Как поменять щетки генератора и когда требуется их замена? Как же производится замена щеток генератора.

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.

Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Как снять щетки с генератора, находящегося на автомобиле

Если прежний владелец поставил в генератор блок щёток с реле регулятором, то вопрос как поменять щетки на генераторе без снятия его с автомобиля решается намного проще, чем замена отдельных щёток. При достаточном месте в подкапотном пространстве, возможна и замена отдельно щёток, не прибегая к снятию генератора.

Все работы с электрооборудованием автомобиля следует начинать с отключения аккумулятора.

  1. Снимается регулятор напряжения;
  2. Меряется выработка щёток;
  3. Отпаиваются старые щётки;
  4. Зачищаются контакты;
  5. Припаиваются новые щётки;
  6. Проверяется свободное движение щёток генератора;
  7. Устанавливается на место регулятор;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если всё прошло без ошибок, вам ещё долго не придётся мучиться с вопросом, как проверить щётки генератора. Теперь, зная в совершенстве устройство генератора после его разборки, вам не составит труда починить и другую неисправность генератора своими руками.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие автолюбители занимаются ремонтом своего авто самостоятельно. Но не все в этом деле являются профессионалами, и во время ремонта возникает много вопросов. Как же поменять щетки генератора на автомобилях ВАЗ? Ничего сложно в этом нет. Замена щеток генератора на ВАЗ, например, модели 2114 производится быстро и просто. Для начала стоит узнать, как устроен генератор.

Строение

Генератор состоит из трех обмоток, они установлены так, чтобы напряжение каждый раз происходило на разных обмотках.

Статорные обмотки – им всегда нужно напряжение, получают они его от аккумулятора. Обмотки играют роль магнитов. Они образуют магнитное поле, благодаря которому снимается напряжение. Напряжение снимается от 18 В. Но максимально допустимое напряжение – это 14,7 В. Для этого устанавливают стабилизатор.

Стабилизатор или щеточный механизм – устанавливают на самом генераторе. Благодаря ему и поддерживается одно напряжение.

Какую роль играет

Генератор отвечает за движение автомобиля. Он поддерживает и отвечает за подпитку при запуске автомобиля.

Порядок замены на ВАЗ 2114

Перед заменой щеток на ВАЗ 2114 удобнее будет снять генератор.

Снятие генератора

  • Автомобиль ставится на ручник, дополнительно устанавливаются противооткатные упоры.
  • Отключается отрицательная клемма от аккумулятора.
  • Опускается натяжной болт.
  • Отсоединяются провода под резиновым чехлом и отключается разъем, через который идет напряжение на обмотку.
  • С помощью крупной отвертки нужно подвинуть генератор к двигателю.
  • После этого можно снять .
  • Опускается крепежный болт. Для этого сначала, используя головку на 15, открутите болты, удерживающие кронштейн. Потом поверните генератор по часовой стрелке. Вы сможете снять ось крепления к кронштейну.
  • Гайка откручивается ключом на 19 и вытаскивается с втулкой, из кронштейна выбивается ось.
  • Генератор спокойно извлекается вверх.

Замена

В генераторе для ВАЗ 2114 имеются щетки, которые отвечают за регуляцию напряжения.

Если пришло время сменить щетки генератора, действуйте следующим образом:

  • Первое, что нужно сделать, это отсоединить клемму от аккумулятора.
  • Далее нужно отсоединить колодку с проводами.
  • Затем открутить гайку зажима.
  • Потом силовые провода снимаются со шпильки.
  • Освобождаются фиксаторы, которые удерживают пластиковую крышку по периметру.
  • Снимается крышка, и находятся сами щетки.
  • После того как щетки найдены, откручиваются болты, которые крепят щетки.
  • Вытаскиваются сами щетки.
  • Перед тем как установить новые щетки, проверьте размер графитовых контактов, их нормальный выступ считается не менее 0,5 сантиметра.
  • Новые щетки устанавливаются и, опираясь на выше перечисленную процедуру, собираем генератор.

Фотоинструкция

Замена на ВАЗ 2110

На автомобилях ВАЗ 2110 от работы генератора, главным образом, зависит заряд аккумулятора. Если после запуска двигателя лампочка заряда аккумулятора продолжает гореть, это означает, что есть неисправность в генераторе. И в большинстве случаев это означает, что пришло время сменить щетки генератора. Замена щеток генератора также не затруднительна.

Что потребуется

Для замены щеток потребуются набор инструментов и перчатки. Кроме того, нужны упоры для задних колес.

Перед самой заменой щеток генератора удобнее будет снять генератор.

Снятие генератора

  • Будет удобнее, если загнать авто на смотровую яму. Если снятие устройства производится не на яме, поддомкратьте переднюю часть машины.
  • Установите противооткатные упоры.
  • Открыв капот, отключаем питание снятием провода с клеммы минус.
  • Следует открутить болты защиты картера и снять ее.
  • Немного ослабим гайки, находящиеся сверху и снизу генератора.
  • Откручивается болт регулировки.
  • Снимается ремень генератора.
  • Снимается клемма выхода Д.
  • Удаляется резиновый чехол.
  • Откручивается гайка крепления штекера.
  • Отсоединяется штекер от болта с контактами
  • Гайку, находящуюся внизу и вверху креплений генератора, нужно открутить и снять.
  • Затем снимают натяжную планку, втулку распора.
  • Придерживая генератор, вынимают оставшийся болт крепления.
  • Все – генератор снят.

Замена щеток

Лучше всего проводить разборку генератора на чистой поверхности, можно постелить ткань.

  • Ставим генератор так, чтобы шкив оказался внизу.
  • Увидев пружинистые держатели, нужно отщелкнуть их плоской отверткой.
  • После чего можно снять крышку генератора.
  • Теперь понадобится крестовая отвертка, чтобы открутить винты, которые удерживают узел с щетками.
  • С щеткодержателя снимается клемма.
  • Откручивается гайка с болта контактов.
  • Увидев две пружинистые шайбы, убираем их.
  • Отсоединяется провод конденсатора.
  • Винт, крепящийся на конденсатор, откручивается.

Перед заменой щеток на ВАЗ 2110 проверяется размер выступа контактов и вся процедура проводится в обратной последовательности.

Фотоинструкция

Замена щеток на ВАЗ 2107

Принцип работы генератора на автомобилях ВАЗ 2107 такой же, как и на перечисленных выше автомобилях. После запускания двигателя горит лампочка аккумулятора, значит, пора произвести замену щеток генератора.

Так как замена щеток генератора занимает совсем немного времени, многие автолюбители готовы самостоятельно это сделать.

При замене щеток генератора на ВАЗ 2107 вы можете снять генератор, но это можно сделать и не прибегая к этим мерам. Достаточно просто отсоединить провод от минусовой клеммы.

Меняем щетки

  • Отсоединяется провод от клеммы.
  • Откручивается два винта, которые прикрепляют корпус щеткодержателя.
  • Вытаскивается сам щеткодержатель.

Перед заменой щеток лучше проверить, именно в них ли проблема.

Проверка щеток

Для проверки неисправности щеток потребуется лампочка 12 В.

На клемму кидаем плюс, на клемму массы кидаем минус. Лампочка загорается, проводим проверку дальше. Добавляем напряжение до 16 В, если лампочка продолжает гореть, это и есть главный признак неисправности щеток.

В таком случае перед постановкой новых щеток стоит еще проверить выступ графитовых контактов. Нормальным выступом считается, выступ не менее 0,5 сантиметра , после чего ставятся новые щетки, и все устанавливается назад, исходя из вышеперечисленных действий.

Бывает такое, что ремонт генератора, не заканчивается только на замене щеток. Если вовремя не выявить износ щеток, то происходит износ и остальных деталей генератора, так как все элементы генератора взаимосвязаны. Именно поэтому после замены одних щеток, неисправность в генераторе полностью не исчезнет, но на некоторое время исчезнут признаки поломки.

При замене щеток лучше всего снять генератор и рассмотреть его, попытавшись выявить, какие неисправности могут быть в нем еще.

Видео

Инструкцию по замене щеток без снятия генератора смотрите ниже:

В машине ваз 2109 замена щеток генератора необходима тогда, если они хоть немножко стерлись. В противном случае генератор может выйти из строя.
А это приведет к тому, что пользоваться машиной будет невозможно, так как без генератора о нормальном функционировании можно забыть. Попросту говоря, автомобиль нельзя будет завести.
Да и кроме того, аккумулятор будет слишком быстро разряжаться. Если в работе генератора заметны какие-то дефекты, то их срочно нужно устранить.
Замена щеток генератора ваз 2109 – это процесс несложный и с ним может справиться каждый.

Причины замены

Щетки генератора нужно менять в таких случаях:

  • Они стерлись настолько, что уже перестали выполнять свою главную функцию – сохранять заряд аккумулятора.
  • Аккумулятор быстро разряжается.

Примечание: причин того, что аккумулятор быстро разряжается есть очень много.
Поэтому это не всегда сигнализирует о плохих щетках. Но на всякий случай их лучше все таки проверить, так как возможно причина скрыта именно в них.

Проверка щеток в домашних условиях

Чтобы проверить, работают ли щетки правильно, следует:

  • Снять аккумулятор, чтобы генератор был обесточен. Иначе в системе может случиться небольшое замыкание.
  • Отсоединить регулятор напряжения.
  • Визуально осмотреть все щетки.
  • Если их длина менее 5 мм, их срочно следует заменить, так как они уже не функционируют таким образом, как это от них требуется.

Быстрая замена щеток

Для замены щеток понадобятся такие инструменты:

  • Ключ на 8 (или головка на 8).
  • Плоская отвертка (чтобы снять крышку).
  • Рожковый ключ на 13.

Чтобы заменить щетки быстро и легко, следует делать так:

  • Ослабить гайку и болт, на которые крепится генератор.
  • Снять .
  • Запустить двигатель.

Примечание: кстати, плохой ремень также может быть причиной неполадок генератора.
Нужно его проверить и в случае необходимости заменить. Чтобы проверить, его нужно согнуть и посмотреть, нет ли на нем трещинок.

  • Отключить аккумулятор (для этого отсоединить его минусовую клемму). Делать это нужно предельно аккуратно, так как в аккумуляторе есть кислота, которая может повредить кожу при попадании на нее.
    Это необходимо сделать для того, чтобы избежать возможного короткого замыкания.
  • Отсоединить провода от генератора.
  • Снять переднюю защитную часть картера.
  • Открутить нижнее крепление генератора.
  • Плоской отверткой заблокировать ротор, чтобы он стал полностью неподвижным.
  • Открутить шкив.

  • Снять кожух генератора.
  • Снять защитную пластиковую крышку, чтобы получить доступ к щеткам.
  • Отверткой зацепиться за небольшой штекер питания, идущий от щеткодержателя.
  • Потянуть его вверх. Тянуть до тех пор, пока штекер не будет извлечен.

Примечание: чем медленнее все будет происходить, тем лучше. Ведь нельзя допустить того, чтобы пайка оторвалась от регулятора напряжения, так как после этого будет сложно вновь подключить аккумулятор.

  • Отсоединить штекер от щеток.
  • Открутить болтики, с помощью которых щетки крепятся к щеткодержателю.
  • Извлечь регулятор напряжения. Открутить щетки вместе с щеткодержателем. Он снимается легко.
    Не стоит бояться его повредить при вынимании, так как он все равно будет заменен в скором времени. Но сначала нужно завершить снятие генератора.

  • Открутить четыре болта, на которые крепятся половинки генератора.
  • Снять заднюю крышку. Для этого отвертку вставить в щель между генератором и крышкой и потянуть вверх. Спустя несколько секунд крышка будет снята.
  • Прикрутить гайку на ротор.
  • Аккуратно снять генератор(см.).
  • Посмотреть, все ли его детали находятся в пригодном для использования состоянии.
  • Открутить большой болт, идущий от щеткодержателя (но не до конца, его нужно только слегка ослабить).
  • Взять новые щетки и вставить их на место старых.
  • Закрутить при помощи ключа, чтобы они хорошо держались.
  • Собрать генератор и вставить его на место.

Замена щеток без снятия генератора

Если проблема точно в щетках, а не в генераторе, то снимать его не обязательно.
В таком случае замена будет сопровождаться следующими действиями:

  • Разобрать генератор, чтобы добраться к щеткам (но не снимать его полностью).
  • Гнездо щеткодержателя следует продуть сжатым воздухом.
  • Затем прочистить его мягкой тканью.
  • Аккуратным движением вынуть щетки (для этого нужно использовать паяльник).

Примечание: снять щетки можно еще одним способом – вместе со щеткодержателем. Однако в таком случае нужно будет купить и новый щеткодержатель, а не только щетки. Так будет намного быстрее, но также и дороже.

  • Прочистить все контакты.
  • Посмотреть, обладают ли пружины достаточной упругостью.
  • Отполировать контактное кольцо, если на его поверхности есть заметные дефекты.

Ремонт происходит в следующей последовательности:

  • Снять генератор, а затем – пластмассовый кожух.

Примечание: поскольку выполнен он из пластмассы, то снимать его можно только руками, без использования каких-либо инструментов. Это может навредить его поверхности.

  • Открутить винты, крепящие регулятор напряжения.
  • Снять щеткодержатель вместе с щетками.
  • Отсоединить клемму аккумулятора.
  • Снять блок, отвернув все крепления статора вниз.
  • Снять стяжные винты (их 4).

  • Вынуть крышку генератора (для этого может быть применена отвертка).
  • Зажать ротор до состояния неподвижности.
  • Отвернуть гайку, которая крепит шкив.
  • Снять пружину, шкив и упорную шайбу.
  • Вынуть ротор со стороны привода.
  • Снять контактное кольцо. Можно его отшлифовать, но это не обязательно.
  • Проверить ротор.
  • Осмотреть статор.
  • Собрать генератор в обратном порядке.
  • закончен.

Заменить щетки генератора можно своими руками, так как сделать это совсем несложно даже в домашних условиях. Цена на новые щетки колеблется в пределах 300 рублей.
Конечно, можно их купить вместе со щеткодержателем. В таком случае ремонт станет еще более простым, но заплатить придется немного больше.
А в автосервисе нужно будет заплатить в два, или даже в три раза больше. Конечно, прежде чем приступать к самому ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему.
Инструкция также не помешает.

Среди множества узлов и отдельных агрегатов автомобиля выделяют генератор, который является основным источником подачи электроэнергии в автомобиле. Как и многие другие устройства, он периодически выходит из строя, и в некоторых случаях виной тому износ щеток. В такой ситуации возникает вполне логичный вопрос: как поменять щетки на генераторе и можно ли самому справиться с этой задачей.

Основные признаки необходимости замены щеток

При плановом осмотре транспортного средства не всегда уделяется внимание мелким деталям, из-за чего их поломка становится неприятным сюрпризом для автовладельца. Этот факт применим и к , которые приходится сразу менять. Вопрос, как заменить щетки генератора, достаточно актуален, но прежде всего, необходимо понять, когда именно нужна замена. Специалисты рекомендуют проверять щеточный узел раз в 50 000 километров (или один раз в четыре года), тогда проблем с щетками генератора не возникнет.


Обратите внимание! Провести диагностику или даже замену неисправных щеток генератора можно без демонтажа габаритного агрегата.

О необходимости подобной проверки будут свидетельствовать следующие симптомы:

неожиданное отключение электроприборов автомобиля без видимых на то причин;

Снижение уровня освещения салона транспортного средства и внешних источников света (фар, габаритных огней).

Низкое напряжение в сети;

Слишком быстрое (неоправданно быстрое) снижение заряда аккумуляторной батареи, которую в результате очень сложно (если вообще возможно) полностью зарядить.

Любой из указанных симптомов свидетельствует о том, что пора задуматься над проверкой и возможной заменой щеток генератора. Провести диагностику этих элементов можно несколькими способами, но проще всего – отключить питание от генератора (достаточно снять с АКБ «минусовую» клемму) и демонтировать регулятор напряжения. После этого визуально оцените, на какое расстояние графитовые изделия «выглядывают» из своего убежища. Если окажется, что оно меньше пяти миллиметров, то детали нужно срочно заменить.

Где находятся щетки

Найти объект замены можно в задней части генератора, где он крепится к нему с помощью одного лишь болта. Если говорить более конкретно, то щеточный узел размещается на крышке агрегата со стороны контактных колец и объединен с регулятором напряжения. Рядом с кольцами щетки удерживаются благодаря усилию пружин. В большинстве случаев обнаружить их достаточно просто, ведь зная о месторасположении генератора и его составляющих элементов, разобраться, где находятся щетки на генераторе, не так уж и сложно.


Что понадобится для замены

Для того чтобы выполнить замену щеток генератора, вам понадобится стандартный набор ключей, пара разных отверток, новые сменные детали, свободное место и время. Если какие-либо крепления заржавели, то можно использовать растворитель, облегчающий задачу выкрутки крепежных болтов.

Как снять щетки при снятом генераторе

Существует два варианта демонтажа изношенных щеток генератора: со снятием агрегата и без него. В зависимости от марки и модели транспортного средства, владелец сам решает, какой способ будет предпочтительнее, ведь в некоторых ситуациях добраться до нужного места может оказаться очень сложно. Итак, давайте сначала посмотрим, как же снять щетки с генератора на демонтированном устройстве.

Нельзя не отметить, что на снятом генераторе выполнять все действия намного проще, так как появляется больше места для комфортного изъятия самих щеток. Поэтому для начала необходимо отпустить крепежный болт, соединяющий агрегат со скобой механизма натяжения ремня генератора, снять этот ремень, открутить крепежные болты между генератором и корпусом силового агрегата. После этого вы сможете вынуть нужное устройство из моторного отсека.

На следующем этапе обязательно обратите внимание на посадочное место щеткодержателя и при необходимости продуйте или протрите его от грязи. После этого можно переходить к отсоединению самих щеток (понадобится отпаять провода). Кроме того, не помешает очистить контакты и проверить упругость удерживающих пружин. Следующий этап – полировка контактного кольца, что хоть и не является обязательной процедурой, но все же лишней не будет.

После окончания подготовительных работ можно приступать и к непосредственной замене интересующих нас деталей. Как правило, менять щетки на генераторе, в принципе, несложно, а все, что от вас требуется, – это отпаять провода от старого комплекта щеток и припаять их к новому. После установки щеток в щеткодержатель, не забудьте убедиться в их свободном передвижении.

Устанавливать снятую деталь на прежнее место нужно очень аккуратно, так как она очень хрупкая, а значит, все действия нужно выполнять очень осторожно . Как только щетки займут свое место в устройстве, подсоедините «массу» к АКБ и заведите машину. Вот и все, щетки генератора успешно заменены.

Важно! После установки щеток бортовая система автомобиля нередко поднимает тревогу о неисправности генератора, что является результатом плохой притирки новых деталей. Со временем это пройдет.

В некоторых случаях может оказаться, что износ графитных стержней достаточно незначителен, а проблема кроется в залипании корпуса из-за грязевых отложений. Все, что требуется в такой ситуации, – это очистка деталей сжатым воздухом, после чего их можно дальше использовать. Прежде чем устанавливать новые щетки на генератор, не забудьте их осмотреть – вполне возможно, что где-то имеется производственный дефект (трещины или сколы), причем как самих графитных стержней, так и щеткодержателя.

Монтаж сменных щеток на генератор выполняется в обратной последовательности, а завершает процесс установки регулировка ремня агрегата. Если правильно выполнить все действия, при воздействии пальцами руки в 3-4 кг (для клиновидного ремня) или 6-8 кг (для плоского), ремень должен прогибаться на 1-1,5 см. Нередко автомобилисты покупают новые щетки вместе с регулятором, который поставляется с ними в одном комплекте. Поэтому полезно будет знать, как заменить щетки на генераторе в этом случае. Как и в предыдущем варианте, ничего особо сложного здесь нет, а все действия выполняются в следующей последовательности:

1. Сначала от аккумуляторной батареи отсоединяют «минусовый» провод.

2. Затем с «плюсового» провода АКБ необходимо снять резиновый колпачок.

4. Следом достаются три фиксирующие пружины, которые были расположены по всему периметру старого блока.

5. Используя крестовидную отвертку, необходимо открутить щетки (вместе с ними извлекается и регулятор напряжения, с отсоединением от всей связывающей их проводки).

6. Остается лишь поместить на освободившееся место новую конструкцию.

Интересно знать! Первый генератор переменного тока представила фирма «Невиль», что произошло в США в 1946 году. Агрегат совмещал в себе практически все элементы, характерные для устройства постоянного тока (первая работающая машина такого типа была создана в 1934 году): отдельно генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, отдельно блок селеновых выпрямителей, стабилизатор напряжения и т.д. Основным предназначением данного устройства выступало использование на специальных военных автобусах и автомобилях.

Замена щеток без снятия генератора

Выполнить замену щеток генератора можно, и не демонтируя его с посадочного места. Этот вариант особенно удобен, если вы приобрели новые щетки вместе с регулятором напряжения, как это было указано выше. В этом случае, порядок выполнения всех действий следующий:

1. Отсоединяем от аккумулятора «минусовую» клемму.

2. Откручиваем болты крепления и снимаем старый регулятор напряжения вместе со щеткодержателем.

3. Замеряем расстояние от торца щеткодержателя до края самих щеток (при установке новых элементов оно должно составлять 13 мм, в то время как минимально допустимое значение соответствует 5 мм).

4. Проверяем, легко ли двигаются щетки в щеткодержателе.

5. Возвращаем регулятор напряжения на прежнее место.

6. Обратно закручиваем крепежные болты и присоединяем к аккумулятору снятую «минусовую» клемму.

Конечно, в теории все достаточно просто выглядит, а вот на практике многие автовладельцы нередко сталкиваются с определенными трудностями, поэтому в любом деле нужна уверенность в своих силах и грамотный подход к решению того или иного вопроса.

Замена щеток генератора ВАЗ-2107 прекрасно подойдет в качестве обучающей демонстрации для тех, кто еще не относит себя к специалистам, а лишь постигает азы ремонта и обслуживания автомобилей. Эту информацию можно использовать не только для ремонта «семерки», но и для других моделей (ВАЗ-2110 и 2114). Теперь приступим к более детальному изучению вопроса.

Довольно часто (особенно в старых моделях) бывают такие случаи, когда при резком увеличении скорости движения происходят разные на первый взгляд необъяснимые вещи: тускнеет свет приборной панели или фар, прикуриватель и (или) магнитола работают с перебоями. Водители, не закалившись в холодном озере многолетнего опыта, ошибочно могут подумать на сгоревшие предохранители, проводку или замыкание приборов. Для проработки всех этих версий может уйти целый день и даже больше. Но каково будет удивление водителя, когда выяснится истинная причина неисправности, что вся суть проблемы из-за каких-то небольших кусочков металла черного цвета, именуемых щетками генератора.

Устройство генератора

Исходя из уроков физики 9 ли 8 класса, всем известно, что в состав любого генератора должны входить две основные части, одна из которых подвижная (ротор), а вторая, соответственно, неподвижная (статор). Каждая из частей имеет медную (в большинстве случаев) обмотку. Под действием магнитной силы ротор начинает вращаться, питаясь электричеством через якорь и еще две детали из металла. А называются они щетками генератора. Из-за постоянного воздействия силы трения все детали понемногу изнашиваются из-за постоянного вращения ротора. Происходит это в любом случае, независимо от качества материала деталей (а он действительно крепкий).

Как определить неисправность?

Если, прогревая машину, вы начали замечать странные действия на приборной панели (показатели вольтметра сильно меняются при минимальной нагрузке на двигатель или происходит загорание лампочки зарядки аккумуляторной батареи), то это может говорить только об одном – щетки генератора износились и необходимо проводить замену.


Как определить неисправность генератора

В некоторых случаях хороший прогрев двигателя позволяет «потушить» индикатор. При этом автомобиль едет по автобану вполне спокойно и обычно, без каких-либо признаков неисправности. Но не стоит быть таким оптимистом, поскольку ваше авто может сломаться в самое неподходящее время. Не забудьте проверить состояние обмотки генератора и ремня, хотя отсутствие искр и дыма говорит о том, что причиной поломки все-таки являются щетки.

Для начала стоит уточнить, что щетки генератора – это такие детали, замена которых требуется чаще всех. По этой причине разработчики создают специальные конструкции генераторов, чтобы водитель смог без проблем провести замену. Процесс их изнашивания довольно долгий, он зависит от срока эксплуатации автомобиля, а также от интенсивности нагрузки. Приобретая подержанный автомобиль с достаточно большим пробегом, не стоит ждать, пока детали износятся и перестанут полноценно функционировать. Лучше сразу произведите замену. К счастью, небольшая стоимость позволяет это.


Замена старых деталей

Люди, далекие от особенностей строения их транспортного средства, вполне могут подумать, что производство разных моделей на одном заводе делает процесс замены одинаковым (речь идет о популярных отечественных моделях). Если честно, то такая догадка является верной. Можно сказать даже больше: практически все модели с двигателем внутреннего сгорания имеют одинаковый процесс замены.

Совет: Вы можете установить на некоторые модели Audi или BMW щетки от ВАЗа, и они будут прекрасно функционировать. Внешний вид, правда, немного отличается более грубой окантовкой, но это не влияет на работу.

Приступаем к процессу замены

Постепенно подходим к тому, как нужно проводить замену. Процедура это намного сложнее от, скажем, поэтому вам изначально необходимо защитить себя от возможного поражения электрическим током. Для этого нужно отсоединить клемму массы на аккумуляторной батарее. Несмотря на то, что напряжение в электрической цепи автомобиля не столь велико, как, например, в электричке, но даже одна случайная искра, попавшая на вас, может стать довольно ощутимой.

Месторасположение генератора на модели ВАЗ-2107 и других ее «коллег» (2110 и 2114) практически одинаковое – он установлен в правой половине подкапотного пространства. Иными словами, он находится рядом с фарой главного света со стороны пассажира. Причем абсолютно нет никакой разницы, передний привод у машины или задний – разработчики Жигулей не изменяют своему стилю, придерживаясь своих же традиций. Металлический корпус присоединяется к движку несколькими гайками крепления. Узнать генератор вы сможете по маховику и натянутому на него приводному ремню.

Теперь нужно определиться с выбором процедуры замены. Для тех, кто не в курсе, замену щеток генератора можно осуществить двумя способами:

  • со снятием генератора;
  • без снятия.

Главным отличием этих способов является то, что после замены вам нужно будет настраивать натяжение приводного ремня. Но если для ВАЗ-2110 и 2114 регулировка не составит никакой сложности, то владельцы ВАЗ-2107 столкнуться с трудностью, связанной из-за плохой компоновки механизмов. Выбирайте способ, который вам больше всего подходит.

Шаг 1. Снимите защитную крышку, установленную на корпус генератора.


Снимаем защитную крышку

Шаг 2. Извлеките клемму питание из гнездового разъема.


Отсоединение важно в целях безопасности!

Шаг 3. Для того чтобы снять интересующие в данном случае детали, нужно отвинтить 2 болта крепления. Затем снимите держатель щеток с держателем.


Не потеряйте крепежные болты. Они вам еще пригодятся.

Шаг 4. Проведите визуальную оценку состояния щеток: выступ из своего гнезда должен быть не более чем на 5 миллиметров. После этого произведите замену.


Визуальный осмотр старых щеток

Шаг 5. Произведите обратную сборку.


Завершающий этап – обратная установка

Важно! Выполняйте установку щеток в держатель с особой осторожностью и аккуратностью. Они обязательно должны свободно «сидеть» в гнезде.

Представители автомобильной промышленности уже давно решили пойти водителям навстречу, создав специальный держатель, в комплект с которым входят щетки и регулятор напряжения. Его стоимость порядком выше от стоимости комплекта порядком на 150-200 рублей. Разумеется, все пытаются при любой возможности сэкономить, однако перед совершением покупки задумайтесь: много ли вы сможете сэкономить таким образом? К тому же проводить такую замену вы будете не очень часто (в некоторых случаях замена щеток производится всего лишь несколько раз за весь период использования авто).

Причиной неисправности также может стать и регулятор напряжения. Перед тем, как установить блок в генератор, соедините провод аккумуляторной батареи (плюсовой) с штекерным разъемом блока, а минусовой – с корпусом. После подключения проводов нужно подключить к щеткам реостат и 3-вольтовую лампочку. При правильном подключении лампочка должна загореться. Меняйте напряжение понемногу, передвинув его показатель с отметки 12 на отметку 16 В. После того, как вы достигли 16 В, подключенная лампочка должна погаснуть. Если лампочка все еще горит, то регулятор напряжения, скорее всего, неисправен.

Если перед заменой щеток вы стали наблюдать наличие шума при работе генератора, то данная неисправность может говорить об износе подшипников генератора.

О преждевременном износе подшипника может говорить увеличенный люфт. В таком случае нужно произвести его замену.

Важно! Преждевременный износ подшипника может произойти по многим причинам, а не лишь из-за недостаточного количества смазки.

Зачастую перетянутый ремень генератора приводит к неисправности подшипника.

Для предотвращения поломок систем автомобиля желательно проводить регулярную проверку узлов согласно рекомендациям производителя. Постарайтесь создать такую привычку: периодически проводить осмотр отсека двигателя на наличие шумов. Это позволит избежать серьезных повреждений и решить образовавшиеся проблемы с минимальными финансовыми затратами. Лучше сделать все правильно, чем сделать «как всегда». Удачи вам на дороге!

Видео – Замена щеток генератора на ВАЗ-2107