Приборы управления трактора т 40 м. Управление трактором

Тракторная промышленность СССР выпускала широкий спектр сельскохозяйственных машин различного назначения. Одним из крупнейших заводов отрасли был Липецкий тракторный завод, который за время своего существования (с 1944 по 2004 гг.) произвел более полутора миллиона тракторов.

Т-40 и его модификации

Самой распространенной моделью завода стало семейство универсальных сельскохозяйственных тракторов Т-40. За все время было выпущено более одного миллиона машин разных модификаций. Во многих хозяйствах трактор имел прозвище «сороковка».

Машина прошла государственные испытания в конце 1961 года. Однако доводка конструкции продлилась еще почти полтора года. В этот период времени выпускались отдельные партии тракторов. Полноценный серийный выпуск начался только в начале 1963 года. Базовая версия трактора с задними ведущими колесами получила обозначение Т-40. Параллельно выпускались версии с полным приводом под индексом Т-40А и Т-40АН. Второй вариант машины с полным приводом имел уменьшенную высоту и дорожный просвет. Такие трактора использовались при работах на полях со значительными уклонами. Небольшими партиями выпускалась модификация Т-50А с одноковшовым погрузчиком, предназначенная для выполнения земляных работ.

В первой половине 70-х годов трактор прошел модернизацию. Семейство машин стало состоять из базовой модели Т-40М (с задними ведущими колесами), двух видов тракторов с полным приводом Т-40АМ и Т-40АНМ и версии для коммунальных служб Т-40АП. Все модификации могли работать с различным навесным оборудованием и буксировать прицепы. Общий вид трактора Т-40АМ на фото ниже.

Трактор Т-40 считался одной из самых надежных и универсальных машин в своем классе. Наглядным доказательством признания служат золотые медали, полученные на международных выставках в ГДР в конце 60-х годов. Многие выпущенные трактора поставлялись на экспорт, в том числе и в капиталистические страны.

Двигатель

Трактора на базе Т-40 оснащались четырехцилиндровым дизельным 37-сильным двигателем модели Д37. Дизель с воздушным охлаждением выпускался на тракторном заводе во Владимире. Трактор Т-40АМ (как и все модернизированные машины) оснащался более мощным 50-сильным дизельным двигателем Д144. В некоторых ранних инструкциях модель двигателя указывается, как Д 37Е. Завод гарантировал заявленную мощность двигателя только после обкатки и дополнительной 60-часовой наработки.

Конструктивно двигатели Д37 и Д144 идентичны и представляют собой картер с масляным поддоном, на котором установлены индивидуальные цилиндры. Чугунный корпус цилиндра имеет развитое оребрение для обеспечения надежного охлаждения. Характерной особенностью дизеля трактора Т-40АМ являются камеры сгорания, выполненные в теле алюминиевых поршней.

В жестком картере располагается пятиопорный коленчатый и распределительный валы. Привод распределительного вала шестеренчатый. Головки цилиндров индивидуальные, с развитым оребрением для лучшего охлаждения, имеют по два клапана каждая. Привод клапанов от распределительного вала осуществляется штангами и коромыслами.

Система охлаждения

Технические характеристики Т-40АМ соответствовали заявленным только при условии надлежащего охлаждения двигателя, которое осуществлялось потоком воздуха от осевого вентилятора. В канале воздухозаборника вентилятора стоял поворотный диск, при помощи которого регулировалась интенсивность воздушного потока. Вход в канал оснащался защитной сеткой, предотвращавшей попадание посторонних предметов в вентилятор.

Нагнетаемый воздух поступал в установленный на цилиндрах направляющий кожух и выходил наружу через ребра на цилиндрах и головках. Внутри кожуха имеются дополнительные дефлекторы для лучшего распределения воздушного потока между цилиндрами. Привод вентилятора осуществлялся двумя ремнями от коленчатого вала двигателя.

В качестве дополнительного средства поддержания температурного режима двигателя служил масляный радиатор, который мог отключаться в холодное время года. Масляный радиатор находится внутри направляющего кожуха и обдувается потоком воздуха от вентилятора.

При эксплуатации трактора в зимнее время капот двигателя рекомендовалось закрывать утеплительным чехлом. Такой утеплитель поставлялся заводом по заказу. Контроль над системой охлаждения велся по датчику температуры масла и по сигнальной лампе, которая загоралась при обрыве приводного ремня вентилятора.

Средства запуска

Двигатель мог комплектоваться электростартером или бензиновым пусковым двигателем ПД 8. Чаще всего Владимирским заводом выпускались моторы, оснащенные электрическим стартером. В зависимости от типа стартера трактор оснащался аккумуляторными батареями различной ёмкости.

«Пускач» ПД 8 представлял собой небольшой двухтактный двигатель воздушного охлаждения мощностью около 7 л.с. В качестве топлива использовалась смесь низкооктанового бензина А 76 и масла. Запас топлива находился в отдельном бачке емкостью около трех литров, расположенном под капотом основного двигателя.

Двигатель ПД 8 имел собственную систему зажигания от магнето. Для пуска двигателя предусматривался отдельный электростартер, которым обычно не пользовались, прибегая к ручному способу с помощью шнура.

В качестве вспомогательных устройств запуска использовались декомпрессионный механизм и электрическая свеча для подогрева, подаваемого в цилиндры воздуха. Свеча устанавливалась в начале впускного коллектора. Декомпрессор мог использоваться как средство экстренной остановки двигателя.

Опционально трактор мог оснащаться пусковым приспособлением 5ПП 40А. Данное устройство распыляло легкоиспаряющийся эфир во впускной патрубок, что заметно облегчало пуск в условиях низких температур.

Трансмиссия

Трактор Т-40АМ оснащался восьмискоростной коробкой передач. Все они могли использоваться как для переднего, так и для заднего хода. В коробке имелась отдельная передача заднего хода, которая использовалась при осуществлении маневрирования. Непосредственно за сцеплением устанавливался конический редуктор. Благодаря нему коробка имела поперечное расположение валов.

Для расширения диапазона скоростей и тяговых усилий на коробку скоростей мог ставиться двухскоростной ходоуменьшитель. Для привода навесных и прицепных агрегатов трактор имел гидросистему, пневмосистему и два вала отбора мощности. Валы размещались на боковой и задней части картера коробки передач.

Двигатель устанавливался через резиновые опоры на подрамнике, который жестко соединялся с картером сцепления. Такая силовая схема, в которой картеры агрегатов трансмиссии служат рамой, является обычной для колесных тракторов.

Особенности версии с полным приводом

Одной из важнейших характеристик Т-40АМ является наличие привода на передние колеса. Для осуществления привода дополнительно ставились передний мост с редуктором, раздаточная коробка и карданный вал. Трактор с полным приводом позволял выполнять работы на сложных почвах и развивать большие тяговые усилия при одинаковых скоростях передвижения.

Передний мост Т-40АМ оснащался автоматическим дифференциалом, отключавшим привод при пробуксовке передних колес. На полуосях моста устанавливались конечные передачи, к выходным валам которых крепились фланцы для передних колес. Для улучшения плавности хода передняя подвеска оснащалась пружинными амортизаторами.

Пневматическая и гидравлическая системы

Все машины Т-40 снабжались гидромеханическим усилителем в рулевом управлении. Привод гидроусилителя и остальной гидравлики осуществлялся от одного насоса, но с помощью разных магистралей. Для управления узлами системы применялся гидрораспределитель золотникового типа.

Пневматическая система трактора состояла из компрессора с регулятором давления, ресивера и соединительных трубопроводов. Привод компрессора осуществлялся от дизеля трактора.

Приборы контроля и управления

Описание устройства Т-40АМ будет неполным без рассказа об условиях работы водителя. Трактор оснащался металлической закрытой кабиной с двумя дверями. Кабина имела внутри жесткий каркас безопасности. Крыша изготавливалась из фанеры, обшитой кожзаменителем.

Опционально могла быть установлена кабина с улучшенными характеристиками. Она оборудовалась системой отопления с дополнительным вентилятором. Теплоносителем для системы отопления являлось разогретое масло из гидравлической системы трактора.

На задней части кабины располагался инструментальный ящик и топливный бак емкостью 70 литров. Бак снабжен мерной линейкой для контроля запаса топлива.

Сидение водителя - с регулировками по жесткости и по расстоянию от руля. Спинка имеет три фиксированных положения по углу наклона. Рулевая колонка могла регулироваться по углу наклона. Щиток приборов оснащен всеми необходимыми индикаторами и переключателями.

На лобовом стекле установлен хорошо видимый водителю датчик крена. При достижении опасных углов датчик сигнализирует об этом световой и звуковой индикацией.

Эксплуатация трактора в наши дни

Несмотря на то, что «сороковка» не производится уже более 20 лет, она продолжает исправно служить своим владельцам. Найти б/у Т-40АМ на рынке вторичных машин не составляет труда. Чаще всего машину покупают для обработки небольших земельных участков.

Топливная экономичность трактора, его универсальность и низкая цена становятся решающими факторами при покупке. Немаловажно, что многие запасные части подходят от распространенных тракторов МТЗ. Обслуживание может осуществляться без специальных инструментов и не требует высококвалифицированного персонала.

Владельцам стоит помнить, что трактор очень требователен к чистоте ребер двигателя. Если они забиты грязью и замаслены, то двигатель очень быстро перегревается и возникает опасность пожара.

Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!

Дебютировала эта машина в далеком 1961 году , став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году , тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.

1. Трактор Т-40: рождение легенды

Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.

Первым детищем завода стал трактор КД-35 , первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук , после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.

Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.

«Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона!

Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя - Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Конструктивная масса - 2.3–2.6 т.
  • Диапазон скоростей - 1.6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад - 7/7
  • Трактор тягового класса - 0.9 т.с.
  • Габариты д /ш /в - 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет - 500 мм.
  • Регулируемая колея - 1200–1800 мм.

Двигатель

«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.

Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.

Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов.

Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.

Коробка передач

Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.

Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.

Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк - это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.

На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.

Ходовая часть

Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.

Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.

Есть возможность установки колес «наизнанку», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах, с 1200 – 1800мм . Агротехнический просвет также имеет возможность регулировки и составляет от 500–650 мм .

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.

Кабина Т-40: обзор

Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.

Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.

Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.

Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.

На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.

В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.

Навесное оборудование для трактора Т-40

Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.

Возможна установка различного сельскохозяйственного оборудования, оборудования для кормозаготовки, обработки земли, возделывания овощных культур и меж рядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью до 800 кг .

Модификации трактора Т–40

«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.

Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
  • Т-40АН полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.

Внешне машины с Д-144 отличались прямоугольным капотом, в то время как у его собрата с Д-37 капот спереди был слегка закруглен.

    • Т-40М - заднеприводная модель.


Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.

Начнем с плюсов:

  1. Это по-настоящему многофункциональная, надежная машина с отличной проходимостью. Возможность установки погрузчика еще больше расширяет возможности машины.
  2. Трактор сохраняет функциональность и маневренность как на высоких скоростях, так и при движении задним ходом. Неплохо показала себя на ограниченных участках, в теплицах.
  3. Все модификации имеют гидроусилитель руля.

Говоря о недостатках отметим:

  1. Воздушная система охлаждения не всегда справляется со своей функцией, особенно в жаркую погоду. Зимой, напротив, возникают проблемы с пуском двигателя.
  2. Недостаток комфорта в кабине, без доработок зимой довольно холодно, а летом очень жарко.

Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:

Доработка системы охлаждения.

Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.

Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.

Отопление кабины.

Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.

Сложно, наверное, найти среди сельчан, колхозников, фермеров, да просто рабочих постсоветских стран, которые бы не слышали о колёсном тракторе Т 40. Дебют транспортной техники состоялся практически в одно время с полетом первого человека в космос, в 1961 году, и устройство трактора Т 40 АМ стало известно благодаря разработке специалистам Липецкого Тракторного Завода. Сегодня по праву считается, что именно основные технические характеристики трактор Т-40 АМ послужили прообразом выпуска сельхозтехники на многих советских предприятиях, а также в странах социалистического лагеря. Официально выпуск «сельского работяги» был прекращён в 1995 году, но до сих пор смежные производители запасных частей для машины производят узлы и компоненты для ставшего поистине народного вида сельхозтехники.

Эффективное устройство трактора Т 40 было разработано благодаря изучению аналогичных типов, которые в то время выпускались в СССР. В качестве вариантов для новой модели пришлось собрать все самое лучшее, что было в сельхозтехнике, выпускавшейся с 1943 по 1958 год. В качестве варианта использовались устройства и компоненты техники серии КД-35, Т-25 (не нужно путать с «Владимирцем»), а также Т-30 и Т-35. Производство новых категорий машин высоко было оценено на международных выставках, так, в период с 1966 по 1970 год, именно технические характеристики трактор Т-40 АМ позволили завоевать престижнейшие награды в Лейпциге на международной выставке сельхозтехники. Достаточно отметить и такой факт, что за 34 года производства машины было выпущено около 1,1 миллиона единиц сельхозтехники в Липецке.

Технические данные сельхозагрегата

Подробная инструкция по эксплуатации трактора Т-40 позволяет узнать нюансы и эксплуатационные характеристики машины, которая предназначена для широкого фронта проведения сельскохозяйственных работ.

Значение Параметры
Вид и параметры мощности мотора Д-37(37 л.с.); Д-144(50 л.с.)
Общий конструктивный вес машины (в зависимости от колёс) 2300-2600 кг
Скоростной режим От 1,6 км\час до 27 км\час
Включение передач вперёд-количество 7
Включение передач — назад, количество 7
Категория агрегата Тяговый класс, вид 0,9 т.с.
Длина машины 3660 мм
Ширина агрегата 1620 мм
Высота техники 2100 мм
Клиренс просвета для агротехники 500 мм
Регулировка параметров колее От 1200 до 1800 мм

Двигатель машины

По техническим характеристикам трактора Т-40 можно увидеть, что все серии без исключения оснащались движками Владимирского производства. Чуть позже было решено модернизировать коробку передач трактора Т-40, где уже допускалось применение двигателей иных производителей. В любом случае, согласно спецификации транспортной техники, все двигатели должны быть четырёхтактными, где используется четырёхцилиндровый вариант дизельного силового агрегата с принципом воздушного охлаждения. Если включились две скорости на тракторе Т-40, то следует обратить внимание на то, что в моторной части отсутсвует блок-картер установки. Технологические съёмные цилиндры имеют рядный вариант исполнения, который оснащен радиаторными рёбрами. Этот орган управления трактора Т-40 способствует эффективному отведению тепловых характеристик.

Для того чтобы лучше охлаждалось масло, в конструкции был предусмотрен вспомогательный радиатор масляного типа, так как зачастую в летний период года воздушного охлаждения было явно недостаточно для сельхозтехники. В зимний период года радиатор отключался, чтобы можно было сохранить регулировку сцепления на тракторе Т-40 по требуемым параметрам. На панели установлен датчик температуры, который предназначен для контроля температуры машины в целом.

Для рулевого управления трактора Т-40 был предусмотрен электростартёрный запуск агрегатной техники для дизельного варианта топливо. Реже применялся бензиновый вариант запуска машины на основе пускового оборудования ПД-8. Несмотря на то, что многие считают проблемой, как отрегулировать сцепление на тракторе Т-40, при правильной эксплуатации машины, основные технические данные оставлялись на том же уровне исполнения.

Схематичное управление коробкой передачи

Рассматривая принципиальную схему переключения передач трактора Т-40, следует выделить, что сельхозтехника оснащалась 4-х ходовым вариантом восьмискоростного типа исполнения для механической коробки передачи (присутствует 1 замедленная передача в конструкции машины). Наличие режима реверса позволяет легко и без особых усилий управлять транспортом как вперёд, так и назад. Главной отличительной особенность коробки передач является нестандартное расположение валов, которые размещены поперёк. Эти факторы позволили не только упростить машину, но и улучшить работу устройства переднего моста трактора Т-40АМ. Таким образом, произошло объединение основных узлов и деталей машины, где удалось получить малогабаритный вариант машины, соединивший в себе агрегаты с компонентами заднего моста без ущерба производительности транспортного агрегата.

Передняя часть корпуса стенки работающей трансмиссии соединена с корпусными деталями сцепления. Кроме этого, здесь же имеются резьбовые соединения, предназначенные для крепления дополнительных элементов и узлов, подбирая под размер ремня генератора трактора Т-40. На задней части стенки размещения трансмиссии находится крепёжный компонент для навесного оборудования. Здесь же установлен удлинитель ВОМ, а также производится монтаж специальных тормозных рукавов общего принципа действия. Все дополнительные рычаги управления, а также компоненты управления механизмами передачи, реверсной части, элементов дифференциала помещены на видимой части крышки коробки передачи.

Узлы ходовой части сельхозагрегата

Качественной и надежной опорой для машины служит наличие переднего и заднего моста. Передняя часть осевого управления служит своеобразной опорой и функциональное предназначение, это смена движения режима колёс для задания нужного направления. Задние колеса, учитывая размер шины на трактор Т-40, служат в качестве преобразователя на крутящий момент двигателя, создавая при этом требуемый механизм движения транспортного агрегата.

При необходимости на колеса могут устанавливаться дополнительные агрегаты, которые предназначены для улучшения сцепления с основным дорожным покрытием, при этом электрическая схема трактора Т-40 не теряет свои первичные заданные значения. В зависимости от того, какое навесное оборудование вы используете для машины, рабочее давление в шинах должно выдерживать требуемый диапазон 0,10-0,14 МПа. Уникальной особенностью технических характеристик трактора Т-40 М является возможность использовать колеса «наизнанку», то есть, можно расширить клиренс с 1200 мм до 1800 мм что имеется не во всех моделях тракторной техники отечественного и зарубежного производства. Точно также можно расширить агротехнический вариант просвета с 500 мм до 650мм.

Кабина машины

Модернизированный вариант кабины был доработан в последние годы производства спецтехники, и принципиальная схема электропроводки трактора Т-40 связана с основными рычагами управления машины, где на панели расположены все имеющиеся пусковые механизмы. Каркас из труб, который является основой для кабины, позволяет снизить риски и травмированность, в случае внезапного опрокидывания машины.

Дополнительные значения и характеристики

Ввиду того что в машине предусмотрены различные варианты двигателей, поэтому расход топлива трактора Т 40 у всех разный, но наименьшее значение, согласно действующему руководству по эксплуатации трактора Т 40 составляет в пределах 7,28 кг/час. В любом случае, это не окончательный параметр, так как расход зависит от типа грунта эксплуатации, характера работы и множества других дополнительных факторов. Имеется также незначительное расхождение электрической части машины по модельным категориям, где схема электрооборудования трактора Т-40 со стартером имеет отличительные характеристики.

Модификационная линейка тракторов

Модификация агрегатов представлена следующими сериями:

  • Серия Т-40А. Наличие функции полного привода. Отличный вариант для коммунальных служб.
  • Серия Т- 40 АН. Машина используется для работы на крутых склонах.
  • Серия Т-50А. Модифицированная серия «сороковки», где допускается использование тяжёлого навесного оборудования. Серийный ряд используется для промышленных целей.

Трактор снят с производства в 1995 году, но производство запасных частей осуществляется до сих, что указывает на популярность машины, несмотря на некоторые недостатки, особенно в системе охлаждения сельхозтехники.

Видео:Трактор Т-40

Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рис. 3.

Рычаг 1 реверса может занимать два положения - нижнее и верхнее, в случае установки ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 4): нижнее - прямая передача (шесть скоростей движения вперед и одну ско­рость движения задним ходом); среднее - реверс (шесть скоростей движения назад и одна вперед); верхнее - ходоуменьшитель.

Рычаг 2 переключения передач (осуществляет пере­мещение шестерен в коробке передач. Положение рычага показано на рис. 4.

Педаль 3 главной муфты сцепления . Нажимать на педаль при включении передачи, реверса и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 30).

Рычаг 4 включения бокового вала отбора мощности имеет три положения (см. рис. 4).

Педаль 5 муфты вала отбора мощности
предназначе­на для отключения независимого привода валов отбора мощности.

Рис. 3. Органы управления и контрольные приборы:
1- рычаг реверса; 2 - рычаг переключения передач; 3 - педаль главной муфты сцепления; 4 - рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 - педаль муфты вала отбора мощности; 6 - тяга управления воздушной заслон­кой карбюратора пускового двигателя; 7 - кнопка включения стартера пус­кового двигателя; 8 - включатель свечи накаливания; 9 - включатель «Мас­сы»; 10 - кнопка теплового предохранителя; 11 - включатель ламп освеще­ния приборов; 12 - лампа сигнальная обрыва ремня вентилятора; 13 - термо­метр масла; 14 - лампа освещения щитка приборов; 15 - амперметр; 16 - манометр давления масла; 17 - рычаг муфты сцепления механизма пусково­го двигателя; 18 - рычаг управления ручной подачей топлива; 19 - контроль­ный элемент; 20 - включатель света задних фар и габаритных фонарей; 21 - рукоятки управления силовыми цилиндрами; 22 - рычаг тормозов прицепа; 23 - рулевое колесо; 24 - переключатель указателей поворота; 25 - кнопка звукового сигнала; 26 - кнопка остановки пускового двигателя; 27 - переклю­чатель света передних фар: 28 - педаль включения стартерной шестерни ме­ханизма передачи; 29 - рычаг декомпрессионного механизма; 30 - рычаг включения заднего вала отбора мощности; 31 - планка совместного действия тормозных педалей; 32 и 35 - тормозные педали; 33 - педаль блокировки диф­ференциала; 34 - защелка педали горного тормоза; 36 - педаль ножного уп­равления подачей топлива.
(На тракторах, не укомплектованных пусковым двигателем, в управлении отсутствуют: рычаг 17, педаль 28, тяга 6, кнопки 7 и 26, а включатель 8 имеет два положения: при повороте на 45° включается свеча накаливания, на 90° - стартер основного двигателя).


Тяга 6 управления воздушной заслонкой карбюрато­ра пускового двигателя
. При перемещении тяги на себя (или при повороте ручки тяги по часовой стрелке, если установлен карбюратор К-06) количество воздуха, по­ступающего в камеру сгорания, уменьшается и наоборот.

Кнопка 7 включения стартера пускового двигателя .

Включатель 8 свечи накаливания включается пово­ротом ключа влево.

Включатель 9 «Массы» включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения нажать на кнопку, расположенную сверху.

Кнопка 10 теплового предохранителя , отключающего электрическую цепь при перегрузке (коротком замыка­нии). После устранения неисправности нажатием на кнопку включается цепь.

Т-40 - трактор, производство которого длилось 34 года. За это время с конвейера сошло более миллиона экземпляров. Выпускался аппарат на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ). По сей день трактор используется и поддерживает статус надежной и эффективной сельскохозяйственной машины. Давайте познакомимся поближе с этим знаменитым аппаратом.

Предназначение

Трактор Т-40, фото которого выглядит, прямо скажем, совсем не привлекательно, обладает весьма неплохими возможностями. Он предназначается для пахоты, обработки пропашных культур, снегоуборочных и прочих работ, которыми занимается техника такого класса. Благодаря универсальной навеске, Т-40 может работать с разного рода навесным оборудованием: стогометателем, снеговым отвалом, косилкой и т.д. Трактор работает с любым оборудованием для тяжелой техники типа ТМЗ-80 и легкой техники типа Т-25.

На подворьях и небольших фермах данный аппарат в свое время стал незаменимым помощником. А благодаря фронтальному погрузчику и тележке он заслужил статус универсального трактора. И это несмотря на то, что тяговый класс машины всего 0,9. Его двигатель имеет мощность 37-50 (в зависимости от версии) лошадиных сил. За все время производства, аппарат комплектовали двумя типами силовых установок: Д-37 и Д-144.

Механическая реверсивная трансмиссия позволяла активно использовать весь диапазон передач. С учетом того, что трактор имел широкие возможности по агрегатированию с навесным и прицепным оборудованием, это значительно расширяло сферу применения Т-40. Трактор заслужил популярность и признание на просторах всего СССР, во многом благодаря универсальности. По сей день некоторые версии Т-40 верой и правдой служат в советских и заграничных хозяйствах.

Модификации

Базовая версия (Т-40) выпускалась в разных вариантах. Они отличались, прежде всего, силовыми установками. С мотором Д-37, кроме базовой, выпускалось три версии:

  1. Полноприводная модификация с индексом «А»;
  2. Версия с небольшим дорожным просветом, созданная для работы на склонах, с индексом «АН»;
  3. Промышленный вариант, дополненный погрузчиком. Такой трактор назывался Т-50А.

Версий с двигателем Д-144 было четыре:

  1. Заднеприводная модификация с индексом «М»;
  2. Полноприводная версия с индексом «АМ»;
  3. Модель с малым клиренсом - аналог Т-40 АН. Называлась она Т-40АМН.
  4. Ну и наконец, полноприводная версия для коммунальных хозяйств с индексом «АП».

Техническая характеристика трактора Т-40

Масса аппарата составляет 2,6 тонны. При этом его габариты весьма скромны: 3660/1620/2100. Максимальная скорость трактора составляет 26, а минимальная - 2,2 км/час. Благодаря замедленной передаче, последний показатель можно было снизить до 1,6 км/час. Клиренс трактора равен 500 мм. Колею можно было регулировать в диапазоне 1200-1800 мм. Расход горючего данного аппарата зависел от типа мотора. Номинальный показатель составлял 7,2 кг/час, но в ряде случаев он увеличивался в разы.

Мотор

Как уже говорилось, аппарат комплектовался двумя силовыми установками. Оба мотора были дизельными, четырехтактными, выпускались на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ). Мощность мотора Д-37 составляет 37 лошадиных сил. Старший двигатель - Д-144 - имел мощность 50 л.с. Для запуска двигателя мотор оснащался пусковым бензиновым моторчиком или электрическим стартером. Последний вариант встречался чаще. Со временем появились моторы Д-37М, отличительной чертой которых стало наличие нераздельной камеры сгорания, которая обеспечивала экономное потребление топлива.

Двигатель трактора Т-40 включает в себя: систему питания дизельным топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм, механизм распределения, систему охлаждения, пусковое устройство и масляную систему.

С левой стороны мотора находятся: топливная аппаратура, средний дефлектор, впускной и выпускной трубопроводы. А справа: стартер, генератор, привод декомпрессора, форсунки и масляная центрифуга. В передней части расположились: шкив приводов вентилятора и генератора, вентилятор, горловина для заливания масла, гидравлический насос и счетчик моточасов. Дроссельный диск располагается перед защитной сеткой масляного радиатора и вентилятора.

Особенности эксплуатации

Когда работы на тракторе ведутся в холодное время года, производитель рекомендует отключать радиатор от системы подачи масла и крепить дроссельный диск перед сеткой вентилятора специальными шпильками. В теплое время года нужно произвести обратные действия. Для контроля температуры был установлен специальный термометр.

Мотор трактора работал довольно долго, при условии что его грамотно эксплуатировали и вовремя обслуживали. При этом было запрещено:

  1. Перегружать мотор, который не прошел обкатку, или был недавно отремонтирован.
  2. Эксплуатировать двигатель с недостаточным давлением масла.
  3. Работать на перегруженном моторе долгое время.
  4. Снимать кожух вентилятора.
  5. Заливать в мотор неподходящее масло.
  6. Оставлять агрегат работать на холостом ходу.
  7. Работать в случае, если температура масла в картере понижена (менее 55 градусов).
  8. Эксплуатировать мотор в случае неисправности воздушного фильтра.
  9. Работать с перегревшимся мотором (более 105 градусов).

Гидравлическая система

Гидравлика трактора имеет такие параметры:

  1. Усилитель - гидромеханический.
  2. Распределитель - трехзолотниковый, четырехпозиционный.
  3. Размещение - на задней стенке аккумуляторного блока.
  4. Диаметр основного цилиндра - 9 см.
  5. Ход поршня - до 20 см.
  6. Диметр выносного цилиндра - 5,5-7,5 см.
  7. Способ регулировки - гидромеханический.
  8. Насос - масляный шестеренный.
  9. Размещение гидробака - на кронштейне усилителя.
  10. Навеска - задняя часть блока КПП.
  11. Подсоединение орудий - трехточечное.

Устройство

Компановка траткора - полурамная, а КПП- несущая. Мотор крепится на полураме, которая соединяется с картером коробки переключения передач. В зависимости от модификации, модель могла быть полно- или заднеприводной. Диаметр задних колес увеличен относительно передних. При этом задние колеса имеют жесткую подвеску, а передние - пружинную. Благодаря характерному грунтозацепу «елочкой», проходимость трактора сильно возрастает. Колею и дорожный просвет аппарата можно отрегулировать. При необходимости можно поставить на него менее широкие колеса.

Конструктивная схема трактора Т-40 предполагает использование механической реверсивной коробки передач, благодаря которой трактор одинаково эффективно работает на всех передачах. Одной из отличительных характеристик этой модели стало расположение конического редуктора. Он находится за муфтой сцепления. А валы сцепления стоят поперечно. Для работы на малой скорости трактор оснащался гидравлическим или же механическим ходоуменьшателем. Модель имела два вала отбора мощности (оба многорежимные), которые управлялись независимо. Один был боковым, а второй - задним. Это расширяло возможности трактора в значительной степени. Одним из слабых мест в компоновке аппарата считалась кабина Т-40, трактор имел заднее расположение кабины.

Достоинства трактора

Среди сильных сторон аппарата можно выделить следующее:

  1. Простота в работе и обслуживании, надежность и долговечность.
  2. Хорошая проходимость, как для тягового класса 0,9.
  3. Доступность запасных частей.
  4. Хорошая маневренность во всем диапазоне скоростей.
  5. Возможность выполнения едва ли не всех видов работ задним ходом.
  6. Совместимость с оборудованием, созданным для других модели тракторов.

Все это сыграло роль в формировании огромной армии фермеров, уважающих трактор Т-40. Передача машины от старшего поколения к младшему стала доброй традицией в небольших сельских хозяйствах. Примечательно, что даже через 2 десятка лет после остановки производства этот аппарат по-прежнему ценится.

Недостатки трактора

Конечно, без недостатков тоже не бывает. В данном случае к ним можно отнести:

  1. Проблемы с прогреванием мотора в холодное время года.
  2. Неудачную схему охлаждения двигателя.
  3. Неудобное рабочее место для тракториста. Зимой в кабине трактора Т-40 было очень холодно из-за плохого прогрева. Летом очень жарко, в виду отсутствия системы кондиционирования.