Какое масло заливать в механическую коробку передач. Какое масло выбрать для механической коробки передач Можно моторное масло добавить в коробку передач

Владельцы нередко сталкиваются с необходимостью смешивания масел и технических жидкостей. Как правило, сложности возникают в процессе замены или долива как моторного, так и трансмиссионного масла.

Что касается трансмиссии, автолюбители в ряде случаев интересуются, можно ли залить моторное масло в коробку, мосты, редукторы и т.д. Это обусловлено тем, что современные моторные масла рассчитаны на большие нагрузки, а также содержат в себе расширенные пакеты активных химических присадок для работы в самых тяжелых условиях. Давайте разбираться.

Читайте в этой статье

Моторное масло в МКПП

Сразу отметим, что если речь идет об ( или ), в этом случае от попыток заливать моторное масло лучше сразу отказаться даже в случае критического понижения уровня жидкости в трансмиссии при различных неисправностях.

Дело в том, что такая коробка может выйти из строя или некорректно работать даже на специальных жидкостях ATF, которые не рекомендованы производителем для того или иного типа АКПП или CVT.

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

  • Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.


  • Наряду с двигателем, коробка передач функционирует постоянно, даже когда заведенный автомобиль стоит на месте. Внутри узла достаточно высокая концентрация движущихся и трущихся металлических деталей: валы, кулисы переключения передач, шестерни, подшипники. Все эти механизмы требуют смазки и охлаждения.

    Трансмиссионная жидкость, находящаяся внутри, не может быть универсальной, каждый автопроизводитель устанавливает свои допуски. Информация о том, какое масло заливать в коробку, как правило содержится технической документации к автомобилю, за исключением случаев, когда изготовитель признает МКПП необслуживаемой.

    Это вовсе не означает, что замена трансмиссионки не требуется.

    Роль масла в коробке передач

    Механическое взаимодействие деталей КПП отличается от процессов, происходящих в моторе. Производитель определяет, какое масло лить в коробку для конкретной модели авто. Одинаковый состав для двигателя и КПП может встречаться только в старых машинах, снятых с производства.

    Основная нагрузка приходится на зацепление косозубых шестерен. Такая конфигурация зубьев необходима для увеличения пятна контакта при передаче крутящего момента. В точке соприкосновения действуют две силы: давление и трение.

    Поэтому на ограниченном по площади пространстве зубьев должная быть прочная и устойчивая масляная пленка. Это основная функция трансмиссионного масла.
    Кроме того, масло в коробке выполняет следующие задачи:

    • Предотвращение задиров на точках соприкосновения металлических деталей.
    • Отвод тепла от узлов трения на внешний корпус. Дальнейшее охлаждение происходит за счет обдува воздухом.
    • Смазка подшипников качения на валах механизма коробки передач.
    • Выведение продуктов износа из точек соприкосновения зубьев шестерен.
    • Вымывание шлаковых отложений с масляных каналов.
    • Обеспечение свободного скольжения кулис переключения передач.
    • Уменьшение износа синхронизаторов.

    Характеристики трансмиссионных жидкостей

    Чтобы понимать, какую смазку нужно заливать в коробку передач, рассмотрим отличия от моторных масел.
    Сырье для изготовления основы, аналогичное для всех типов:

    1. Минеральное масло – природный материал, получаемый из нефти путем перегонки. Теоретически можно использовать растительное сырье, но для трансмиссионных масел такая основа не подойдет: слишком велика нагрузка. Такая смазка быстро теряет важные характеристики от высокой температуры. Преимущество – доступная цена.
    2. Синтетика – «высшая лига» масел для КПП. Основа синтезирована из химических элементов и не имеет аналогов среди природного сырья. Основные свойства: устойчивость к перепадам температуры, и способность работать в условиях высокой нагрузки. Для трансмиссионной жидкости подобные свойства еще важнее, чем для моторного масла. Однако за выдающиеся характеристики приходится платить высокую цену.
    3. Смешанный вариант: полусинтетика. Как видно из названия вида – образовано путем соединения минералки и синтетики в определенной пропорции (доли искусственного материала не превышает 50%). Такой состав достаточно долго сохраняет базовые характеристика масла, и не так дорого стоит (в сравнении с чистой синтетикой). Широко применяется в автомобилях, работающих на средних нагрузках.

    Доходчиво о том, что такое синтетика, полусинтетика и минералка — видео

    Кроме того, классификация SAE и API для трансмиссионных масел имеют некоторые особенности:
    Стандарт SAE определяет вязкость масла при двух ключевых условиях температуры. Рассмотрим маркировку для всесезонных жидкостей, наиболее востребованных среди автолюбителей.


    Типовая классификация по SAE для трансмиссионных масел в приведенной таблице:

    Класс вязкости зимних трансмиссионных
    масел
    Температура запуска двигателя на морозе, °С
    70W -55
    75W -40
    80W -26
    85W -12
    Класс вязкости летних трансмиссионных масел Температура эксплуатации масла
    80 20
    85 30
    90 40
    110 45
    140 50
    190 55
    250 60
    Кроме того, производитель присваивает для продукции спецификацию по API. Эта маркировка определяет степень нагрузки (механической), которую трансмиссионка выдерживает без потери свойств. Неформально, классификация API считается разделением по качеству.

    Чем выше цифра, тем лучше эксплуатационные свойства, и разумеется, цена масла. Помимо SAE и API, производитель маркирует упаковку сведениями о допуске автозавода. Эта характеристика не обязательна, в коробку заливается та жидкость, которая обеспечивает работоспособность КПП. Однако допуск автоконцерна гарантированно означает совместимость масла с автомобилем.

    Маркировка масла для механических коробок

    Трансмиссионка для механической коробки передач обозначается аббревиатурой MTF . Характеристики такой смазки обеспечивают длительную бесперебойную работу шестерней и узлов трения внутри агрегата. Настолько длительную, что в некоторых моделях авто вообще не предусмотрена замена масла в МКПП. Это не более, чем маркетинговая уловка.

    По истечении гарантийного срока вы можете «попасть» на дорогостоящий ремонт коробки. Даже если в инструкции по регламентному обслуживанию не предусмотрен интервал замены, рекомендуется заливать свежее масло (или хотя-бы частично обновлять его) не реже, чем каждые 100 тыс. км пробега.

    Кстати, несмотря на уверения дилера о необслуживаемой коробке передач, вы легко найдете рекомендуемое масло для вашего авто, с маркировкой допуска автопроизводителя.

    Маркировка масла для автоматических коробок

    Масло в автоматическую коробку передач (маркируется как ATF ) следует подбирать с особой тщательностью. Речь идет не про выбор дорогой или дешевой основы (синтетика или минералка).

    В АКПП трансмиссионная жидкость имеет несколько иные задачи. Помимо традиционного снижения трения, чистки и охлаждения узлов, жидкость является составным звеном гидравлики: с помощью ATF происходит переключение клапанов выбора передачи. Кроме того, трансмиссионка обеспечивает работу фрикционов гидротрансформатора.

    Рекомендация производителя в данном случае особенно важна. Если в механике «неправильное» масло просто ускорит износ, в АКПП некондиционная жидкость выведет из строя механизмы переключения. Последствия: непредвиденные затраты на восстановление или замену коробки передач.

    Эксплуатационные свойства масла в МКПП

    От базовых характеристик зависит не только нормальная работа механизмов коробки. Правильно подобранная вязкость трансмиссионных жидкостей позволяет продлить жизнь двигателю. При эксплуатации авто в условиях низких температур, застывшая MTF создает дополнительную нагрузку на коленчатый вал мотора. Увеличивается расход топлива, снижается мощность.

    То же самое касается неверного подбора высокотемпературной вязкости. Возможно двигателю легче работается, но коробка передач при перегреве изнашивается гораздо быстрее.
    Даже если вы правильно подобрали масло для коробки передач, есть риск приобрести контрафактный продукт.

    Как отличить подделку

    Масло, которое предназначено для массового использования, подделывается недобросовестными производителями. Чтобы уберечь себя от контрафакта, который в лучшем случае будет очищенной отработкой, не следует приобретать трансмиссионные масла на развалах у обочины, на лотках авторынков, и в любом другом месте, где продавец не может предоставить документы на товар.


    Если вам приходится покупать смазку не в фирменном магазине, то знайте, есть популярные марки масла, которые подделывают чаще всего.

    Каждый производитель разрабатывает степени защиты для упаковки:

    • Castrol. На крышке и предохранительном кольце имеются логотипы. Если на спайке крышки и кольца буквы не сходятся – канистра уже вскрывалась.
      Красная крышка имеет четко отформованные широкие ребра.
      Любая упаковка Кастрол имеет золотистый оттенок. Цвет канистр не отличается в зависимости от партии или марки масла.
    • Mobil 1. Цвет крышки и наклейки с информацией одинаковый. Мелкий текст на этикетке четко различим.
      На любом продукте есть изображение болида Формулы 1.
    • Shell. Гладка пластмасса на крышке, обязательно есть защитная мембрана на горловине. На дне упаковки выдавлено обозначение непищевого продукта.
    • Molul. Этикетка выполнена в виде книжки, при открывании вы увидите дополнительную информацию.
    • На рукоятке есть гравировка с логотипом.

    Как правильно подобрать трансмиссионное масло для коробки передач — видео

    Самый простой способ – не выбрасывайте предыдущую упаковку. Отправляясь в магазин, возьмите пустую канистру с собой для сравнения.

    Раз производители выпускают моторные и трансмиссионные масла, возникает вопрос о том, можно ли заливать моторное масло в коробку передач. Однозначного ответа «да» или «нет» на этот вопрос дать невозможно. В одном случае это возможно с небольшими негативными последствиями для деталей коробки передач. В других ситуациях это вполне приемлемо.

    Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужно хорошо изучить характеристики, как смазочных жидкостей, так и агрегатов, для которых предполагается их использование. Также играет роль сырьё, из которого они производятся и наличие присадок, улучшающих их свойства.

    Можно ли заливать моторное масло в коробку передач хотят знать многие владельцы машин с передним приводом, а также хозяева «классики». Поводом для такого интереса послужил тот факт, что в первых образцах машин с передним приводом ВАЗа заливали одну и ту же смазочную жидкость в двигатель и коробку передач. С того момента прошло уже довольно много времени, несколько изменилась конструкция трансмиссии, разработаны новые сорта моторных и трансмиссионных масел. Поэтому только после тщательного изучения характеристик и совместимости, можно получить ответ.

    В чём отличие моторного масла от трансмиссионного?

    Эти два продукта работают в совершенно разных условиях, имеют разные составы и характеристики. Могут производиться из минерального сырья, полусинтетических материалов и полностью синтетических. Также они отличаются по количеству и виду присадок, добавляемых в их состав для улучшения свойств. Выбор присадок полностью зависит от условий, в которых они работают.

    Условия, в которых приходится работать моторным маслам, гораздо тяжелее, чем для пластичных смазок или трансмиссионных жидкостей. Для моторных смазок режим работы можно охарактеризовать как «рваный». Они подвержены высокой степени нагревания, большому количеству перепадов температуры и давления. Подвергаются воздействию химических реакций со стороны различных газов, остатков продуктов сгорания топлива, небольшого количества бензина или дизельного топлива, которое может попасть в его состав.

    Такие сложные и тяжёлые условия не должны сказываться на смазках, так как они должны длительное время обеспечивать:

    • Служить уплотнителем между цилиндром, поршнями и кольцами;
    • Максимально защитить детали от появления коррозии;
    • Обеспечить отвод тепла из зоны трения.
    Подробнее читайте статью " ".

    Немного о трансмиссионных смазках

    О выборе таких смазок владельцам думать приходится гораздо реже, так как смена производится через значительный период эксплуатации машины, порой это происходит через несколько лет. Трансмиссионная смазка применяется не только в АКПП или механических коробках. Её заливают в мосты, редуктора, рулевые колонки и другие механизмы, где имеются зубчатые шестерни.

    Исключение составляют «автоматы», в которых масло выступает в качестве рабочего тела. В этих механизмах смазках должна обеспечить:

    • Минимальный износ между трущимися парами с помощью образовавшейся масляной плёнки;
    • Уменьшение потерь при трении зубчатых пар;
    • Служить теплоносителем для отвода тепла из зоны трения;
    • Удалять из обслуживаемой зоны трения, появившиеся продукты износа;
    • Исключать появление очагов коррозии в обслуживаемом механизме;
    • Снижать шум от работающих механизмов.
    Этот вид смазок не доставляет проблем владельцам машин, срок эксплуатации большой, по «карману» сильно не бьет, удобно и недорого. Однако роль их в обеспечении нормальной и безопасной эксплуатации автомобиля огромная. Для повышения качества таких масел, в них также добавляются различные присадки.

    Возможна замена или нет?

    Теперь, когда стали известны некоторые характеристики и свойства обоих видов смазок, можно поговорить о возможных заменах. Вообще-то все специалисты рекомендуют в таких случаях следовать указаниям инструкции по эксплуатации машины. Некоторые модели автомобилей с передним приводом допускают кратковременное использование моторных масел в коробках передач, но с оговоркой, что срок службы механизмов может сократиться примерно на 30%.

    Однозначно «нет» можно сказать для владельцев «классики», для которых даже замена трансмиссионной смазки ТАД на ТАП, приводит к ускоренному износу редукторов. Иногда бывает достаточно всего нескольких тысяч километров пробега, и ремонт коробки становится неизбежным. Если вдруг возникает острая необходимость доливки, можно, но при условии в самое короткое время слить смазку и заменить новой, рекомендуемой заводом изготовителем автомобиля.

    Нельзя заливать моторное масло в роботизированные коробки или вариаторы. У них высокие требования к вязкости масла, например 75W90, поэтому отнеситесь к выбору масла в такие агрегаты очень внимательно. Экономия на трансмиссионной смазке может обернуться затратным ремонтом коробки. Надеемся, что читателям стало понятно, можно ли заливать моторное масло в коробку. Это вопрос серьёзный для тех водителей, которые бережно относятся к своей машине и готовы её использовать длительное время.

    На первый взгляд кажется странным, что кто-то в принципе задаётся таким вопросом. Ведь разница между среднестатистическим моторным и трансмиссионным маслом для МКПП не настолько критична, чтобы искать экономии в столь изощрённом решении. Другое дело – автоматы. Ниже рассмотрим, можно ли в коробку заливать моторное масло.

    Моторное масло в АКПП

    Сложно даже предположить, зачем автовладелец в здравом уме станет заливать в дорогущую автоматическую коробку передач в принципе неподходящее трансмиссионное масло, не говоря уже о моторном. Порассуждаем в теории, чем чревато использование моторных смазок в АКПП.

    Смазочные материалы для автоматических коробок передач (так называемые ATF-жидкости) на самом деле более близки по своим свойствам к гидравлическим маслам, чем к моторным. Поэтому, если стоял бы вопрос об использовании «веретёнки» или другого гидравлического масла в автомате, здесь можно было подумать о какой-то взаимозаменяемости.

    Моторное масло довольно сильно отличается от ATF-жидкостей.

    1. Неподходящий температурный режим. Жидкости для АКПП даже в сильные морозы сохраняют приемлемую текучесть относительно моторных масел. Условно говоря, если масло загустеет до консистенции, например, мёда, то гидравлика (начиная от гидротрансформатора, закачивая гидроплитой) будет частично или полностью парализована. Хотя есть такие зимние масла, которые остаются достаточно жидкими и при очень низких температурах (стандарта 0W). Так что этот пункт весьма условный.
    2. Непредсказуемая работа под воздействием высоких давлений. Одним из обязательных условий нормальной работы АКПП выступает предсказуемость поведения масла под воздействием давления. Коробка-автомат – это сложнейший механизм, состоящий из разветвлённой системы гидравлических каналов. В каждом канале свои, строго нормируемые, значения давления и скорости потока. Жидкость должна быть не просто несжимаемой и хорошо передавать усилие, но и ни в коем случае не образовывать воздушных пробок.
    3. Неподходящий пакет присадок, который навредит коробке. Вопрос заключается лишь в том, через какой промежуток времени проявятся последствия. Механическая часть в АКПП работает с высокими контактными нагрузками, с которыми моторное масло на пике не справится. Задиры и выкрашивания зубьев – вопрос времени. А богатые присадки моторного масла, которые рассчитаны на 10-15 тысяч км пробега в двигателе (и в совершенно других, чем в АКПП условиях), могут выпасть в осадок. Отложения в гидроблоке непременно вызовут проблемы.

    В целом заливать моторное масло в коробку автомат можно только в качестве изощрённого и дорогого эксперимента: как долго протянет АКПП на моторном масле. Для нормальной эксплуатации в автоматическую КПП не подойдёт даже самое дорогое и технологичное моторное масло.

    Моторное масло в МКПП

    Сразу отметим, что моторное масло в коробку автомобилей ВАЗ классических моделей заливать можно. Об этом писалось даже в заводских инструкциях ранних моделей.

    С одной стороны, подобное решение было основано на недостатке хороших трансмиссионных масел в 80-е годы, когда началось массовое производство Жигулей. Смазки типа обладали повышенной вязкостью, которая была приемлема для грузовиков. Но в связке с маломощными моторами первых моделей ВАЗов большой процент мощности, особенно в зимнее время, уходил на вязкостное трение в коробке. А это вызывало эксплуатационные проблемы с авто в зимний период, такие как повышенный расход топлива, низкую приёмистость при разгоне и падение максимальной скорости.

    К тому же, конструктивный запас прочности у МКПП автомобилей ВАЗ был очень высок. Поэтому моторное масло если и снижало ресурс коробки, то не настолько сильно, чтобы это становилось критичной проблемой.

    С появлением более совершенных масел этот пункт из инструкции по эксплуатации убрали. Однако конструктивных изменений коробка не претерпела. Поэтому, даже сейчас, можно заливать моторные масла в коробку ВАЗовской классики. Главное выбирать более густые смазки, вязкостью не ниже 10W-40. Также не будет большой ошибкой, если за неимением подходящей трансмиссионной смазки долить в МКПП ВАЗа небольшое количество моторного масла.

    В механические коробки современных авто лить моторные масла нельзя. Нагрузки на зубья шестёрен в них значительно выросли по сравнению с автомобилями, выпускавшимися 20-30 лет назад. А если главная передача в коробке гипоидная, да ещё со значительным смещением осей – заливка моторных масел в этом случае полностью запрещена. Дело в отсутствии достаточного количества противозадирных присадок, что непременно приведёт к разрушению контактной поверхности зубьев передачи этого типа.