Как проверить новый аккумулятор нагрузочной вилкой. Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром

Хороший аккумулятор - важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора - несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.

Сейчас существует три основных : , литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.

Время наибольшей уязвимости такой батареи - зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.

Методы проверки заряда автомобильных АКБ

Индикатор

Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям , оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.

Там расположены три индикатора:

  • зеленый - все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
  • черный - на автомобиле разряжается аккумулятор;
  • белый - электролита недостаточно для корректной работы.

Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.

Мультиметр

Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три - базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр - компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.

Методы проверки других распространенных АКБ

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.

Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.

Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения - повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.

Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже - это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.

И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.

Покупая автомобильный или мото аккумулятор в магазине или на рынке, всегда нужно быть готовым к сюрпризам. Как показывает практика, пока еще есть немало недобросовестных продавцов, которые не брезгуют самыми грязными методами наживы. Впрочем, дело не только в этом.

Существует целый ряд ситуаций, когда проблемы с батареей выявить без тщательной проверки просто невозможно. А заниматься ей без просьбы покупателя вряд ли кто-то будет. Поэтому, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Итак, приведем три несложных правила, которые во избежание проблем, стоит неукоснительно соблюдать у прилавка перед приобретением дорогостоящей детали.

На что обратить особое внимание?

  1. Дата выпуска.

Это крайне важный параметр, ведь вам могут вполне продать залежалый товар, что в случае с аккумулятором означает одно - прослужит он недолго, ведь после длительного хранения, да еще и в ненадлежащих условиях, его пластины могут просто осыпаться. Считается, что предельным сроком хранения батареи является срок, равный 2 годам. Некоторые современные модели, изготовленные по кальциевой технологии или AGM аккумуляторы, могут пролежать на складе без последствий и дольше. Но, все же, от покупки слишком старой АКБ лучше отказаться.

Стоит отметить, что унифицированных норм маркировки аккумуляторных батарей, в зависимости от даты изготовления нет, поэтому на АКБ различных производителей она находится в разных местах. Так, например, и VARTA имеют маркировку из 24 символов, в которой четвертая по счету цифра означает год, а пятая с шестой позиции в номере месяц производства. Это значит, что батарея с номером G2С2060520991 536528 82E 09 выпущена в 2012 году, в июне месяце. У других производителей приняты другие обозначения. Узнать о них можно при помощи того же продавца.

  1. Напряжение на клеммах

Если аккумулятор 12-тивольтовый, то этот параметр, как ни странно, должен находиться в пределах 13-13.5 Вольт без нагрузки. Если оно составляет 12 и менее Вольт, значит, батарея, либо разряжена за счет долгого хранения, либо неисправна. Однако в любом случае покупать ее не стоит, даже если продавец горит желанием все исправить, воспользовавшись .

  1. Состояние корпуса

Тщательно проверьте пластиковый корпус аккумулятора на предмет механических повреждений, сколов и трещин, которые могут появиться вследствие транспортировки, неправильной погрузки или разгрузки. Если таковые имеются, покупать батарею категорически не рекомендуется, так как в процессе эксплуатации за счет вибрации эти дефекты могут стать причиной полного выхода АКБ из строя.

И в заключение обратите внимание на наличие гарантийного талона! Если импортная аккумуляторная батарея завезена в Россию официально, на нее обязательно распространяются гарантийные обязательства производителя. Обычно гарантия составляет от 12 до 24 месяцев. Но для того чтобы воспользоваться ей, необходимо иметь чек, а также гарантийный талон с печатью магазина. Иначе в случае поломки замену или ремонт АКБ придется оплачивать из собственного кармана.

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.

Проверка с помощью мультиметра

Необходим мультиметр - прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор недорогой, самый простой стоит 300 рублей. Если не раз будете проводить ремонтные работы с электрикой, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, а не стрелочный, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Данные вольтметры подключаются не напрямую к батарее, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.

Проверка при работающем двигателе

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Оно должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если при работающем моторе оно больше 14,2 В - это свидетельствует о низком заряде аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. АКБ мог разрядиться за ночь из-за холодной температуры. Или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

В повышенном напряжении нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины всё нормально, то через 5-10 минут электроника скинет его до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и оно постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем моторе напряжение меньше 13,0-13,4 В - говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях. Значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.


Что сейчас показываете мультиметр? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Если ниже - указывает, что не работает генератор автомобиля . Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможны низкие показатели, если контакты аккумулятора окислились. Поэтому проверьте их. Если на них налёт (например зелёного цвета), то зачистите шкуркой или плоским надфилем.

Как еще проверить работу АКБ и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных приборах, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение должно чуть упасть - на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку, потом кондиционер и другие источники. При каждом включении напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки.

При всех включенных потребителях напряжение на батареи машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если меньше - аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового , а как проверить поговорим ниже.

Проверка при неработающем двигателе

Если напряжение менее 11,8-12,0 В - батарея разряжена, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля . Нормальное значение от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы узнать уровень заряда. Так, показание 12,9 В – говорит, что АКБ заряжен на 90%, значение 12,5 В - на 50%, а 12,1 В - на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть один нюанс. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро - другое. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если он полностью заряжен, или не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена - напряжение будет падать быстро.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

Это действенный способ проверки работоспособности батареи авто. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды оно должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумуляторная батарея считается слабой и ненадежной. В данном случае придется задуматься о покупке новой.

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля .

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр .

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра , включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка . Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).


Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.


Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:

Чтобы новая аккумуляторная батарея прослужила в автомобиле хотя бы тот срок, который обещает производитель, ей нужен постоянный контроль и периодическое техническое обслуживание. Для его проведения можно обращаться в сервисные центры, а можно выполнять и самостоятельно - особых навыков и финансовых вложений это не требует. Если грамотно и своевременно проверять аккумулятор автомобиля на работоспособность, можно оперативно обнаруживать малейшие негативные изменения и устранять их.

К примеру, постоянный недозаряд, который можно обнаружить регулярными проверками мультиметром, вносит огромный вклад в снижение срока эксплуатации батареи. Кроме того, нехватка заряда может привести к тому, что с наступлением холодов запуск двигателя окажется просто невозможным. Для постоянного самостоятельного тестирования АКБ не нужно тратить много времени или денег, и проводить его рекомендовано 5-6 раз в год . Перед тем как проверить заряд аккумулятора автомобиля снимать его совершенно не обязательно, поэтому каждый может найти пару минут перед выездом, чтобы убедиться в полной работоспособности батареи.

Проверка мультиметром - просто и информативно

Для того, чтобы проверить аккумулятор автомобиля мультиметром его нужно сначала купить. В настоящее время имеются цифровые и аналоговые модели, из которых первые отличаются большим удобством и точностью, а вторые меньшей стоимостью. Какой использовать особого значения не имеет. Стоит знать, что перед тем, как проверить заряд аккумулятора мультиметром следует очистить клеммы, поскольку наличие большого количества отложений ухудшает контакт и данные будут неточными. Для очистки можно использовать щетку по металлу или наждачную бумагу.

Для оценки степени текущего заряда батареи проверку необходимо проводить на выключенном двигателе. В идеале - после простоя авто не менее 6-ти часов. Все оборудование должно быть выключено. Минусовую клемму необходимо снять. Полностью заряженный и исправный аккумулятор должен показать напряжение покоя в 13 вольт , если значения колеблются в районе 12,5 вольт - уровень заряда составляет порядка 50%. Если показания не дотягивают и до 12 - это служит не только основанием для срочной зарядки, но и полномасштабной проверке. Для быстрого тестирования можно использовать способ проверки нагрузочной вилкой.

Для получения более полной информации, можно использовать метод проверки с нагрузкой. Для этого, перед тем, как проверить аккумулятор мультиметром, к нему подключаются потребители. Лучше всего использовать цепь из нескольких ламп, при этом суммарная мощность потребления не должна превышать половины тока самой батареи. Если подключенные лампы горят ярко и уверенно, то замеряется напряжение - АКБ считается полной, если показания мультиметра составят 12,4 вольт. Если же значение менее 12 вольт с нагрузкой, стоит задуматься о замене батареи, либо о серьезных реанимационных мероприятиях. Мультиметр позволяет проверить новый аккумулятор при покупке - делать это не обязательно, но желательно, особенно, если есть хоть малейшие сомнения.

Важно! Проверка АКБ мультиметром под нагрузкой является весьма информативным способом диагностики, но проводится лишь на полностью заряженной батарее.

Проверка генератора - важный момент для любого автомобиля

Проверка самой аккумуляторной батареи, безусловно, важна. Но какой бы качественной она ни была, если плохо работает автомобильная система зарядки батареи, добиться от нее высоких показателей и долгого срока службы будет просто невозможно. Главным «производителем» тока в автомобиле является генератор, и от его работоспособности зависит очень многое, поэтому важно не исключать его из алгоритма регулярных проверок. Наиболее простым способом его тестирования является проверка напряжения на клеммах АКБ после пуска двигателя. Если на клеммах оно составляет не менее 8 В , генератор функционирует нормально, если меньше - это является поводом для более глубокой проверки.

Внимание! Не допускается прикасаться к клеммам батареи мультиметром во время пуска двигателя - это может привести не только к выходу прибора из строя, но и поражению электрическим током. Проверка начинается уже после пуска.

Следующим этапом можно считать проверку регулятора - при увеличении числа оборотов до 3000 напряжение на клеммах не должно превышать 12,5 В. После этого можно приступать к более углубленной диагностике генератора. После тщательного визуального осмотра следует взять омметр, имеющий функцию тестирования диодов и измерения большого сопротивления. Проверке подлежат следующие элементы генератора:

Следует уделить внимание и щеткам генератора, их длина не должна составлять менее 5 мм. Если на контактных кольцах устройства имеется нагар, его необходимо убрать при помощи наждачной бумаги с мелким зерном.

Другие способы проверки АКБ

Если для того, чтобы проверить аккумулятор тестером не требуется прилагать особых усилий или тратить время, то для проверки и коррекции электролита времени уйдет куда больше. Делать это необходимо, особенно, если после проверки аккумулятора мультиметром был выявлен неполный заряд. Как правило, причиной этому может быть неправильный уровень или плотность электролита. Это в случае, если генератор полностью исправен и выдает при работе адекватный ток. Начинается процесс проверки с демонтажа, очистки и визуального осмотра корпуса батареи. Не должно быть трещин и следов вытекания электролита.

Проверка уровня электролита

Его уровень должен составлять значение 12-15 см, и любые отклонения от нормы являются показанием для отказа от использования такой батареи вплоть до устранения проблем. Перед тем как проверить состояние аккумулятора автомобиля в плане количества электролита, батарея ставится на ровную и устойчивую поверхность, все пробки из него выкручиваются. Берется полая трубочка из стекла и опускается в батарею, ее верхний конец зажимается пальцем, и трубочка извлекается. После этого останется измерить высоту столбика, и, если уровень ниже положенного, требуется долить чистой дистиллированной воды, после чего замер можно повторить. На этом же этапе оценивается и цвет извлеченного из аккумулятора раствора - он должен быть прозрачным. Если наблюдается темное окрашивание, это повод либо заменить электролит в батарее полностью, либо купить новую АКБ.

Контроль плотности электролита

Это один из важнейших параметров для любого аккумулятора, определяющий насколько полным будет заряд батареи, как быстро она исчерпает свои энергоресурсы, а также ее поведение на морозе. Плотность измеряется лишь после полного цикла зарядки батареи на зарядном устройстве, для чего требуется не менее 10-ти часов. После этого нужно дать батарее время для «отдыха», которое составляет 4-6 часов. Теперь можно приступать к измерению. Потребуется специальный прибор - ареометр. Он оснащен длинным наконечником, через который удобно набирать электролит непосредственно из аккумулятора. Внутри него имеется градуированный поплавок, показывающий текущую плотность. Для удобства имеется и цветовая индикация. Стоит понимать, что плотность контролируется в каждой банке, и показания не должны расходиться более, чем на 0,1-0,2 г/см 3 . Если значения не дотягивают до нормы, требуется долить в банки концентрированный раствор, после чего замер следует повторить. Видеоинструкцию по проверке аккумулятора можно посмотреть на следующем видео:

Важно! Работать с электролитом можно лишь в плотных резиновых перчатках и защитных очках. Кроме того, в помещении необходимо обеспечить хорошую приточно-вытяжную вентиляцию - все это поможет избежать несчастных случаев, связанных с отравлением или ожогом кислотой.

Как заряжать аккумулятор правильно

Естественно, что перед тем, как проверить автомобильный аккумулятор, его необходимо полностью зарядить. И сделать это необходимо правильно, чтобы не навредить батарее. Для самостоятельного заряда, который рекомендуется проводить 3-4 раза в год, а при необходимости и чаще, целесообразно использовать заводские зарядные устройства, оснащенные регулятором тока и многочисленными системами защиты от разнообразных перегрузок.

Если же используются самодельные устройства, особенно не отличающиеся новизной, желательно проверять такую «зарядку» мультиметром каждый раз, когда возникает необходимость зарядить батарею. Важно, чтобы была возможность регулировать зарядный ток, поскольку плановая зарядка аккумулятора проводится небольшим током, но в течение длительного времени. Но иногда возникает необходимость экстренного заряда - к примеру, когда села батарея, а автомобиль необходимо срочно завести. В этом случае значение тока можно увеличить на 30% , помня о том, что такая зарядка не является «полезной» для АКБ, и должна использоваться как можно реже.