Норма амортизации транспортных средств в году. Амортизация автомобиля — проводим расчеты

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

Амортизационные списания:

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета « ». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный . Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100% .

  • Метод уменьшаемого остатка . Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100% .

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации .

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.

Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.

Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.

Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.

Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.

Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, - это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
- авто в возрасте от 0 до 5 лет;
- авто от 5 до 7 лет;
- авто от 7 до 10 лет.

Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное . А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Совет 2: Как рассчитать амортизацию основных средств (реферат)

Расчет амортизации основных средств – одна из излюбленных тем для курсовых работ и рефератов по бухгалтерскому учету. Чтобы написать реферат по расчету амортизации правильно, необходимо хорошо себе представлять все способы расчета амортизации, каждый из которых основан на учете срока полезного использования объектов.

Вам понадобится

  • - бумага и ручка;
  • - компьютер;
  • - таблицы классификации основных средств;
  • - калькулятор.

Инструкция

Рассчитайте амортизацию при помощи линейного способа. Сначала рассчитайте норму амортизации, разделив общую объекта основных средств (на момент покупки) на срок полезного использования. Например, был куплен автомобиль, а срок его полезного использования установлен 5 лет (он относится к 3 по классификации), следовательно, норма амортизации будет 20%. Чтобы рассчитать годовую сумму амортизации, умножьте общую стоимость автомобиля на норму. Если в примере первоначальная стоимость была 200 000 рублей, то годовая норма будет составлять 200 000х20%=40 000 рублей.

Попробуйте рассчитать амортизацию основных средств методом уменьшаемого остатка. В этом случае начните с расчета нормы амортизации с коэффициентом ускорения (он установлен законодательно отдельно для каждого вида имущества). Например, если срок полезного использования 5 лет, а коэффициент ускорения

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим - микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема - определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД - это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».
Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

200 000 руб. (236 000 - 36 000) - отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

36 000 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

200 000 руб. - автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

500 руб. - перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

500 руб. - учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) - начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. - 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37-60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ - 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования - от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя - физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 - не право, а обязанность фирмы - владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России - ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.

В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.

5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам . Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца .

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.