Он может столкнуться с дефицитом "трехлеток". Он может столкнуться с дефицитом "трехлеток" Всего по России

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в марте 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 437,1 тыс. единиц, что на 13,1% больше, чем годом ранее. При этом по итогам первого квартала нынешнего года объем вторичного рынка достиг 1,12 млн единиц, показав рост на 6,1%.

Лидером рынка легковых автомобилей с пробегом по-прежнему остается отечественная LADA, на долю которой приходится порядка 30% от общего объема. Объем рынка подержанных автомобилей LADA в марте чуть вырос (+0,2% до 125,9 тыс. шт.), но за три месяца еще демонстрирует небольшое снижение (-3,9% до 312,6 тыс. шт.). Между тем первую тройку лидеров среди моделей образуют представители именно этой отечественной марки: LADA 2114, LADA 2107 и LADA 2110. Кроме того, в ТОП-10 находятся еще пять вазовских моделей.

Лучшей среди иномарок все также является Toyota, чей показатель в марте достиг 49,4 тыс. экземпляров (+22,4%). С начала 2016 года объем рынка японского бренда составил 129,3 тыс. единиц (+10,5%). При этом в десятку лидеров среди моделей входит и Toyota Corolla. Самым же продаваемым иностранным автомобилем остается Ford Focus, который сохраняет четвертое место в общем зачете.

Рыночное падение в первый весенний месяц показывают российские бренды - GAZ (-17,7%), УАЗ (-3,4%), OKA (-18,2%) и Moskvich (-22,6%). В то же время остальные марки находятся в «плюсе», причем лучше других ситуация обстоит у китайской Geely (+55,3%).

В марте наиболее сильное падение среди представленных моделей зафиксировано у «классических» LADA 2106 и LADA 2105 (на уровне 20%), а наибольший рост - у Hyundai Solaris, LADA 2190 Granta и KIA Rio (более 50%). Как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», эти три модели уже несколько лет подряд входят в число лидеров первичного рынка и теперь массово выходят на вторичный рынок.

марка март"16 март"15 изм., % январь-март"16 январь-март"15 изм., %
1. LADA 125 924 125 627 0,2 312 563 325 083 -3,9
2. TOYOTA 49 362 40 330 22,4 129 254 116 995 10,5
3. NISSAN 23 057 18 596 24,0 60 004 53 483 12,2
4. CHEVROLET 18 710 14 983 24,9 47 862 41 120 16,4
5. HYUNDAI 17 767 13 667 30,0 45 281 37 605 20,4
6. FORD 16 407 14 123 16,2 42 562 39 215 8,5
7. VOLKSWAGEN 15 392 12 562 22,5 39 957 34 786 14,9
8. KIA 14 295 10 067 42,0 36 435 27 242 33,8
9. RENAULT 13 665 10 522 29,9 34 352 28 043 22,5
10. MITSUBISHI 13 479 11 990 12,4 35 397 33 737 4,9
11. HONDA 11 325 9 935 14,0 29 164 28 813 1,2
12. MERCEDES 10 431 8 886 17,4 27 424 24 877 10,2
13. DAEWOO 9 858 9 226 6,9 24 549 23 957 2,5
14. BMW 9 696 8 345 16,2 25 156 23 723 6,0
15. MAZDA 9 561 8 158 17,2 24 954 23 175 7,7
16. OPEL 9 558 8 243 16,0 24 716 22 508 9,8
17. AUDI 8 078 7 188 12,4 21 724 20 201 7,5
18. SKODA 6 058 4 622 31,1 15 790 12 333 28,0
19. GAZ 4 494 5 460 -17,7 11 021 13 671 -19,4
20. SUZUKI 4 347 3 562 22,0 11 121 10 151 9,6
21. PEUGEOT 4 169 3 575 16,6 10 750 9 757 10,2
22. УАЗ 4 062 4 204 -3,4 9 914 10 552 -6,1
23. LEXUS 3 908 2 851 37,1 10 176 8 683 17,2
24. SUBARU 3 807 3 339 14,0 10 352 10 180 1,7
25. VOLVO 2 798 2 389 17,1 7 284 6 715 8,5
26. LAND ROVER 2 549 2 020 26,2 6 717 5 696 17,9
27. OKA 2 334 2 855 -18,2 5 363 6 643 -19,3
28. CITROEN 2 220 1 780 24,7 5 865 4 919 19,2
29. CHERY 1 782 1 497 19,0 4 430 4 018 10,3
30. SSANGYONG 1 768 1 375 28,6 4 560 3 874 17,7
31. INFINITI 1 620 1 387 16,8 4 417 4 029 9,6
32. GREAT WALL 1 089 835 30,4 2 684 2 291 17,2
33. ZAZ 1 056 999 5,7 2 613 2 541 2,8
34. LIFAN 1 036 774 33,9 2 631 2 072 27,0
35. FIAT 900 806 11,7 2 302 2 122 8,5
36. GEELY 854 550 55,3 2 077 1 492 39,2
37. PORSCHE 825 657 25,6 2 146 1 956 9,7
38. MOSKVICH 763 986 -22,6 1 700 2 319 -26,7
39. JEEP 756 673 12,3 1 964 1 885 4,2
40. DODGE 706 674 4,7 1 756 1 923 -8,7
ВСЕГО 437 144 386 561 13,1 1 115 942 1 051 531 6,1

ТОП-25 МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ В МАРТЕ 2016 ГОДА (шт.)

модель март"16 март"15 изм., % январь-март"16 январь-март"15 изм., %
1. LADA 2114 13 501 12 596 7,2 34 194 33 710 1,4
2. LADA 2107 12 807 14 126 -9,3 31 200 35 347 -11,7
3. LADA 2110 10 956 11 226 -2,4 27 572 29 815 -7,5
4. FORD FOCUS 10 242 8 603 19,1 26 766 24 127 10,9
5. LADA 4X4 9 207 8 562 7,5 22 772 22 713 0,3
6. TOYOTA COROLLA 8 567 7 068 21,2 22 443 20 248 10,8
7. LADA 2170 8 473 7 153 18,5 21 683 19 383 11,9
8. LADA 2112 7 826 7 883 -0,7 19 870 21 059 -5,7
9. LADA 2115 7 510 7 440 0,9 18 854 19 502 -3,3
10. LADA 2109 7 396 8 685 -14,8 18 183 22 385 -18,8
11. LADA 21099 5 993 7 076 -15,3 14 940 18 009 -17,0
12. CHEVROLET NIVA 5 911 4 754 24,3 15 556 13 464 15,5
13. RENAULT LOGAN 5 881 4 781 23,0 14 668 12 279 19,5
14. DAEWOO NEXIA 5 752 5 387 6,8 14 454 14 217 1,7
15. TOYOTA CAMRY 5 709 4 227 35,1 15 019 12 317 21,9
16. LADA 2106 5 561 7 002 -20,6 13 067 16 923 -22,8
17. VOLKSWAGEN PASSAT 4 814 4 423 8,8 12 302 12 207 0,8
18. HYUNDAI SOLARIS 4 755 2 678 77,6 11 859 6 655 78,2
19. OPEL ASTRA 4 597 3 661 25,6 12 053 10 332 16,7
20. MITSUBISHI LANCER 4 461 4 082 9,3 11 611 11 425 1,6
21. LADA 2172 4 357 3 678 18,5 11 122 10 338 7,6
22. LADA 2190 4 230 2 564 65,0 10 538 6 388 65,0
23. KIA RIO 4 142 2 592 59,8 10 715 6 597 62,4
24. DAEWOO MATIZ 3 624 3 302 9,8 8 799 8 386 4,9
25. LADA 2105 3 533 4 386 -19,4 8 579 10 443 -17,9
ВСЕГО 437 144 386 561 13,1 1 115942 1 051 531 6,1

Подержанные автомобили в России являются одним из главных источников приобретения транспорта для населения. Многие не могут позволить себе новое авто, другие хотят за свои деньги приобрести более интересный класс транспорта. Поэтому рынок подержанных машин остается довольно важным и привлекательным. Несмотря на это, вторичный рынок все еще опасен и достаточно сложен. Есть как положительные, так и негативные стороны приобретения б/у машины с рук или даже у дилера. Существуют способы обмана, продажи машин после утопления в реках или озерах, завышения стоимости и смотки пробега. Сферу обмана в этой отрасли невозможно победить, ее просто нужно принять как факт. То, что вас будут пытаться обмануть при продаже подержанной машины, является неоспоримым фактом. Даже если продавцом будет близкий друг, не всегда можно надеяться на исключительно правдивую историю транспортного средства.

В 2016 году значительных инициатив правительства по поводу смены правил регистрации и прочих деталей не планируется. Вторичный рынок автомобилей значительно вырос, поэтому никаких новых налогов государство придумывать не осмелится. А вот снять часть таможенных пошлин может. Но об этом мы поговорим в заключительной части текста. Пока давайте посмотрим на состояние рынка подержанных автомобилей, поговорим об изменения за последние годы. Скорее всего, вы увидите положительную динамику в этом сегменте, так как продажи на вторичном рынке значительно растут. Это один из главных показателей того, что сфера развивается достаточно правильно и без особых сложностей. Впрочем, проблемы остаются фирменными, пусть мы и научились закрывать на них глаза.

Основные тенденции улучшения рынка вторичных машин в 2016 году

Можно смело сказать, что в 2016 году рынок вторичных автомобилей для потенциального покупателя стал лояльнее и проще. Не так давно оттенили таможенные пошлины и ввозные сборы для электромобилей. Это сделало покупку транспорта с отличными технологиями более доступной. Тем не менее, продажи машин на электротяге пока не слишком активно растут. Ставки налогов на другие транспортные средства оставляют без изменений, равно как и простоту регистрации подержанных автомобилей внедрили и не меняют. Улучшается и ценовая атмосфера. Пока весь рынок нового транспорта значительно растет в цене из-за недавних скачков курса доллара в России, вторичный рынок остается стабильным. Преимущества покупки подержанного авто в 2016 году очевидны:

  • вы можете приобрести на самом деле качественный автомобиль за небольшие деньги, если подойдете к вопросу подбора со всей серьезностью и с помощью специалиста;
  • ассортимент предложений просто невероятный, в любом ценовом диапазоне есть десятки, сотни и даже тысячи авто, которые могут вам понравиться и подойти по критериям;
  • существует множество сайтов, готовых предоставить вам бесплатный подбор объявлений по нужным параметрам, машины доступны во всех регионах нашей страны;
  • есть возможность снизить стоимость транспорта при осмотре, потребовав у владельца скидку для устранения найденных проблем или просто в качестве бонуса к покупке;
  • можно очень просто проверить любой покупаемый автомобиль в сети СТО, есть даже услуги мастеров для подбора машины прямо на автомобильном рынке при осмотре;
  • никаких дополнительных налогов, сборов и оплат платить не придется, разве что демократичная сумма денег за постановку машины на учет (от 850 до 3000 рублей).

Существуют и более тонкие и незаметные выгоды. К примеру, на вторичном рынке комплектация автомобиля практически не влияет на стоимость. Иногда смотрят на двигатели и коробки, определяя стоимость, но главным определением будет цена такой же машины в базовом исполнении. Поэтому высокие технологии и прекрасное наполнение автомобиля ничего не стоят. Для продавца этот факт печальный, а вот для покупателя - возможность найти идеальное авто за очень демократичные деньги. Вот такие интересные возможности стали поводом для постоянного роста продаж подержанной техники. Сегодня ценовая разница между новыми и б/у автомобилями значительно увеличивается. Ведь с начала 2016 года практически все дилеры и производители подняли стоимость своей продукции в России.

Недостатки покупки машины на рынке б/у транспорта в 2016

Как и во все предыдущие годы, сегодня есть определенная опасность в приобретении автомобиля, который уже был в употреблении. Это риски покупки не очень качественного авто, которое начнет постоянно требовать затрат на ремонт и восстановление. Также стоит заметить определенные риски в юридическом смысле. С введением новых правил регистрации пару лет назад начало увеличиваться количество мошенников. Вам сегодня могут продать автомобиль-близнец, угнанный транспорт с поддельными документами, арестованное авто или залоговое имущество. Учитывая, что продажа требует только договора и подписи в ПТС, проверки приходится проводить самостоятельно. Чтобы избежать всех трудностей, достаточно следовать таким правилам:

  • всегда проверяйте техническое состояние автомобиля перед покупкой, если для вас важна надежность, так вы сможете получить скидку на устранение найденных неполадок;
  • не отпускайте продавца сразу же после подписания договора и ПТС, возьмите его с собой в ГИБДД и пройдите всю процедуру переоформления вместе, это будет гарантией;
  • если нет возможности вместе приехать в ГИБДД, проведите проверку автомобиля по VIN-коду, внимательно осмотрите места инсталляции номеров кузова, двигателя и прочих;
  • при осмотре машины не думайте о ее будущей эксплуатации, а ищите все существующие проблемы и неполадки, все это придется устранять за ваш счет в будущем;
  • откажитесь от покупки машины, если вы сомневаетесь в ее юридической чистоте или исправности, деньги вам в будущем никто не вернет, вы сами несете ответственность;
  • есть риски купить кредитное авто, поэтому лучше всего сразу проверять машину в базах по кодам и номерам, это можно сделать платно или бесплатно на специальных сервисах в интернете.

Несмотря на наличие определенных недостатков в покупке подержанного автомобиля, можно смело заявить, что инструментов для покупателя сегодня существует очень много. Если вы проведете исследования машины, изучите ее состояние и поймете, почему стоит или не стоит ее покупать, то никогда не разочаруетесь в приобретении. А в этом смысле 2016 год предлагает дополнительные сюрпризы. В частности, новые приборы для измерения толщины ЛКП, прекрасные специалисты с выездными услугами, расширение возможностей СТО. Все это лишь начало развития сферы осмотра подержанных машин. Поэтому вы можете смело довериться специалистам и найти для себя наиболее подходящую машину.

Перспективы развития рынка подержанных машин в России

Первый вопрос, который задают многие потенциальные покупатели машин, следующий: когда наконец снимут таможенные пошлины на ввоз подержанных автомобилей? Ответ достаточно просто - в скором времени пошлины будут сняты. Но при этом есть одно важное ограничение. С 2016 года в Россию нельзя ввозить транспорт, который не соответствует экологическому стандарту ЕВРО-5. Поэтому авто старше 2010 года ввезти не получится. А разница в цене между этими автомобилями в России и в Европе очень низкая. Получить какие-либо выгоды это не позволит. Тем не менее, снятие пошлин принесет несколько новых особенностей развития рынка:

  • интеграция с пространством западной части континента в смысле продаж подержанных автомобилей, что в перспективе сильно снизит цены на б/у транспорт на рынке;
  • налаживание соседских отношений с Финляндией и Литвой для расширения возможностей временного пользования дешевыми автомобилями на европейских номерах;
  • либерализация рынка, снижение количества бумажек и справок для перерегистрации, снижение давления ГИБДД на дорогах в связи с документами на автомобили;
  • определенные изменения, которые сделают такие показатели, как номер двигателя и некоторых других деталей автомобиля бесполезными и неважными при продаже;
  • легализация импорта подержанных запчастей из Японии и Европы, что значительно снизит стоимость не только деталей, но и автомобилей на вторичном рынке;
  • повышение стоимости новых автомобилей по курсу и увеличение привлекательности вторичного рынка на этом основании, что станет дополнительным толчком к развитию.

Все это лишь рассуждения, но именно так продвигалось развитие очень либеральных и продуманных рынков подержанных автомобилей в США и Европе, а также в Японии. Можно равняться на инициативы этих стран, которые десяток лет назад испытывали те самые проблемы, с которыми сегодня боремся мы. Несмотря на определенные ошибки, они достигли нужного результата и получили необходимые условия развития этого важного рынка. Впрочем, российское правительство видит этот процесс по-своему. Пока не слишком ясно, по какому пути будет двигаться этот рынок, набирающий популярность и растущий с каждым годом все больше. О ценах на бюджетные авто в Германии можете узнать из следующего видео:

Подводим итоги

Несмотря на естественный рост рынка подержанных автомобилей, государство не спешит принимать революционные инициативы. Некоторые изменения в законе смогли бы обеспечить дополнительный приток денег. Другие идеи принесли бы комфорт в жизнь российских семей. Жизнь без автомобиля в некоторых регионах просто невозможна, а заработать на это самое авто оказывается непросто. Поэтому государство должно приложить свои усилия и волю для решения данной ситуации. Пока инициативы в виде утилизации машин оказались неперспективными. Правительство организовало данную схему очень странно и сегодня признает неэффективность программы. Поэтому ждем новых предложений.

Одной из задач нововведений на рынке вторичного транспорта является очищение улиц и трасс от старых машин. Это угроза экологической безопасности, ужасные риски на дорогах, отсутствие систем безопасности пассажиров и водителей. Такие машины пора запретить, но пока на них ездит 20 процентов населения, сделать это невозможно. Все должно прийти к тому, что автомобиль старше 7-12 лет должен отправляться на утилизацию, а это означает предельное снижение его стоимости перед достижением данного возраста. Именно так сегодня происходит в Европе. А как вы видите развитие вторичного рынка автомобилей в России?

Российские автовладельцы на фоне падения доходов все активнее уходят на вторичный авторынок. По прогнозу PwC и "Avito Авто", в ближайшие годы продажи подержанных машин будут расти примерно на 7% в год, есть и более оптимистичные оценки — до 10% роста. Объем этого рынка уже в 2016 году может превысить 2 трлн руб. Но предложение самого востребованного сегмента, машин возрастом до пять лет, будет сокращаться, а цены на них соответственно расти — это следствие падения продаж новых автомобилей, длящегося с марта 2013 года.


За первые девять месяцев этого года вторичный рынок автомобилей в РФ вырос на 7%, до 3,8 млн машин, отмечается в исследовании PwC совместно с "Avito Авто". Но с июля темп роста продаж замедлился: еще в мае положительная динамика год к году достигала 17%, но в июле продажи выросли лишь на 1%, в августе — на 4%, в сентябре остались стабильными. Из исследования следует, что торможение частью связано с "высокой базой" 2015 года — тогда динамика рынка коррелировала с курсом рубля с лагом около месяца: "Потребители отслеживали изменения курсов и стремились приобрести товары до подорожания".

По итогам 2016 года эксперты ожидают рост вторичного авторынка на 7%, тогда как продажи новых машин упадут на 14%. Соотношение продаж машин с пробегом и новых вырастет до 4,1 — максимума за последние восемь лет (в 2015 году — 3,3). Среднегодовые темпы роста сектора в ближайшие пять лет составят 7%, в 2016 году объем "вторички", по ожиданиям экспертов, достигнет 5,3 млн машин, в 2020 году — 6,8 млн штук. В денежном выражении рынок новых автомобилей в 2016 году вырастет на 2%, до 1,78 трлн руб., а машин с пробегом — на 10%, до 2 трлн руб. При этом за два года средневзвешенная цена новых машин вырастет на 43,7% против 13,2% на "вторичке".

По мнению главы "Avito Авто" Сергея Литвиненко, одним из ключевых драйверов рынка в ближайшие годы будет развитие онлайн-технологий продаж авто с пробегом, что приведет к снижению трансакционных издержек и увеличению оборачиваемости. Он также отмечает тенденцию к повышению прозрачности рынка и росту доли профессиональных игроков. По предварительным данным, в 2016 году доля официальных дилеров в сегменте вырастет на 3 п. п., до 11%. Но хотя объем парка будет расти, доля автомобилей возрастом до пяти лет будет сокращаться — из-за низких продаж новых автомобилей с 2013 года, подчеркивает Сергей Литвиненко, что в перспективе может привести к росту цен. На фоне снижения доходов населения тенденция ухода потребителей от новых к подержанным автомобилям сохраняется, говорят в "Авто.ру", поэтому на вторичном рынке немного снижается популярность машин до 500 тыс. руб. в пользу более дорогих — 0,5-1 млн руб. По данным портала, в августе и сентябре по просмотрам лидировала Lada (9,9% и 10%), далее в сентябре шли Volkswagen (8%), BMW (7,4%), Ford (6,9%) и Mercedes (6,5%). Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев настроен оптимистичнее PwC и "Avito Авто" и рассчитывает, что вторичный авторынок может вырасти в 2016 году в пределах 10%.

Для дилеров "вторичка" стала альтернативой падающему спросу на новые автомобили (за январь--сентябрь на 14%, до 1,02 млн машин). В "Автоспеццентре" отмечают, что чуть меньше трети продаж машин с пробегом через официальных дилеров приходится на Москву и Московскую область, но ожидают, что в ближайшие годы эти продажи начнут расти и в регионах. Директор по маркам компании Александр Зиновьев прогнозирует, что объем продаж на вторичном рынке может "даже несколько превысить прогнозы экспертов". В "Автоспеццентре" в первом полугодии 23,5% продаж пришлось на trade-in, в "Рольфе" продажи машин с пробегом за девять месяцев выросли на 41% (в октябре — на 60%). План "Рольфа" по году — нарастить продажи "вторички" вдвое, а в перспективе довести соотношение сегментов подержанных и новых машин до "50/50". В компании замечают рост внутреннего trade-in — "обмен б/у на б/у": его доля составляет 12-14%.

А также прогнозы на год говорят о том, что в наше время автомобиль - действительно роскошь, нежели средство передвижения. Из-за кризиса дорожают также услуги автосервиса и бензин, что делает эксплуатацию очень накладной. По курсу доллара автомобили почти не поднялись в цене, чего нельзя сказать о рублях - из-за санкций российский рынок терпит упадок.

Почему дорожают машины

Экономический кризис, который происходит сейчас в России - причина подорожания не только автомобилей, но и продуктов питания, услуг, недвижимости и прочего. Водители, которые откладывали средства до «падения» рубля буквально за несколько месяцев поняли, что их накопления стали в 2 раза меньше относительно доллара. Теперь старой прежней суммы может не хватить даже на приобретение подержанной машины.

Как известно, именно курс рубля к доллару во многом определяет стоимость транспортных средств. Первое повышение цен произошло ещё в 2014 году, когда многие, несмотря на прогнозы экспертов, продолжили откладывать средства на автомобиль получше. Теперь, к сожалению, этих средств может не хватить даже на компактную бюджетную модель. Представителям рынка всё же удалось частично перенести «падение» рубля на 2015 год.

В связи с неплатёжеспособностью россиян, многие зарубежные автоцентры на территории страны прекратили свою работу. Оставшиеся же значительно подняли цены. Количество покупателей в кризис малое - их едва хватает, чтобы дилерам не работать в убыток. Ремонт и заправка автомобилей также стали проблемой. Теперь за починку, как и любые другие услуги, нужно платить в полтора-два раза больше. Цены же на бензин растут ещё быстрее, что не совсем понятно, ведь стоимость падает.

Ситуация на валютном рынке оказывает влияние на цены автомобилей

Часть водителей, которые собирались приобрести новую машину, стремятся сделать это как можно быстрее. Остальные же уверены, что через некоторое время курс стабилизируется и цены упадут. К сожалению, даже Центральный банк не может дать ответа в этой ситуации. Помимо последствий финансового кризиса, на стоимость автомобилей также влияет плата за импорт, которая поднимется с отметки 37 рублей за лошадиную силу до 41 рубля, а также ещё на 30% в 2017 году.

На сколько подорожали автомобили в 2015 году

Модели российского производства

Водители, которые собирались приобрести новый автомобиль, даже не думали, на сколько поднимется цена на отечественную продукцию. Автолюбители рассчитывали на то, что российские машины не будут дорожать и станут для них запасным вариантом. Так или иначе, в начале года цены на подорожали на 5–12%, что на практике показывает печальные результаты - даже машины за полмиллиона рублей стали дороже как минимум на 25 тысяч рублей.

В марте 2015 года произошёл очередной скачок цен, что привело к подорожанию ещё на 10–45 тысяч. Это коснулось только тех автомобилей, которые были выпущены в 2015 году, так как производителям нужно было получить прибыль. Так, Lada Largus, которая подорожала больше всех, стала стоить не 412 тысяч рублей, а 457.

Помимо ВАЗ, подорожали и остальные марки. УАЗ, например, поднял цены трижды за год. Линейка Hunter стала дороже на 8,1%, Patriot - на 7,7%, а Pickup - на 14,1%. В среднем отечественные автомобили подорожали на 13%.

УАЗ также повышают цены

В 2015 году существенно сократились продажи наших автомобилей - примерно на 30%. Учитывая, что их производство не обходится без применения импортных технологий и агрегатов, цены также подвержены изменениям вслед за курсом рубля к доллару.

Зарубежные автомобили

По сравнению с ростом цен на российские модели, иномарки подорожали намного сильнее. Ещё в начале года продукция зарубежных компаний стала дороже на 15–25%. Средний показатель составил 21% - и это только за 2015 год, без учёта 2014.

Подержанные модели

заявили, что увеличат цены, если рубль продолжит девальвацию, так как обеспеченные покупатели почти не подвержены кризису, а, значит, спрос будет. Аналогичным образом поступят Mercedes, если евро будет укрепляться к рублю. Компании, выпускающие бюджетные модели, в ближайшее время цены повышать не собираются. В отличие от дилеров, им это не выгодно. Большинство дилеров будет удерживать цены до осени 2016 года - это будет первая волна за год.

Часть российских компаний открыто заявила, что замораживает производство - им невыгодно работать в таких условиях. Многие заводы сокращают количество рабочих мест, увеличивая нагрузку на оставшихся сотрудников. Автолюбители могли заметить, что предложение популярных линеек на рынке стало меньше - объёмы производства сокращаются. Крупные компании всё же допускают, что им придётся повысить цены на всю продукцию.

Рынок легковых автомобилей с пробегом в России вырос в 2016 году на 6%, до 5,19 млн единиц, реабилитировавшись после тяжелого 2015-го, когда падение спроса составило 20%. Такие данные приводятся в отчете аналитического агентства «Автостат».

Таким образом, объем рынка подержанных легковушек превысил продажи новых автомобилей по итогам года в 3,7 раза. Как писала «Газета.Ru», в 2016-м в России было реализовано чуть более 1,4 млн новых машин.

Лидерство на вторичном авторынке неизменно сохраняется за маркой Lada. За прошедший год было продано 1,45 млн отечественных автомобилей из Тольятти — это 28% от общего объема рынка. Правда, спрос на подержанные Lada, в отличие от автомобилей большинства других популярных марок, падает — на 3,6% в сравнении с 2015-м.

Наибольшим спросом на рынке пользуются модели , давно снятые с производства.

При этом большинство подержанных моделей из Тольятти интересуют потребителей все меньше, что и объясняет общее падение объемов продаж бренда. Например, «семерок» было продано на 11,7% меньше — 145,7 тыс. единиц, а спрос на «десятки» сократился на 7,6 — до 124,5 тыс. единиц.

Второй по популярности маркой на рынке в очередной раз стала Toyota. По итогам 2016-го было перепродано 590 тыс. машин — на 10,4% больше, чем годом ранее. Самые ходовые модели марки — седаны Corolla (103,7 тыс. единиц) и Camry (71,1 тыс. единиц).

На третьем месте рейтинга по брендам — Nissan. В 2016 году было продано 276 тыс. автомобилей — на 11,2% больше, чем в 2015-м. Самые популярные модели марки на вторичном рынке — Qashqai, Almera и X-Trail, однако ни одна из них, согласно отчету «Автостата», не попала в топ-25 моделей, пользующихся наибольшим спросом.

Четвертое место рейтинга заняла марка Chevrolet — 221 тыс. автомобилей (+12,6%). В первую очередь популярность бренда обусловлена растущим интересом потребителей к внедорожнику Niva, продажи которого в 2016 году составили 60,2 тыс. единиц — на 12,8% больше, чем годом ранее.

Марка заняла пятое место по объему продаваемых в России автомобилей с пробегом. За год перепродано 219,3 тыс. машин южнокорейского бренда, что на 19,6% больше, чем в было в 2015-м. Ставшая в 2016 году самой продаваемой новой иномаркой модель Solaris набирает обороты и на вторичке. За прошедшие 12 месяцев было перепродано 62,4 тыс. машин — на 53,8% больше по сравнению с 2015-м.

Модель Focus при этом оказалась самой востребованной иномаркой по итогам года — 129,3 тыс. единиц и +10,1% к предыдущему году.

Следом идут марки Volkswagen (189,3 тыс. единиц и +14,3%), Kia (175,5 тыс. единиц и + 24,1%), (160,5 тыс. единиц и +11,6%) и Mitsubishi (162,8 единиц и +6,9%).

«Большинство представленных марок (29 из 40) показывает положительную динамику рынка, но наибольший рост сохраняет китайский Lifan (плюс 34,1%). Оставшиеся 11 брендов находятся в минусе, самое сильное падение зафиксировано у отечественного ГАЗа (минус 26%)», — отмечают в «Автостате».

Как указывают в «Автостате», впечатляющую положительную динамику, помимо Solaris, показала Lada Granta. «Обе модели уже несколько лет подряд входят в число лидеров первичного рынка и теперь массово появляются на вторичном рынке, так как подходит срок смены владельца», — поясняют эксперты.

Пропал из списка моделей-лидеров в 2016 году хетчбэк Daewoo Matiz, который в течение нескольких лет стабильно попадал в десятку самых востребованных иномарок в России.

Гендиректор «ПодборАвто» Денис Еременко считает, что для роста вторичного авторынка в 2017 году есть все предпосылки, а значит, подержанные машины будут дорожать.

«Кризис на рынке новых машин продолжается, — говорит Еременко «Газете.Ru». — Цены на автомобили растут, как из-за курса рубля, так и из-за заградительных мер, вроде обязательного оснащения новых моделей системой ЭРА-ГЛОНАСС. В итоге потребители на время отказываются от приобретения новых автомобилей и приходят на вторичный рынок. Здесь ценообразование напрямую зависит от спроса: чем он выше, тем дороже стоят машины».

Собеседник отмечает, что на российский вторичный рынок возвращается фактор сезонности. «В 2015-м и начале 2016-го не было традиционного роста и снижения спроса, связанных с сезонностью, — поясняет он. — Но в конце 2016 года на рынке был зафиксирован спад, как и должно быть в этот период, а теперь мы ждем увеличения спроса весной».