Помыл двигатель не работает тахометр. Тахометр на авто, не работает тахометр, причины поломок тахометра, делаем ремонт своими руками

«> Панель приборов у каждого автомобиля - своя. Все они отличаются по стилю и дизайну, однако всех их объединяет то, что все они показывают одни и те же данные. Как правило, это данные о температуре двигателя, уровне топлива в баке, скорости движения автомобиля (спидометр), а также количестве оборотов двигателя в минуту (тахометр ).

Сегодня мы поговорим о неисправностях тахометра. Вы узнаете почему не работает тахометр, а также об основных неисправностях тахометра ВАЗ .

Что такое тахометр и для чего он необходим?

Тахометр - это прибор, который, как я уже говорил, показывает количество оборотов двигателя в минуту (тыс. об/мин.). Показания тахометра необходимы для того, чтобы водителю (как правило начинающему) было проще ориентироваться и правильно выбирать нужную передачу (повышенную или пониженную). Также тахометр необходим для того, чтобы контролировать корректность работы мотора по количеству оборотов. Например, когда обороты плавают или слишком высокие, можно вовремя обнаружить неисправность.

Первые тахометры были аналоговыми (их еще называют стрелочными). Аналоговые тахометры представляют собой циферблат с цифрами и стрелкой. Одно деление аналогового тахометра равно 1 тысяче оборотов. Чуть позже на автомобилях преимущественно западного производства стали появляться цифровые (электронные) тахометры. Данные в электронных тахометрах выводятся на табло (ЖК- или LCD-дисплей). В современных автомобилях цифровые тахометры выглядят как аналоговые, поскольку, как и более старые модели тахометров, выводят информацию в виде циферблата и стрелки, которая указывает количество оборотов.

Признаки неисправности тахометра

  • Плавают холостые обороты (стрелка тахометра дергается даже когда машина стоит на месте, а нога не на педали газа).
  • Стрелка не реагирует на педаль газа (стоит на нулевой отметке или в другом крайнем положении).

Не работает тахометр ВАЗ - распространенные причины

  • Первым делом необходимо проверить состояние проводки и контактов. Нередко неисправности тахометра кроются именно в разрыве провода или плохом контакте. Произведите визуальные осмотр на предмет дефектов (разрывы, плохое крепление, окисление и т. д.).
  • Неисправности датчика оборотов коленвала. Встречаются ситуации, когда тахометр не работает по причине неисправности датчика оборотов двигателя. Решить данную проблему поможет проверка датчика или его замена.
  • Как не странно, но в некоторых случаях причина нерабочего тахометра может крыться в банальном подклинивании стрелки или ее провороте на шкиву.
  • Установка бесконтактного зажигания нередко приводит к тому, что тахометр не работает. Для устранения проблемы советую обратиться к электрику, который решит проблему конфликтующего устройства.
  • Несовместимость проводов зажигания. Так называемые силиконовые провода зажигания, которыми автовладельцы заменяют штатные провода, нередко приводят к тому, что стрелка тахометра дергается. Причина заключается в различиях погонного сопротивления тех и других проводов, в итоге меняется форма импульса тока и стрелка ведет себя некорректно. Решение данной проблемы описано во многих пособиях по самостоятельному ремонту, и сводится оно к замене (уменьшению номинала) резистора на плате КП.
  • Проверьте предохранители. Порою именно они становятся причиной проблем с тахометром. Убедитесь в том, что все предохранители целы и не имеют следов окисления или оплавления.
  • В завершение хочу отметить, что вышеописанные причины и способы диагностики относятся к поверхностным и наиболее распространенным. Более подробно изучить вопрос и понять почему не работает тахометр или почему дергается стрелка тахометра, можно лишь имея специальное оборудование. Поэтому в случае невозможности самостоятельно диагностировать неисправность тахометра, рекомендую обратится за помощью к специалистам на СТО.

    06.10.2016

    Сегодня во многих автомобилях устанавливается такой прибор, как тахометр. Задача последнего - отображение реальной частоты вращения коленвала. Точнее, стрелка показывает, сколько оборотов делает коленчатый вал в определенную единицу времени (за минуту). Такая информация - шанс избежать случайного превышения допустимого числа оборотов. Проблема в том, что при первых же поломках устройства автолюбители теряются. Многие не представляют, в чем причины отказа, и как действовать в такой ситуации. Рассмотрим эти моменты подробнее.




    Главные функции прибора

    Несмотря на видимую простоту и ненужность, прибор выполняет ряд полезных функций:


    • Показывает реальное число оборотов коленвала в минуту;


    • Помогает водителю правильно выбрать скорость с учетом частоты вращения вала. Как следствие, снижается риск превышения роста допустимого параметра;


    • Помощь в регулировочных работах при настройке холостого хода и так далее.


    Получается, что от правильной работы зависит комфорт вождения и ресурс силового узла. Принцип действия устройства основан на фиксации информации, поступающей от специальных датчиков (об этом ниже). Вычисленные показатели преобразуются в определенные единицы - секунды, часы или минуты.




    Виды тахометров


    1. Цифровой тахометр. Цифровое устройство имеет вид электронного табло, где и отображается информация. Специальная программа производит необходимые расчеты и выдает результат. Такой тип прибора устанавливается на авто, оборудованных электронными узлами зажигания. Также он применяется для точной настройки двигателя. В основе тахометра цифрового типа лежат следующие узлы:


    • оптрон - устройство, позволяющее проверять клапан ХХ автомобиля;
    • центральный процессор, выполняющий основные вычислительные операции;
    • ЖК-панель, где отражается информация о числе оборотов;
    • датчик температуры масла - устройство, измеряющее уровень температуры жидкости;
    • микросхема, позволяющая сбрасывать процессор.


    2. Аналоговый тахометр. В более старых автомобилях установлен более простой тип тахометра - аналоговый. Задача этого устройства стандартна - показывать число оборотов мотора путем перемещения стрелки на циферблате. Собственно, аналоговый прибор сегодня пользуется наибольшим спросом. Несмотря на тот факт, что устройство является стрелочным, оно работает на электронном принципе. В основе лежит микросхема, которая собирает сигналы от датчиков и производит их обработку. В состав аналоговых устройств входят следующие элементы:


    • шкала с цифрами и надписями;
    • микросхема;
    • катушка магнитного типа;
    • провода, по которым передается информация о числе оборотов коленвала.



    • Штатный - встраивается непосредственно в панель управления и идет с завода;


    • Выносной - устройство, которое подключается отдельно. Такой прибор монтируется в случае, когда требуется более точная калибровка числа оборотов мотора. В выносных устройствах часто устанавливаются специальные анализаторы, сигнализирующие о достижении определенной частоты оборотов.


    Если сравнивать рассмотренные выше два тахометра, то второй отличается большей универсальностью. С его помощью удается подрегулировать ХХ, убедиться в правильности работы блока управления, откалибровать уже установленный тахометр.




    Основные неисправности

    Каждый автолюбитель должен знать причины отказа тахометра, чтобы своевременно устранять поломки. Так, все неисправности узла можно разделить на три категории:


    • прибор вышел из строя;
    • показания тахометра неправдивы;
    • нарушена работа регулятора (если он установлен).


    В случае, когда на тыльной стороне тахометра смонтирован специальный выключатель, то проследите, чтобы он стоял на 12 часов. Из упомянутых выше неисправностей проще всего обнаружить выход прибора из строя. Если же речь идет об обычном смещении настроек, то эта проблема может оказаться незамеченной долгое время. Чтобы выявить проблему, придется устанавить дополнительный тахометр и ориентироваться уже на его показатели.


    Первое, с чего стоит начинать - изучение руководства пользователя для модели своего автомобиля. Чаще всего такие руководства содержат пошаговые рекомендации по проверке цепей устройства.


    Питающий провод прибора можно распознать по светло-серому цвету. При этом начинается от с выпрямителя мотора или статора, проходит к специальной трубке, после чего подключается к пульту ДУ или замку зажигания. После этого питание идет непосредственно к измерителю частоты.


    Если брать наиболее распространенные случаи, то тахометры подключают с помощью четырех проводников - заземление (черного цвета), электрическое питание (лиловый), вход (серого цвета), цвет лампочки (синий).


    Как только руководство изучено, можно приступать к работе. Начинайте с измерения напряжения питания (должно быть 12 Вольт), а также качество подсоединения заземляющего проводника. Здесь достаточно подключить один провод вольтметра к «земле», а другим - к плюсу пробника на внутренней части тахометра. Если напряжение 12 Вольт, тогда все в норме. Вместо прибора допускается также применение специальной лампочки, которая при наличии напряжения должна засветиться.


    Чтобы проверить корректность заземления, стоит поменять контакты местам или же скоммутировать заземляющий проводник к заземляющему проводу измерителя частоты. В случае обрыва в питающей цепи поломку с легкостью можно исправить самостоятельно (без обращения на СТО). Если же подача питания не возобновилась, то стоит проверить качество заземления и целостность предохранителя. Если там все в норме, то придется заняться самим прибором.




    Как провести диагностику неисправности?

    Простейший способ проверить устройство на факт исправности - подключить другой прибор для измерения частоты вращения. К примеру, весьма точные показатели обеспечивают цифровые тахометры, подключение которых происходит параллельно основному устройству (с помощью специальной клипсы). После запуска мотора можно сделать вывод, правильно работает основной прибор или нет. Если контрольного прибора нет, то можно проверить наличие источника сигнала, приходящего на прибор. Для считывания параметров напряжения к «плюсу» подключается вольтметр. Далее требуется поставить наибольший масштаб для точной регистрации значений.


    С помощью омметра можно проверить качество проводимости статорной обмотки, а также исправность диодов. Часто выпрямитель и регулятор монтируются в общем блоке. Если на этом этапе выявить неисправность не удалось, то лучше все-таки обратиться к дилеру.




    Осмотр в помощь

    Как показывает практика, большую часть неисправностей удается выявить путем обычного осмотра цепи. Отдельное внимание стоит уделить проводникам, которые задействованы в цепи тахометра. Если они износились или потрескались, то здесь единственным выходом является замена. Также стоит проверить правильность подключения тахометра и надежность протягивания зажимов на нем.


    В процессе сверки с другим тахометром не стоит удивляться, если показания будут расходиться на 300-500 оборотов в минуту. Но это, конечно, много. Допустимым считается отличие показателей в 80-100 оборотов в минуту.


    Не забывайте осмотреть свой тахометр. На многих из них предусмотрен регулировочный винт, позволяющий подстроить показания. Но до начала регулировки стоит подключить заведомо исправный прибор и после этого производить точную настройку. При этом в роли «помощника» стоит использовать цифровой прибор, который отличается большей точностью.


    Настройка тахометра должна производиться на весьма высоких оборотах, достигающих 5-6 тысяч оборотов в минуту. Если же делать настройку на минимальном параметре, то и расхождений может практически не быть.




    Почему стрелка прыгает?

    Если причины полного отказа тахометр выявить проще, то с определение причины «прыгания» стрелки все сложнее. Для выяснения причин такой проблемы стоит произвести следующие манипуляции:


    • На панели приборов находите лампочку неисправности мотора «Check», после чего проверьте ее на факт зажигания. Если она не горит, то система контроля автомобиля не может выявить неисправность;


    • Проверьте целостность проводников (о важности такой проверки уже упоминалось выше);



    • Убедитесь в качестве подключения тумблерных контактов, а также проверьте конденсатор на крышке (в процессе эксплуатации он часто пробивает);

    • Проверьте цепи в системе зажигания;


    • Если недавно проводился ремонт тахометра или же он полностью менялся, то стоит попросить произвести его замену;


    • При необходимости производите регулировку. Для этого выставляйте положение нуля, убедитесь в качестве коммутации и используйте для настройки тумблер (смонтирован на задней стороне устройства).



    Чтобы упростить процесс обслуживания прибора, стоит знать следующие секреты:


    • В процессе эксплуатации стрелка устройства не меняет своего положения. При этом хвостовик датчика реагирует на изменения частоты вращения коленвала и прокручивается с требуемой частотой. Причин неисправности в этом случае несколько. Чаще всего происходит короткое замыкание или обрыв на участке между измерителем и контролирующим устройством. В этом случае достаточно поменять провода. Еще она ситуация - выход из строя оси или ухудшение качества пайки чувствительного элемента. Бывают ситуации, когда упомянутое устройство и вовсе отлетело. Решение - замена измерителя. Хуже всего, если произошел обрыв привода статора фиксирующего частоту устройства или измерителя. Сложность ситуации в том, что определить «виновника» удается не сразу. Что касается лучшего решения, то здесь подойдет обычная замена - датчика или измерителя соответственно.


    • После пуска мотора стрелка тахометра начинает движение в обратном направлении. Такая проблема возможна после ремонта (замены) устройства неквалифицированными специалистами. Причина - ошибка в подключении проводов к розетке соединителя и колодке фиксирующего устройства. Единственно верное решение - поменять местами провода на колодке или розетке.


    • В процессе работы заметно колебание стрелки (поздний вход в синхронизацию). Причин такой проблемы несколько. Она из них загрязнение шариковых подшипников. Решить проблему можно только одним способом - путем замены тахометра. Вторая причина - снижение напряжения на выходе датчика или же появление виткового в обмотке. Чтобы диагностировать неисправность, стоит проверить напряжение между фазами и в случае необходимости поменять датчик. Также причиной резких движений стрелки может быть поломка хвостовика или наличие чрезмерного зазора между приводной частью и хвостовиком. Чтобы избежать проблем, стоит проверить целостность хвостовика и приводного гнезда. Если есть необходимость, поменяйте датчик.


    • Стрелка тахометра работает скачкообразно на всем диапазоне, а в начале движения заметен резкий скачок. Главной причиной проблемы является загрязнение шариковых подшипников или попадание в магнитную муфту посторонних элементов. Также возможно попадание разного «мусора» между статором и ротором. Последствия в этом случае могут быть аналогичными. Решение - замена вышедшего из строя тахометра.


    • После пуска мотора стрелка поднимается, но не возвращается к своей первоначальной позиции. Причиной такой проблемы часто бывает попадание посторонних элементов в демпфер или магнитную муфту. Кроме того, отсутствие возврата часто вызвано дефектом опоры оси чувствительного устройства. Решение - поменять тахометр.

    • Итоги

      Тахометр - важный узел автомобиля, который дает автолюбителю массу полезной информации о частоте вращения двигателя и состоянии силового узла в целом. По этой причине важно своевременно выявлять и устранять неисправность узла. Зная основные причины отказа тахометра сделать это совсем несложно. Главное - внимательно изучить приведенную статью, подготовить инструмент для работы и выделить немного времени на выполнение всех манипуляций.

      Всем известно,что тахометр входит в комплект практически каждой приборной панели в современных транспортных средствах. Однако, не все водители знают, зачем в точности нужен этот прибор. В этой статье мы расскажем, что такое, на самом деле, тахометр, какие они бывают и разберем основные причины его технических неисправностей.

      Тахометром называют прибор, который измеряет и показывает в реальном времени число оборотов коленчатого вала силового аппарата. Он может отслеживать изменения оборотов в двигателе, что бы избежать слишком низких или, наоборот, высоких частот вращения коленчатого вала.

      В процессе движения автомобиля или другого транспортного средства, прибор помогает водителю своевременно повысить передачу, исходя из его показаний. Даже самый неопытный автомобилист сможет вовремя переключить скорость, когда стрелка этого прибора приблизится к красной зоне или, наоборот, опустится вниз, до минимальных показателей. Также, стоит сказать, что при помощи тахометра выбирают нужный режим работы движка.

      Тахометры бывают как цифровые, так и аналоговые, они могут сбрасывать полученные данные, а точность их показаний достаточно условна и может меняться.

      У цифровых тахометрах имеется электронное табло, отображающее всю необходимую информацию о частоте оборотов силового агрегата. Подобные приборы применяются для настройки и регулировки работы экономайзера, электронного зажигания, а также, всего двигателя в целости.

      Аналоговый тахометр более популярен и применяется чаще, чем цифровой. А все из-за удобства в его использовании. При езде не требуется особой точности, обороты показывает стрелка, перемещаемая по калиброванному циферблату. Если работа датчиков некорректна, то стрелка дергается и контролировать обороты становится невозможно. Конструкция этого прибора создавалась и менялась на протяжении многих лет, по этому пользоваться им просто и надежно.

      Если при запуске двигателя и при езде транспортного средства, стрелка тахометра прыгает или указывает на нулевую отметку, это означает, что прибор вышел из строя. Причин этому может быть несколько. Однако, наиболее часто, причиной поломки является замена высоковольтных проводов зажигания. Некачественное состояние проводки также может вызывать сбой в работе тахометра.

      Неисправность в работе тахометра

      При появлении признаков неисправности, для начала, следует обратить внимание на общее состояние проводки. Очень часто повреждение проводов или отсутствие контакта в них может послужить причиной поломки тахометра. Различные мелкие дефекты, в виде следов коррозии, незначительных трещин или ослабления крепления легко ликвидировать, но если повреждения серьезны, понадобится замена проводки.

      Не менее актуальной причиной поломки является установка силиконовых проводов зажигания вместо штатных. Это происходит потому, что погонное сопротивление силиконовой проводки сильно отличается от сопротивления заводских проводов. Как следствие, форма импульса тока меняется. Если уменьшить номинал резистора на КП плате, то неисправность устраняется сама-собой.

      Что касается цифровых тахометров, то популярной причиной неисправности прибора, часто бывает поломка специального цифрового экрана, на котором показаны нынешние параметры автомобиля. Что бы возобновить работу прибора, придется менять светодиодное табло.

      Исключать поломку других деталей, также не следует, необходимо выявить, который именно элемент сломан и заменить его на новый.

      Почему стрелка тахометра прыгает

      Что бы выяснить почему дергается стрелка тахометра необходимо произвести следующие манипуляции:

      1.На приборной доске найдите лампу «Check» и проверьте загорается ли она. Если нет, то, по всей видимости, диагностика системы не сможет определить неисправность.

      2. Выполните проверку электропроводки, способом тестирования уровня напряжения на проводке плюс и минус, а также, проверьте состояние соединений.

      3. Если другое оборудование или приборы работают некорректно, обязательно нужно произвести проверку массы, потому что эту деталь зачастую упускают.

      4. Проверьте состояние контактов трамблера и конденсатор на его крышке, так как в процессе эксплуатации он мог быть пробит.

      5. Также, нужно проверить цепи в системе зажигания.

      6. Если недавно вы проводили ремонт прибора или его замену, то его просто необходимо настроить. Для этого нужно отрегулировать положение нуля и самого прибора, настроить качество подключения и произвести регулировку тумблером на тыльной стороне установки.

      7. Если стрелка прыгает, когда двигатель достигает высоких оборотов, значит сломан коммутатор и его нужно заменить.

      Купить тахометр для автомобиля

      Цифровой тахометр выглядит как табло со светящимися цифрами, которые показывают частоту движений деталей мотора.

      Он полезен, если выполнять операции по настройке электронных блоков зажигания, установке состояния насыщения горючего материала, при работе двигателя на полную мощность или когда необходимо произвести постепенный разгон. Его считают наиболее точным и, чаще всего, выбирают, в случае потребности отрегулировать холостой ход или проверить другие, схожие с ним приборы.

      Что касается аналогового тахометра, то они представлены, как циферблат со стрелкой. Такой прибор считается более современным, популярным и удобным, так как циферблат легче воспринимается водителями и позволяет проанализировать ситуацию намного быстрее, чем в случае с цифрами. По этому, при выборе тахометра, нужно определиться, какие характеристики для вас предпочтительнее и важнее. Однако, так или иначе, наличие этого важного датчика очень необходимо в дороге, хотя бы только потому, что он позволит вам вовремя определить о наличии различных проблем в двигателе вашего автомобиля.

      Установка нового тахометра своими руками, поэтапный ход работы

      Установить тахометр можно на любую машину, эта процедура не сложная и не требует обращения в мастерскую. Однако, сам процесс установки зависит от того, какой двигатель стоит у вас под капотом — дизельный или бензиновый. Предлагаю рассмотреть методы подключения тахометра более детально.

      Установка тахометра на машину с бензиновым мотором

      Если ваш автомобиль оснащен системой зажигания, то сперва нужно выполнить монтирование самого прибора. Очень часто водители эксплуатируют выносной тахометр.

      Непосредственно схема монтирования прибора выглядит таким образом:

      1.Проводка «минус», которая зачастую имеет черную изоляцию подключаем на массу автомобиля.

      2. Проводка питания, как правило, выглядит красного цвета и подсоединяется на подходящую клемму замка зажигания.

      3. Если схема автомобиля контактная, то проводка, которая соединяется с измерительным входом прибора подключается на клемму катушки зажигания, соединенную с прерывателем трамблера. Когда в машине применена бесконтактная схема, то третий провод соединяется с коммутатором.

      В случае, если тахометр оснащен подсветкой, то ее подключают к габаритам машины, при помощи специальной клеммы замка зажигания.

      Монтаж тахометра на автомобиль с дизельным двигателем

      1.Когда в вашей машине стоит дизельный мотор, то измерительный провод прибора нужно соединить с клеммой генератора, обозначенной символом «W».

      2. Если вы не можете ее найти, нужно разобрать генератор и добраться до проводки, которая соединяет обмотку и выпрямитель.

      4. В конечном итоге, необходимо собрать генератор обратно.

      Как вы сами видите, тахометры бывают разными, по этому очень важно, перед покупкой такого прибора, спросить у продавца, будет ли этот агрегат правильно работать на вашем автомобиле.

      Удивительно, но еще совсем недавно тахометров вообще не было и водители как то справлялись. Однако, современные автолюбители привыкли, что все делают за них специальные установки. Ходят слухи, что производители марки автомобилей «Мазда» хотят похоронить такой прибор, как тахометр и исключить его из щитка приборов.

      Для измерения оборотов двигателя исключительно карбюраторных автомобилей используется тахометр. Это прибор, расположенный на передней панели.

      Его нельзя назвать сверхважным, но для новичка-автомобилиста, который еще не «слышит» двигатель своей машины, он помогает вычислить количество оборотов двигателя и коленвала. Еще он играет и эстетическую роль. Немало автовладельцев любят похвастать современными приборами на панели управления.

      ВАЗ 2106 имеет четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, и в течение 1 оборота ротора распределителя зажигания четырежды размыкаются и замыкаются контакты прерывателя, так званого трамблера.

      За один оборот ротора возникает четыре импульса напряжения или 2 импульса за один оборот коленчатого вала.

      У других моделей ВАЗа иные двигателя, поэтому нужно учитывать это при установке тахометров. Измерение импульсов и лежит в основе работы тахометра и напрямую зависит от оборотов двигателя коленчатого вала.

      Важно: каждой марке автомобиля должен соответствовать свой измерительный прибор, в противном случае показания будут обманными.

      Устройство механизма

      На пластмассовом корпусе со стеклодержателем расположен миллиамперметр обычного классического строения с прикрепленной шкалой. На ней разными цветами обозначены зоны опасных оборотов коленвала: желтым выделена предварительная зона (5500-6000), а красными линиями — зона опасных оборотов (более 6000).

      Прибор равномерно освещается лампой типа АМН 12-3. В нижней части шкалы имеются три цветных лампочки, указывающих соответственно на: количество зарядки, давление масла и состояние стояночного тормоза. Внутри тахометра находится подвижная катушка с постоянным магнитом, благодаря которому стрелка-показатель импульсов приводится в движение.

      Устройство является электронным, поэтому питание его производится от зажигания автомобиля.

      Подключение тахометра ВАЗ 2106

      При покупке нового измерителя импульсов должна прилагаться инструкция по подключению прибора. Также найти схемы установки можно в справочниках для автомобилистов. Но все же, если вы не опытный механик и не имели дело с электроникой,- обратитесь на станцию техобслуживания: за небольшую плату вы сэкономите свое время.

      Из данного видео, вы узнаете, как подключить тахометр! Приятного просмотра.

      А для желающих заняться «самолечением» схема процесса подключения довольно проста:

      1. Сначала коричневый провод подсоединяем с выводом «К+» катушки зажигания. Импульсы с катушки через этот шнур будут управлять показаниями тахометра.
      2. Ищем толстый красный провод и подключаем его через предохранитель к замку зажигания. На него и поступит питание прибора от аккумуляторной батареи.
      3. Следующий – белый кабель с черной полосой, который ведем к «минусу». Он используется для соединения с «массой».

      Это три главных провода. Вспомогательные служат для:

      • белый – подключение подсветки прибора;
      • черный – соединение с реле зарядки (расположено с правой стороны под капотом автомобиля);
      • серый с черной полоской – контакт с датчиком давления масла (находится с левой стороны двигателя).

      Наиболее частые поломки прибора

      ТХ-193 с неразборной конструкцией является сложным электронным прибором, поэтому в домашних условиях ремонт при неисправностях провести практически невозможно. Скорей всего придется приобретать новый прибор. Из этого видео, вы узнаете, как можно доработать тахометр ВАЗ 2106. Смотрим!

      Если тахометр не работает: нужно проверить, правильно ли подключены все соответствующие провода. Прозваниваем кабель от катушки зажигания и проверяем контакт. Необходимо измерить сопротивление силы тока.

      Затем проверяем выходы «плюс» и «минус» аккумулятора и цепь между модулем зажигания с контактом тахометра. Зачастую к неисправности может послужить замена «родных» высоковольтных проводов на силиконовые. У них другое погонное сопротивление и на обмотке катушки изменится форма импульса.

      Для человека с определенными техническими навыками не составит труда проверить плату прибора. Для этого разбираем корпус:

      • откручиваем винты крепления корпуса и крепления тахометра;
      • от тахометра отсоединяем провода;
      • отключаем подсветку;
      • откручиваем и снимаем остальные винты и гайки;
      • козырек корпуса снимаем вместе со стеклом;
      • аккуратно, при помощи отвертки, снимаем стрелку;
      • на шкале прибора откручиваем винты;
      • из отверстий в плате вынимаем шпильки датчика температуры;
      • приподняв шкалу, достаем тахометр.

      . Какие марки входят в данный рейтинг, можно узнать из нашего сайта.

      Сколько стоит карбюратор Солекс 21083, можно узнать , так же вы найдёте уникальный материал на нашем сайте по данному устройству.

      Некоторые, скажем так: «мастера на все руки», умудряются делать корпус для измерителя из кофейных банок, удлинять проводку или заменять кабеля. Но такой тюнинг даже ради удобства или «наворотов» делать не рекомендуется.

      Такой прибор, как тахометр никак не влияет ни на работу двигателя, ни на ходовые качества машины, но без него приборная панель современного автомобиля будет неполноценной. В этой статье мы рассмотрим, зачем он нужен, как устроен, какие неисправности у него случаются, и как с ними разобраться без помощи специалистов.

      Тахометр ВАЗ 2106

      Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

      Предназначение тахометра

      Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

      Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

      «Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

      Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

      ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.

      Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

      Тахометр «шестёрки» состоит из:

      • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
      • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
      • лампы подсветки;
      • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
      • электронной печатной платы.

      Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

      Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

      Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.

      Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

      Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

      Также есть дополнительные провода. Они служат для:

      • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
      • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
      • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

      Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

      В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.

      Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

      В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.

      Неисправности тахометра

      Несмотря на то что тахометр ТХ-193 считается довольно надёжным, неисправности бывают и у него. Их признаками являются:

      • отсутствие реакции стрелки на изменение количества оборотов двигателя;
      • хаотическое движение стрелки вверх-вниз, независимо от режима работы двигателя;
      • явное занижение или завышение показаний.

      Узнайте о причинах неисправности двигателя ВАЗ 2106:

      О каких же поломках свидетельствуют перечисленные признаки?

      Стрелка не реагирует на измерение количества оборотов

      Обычно, отсутствие реакции стрелки связано с нарушением контакта в разъёмах основных проводов его подключения, или же повреждением проводки цепи. Первым делом следует:

      1. Осмотреть крепление проводника в изоляции коричневого цвета к выводу «К» на катушке зажигания. При выявлении плохого контакта, следов окисления, подгорания провода или вывода, устранить проблему путём зачистки проблемных участков, обработки их антикоррозионной жидкостью, подтягивания гайки крепления.
      2. Проверить надёжность соединения чёрно-белого провода с «массой» автомобиля. В случае обнаружения нарушения контакта, зачистить провод и поверхность, к которой он крепится.
      3. При помощи тестера определить, поступает ли напряжение при включённом зажигании на красный провод. Если напряжения нет, проверить исправность предохранителя F-9, отвечающего за целостность цепи панели приборов, а также состояние контактов замка зажигания.
      4. Разобрать панель приборов и проверить соединения контактов в колодке жгута проводов тахометра. «Прозвонить» тестером все провода, идущие к прибору.

      Видео: стрелка тахометра не реагирует на обороты двигателя

      Стрелка тахометра хаотично скачет

      Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются симптомом неисправностей, связанных с его электрической цепью. Причинами такого поведения прибора могут быть:

      • отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
      • окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
      • подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
      • износ подшипника вала трамблёра;
      • замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
      • неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).

      Решается подобная проблема путём зачистки контактов, замены крышки распределителя зажигания, бегунка, опорного подшипника, восстановления целостности изоляции питающего провода прибора, замены датчика коленвала.

      Видео: скачки стрелки тахометра

      Тахометр занижает или завышает показания

      Если прибор откровенно врёт, то проблема, скорее всего, кроется в системе зажигания. Иными словами, показывает он правильно, вот только количество импульсов, создаваемых прерывателем за один оборот вала распределителя больше или меньше четырёх. При неправильных показаниях тахометра, обычно, наблюдается ухудшение работы двигателя. При этом могут плавать обороты, периодически появляются пропуски зажигания, что сопровождается троением двигателя, выхлопом белого или сизого цвета.

      Неисправность в таком случае следует искать в прерывателе, вернее, в его контактной группе или конденсаторе. Для устранения подобной неисправности необходимо:

      1. Разобрать распределитель зажигания.
      2. Проверить состояние контактов прерывателя.
      3. Зачистить контакты.
      4. Произвести регулировку зазоров между контактами.
      5. Проверить исправность конденсатора, установленного в прерывателе.
      6. Проверить исправность датчика положения коленвала. В случае неисправности - заменить его.

      Однако причина может быть и в самом тахометре. Случаются неисправности, связанные с деталями электронной платы, а также с обмоткой миллиамперметра. Здесь без познаний в электронике не обойтись.

      Несовместимость тахометра ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания

      Старые модели приборов марки ТХ-193 предназначены исключительно для контактной системы зажигания. Все владельцы «шестёрок», которые самостоятельно переоборудовали свои машины под , сталкивались после этого с проблемами в работе тахометра. Все дело в разной форме электрических импульсов, поступающих на прибор с прерывателя (в контактной системе) и коммутатора (в бесконтактной системе). Самым простым способом решения такой проблемы является установка конденсатора в разрез того самого коричневого провода, идущего с прерывателя. Но здесь требуется опытным путём подобрать нужную ёмкость. В противном случае тахометр будет врать. Так что, если у вас нет желания заниматься подобными экспериментами, просто купите прибор для бесконтактной системы зажигания.

      Видео: решение проблемы несовместимости ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания

      Проверка правильности работы тахометра

      В условиях автосервиса правильность показаний тахометра проверяется на специальном стенде, который имитирует систему зажигания. Конструкция стенда включает источник питания распределитель и счётчик оборотов его вала. Ниже в таблице приведены расчётные значения частоты вращения ротора распределителя и соответствующие им показания тахометра.

      Таблица: Расчётные данные для проверки тахометра

      Самостоятельно проверить, насколько врёт прибор можно, подсоединив к нему параллельно автотестер, функционал которого включает тахометр. Необходимо включить его в нужном режиме, подключить плюсовой щуп к выводу «К» на катушке зажигания, а второй к «массе» автомобиля. Дальше смотрим на показания обоих приборов и делаем выводы. Вместо автотестера можно использовать заведомо исправный тахометр ТХ-193. Он также подключается параллельно проверяемому.

      Датчик тахометра

      Отдельно стоит рассмотреть такой элемент цепи тахометра, как его датчик, вернее, датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Это устройство служит не только для того, чтобы считать обороты коленвала, но и определять его положение в определённый момент, что необходимо электронному блоку управления для обеспечения правильной работы силового агрегата.

      Что представляет собой датчик положения коленвала

      ДПКВ - электромагнитное устройство, принцип действия которого основан на явлении индукции. При прохождении рядом с сердечником датчика металлического предмета в нём образуется электрический импульс, который передаётся на электронный блок управления двигателем. Роль такого предмета в силовом агрегате «шестёрки» играет зубчатая шестерня коленчатого вала. Именно на её зубья реагирует датчик.

      Где расположен датчик положения коленвала

      ДПКВ на ВАЗ 2106 закреплён в отверстии на специальном приливе крышки привода распределительно вала в нижней части двигателя рядом с шестерней коленвала. Помочь определить его местоположение может жгут проводов, идущий к нему. Сам датчик заключён в пластиковый корпус чёрного цвета. К крышке привода газораспределительного механизма он крепится при помощи одного винта.

      Как проверить ДПКВ на работоспособность

      Для того чтобы определить, рабочий ли датчик, можно двумя методами. Для этого нам понадобятся:

      • гаечный ключ на 10;
      • отвёртка с крестовидной битой;
      • мультиметр.

      Процесс проверки состоит из следующих этапов:

      1. При помощи ключа на 10 ослабляем крепление минусовой клеммы на аккумуляторе. Снимаем её.
      2. Поднимаем капот, находим датчик положения коленвала.
      3. Отсоединяем от него разъем.
      4. Отвёрткой откручиваем винт крепления устройства.
      5. Снимаем датчик.
      6. Включаем мультиметр в режиме вольтметра с пределом измерения 0–10 В.
      7. Подсоединяем его щупы к выводам датчика.
      8. Энергичным движением проносим рядом с торцевым концом устройства лезвие отвёртки. В этот момент на экране прибора должен наблюдаться скачок напряжения до 0,5 В.
      9. Переключаем мультиметр в режим омметра с пределом измерения 0–2 КОм.
      10. Подключаем щупы прибора к выводам датчика.
      11. Сопротивление обмотки датчика должно быть в пределах 500–750 Ом.

      Если показания прибора отличаются от указанных, датчик неисправен и его необходимо заменить. Замена устройства производится в соответствии с п.п. 1–5 вышеприведённой инструкции, только в обратном порядке.

      Замена тахометра ВАЗ 2106

      В случае обнаружения неисправности самого тахометра, пытаться ремонтировать его своими руками вряд ли стоит. Даже если он и заработает, не факт, что его показания будут правильными. Гораздо проще купить и установить новый прибор. Для замены тахометра ВАЗ 2106 потребуются:

      • отвёртка с плоским лезвием;
      • пассатижи;
      • карандаш, фломастер или маркер.

      Чтобы произвести замену тахометра, необходимо:

      1. Снять накладку приборного щитка, поддев её отвёрткой.
      2. Отвести панель в сторону.
      3. Отсоединить от прибора колодку жгута проводов, а также разъёмы дополнительных проводов, предварительно пометив их расположение маркером или карандашом.
      4. Руками, или при помощи пассатижей открутить гайки крепления тахометра к панели.
      5. Вынуть прибор из накладки.
      6. Установить новый тахометр, закрепить его при помощи гаек.
      7. Произвести подключение и монтаж панели в обратном порядке.

      Как видите, тахометр - не такой уж и мудрёный прибор. Ничего сложного ни в его конструкции, ни в схеме подключения нет. Так что, если возникнут с ним проблемы, вы без труда правитесь с ними без посторонней помощи.