Как увеличить весы для взвешивания автотранспорта. Точность взвешивания груза: весы автомобильные

Подробности

Вес объекта определяется как его объем, умноженный на удельный вес (SG). Разница между тонной пуха и тонной свинца иллюстрирует идею удельного веса. Тонна пуха и тонна свинца весят одинаково, но имеют огромную разницу в объеме. Это потому, что удельный вес пуха значительно меньше, чем удельный вес свинца. Объем и удельный вес такого объекта, как куб из древесины, легко вычислить, поскольку он имеет правильную форму и весь состоит из однородного материала. К сожалению, нельзя сказать, что грузовой автомобиль имеет правильную форму, и нельзя сказать, что он состоит из однородного материала. Поэтому невозможно точно определить вес автомобиля путем вычислений.

Следовательно, нам придется взвешивать грузовой автомобиль , сравнивая его вес с известным набором грузов (например, граммы, килограммы, тонны) с помощью взвешивающей машины определенного типа. На рычажных весах, на одну сторону весов добавляют вес до тех пор, пока этот вес не уравновесит точно объект на другой стороне. Этот метод взвешивания считается наиболее точным при условии, что используются точные гири. Однако, чтобы взвесить грузовой автомобиль, очевидно, потребуется более крупная взвешивающая машина. Имеется несколько типов таких устройств. В некоторых весах используется сжатие пружины, с которым связано движение указателя по шкале. В других весах используются тензодатчики, дающие электрический сигнал. В других конструкциях измеряется количество вытесненной жидкости. Единственный недостаток всех этих методов состоит в том, что все они являются относительными, т.е. сравнивают взвешиваемый объект с грузом известного веса с помощью косвенных средств, таких как индикатор, циферблат, шкала или электронный выходной сигнал. Поэтому важно понимать, что никакие автомобильные весы не могут быть абсолютно точными все время. (Можно провести простой тест – взвесить один автомобиль с одинаковой загрузкой и одинаковым количеством топлива на нескольких весах, и сравнить результаты.)

Помимо проблемы фактической точности используемых весов, существует еще одна проблема, когда речь идет о взвешивании больших объектов, таких как автомобиль. Эта проблема состоит в том, что не всегда возможно, и не всегда желательно, взвешивать весь автомобиль за одну операцию. Иногда оператору нужно определить вес, приходящийся на каждую ось автомобиля. В таких случаях единственным решением является взвешивание "по частям", например, определение нагрузок на ось. Это, в свою очередь, создает ряд дополнительных проблем, которые будут рассмотрены далее.

Учет частичных нагрузок и их влияние.

Есть несколько методов взвешивания автомобилей по частям. Различия между имеющимися типами автомобильных весов описаны далее в тексте. Пока достаточно сказать, что все типы автомобильных весов делятся на две категории:

  • установленные на поверхности, т.е. передвижные весы или стационарные весы, установленные на дорожное покрытие
  • установленные под поверхностью, т.е. стационарные автомобильные весы

Методы раздельного взвешивания автомобилей на весах, установленных на поверхности, характеризуются наибольшим риском перераспределения веса, т.е. смещения центра тяжести. Мы покажем основные недостатки раздельного взвешивания на примере портативных весов.

Во-первых, нужно помнить о том, что чем ближе оси расположены одна к другой, тем больше вероятность перераспределения веса и влияния этого перераспределения веса.

Это видно еще лучше, если мы возьмем трехосный тягач в качестве другого примера. Для демонстрации перераспределения веса предположим, что 3 оси имеют независимую подвеску, и что шасси трейлера является жестким.

Единственный способ избежать такого перераспределения веса – одновременно поднять все три оси на одну и ту же высоту над землей.

Раздельное взвешивание на весах, установленных под поверхностью, с меньшей вероятностью приведет к перераспределению веса, поскольку уровень поверхности по обе стороны от весов, т.е. уровень опоры других частей автомобиля, незначительно выше или ниже уровня весов. Для этого случая, мы покажем, как может происходить перераспределение веса в фиксированных системах на примере весов, измеряющих нагрузку на ось.

Как показано выше, перераспределение веса минимально или отсутствует, если поверхность дороги имеет постоянный уклон. Однако если уклон меняется, то может происходить перераспределение веса, как показано ниже.


Дело осложняется еще и тем, что уклон – это не единственный фактор, который нужно учитывать в связи с измерением нагрузок на ось. Как показано ниже, оба автомобиля несут одинаковую полезную нагрузку, и оба автомобиля имеют допустимый полный вес, и все же один из них не отвечает требованиям.

Таким образом, мы видим, что, если у нас нет весов, которые могут взвесить весь автомобиль целиком, то существует несколько важных аспектов, которые нужно учитывать в связи с раздельным взвешиванием автомобилей, чтобы получить точные результаты и избежать наказания за нарушение требований.

Вопросы эксплуатации и парк автомобилей.

Как мы уже упоминали, если бизнес оператора постоянно связан с взвешиванием автомобилей, и если основной интерес представляет полный вес автомобиля, то платформенные весы на всю длину автомобиля – это наилучший возможный метод. Однако можно рассмотреть другие варианты.

Тип операции:

  • доставка в разные места;
  • склад;
  • грузоперевозка;
  • сбор и доставка мелких грузов;
  • работа на площадке.

Тип автомобиля :

  • двухосный автомобиль;
  • многоосный автомобиль с жесткой рамой;
  • автомобиль с шарнирно-сочлененной рамой;
  • автомобиль с шарнирно-сочлененной рамой и с динамической или самокомпенсирующей подвеской.

Численность парка:

  • большая;
  • средняя;
  • малая.

Первое общее правило состоит в том, что в случаях, когда есть относительно большой парк автомобилей или относительно большая потребность во взвешивании, стационарные автомобильные весы дадут наиболее удовлетворительный результат. Тип автомобильных весов будет зависеть от того, имеют ли автомобили оси на динамической или самокомпенсирующей подвеске. Если нет, то весы, измеряющие нагрузку на ось, будут наилучшим решением. К этой категории операций относятся распределительные базы и склады. Если число автомобилей невелико, или если потребность во взвешивании возникает редко, то можно использовать передвижные весы, даже если это склад или товарная база. Если парк состоит из двухосных автомобилей, то переносное взвешивающее оборудование тоже будет довольно удобным, если потребность во взвешивании не слишком велика.

Чем больше осей в автомобиле, тем больше смысла установить стационарные весы, измеряющие нагрузку на ось, поскольку затраты будут сопоставимы с затратами на покупку нескольких передвижных весов для взвешивания многоосных автомобилей. Если автомобили осуществляют дальние перевозки, сбор и доставку мелких грузов, или работают на площадке (дорожные работы, земляные работы, и т.п.), то наиболее эффективным средством взвешивания является передвижное оборудование. Когда доступ к другим способам взвешивания отсутствует, передвижные весы и здравый смысл, по крайней мере, позволят водителю оценить загрузку автомобиля на месте, даже если условия не являются оптимальными. Пара передвижных устройств и четыре дешевые пассивные платформы позволят экономично взвесить даже шестиосный тягач с полуприцепом. Вероятно, сильнее всего будут нагружены ведущая ось тягача и передняя ось трехосной тележки прицепа. Если сначала взвесить нагрузку на эти оси, и если эта нагрузка не превышает допустимой величины, то, вероятно, определить нагрузки на другие оси будет сложнее. В любой случае, на табличке на автомобиле указывается фактическая разрешенная нагрузка на ось. Большинство автомобилей имеют табличку производителя, на которой указан максимальный полный вес и максимальные нагрузки на оси, на которые рассчитана конструкция автомобиля. Во время регистрации транспортный департамент тоже устанавливает на автомобиль свою табличку. На этой табличке указан разрешенный полный вес и разрешенные нагрузки на оси для этого автомобиля. Если на этих двух табличках указаны разные величины, то табличка департамента транспорта имеет преимущественную силу. Максимальная полезная нагрузка автомобиля равна полному весу автомобиля, указанному на табличке, минус вес не нагруженного автомобиля, в который входит также вес топлива, инструмента, запасного колеса, воды, водителя, запасных частей. Хотя можно уверенно предполагать, что на табличке на автомобиле указан правильный разрешенный вес, нельзя уверенно рассчитывать на то, что каждый водитель будет знать максимальные разрешенные нагрузки на оси. Рекомендуется установить в кабине каждого автомобиля карточку, где будут указаны максимальные разрешенные нагрузки на оси тягача и прицепа. Эта карточка будет визуально напоминать водителю о его обязанностях и ответственности.

Заключение

Принимая решение о том, какой тип взвешивающего оборудования использовать для ваших конкретных целей, важно принять во внимание следующее:

  • предполагаемый объем взвешивания;
  • условия на площадке, на которой предполагается производить взвешивание;
  • тип взвешиваемых автомобилей;
  • какой вес нужно измерить: полный вес автомобиля или нагрузку на оси.
Помимо этого, есть дополнительные моменты, которые стоит учесть.

Цена : Цена может варьироваться в широких пределах. Различия в цене не всегда связаны с эффективностью. Часто различия в цене связаны с методом взвешивания и разными дополнительными возможностями.

Точность : Не все способы выражения точности можно сравнивать между собой. Некоторые производители заявляют, что точность их оборудования составляет +/- "x"%, другие заявляют, что точность их оборудования составляет +/-% полной шкалы. Если весы имеют точность 1% полной шкалы, и максимальный вес (полная шкала) составляет, например, 40 тонн, то это эквивалентно точности +/- 0,4 тонны. Однако это может означать ошибку +/- 0,4 тонны при взвешивании веса 20 тонн или даже 10 тонн.

Техобслуживание : В определенной степени необходимые затраты на техобслуживание зависят от конструкции и технической сложности оборудования. Однако имеет смысл выяснить, что может выйти из строя, и сколько будет стоить ремонт. Наконец, после того как мы указали на все проблемы и опасности, связанные с взвешиванием ваших автомобилей и штрафными санкциями за превышение допустимых нагрузок, короткое замечание о контролирующих органах. Они почти всегда оставляют некоторый запас на ошибку взвешивания автомобиля. Иногда это может быть целых 5%. Это не означает, что вы можете загрузить свой грузовой автомобиль до разрешенного законом веса и затем добавить еще 5%. Это означает, что хорошее взвешивающее оборудование, правильное размещение, правильная эксплуатация и правильное обслуживание взвешивающего оборудования позволяют получить уровень точности, необходимый для того, чтобы вы могли перевозить максимальные грузы без задержек и штрафных санкций.

Транспортные средства взвешивают поосно для определения соответствия полной его массы и осевых нагрузок установленным нормам. Это обусловлено тем, что превышение заданных нормативами значений становится причиной ускоренного износа полотна автомобильных дорог и повышает риски для участников дорожного движения.

Практика показывает, что у организаций, ведущих учёт продукции по результатам , систематически наблюдаются крупные недостачи. Результаты измерения полной массы автомобиля и нагрузок на каждую из осей, выполненные несколько раз на одних и тех же весах, могут отличаться весьма существенно. Особенно это касается транспортных средств с тремя и более осями.

Объясняется это достаточно просто. Группы осей на любом транспортном средстве конструктивно выполняются в виде трёхосных, либо двухосных тележек, которые с рамой прицепа или соединяются пневматической либо рессорной подвеской. В процессе движения распределение нагрузок по осям такого транспортного средства является величиной переменной, т.к. зависит от ряда внешних факторов:

  • колебания центра масс перевозимого груза;
  • рельеф дороги;
  • дефекты формы каждого колеса;
  • значения крутящих моментов, приложенных к колёсам;
  • сила трения, возникающая в подвеске;
  • режим, в котором работает пневмоподвеска и т.п.

Рассмотрим оба указанных варианта на примере последовательного (ПВ) и одновременного (ОВ) взвешивания типового трёхосного грузового автомобиля на , имеющих одну или три (во втором случае) грузоприёмных платформы. Машина имеет две задних и одну переднюю оси с рессорной подвеской.

Полная масса транспортного средства (М0) при выполнении ОВ равняется сумме, полученных в процессе измерения, осевых нагрузок (N01, N02, N03).

М0 равняется полной массе взвешиваемого автомобиля с точностью, определяемой погрешностью используемых весов, значение которой полностью соответствует полученному на для автомобилей при одновременном размещении на платформе всех 3-ёх осей.

При выполнении последовательного взвешивания в динамике измерение величин N0i выполняется последовательно.

Сумма осевых нагрузок не равна полной массе грузового автомобиля, т.е. Mn=(Nn1+Nn2+Nn3) не равно М0. Сами значения осевых нагрузок не соответствуют величинам, полученным в предыдущем измерении. Причину этого надо искать не в весах, а в элементах подвески.

Рессоры, кроме функций амортизаторов, выполняют функции направляющих элементов, которые задают курсовое положение осей полуприцепа или заднего моста. Прикреплённые к ним рычаги или реактивные тяги разгружают рессоры от горизонтально действующих сил, возникновение которых обусловлено маневрами автомобиля (торможение, разгон и т.п.). Силы трения покоя в балансире и шарнирах в совокупности с вертикальными составляющими и приводят к перераспределению нагрузок между осями, дающее разные значения при последовательных взвешиваниях.

Точно такая же картина на транспортных средствах, имеющих пневматическую подвеску.

В данном варианте нагрузки перераспределяются в зависимости от разности давлений, возникающих в пневмоподушках, моментов трения покоя в шарнирах рычагов и вертикальной составляющей сил, возникающих в амортизаторах.

Поосное статическое взвешивание автомобилей двухосных не имеет указанных недостатков.

По результатам исследований, выполненных МОЗМ, членом которой является и Россия, осевые нагрузки ТС, имеющих 3 и больше осей, в зависимости от того, в какой именно момент выполняются измерения, имеют разброс значений +/- 650 кг, что составляет порядка 7 % от измеряемой величины. А Mn = +/- 450кг, что составляет, соответственно, 1,5 %.

Нельзя использовать метод последовательного поосного взвешивания для установления массы перемещаемого груза в коммерческих целях.

В отдельных случаях обойтись именно без , невозможно. В первую очередь это касается установления допустимых нагрузок (осевых), которые ТС оказывает на дорожное полотно. С учётом налагаемых сезонных ограничений и в зависимости от геометрии установленной подвески, величина данных нагрузок не может превышать 59 – 118 кН на одну ось.

Дополнительное влияние на полученные результаты оказывает:

  • изменение уровня поверхности взвешивания по отношению к горизонтали (повышается/понижается), что влияет на технику проезда (на пониженной передаче или притормаживая);
  • наличие или отсутствие прямого участка требуемой длины перед въездом на весы, на котором можно стабилизировать параметры движения;
  • длительность эксплуатации весов и состояние дорожного покрытия на въезде.

Разброс значений Ni составляет от 50 до 540 кг, а Mn лежит в диапазоне 50-1330 кг.

Выполнить объективную оценку класса точности динамических весов и присущей им погрешности достаточно сложно. Действующие в настоящее время нормативы приняты достаточно давно, и не полностью раскрывают все требования. Например, стандарт 30414-96, даже с учётом последних изменений, внесённых 01.04.07, выводит «за скобки» большую часть требований. В частности, об измерении осевых нагрузок. Классы точности весов в данном ГОСТе определяются исключительно теми погрешностями, которые получены при определении полных масс поездов и автомашин.

Оценку класса точности и погрешности автомобильных весов для поосного взвешивания требуется выполнять исключительно по результатам проезда двухосного автомобиля, имеющего рессорную подвеску и считающегося эталонным.

Критерии выбора весов поосного взвешивания

Принимая решение о покупке весов поосного взвешивания, необходимо учитывать:

  1. Нагрузки на оси автомобилей, у которых их 3 и более, являются величинами переменными, т.к. постоянно перераспределяются из-за рельефа дорожного полотна, особенностей функционирования подвески и действий водителя. Это приводит к изменениям величины определяемой полной массы (разброс +/- 10 %). Предельные погрешности весов могут при этом значительно увеличиваться.
  2. Однократное измерение позволяет лишь точечно определить оценку значения в тот или иной момент времени. Поэтому решать, есть ли перегруз, не вводя при этом поправок в пользу водителя (примерно 10 % на осевые нагрузки и 5 % на полную массу), нельзя.
  3. «Кажущиеся» классы точности весов всегда значительно ниже реальных (при поосном взвешивании автомобилей с 3-мя и более осями). Оценка класса точности и погрешности измерений выполняется только Э2ТС (эталонным 2х-осным ТС).

В последние годы наблюдается существенный рост объёмов автомобильных перевозок, логистика полностью оформилась в самостоятельное направление бизнеса.

Всё это повлекло за собой возрастание потребностей в операциях по учёту грузопотоков, в т.ч. взвешивания на весах большегрузных.

Большегрузные автоматические весы для статического взвешивания, как правило, включаются в состав ИУС (информационно-управляющих систем), имеющихся на предприятиях.

Полученные результаты взвешивания ложатся в основу расчётов между продавцами и покупателями, используются для бухгалтерского и внутрифирменного учёта, для управления идущими технологическими процессами. Эти данные зачастую становятся основной принимаемых управляющих решений.

Другим вариантом для взвешивания автомобилей являются .

Назначение автомобильных весов статического взвешивания и область их применения

Автомобильные весы статического взвешивания предназначены для определения веса неподвижно размещающихся на них автомобилей, автопоездов, прицепов, карьерных самосвалов и т.п.

Все статические весы выполняются согласно положениям стандарта 53228-2008. Указанный ГОСТ Р введён приказом за № 739-ст, изданным Ростехрегулирования 25.12.08.

Весы указанных моделей широко используются на предприятиях всех форм собственности.

Погрешность автомобильных весов зависит от их конструкции.

Принцип работы существующих моделей

Сегодня рынок и производители предлагают широкий ассортимент таких изделий, как весы автомобильные стационарные, отличающиеся способами установки, применяемыми электронными комплектующими, конструктивным исполнением, материалом, из которого выполнена грузовая платформа.

Принцип действия у них одинаков: между неподвижным основанием и грузовой платформой размещают датчики, деформирующиеся за счёт действующей нагрузки, обусловленной весом транспортного средства, проходящего взвешивание, с выдачей аналогового сигнала на процессор, трансформирующий его в цифровой вид.

После этого информация о результатах взвешивания выводится на электронное табло или монитор ПК.

Поверка автомобильных весов осуществляется в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации

Варианты установки автомобильных весов

Установка автомобильных весов может быть выполнена в нескольких вариантах.

Вариант эстакадный. В данном случае весы приподнимаются над поверхностью дороги на 300 – 400 мм в зависимости от марки последних и оборудуются пандусами, обеспечивающими съезд и заезд транспортных средств.

В качестве основания весов в указанном случае используются ленточные фундаменты, либо бетонные блоки под каждой парой весоизмерительных датчиков. Изготовление полноценного фундамента не требуется, что удешевляет монтажные работы.

Дополнительный плюс заключается в лёгком доступе к датчикам, что упрощает обслуживание весов.

Минус. Пропускная способность несколько ниже весов, выполненных заподлицо с уровнем дороги.

Вариант фундаментный. Весы устанавливаются в приямок. Плюсы: высокая пропускная способность, экономия места за счёт отсутствия пандусов и боковых ограждений. Минус – в приямке скапливается влага.

Весы фундаментного исполнения

Вариант бесфундаментной установки.

Весы монтируются на внешнюю опорную раму, выполненную из высокопрочного металла, которая устанавливается предварительно на ровную площадку, прошедшую предварительную подготовку (асфальт, бетон, подушка из песка и щебня).

Чаще всего используется в ходе работ сезонного характера (уборка урожая) т.к. весы таких конструкций легко разобрать, переместить и собрать на новом месте.

Минус – достаточно высокая стоимость опорной рамы.

Весы бесфундаментного исполнения

Наличие и перечень дополнительных опций

Кроме стандартного набора опций, присущих статическим автомобильным весам любых конструкций, производители каждой модели стремятся реализовать в ней дополнительный набор опций, наличие которых будет являться серьёзным преимуществом в глазах покупателя. Несколько примеров.

Для расширения функциональных возможностей весов и повышения удобства работы с ними компания «ВЕСКОМ» обеспечивает свою продукцию набором дополнительных опций. Некоторые из них перечислены ниже.

Наличие системы видеонаблюдения

В комплекте с весами поставляются от 1 до 4 цветных IP-видеокамер с комплектом монтажного оборудования и режимом ночной съёмки. Вся информация выводится на экран монитора ПК оператора.

Предусмотрена передача изображения на соответствующие видеорегистраторы для его архивирования, а также через Интернет в любую точку мира, что позволяет руководителю предприятия в любой момент проконтролировать работу того или иного весового поста.

Момент взвешивания фиксируется каждой из имеющихся камер и записывается на жёсткий диск ПК. На данное фото специальным образом наносится информация, содержащая существенные параметры взвешивания, подделать её невозможно.

Перечень позиций, которые будут фиксироваться на фото, закладывается в программу и может включать: фамилию оператора, номер автомобиля, номер весов, результат взвешивания, время и дата его выполнения и т.п. в спорных ситуациях, касающихся параметров отгрузки, это фото рассматривается судом в качестве доказательного материала.

Автоматическое распознавание автомобильных номеров

Государственные номерные знаки при больших грузопотоках помогают оператору существенно ускорить работу.

Возможность удаления его рабочего места на любое расстояние от весов позволяет оборудовать его в удобном для этого месте.

Дополнительные опции:

  • осуществление взвешивания без участия оператора;
  • наличие дополнительных систем коммуникации (клиент – кассир, громкая связь с водителем, табло, дублирующее информацию для водителя);
  • оборудование для регулировки очерёдности проезда (искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, аншлаги, датчики наличия автомобиля, шлагбаумы, светофоры);
  • комплектация поставляемых весов помещением для оператора (мобильное быстровозводимое здание, размеры которого согласуются с заказчиком).

Если вы хотите сделать свои еще более функциональными, приобретите для них .

Железные весы также могут быть универсальными, т.е. они предназначены для взвешивания как подвижных, так и неподвижных составов. Подробнее об этом оборудовании читайте .

Технические характеристики, комплектация, дополнительная комплектация весов автомобильных статического взвешивания

Характеристики на примере продукции группы компаний «ФизТех»:

Весы «ВА-К»

со стороны моста, т
Разновидность модели Габаритная ширина, м
1 ось 2 оси 3 оси
«Копейка» 2,7 12 16 18
«Стандарт» 3,0 16 21 23
«Экстра» 3,2 19 25 28
«Экстра +» 3,2 33 43 48

Характеристики установленных весоизмерительных датчиков колонного типа.

Возможные способы установки:

  • фундаментный с пандусами;
  • фундаментный заподлицо с уровнем полотна дороги;
  • бесфундаментный по двум вариантам (в зависимости от типа подготовленной площадки).

Комплектация:

  • комплект модулей платформы (1 – 4);
  • комплект датчиков;
  • коробка соединительная;
  • разводка кабельная;
  • кабель (от 10 м);
  • терминал. Имеющий интерфейс RS-485 или 232;
  • «Автовес – Статика» – специализированное ПО;
  • комплект документации;
  • схема установки.

Возможная дополнительная комплектация:

  • разборные металлические пандусы;
  • межмодульные панели;
  • межмодульные усиленные панели;
  • боковая защита;
  • табло индикаторные дополнительные;
  • радиоканал;
  • БУД – блок управления дозированием;
  • ограждения боковые;
  • электропакет для зимней эксплуатации;
  • системы обогрева СО-1 и СО-2 с различными функциями;
  • устройства управления движением, позиционирования и идентификации.

Проанализировав информацию по упомянутым выше пунктам, прилагаемую производителями к каждой модели весов, покупатель сможет более взвешенно подойти к выбору той или иной модели.

Модель Предел взвешивания, т Дискретность Длина весов номинальная / фактическая, м
Количество платформ в составе весов, шт
6 / 5,9
(1)
7/ 7
(1)
9 / 8,5
(2)
12 / 11,6
(2)
16 / 15,9
(3)
18 / 17,3
(3)
23 / 23
(4)
ВА – 20 т 20 5 кг
ВА – 30 т 30 до 15 т – 5 кг
свыше- 10 кг
ВА – 40 т 40 до 30 т – 10 кг,
свыше – 20 кг
ВА – 60 т 60
ВА – 80 т 80 до 60 т – 20 кг,
свыше – 50 кг
ВА – 100 т 100
ВА – 120 т 120
ВА – 150 т 150

Не следует экономить на качестве оборудования, так как это может привести к большим финансовым потерям в будущем. Благодаря автомобильным весам статистического взвешивания, можно определить совокупный вес, добиться высокой точности взвешивания и автоматизировать работу.

Статистического взвешивания сегодня в основном используют на предприятиях крупной промышленности, обогатительных и добывающих. Взвешивание тяжелого транспорта не обойдется ни ни одном предприятии без таких весов.

Общие правила использования весоизмерительного оборудования приведены в гл. 3 "Правил пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания", утвержденных Приказом Минторга РСФСР от 12.11.1975 N 368.
Перед взвешиванием необходимо убедиться в равновесии ненагруженных весов, и в случае, если равновесие нарушено, его следует восстановить с соблюдением требований заводской документации.
Равновесие весов может быть восстановлено путем:
- очистки чашек и крестовин от загрязнения - в весах настольных обыкновенных, не имеющих тарировочной камеры (полости);
- регулирования веса тарировочного груза, помещенного в тарировочной камере, находящейся под площадками весов,- в весах настольных закрытых и обыкновенных, изготовленных с тарировочной камерой;
- регулирования веса тарировочного груза, находящегося под гиревой площадкой, при несовпадении стрелок с нулевым штрихом шкалы (после установки их по уровню) - в весах настольных циферблатных;
- регулирования тарировочного приспособления, имеющегося на коромысле весов, и тарировочного груза в камере гиредержателя - в товарных весах; регулирования тарировочных приспособлений, имеющихся на коромысле,- в весах лабораторных 2, 3 и 4-го классов.
При взвешивании товаров должен соблюдаться предел взвешивания в соответствии с требованиями ГОСТа 14004-68 "Весы рычажные общего назначения. Пределы взвешиваний. Нормы точности".
Масса взвешенных товаров должна находиться в границах от наибольшего до наименьшего пределов взвешивания используемых весов, указанных на циферблате или коромысле весов.
Запрещается взвешивать на весах грузы ниже следующих пределов (норм);
- на весах настольных с наибольшим пределом взвешивания 2, 5, 10 и 20 кг - соответственно 20, 40, 100 и 200 граммов;
- на весах лотковых циферблатных с наибольшим пределом взвешивания 10 кг - 500 граммов;
- на весах электронных торговых с наибольшим пределом взвешивания 3 кг - 40 граммов;
- на весах передвижных, врезных и стационарных- ниже 5 процентов наибольшего предела взвешивания.
Запрещается производить взвешивание, устанавливая гири одновременно на обеих чашках весов, и определять вес путем вычитания. При взвешивании на весах необходимо пользоваться возможно меньшим количеством гирь.
При взвешивании следует обязательно пользоваться тем видом гирь, который присвоен данному типу весов: при пользовании циферблатными и обыкновенными настольными весами надлежит применять гири общего назначения 5-го класса, при пользовании товарными (неравноплечими) весами - условные гири.
При взвешивании товаров, которые могут отпускаться только в таре покупателя, необходимо предварительно взвесить эту тару, назвать ее вес покупателю и дать ему возможность увидеть показания веса пустой тары.
Запрещается использование в торговле на весах циферблатных съемных чашек, масса которых не введена в тару весов.
Не допускается упаковка, нарезка или вскрытие грузов па площадке (лотке, чашке или платформе) весов.
В соответствии с п. 3.20. Правил, при пользовании весами запрещается:
- подкладывать под ножки циферблатных настольных весов какие-либо предметы (картон, щепки и т.п.);
- производить взвешивание на весах, не защищенных от действия ветра, дождя, снега;
- привязывать гири к весам или к столу, а также связывать их между собой;
- применять гири для других целей, кроме взвешивания;
- применить гири общего назначения при взвешивании на товарных неравноплечих весах и условные гири при взвешивании на настольных циферблатных и обыкновенных весах;
- пользоваться средствами измерений с просроченным клеймом.

Автомобильные весы - это неотъемлемая составляющая многих логистических систем. Взвешивание грузов при их транспортировке, а также взвешивание автомобилей груженых или порожних, контроль соответствия законодательным нормам и требованиям к колесной и осевой нагрузке автотранспорта - эти и прочие мероприятия возможны с помощью автомобильных весов. В целом, весы автомобильные - это системы, предназначенные для измерения массы груза, перевозимого с помощью автотранспорта.

История автомобильных весов положила свое начало сравнительно недавно, в 20-х годах прошлого столетия, когда массовое развитие грузовых автомобилей повлекло за собой необходимость их взвешивания вместе с грузом. А первые автомобильные весы на территории России появились при СССР, в 50-х годах прошлого века, когда Одесский политехнический институт разработал модель «1ВАТ». Данные весы предназначались для взвешивания грузовых автомобилей от 20-ти до 70-ти тонн, при этом относительная погрешность составляла ±1 %.

Взвешивание груза на автомобиле можно осуществить двумя путями: первый способ - взвешивание автомобиля в движении, второй способ - взвешивание автомобиля в статике. В соответствии с этим, различают несколько видов автомобильных весов.

Весы для статического взвешивания автомобилей:

  • Платформенные автомобильные весы
  • Колейные весы
  • Автомобильные весы электронные подкладные
  • Электронные бесфундаментные весы для поосного или помостового взвешивания автомобиля

Весы для взвешивания автомобиля в динамике:

  • Автомобильные весы электронные врезные

Более точным признан метод взвешивания автомобиля в статике, то есть, взвешивание груза осуществляется с полным заездом автомобиля на весовую платформу. Кроме того, автомобильные весы различаются по способу установки и бывают фундаментными, бесфундаментными, врезными и подкладными. Каждый из типов весов имеет свои преимущества и недостатки, и приобретается в соответствии с текущими задачами и требованиями логистического предприятия. Так, фундаментные весы - это основательная конструкция, требующая специальный бетонный или железобетонный фундамент, при этом фундамент должен располагаться либо под всей поверхностью весовой платформы, либо под местами стыков платформы, а въезд автомобиля осуществляется по специальным пандусам.

Бесфундаментные автомобильные весы устанавливаются непосредственно на дорожные плиты, которые, в свою очередь, требуют гравийную или песчано-гравийную подушку. Цена на автомобильные весы бесфундаментного типа меньше, однако применение таких весов имеет ряд ограничений по климатическим требованиям и типу грунта. Врезные автомобильные весы монтируются на одном уровне с поверхностью земли (площадки), при этом необходима организация фундамента и дренажной системы, однако отсутствует необходимость в пандусах и боковых ограждениях, что сокращает занимаемую весами площадь.

Наиболее простыми по конструкции являются подкладные весы, которые не требуют предварительного изготовления фундамента, пандусов, ограждений или подушек. Подкладные весы устанавливаются непосредственно на дорожное полотно или грунт, однако имеют погрешность измерения.

Автомобильное весоизмерительное оборудование, в общих случаях, состоит из грузоприемной платформы и силоизмерительных датчиков. Для корректного взвешивания груза и автомобилей необходим грамотный подбор автомобильных весов. Погрешность автомобильных весов зависит от типа весов и технических характеристик, на которые влияет масса автомобиля. Минимальная погрешность составляет 1- 6 кг, максимальная - до 60 кг. При этом минимальную погрешность обеспечивают электронные весы, где такая погрешность оправданна.