Как сделать подвесные педали на т 40. Управление трактором

В механизме управления этого трактора установлен гидравлический усилитель, предназначенный для облегчения поворота направляющих колес. Оп помещен между валом 13 (рис. 69), соединенным с рулевым колесом карданной передачей, и валом 5 рулевой сошки.

В корпусе 3 гидроусилителя расположен поршень 4, на одной стороне которого нанесены зубья в виде зубчатой рейки, а на другой помещено золотниковое устройство. В сквозное отверстие Поршня вставлен вал 13, передней опорой которого служит подшипник 1. Вал имеет левую резьбу, на которую навинчены гайки - передняя 2 и задняя 7. Два золотника 18 и 21 отжимаются в разные стороны пружиной 19 (причем с внешних сторон они поджаты регулировочными винтами 17 и 22). Масло подводится под давлением от насоса гидравлической навесной системы в канал 20, откуда перетекает через каналы золотников в зазор между гайками 2 и 7 и поршнем 4 и далее по сверлениям поршня в полость сектора рулевой сошки и через отверстие 6 по маслопроводу поступает на слив в бак гидросистемы.

От положения золотников 18 и 21 зависит направление потока масла: либо по обе стороны поршня, что соответствует неизменному положению сектора.рулевой сошки, либо только на одну сторону поршня, что соответствует повороту сектора, а значит, и направляющих колес трактора. В положении, показанном на, рисунке, масло под давлением поступает в наппавлении гайки 2. так как золотник 21 открыл проход маслу в переднюю полость поршня. Положение золотников изменяется при воздействии на рулевое колесо. При вращении его вал 13 вращается, что вызывает продольное перемещение гаек 2 и 7 вместе с винтами 17 и 22, упирающимися в золотники 18 и 21.

Перемещаясь, золотники с одной стороны закрывают проход маслу, а с другой- открывают проход, поэтому масло давит только на одну сторону поршня, смещая его вдоль вала 13. Благодаря зацеплению поршня с сектором, закрепленным на валу 5, рулевая сошка поворачивается, вызывая поворот направляющих колес. При неподвижном рулевом колесе проход маслу открыт с обеих сторон и поршень остается неподвияшым.

В корпусе 16 усилителя расположен имитатор, предназначенный для создания некоторого сопротивления вращению рулевого колеса, необходимого трактористу для ощущения поворота. Имитатор состоит из поршня 9, поджатого пружиной 10 к задней крышке 8 корпуса усилителя. Оба конца штифта 14 входят в пазы поршня, благодаря чему поршень поворачивается вместе с валом 13. Для усиления действия имитатора в полость наружной проточки поршня подводится под давлением масло через канал 15.

В гидравлическом усилителе регулируют:

  1. зазор в зацеплении поршня 4 с сектором вала 5 рулевой сошки;
  2. положения золотников 18 и 21;
  3. сопротивление имитатора;
  4. давление срабатывания предохранительного клапана 30.

Зазор в зацеплении характеризуется свободным ходом рулевого колеса. При нормальном зацеплении свободного хода может не быть или он не будет превышать 5° при работающем усилителе. Если же усилитель отключен, то свободный ход может достигать 25-30°. Для регулирования зазора в зацеплении служит упорный винт 23 рулевой сошки. При проведении операции ставят направляющие колеса в положение прямолинейного движения трактора, отвертывают колпачок 25 и, завернув винт 23 до упора, отвинчивают его затем на ’/в - 1/в оборота. В таком положении винт контрят колпачком 25.

Свободный ход рулевого колеса зависит н от зазоров в шарнирных сочленениях передачи, особенно карданного вала. Поэтому, если регулировка проведена, а свободный ход рулевого колеса превышает 25°, необходимо проверить все шарнирные соединения механизма управления, заменив изношенные детали.

Для согласования действия золотников 18 и 21 их регулируют при помощи винтов 17 и 22. Вначале поджимают к поршню заднюю гайку 7. В этом положении масло, залитое в приемную полость, не должно проходить в переднюю полость через золотник 21, а должно свободно перетекать в заднюю полость через золотник 18. При поджатой к поршню передней гайке 2 масло должно свободно перетекать в переднюю полость поршня и не перетекать в заднюю. При полоя^енни гаек на одинаковом расстоянии (от поршня (заводская установка 1 мм от торца поршня) масло должно перетекать в обе полости. Это соответствует нейтральному положению золотников.

Если при поджатой передней гайке 2 масло перетекает в заднюю полость, то винт 17 несколько вывинчивают, добиваясь прекращения перетекания. Так Hie поступают и с другим золотником. По окончании регулирования винты 17 и 22 надежно зажимают стопорными болтами. Работу ведут при снятых крышках корпуса.

Сопротивление имитатора регулируют для того, чтобы достигнуть желаемой величины сопротивления трения поршня 9 о крышку 8. Регулирование заключается в изменении сжатия пружины 10 поршня при помощи винта 12 при ослабленной затяжке контргайки 11. Эту регулировку выполняет тракторист, подбирая нужное сопротивление. Если недостаточно затяжки пружины имитатора,’ то к каналу 15 подсоединяют штуцер маслопровода, по которому к поршню под давлением подается масло, увеличивающее усилие поджатия поршня. Но к легкому вращению рулевого колеса тракторист быстро привыкает, поэтому необходимость в подводе масла к имитатору возникает не всегда. В таких случаях свободное отверстие канала 15 для маслопровода закрывают резьбовой пробкой, чтобы в полость имитатора не попадала грязь.

Предохранительный клапан гидравлического усилителя устанавливают на давление срабатывания 70 кГ/см 2 . Как видно из рисунка, он помещен перед входом масла в полость золотников. Прошедшее через клапан масло поступает в полость сектора рулевой сошки и оттуда - на слив в масляный бак.

Для регулирования клапана на место снятого штуцера маслопровода, подводящего масло к имитатору, устанавливают манометр со шкалой до 100 кГ/см2. Затем запускают двигатель и, установив между рулевой сошкой и передним брусом рамы какой-нибудь твердый предмет, упирают в него сошку вращением рулевого колеса. Удерживая колеса в таком положении, определяют давление масла по манометру. Если оно ниже 70 кГ/см 2 , регулиро- . вочный винт 26 при снятом колпачке 27 и ослабленной контргайке 28 несколько завинчивают, поджимая пружину штока 29 до получения необходимого давления срабатывания клапана. Если давление выше 80 кГ/см 2 , винтом 26 ослабляют затяжку пружины. По окончании регулирования винт 26 затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

В системе гидравлического усилителя есть клапан потока, назначение которого сводится к тому, чтобы перепускать определенное количество масла (8-10 л/мин при 1600 об/мин) от насоса гидравлической навесной системы к усилителю рулевого управления. Этот клапан расположен на корпусе шестеренчатого насоса и регулируется на заданную производительность (перепуск масла) либо на стенде для проверки производительности насоса, либо непосредственно на тракторе.

Клапан потока имеет одинаковое устройство с предохранительным клапаном. На тракторе для его регулирования снимают защитный колпачок, ослабляют контргайку и завертывают регулировочный винт в корпус на глубину. 10 мм от кромки корпуса, что соответствует 6,5 оборота винта. После этого контргайку затягивают, а колпачок ставят на место.

Тормоза ленточного типа расположены в рукавах полуосей. Для доступа к их регулировочному устройству необходимо отвернуть болты и спять крышку рукавов. Регулирование заключается в подтягивании или ослаблении закрепленного конца тормозной ленты. Для этого, ослабив контргайку болта, удерживающего конец тормозной ленты, и завернув гайку болта до отказа, отвертывают ее затем на 3,5 оборота. В таком положении контргайку затягивают. У правильно отрегулированного тормоза наружный рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага. При регулировании тормоза педаль надо удерживать в крайнем заднем положении.

Обе педали тормоза могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их свободный ход (не более 30 мм) и момент начала торможения должны быть одинаковыми. Свободный ход регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом ленты. Для этого на тягах есть вилки, навинченные на их резьбовой конец. Как и у других ленточных тормозов, зазор между барабаном и лентой регулируют при помощи регулировочного винта, расположенного снизу корпуса тормоза. При ослабленной контргайке винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 3/4 оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

В механизме управления трактора Т-28 встречаются следующие особенности регулирования.

Осевой ход вала рулевого управления устраняют при помощи корончатой гайки 2 (рис. 70), навернутой на поворотный вал 18 и зашплинтованной на нем. Проверяют ход осевым перемещением вала 18 при отъединенной рулевой сошке 3 от шарнирного сочленения с тягами поворота колес. Если требуется устранить люфт, гайку рас-шплинтовывают, снимают стяжной болт 1, завинчивают гайку до отказа, а затем несколько ослабляют ее до свободного проворачивания вала без заеданий и осевого хода. Гайку ‘2 зашплинтовывают, а затем ставят на место и затягивают стяжной болт 1.

Осевой ход червяка 16, равный зазору в подшипниках 15 и 17, регулируют винтом 10, упирающимся в наружную обойму подшипника 15 через шайбу 14. Зазор в подшипниках должен быть минимальным, обеспечивающим свободный поворот червяка без заметного осевого хода. При регулировании ослабляют контргайку винта, завинчивают винт 10 до отказа, а затем отвинчивают его, чтобы установить свободное вращение червяка.

Для регулирования зазора в зацеплении служит замок 8, надетый на фасонную гайку 11 и связанный с выемкой на регулировочном стакане 12. Оси наружной и внутренней поверхностей стакана сделаны эксцентрично, что позволяет при его повороте приближать подшипники и червяк к шестерне 5 редуктора. При регулировании зазора в зацеплении надо ослабить стопорный болт 9, а затем повернуть замок 8 так, чтобы червяк приблизился к шестерне с минимальным зазором в зацеплении. Зазор в зацеплении регулируют в том случае, если при нормальных зазорах в шарнирных сочленениях механизма управления свободный ход рулевого колеса превышает 30°.

Свободный ход (50-70 мм) педали 1 (рис. 71) ленточного тормоза регулируют в такой последовательности. Отъединяют тЯгу 4 от рычага тормоза, а затем, вращая соединительную вилку 2, подбирают такую ее длину, чтобы достигнуть требуемого свободного хода педали. При большом износе накладок тормозной ленты может не хватить резьбы для удлинения тяги. В этом случае рычаг тормоза, установленный на елочных шлицах кулачкового валика, переставляют на два-три шлица и, изменяя длину тяги, добиваются требуемой величины свободного хода тормозной педали. При регулировании второго тормоза надо подогнать его момент начала торможения к моменту начала торможения отрегулированного тормоза. Это важно для согласования их работы при сблокированных педалях.

Кроме того, в каждом тормозе регулируют провисание тормозной ленты. Для этого болт на крышке тормозов завинчивают до отказа, а затем отвинчивают на полтора оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

Механизм управления трактора МТЗ-50 . Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Его проверяют во время работы двигателя и при прямолинейном положении направляющих колес, стоящих на твердом грунте. Когда свободный ход рулевого колеса превышает 25°, регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, а затем зазоры в зацеплениях червяк - сектор и сектор - рейка, если после регулировки шарниров свободный ход остается большим.

В шаровых шарнирах рулевых тяг есть регулировочные пробки, при помощи которых наконечники тяг можно поджать к шаровым пальцам. Для этого надо снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, затем завернуть пробку до упора и отвернуть на ‘Д-‘/з оборота до совпадения прорези пробки с канавкой под усик стопорного кольца на наконечнике тяги.

Перед регулировкой зазора в зацеплении червяк - сектор рулевого механизма снимают облицовку радиатора и отсоединяют тяги от рулевой сошки.

Подшипники вала червяка посажены во втулку, вставленную в корпус механизма эксцентрично относительно оси червяка. Если втулку поворачивать относительно оси за фланец, выступающий из корпуса, то из-за эксцентричного расположения осей втулки и вала червяка последний будет сближаться с сектором или удаляться от него. Это дает возможность установить нужную величину зазора в зацеплении. Для регулирования, ослабив болты крепления эксцентричной-‘ втулки к корпусу и поставив рулевую сошку в крайнее левое или правое положение, легким постукиванием молотка по фланцу втулки поворачивают ее по ходу часовой стрелки до беззазорного зацепления червяка с сектором. После этого втулку проворачивают в обратную сторону до тех пор, пока не установится минимальный йазор в зацеплении. Он обеспечивает плавный поворот рулевого колеса по всему диапазону под действием усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к ободу колеса. Установив нормальный зазор в зацеплении, завинчивают стопорные болты втулки.

Осевое перемещение вертикального поворотного вала регулируют болтом, ввернутым в крышку корпуса так, что торец болта располагается против центра поворотного вала.

Чтобы добиться нормального осевого перемещения вала, достаточно регулировочный болт вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на Vs оборота и затянуть контргайку.

Для установки нормального свободного хода рулевого колеса необходимо проверять и регулировать зазор в зацеплении сектора с рейкой штока силового цилиндра гидравлического усилителя. С этой целью под фланец упора рейки подложен комплект регулировочных прокладок. Подбором соответствующей толщины прокладок устанавливают минимальный зазор и в этом зацеплении, что обеспечивает плавный поворот рулевого колеса под действием того же усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к его ободу.

По окончании регулирования рулевые тяги соединяют с рулевой сошкой.

В гидравлическом усилителе рулевого управления установлены клапан постоянного потока и предохранительный клапан. Их назначение и принцип действия одинаковы с теми же клапанами в усилителе трактора Т-40. Клапаны запломбированы, их регулируют только в тех случаях, когда нарушена нормальная работа усилителя из-за несоответствия рабочих параметров гидравлической системы нормальным. При необходимости первым регулируют клапан постоянного потока, а затем предохранительный.

Клапан постоянного потока расположен с правой стороны на клапанной крышке корпуса гидравлического усилителя. Его регулируют при работающем двигателе и прямолинейном расположении направляющих колес на твердом грунте.

Сняв защитный колпачок и ослабив контргайку регулировочного винта, вращают винт клапана, подавая нужное количество масла, перепускаемого в гидроусилитель. Завинчивание его вызывает увеличение потока масла, перепускаемого в усилитель, и наоборот. Нормальный перепуск масла клапаном контролируется временем поворота направляющих колес. Для этого работающему двигателю задают максимальные обороты холостого хода и проверяют время поворота колес (2,5-3 сек). Окончив регулирование, винт затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

Предохранительный клапан расположен несколько ниже клапана постоянного потока и имеет нормальное давление срабатывания 80 кГ/см 2 .

Давление проверяют манометром, устанавливая его на место снятой пробки на корпусе усилителя. Во время регулирования рулевое колесо ставят в одно из крайних положений до упора и, задав двигателю максимальные обороты холостого хода, вращают регулировочный винт клапана (защитный колпачок снят, а контргайка винта ослаблена). Завинчивая винт, увеличивают давление срабатывания, и наоборот. Как только давление масла по манометру будет 80 кГ/см 2 , вращение винта прекращают, после чего контргайку затягивают, ставят на место колпа-чок и клапан пломбируют.

Тормоза трактора MT3-5Q дискового типа расположены снаружи на боковых стенах корпуса заднего моста и действуют на ведущие шестерни конечных передач. Полный ход педали 80-100 мм при усилии 12 кГ устанавливают изменением длины регулировочной тяги, соединяющей рычаг педали с нажимными Дисками. Для этого на тяге есть вилка, навинченная на ее резьбовой конец. В свободном положении рычаг педали должен упираться в планку пола.

Навинчивая вилку, т. е. укорачивая тягу, уменьшают ход педали. Не рекомендуется создавать ход меньше 80 мм, так как при этом уменьшаются зазоры между дисками, что приводит к нагреву тормозов, усиленному износу фрикционных накладок и преждевременному выходу тормозов из строя. Ход больше 80 мм может привести к неполному торможению из-за упора педали в пол.

Обе педали могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их полный ход должен быть одинаковым.

Тормоза поддаются регулированию до износа фрикционных накладок дисков, не превышающего 8 мм. При большем износе накладок регулировка тормозов становится бесполезной (тормоза «не держат»). В этом случае тормоза разбирают и заменяют изношенные детали новыми.

Механизм управления и тормоза трактора ДТ-20 . Особенность механизма управления этого трактора состоит в том, что рулевое управление можно перестраивать по высоте и для работы трактора задним ходом.

Для регулирования положения рулевого колеса по высоте предусмотрено телескопическое соединение вала 7 (рис. 72) с трубой 4 червяка 2. Чтобы изменить положение рулевого колеса по высоте, надо ослабить стяжной болт 6, а затем поднять или опустить (в пределах 60 мм) верхний картер вместе с рулевым колесом и снова затянуть стяжной болт.

При переоборудовании механизма управления для работы трактора передним ходом надо установить шестеренчатую пару 8 ж 12 с передаточным числом 1:1 и конусные удлинители 9 на валы обеих шестерен. Положение рулевого колеса, показанное на рисунке, соответствует переднему ходу трактора. Чтобы перестроить управление для работы трактора задним ходом, достаточно снять рулевое колесо с вала, ослабить стяжнох! болт 11 и установить его на место снятого колпачка- 10 вала 7, закрепив колесо стяжным болтом 11. Предохранительный колпачок тоже переставляют на конус другого вала. При работе трактора задним ходом шестерня 8 не будет участвовать в передаче вращения от рулевого колеса.

Зазоры в шарнирных сочленениях механизма управления регулируют так, чтобы холостой ход рулевого колеса не превышал 15°. Из-за износа шарниров во время работы допускается холостой ход не более 20°. Для регулировки зазора в подшипниках червяка, соответствующих осевому ходу червяка 0,5-1 мм, служат прокладки 3, помещенные между рулевой колонкой 5 и нижним картером червячной передачи. Зазор 0,2-0,4 мм в зацеплении червячной пары регулируют устройством, состоящим из впита 15 и гайки 14.

Педали тормозов тоже переставляют, когда трактор настраивают на работу задним ходом. Кроме того, в конструкцию введена третья педаль тормоза для торможения одновременно обоими тормозами (педаль блокировки). Эта педаль введена в связи с повышением транспортной скорости трактора ДТ-20.

На рисунке 73 показано положение тормозных педалей для работы трактора передним ходом. Чтобы переста-нить их для работы трактора задним ходом, достаточно отъединить от педалей возвратные пружины 10 и тяги 5 п 11, а защелку 4 отъединить от тяги 8, затем педаль по-нернуть в обратную сторону и соединить ее с тягой 8, а защелку - с тягой 11. Возвратную пружину 10 следует скрепить одним концом с ушком на корпусе, а другим - с ушком на заднем конце педали.

Нормальный ход (30-40 мм) регулируют изменением длины тяг. Установочный винт 1 завинчивают при ослабленной контргайке до упора в тормозную ленту, а затем отпускают на 3Д - 1 оборот и контрят. Эта регулировка необходима для устранения провисания тормозной ленты в свободном состоянии. Затем тормозную педаль 7 и защелку 4 отъединяют от тяг и вращением вилок одновременно обеих тяг и на одинаковое число оборотов подбирают такую их длину, чтобы ход педали был равен 30- 40 мм. Регулировку необходимо повторять, если не удасЛ-ся установить нормальный ход педали за один прием.

Обычно в результате износов тормозных накладок ход педали постепенно увеличивается, и регулировкой чаще всего приходится уменьшать ее ход. Уменьшение хода педали во время работы свидетельствует о загрязнении тормозов (грязь забивается в паз под рычагом педали, ее удаляют при снятой защелке и отведенной назад педали).

Сложно, наверное, найти среди сельчан, колхозников, фермеров, да просто рабочих постсоветских стран, которые бы не слышали о колёсном тракторе Т 40. Дебют транспортной техники состоялся практически в одно время с полетом первого человека в космос, в 1961 году, и устройство трактора Т 40 АМ стало известно благодаря разработке специалистам Липецкого Тракторного Завода. Сегодня по праву считается, что именно основные технические характеристики трактор Т-40 АМ послужили прообразом выпуска сельхозтехники на многих советских предприятиях, а также в странах социалистического лагеря. Официально выпуск «сельского работяги» был прекращён в 1995 году, но до сих пор смежные производители запасных частей для машины производят узлы и компоненты для ставшего поистине народного вида сельхозтехники.

Эффективное устройство трактора Т 40 было разработано благодаря изучению аналогичных типов, которые в то время выпускались в СССР. В качестве вариантов для новой модели пришлось собрать все самое лучшее, что было в сельхозтехнике, выпускавшейся с 1943 по 1958 год. В качестве варианта использовались устройства и компоненты техники серии КД-35, Т-25 (не нужно путать с «Владимирцем»), а также Т-30 и Т-35. Производство новых категорий машин высоко было оценено на международных выставках, так, в период с 1966 по 1970 год, именно технические характеристики трактор Т-40 АМ позволили завоевать престижнейшие награды в Лейпциге на международной выставке сельхозтехники. Достаточно отметить и такой факт, что за 34 года производства машины было выпущено около 1,1 миллиона единиц сельхозтехники в Липецке.

Технические данные сельхозагрегата

Подробная инструкция по эксплуатации трактора Т-40 позволяет узнать нюансы и эксплуатационные характеристики машины, которая предназначена для широкого фронта проведения сельскохозяйственных работ.

Значение Параметры
Вид и параметры мощности мотора Д-37(37 л.с.); Д-144(50 л.с.)
Общий конструктивный вес машины (в зависимости от колёс) 2300-2600 кг
Скоростной режим От 1,6 км\час до 27 км\час
Включение передач вперёд-количество 7
Включение передач — назад, количество 7
Категория агрегата Тяговый класс, вид 0,9 т.с.
Длина машины 3660 мм
Ширина агрегата 1620 мм
Высота техники 2100 мм
Клиренс просвета для агротехники 500 мм
Регулировка параметров колее От 1200 до 1800 мм

Двигатель машины

По техническим характеристикам трактора Т-40 можно увидеть, что все серии без исключения оснащались движками Владимирского производства. Чуть позже было решено модернизировать коробку передач трактора Т-40, где уже допускалось применение двигателей иных производителей. В любом случае, согласно спецификации транспортной техники, все двигатели должны быть четырёхтактными, где используется четырёхцилиндровый вариант дизельного силового агрегата с принципом воздушного охлаждения. Если включились две скорости на тракторе Т-40, то следует обратить внимание на то, что в моторной части отсутсвует блок-картер установки. Технологические съёмные цилиндры имеют рядный вариант исполнения, который оснащен радиаторными рёбрами. Этот орган управления трактора Т-40 способствует эффективному отведению тепловых характеристик.

Для того чтобы лучше охлаждалось масло, в конструкции был предусмотрен вспомогательный радиатор масляного типа, так как зачастую в летний период года воздушного охлаждения было явно недостаточно для сельхозтехники. В зимний период года радиатор отключался, чтобы можно было сохранить регулировку сцепления на тракторе Т-40 по требуемым параметрам. На панели установлен датчик температуры, который предназначен для контроля температуры машины в целом.

Для рулевого управления трактора Т-40 был предусмотрен электростартёрный запуск агрегатной техники для дизельного варианта топливо. Реже применялся бензиновый вариант запуска машины на основе пускового оборудования ПД-8. Несмотря на то, что многие считают проблемой, как отрегулировать сцепление на тракторе Т-40, при правильной эксплуатации машины, основные технические данные оставлялись на том же уровне исполнения.

Схематичное управление коробкой передачи

Рассматривая принципиальную схему переключения передач трактора Т-40, следует выделить, что сельхозтехника оснащалась 4-х ходовым вариантом восьмискоростного типа исполнения для механической коробки передачи (присутствует 1 замедленная передача в конструкции машины). Наличие режима реверса позволяет легко и без особых усилий управлять транспортом как вперёд, так и назад. Главной отличительной особенность коробки передач является нестандартное расположение валов, которые размещены поперёк. Эти факторы позволили не только упростить машину, но и улучшить работу устройства переднего моста трактора Т-40АМ. Таким образом, произошло объединение основных узлов и деталей машины, где удалось получить малогабаритный вариант машины, соединивший в себе агрегаты с компонентами заднего моста без ущерба производительности транспортного агрегата.

Передняя часть корпуса стенки работающей трансмиссии соединена с корпусными деталями сцепления. Кроме этого, здесь же имеются резьбовые соединения, предназначенные для крепления дополнительных элементов и узлов, подбирая под размер ремня генератора трактора Т-40. На задней части стенки размещения трансмиссии находится крепёжный компонент для навесного оборудования. Здесь же установлен удлинитель ВОМ, а также производится монтаж специальных тормозных рукавов общего принципа действия. Все дополнительные рычаги управления, а также компоненты управления механизмами передачи, реверсной части, элементов дифференциала помещены на видимой части крышки коробки передачи.

Узлы ходовой части сельхозагрегата

Качественной и надежной опорой для машины служит наличие переднего и заднего моста. Передняя часть осевого управления служит своеобразной опорой и функциональное предназначение, это смена движения режима колёс для задания нужного направления. Задние колеса, учитывая размер шины на трактор Т-40, служат в качестве преобразователя на крутящий момент двигателя, создавая при этом требуемый механизм движения транспортного агрегата.

При необходимости на колеса могут устанавливаться дополнительные агрегаты, которые предназначены для улучшения сцепления с основным дорожным покрытием, при этом электрическая схема трактора Т-40 не теряет свои первичные заданные значения. В зависимости от того, какое навесное оборудование вы используете для машины, рабочее давление в шинах должно выдерживать требуемый диапазон 0,10-0,14 МПа. Уникальной особенностью технических характеристик трактора Т-40 М является возможность использовать колеса «наизнанку», то есть, можно расширить клиренс с 1200 мм до 1800 мм что имеется не во всех моделях тракторной техники отечественного и зарубежного производства. Точно также можно расширить агротехнический вариант просвета с 500 мм до 650мм.

Кабина машины

Модернизированный вариант кабины был доработан в последние годы производства спецтехники, и принципиальная схема электропроводки трактора Т-40 связана с основными рычагами управления машины, где на панели расположены все имеющиеся пусковые механизмы. Каркас из труб, который является основой для кабины, позволяет снизить риски и травмированность, в случае внезапного опрокидывания машины.

Дополнительные значения и характеристики

Ввиду того что в машине предусмотрены различные варианты двигателей, поэтому расход топлива трактора Т 40 у всех разный, но наименьшее значение, согласно действующему руководству по эксплуатации трактора Т 40 составляет в пределах 7,28 кг/час. В любом случае, это не окончательный параметр, так как расход зависит от типа грунта эксплуатации, характера работы и множества других дополнительных факторов. Имеется также незначительное расхождение электрической части машины по модельным категориям, где схема электрооборудования трактора Т-40 со стартером имеет отличительные характеристики.

Модификационная линейка тракторов

Модификация агрегатов представлена следующими сериями:

  • Серия Т-40А. Наличие функции полного привода. Отличный вариант для коммунальных служб.
  • Серия Т- 40 АН. Машина используется для работы на крутых склонах.
  • Серия Т-50А. Модифицированная серия «сороковки», где допускается использование тяжёлого навесного оборудования. Серийный ряд используется для промышленных целей.

Трактор снят с производства в 1995 году, но производство запасных частей осуществляется до сих, что указывает на популярность машины, несмотря на некоторые недостатки, особенно в системе охлаждения сельхозтехники.

Видео:Трактор Т-40

К аждый трактор отгружается с завода полностью укомплектованным и принятым отделом технического контроля завода. Вместе с трактором отгружаются (упакованные в ящики) индивидуальный комплект запасных частей, дополнительные узлы, инструмент и принадлежности, комплектовочная ведомость, техническое описание и инструкция по эксплуатации. Формуляр с гарантийным талоном укладывается в кабине трактора. Запасные части, инструмент и упаковочная ведомость, прикладываемые к двигателю Д-37Е, поставляются Владимирским тракторным заводом в отдельном опломбированном ящике, который на ЛТЗ не вскрывается. При отгрузке трактора с завода он передается проводнику железнодорожной охраны для сопровождения в пути следования и передачи его хозяйству. По прибытии трактора на станцию назначения грузополучатель, принимая его от железной дороги, должен проверить: а)номер ящика с инструментом и индивидуальным комплектом запчастей, дополнительными грузами и автосцепкой; б)количество мест и их массу; в)общую комплектность по описи и номер трактора; г)наличие пломб на тракторе. При несоответствии массы ящиков или мест, приведенных в накладной, а также при частичной разукомплектовке или повреждении деталей трактора составьте акт за подписями представителей организации, получающей трактор, железнодорожной станции и железнодорожной охраны. Акт дает право грузополучателю предъявить соответствующий иск железной дороге.

Завод-изготовитель не несет ответственности за повреждение или утерю деталей в пути следования трактора к месту назначения. Если ящики и пломбы не повреждены и масса мест соответст-рует указанному в накладной, а наличие индивидуального комплекта запасных частей, дополнительных сборочных единиц и деталей или инструмента и принадлежностей трактора не соответствует приложенной упаковочной ведомости, составьте акт на недостачу и направьте его в отдел технического контроля завода. Вместе с актом направьте упаковочный лист. После расследования акта завод немедленно вышлет недостающие детали. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Расположение органов управления* и контрольных приборов показано на рисунке 4. Рычаг 1 реверса может занимать два положения - нижнее и верхнее, в случае установки ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 5): нижнее - прямая передача (шесть скоростей движения вперед и одну скорость движения задним ходом); среднее - реверс (шесть скоростей движения назад и одна вперед); верхнее - ходоуменьшитель. Рычаг 2 переключения передач (см. рис. 4) осуществляет перемещение шестерен в коробке передач. Положения рычага показано на рисунке 5. Педаль 3 главной муфты сцепления. Нажимать на педаль при включении передачи, реверса и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 30). Рычаг 4 включения бокового вала отбора мощности имеет три положения (рис. 5). Педаль 5 (см. рис. 4) муфты вала отбора мощности предназначена для отключения независимого привода валов отбора мощности. Тяга 6 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, уменьшается и наоборот. Включатель 7 стартера пускового двигателя. Включатель 8 свечи накаливания включается поворотом ключа влево. Включатель 9 «Массы» включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения нажать на кнопку, расположенную сверху. Кнопка 10 теплового предохранителя, отключающего электрическую цепь при перегрузке (коротком замыкании). После устранения неисправности нажатием на кнопку включается цепь. Контрольная лампа 11 включателя «Массы», сигнализирующая о включении батарей при неработающем двигателе. Термометр 12 масла показывает температуру масла в масляной системе двигателя. Лампа 13 освещения щитка приборов. Амперметр 14 показывает силу разрядного или зарядного тока.

Рис. 4. Органы управления и контрольные приборы: I - рычаг реверса; 2 - рычаг переключения передач; 3 - ледал^ главной муфты сцепления; 4 - рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 - педаль муфты вала отбора мощности; 6 - тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя; 7 - включатель стартера пускового двигателя; 8 - включатель свечи накаливания; 9 - включатель «Массы»; 10 - кнопка теплового предохранителя; Н - контрольная лампа включателя «Массы»; 12 - термометр масла; 13 - лампа освещения щитка приборов; 14 - амперметр; 15 - манометр давления масла; 16 - рычаг муфты сцепления механизма пускового двигателя; 17 - рычаг управления ручной подачей топлива; 18 - контрольный элемент; 19 - включатель света задних фар; 20 - рукоятка управления силовыми цилиндрами; 21 ~ контрольная лампа указателей поворотов; 22 - рычаг тормозов прицепа; 23 - рулевое колесо; 24 - центральный переключатель; 25 - переключатель указателей поворота; 26 - контрольная лампа дальнего света; 27 -- включатель звукового сигнала; 28 - кнопка остановки пускового двигателя; 29 - переключатель света передних фар; 30 - педаль включения стартерной шестерни механизма пепепачк; 31 - рычаг декомлрессиониого механизма; 32 - рычаг включения заднего вала отбора мощности; 33 - плаика совместного действия тормозных педалей; 34 и 37 - тормозные педали; 35 - педаль блокировки дифференциала; 36 - защелка педали горного тормоза; 38 - педаль ножного управления подачей топлива. Манометр 15 давления масла показывает давление в масляной системе двигателя.Рычаг 16 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается. Рычаг 17 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается. Контрольный элемент 18 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания. Включатель 19 света задних фар. Рукоятка 20 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рисунке 5. Рычаг 22 (см. рис. 4) тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя. Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора. Центральный переключатель 24. Предназначен для включения передних фар, габаритных огней и ламп освещения щитка приборов. Имеет три положения: - выключенное положение - кнопка полностью перемещена в сторону щитка; - кнопка выдвинута до половины (до щелчка) - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов и освещение номерного знака; - кнопка выдвинута полностью - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов, освещение номерного знака, передние фары. При таком положении возможно переключение света фар (дальнего и ближнего) переключателем 29. При включении дальнего света загорается контрольная лампа 26. Переключатель 25 указателей поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту. При этом загорается мигающим светом контрольная лампа 21. Включатель 27 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку. Кнопка 28 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя. Переключатель 29 света передних фар. При перемещении рычажка переключателя вверх в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет. Педаль 30 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика. Рычаг 31 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) компрессия включена. Рычаг 32 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рисунке 5. Планка 33 (см. рис. 4) совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

Рис. 6. Органы управления пусковым двигателем: / - ручка ручного стартера; 2 - кнопка-утопитель поплавка карбюратора; 3 - ручка проходного вентиля (фильтр-отстойник заменен краником, установленным на топливном бачке); 4 - рычаг дроссельной заслонкн. ris7 Педали 34, 37 тормозов. При нажатии на педали тормоза приходят в действие. Педаль 35 блокировки дифференциала. Нажимая на педаль, включают механизм блокировки ведущих колес. Защелка 36 педали горного тормоза удерживает педали в положении торможения при нажатии на нее. В исходное положение защелка устанавливается при нажатии на педаль тормоза. Педаль 38 ножного управления подачей топлива. Подача топлива увеличивается при нажати на педаль. Дополнительные органы управления пусковым двигателем показаны на рисунке 6. Ручка 1 ручного стартера. Для прокручивания коленчатого вала ручку потяните на себя. Кнопка-утопитель 2.

Нажимая на кнопку, заполняют топливом поплавковую камеру карбюратора. Ручка 3 проходного вентиля. При вывинчивании ручки проходного вентиля топливо поступает в фильтр-отстойник и карбюратор. Рычаг 4 дроссельной заслонки карбюратора. Заслонка открыта при переднем положении рычага (по ходу трактора). Заднее положение рычага - заслонка закрыта. Кроме перечисленных органов управления и контрольных приборов, на тракторе установлены счетчик мото-ч, расположенный на крышке распределительных шестерен двигателя, и рукоятка включения и выключения масляного насоса гидросистемы (рис. 7). При перемещении ручки вперед от двигателя насос выключается, а включение его происходит при перемещении ручки назад в сторону двигателя.

С помощью рулевого управления (рис. 40) осуществляется поворот направляющих колес.

Рулевое управление трактора Т-40 состоит из рулевой колонки, рулевого колеса с валом и карданными соединениями, гидроусилителя с сошкой.

Рис. 40. Рулевое управление трактора Т-40

1 - сошка; 2 - кронштейн; 3 - гидроусилитель; 4 - клин в сборе; 5 - кардан в сборе; 6 - вал кардана в сборе; 7 - стойка рулевого управления; 8 - вал; 9 - рулевое колесо; 10 - гайка; 11 - пружинная шайба

При вращении рулевого колеса крутящий момент, создаваемый водителем, через вал рулевого управления, карданы и вал кардана передается на гидроусилитель 9, который увеличивает его, поворачивая вал с сошкой 1 в одну или другую сторону.

Гидроусилитель трактора Т-40 предназначен для снижения усилия на рулевом колесе при поворотах трактора. Он расположен под капотом в передней части трактора и установлен на переднем брусе рамы.

Рис.41. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) трактора Т-40

1 - вал сошки; 2 - передняя крышка; 3, 5 - гайки; 4 - шарикоподшипник; 6 - передняя гайка; 7 - пружинная шайба; 8 -- уплотнение; 9 - поршень; 10 - корпус; 11 - верхняя крышка корпуса; 12, 23 - регулнровочные винты; 13, 22 - гайки-колпачки; 14 - штифт; 15 - винт гидроусилителя; 16 - задняя крышка; 17 - задняя гайка; 18 - упор; 19 - пружина; 20 - пружина золотинка; 21 - золотник; 24 - предохранительный клапан; 25, 26 - пробки

Гидроусилитель ГУР трактора Т-40 (рис. 41) состоит из корпуса, поршня 9, винта 15, распределительного устройства, вала 1 сошки, передней 2 и задней 16 крышек.

В корпус вставлен поршень 9, имеющий сквозное отверстие для установки винта 15. Винт имеет левую четырехзаходную трапецеидальную резьбу, на которую навернуты гайки - передняя 6 и задняя 17.

Обе гайки зафиксированы от проворачивания штифтами 14. Задний штифт, установленный в отверстия поршня и задней гайки, поджимается пружиной 19.

По условиям работы винт 15 гидроусилителя трактора Т40 не должен иметь осевых перемещений. Поэтому подшипник 4 закреплен на винте прорезной гайкой 3, застопоренной шплинтом, а в крышке - гайкой 5.

К распределительному устройству относятся гидроуправляемый золотник 21, пружины 20, упоры 18, передняя 6 и задняя 17 гайки и поршень 9.

Поршень 9 имеет три зуба, которые входят в зацепление с зубьями сектора вала 1 сошки. При сборке средний зуб поршня 9 устанавливают в среднюю впадину сектора.

При работе трактора Т-40 поток масла, подаваемый насосом 11 (рис. 42) гидросистемы, делится на две ветви: к раздельноагрегатной гидросистеме и к гидроусилителю. Такое деление осуществляется клапаном деления потока.

Рис. 42. Схема работы ГУР трактора Т40

1 - гайка; 2 - вал сошки; 3 - поршень, 4 - винт; 5 - корпус гидроусилителя; 6 - золотник; 7 - предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - гидробак; 10 - клапан потока; 11 - насос гидросистемы

Дроссельное отверстие золотника клапана потока рассчитано на расход 0,17-0,2 л/с (10-13 л/мин) масла, необходимого для работы гидроусилителя.

С увеличением давления в ГУР трактора Т-40 золотник перемещается вниз и дросселирует выход из клапана в навесную систему. При создании нагрузки в навесной системе золотник перемещается вверх и сокращает выход из клапана потока к гидроусилителю.

При одновременной нагрузке на обеих ветвях золотник занимает такое же среднее положение, как и при отсутствии нагрузок.

При вращении рулевого колеса обе гайки перемещаются относительно поршня таким образом, что одна из них приближается к торцу поршня и перекрывает сливные отверстия, а другая, удаляясь от соответствующего ей торца, открывает сливные отверстия. Поток масла, который ранее делился
пополам и проходил через обе полости, в данном случае делится пропорционально проходным сечениям.

Прохождение через полости разного количества рабочей жидкости сопровождается перепадом давлений, вследствие чего золотник 6 перемещается в сторону низкого давления и перекрывает отверстие, через которое масло поступает в полость с открытыми сливными отверстиями.

В полости, где сливные отверстия закрыты гайкой, давление повышается, и поршень 9 (см. рис. 65) перемещается до тех пор, пока водитель вращает рулевое колесо.

При вращении рулевого колеса в другую сторону гидроусилитель руля трактора Т-40 работает аналогичным образом.

Для ограничения сжатия пружин 20 и предотвращения их поломки установлены упоры 18. Во время поворота гайка, приближающаяся к торцу поршня, деформирует пружинную шайбу 7, в результате чего усилие на рулевом колесе увеличивается.

Пружинные шайбы 7 являются имитаторами нагрузки на направляющие колеса.

При увеличении давления выше 8,5+1 МПа (85+1 кгс/см2) при температуре масла 15-80 °С масло отжимает шарик предохранительного клапана 7 (см. рис. 42) и сливается в бак 9.

На тракторе Т40 АНМ предохранительный клапан отрегулирован на давление 11-11,5 МПа (110- 115 кгс/см2) при температуре масла 30-50 °С.

Для разборки узла поршня следует утопить штифт 14 (см. рис. 41) в задней гайке, отвернуть гайку 17 (см. рис. 41) и снять ее вместе с пружинной шайбой 7, вытолкнуть винт 15 гидроусилителя в сторону передней крышки 2 и извлечь золотник 21 с пружинами 20 и упорами 18.

Собирают узел в обратной последовательности. Подпружиненный штифт должен находиться со стороны задней крышки. Перед сборкой все детали промывают в чистом дизельном топливе, а золотник 21 смазывают моторным маслом. Золотник должен перемещаться без заеданий под действием силы тяжести.

Винт 15 имеет многозаходную резьбу. Поэтому для правильной установки задней гайки 17 выбирают соответствующий заход, при котором суммарный зазор между гайками 6 и 17 и поршнем 9 равен 1,0 ± 0,1 мм. Для этого:

Вставляют винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в поршень со стороны фаски на отверстие диаметром 30 мм, одновременно надевая гайку на штифт, заранее установленный в поршень;

Устанавливают пружину и второй штифт с другой стороны поршня и, замечая положение штифта в поршне, навертывают заднюю гайку. При этом, если отверстие под штифт завернутой до упора гайки не совпадает с местом расположения штифта более чем на 90°, гайку отвертывают и повертывают ее в сторону на угол несовпадения (т. е. ставят гайку на другой заход резьбы);

Так как установка задней гайки сопровождается деформацией пружинных шайб, в торцовое отверстие гайки вставляют стержень диаметром 7-8 мм на глубину 15-20 мм и отверткой, вставленной между винтом гидроусилителя трактора Т-40 и стержнем, поворачивают гайку до фиксации ее штифтом, который войдет в отверстие гайки со щелчком.

Вставлять стержень в отверстие гайки на большую, чем указано, глубину не рекомендуется, так как он будет мешать установке штифта на свое место.

Штифт полностью войдет в свое гнездо в гайке, если стержень, вставленный в отверстие гайки до упора в штифт, утопает не более чем на 20 мм.

В гидроусилителе руля трактора Т-40 возможна при необходимости ре-улировка предохранительного клапана и регулировка бокового зазора в зацеплении зубьев сектора вала сошки и поршня.

Отрегулированный на заводе предохранительный клапан гидроусилителя запломбирован. Нарушать заводскую регулировку можно только в случаях отклонений ее параметров.

Перед регулировкой предохранительного клапана соединяют с нагнетательной магистралью указатель давления масла (вывертывают пробку 26, см, рис. 41), а между сошкой и передним брусом с одной из сторон устанавливают упор. Отвертывают колпачок и контргайку предохранительного клапана.

Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Затем, вращая рулевое колесо, прижимают сошку с максимальной силой к упору и с помощью регулировочного винта 23 регулируют давление перепуска масла через предохранительный клапан, которое должно
равняться 8,5+1 МПа (85 кгс/см2) при температуре 15-80 °С для тракторов Т-40М и Т-40 АМ - 11,5 МПа (110-115 кгс/см2) при температуре 30-50 °С для тракторов Т-40 АНМ и Т-40АП.

После окончания регулировки, не меняя положения регулировочного винта, затягивают контргайку и колпачок. Устанавливают на место коническую пробку.

Боковой зазор в зацеплении зубьев сектора сошки с поршнем регулируют при увеличенном люфте рулевого колеса не реже одного раза в два года при правильной эксплуатации трактора. Люфт рулевого колеса не должен превышать 25° при включенном гидронасосе.

При увеличении люфта сначала устраняют зазоры в соединениях сошки, шаровых шарнирах и в карданных соединениях трактора Т-40, после чего приступают к регулировке бокового зазора в зубчатом зацеплении, для чего:

Отвертывают гайку-колпачок 13, затем, удерживая регулировочный винт 12 от поворота, отвертывают контргайку;

Регулировочный винт 12 завертывают в крышке не более чем на 1-2 оборота, после чего, придерживая его, затягивают контргайку и навертывают колпачок.

________________________________________________________________________

Т-40 - трактор, производство которого длилось 34 года. За это время с конвейера сошло более миллиона экземпляров. Выпускался аппарат на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ). По сей день трактор используется и поддерживает статус надежной и эффективной сельскохозяйственной машины. Давайте познакомимся поближе с этим знаменитым аппаратом.

Предназначение

Трактор Т-40, фото которого выглядит, прямо скажем, совсем не привлекательно, обладает весьма неплохими возможностями. Он предназначается для пахоты, обработки пропашных культур, снегоуборочных и прочих работ, которыми занимается техника такого класса. Благодаря универсальной навеске, Т-40 может работать с разного рода навесным оборудованием: стогометателем, снеговым отвалом, косилкой и т.д. Трактор работает с любым оборудованием для тяжелой техники типа ТМЗ-80 и легкой техники типа Т-25.

На подворьях и небольших фермах данный аппарат в свое время стал незаменимым помощником. А благодаря фронтальному погрузчику и тележке он заслужил статус универсального трактора. И это несмотря на то, что тяговый класс машины всего 0,9. Его двигатель имеет мощность 37-50 (в зависимости от версии) лошадиных сил. За все время производства, аппарат комплектовали двумя типами силовых установок: Д-37 и Д-144.

Механическая реверсивная трансмиссия позволяла активно использовать весь диапазон передач. С учетом того, что трактор имел широкие возможности по агрегатированию с навесным и прицепным оборудованием, это значительно расширяло сферу применения Т-40. Трактор заслужил популярность и признание на просторах всего СССР, во многом благодаря универсальности. По сей день некоторые версии Т-40 верой и правдой служат в советских и заграничных хозяйствах.

Модификации

Базовая версия (Т-40) выпускалась в разных вариантах. Они отличались, прежде всего, силовыми установками. С мотором Д-37, кроме базовой, выпускалось три версии:

  1. Полноприводная модификация с индексом «А»;
  2. Версия с небольшим дорожным просветом, созданная для работы на склонах, с индексом «АН»;
  3. Промышленный вариант, дополненный погрузчиком. Такой трактор назывался Т-50А.

Версий с двигателем Д-144 было четыре:

  1. Заднеприводная модификация с индексом «М»;
  2. Полноприводная версия с индексом «АМ»;
  3. Модель с малым клиренсом - аналог Т-40 АН. Называлась она Т-40АМН.
  4. Ну и наконец, полноприводная версия для коммунальных хозяйств с индексом «АП».

Техническая характеристика трактора Т-40

Масса аппарата составляет 2,6 тонны. При этом его габариты весьма скромны: 3660/1620/2100. Максимальная скорость трактора составляет 26, а минимальная - 2,2 км/час. Благодаря замедленной передаче, последний показатель можно было снизить до 1,6 км/час. Клиренс трактора равен 500 мм. Колею можно было регулировать в диапазоне 1200-1800 мм. Расход горючего данного аппарата зависел от типа мотора. Номинальный показатель составлял 7,2 кг/час, но в ряде случаев он увеличивался в разы.

Мотор

Как уже говорилось, аппарат комплектовался двумя силовыми установками. Оба мотора были дизельными, четырехтактными, выпускались на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ). Мощность мотора Д-37 составляет 37 лошадиных сил. Старший двигатель - Д-144 - имел мощность 50 л.с. Для запуска двигателя мотор оснащался пусковым бензиновым моторчиком или электрическим стартером. Последний вариант встречался чаще. Со временем появились моторы Д-37М, отличительной чертой которых стало наличие нераздельной камеры сгорания, которая обеспечивала экономное потребление топлива.

Двигатель трактора Т-40 включает в себя: систему питания дизельным топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм, механизм распределения, систему охлаждения, пусковое устройство и масляную систему.

С левой стороны мотора находятся: топливная аппаратура, средний дефлектор, впускной и выпускной трубопроводы. А справа: стартер, генератор, привод декомпрессора, форсунки и масляная центрифуга. В передней части расположились: шкив приводов вентилятора и генератора, вентилятор, горловина для заливания масла, гидравлический насос и счетчик моточасов. Дроссельный диск располагается перед защитной сеткой масляного радиатора и вентилятора.

Особенности эксплуатации

Когда работы на тракторе ведутся в холодное время года, производитель рекомендует отключать радиатор от системы подачи масла и крепить дроссельный диск перед сеткой вентилятора специальными шпильками. В теплое время года нужно произвести обратные действия. Для контроля температуры был установлен специальный термометр.

Мотор трактора работал довольно долго, при условии что его грамотно эксплуатировали и вовремя обслуживали. При этом было запрещено:

  1. Перегружать мотор, который не прошел обкатку, или был недавно отремонтирован.
  2. Эксплуатировать двигатель с недостаточным давлением масла.
  3. Работать на перегруженном моторе долгое время.
  4. Снимать кожух вентилятора.
  5. Заливать в мотор неподходящее масло.
  6. Оставлять агрегат работать на холостом ходу.
  7. Работать в случае, если температура масла в картере понижена (менее 55 градусов).
  8. Эксплуатировать мотор в случае неисправности воздушного фильтра.
  9. Работать с перегревшимся мотором (более 105 градусов).

Гидравлическая система

Гидравлика трактора имеет такие параметры:

  1. Усилитель - гидромеханический.
  2. Распределитель - трехзолотниковый, четырехпозиционный.
  3. Размещение - на задней стенке аккумуляторного блока.
  4. Диаметр основного цилиндра - 9 см.
  5. Ход поршня - до 20 см.
  6. Диметр выносного цилиндра - 5,5-7,5 см.
  7. Способ регулировки - гидромеханический.
  8. Насос - масляный шестеренный.
  9. Размещение гидробака - на кронштейне усилителя.
  10. Навеска - задняя часть блока КПП.
  11. Подсоединение орудий - трехточечное.

Устройство

Компановка траткора - полурамная, а КПП- несущая. Мотор крепится на полураме, которая соединяется с картером коробки переключения передач. В зависимости от модификации, модель могла быть полно- или заднеприводной. Диаметр задних колес увеличен относительно передних. При этом задние колеса имеют жесткую подвеску, а передние - пружинную. Благодаря характерному грунтозацепу «елочкой», проходимость трактора сильно возрастает. Колею и дорожный просвет аппарата можно отрегулировать. При необходимости можно поставить на него менее широкие колеса.

Конструктивная схема трактора Т-40 предполагает использование механической реверсивной коробки передач, благодаря которой трактор одинаково эффективно работает на всех передачах. Одной из отличительных характеристик этой модели стало расположение конического редуктора. Он находится за муфтой сцепления. А валы сцепления стоят поперечно. Для работы на малой скорости трактор оснащался гидравлическим или же механическим ходоуменьшателем. Модель имела два вала отбора мощности (оба многорежимные), которые управлялись независимо. Один был боковым, а второй - задним. Это расширяло возможности трактора в значительной степени. Одним из слабых мест в компоновке аппарата считалась кабина Т-40, трактор имел заднее расположение кабины.

Достоинства трактора

Среди сильных сторон аппарата можно выделить следующее:

  1. Простота в работе и обслуживании, надежность и долговечность.
  2. Хорошая проходимость, как для тягового класса 0,9.
  3. Доступность запасных частей.
  4. Хорошая маневренность во всем диапазоне скоростей.
  5. Возможность выполнения едва ли не всех видов работ задним ходом.
  6. Совместимость с оборудованием, созданным для других модели тракторов.

Все это сыграло роль в формировании огромной армии фермеров, уважающих трактор Т-40. Передача машины от старшего поколения к младшему стала доброй традицией в небольших сельских хозяйствах. Примечательно, что даже через 2 десятка лет после остановки производства этот аппарат по-прежнему ценится.

Недостатки трактора

Конечно, без недостатков тоже не бывает. В данном случае к ним можно отнести:

  1. Проблемы с прогреванием мотора в холодное время года.
  2. Неудачную схему охлаждения двигателя.
  3. Неудобное рабочее место для тракториста. Зимой в кабине трактора Т-40 было очень холодно из-за плохого прогрева. Летом очень жарко, в виду отсутствия системы кондиционирования.