Приемы извлечения пострадавших из автомобиля. Извлечение пострадавшего из автомобиля

Извлечение пострадавшего из машины и перенос его в удобное место для оказания помощи, раздевание и наложение повязки, а также последующий перенос в машину "скорой помощи" и эвакуация в лечебное заведение ведут к нежелаемому, но неизбежному дополнительному травмированию человека. Всякая поспешность при оказании первой помощи сопровождается лишними перекладываниями, а действия помогающих при этом могут быть неосторожными и резкими. Сотрясения и неудобное положение усиливают страдания больного и значительно ухудшают его состояние, а в случаях тяжелых переломов и внутренних кровотечений даже могут быть причиной его гибели. При правильной организации первой помощи необходимо создать спокойную обстановку и продуманную четкую последовательность действий. Она позволяет избежать торопливость и суету и придает действиям помогающих более бережливый и щадящий характер. Для извлечения пострадавшего из машины требуется два, лучше три человека, из этого расчета и нужно приглашать водителей или пассажиров проезжающих машин. Один из оказывающих помощь должен быть старшим. Согласованность их действий обеспечивается его короткими четкими командами: "стой", "взяли", «вперед» и т.п. Он дает разъяснения о последовательности действий и указывает метод переноски пострадавшего, место, а также на что его положить и чем укутать.

Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо устранить все, что его удерживает (приподнять, отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.п.). Извлекая пострадавшего, нельзя применять силовые приемы: вытягивать, дергать или сгибать. Нужно проявлять максимум осторожности, ибо у него могут быть множественные травмы, сложные переломы конечностей, перелом позвоночника, черепно-мозговая травма и т.д. К пострадавшим с подозрением на перелом позвоночника нужно проявлять особое внимание. После извлечения уложить на твердое основание на живот или на спину, чтобы не ущемить спинной мозг в месте поражения позвоночника, и в последующем не перемещать без крайней необходимости.

Существуют специальные способы извлечения из транспорта, так называемые «спасательные захваты»:

При подозрении на перелом шейного отдела позвоночника одна рука спасателя идёт спереди и снизу (по диагонали) от ближайшей к спасателю подмышки пострадавшего и ладонью сзади фиксирует шейный отдел позвоночника, вторая обхватывает туловище с противоположной стороны, прижимая его предплечье к телу (рис.1). Первый спасатель извлекает пострадавшего, 2-ой обязательно поддерживает при этом ноги.

При отсутствии подозрения на травму шейного отдела позвоночника обхватывают пострадавшего сзади, при этом двумя руками захватив через подмышки его предплечье и прижав его к туловищу. Второй спасатель должен поддержать ноги (рис.2).

Извлечение пострадавшего из автомобиля это не всегда благо. Читайте в нашей статье в каких случаях можно это делать, а в каких категорически запрещено.

В каких случаях пострадавшего извлекают из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нужно проводить при следующих условиях:

  • Стойкий запах бензина в автомобиле.
  • Задымление транспортного средства.
  • Пламя на капоте автомобиля.
  • Характер травм и тяжесть состояния пострадавшего не позволяет оказывать помощь в салоне автомобиля.
  • Погодные условия не позволяют оставлять пострадавшего в автомобиле (холод, нет возможности согревания).

Извлекать пострадавшего из аварийного транспортного средства можно лишь при соблюдении следующих условий:

  1. нет опасности для собственной жизни;
  2. нет опасности причинить дополнительные травмы при извлечении;
  3. нет зажатия пострадавшего при деформации автомобиля;
  4. транспортное средство устойчиво.

В каких случаях пострадавшего нельзя извлекать из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нельзя проводить при следующем условии:

  • Если при извлечении из автомобиля можно нанести пострадавшему тяжелую дополнительную травму.

Например: автомобилю не грозит взрыв или загорание, пострадавший в сознании и с нормальным пульсом на запястье, но у него есть явные признаки повреждения шеи или позвоночника, а спасающий пытается вытащить его без помощников, в одиночку!

Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля.

Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших.

Экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого ограниченного пространства осуществляется методом Раутека 1 (если пострадавший находится в сознании; для этого руки участника оказания первой помощи проводятся под мышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу), либо методом Раутека 2 (если пострадавший находится без сознания; при этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего).

Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании, должен располагаться на твердой ровной поверхности.

Пострадавший, у которого отсутствуют признаки сознания (но сохранены дыхание и кровообращение), должен находиться в ожидании прибытия скорой медицинской помощи и на этапе транспортировки в устойчивом боковом положении. Это положение придается для поддержания проходимости дыхательных путей и снижения риска их перекрытия слюной, кровью, рвотными массами или языком.

В случаях, если у пострадавшего подозревается травма живота и таза , предпочтительно, чтобы в ожидании медицинской помощи или на этапе транспортировки он находился в положении на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами. При этом под коленями должна находиться мягкая опора (свернутая валиком одежда и т.п.). В некоторых литературных источниках данная позиция называется «позой лягушки».

Пострадавшему с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока) следует придать положение на спине с приподнятыми ногами. Поддерживать ноги в приподнятом положении можно с помощью импровизированной опоры, либо с привлечением одного из участников оказания первой помощи.

Пострадавшему с травмой грудной клетки при транспортировке или ожидании медицинской помощи предпочтительно находиться в полусидячем положении (по возможности с наклоном в сторону пораженной половины груди).

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из грузового автомобиля.

Извлечение пострадавшего из автомобиля производится в экстренных случаях:

  1. Когда невозможно оказать первую помощь внутри автомобиля.
  2. Когда существует угроза для пострадавшего, находящегося в автомобиле (возгорание автомобиля, угроза его сползания или переворачивания)

Для извлечения необходимо открыть дверь и повернуть пострадавшего к себе спиной

После этого следует просунуть свои руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем второй рукой…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечья, извлечь его из автомобиля…

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из грузового автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, немного отличается.

Для проверки сознания надо аккуратно потормошить пострадавшего за плечо и спросить: «Как ты себя чувствуешь, помощь нужна?»

При отсутствии ответа просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем второй рукой взять пострадавшего за нижнюю челюсть и зафиксировать голову…

…взвалить пострадавшего себе на грудь и потянуть его из автомобиля наружу…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье и нижнюю челюсть, извлечь его из автомобиля…

… попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги и вместе с ним отнести пострадавшего на безопасное расстояние.

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля через переднюю дверь.

Для извлечения пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля следует открыть дверь…

… потянуть пострадавшего из автомобиля наружу…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье, извлечь его из автомобиля…

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из легкового автомобиля через переднюю дверь.

Для извлечения пострадавшего, находящегося без сознания, из легкового автомобиля следует открыть дверь…

…просунуть руки ему подмышки…

… и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить нижнюю челюсть пострадавшего второй рукой и зафиксировать голову…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье и фиксируя его голову, потянуть его наружу и извлечь из автомобиля…

… попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги…

…и вместе с помощником отнести пострадавшего на безопасное расстояние от автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля через заднюю дверь .

Для этого следует открыть заднюю дверь автомобиля…

…просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить предплечье пострадавшего второй рукой…

… потянуть пострадавшего из автомобиля наружу и извлечь его из автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознании, из легкового автомобиля через заднюю дверь.

В случае, если передняя дверь заблокирована, необходимо попытаться извлечь пострадавшего через заднюю дверь

Для этого надо убедиться в отсутствии сознания у пострадавшего…

…откинуть спинку кресла назад…

… аккуратно уложить пострадавшего…

…просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить нижнюю челюсть пострадавшего второй рукой, зафиксировать его голову и потянуть пострадавшего из автомобиля наружу, чтобы извлечь его из автомобиля.…

Основные транспортные положения.

Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании.

Положение на твердой ровной поверхности на твердой ровной поверхности.

Пострадавший без сознания с сохраненными признаками жизни. Устойчивое боковое положение.

Пострадавший с подозрением на травму живота и таза.

Положение на спине с мягкой опорой под согнутыми в коленях и разведенными ногами («поза лягушки»).

Пострадавший с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока).

Положение на спине с опорой под приподнятыми ногами.

Пострадавший с травмой грудной клетки.

Полусидячее положение с наклоном в сторону пораженной половины груди.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.
Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.
Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .
Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.
Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего запредплечье и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.
Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .
При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .
Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящ

Наблюдайте и оказывайте помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи, используя для этого аптечки из других автомобилей.

В исключительных случаях находясь в малонаселенных и труднодоступных районах, при отсутствии связи, транспортируйте пострадавшего самостоятельно, обеспечив при этом максимально возможную иммобилизацию и придав ему правильное транспортное положение.

Своевременность, объем, и качество оказания первой помощи пострадавшим во многом зависит от умения организовать четкое взаимодействие с очевидцами и свидетелями ДТП.

Как найти помощников?

Незаменимыми помощниками на месте ДТП могут оказаться:

медицинские работники, спасатели, педагоги оказавшиеся очевидцами происшествия;

люди, проявляющие активность и желающие помочь;

люди с хорошими физическими данными, спокойным и уверенным поведением и др.

Задачи для помощников:

Организация безопасности на месте ДТП (выставить дополнительные знаки аварийной остановки из табельных или подручных средств, освободить место для прибытия аварийно-спасательных бригад);

Оказание первой помощи (извлечение пострадавших из транспортных средств, поиск пострадавших поблизости от места ДТП, уход, визуальный и словесный контроль за пострадавшими и детьми);

Встреча специализированных бригад прибывающих на место ДТП.

Как нужно общаться с пострадавшим и окружающими?

1)желательно подойти к пострадавшему спереди;

2)ваше поведение должно быть уверенным и спокойным;

3)представьтесь пострадавшему;

4)общайтесь с пострадавшим по имени и на «Вы»;

5)объясните ваши действия и цель помощи;

6)превратите ваше сочувствие в фактическую помощь;

7)манипуляции должны быть бережными и осторожными;

8)используйте только те приемы, которые вы лучше знаете;

9)старайтесь делать все как можно лучше и быстрее;

10)постоянно беседуйте с пострадавшим;

11)будьте готовы к любым ситуациям.

12)не отвечайте на возможную агрессию и оскорбления, это относится не к вам, это способ пострадавшего избавиться от собственного страха;

13)предотвращайте споры между вашими помощниками, дав им конкретные задания.

Алгоритм действий водителя оказавшегося свидетелем ДТП.

Водитель, оказавшийся свидетелем ДТП, до прибытия скорой помощи и аварийно-спасательных формирований так же должен принять меры направленные на спасение пострадавших. При этом его действия должны быть четкими и последовательными.

Остановить свое транспортное средство на безопасном расстоянии от места происшествия, не загораживая при этом пути подъезда аварийно-спасательных формирований.

Включить сигнал аварийной остановки, выставить знак «Аварийная остановка»;

При наличии, свободного от оказания первой медицинской помощи человека, направить его с сигнальными средствами (мигающий фонарь, кусок белой материи) вдоль дороги по направлению движения для заблаговременного предупреждения других водителей об опасности и необходимости снижения скорости движения.

Безопасно подойти к месту, оценить обстановку.

Если Вас попросили вызвать помощь, вы должны четко обозначить причину вызова:

Указать, точный адрес (координаты) места происшествия (направление трассы, какой километр и т.д.);

Указать точное время ДТП (часы, минуты);

Информировать об особенностях подъезда к месту ДТП;

Четко охарактеризовать происшествие (количество автомобилей участвующих в ДТП, характер столкновения);

Информировать о наличии дополнительной опасности (разливе топлива, угрозе возгорания, опасного груза и т.д.);

Указать точное количество пострадавших, есть ли среди них дети;

Имеются ли зажатые, блокированные в автомобиле люди, извлечение которых потребует специальных аварийно-спасательных мер.

l При осмотре пострадавшего в машине необходимо обратить внимание на его позу и наличие обильного кровотечения. Артериальное кровотечение сразу же останавливаем пальцевым прижатием и наложением жгута. Неестественная поза свидетельствует о наличии переломов или бессознательном состоянии. В этих случаях при извлечении пострадавшего необходимо по возможности сохранить его позу неизменной. Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо наложить головодержатель, устранить все, что его удерживает – отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.д. Извлекая пострадавшего нельзя использовать силовые приемы. Нужно проявлять максимум осторожности так как у него могут быть множественные переломы конечностей, позвоночника, ЧМТ и т.д. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего после извлечения необходимо уложить на твердое основание на живот или на спину и в последующем его не перемещать без крайней надобности. Пострадавшим с переломом конечностей сразу же после извлечения производится иммобилизация и только потом его переносят в более удобное место для проведения других мероприятий первой медицинской помощи.

Политравма (сочетанная и множественная травма) зачастую является наиболее тяжелой, поскольку в этом случае у пострадавшего имеется несколько повреждений, каждое в отдельности из которых может угрожать жизни пострадавшего, а также взаимно ухудшать его состояние. Такой вид травмы характерен для дорожно-транспортного происшествия, падения с высоты, нахождения в зоне взрыва и т.п. Одной из разновидностей политравмы является комбинированная травм – повреждение, развивающееся у пострадавшего в результате действия на его организм нескольких факторов (механического, термического, химического. радиационного и т.д.).

Опасные осложнения ранений:

  • острая кровопотеря, которая может непосредственно угрожать жизни пострадавшего на месте происшествия;
  • травматический шок;
  • повреждения жизненно важных органов (головного мозга, легких, сердца);

l инфекционные осложнения (наблюдаются в более поздний период, чем предыдущие, поэтому к оказанию первой помощи прямого отношения не имеют).

l Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы (или на месте происшествия).

l Определяем состояние, которое угрожает жизни пострадавшего, и проводим неотложную помощь при них:

l А. Проходимость верхних дыхательных путей и целостность шейного отдела позвоночника: - очистить пальцем или отсосом полость рта. - закинуть голову назад и поднять подбородок. - вытянуть и фиксировать язык. «Тройной прием П.Сафара»: а) отгибание головы назад; б) приоткрывание рта; в) выдвижение вперед нижней челюсти.



l Схема верхних дыхательных путей: а) голова не запрокинута: западение языка назад образует препятствие; б) голова в запрокинутом состоянии: корень языка поднимается – проходимость свободная.

l Поддержка проходимости: - воздуховод - интубация трахеи (при переломе шейного отдела позвоночника или подозрении на него – назофарингеальная интубация). Если не обеспечена их проходимость: - коникотомия При травме шейного отдела позвоночника – ноложение головодержателя.

l В. Оценка дыхания: Характер и частота дыхания, наличие открытого пневмоторакса (необходима оклюзионная повязка), напряженного пневмоторакса (необходим перевод его в открытый), окончатого перелома ребер и др.

l С. Кровообращение: Оценка ритма сердца – тахикардия, брадикардия, экстросистолия, фибрилляция желудочков (необходима медикаментозная терапия или дефибриляция); асистолия, отсутствие пульса на лучевой и сонной артерии (необходима сердечно-легочная реанимация).

l ІІ. Вторичный осмотр пострадавшего, проводится после выполнения неотложных мероприятий по восстановлению жизненно важных функций. Это обследование «с головы до пят». После чего проводятся необходимые лечебные мероприятия в зависимости от выявленных повреждений: иммобилизация, введение лекарств, инфузионная терапия и др. ІІІ. Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение.

Порядок оказания первой помощи:

  • оценить состояние пострадавшего, осмотреть его;
  • привлекая помощника или самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь;
  • выполнить необходимые мероприятия первой помощи: остановить кровотечение, наложить повязки, придать пострадавшему необходимое в зависимости от вида травмы положение;
  • контролировать состояние пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

Хронокарта практического занятия на тему: Политравма

№ п\п Название этапа Пояснения к реализации Цель Время (мин.)
Организационные вопросы Внешний вид, отметка присутствующих, выяснение причин отсутствия Подготовка студентов к работе
Вводное слово преподавателя Раскрыть актуальность темы (указать частоту политравм, тяжесть, возможные осложнения) Введение в проблему
Контроль исходного уровня знания студентов Провести индивидуальный опрос студентов в виде программконтроля. Выяснить готовность студентов и провести корректировку знаний
Обследование локального статуса видимых повреждений у манекена, формулировка основного диагноза. Составление алгоритма оказания помощи с данной патологией на уровне доврачебной, врачебной и специализированной помощи. Студенты проводят обследование манекена, формулируют предварительный диагноз, составляют необходимого обследования, составляют алгоритм лечения и обосновывают его выбор. Освоить диагностику повреждений при политравме на основании клинических и дополнительных методов исследования. Определить показания для оперативного и консервативного лечения.
Обсуждение правильности клинического и дополнительного методов обследования манекена и разбор ошибок в диагностике. 2-3 студента докладывают о найденных повреждениях у манекена. Формулируют предварительный диагноз. Составляют план дополнительных методов методов обследования и указывают на их необходимость. По окончании обследования предлагают алгоритм оказания помощи при данной политравме. Анализ ошибок и осложнений. ЗОсвоить диагнос-тику больных с политравмой, правильно определить последовательность оперативного и консервативного методов лечения.
Контроль конечного уровня знаний. Использование ситуационных задач (типовых и нети-пичных) (задачи при- лагаются), тестовых заданий. Выяснить умение клинической помощи при политравме.
Заключительное слово преподавателя Обратить внимание на ошибки, выявленные в процессе занятия. Ответы на вопросы. Дать задание на дом

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дать определение политравмы.

2. Дать определение сочетанной травмы.

3. Дать определение комбинированного поражения.

4. Перечислить формы политравмы.

5. Оказание медицинской помощи при политравме на догоспитальном этапе.

6. Оказание медицинской помощи при политравме в специализированной больнице.

7. Классификация сочетанных механических повреждений.

8. Объем кровопотери при скелетной травме.

9. Знать способы временной и окончательной остановки кровотечения.

10. Знать транспортную иммобилизацию при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

11. Действие в очаге катастрофы.