Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Приемы извлечения пострадавших из автомобиля

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.
Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.
Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .
Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.
Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего запредплечье и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.
Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .
При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .
Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящ

Наблюдайте и оказывайте помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи, используя для этого аптечки из других автомобилей.

В исключительных случаях находясь в малонаселенных и труднодоступных районах, при отсутствии связи, транспортируйте пострадавшего самостоятельно, обеспечив при этом максимально возможную иммобилизацию и придав ему правильное транспортное положение.

Своевременность, объем, и качество оказания первой помощи пострадавшим во многом зависит от умения организовать четкое взаимодействие с очевидцами и свидетелями ДТП.

Как найти помощников?

Незаменимыми помощниками на месте ДТП могут оказаться:

медицинские работники, спасатели, педагоги оказавшиеся очевидцами происшествия;

люди, проявляющие активность и желающие помочь;

люди с хорошими физическими данными, спокойным и уверенным поведением и др.

Задачи для помощников:

Организация безопасности на месте ДТП (выставить дополнительные знаки аварийной остановки из табельных или подручных средств, освободить место для прибытия аварийно-спасательных бригад);

Оказание первой помощи (извлечение пострадавших из транспортных средств, поиск пострадавших поблизости от места ДТП, уход, визуальный и словесный контроль за пострадавшими и детьми);

Встреча специализированных бригад прибывающих на место ДТП.

Как нужно общаться с пострадавшим и окружающими?

1)желательно подойти к пострадавшему спереди;

2)ваше поведение должно быть уверенным и спокойным;

3)представьтесь пострадавшему;

4)общайтесь с пострадавшим по имени и на «Вы»;

5)объясните ваши действия и цель помощи;

6)превратите ваше сочувствие в фактическую помощь;

7)манипуляции должны быть бережными и осторожными;

8)используйте только те приемы, которые вы лучше знаете;

9)старайтесь делать все как можно лучше и быстрее;

10)постоянно беседуйте с пострадавшим;

11)будьте готовы к любым ситуациям.

12)не отвечайте на возможную агрессию и оскорбления, это относится не к вам, это способ пострадавшего избавиться от собственного страха;

13)предотвращайте споры между вашими помощниками, дав им конкретные задания.

Алгоритм действий водителя оказавшегося свидетелем ДТП.

Водитель, оказавшийся свидетелем ДТП, до прибытия скорой помощи и аварийно-спасательных формирований так же должен принять меры направленные на спасение пострадавших. При этом его действия должны быть четкими и последовательными.

Остановить свое транспортное средство на безопасном расстоянии от места происшествия, не загораживая при этом пути подъезда аварийно-спасательных формирований.

Включить сигнал аварийной остановки, выставить знак «Аварийная остановка»;

При наличии, свободного от оказания первой медицинской помощи человека, направить его с сигнальными средствами (мигающий фонарь, кусок белой материи) вдоль дороги по направлению движения для заблаговременного предупреждения других водителей об опасности и необходимости снижения скорости движения.

Безопасно подойти к месту, оценить обстановку.

Если Вас попросили вызвать помощь, вы должны четко обозначить причину вызова:

Указать, точный адрес (координаты) места происшествия (направление трассы, какой километр и т.д.);

Указать точное время ДТП (часы, минуты);

Информировать об особенностях подъезда к месту ДТП;

Четко охарактеризовать происшествие (количество автомобилей участвующих в ДТП, характер столкновения);

Информировать о наличии дополнительной опасности (разливе топлива, угрозе возгорания, опасного груза и т.д.);

Указать точное количество пострадавших, есть ли среди них дети;

Имеются ли зажатые, блокированные в автомобиле люди, извлечение которых потребует специальных аварийно-спасательных мер.

Эвакуация пострадавшего

Эвакуационное обеспечение при чрезвычайных ситуациях играет важную, а порой и важную роль в спасении пострадавших. Своевременная и грамотная эвакуация пострадавших при любых видах происшествий и катастроф часто является спасительным мероприятием, ибо сокращает время от получения травмы до этапа квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Особенно данная проблема актуальна в настоящее время при дорожно-транспортных происшествиях, когда в год гибнет 34000 – 35000 человек.

Возможны следующие варианты эвакуации:

Эвакуация возможна и осуществляется быстро попутным (перехваченным) или санитарным транспортом;

Эвакуация длительна и затруднена. Необходима подготовки пострадавших к длительной и тяжелый транспортировке, которая может быть задержана.

Эвакуация практически невозможна в ближайшее время.

Как все возможное для спасения жизни пострадавших на месте происшествия сделано, а вызвать скорую медицинскую помощь должны сами позаботится о доставке пострадавших в ближайшее лечебное подразделение. Действовать при этом надо с такой же осторожностью и вниманием, как и при извлечении пострадавших из поврежденного из автомобиля.

Выбор способа транспортировки пострадавших зависит от его состояния, характера травмы, длительности пути, числа носильщиков, наличия средства переноски, рельефа местности, погодных и других условий. При этом не запускается самостоятельное передвижение пострадавших с повреждением черепа, органов груди и брюшной полости или нижних конечностей.

Правильное извлечение пострадавшего из автомобиля играет важную роль в оказании первой медицинской помощи.

Извлечение из автомобиля пострадавшего проводится при угрозе его жизни (опасность возгорания автомобиля, сползание автомобиля в кювет и прочее). Извлечение из автомобиля и переноску пострадавшего лучше проводить силами нескольких человек.

Если такая опасность отсутствует и есть подозрение на травму позвоночника, то необходима фиксация шеи, быстрое и бережное обследование пострадавшего, оказание помощи внутри автомобиля.

При извлечении из автомобиля пострадавших в ДТП необходимо использовать специальные приемы («спасательные» захваты), позволяющие предотвратить вторичные повреждения:

Осторожно повернуть сидящего спиной к себе.

Захватить пострадавшего за предплечье обеими руками (рис. 7).

Рис. 7 «Спасательный» захват пострадавшего

извлечь пострадавшего из транспорта (рис.8).

Рис. 8 Извлечение пострадавшего из автомобиля

Одна рука спасателя остается на предплечье, а вторая рука - фиксирует голову пострадавшего. Этот прием позволяет не только извлечь пострадавшего из автомобиля, но и стабилизировать шею при подозрении на повреждение шейных позвонков (рис.8).



Рис. 8 Извлечение пострадавшего с фиксацией головы



Для бережного извлечения пострадавшего из автомобиля предназначена специальная шина, которая позволяет иммобилизировать шейный и грудной отделы позвоночника с одновременной фиксацией головы (рис. 10). Специальные лямки предусматривают возможность «вытягивания» пострадавшего через заднюю дверь или заднее стекло автомобиля.

Рис.10 Универсальная шина

Способы переноса пострадавших

Существует ряд способов переноски пострадавших на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пострадавших на руках одним но­сильщиком подразумевает три способа.

Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, поворачивается к нему спиной, встает между его ног и опускается па одно колено. Пострадавший обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пострадавшего обеими руками под бедра и встает (рис.11).

Рис.11.Переноска пострадавших на руках одним носильщиком.

Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.

Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пострадавшего на плече.

Переносить пострадавших одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пострадавшего на руках двумя носильщи­ками может осуществляться несколькими способами.


Рис.12. Замок из рук.

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи (рис.13). Пострадавшего сажают на «сиденье», как и при переноске на лямке. В качестве «сиденья» можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.

Рис. 13. Переноска пострадавшего на «Замке» двумя носильщиками.

Второй способ. Один из носильщиков подходит к пострадавшему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пострадавшего спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, чтобы не затруднять ему дыхание (рис.14).

Рис.14.Способ переноски пострадавшего двумя носильщиками без «замка».

Незаменимым способом является переноска пострадавших на носилках.

При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей.

На небольшое расстояние пострадавших можно переносить на носилках плащевых с 8 ручками из укладок, одеяле, на изотермическом покрывале - пленке и др.

Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).

Пострадавших, потерявших много крови и получивших повреждение нижних конечностей, при подъеме надо нести ногами вперед. На крутых подъемах и спусках необходимо сохранять горизонтальное положение носилок; для этого при движении в гору поднимают задний их конец, а при движении под гору - передний.

Раненных в челюсть укладывают лицом вниз во избежание затекания крови в дыхательные пути, что может привести к ухудшению состояния; под лоб подкладывают согнутую в локте руку пострадавшего, пальто и др. При ранении в живот пострадавших кладут на спину, ноги их сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.

При повреждении груди пораженных переносят па носилках в полусидячем положении, положив им под спину одежду, а под колени -валик.

Во время переноски на носилках следует наблюдать за состоянием пострадавших, за исправностью наложенных повязок и шин. При длительной переноске пострадавшему нужно менять положение, поправлять изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (кроме раненных в живот), защищать от непогоды и холода.

Важным элементом эвакуации пострадавших являются погрузка и разгрузка санитарного транспорта. При этом следует учитывать, что погрузка пострадавших на транспорт без носилок или перекладывание с одних носилок на другие причиняет лишние страдания человеку с тяжелыми повреждениями и наносит ему вред. Поэтому тяжело пострадавших, особенно с переломами костей, необходимо доставлять до места назначения на тех же носилках, на которые они были положены впервые

Для защиты эвакуированных от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, фанерой или досками.

Способы выноса раненых и больных из очага катастроф

Как переложить пострадавшего с земли на носилки

щадящими способами

Существует множество способов перекладывания пострадавшего с земли на носилки. В каждом случае участникам оказания помощи придется самим решать, каким способом уместно воспользоваться. Имеют значение масса пострадавшего, характер повреждений, а главное - число участников.

Перекладывание пострадавшего способом «Нидерландский мост»

Минимальное количество участников – трое. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределена между первым и вторым участниками. Способ трудновыполним из-за тяжелой физической нагрузки, но удобен при перекладывании пострадавшего в положении «на животе».

Основная задача во время перекладывания – удержать поврежденные конечности, голову и туловище в одной плоскости. Перенос пострадавшей следует начинать по команде второго участника.

Перекладывание пострадавшего способом «скрутка» или «скатка»

Минимальное количество участников – четверо. Основная тяжесть при переносе распределения между 2-м и 3-м участниками. Данный способ нельзя использовать при переносе в положении «лежа на животе» и в случаях, когда на пострадавшем н6ет одежды из плотной ткани.

Основная задача: очень плотно скрутить прочную ткань одежды в «скатку» на груди и животе. В одну «скатку» скрутите обе штанины брюк на бедрах и голенях и по общей команде участника, придерживающего голову, перенести на носилки.

Как правильно транспортировать пострадавшего на носилках

Вверх по лестнице или в горизонтальном направлении головой вперед

Синхронно и осторожно соединить ковши носилок

под пострадавшим


Уложить пострадавшего на вакуумный матрас

и осторожно разъединить ковши


В случае появления рвотных позывов пострадавшего, зафиксированного в мат, можно повернуть на бок.

Особенности транспортировки в вакуумном матрасе.

Использование вакуумного матраса позволяет перевозить по бездоро­жью в любых погодных условиях пострадавших с тяжелыми травмами.

Пострадавшего можно поворачивать на бок при переносе по узкому лазу или в случаях рвоты, извлекать пострадавших из колодцев или расще­лин в вертикальном положении.

Универсальная фиксация, позволяющая надежно иммобилизировать поврежденные кости конечностей, позвоночника и таза в наиболее щадя­щих позах, значительно снижает боль, что позволяет использовать матрас без предварительного обезболивания наркотиками и транспортировать пострадавшего без сопровождения медицинского работника.

Если при повреждении костей таза вакуумный матрас был использо­ван в течение первых 10 мин после получения травмы, то угроза смерти от жировой эмболии сводится к «нулю».

Пострадавших, зафиксированных в вакуумном матрасе на длительные расстояния, лучше переносить на ковшовых носилках.

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

Извлечение пострадавшего из автомобиля это не всегда благо. Читайте в нашей статье в каких случаях можно это делать, а в каких категорически запрещено.

В каких случаях пострадавшего извлекают из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нужно проводить при следующих условиях:

  • Стойкий запах бензина в автомобиле.
  • Задымление транспортного средства.
  • Пламя на капоте автомобиля.
  • Характер травм и тяжесть состояния пострадавшего не позволяет оказывать помощь в салоне автомобиля.
  • Погодные условия не позволяют оставлять пострадавшего в автомобиле (холод, нет возможности согревания).

Извлекать пострадавшего из аварийного транспортного средства можно лишь при соблюдении следующих условий:

  1. нет опасности для собственной жизни;
  2. нет опасности причинить дополнительные травмы при извлечении;
  3. нет зажатия пострадавшего при деформации автомобиля;
  4. транспортное средство устойчиво.

В каких случаях пострадавшего нельзя извлекать из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нельзя проводить при следующем условии:

  • Если при извлечении из автомобиля можно нанести пострадавшему тяжелую дополнительную травму.

Например: автомобилю не грозит взрыв или загорание, пострадавший в сознании и с нормальным пульсом на запястье, но у него есть явные признаки повреждения шеи или позвоночника, а спасающий пытается вытащить его без помощников, в одиночку!