22.9, всецело посвященный нормам обеспечения детской безопасности в автомобиле. Большинство расхождений в понимании требований ГИБДД в этой части обусловлены тем, что многие автолюбители продолжают ориентироваться на устаревшие правила. При этом до настоящего времени пункт 22.9 пережил немало корректировок, учет которых позволит автовладельцу избежать штрафов. На данный момент правила перевозки детей в легковом автомобиле четко дифференцируют маленьких пассажиров по возрасту и предписывают оптимальные средства обеспечения безопасности. Это относится и к ремням безопасности, и к специальным креслам, и к другим приспособлениям, заменяющим традиционные механизмы защиты. Кроме того, особого внимания заслуживает место размещение ребенка в машине - на переднем или заднем сиденье.

Как перевозить детей до года?

Это наиболее требовательная с точки зрения обеспечения безопасности группа маленьких пассажиров. На сегодняшний день правила перевозки грудных детей в автомобиле говорят о том, что ребенок должен быть зафиксирован специальными удерживающими средствами или другими приспособлениями, которые дают возможность использовать ремни безопасности. С момента вступления в силу этих правил многие автовладельцы столкнулись с проблемой в виде отсутствия на задних креслах ремней безопасности. Например, их нет на старых моделях большей части отечественных машин.

Следовательно, для выполнения требований безопасности необходимо предусматривать наличие автокресла или использовать детские ремни безопасности. И это вовсе не означает, что в машине, в которой конструкционно не предусмотрены штатные ремни, нельзя перевозить ребенка. Здесь стоит обратить внимание и на другой нюанс. Некоторые ремни безопасности, которыми снабжаются иностранные модели, имеют одну лямку и фиксируют детей только у пояса. Чтобы не нарушать правила перевозки детей до года в автомобиле и в то же время исключить рискованную фиксацию таким приспособлением, надо сразу устанавливать специальные сиденья. Но еще лучше - присмотреться к моделям и комплектациям, которые изначально снабжаются детскими 5-точечными ремнями безопасности.

Перевозка грудничков в автокресле

Как показывает практика, даже пристегнутый ребенок может получить серьезные травмы в области груди и шеи. Поэтому самым надежным средством обеспечения безопасной транспортировки малышей все же является специальная люлька или автомобильное кресло соответствующего назначения. Такие конструкции устанавливаются в салоне против движения машины. Для систематизации порядка снабжения транспортных средств такими сиденьями правила перевозки детей в автомобиле в России предусматривают две их разновидности для разных возрастов.

В первую категорию входят автолюльки, которые надежно фиксируют детей весом до 10 кг. Они пристегиваются горизонтально и обычно применяются к новорожденным. В качестве фиксаторов зачастую используется система «Изофикс», популярная в Европе, а последние годы и в нашей стране. Вторую категорию детских автокресел представляют модели, рассчитанные на массу пассажира до 13 кг. Такие конструкции в целом похожи на предыдущий вариант, но располагаются в полулежачем положении.

Стоит отметить, что правила перевозки новорожденных детей в автомобиле не допускают применения обычных люлек от колясок переносного типа. Их конструкция не позволяет обеспечить надежную фиксацию ремнями, поэтому о должном уровне защите в этом случае говорить не приходится.

Можно ли перевозить грудничков на руках?

До введения в правила ПДД отдельного пункта, посвященного безопасности детей, такой способ их перевозки был самым популярным. К сожалению, его экономность, практичность и легкость по сей день остаются привлекающими факторами для многих автовладельцев. Но в отношении безопасности такой подход представляет огромную угрозу. Как демонстрируют записи краш-тестов, в момент столкновения удерживающего пассажира выбрасывает в сторону переднего кресла или приборной панели. Соответственно, удар приходится на ребенка, который к тому же придавливается массой взрослого. Поэтому правила перевозки маленьких детей в автомобиле не допускают их размещения на руках. Многие полагают, что все риски возникают из-за того, что взрослые, удерживающие детей при движении автомобиля, элементарно не пристегиваются. Но даже использование ремня безопасности не предохранит ребенка в полной мере.

Для справки: уже на скорости 30 км/ч масса юного пассажира увеличивается в 10 раз. Поэтому в момент столкновения с большей долей вероятности родитель его не удержит. И это не говоря о травмах, которые могут возникнуть от самого механизма жесткого удержания ребенка в момент аварии руками. Поэтому не стоит игнорировать правила перевозки детей в легковом автомобиле и стараться избегать сомнительных способов их фиксации. Конечно, если опустить риски возникновения аварий, то перевозка на руках будет самой удобной, но в реальной жизни от подобных угроз никто не застрахован.

Перевозка на переднем сиденье

Споры о том, на каком сиденье можно осуществлять перевозку маленьких пассажиров, по-прежнему не утихают. Отчасти предметом таких споров становится уровень безопасности, но в большинстве случаев неоднозначность мнений по этому поводу упирается в правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля и, в частности, их технической организации. Стоит отметить, что такая транспортировка была запрещена до 2007 года, но вот уже почти 10 лет она допускается, но с ограничениями. Причем относится это и к детям от 12 лет, и к новорожденным. Особенности перевозки на переднем сиденье обусловлены более жесткими мерами обеспечения безопасности.

Так, если для фиксации ребенка на заднем кресле достаточно пристегивающих средств, то в передней части необходимо использовать специальные удерживающие приспособления. В основном для этого применяются те же автокресла и люльки, но можно использовать и другие средства удержания малышей. Подобных устройств немало - это различные подголовники, пряжки, лямки и другие приспособления. В любом случае нужно понимать, что более жесткие правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля вполне оправданы. Ребенок в этой части салона подвергается большей опасности и при крупном столкновении может быть выброшен в лобовое стекло. Поэтому требуется усиленная и многоточечная фиксация, а еще лучше - предпочесть перевозку на заднем сиденье. Кстати, самым безопасным для пассажира сиденьем считается заднее, которое расположено за спиной переднего седока. Последнее же специалисты считают наиболее опасным - даже по сравнению с креслом водителя.

Перевозка детей от года

Для этой категории пассажиров действуют такие же правила, как и в случае с неврожденными и грудничками. Но на практике подход к их транспортировке отличается. Связано это с возрастом и, соответственно, выбором фиксирующих приспособлений. Специалисты также рекомендуют приобретать автомобильные кресла, но в этот раз способные обслуживать массу от 9 до 18 кг. Несмотря на то что правила перевозки детей в автомобиле в меньшей степени учитывают критерий удобства, он также становится фактором пассивной безопасности. Например, если ребенку будет дискомфортно, он начнет капризничать. Даже если в салоне присутствуют люди, которые могут его успокоить, водителя эта ситуация будет отвлекать.

По этой причине выбор автокресла желательно производить вместе с ребенком, предварительно выполнив тестирование устройства на предмет комфортности. Критериями удобства при посадке будут следующие условия:

  • Позвоночник не должен быть искривлен.
  • Предусмотренные ремни безопасности не жмут.
  • Голова занимает удобное положение.

Выбирая современные пятиточечные ремни безопасности, важно учитывать и другие факторы. В замках пряжки должно быть предусмотрено матерчатое покрытие - это своеобразная прокладка, защищающая промежность ребенка от сильной перетяжки в момент аварии. Кроме того, правила перевозки детей в автомобиле предусматривают надежную фиксацию самого кресла. Важно учитывать не только прочность крепежного механизма, но и удобство его установки, особенно если предполагается демонтаж приспособления после каждой поездки.

Перевозка детей школьного возраста

Эта группа, как ни странно, более подвержена рискам на дороге, чем малыши. Когда ребенку исполняется 6-7 лет, родители ошибочно полагают, что есть основания избавить себя от хлопот с креслами, специальными ремнями безопасности для детей и прочими защитными приспособлениями. В результате многие ограничиваются использованием свернутых одеял и подушек, поднимая на них ребенка для фиксации штатным ремнем.

Но такой подход не допускают правила перевозки детей в автомобиле. ПДД и в частности пункт 22.9 говорит о том, что применяться могут только специальные устройства. Опасность же эксплуатации подушки заключается в том, что она (или сверток одеяльца) при столкновении выбивается из-под ребенка, шея которого оказывается на уровне лямки ремня безопасности. Несложно догадаться, к чему такая фиксация может привести даже при столкновении на небольшой скорости.

Чтобы осуществить безопасную перевозку ребенка, достигшего школьного возраста, следует обзавестись бустером - это поднимающееся кресло, которое также устанавливается в машине, но стоит дешевле по сравнению с традиционными автолюльками. Данное приспособление поднимает юного пассажира до высоты, достаточной для использования ремня безопасности. При этом, в отличие от подушек и одеял бустер не представляет никакой опасности для детей при столкновении и отличается долговечностью.

К слову, с таким устройством ребенка можно перевозить несколько лет, пока его рост не достигнет 150 см - минимальная высота человека, при которой он может пользоваться штатными ремнями безопасности без применения специальных приспособлений. По этой причине правила перевозки детей 12 лет в автомобиле уже не требуют использования автокресел и бустеров.

Аксессуары для перевозки ребенка

Наряду со специальными техническими приспособлениями и механизмами, направленными на защиту крохи при движении в автомобиле, существуют и вспомогательные предметы, облегчающие поездку и также снижающие риск получения травмы. К ним относятся следующие:

  • Стол для кормления. Данный аксессуар будет полезен в длительных поездках. Столик фиксируется к сиденью, позволяя удобно кормить ребенка. Делать это следует только на остановках, так как в процессе движения еду или жидкости можно пролить.
  • Чехол для ног. К безопасности данный аксессуар имеет незначительное отношение, но в плане чистоты и эстетичности - он необходим. Действие чехла элементарно: его надевают на ноги ребенка, защищая обивку сидений от грязи на обуви.
  • Воротничок для сна. Известный факт, что дети в автомобильных поездках быстро засыпают. С одной стороны, это избавляет родителей от лишних хлопот с ребенком, но с другой - представляет для него серьезную опасность. Резкое торможение может привести к тому, что головка малыша по инерции откинется назад - это может привести и к растяжке связок в мышцах, и к повреждению неокрепших шейных позвонков. В свою очередь, воротник для сна надежно зафиксирует головку спящей крохи, предохранив от риска получения травмы. Хотя правила перевозки детей в автомобиле не требуют от родителей использования данного устройства, его наличие в машине сыграет только положительную роль.
  • Кармашки на сиденьях. Это специальные приспособления в виде ниши с карманами. Крепятся они к переднему креслу, позволяя задним пассажирам складывать туда различную мелочевку, вещи, игрушки и питание для ребенка. Впрочем, следует ответственно подойти к организации этих предметов, надежно их закрепив - при столкновении вещи не должны представлять угрозу для малыша.

Штраф за неправильную перевозку детей

Размер суммы, которую должен был выплатить недобросовестный водитель за неправильную организацию перевозки ребенка, еще в 2013 году составлял лишь 500 рублей. Такой штраф устанавливался за отсутствие в машине с ребенком автокресла и специальных удерживающих приспособлений, которые предусматриваются нормативами ГИБДД. Правила перевозки детей в автомобиле с того времени изменены не были, но размер штрафа значительно увеличился. На сегодняшний день он составляет 3000 руб. Столь резкое увеличение этой суммы обусловлено тем, что многие автовладельцы были готовы смириться с ущербом в 500 руб., не вкладываясь в дорогостоящие детские кресла. Впрочем, если сравнить с нынешним штрафным тарифом, то приобретение себя оправдает. За 3-5 тыс. руб. можно купить качественное и надежное детское автокресло, избавив себя тем самым от финансовой угрозы со стороны инспекторов ГИБДД. Другое дело, что речь идет о безопасности ребенка, экономить на которой нельзя ни при каких условиях.

Заключение

К сожалению, отношение к нормативам ПДД в России оставляет желать лучшего. Автомобилисты редко беспокоятся о собственной безопасности, но, что еще печальнее, игнорируют средства защиты для своих близких. Ситуация омрачается тем, что ребенок в большей степени подвержен опасностям при столкновении машины, чем взрослый. Именно с учетом этой особенности разрабатывались правила дорожного движения. Перевозка детей в автомобиле с соблюдением требований ГИБДД должна осуществляться при максимально возможной защите маленького пассажира, которая обеспечивается специальными устройствами. Ради справедливости можно отметить, что дефицита в средствах защиты ребенка в легковом автомобиле нет. В широком доступе на рынке представлены всевозможные автокресла, бустеры, пятиточечные ремни безопасности и масса дополнительных приспособлений. Разумеется, стоимость качественных моделей тех же кресел довольно высока, но она себя оправдывает. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой автомобильные детские сиденья спасают до 75% жизней юных пассажиров при ДТП.

Каждый родитель, у которого имеется машина, должен знать, как можно перевозить ребенка в автомобиле. К перевозке новорожденных требования выдвигаются особенные, так как любой страх может повлиять на их психику и даже привести к каким-либо физическим осложнениям. Следует помнить о том, что этому могут быть подвержены не только младенцы, но и дети до одного года. В таком возрасте у малышей очень хрупкие суставы и кости, именно поэтому даже если будет легкое столкновение, то это может нанести вред крохе. По этой причине лучше всего использовать устройства, которые помогают избежать пагубных последствий.

Нужно помнить о том, что очень важно, в каком направлении относительно движения располагается ребенок. Детское кресло должно размещаться так, чтобы спиной оно было к водительскому. Так следует делать, потому что у малыша голова еще пока больше туловища, и при торможении получается меньшая вероятность повреждения мышц.

Каждый родитель знает, что по правилам перевозки детей в автомобиле нельзя их держать на руках – это не безопасно. От рождения до полугода малыша нельзя сажать, именно поэтому ему необходимо такое кресло, чтобы можно было в нем лежать. Но если же вы купили кресло, где младенцу можно лежать, то сидя его уже перевозить не получится.

В том случае, если же ваше кресло многофункциональное, и в нем можно возить ребенка до 18 кг, то можно расположить малыша лежа. Для этих целей используются салазки. Родители ошибочно думают, что безопаснее будет держать малыша на руках – это далеко не так. Если произойдет авария, то вряд ли мама на руках в автомобиле сможет удержать младенца. Если он будет у нее на руках, то просто вылетит оттуда.

У каждого ребенка обязательно должно быть собственное кресло, которое ему подходит по массе тела.

В настоящее время перевозка грудничков без кресла карается штрафом в 3000 рублей. Если же вы будете выполнять все вышеперечисленные требования, то это поможет сберечь здоровье вашего малыша.

Что лучше всего выбрать для младенцев

Грудничков необходимо перевозить в автомобиле в автолюльках. Благодаря этому приспособлению младенец располагается в лежачем состоянии и пристегнут с помощью эластичных ремней, которые не мешают ему.

Люльку можно ставить только на заднем сиденье. Люлька – это отличное решение. Благодаря такому приспособлению можно сэкономить деньги от штрафов и не держать малыша на руках.

Кроме таких приспособлений для грудничков, можно купить автокресло, которое подойдет малышам с самого рождения. Эти кресла в машине следует располагать в обратном направлении движения, малыш в нем должен размещаться так, чтобы он спиной «смотрел» в лобовое стекло. Здесь ребенок может размещаться либо лежа, либо в полусидящем положении.

У таких кресел имеются специальные ручки для того, чтобы переносить малышей – так будет легче, чем на руках.

Автокресла для крох

Фирмы, которые изготавливают эту продукцию, больше специализируются на автокреслах, а не на люльках, именно поэтому выбор кресел намного больше. Их можно использовать детям от 0+, вес карапуза должен быть не менее 3 кг и не более 13 кг, то есть они подойдут для детей до одного года.

В таких креслах малыша можно разместить в полусидящем состоянии. В том случае, если нужно положить малыша, то это очень легко сделать, нужно лишь нажать на кнопку. Ремни фиксации в основном делают пятиточечными, в редких случаях – трёхточечными.

Практически во всех таких автокреслах в автомобиле имеются специальные подголовники, которые считаются очень удобными для крох. Еще в них есть специальная ручка для переноски, а также имеется дуга – на нее можно прикреплять игрушки, и младенцу будет не скучно.

Автомобильные кресла для детей в основном изготавливаются полукруглыми, именно поэтому многие родители используют их еще и дома, как кресло-качалку, а не только в автомобиле. У кресла можно опустить ручку вниз и с помощью чего-нибудь закрепить ее, тогда получится что-то похожее на стульчик, в котором ребенка легко накормить.

Такое кресло по праву считается многофункциональным. Если же рассматривать более дорогие автокресла, то их можно превращать в коляски.

Другой вид детских кресел для малышей

Существуют кресла, которые без проблем можно ставить рядом с водительским сиденьем. Эти кресла удобны в тех случаях, когда в машине нет никого, кроме водителя, он сможет самостоятельно присмотреть за младенцем, при этом не отвлекаясь от движения. Следует помнить, что автокресло обязательно следует располагать так, чтобы младенец сидел спиной к движению – так нужно, чтобы не было переломов или вывихов шейных позвонков у ребенка.

В настоящее время автомобильное кресло – это очень надежный и безопасный метод для перевозки детей в автомобиле. В магазинах много различных вариантов, которые используются до 12 лет, а также различного веса.

Чем удобны коляски-трансформеры

Люлька для перевозки детей является комфортной вещью, которую можно найти в колясках-трансформерах, но она обойдется вам дороже. Это кресло можно ставить только на заднем сиденье. Если же ребенок спит, то не потребуется его тревожить, потому что люльку можно отстегнуть от коляски и спокойно перенести в нужное место, не перекладывая младенца.

В этом способе также есть один недостаток – это то, что фиксация недостаточно жесткая. Люлька должна крепиться боком, именно поэтому не гарантирует здоровье малышу, если произойдет аварийная ситуация.

Что такое бустер

Перевозить малышей можно не только в автокреслах, но и в специальных бустерах. Они представляют собой нижнюю часть обычного детского автокресла, но на самом деле это так называемые подушки для безопасности наших малышей. Бустер нужен для того, чтобы приподнимать ребенка. Такое оборудование можно применять только тогда, когда ребенок достиг в высоту 1 метр. Бустер занимает мало места и легко пристегивается, именно поэтому его в любой ситуации можно взять с собой. Размещать ребенка с таким оборудованием нужно спиной к направлению движения.

Как правильно выбирать автокресло

Автокресло следует выбирать так, чтобы малышу было удобно в нем лежать или сидеть. Первое, на что следует обратить внимание – это материал. Во всех автокреслах каркас должен быть алюминиевый – это поможет обезопасить вашего младенца. Этот материал намного прочнее и при авариях или любых ударах возьмет всю силу на себя и поглотит энергию удара.

Обивка автокресла в автомобиле должна быть из такого материала, чтобы он поглощал влагу и тепло. В противном случае малыш не сможет просидеть во влажном кресле и начнет капризничать, а это очень отвлекает водителя.

Для удобства кресло должно быть оборудовано специальными подставками для рук и ног, так как при длительной езде они затекают, и малышу не комфортно. Без этих приспособлений он также можно повредить ручку или ножку, и тогда беды не миновать. Также следует помнить, что ремни безопасности не должны натирать тело ребенка.

Соблюдать все правила при покупке кресла не всегда возможно, так как их на самом деле слишком много. Если же постараться соблюдать все правила, то ваш ребенок будет спокойно сидеть в кресле, и ему будет очень удобно и комфортно. Конечно же, далеко не все родители могут позволить себе купить для детей дорогое хорошее кресло, в этом случае тоже есть выход.

На кресле можно сэкономить только в тех случаях, если оно отвечает следующим требованиям:

  • Если вы хотите сэкономить на детском кресле, то можно выбрать такое, которое будет устанавливаться только на заднее сиденье.
  • Также можно обойтись без каких-либо дополнительных элементов типа подушечек или подставок.

Слишком дешевое кресло в машину тоже лучше не покупать, лучше всего будет выбрать что-то среднее. Кресло может быть самым обыкновенным, но оно должно включать в себя хотя бы один из вышеперечисленных факторов.

Для того чтобы обеспечить безопасность на дороге своему новорожденному малышу, следует соблюдать дорожные правила и перевозить ребенка только в автокресле.

По правилам нельзя прикреплять на машину какие-либо знаки, которые предупреждают о том, что вы перевозите младенца. Следует заранее позаботиться о безопасности детей и выбрать подходящее кресло.

Обязательное условие при покупке кресла, даже если оно дешевое – это то, что оно должно быть изготовлено из прочного материала и обшито качественной тканью.

Штрафы

На сегодняшний день полицейские службы внимательно следят за тем, как родители перевозят своих детей в автомобиле. Если человек нарушил правила по перевозке грудных детей, то за это предусмотрен штраф на сумму не менее 3000 рублей. Штраф взимается в следующих случаях:

  • Если перевозка детей осуществляется без автокресла;
  • Если перевозка детей осуществляется в грузовом кузове;
  • Если детей перевозят стоя.

Следует помнить, что нарушая правила, родитель может потерять не только деньги, но и здоровье своего ребенка. Детей нельзя перевозить на руках. Именно поэтому очень важно устанавливать детские кресла в автомобиле.

Правила перевозки детей в автобусе были разработаны с целью обеспечения максимальной безопасности несовершеннолетних пассажиров во время организованных поездок. Специальные нормативы, оговаривающие правила перевозки детей в автобусе, утверждены законодательно. К водителю, транспортному средству и сопровождению предъявляются конкретные требования.

Когда и кто утвердил правила

Министерство транспорта РФ разработало правила организованной перевозки групп детей. Постановлением Правительства от 17.12.2013 года № 1177 документ был утвержден.

Под термином «автобусная перевозка детей» подразумевается:

  • Любая перевозка несовершеннолетних, в количестве от 8 человек и более.
  • Транспортировка не маршрутными транспортными средствами.
  • Перевозка групп детей без их представителей (родителей, усыновителей, опекунов).

Исключение может быть сделано, если представитель является:

  • Медицинским работником, а его присутствие обязательно для перевозки.
  • Сопровождающим детского коллектива.

Перевозка под родительским присмотром

Если транспортировка детей осуществляется в присутствии их родителей, усыновителей или опекунов, которые не являются сопровождением группы, правила организованной перевозки детей автобусами на нее не распространяются.

Организованная перевозка детей

Правила перевозок подразумевают:

  • Сопровождение представителями автоинспекции автобусов с несовершеннолетними.
  • Соответствие водителя требованиям правил.
  • Подготовку комплекта документов для перевозки.
  • Соблюдение требований для сопровождающих лиц.
  • Выполнение правил посадки/высадки пассажиров в транспортное средство.

Сопровождение представителями автоинспекции

Автобусы с детьми сопровождаются правоохранителями, только если они передвигаются в колонне, состоящей из трех и больше транспортных средств.

При перевозке детей необходимо взять в уполномоченного представителя автомобильной инспекции разрешение на перевозку детей. Оригинал документа находится у водителя. При первом требовании сотрудника ГАИ он должен быть предоставлен.

Сохраняют оригиналы разрешений в течение 3-х лет со дня перевозки.

Организаторы поездки должны подать письменное заявление на сопровождение в районное отделение Госавтоинспекции не позже, чем за два дня до планируемой поездки. В документе нужно указать:

  • Время, на которое необходимо сопровождение.
  • Число перевозимых детей.
  • ФИО сопровождающего.
  • Маршрут передвижения.
  • Описание каждого автобуса с обязательным указанием госномера, ФИО водителя и регистрационных данных его водительского удостоверения.

В письменной форме составляется ответ и отправляется заявителю.

Если организуется перевозка детей одним-двумя автобусами, в отделение ГИБДД тоже отправляется уведомление о предстоящей поездке. В документе должно быть указано:

  • Сведения о компании, которая организует перевозку.
  • Дата транспортирования.
  • Маршрут с указанием начального и конечного пунктов.
  • Число перевозимых детей с указанием возраста.
  • Марка автобуса и его государственный номер.
  • ФИО сопровождающего лица.

На документе должно стоять уведомление от ГИБДД, что они осведомлены и не препятствуют перевозке детей. Уведомление или копия заявки с отметками ГИБДД должна постоянно находиться у водителя автобуса.

Оформляем документы

При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:

  • Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
  • Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
  • Копию разрешений на перевозку детей.
  • Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
  • Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
  • Список перевозимых детей.
  • Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
  • Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
  • Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.

Кто составляет документ посадки

  • Организатор путешествия.
  • Представитель перевозчика (если такой пункт прописан в договоре).
  • Медработник (в документе учитываются индивидуальные особенности каждого пассажира).
  • Сопроводитель.

Указывая маршрут путешествия необходимо отметить:

  • График путешествия с обозначением времени движения.
  • Места плановых остановок для отдыха, еды и посещения экскурсий (с указанием организаций, гостиниц).
  • Даты и время остановок для удовлетворения физиологических нужд пассажиров.

Требования к транспортному средству и водителям

Водители будут допущены к перевозке детей если:

Требования к транспортным средствам

Новые правила перевозки детей школьным автобусом, в части транспорта для перевозки детей, начнут действовать с 01.01.2017 года. Они оговаривают:

  • Обязательное наличие технического талона или карты диагностики, подтверждающей исправность транспортного средства.
  • Автобус для перевозки детей должен быть не старше 10 лет с момента выпуска.
  • В каждом транспортном средстве должен быть установлен тахограф, осуществляющий контроль за скоростью передвижения транспортного средства, режимом сна и отдыха водителя.
  • Должна быть установленная спутниковая навигационная система Глонасс, для возможности определения местонахождения автобуса в любое время суток.

Сопровождение детей

Группу детей обязательно должны сопровождать взрослые. В их обязанности входит:

  • Контролировать маршрут и координировать движение автобуса при возникновении непредвиденных ситуаций.
  • Осуществлять контроль за режимом питания, поведением и состоянием здоровья детей.

Количество взрослых сопровождающих не может быть меньше, чем число дверей в автобусе. Во время путешествия у каждой двери должен находиться один сопровождающий. Если взрослых больше, среди них назначается один главный, который координирует работу остальных сопровождающих.

Кто может быть допущен в автобус

Группа формируется из детей различных возрастов. Для малышей младше 7 лет действует ограничение – они могут находиться в дороге не дольше 4-х часов. В противном случае транспортировка малолетних лиц запрещается.

В автобус будут допущены дети, которые предварительно были внесены руководителем в список. При этом до начала движения автобуса список может быть изменен руководителем в одностороннем порядке. Это значит, что руководитель группы или организатор поездки может изменять список, не уведомляя перевозчика.