Легкий внедорожник. Все о багги

Еще в 50-е годы нашего столетия на тихоокеанском побережье США появились необычные автомобили: без облицовки и кузова. Они лихо носились по песчаным дюнам, доставляя удовольствие своим владельцам и туристам. Как правило, это были старые автомобили без каких-либо переделок. Они получили название бич-багги (пляжная тележка) и дюн-багги (песчаная тележка). Первый такой автомобиль специально для отдыха и туризма в 1964 году построил житель Калифорнии Б. Мейер на базе агрегатов «фольксвагена». Постройка такого автомобиля обходилась сравнительно дешево, была конструктивно проста и каждый автолюбитель мог его сделать в гараже своими силами.

Вскоре эти автомобили стали спортивными для соревнований на кроссовых трассах кольцевой формы. В Европе они начали появляться в конце 60-х годов. В 70-80-е годы багги начинают получать широкое распространение и у нас. В 1979 году Федерацией автомобильного спорта СССР были утверждены регламентирующие документы «Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях».

Виды багги

1) Спортивные или спортивно-туристические. Эти багги самые популярные. К ним можно отнести:

  • Кролеры (от английского crawl (крол) – ползти; к сожалению, у нас устоялось неправильное название - краулеры). Они используются для триала – преодоления искусственных или природных препятствий, роккролинга (от слова rockcrawling – ползание по скалам).
  • Пляжные/песчаные багги;
  • Багги для ралли-рейдов.

2) Кроссовые багги.

Эти багги участвуют в групповой гонке по замкнутой (кольцевой) трассе произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.), закрытой для постороннего движения. Не допускается пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав.

Гоночное полотно должно быть очищено от камней, обработано пылесвязующим веществом и должно своевременно поливаться водой.

Длина трассы должна быть не менее 800 метров (для юниоров не менее 500 метров) и не более 2000 метров. Ширина трассы 12-25 метров. Длина прямолинейных участков не должна превышать 200 метров.

3) Военные.

Американская армия повсеместно использует багги для проведения военных действий в пустынных местностях.

Достоинства багги:​

  • Динамика;
  • Легкость в управлении;
  • Устойчивость практически на любом грунте;
  • Отличные внедорожные качества;
  • Простота в обслуживании;
  • Ремонтопригодность;
  • Легкая, но прочная рама;
  • Достаточно высокий уровень безопасности для водителя и его пассажиров, учитывая помимо рамы, спортивные анатомические сиденья с четырехточечными ремнями безопасности. Такой уровень пассивной безопасности не обеспечат ни UTV, ни SidebySide, ни другая мототехника;
  • Большой клиренс;
  • Низкий центр тяжести;
  • Относительная дешевизна сборки;
  • Доступный тюнинг и т.д.

Современное применение багги

Основной сферой использования багги являются кроссы по пересеченной местности. Но гонки не единственная область применения столь оригинального транспортного средства. Есть также багги прогулочного типа, используемые для поездок по асфальтированному покрытию. Кроме того, благодаря своей устойчивости, багги идеально подходит для любительского активного отдыха. Этот автомобиль надежен, а значит может обеспечить необходимую безопасность водителя при аварии. В силу своей способности выдерживать большие нагрузки, а также маневренности, багги отлично подходит для автотуризма. Вектор применения багги в современном мире настолько широк, что его используется даже в армиях некоторых стран, например, в Израиле, для патрулирования. Для управления багги необходимо пройти обучающие курсы. За руль туристического и развлекательного багги также можно садиться только после инструктажа.

Знакомьтесь - это багги. С детства, ещё по временам чехословацкого журнала "Мото-Ревю", я воспринимал это слово исключительно со спортивной коннотацией. Жан-Луи Шлессер на Дакаре укреплял её ещё больше. Между тем история возникновения этого класса автомобилей вполне утилитарна, да и сейчас народно-хозяйственное и развлекательное применение багги вполне широко. Интересно ещё и то, что и у нас в стране существует производство этих автомобилей, причём они являются российскими не только по месту производства, но и по конструкции и по количеству отечественных комплектующих (около 70%). Это багги Sider Condor 800.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
История возникновения багги в целом проста - это пошло из Америки 50-х. "Фольксваген Жук" облегчали, избавляясь от навесных элементов, ставили для жесткости каркас и получился юркий лёгкий доступный "проходимец". Отсюда и название - baggi, жучок. В целом машин подобной конструкции тому Жучку выпускались и в Европе (на базе Ситроена, например) и в СССР (в какой-то степени тот же ЛуАЗик). Но, современные очертания багги смогли обрести относительно не давно - когда прогресс позволил делать компактные двигатели и узлы трансмиссии (коробки, блокировки).
2

В России до некоторых пор багги был известен только как класс спортивных автомобилей. В нулевые стали появляться первые "гражданские" багги, но преимущественно китайского производства, отличающиеся плохим качеством. Это негативно повлияло на вопрос распространения багги у нас в стране. Производство же единичных багги у нас оставалось на "гаражном" уровне. В Петербурге компания "Багги центр", создала свой проект багги. С "Багги центром" несколько лет назад объединились Юрий Аршанский и Михаил Соскин. Юрий и Михаил гоняются в ралли, но желание позажигать и по выходным остаётся. Так и образовалось на сегодня единственное серийное и сертифицированное производство багги в России.

В США сейчас продажи квадроциклов и багги соотносятся как 50/50, у нас же доля багги несколько процентов. То есть перспективы дл роста огромные. Этот класс транспортных средств называется SSV (side-by-side vehicle) или UTV (Utility Task Vehicle). Отсюда и название автомобиля Sider, которое появилось относительно не давно - автомобиль почти 1,5 года выпускался под названием BFR (BFR Condor 800): Buggy Factory Russia.
3

В гражданских версиях назначения у автомобиля два - это "погонять" для адреналина и "поработать" для дела. Здесь есть прямая аналогия с квадроциклами, но багги это всё же автомобиль: управлять им привычней, не нужно иметь никаких мотоциклетных навыков, конструкция конкретно этих Кондоров намного более устойчивей на дорогах за счёт большЕй широты базы и низкую расположенного центра тяжести; уровень безопасности намного выше. О производстве и тактико-технических данных мы ещё обстоятельно поговорим, пока давайте посмотрим для кого нужна эта машина и что она может.
4

ЕЗДОВАЯ ПРАКТИКА
Садится в машину немного не удобно - мешает высокий край рамы. Зато чувствуешь себя за ней в большей безопасности. Спортивные сиденья плотно облегают тело, 4-точечные ремни позволяют ему (телу) слиться с багги в единое целое. "Ковши" регулируются "туда-сюда" и по углу наклона спинки, рулевая колонка по вылету и высоте. Зажигание включается ключом, стартёр кнопкой - он здесь, как и положено в автомобиле, электрический. Вариатор переводим из положения P в D - поехали! Две педали и руль небольшого диаметра и с приятной толщиной обода в помощь. Обзорность хорошая. А да, здесь есть ещё зеркала - я так и не заметил их в процессе.
5

Это отчасти похоже на картинг. Только на картинг по сильно-пересечённой местности. По-этому ехать на все деньги сразу не получается - ну вылетит карт в покрышки, ерунда. А тут кусты, деревья, косогоры, закрытые повороты. В поворотах Кондор слушается руля идеально. Он очень маневренный, а низкий центр тяжести (что характерно не для всех багги, заметим) позволяют не опасаться за перевёртыш. Впрочем я опасался не перевернуться - здесь мощные дуги и 4-точечные ремни безопасности, а улететь в кусты. Что тоже не страшного для машины, но вдруг ветка вонзится куда не надо в тело - кузов всё же полуоткрытый.
6

На бездорожье он может если не всё, то очень многое. Никакой самый олдскульный внедорожник не способен на такое. И это ещё и на скорости.. Конечно, для гонок вообще и тем-более по пересечённой местности нужны и особые настройки и желательны отдельные амортизаторы. Всё это можно дополнительно поставить в рамках "спорт-пакета" и тем более самим.
7

Ходы подвесок (41 см) великолепны, параллельные рычаги обеспечивают постоянный контакт колёс с дорогой и позволяют не смотреть на дорогу вообще. Обнаружив впереди дорогу сплошь покрытую многочисленными глубокими бороздами колеи, хотел было объехать, как-то помягче с краю. Глупости - едешь просто вперёд. Не важно это вообще. Клиренс 36 сантиметров.

Здесь установлен электроусилитель руля от Калины, но со временем понимаешь, что это не мешает. Так же как и мягкая педаль тормоза. 45 градусные подъёмы жучок берёт играючи - успевай включать понижайку. Подвеска очень комфортная, никакой зубодробильности нет - однако, это в большей мере заслуга нештатных амортизаторов. Конкретно на этом экземпляре установлены довольно дорогие (несколько сот тысяч рублей) амортизаторы, которые даже не включены в "спорт-пакет".
8-9-10

Машина очень легка в управлении. Вариатор идеальный вариант трансмиссии для такого случая так как обеспечивает постоянную связь без разрывов. Мы катались на сухом пыльном треке, грязного бездорожья не было. Но, буераков, крутых подъемов/спусков, разбитой дороги и резких поворотов в избытке. За неделю до этого здесь проходили спортивные соревнования, на них была и грязь, но всё не успело высохнуть, поэтому испытать блокировку и понижайку не удалось.
11

Юрий прокатил по трассе, так что дух захватывает. "Не на все же "деньги" ехал?" - спрашиваю. "Нет, процентов на 40" - отвечает. Преувеличивает, конечно. Трасса изобилует слепыми поворотами и большим количеством разных дорожек - но, Юрию и Михаилу безусловно знакома на зубок.

Самому за рулём, пусть и на порядок медленнее интересней. Да, вот здесь бы остаться на пол-дня-день, по изучать трассу и "вваливать"! Захватывает! Что там картинг - плоский как стол. По сравнению с квадроциклом ощущаешь себя намного безопасней и уверенней - риска вылететь или перевернуться на ровном месте вообще нет.
12

ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А вот как собирают эти автомобили. В основе трубчатая рама. Да, на фото рама не Кондора. Это рама перспективного военного-утилитарного багги. Более высокая посадка, больше багажник. Для лесников, егерей, фермеров. А так же военных. Вообще на военных особый расчёт - оборонзаказ позволил бы получить стабильный сбыт и средства на НИОКР. Военным тоже плюс - Путину уже показывали совсем не давно милитаризированные квадроциклы. А багги удобней, безопасней, грузоподъемней и универсальней. Для его управления не нужно дополнительно обучать бойцов навыкам мотоезды. Автомобильные "права" имеют несравненно большее количество людей. В ВС США багги стоят на вооружении. Да, что там США! Смотрели "Транформеры?" Там военные с гадами на багги сражались.
13

Низ этой перспективной рамы полностью идентичен Кондору. Вес рамы Кондора с рычагами подвески 140 килограмм, общая масса снаряженного багги 550 кг.
14

Рамы изготавливают из холоднотянутых стальных труб. Марка стали "20", производство российское.
15

Трубы режут, зачищают, обрабатывают,
16

а потом гнут на трубогибочном станке с ЧПУ.
17

Получаются вот такие вот отрезки - заготовки.
18

Которые устанавливают на стапель, фактически построив будущий каркас.
19

Остаётся только сварщику сварить места стыков и готово. Далее каркас поступает на окраску и в сборочный цех. Завод где собирают багги выпускает ещё и другую продукцию - металлические шкафы для электрооборудования, павильоны, дорожные знаки. Здесь много прецизионных металлорежущих и обрабатывающих станков на которых так же изготавливают отдельные детали для багги - различные кронштейны и прочее.
20

Сейчас завод выпускает до 1 багги в день. План на этот год около 250 автомобилей. В Сборочном цеху на покрашенную раму навешивается и устанавливается всё оборудование. Организация сборки не конвейерная, стапельная по-этому можно видеть машины в разной степени собранности.
21

Приборная панель. Справа расположены переключатели режимов работы трансмиссии.
22

Цифровой индикатор это спидометр, одометр, показатель режимов работы трансмиссии, топливомер и др. В статике видно всё наглядно, но в движении наоборот, ничего не разобрать. И вообще я противник центрального расположения приборной панели.
23

Педальный узел удобен. Широкая тормозная педаль позволит управлять ей и левой ногой. При классической же техники педалирования для левой ноги есть удобная широкая площадка.
24

Сердце багги и геморрой производителя - V-образный двухтактник, который с 800 кубов выдаёт 65 л.с. (или 75 за дополнительную плату). Нет, двигатель всем хорош - это копия австрийского Rotax китайской компании ODES. Но, всё портит логистика - 4 месяца ожидания поставки и 30% от стоимости багги замороженных средств. Это сейчас и лимитирует производство. В ближайшей перспективе освоение вазовского двигателя.Увы двигателей и трансмиссии для квадриков и багги никто у нас в стране не производит.
25

Трансмиссия состоит из канадского вариатора CVTech.
26

На задней оси кулачковый самоблокирующийся дифференциал, подключаемый передний привод (кардан от Жигулей), передний мост оснащён принудительной межколёсной блокировкой. Межосевого дифференциала нет. Серьезный проходимец.
27

Подкапотное пространство. ДВС имеет водяное охлаждение.
28

Топливный бак рассчитан на 30 лет АИ-92.
29

Аккумуляторная батарея 12 вольт расположена с левой стороны.
30

Все тормоза дисковые, подвеска состоит из двух параллельных А-образных рычага. Передний межколёсный диф с принудительной блокировкой.
31

Навесный панели из пластика ранее изготавливали сами, но сейчас это грязное производство отдали на аутсорсинг.
32

Задняя оптика светодиодная.
33


34

Есть багажник объёмом 100 литров.
35

А это старый спортивный багги. Одноместный спортивный снаряд. прям как из "Мотор-Ревю".
36

Боевой багги одного из покупателей пришёл на ТО. "багги центр" осуществляет ТО и ремонт своей продукции.
37

ПЕРЕВОЗКА И ВЛАДЕНИЕ
Sider регистрируется в Гостехнадзоре как мотовездеход. Для управления им нужно удостоверение тракториста-машиниста, с категорией АII. Если "автоправа" у вас есть, то обучение не требуется - сразу можно сдать экзамен на теорию, вождение и первую помощь. И ещё ОСАГО. Всё,можно ездить почти по всем дорогам. Расход топлива умеренный 6-7 литров на 100 км в обычном дорожном режиме. Но, лучше багги всё же перевозить в прицепе.
38

ЧТО ПОЧЁМ?
Базовая комплектация стоит 905 000 рублей. Есть масса способов её увеличить, например поставив лебёдку (27 тыс.), запаску (16 тыс) и др. Самое дорогое это спортивные амортизаторы за 110 000, впрочем подбор амортизаторов в автотюнинге одно из увлекательных бесконечных и бездонных занятий.
Такая стоимость вполне себе, что называется "в рынке". Иностранные багги компаний типа Polaris аналогичных характеристик заметно дороже. При этом Sider это тот случай, когда за российское происхождение не нужно делать никаких скидок. Надёжность машин на уровне аналогичных иномарок (со слов "Багги центра"), а ездовые качества очень высокие (по многочисленным тестам единодушно это отмечабт все).
39

Благодарю , Михаила Соскина, Юрия Аршанского и Евгению Дядюн (слево направо) за экскурсию, рассказ и тест-драйв;

Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического института имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за пределами республики. Оригинальные снегоходы, транспорт на воздушной подушке, ранцевый аэродвижитель и другие разработки, о которых не раз рассказывалось в «М-К», неизменно привлекают внимание специализированных организаций.

СКБ существует уже почти четверть века. Сегодня это мощное научно-экспериментальное подразделение института, здесь ведутся исследования по целому ряду актуальных проблем, а главное, СКБ обеспечивает массовое привлечение студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Сейчас в нем семь групп, каждая разрабатывает «свою» тематику.

Организованное 4 года назад СКБ-7, специализирующееся на конструировании, изготовлении и испытании спортивных кроссовых автомобилей - багги, - самое молодое студенческое объединение института. Первые две машины с маркой МПИ появились на свет весной 1984 года и сразу взяли успешный старт: автоспортсмены политехнического В. Щеглов и В. Ершов заняли ряд призовых мест в крупнейших соревнованиях года. Одержанные победы во многая определены удачной конструкцией машин - тем, что было заложено в их схеме еще при проектировании. Рассказать о багги МПИ мы попросили руководителя СКБ-7 Вячеслава Михайловича ЩЕГЛОВА.

(правые рычаги подвесок условно не показаны):

1, 2 - дуги безопасности,

3, 4 - кронштейны крепления двигателя,

5 - защитный каркас силового агрегата,

6 - ушко ограничителя заднего рычага,

7 - усиление рычага,

8 - рычаг задней подвески,

9 - съемный отбойник,

10 - поворотный кулак,

11 - нижний рычаг передней подвески,

12 - верхний рычаг передней подвески,

13 - амортизатор.

Единые технические требования и конструкторский опыт многих коллективов по логике вещей давно должны были привести к выработке некой «идеальной» схемы багги. Но вряд ли среди прибывших на любые старты машин вы и сегодня найдете две одинаковые. И неудивительно: каждому коллективу, если он по-настоящему творческий, присуще нечто свое, особенное, да и возможности у всех разные.

Надеемся, что наш опыт пригодится прежде всего молодым спортивным коллективам. По существующей ныне классификации багги МПИ относятся к 1-му классу и построены из наиболее доступных агрегатов и узлов, входящих в комплект, поставляемый ДОСААФ. Этот силовой агрегат позволяет спроектировать отличную кроссовую машину. Его заднее расположение обеспечивает загрузку ведущих колес, что очень важно для автомобиля такого типа. Ни форсирование двигателя, ни снижение общего веса конструкции заметно не изменят динамики разгона, если нет надежного сцепления ведущих колес с опорой. Но и перегрузка задней оси нецелесообразна: станет хуже управляемость и продольная устойчивость из-за ослабления сцепления передних колес с дорогой. У нашей машины распределение веса на переднюю и заднюю оси составило 40 и 60%. Такое соотношение, по нашим расчетам, близко к оптимальному. Кроме того, задняя установка двигателя позволила более удобно расположить водителя, чем в багги с классической трансмиссией. Сиденье размещается точно по продольной оси и в соответствии с выбранной развесовкой смещено вперед. При таком положении водитель управляет машиной точнее, а на поворотах с заносом - перемещается по меньшему радиусу.

1 - нижний рычаг,

2 - лонжерон, труба 42X2,5,

3 - поперечная балка,труба 42X2,6,

4 - рычаг задней подвески,

5 - кронштейн амортизатора,

6 - ушко ограничителя,

7 - кронштейн двигателя.

Рама - это сварной трубчатый каркас. При его изготовлении использовались трубы из доступных конструкционных сталей: на основной каркас, дуги безопасности и основные несущие элементы подвесок балки - трубы размером 42X2,5, на боковую защиту- 35X2,2, а на остальные, менее нагруженные элементы (защита силового агрегата, отбойники, кронштейны крыльев) - размером 32X2.

Сборку рамы начинают с нижнего каркаса. В передней части к его коротким продольным трубач привариваются кронштейны нижних рычагов передней подвески, а к поперечной балке с противоположной стороны- кронштейны рычагов задней подвески и ушки передней опоры силового агрегата. От геометрической точности сборки всех элементов нижнего каркаса зависит работа узлов ходовой части, поэтому сварку ведут на стапеле из стальных швеллеров. Затем к каркасу привариваются две П-образные дуги безопасности. Соединенные на верхнем и среднем уровнях продольными трубами, а на нижнем поперечными, они образуют жесткий каркас. Передняя часть рамы имеет клиновидную форму. Размеры ее позволяют разместить рулевой механизм, педали управления и топливный бак. На невысоких стойках этой части рамы приварены кронштейны верхних рычагов передней подвески, а между ними на лонжероне - опорные ушки крепления амортизатора. Часть рамы за задней дугой безопасности служит для крепления и защиты силового агрегата.

1 - двигатель,

2 - кронштейн двигателя,

3 - рычаг управления коробкой передач,

4 - защитный каркас,

5 - выпускная система,

6 - удлиненная полуось.

Подвески автомобиля - независимые. Передняя на треугольных поперечных рычагах, сваренных из стальной трубы 28X2,5. Нижние рычаги усилены продольной перекладиной и имеют кронштейн для крепления амортизатора. Установка на раму - через стандартные резинометаллические сайлент-блоки. Шаровые опоры и поворотный кулак «жигулевские», но ось кулака проточена под размеры оси «Запорожца», так как от этого автомобиля взяты ступицы колес.

Задняя подвеска монтируется на стандартных продольных рычагах ЗАЗ. На их концы наварены усиливающие стальные пластины толщиной 4 мм. К ним же крепятся кронштейн амортизатора и ушко подсоединения ремня-ограничителя максимального хода рычага.

К ходовой части кроссового автомобиля предъявляются высокие требования. Основная задача подвесок - максимально обеспечить контакт колес с землей в тяжелых условиях движения и эффективно гасить возникающие колебания. На багги МПИ рычаги передней и задней подвесок оснащены гидропневматическими амортизаторами авиационного типа, обеспечивающими работу при максимальном ходе 240 мм передних и 300 мм - задних колес. Но вполне удовлетворительно здесь ведут себя и более доступные пружинно-гидравлические амортизаторы с пружинами от передней подвески ЗАЗ и амортизаторами от грузовых автомобилей.

1 - ступица колеса,

2 - поворотный кулак,

3 - шаровая опора,

4 - верхний рычаг,

5 - тормозной шланг.

Механизм рулевого управления - реечный. Он легче и компактнее червячного, имеет меньшее передаточное отношение (1: 10) и потому удобнее для спортивного автомобиля.

У двигателя ЗАЗ-968 в стандартном исполнении мощность 40 л. е., однако ее можно увеличить на 30-50%. Приемы форсировки стандартные. Поршни с шатунами подгоняют по массе. Балансируют коленчатый вал с маховиком и сцеплением в сборе. Улучшают наполнение цилиндров горючей смесью. Для этого впускные и выпускные каналы в головках цилиндров и патрубках тщательно зачищаются и полируются. Стыки соединений головки с коллекторами проверяют на отсутствие «ступенек». Из применяемых на ЗАЗ-968 карбюраторов советуем выбрать ДААЗ-2101-20 - он проще в регулировке. Настройте его на слегка переобогащенный состав: чтобы двигатель работал без «провалов» и быстро раскручивался. Следует уделить внимание и системе очистки воздуха, контролируя состояние воздушного фильтрующего элемента ВАЗ. При соревнованиях в сухую погоду он быстро забивается пылью и ухудшает работу системы питания.

Еще один резерв форсировки двигателя - настройка выпускной системы. Известно, что резонансные явления в выпускной трубе можно использовать для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов. Осуществляется это подбором размеров выпускных труб. На нашей машине успешно применен один из способов типа «четыре в одну». Он рассчитывается по эмпирической формуле и уточняется опытным путем. Подробно об этом можно прочитать в книгах: Назаров М. М. Специальные кроссовые автомобили - багги. М., ДОСААФ, 1980; Морозов К. А., Черняк Б. Н., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. М-, 1971.

Стандартная коробка передач для кроссового автомобиля непригодна. Четвертой передачей в гонке пользоваться практически не приходится, а интервал передаточных отношений между второй и третьей слишком велик. Поэтому мы установили шестерню третьей передачи вместо четвертой, а вместо третьей - самодельную прямозубую зубчатую пару. Усовершенствованная коробка имеет следующие передаточные отношения: 1-3,8, II-2,118, III-1,75 и IV - 1,409.

1 - ограничитель,

2 - кронштейн амортизатора,

3 - рычаг подвески,

4 - полуось.

Широкая колея повысила устойчивость машины, но вынудила удлинить полуоси. Чтобы они при крайнем нижнем положении рычагов не вышли из зацепления с главной передачей, ход рычагов подвесок ограничили прочными брезентовыми ремнями. Такие же ограничители установлены и в передней подвеске.

Диски, ступицы и тормозные щиты «Запорожца» использованы без изменений. Покрышки - либо от «Волыни» (ЛуАЗ), либо специальные - НК-9. Последние обеспечивают надежную тягу при движении по грязи и при этом хорошо самоочищаются, однако па сухом покрытии требуют от водителя большей сноровки: из-за уменьшения пятна контакта машина несколько хуже «держит дорогу».

Обшивка рамы дюралюминиевыми листами выполняет не только декоративную и защитную роль. Она служит и силовым элементом конструкции. Листы обшивки водительского отделения, боковины, передняя и задняя перегородки, а также дно крепятся к трубкам каркаса на алюминиевых заклепках. Это повышает жесткость рамы. Толщина листов обшивки на дне 1,5 мм, по бортам - 1,0 мм, остальные элементы из листа 0,8 мм. Для большей жесткости листы зигуются. Соединять обшивку на заклепках дольше и труднее, чем болтами, зато такое крепление более надежно и не разбалтывается от тряски. На болтах крепится к своим трубчатым каркасам лишь обшивка крыльев: здесь важнее простота ремонта или замены при случайном повреждении. По той же причине сделаны съемными трубчатые отбойники, закрепляемые вдоль бортов машины.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БАГГИ МПИ:

База, мм - 2300

Колея, мм:

передних колес - 1530

задних колес - 1500

Дорожный просвет, мм - 250

Мощность двигателя л. с. - 60

Масса, кг - 450
Распределение массы-по осям, % - 40/60

В идеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

История

Впервые багги появились в 1950-е годы в США . Для изготовления первых багги обычно использовались вышедшие из употребления автомобили Фольксваген Жук . От уменьшительной формы американского названия Фольксвагена "Жука" - Volkswagen Bug и произошло название "buggy", то есть "жучок". С автомобиля снимались кузов, двери и крылья, в качестве несущей структуры устанавливалась облегченная рама или стекловолоконный кузов, или оставлялась урезанная версия штатного кузова. Благодаря проходимости и прочности шасси "Жука", его высокому дорожному просвету , отсутствию радиатора, заднему расположению двигателя этот автомобиль идеально подходил для производства багги. Также способствовала популярности и вседоступность этого автомобиля.

Многие любители багги устанавливали взамен штатного двигателя "Жука" 6-цилиндровые двигатели от Chevrolet Corvair . С использованием турбонаддува мощность могла быть увеличена до 180 л.с. Стихийные соревнования стали иногда вырастать в грандиозные автокросс-шоу. Популярность багги росла и вскоре перешагнула границы США. В Европе выпуском этих машин занималась итальянская компания Autozodiaco.

Багги в СССР

В начале 1970-х годов первые багги появились и в СССР . В них можно было узнать серийные легковые автомобили тех лет - «ГАЗ-69 », «Запорожец », «Москвич », «Жигули ».

В 1972 году группа студентов (ТПИ) в инициативном порядке приступила к разработке проекта собственного кроссового автомобиля. Так началась история СКБ «Багги». Первенец, получивший обозначение Б-2901, представлял собой двухместный спортивно-туристический автомобиль , созданный на базе «Жигулей» и имевший ту же схему: двигатель - впереди, ведущие колеса - задние (для увеличения загрузки последних двигатель, водитель и пассажир были смещены назад); устанавливался и небольшой багажник . Эта машина увидела свет в 1975 году и была первой в Тольятти . На ней применили пространственную раму, из труб, к которой приваривались дуги безопасности и крепились стеклопластиковые и алюминиевые панели кузова. Позже это стало характерной особенностью всех багги. Ход подвесок увеличили до 120 мм. Благодаря тщательной проработке вес Б-2901 составил 750 кг - значительно меньший по сравнению с другими аналогичными машинами.

Дебют багги ТПИ на кроссе «Серебряная ладья » оказался удачным. Вот что писала об этом газета «Волжский комсомолец»: «Стартовали студенты вместе с участниками автокросса - профессиональными гонщиками. Смотрелся диковинный автомобиль рядом со сверкающими „Жигулями“ и „Волгами“ довольно невыигрышно. Но, когда дали старт, зрительские симпатии сразу переметнулись к студенческой машине. На трудной трассе она показала все свои достоинства - устойчивость, высокую проходимость, манёвренность, скорость».

Настоящее время

В настоящее время массовая популярность багги упала - связано это, в первую очередь, с распространением квадроциклов . Сохранившиеся образцы основного донора агрегатов - Volkswagen Beetle - зачастую сами по себе представляют немалую ценность. Изготовление багги является сейчас в основном предметом технического творчества. Используются при этом как правило, детали внедорожников . Иностранные фирмы также выпускают детали для самостоятельного изготовления багги - стеклопластиковые кузова, стекла, светотехнику, обвесы, дуги безопасности и др.

В спорте

В спортивных багги также постепенно выделилось несколько классов:

  • багги для трофи рейдов - максимально облегчённые полноприводные багги как правило построенные на базе внедорожников для преодоления участков практически полного бездорожья, способные преодолевать неглубокие водные объекты;
  • пляжные багги - комфортабельные лёгкие багги для передвижения в основном по относительно ровным песчаным поверхностям;
  • краулеры - специальные багги для участия в соревнованиях по триалу (преодоление препятствий, как правило в виде скал и искусственных препятствий).

Военное применение

Армия США использует при патрулировании и ведении боевых действий в пустынной местности легкий транспорт DPV (en:Desert Patrol Vehicle) и LSV (en:Light Strike Vehicle) соответственно, построенные по схеме классического багги.

Фильмы

  • Как раз в фильме Трансформеры , в битве при Минш-сити военные ехали на четырёх багги с пулемётами. И на одном внедорожнике .

См. также

Ссылки

  • Багги - вчера и сегодня
  • О багги в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube
  • Project-T3 - фото соревнований на багги
  • Багги планс - схемы и чертежи багги для хобби, примеры готовых машин
  • чертежи багги - чертежи багги, схемы компоновок, американская и европейская школа.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

«Легкие тележки», то есть изношенные и переделанные автомобили, освобожденные почти от всех частей кузова, давно пользуются популярностью во многих странах. Первые для гонок по бездорожью и песчаным дюнам появились в 50-х годах 20 века в Америке.

Чем отличается багги от других машин

Общее у всех автомобилей - наличие 4-х колес, рамы, кузова, двигателя, бензобака, тормозов, водительского места и руля. Могут быть, конечно, и другие общие части. А чем отличается от своих автомобильных собратьев самодельный багги?

  • Своими руками он традиционно делается без кузова с обшивкой, дверей, капота и багажника. Корпус этой самоделки - это каркас из труб, приваренный к несущей раме.
  • Вместо лобового стекла водителя защищает металлическая сетка с мелкими ячейками, закрепленная за переднюю дугу ленточными хомутами.
  • Мини-багги своими руками делают в виде компактного легкого автомобиля. Его вес обычно - около 300 кг.
  • Чаще всего для сборки используют детали и узлы от разных марок машин: двигатель - от ВАЗа, амортизатор - от «Запорожца», детали тормозной системы - от ГАЗа, ВАЗа или «Москвича». От кроссового мотоцикла «ЧЗ» можно воспользоваться выхлопной трубой, воздушным фильтром и карбюратором.
  • Между двигателем и водительским сиденьем устанавливают огнестойкую перегородку.
  • Раму для багги своими руками (из ВАЗ) сваривают из крепких стальных труб.
  • Рулевое колесо можно использовать от гоночного карта.

Как понятно из приведенного неполного списка, багги - особенная модель, собранная, как конструктор, на самодельной укрепленной раме из приспособленных узлов разных автомобильных моделей. Многие детали для этой машины умельцы изготавливают самостоятельно.

Что нельзя устанавливать на самодельные автомобили

Любой автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности и определенным принятым в государстве стандартам. По существующим требованиям КиТТ, для сборки багги запрещено применять:

  • покрышки от тракторов и сельхозмашин;
  • протекторы с механическими повреждениями и восстановленным рисунком;
  • все противоскользящие средства: цепи, шипы или браслеты на шинах.

Что необходимо иметь на багги для безопасности

Можно, конечно, сесть на "Джип" и погонять по степям и оврагам. Есть и такие соревнования для владельцев кроссоверов. Можно, не заморачиваясь, ездить тихонечко на старом изношенном "Жигуленке", ожидая каждую минуту, что вот-вот какая-то деталь "полетит". Адреналин и экстрим этими действиями будет обеспечен вполне!

Те, кто любит экстремальную езду на самодельной машине в безасфальтной зоне, кто увлечен идеей сделать самостоятельно, являются поклонниками багги. Своими руками как сделать эту машинку? Что будет лишним, а что необходимо иметь «на борту»?

  1. Обязательно нужно иметь ремни безопасности с четырьмя креплениями в разных точках.
  2. 3-хкилограммовый огнетушитель устанавливается с правой стороны от водительского места. Один из патрубков направлен в сторону водителя, другой - на двигатель. Запустить систему огнезащиты можно от двух рычагов. Один из них установлен снаружи на главной предохранительной дуге, другой доступен водителю.
  3. Двигатель и бензобак, установленные в задней части рамы, обязательно отделяют от водительского сиденья перегородкой из огнестойкого материала.
  4. Багажник на спортивном багги - совершенно лишняя деталь.
  5. Водитель на гоночных соревнованиях должен быть в шлеме.
  6. Требования КиТТ рекомендуют устанавливать на самодельный багги своими руками габаритные и стоп-огни, звуковой сигнал (включается кнопкой).
  7. Водительское сиденье следует оборудовать подголовником.
  8. С задней и передней стороны рамы должны быть приварены проушины диаметром около 4 см для обеспечения буксировки.
  9. Руль и приборную панель нужно устанавливать на удобном для управления багги расстоянии.

Просто ездить или участвовать в гонках?

Существуют две разновидности и возможности сделать багги своими руками: чертежи спортивных и туристских машин. Характеристики спортивных мини-кроссоверов не очень сильно отличаются от ходовых качеств туристических самоделок. Кроссовики ставят на трубчатую усиленную раму. по пересеченной местности тоже должны обладать устойчивостью, маневренностью и легкой управляемостью. Туристский автомобиль делают с пассажирским местом, для гонок - одноместный багги. Не предназначенную для гонок машину «одевают» в корпус.

В каких соревнованиях участвуют на гоночных самоделках

  • Спортивные чемпионаты и первенства России по гонкам на машинах типа «Багги» дают возможность участия в соревнованиях подросткам и взрослым.
  • На автомобиле, предназначенном для гонок по сложным природным ландшафтам, можно с успехом участвовать в различных соревнованиях по подъемам и спускам с холмов, по зимнему и летнему слалому, фигурному управлению.

Что выбрать: купить готовый автомобиль или построить своими руками

Некоторые автозаводы давно наладили выпуск спортивных с упрощенной моделью кузова и туристских или прогулочных видов багги. Своими руками как сделать эту машину? Это возможно, но проще и быстрее купить готовое транспортное средство. Однако многие гонщики делают машину под себя, учитывая свои особые требования к модели. Для гоночного автомобиля крепкая рама - это не просто база для установки общей конструкции. Рама багги - это надежный каркас для защиты водителя в моменты опрокидываний и столкновений.

Основные характеристики багги

Гонки на багги давно уже превратились в автомобильный спорт, который носит название «автокросс». Машины, отличающиеся простотой в управлении, легким весом, устойчивостью к переворачиваниям, имеют мощные моторы, повышенную маневренность и возможность быстрого набора скорости. Значения характеристик и способностей, приведенные ниже, пригодятся вам, если вы соберетесь делать багги своими руками. Как сделать лучший автомобиль для себя? Просто подберите детали, и вы получите авто с параметрами:

  • двигатель мощностью в 33 л. с.;
  • максимально развиваемая скорость - около 80 км в час;
  • вес - около 300 кг;
  • радиус разворота - 2,5 м;
  • независимая подвеска переднего моста;
  • независимая подвеска заднего моста;
  • с приводом на все колеса;
  • амортизаторы, совмещенные с упругими элементами;
  • длина - 2,5 м;
  • высота - 1,3 м;
  • ширина - 1,4 м.

Как сделать крепкую раму для багги

В конструкции рамы используются стальные цельнотянутые бесшовные трубы. Нужно брать изделия с наружным диаметром в 25-30 мм. Толщина стенки заготовленной трубы - 2 мм. Для получения гладкого сгиба (без складок и заломов) разрезанные на нужные отрезки трубки плотно набивают песком. С помощью паяльной лампы или газовой горелки нагревают места предполагаемых сгибов будущей рамы. С помощью струбцин и жестких стапелей получают нужные формы деталей. Все части сверяются с шаблоном, корректируются и подгоняются под нужные размеры.

Прихватываем сваркой подготовленные фрагменты рамы багги. Своими руками как сделать крепкий каркас для машины? Подготовительный шаг позволит увидеть и устранить недостатки и нечаянные ошибки. Затем все правильно и плотно установленные элементы рамы окончательно закрепляются. Нужно следить за полной и качественной приваркой всех швов по всему периметру конструкции.

Двигатель устанавливают на подрамник, прикрепляемый к основной раме резиновыми втулками (для гашения вибрации).

Как собрать багги своими руками? Создание мини-багги начинается с плана и анализа подробной установки узлов машины. Заканчивается этот процесс пробным запуском двигателя. Все работает? Можно ехать! Счастливого пути!