Легковые автомобили амортизационные группы в году. Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога

Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица

В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

Группа

СПИ (лет)

Действующий ОКОФ

Класс авто

Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется.

Четвертая

Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен.

Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л.

До 01.01.17 г. большая часть легкового транспорта также относилась к 3 группе, поэтому особых изменений в этом плане для бухгалтеров не произошло. При установлении класса авто рекомендуется руководствоваться международной градацией (6 классов – мини A, малый B, низший средний C, средний D, верхний средний E, высший F).

Обратите внимание! Амортизационная группа автокрана определяется в зависимости от типа указанного оборудования. Так, краны стрелковые грузоподъемные относят ко 2 группе; краны-штабелеры к 5 группе; грузоподъемные – к 7 группе. Поскольку именно для автомобильных кранов амортизационная группа не утверждена, необходимо устанавливать срок полезного использования согласно техническому назначению подобного транспорта.

Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу? Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний "Ю-Софт", знает ответ на этот вопрос.

Термин "автомобиль представительского класса" отсутствует в Классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Нет его и в Распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров". Так как же выбрать амортизационную группу?

Определяем класс

Московские налоговики в Письме от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@ для определения класса автомобиля советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно этому документу ТС можно разделить на пять классов в зависимости от объема двигателя (см. таблицу 1). Но из классификации видно, что понять, какая машина относится к представительному классу, все равно будет сложно. Сам термин "автомобиль представительского класса" скорее обобщающий.

Таблица 1. Общероссийский классификатор основных фондов

В указанном выше Письме служба согласилась, что порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае инспекторы предлагают пользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств", согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других транспортных средств. По мнению ФНС, в каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретной машины.

Но для бухучета и не важно, что авто относится именно к этому типу машин. Главное - правильно определить амортизационную группу дорогостоящего ТС и установить срок полезного использования. Поможет в этом Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которую можно использовать для бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Для наглядности представим информацию в виде таблицы 2. Отмечу, объем двигателя указан лишь в пятой группе (3,5 л), так что этот показатель решающего значения для определения срока полезного использования не играет.

Таблица 2. Амортизационные группы

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Наименование согласно Классификации ОС

Коды ОКОФ

Свыше 3 лет до 5 лет включительно (37 - 60 мес.)

Автомобили легковые

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно (61 - 84 мес.)

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

Свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 - 120 мес.)

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса

15 3410130 - 15 3410141

Определяем группу

Из анализа кодов ОКОФ, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что легковые авто высшего класса, то есть самые роскошные ТС, должны включаться в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования автомобилей этой группы составляет от 7 до 10 лет (85 - 120 мес.). Если с этим мы разобрались, то что делать, если автомобиль подержанный?

Согласно п. п. 7 и 12 ст. 258 Налогового кодекса РФ авто, бывшее в употреблении, включается в ту же амортизационную группу, к которой оно было отнесено его предыдущим владельцем. Соответственно, исходя из этой группы определяем срок полезного использования.

Однако здесь есть одна сложность. Если этот срок предыдущим владельцем был определен неправильно, например транспортное средство было отнесено к третьей группе, то лучше исходить из того, что это основное средство пятой группы, а затем уже этот срок уменьшить на период эксплуатации у бывшего владельца. Рассмотрим ситуацию на примере.

Пример. Автомобиль стоимостью 5 млн руб. был ошибочно отнесен предыдущим собственником к третьей группе, машине был установлен срок полезного использования 3 года. Через 2 года транспортное средство продали за 3 млн руб. Оставшийся срок полезного использования - 1 год (12 мес.). Новый владелец списал 3 млн руб. за 12 месяцев, по 250 000 руб. в месяц.

При налоговой проверке было установлено, что изначально автомобиль должен был относиться к пятой группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Тогда новый владелец обязан списывать его стоимость в расходы в течение как минимум 5 лет, по 50 000 руб. в месяц (3 млн: 5: 12). За три года, в течение которых налоговики вправе проводить проверку, набирается немалая сумма занижения базы по налогу на прибыль - 1,2 млн руб.: 3 млн - 1,8 млн (50 000 x 12 x 3). Соответственно, недоимка по налогу составит 240 000 руб. (1,2 млн x 20%). Добавим к этим цифрам штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки - 48 000 руб. Ну и пени за дни просрочки. Набегает около 300 000 руб., что составляет десятую часть стоимости автомобиля.

Приобретая дорогой представительский автомобиль, важно не ошибиться с определением амортизационной группы. Ведь контролирующие органы и так предвзято принимают расходы по дорогим транспортным средствам, поэтому не стоит давать им лишний повод для уменьшения расходов компании.

Подскажите пожалуйста, сомневаюсь к какой амортизационной группе отнести.Легковой автомобиль иностранный 2мил. рублей объем двигателя 2400, мощность 200(147), для руководителя Организации

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов и предполагаемых условий эксплуатации автомобиля. Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Согласно Классификации основных средств легковой автомобиль включен в третью амортизационную группу. Срок полезного использования объектов этой группы – свыше трех и до пяти лет включительно. Налоговым кодексом РФ регулируется общий порядок определения срока полезного использования объектов основных средств. В частности, установлен диапазон срока, в пределах которого он может быть установлен для актива, относящегося к той или иной амортизационной группе. Конкретный срок полезного использования в пределах утвержденного диапазона предприятие устанавливает самостоятельно (при вводе объекта в эксплуатацию).

Обоснование данной позиции приведено в материалах БСС Главбух для коммерческих организаций:

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.*

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).*

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

За период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

За период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

Линейным способом;

Способом уменьшаемого остатка;

Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

Срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

Предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.*

Сергей Разгулин,

Действительный государственный

Советник РФ 3-го класса

2.Справочник: Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей

Код ОКОФНаименование (характеристика) автомобиляИсключаемые коды ОКОФ

Третья амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования

Свыше 3 до 5 лет включительно

15 3410010Автомобили легковые

15 3410130–15 3410141*

3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Машины и оборудование

Добрый день! Вопросы: в 2017 году легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе? Данное имущество является льготируемым в г. Москва? Код льготы?

ОКОФ, амортизационная группа и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2017, приведены в таблице (Письмо Минфина от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124).

письмо МинФина

Департамент налоговой и таможенной политики по вопросу о порядке применения классификации основных средств в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640 для целей налога на прибыль организаций сообщает.

На основании пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств).

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Иных случаев изменения срока полезного использования объекта основных средств, ранее введенного в эксплуатацию (перевода из одной амортизационной группы в другую), положениями Кодекса не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640 в Классификацию основных средств внесены изменения, которые вступают в силу с 01.01.2017.

Учитывая изложенное, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017, следует применять Классификацию основных средств для определения срока полезного использования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.

Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации

В 2017 году налогом на движимое имущество ОС, принятое на учет после 01.01.2013 не от взаимозависимого лица и которое не было получено в результате реорганизации. Льгота устанавливалась Налоговым кодексом и применялась на территории всей России без привязки к субъектам, как это стало с 2018 года.

2018 год:

Согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 01.01.2013 (за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации организации, ее ликвидации либо от взаимозависимого лица).
Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в НК РФ введена новая статья — 381.1, устанавливающая порядок применения льготы.
Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные, в частности, в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 21.02.2018) (далее — Закон N 64) предусмотрена льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету после 01.01.2013 (п. 31 ч. 1 ст. 4 Закона N 64).
Изменения внесены Законом г. Москвы от 21.02.2018 N 4 «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций», распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018, и утрачивают силу с 01.01.2019 (ст. 2 Закона г. Москвы N 4).

В связи с этим организация, зарегистрированная в г. Москве, в отношении движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013, вправе применить льготу по налогу на имущество.

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств". В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F ("люкс", "представительский класс"):

Класс мини (А) - малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более - 1,6 м.

Малый класс (В) - малогабаритные автомобили длиной 3,6 - 3,9 м, шириной 1,5 - 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 - 4,4 м, ширина - 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) - длина 4,4 - 4,7 м, ширина 1,7 - 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) ("бизнес-класс"). Длина 4,6 - 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) ("люкс", "представительский класс"). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):

Автомобили легковые ( 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 - 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов ( 15 3410114) - такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) - ( 15 3410130) - такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования - ( 15 3410131) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса - ( 15 3410140) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).