Как подобрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля. Как правильно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Современный автомобильный аккумулятор, при условии его своевременного обслуживания, может без проблем прослужить вам 5-7 лет. Но никто не застрахован от ситуаций, при которых АКБ, утратив свои способности, попросту отказывается работать в штатном режиме. Причин здесь может быть сколько угодно, начиная от длительного простоя на холоде и, заканчивая неполадками в системе питания авто.

Одним из способов «оживления» аккумуляторной батареи является ее зарядка, осуществлять которую лучше после установления и устранения причины ее разряда. Чтобы зарядить АКБ, можно воспользоваться услугами специальных сервисов, а можно справиться с этой задачей и самому. Для этого, конечно, необходимо иметь зарядное устройство (ЗУ).

Виды зарядных устройств

Если в вашем арсенале нет ЗУ для аккумулятора, но есть желание его приобрести, следует знать, какие зарядные устройства бывают, и какое из них лучше всего подойдет для ваших потребностей.

В продаже представлены два основных вида ЗУ:

  • зарядно-предпусковые;
  • зарядно-пусковые.

Зарядно-предпусковые устройства (ЗППУ)

Этот вид ЗУ предназначен исключительно для подзарядки аккумулятора. Зарядка происходит путем передачи напряжения и тока нужной величины от клемм устройства на клеммы аккумулятора. Она может осуществляться тремя способами:

  • постоянного тока;
  • постоянного напряжения;
  • комбинированным (сначала постоянным током, потом – постоянным напряжением).

Последний способ зарядки является наиболее эффективным, но для такой процедуры требуется ЗУ с устройством автоматического переключения режимов.

Отдельно, зарядно-предпусковые устройства классифицируются на:

  • трансформаторные;
  • импульсные.

В основе трансформаторного ЗППУ – мощный и габаритный трансформатор. Подобные устройства отличаются высокой надежностью, однако из-за значительного размера и веса, не очень удобны в эксплуатации.

Импульсные ЗППУ более компактны. Принцип их работы заключается в преобразовании тока, получаемого из потребительской сети, и увеличения его частоты на выходе. Здесь также используется трансформатор, однако его габариты очень компактны. Кроме того, импульсные ЗУ заряжают батарею гораздо быстрее, работают в автоматическом режиме, а также могут иметь ряд дополнительных функций. Большинство из них имеет встроенный логический контроллер, управляющий процессом зарядки. Стоимость таких устройств гораздо выше стоимости трансформаторных ЗУ.

Зарядно-пусковые устройства (ЗПУ)

Когда АКБ разрядилась настолько, что не в состоянии обеспечить вращение стартера для запуска двигателя, выручит зарядно-пусковое устройство. Конечно, если рядом есть розетка. Достаточно подключить зарядно-пусковое устройство к сети, подсоединить его клеммы к клеммам аккумулятора, установить необходимую величину тока, и можно запускать двигатель. Зарядно-пусковые устройства, переключенные в пусковой режим, осуществляют длинноимпульсную подачу тока на бортовую цепь автомобиля, обеспечивая тем самым условия для успешного старта двигателя. Единственное условие – аккумулятор авто должен быть отключен.

Дополнительно, ЗПУ можно использовать и в качестве обычного зарядного устройства. Зарядно-пусковые устройства также могут быть, как трансформаторными, так и импульсными.

Основываясь на практике, можно с уверенность сказать, что предпочтительней иметь под рукой (в гараже) зарядно-пусковое устройство, нежели просто зарядное, причем полностью автоматизированное.

Основные критерии для выбора зарядного устройства

Определившись с типом зарядного устройства, самое время перейти к определению его основных рабочих параметров, необходимых для качественной зарядки аккумулятора. Здесь существует всего два критерия:

Подбор ЗУ по максимальному току (номинальной емкости АКБ)

Зная величину номинальной емкости АКБ, можно определить необходимую для нее величину тока заряда. Для кислотных аккумуляторов, зарядный ток определяется по следующей формуле: I max ≥ 0,1*C ном, где C ном – показатель номинальной мощности АКБ. Иными словами, если в вашем авто установлена батарея емкостью 55 Ач, то выбираемое ЗУ должно выдавать, как минимум, 5,5 А. Для щелочных аккумуляторов зарядный ток должен быть несколько выше. Определить его можно по следующей формуле I max ≥ 0,25*C ном.

Чтобы иметь возможность максимально точно подобрать нужную величину тока заряда, необходимо, чтобы в зарядном устройстве была предусмотрена дискретная или плавная его регулировка с максимальным шагом 0,5 А.

Подбор ЗУ по максимальному напряжению (номинальному напряжению АКБ)

Для большинства кислотных батарей (12-вольтовых) максимальное напряжение в конце зарядки должно составлять 14,4-15 В (2,4-2,5 В на банку). Для нормальной зарядки таких АКБ, учитывая падение напряжения на клеммах и проводниках, оптимальным зарядным напряжением принято считать 15,5 В.

Чтобы точно определить величину максимального напряжения заряда для батарей свинцово-кислотного типа, используют формулу: U max ≥ U эл *N, где U эл – это конечное напряжение на одном элементе (банке) АКБ, а N – количество элементов (банок).

Например, если в паспортных данных аккумулятора указано, что максимальное напряжение одного заряженного элемента составляет 2,4 В, а число элементов в батарее – 6, то максимальное напряжение заряда для АКБ равно 14,4 В.

Для щелочных моделей максимальное зарядное напряжение определяют, используя следующую формулу: U max ≥ (2,1*N) + Ud, где N – количество элементов, а Ud – так называемая, вольтдобавка – дополнительное увеличение значения напряжения, составляющее примерно 5 В на каждые 15 элементов.

Чтобы зарядное устройство удовлетворяло эксплуатационные требования АКБ, необходимо, чтобы в нем была предусмотрена возможность регулировки выходного напряжения с шагом не более 0,1 В. Для большего удобства и точной настройки лучше использовать ЗУ с цифровым индикатором (вольтметром).

Определив максимальные показатели зарядного тока и напряжения для вашего аккумулятора, не спешите приобретать ЗУ именно с такими параметрами. Дело в том, что АКБ – это лишь отдельный элемент, который со временем может быть заменен на себе подобный, однако с другими характеристиками. К тому же, вряд ли кто-то всю жизнь ездит на одном и том же автомобиле. Лучше будет, если вы купите зарядное устройство с параметрами тока и напряжения, превышающими номинальные, т.е. «с запасом». Такое решение позволит использовать его и для существующего аккумулятора, и для его возможного «преемника» с более высокими рабочими показателями.

1.Выбирая между зарядным и зарядно-пусковым устройством, отдайте предпочтение последнему. Так вы всегда будете уверенны, что имея розетку в гараже, вы всегда сможете запустить двигатель, не дожидаясь, пока ЗУ зарядит АКБ до необходимого состояния.

2.Не следует приобретать зарядное устройство под определенный аккумулятор (автомобиль). Сделайте выбор в пользу прибора, характеристики которого на 10% превосходят необходимые на данный момент.

3.Если вы слишком знакомы с электротехникой, приобретите лучше полностью автоматическое ЗУ с комбинированным типом зарядки. Оно обойдется вам немного дороже, но избавит от лишних хлопот.

4.Не покупайте зарядное устройство сомнительного происхождения. Это все-таки электрический прибор, представляющий определенную опасность, особенно, если он произведен непонятно где, и непонятно кем.

5.В любом случае, начинайте эксплуатацию ЗУ только после изучения инструкции по его эксплуатации.

К обязательным атрибутам любого автовладельца относится зарядное устройство для аккумулятора. В зимнее время, когда батарее приходится работать в сложных погодных условиях и на аккумулятор ложится повышенная нагрузка, это особенно актуально. Рынок предлагает большой выбор самых разнообразных моделей, и выбрать лучшую довольно затруднительно. Предлагаем вниманию читателей рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов на 2019 год и надеемся, что он поможет определиться с выбором.

10. DECA CB MACH 214 | Цена 1 700 рублей

Открывает наш рейтинг зарядных приборов для автомобильных аккумуляторов 2019 года ЗУ DECA CB MACH 214 . Устройство служит для зарядки свинцовых аккумуляторов. Оборудовано защитой от короткого замыкания, перегрузок и неправильной полярности. Способно поддерживать батарею в полностью заряженном состоянии без риска его повреждения. Зарядное устройство оснащено индикаторами.

Цена – около 1700 рублей.

9. Сонар УЗ 201 | Цена 9 000 рублей


На 9 месте в рейтинге зарядных устройств для аккумуляторов находится «» с автоматической подачей тока. Достоинства прибора: небольшой вес и невысокая цена. Из недостатков устройства стоит отметить неудачное исполнение корпуса – крышка ЗУ плохо закрывается.

Стоимость устройства – около 900 рублей.

8. Кулон 106 | Цена 1 300 рублей


На 8 месте в списке лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года находится ЗУ «». Он предназначен для зарядки аккумуляторов емкостью от 20 до 95 А/ч. Устройство оснащено индикаторами на лицевой стороне и системой защиты от неправильного подключения и короткого замыкания.

Цена прибора – около 1300 рублей.

7. «Триада» BOUSH-50 | Цена 2 500 рублей


Седьмую позицию в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года занимает ЗУ . Предназначено для аккумуляторов с емкостью от 40 до 150 А/ч. Оснащен двумя режимами работы: 12 или 6 Ампер. Из дополнительных возможностей есть вентилятор для охлаждения и индикатор. Прибор имеет оригинальную форму – его корпус выполнен в виде джипа, поэтому ЗУ «Триада» BOUSH-50 может стать неплохим подарком автолюбителю.

Средняя цена устройства – 2500 рублей.

6. Орион PW-320/325 | Цена 2 400 рублей


» занимает 6 место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Два режима управления зарядки: ручной и автоматический. Недостаток устройства – небольшой шум при работе. Из достоинств – регулировка тока зарядки, защита от короткого замыкания и неправильной полярности.

Цена прибора – около 2400 рублей.

5. Solaris CH 12A | Цена 1 000 рублей


На 5 месте в рейтинге зарядных девайсов для автомобильных аккумуляторов находится простое, но надежное в эксплуатации ЗУ Solaris CH 12A . Прибор предназначен для зарядки батарей с емкостью 40-240А/ч. Из дополнительных возможностей – зарядка аккумулятора без снятия его с автомобиля, выбор тока, ускоренный заряд.

Стоимост ь ЗУ – около 1000 рублей.

4. Inelco KeePower Medium 8A/12V | Цена 7 500 рублей


Четвертое место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов занимает ЗУ . Прибор имеет три режима работы: зарядка в стандартном режиме, восстановление аккумулятора и зарядка в зимнее время. Подставка, интегрированная в корпус, позволяет установить прибор под нужным наклоном. На лицевой стороне корпуса расположено 7 индикаторов, отражающих данные о режиме работы и состоянии аккумулятора. В корпус встроен светодиодный фонарик.

Недостатком ЗУ можно назвать высокую цену в 7500 рублей.

3. Электроприбор ЗУ 75 | Цена 1 700 рублей


Одно из достоинств ЗУ – небольшой вес. Если по габаритам он близок размерам среднего аккумулятора, но вес прибора при этом составляет всего 2 кг. Зарядное устройство можно легко переносить благодаря наличию ручки-переноски. В пластиковую ручку встроен светодиодный фонарик, необходимый в темное время суток. Электроприбор ЗУ 75 оснащен системой безопасности, способной предотвратить поломку прибора в случае его неправильного подключения к аккумулятору или короткого замыкания.

Недостаток прибора – белый цвет корпуса.

Стоимость прибора – около 1700 рублей.

2. Daewoo DW 400 | Цена 2 500 рублей


ЗУ находится на 2 месте в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. Это интеллектуальное зарядное устройство, оснащенное системой диагностики уровня заряда аккумулятора. После оценки состояния батареи прибор устанавливает необходимую силу тока и напряжение. Это позволяет не только максимально эффектно зарядить автомобильный аккумулятор, но и продлить срок его работы.

Девайс предназначен для зарядки аккумуляторов легковых автомобилей, мотоциклов, грузовых машин, сельскохозяйственной техники. Девять ступеней зарядки гарантируют бережное восстановление заряда аккумулятора. ЗУ Daewoo DW 400 оснащено дисплеем, на который выводится информация о процессе зарядки и предупреждения об ошибках при подключении ЗУ к аккумулятору. Из дополнительных возможностей есть функция восстановления аккумуляторной батареи и система защиты от короткого замыкания, неправильной полярности и перегрева устройства.

Стоимость зарядного устройства – около 2500 рублей.

1. Автоэлектрика Т-1021 | Цена 2 000 рублей


ЗУ «» уверенно возглавляет наш рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. У данного устройства практически нет конкурентов. Какими преимуществами перед другими моделями обладает зарядное устройство? Оно предназначено для зарядки аккумуляторных батарей всех типов, емкость которых составляет от 3 Ач до 90 Ач. Зарядник имеет два режима зарядки – ручной и автоматический. В ручном режиме зарядка аккумулятора идет в более щадящем варианте. В этом режиме ЗУ также может восстановить сильно разряженный аккумулятор без заметной потери емкости.

Зарядное устройство оснащено продвинутой системой безопасности от короткого замыкания, перегрева элементов прибора и неправильного подключения к аккумуляторной батарее. Из дополнительных возможностей имеется встроенный в прибор фонарь для работы в темное время суток.

Стоимость ЗУ – порядка 2 тысяч рублей.

Но может случиться, что однажды авто просто не заведется по простейшей причине: не выключенные с вечера фары, магнитола, подсветка в салоне - да мало ли причин для разрядки АКБ? И как быть в таком случае? Бежать и покупать новую аккумуляторную батарею?

Как раз в подобных случаях и выручает автовладельца зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля. Конечно, за секунды АКБ не зарядить, придется ждать, но все-таки не выбрасывать же исправный аккумулятор.

А что, если действительно необходимо срочно ехать, а АКБ полностью разряжен? Есть и в таком случае выход. Существует автомобильный зарядник, называемый пуско-зарядным (подобный прибор иногда называют зарядная батарея), он как раз и позволяет завести автомобиль, а дальше уже можно предоставить оставшуюся работу по разряженной батарее генератору.

Имеет смысл разобраться, что собой представляют зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, каких видов они могут быть, и каковы их профильные рабочие направления.

Виды зарядных устройств

Конечно, при приобретении подобного устройства стоит задуматься, для какой цели оно покупается. Все люди разные, кто-то немного рассеян и может забыть выключить световые приборы в автомобиле, а кто-то педантичен и внимателен. Да и по стоимости подобные автомобильные зарядники отличаются, в зависимости от количества функций, которые они могут выполнять.

Существует два основных вида таких приборов: зарядное и пуско-зарядное. Остальные дополнительные опции, вложенные в них, - уже на усмотрение автолюбителя.

Устройство зарядки для аккумулятора автомобиля

Такие приборы предназначены для зарядки автомобильной аккумуляторной батареи постепенно, на протяжении нескольких часов. Обычно АКБ снимается и заносится в дом, где и подключается к устройству. Оно может быть самым простым, без защиты (такие производились очень давно, но у многих еще остались). В таком случае придется следить за стрелкой амперметра. При падении на 0,1–0,3 А, зарядное устройство необходимо отключить. Это значит, что АКБ заряжен полностью.

Более новые модели имеют защитное отключение. Оно срабатывает при полной зарядке или замыкании пластин аккумулятора.

Кстати, если «повезло» купить щелочной никель-кадмиевый (NiCd) аккумулятор, то необходимо будет минимум трижды произвести цикл «зарядка–разрядка». В противном случае уже через пару-тройку месяцев (максимум полгода) его придется выбросить.

Пуско-зарядные устройства

Некоторые, конечно, могут подумать, что не стоит переплачивать, а запустить двигатель можно так же и зарядным устройством, но это будет очень неверным решением. Дело в том, что для запуска стартер автомобиля берет на себя ток силой около 250–300 А. Следовательно, провернув один раз двигатель (а возможно, что и не провернув), у зарядного устройства в лучшем случае сработает автоматическое отключение. Ну а в худшем после подобного эксперимента придется покупать все новое - и аккумулятор, и зарядник.

Плюс пуско-зарядного устройства в том, что оно может кратковременно выдать ток большой мощности, которого хватит на то, чтобы завести автомобиль.

Ну а теперь, разобравшись с видами зарядных устройств, можно перейти и к вопросу выбора подобного прибора, учитывая необходимые функции.

Выбор зарядника

Чтобы правильно выбрать зарядное устройство для аккумуляторной батареи, нужно учитывать некоторые нюансы. Самое первое, что необходимо сделать - это изучить данные АКБ. Без них выбрать ЗУ не получится, оно может просто не подойти по техническим параметрам. И еще. В наше время на прилавках магазинов появилось много китайской продукции, а она, чаще всего, сомнительного качества. Поэтому лучше всего приобретать российские приборы. В этом случае можно быть уверенным, что не попадется подделка.

Удобнее всего автоматические зарядные устройства со встроенным амперметром. При выборе желательно брать автомобильный зарядник с небольшим запасом максимального тока, который должен составлять 10% от емкости заряжаемого аккумулятора. К примеру, если батарея на 60 А/ч, то максимально возможная нагрузка на него не должна превышать 6 А, а оптимальной будет зарядка при 3 А, т.е. 5%.

Если же при зарядке нет возможности настройки силы тока, значит, устройство автоматическое и само выберет оптимальный режим, что будет более полезным для АКБ.

Необходимо учесть и выходное напряжение. Аккумуляторная батарея может быть на 12 или на 24 В (на мотоциклах напряжение бортовой сети составляет 6 В).

Вспомогательные функции

Зарядные устройства могут иметь множество дополнительных функций. При приобретении желательно выбирать те, которые действительно могут пригодиться. К подобным относится защитное отключение при неправильной полярности. Другими словами, каждый может ошибиться, подключив минусовой провод на плюс и наоборот. Также полезной будет и функция защиты от перегрева и короткого замыкания в аккумуляторной батарее.

Иногда очень может помочь кнопка «Цикл» или «Десульфатация». Дело в том, что при эксплуатации кислотного АКБ со временем на пластинах образовывается сульфатный налет, который мешает нормальной работе батареи. Аккумулятор начинает быстро разряжаться и так же быстро принимает заряд. В этом случае имеет смысл попробовать подобный режим, и если АКБ еще не совсем вышла из строя, то удастся ее реанимировать.

Суть десульфатации в том, что на клеммы подаются кратковременные импульсы заряда высокого тока, чередующиеся с нагрузкой. Таким образом, сульфатные кристаллы разрушаются, и становится вполне возможной отсрочка замены батареи.

На что обратить внимание

При приобретении устройства для зарядки аккумуляторов автомобилей обязательно нужно визуально осмотреть прибор. Корпус должен быть устойчив, регуляторы, тумблеры и кнопки не должны вызывать сомнения в работоспособности и качестве. Если автозарядное устройство или любая его деталь даже на первый взгляд кажется некачественной или болтается - лучше от такой покупки отказаться.

Также нужно осмотреть клеммные зажимы - их пружины должны быть жесткими, плотными, а толщина меди не может быть менее 3 мм. В противном случае они просто прогорят при зарядке.

Обязательно наличие у продавца сертификата соответствия именно на выбранную модель ЗУ для аккумулятора.

По техническому оснащению - чем больше дополнительной защиты, тем лучше. Это поможет сберечь устройство при возникновении какой-либо внештатной ситуации.

Также необходимо поинтересоваться у продавца, имеется ли на данный товар гарантия. Нужно помнить, что зарядное устройство автомобиля - это сложный прибор, и никто не застрахован от заводского брака, некачественных деталей или просто разгильдяйства сборщика.

Зарядка аккумулятора

Основное правило перед включением прибора - изучение инструкции. Не стоит этим пренебрегать во избежание внештатных ситуаций и выхода из строя ЗУ, батареи или бортовой сети авто.

Наилучший вариант для зарядки аккумулятора - это полностью снять с автомобиля батарею, и если это не слишком трудоемкий процесс, то лучше занести АКБ домой. Если же приходится заряжать «на месте», то провода бортовой сети с аккумулятора нужно снять.

Далее, не включая зарядное устройство в сеть, подключаются его провода к батарее - сначала красный «+», затем черный «-». После этого выставляются все необходимые режимы и подается питание (если зарядное устройство для аккумулятора автоматическое, то ничего выставлять не нужно).

Если аккумуляторная батарея обслуживаемая, то необходимо открыть крышки сверху. При этом, если это уже не первая зарядка АКБ, можно заметить промежуток времени, через который начинается закипание электролита и, сравнив с предыдущими зарядками, понять, не требуется ли батарее десульфатизация. Если указанное время сильно сократилось при том же режиме зарядки - это и говорит об образовании кристаллов.

Конечно, при зарядке можно выставить и максимально разрешенный для батареи ток, если возникла такая срочность, батарея зарядится намного быстрее, но при этом аккумулятору наносится вред и срок его службы сокращается. Необходимо помнить, что лучше подобную зарядку не применять (или применять насколько возможно реже).

Особенности пуско-зарядного устройства

Пуско-зарядные устройства тоже могут иметь некоторые дополнительные функции, которые следует учесть при приобретении. Дело в том, что перед походом в магазин для себя необходимо решить, какой именно нужен прибор - стационарный или переносной. Стационарный работает только от сети в 220 вольт, и его применение возможно или в электрифицированном гараже, или же с использованием кучи удлинителей, что явно не очень удобно.

Переносное пуско-зарядное устройство имеет встроенный аккумулятор. Его можно зарядить дома и в нужный момент воспользоваться по назначению в любом месте, что, конечно, удобнее. Но подобный прибор стоит немного больше. К тому же не стоит забывать, что в нем установлена аккумуляторная батарея, и она также требует обслуживания, а иногда и замены.

Но, естественно, эти недостатки оправданны. Ведь у каждого может произойти так, что, опаздывая на работу, невозможно завестись, а «прикурить» не у кого. Конечно, подобные пуско-зарядные устройства в такой ситуации незаменимы.

Редко встречающиеся функции

Иногда в пуско-зарядных устройствах, да и в обычных зарядниках для автомобилей встречаются функции, которые не помешало бы штатно устанавливать во все подобные приборы по умолчанию. Одной из них является проверка аккумуляторной батареи для автомобиля на работоспособность. Ведь не все АКБ являются обслуживаемыми, а потому определить, не замкнула ли одна из «банок», невозможно, хотя напряжение в батарее будет падать после зарядки практически сразу. Подобная функция помогает определить это моментально, при подключении.

Также очень удобен замер и контроль емкости батареи. При этом на дисплей, которым оснащен зарядник для АКБ, будет выведена информация по времени зарядки и количеству принятого ею тока.

Да и вообще, лучше всего приобретать устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов с максимально возможным количеством функций и настроек, как по напряжению, так и по силе подаваемого тока, а также не забывать и про информационные функции. Только тогда появится возможность контролировать каждое действие, не полагаясь на программу.

Конечно, если нужно, на таких многофункциональных устройствах есть возможность включения и автоматического режима.

К тому же необходимо помнить, что при условии того, что аккумуляторная батарея полностью разряжена (были оставлены на ночь включенными фары), то, включив автомобильное зарядное устройство в режиме автоматики, зарядить аккумулятор не удастся. Прибор просто не видит отклика на импульс, подаваемый на батарею, т.к. тот полностью ей поглощается, и перестает давать зарядку, считая, что аккумулятора нет вовсе. В таком случае необходимо переключить зарядник на импульс, дать ему время немного поработать, и только после этого включать автоматический режим.

Подводя итог

Что ж, имеет смысл еще раз пройтись по пунктам необходимых функций, приобретая зарядку для аккумуляторов автомобилей:

  • Выходное напряжение совпадает с напряжением бортовой сети.
  • Максимальная сила тока - выше 10% от емкости АКБ.
  • Ручная настройка параметров зарядки с возможностью включения автоматики.
  • Желательно пуско-зарядное, хотя оно и дороже.
  • Обязательное присутствие функции десульфатизации.
  • Возможность проверки работоспособности.
  • Функция проверки емкости батареи.

Необходимо помнить об обязательном осмотре устройства и проверке всей документации на него.

Если соблюдать эти нехитрые правила, то можно получить удовлетворение от приобретения хорошего зарядного устройства для аккумулятора, которое в будущем не раз выручит в сложной ситуации, от которой никто не застрахован.

Второй момент, который необходимо учитывать, прежде чем купить зарядное для аккумуляторов - емкость самой батареи. Подразумевается не размер АКБ, а его электрическая емкость, которая характеризует количество отдаваемое батареей за определенный промежуток времени. Зарядное устройство необходимо подбирать исходя из того, какой емкости аккумуляторная батарея. К примеру, для того чтобы зарядить с нуля АКБ 10-амперным зарядным устройством емкостью 50 амперчасов, понадобится 6 часов. Для того чтобы посчитать время необходимое для зарядки батареи с нуля, необходимо емкость АКБ разделить на мощность зарядного устройства и прибавить плюс 10% от полученной цифры. Следовательно, для того чтобы сократить время зарядки аккумулятора, необходимо покупать более мощную зарядку.

Зарядные устройства могут иметь разный тип источника питания. Например, есть зарядные устройства , которые работают от электросети, а есть те, которые питаются от солнечных батарей или автомобильного прикуривателя. Главным преимуществом зарядного устройства на солнечных батареях является то, что их не надо никуда подключать, поэтому они прекрасно подходят для экстремальных условий. Есть правда у таких зарядных и недостатки, которые заключаются в их более медленной зарядке по сравнению с другими устройствами.

Самыми быстрыми принято считать двенадцативольтовые зарядные устройства , которые работают от прикуривателя. Во многих из них имеется возможность регулировки скорости подзарядки, в зависимости от емкости АКБ. Есть правда один нюанс, такого рода устройства нельзя оставлять включенными на длительное время, поскольку есть большая вероятность перезарядки аккумулятора.

Стандартные зарядные устройства , работающие от обычной электросети, довольно просты и удобны в применении. Если ваш гараж оснащен розеткой, то можно без проблем, оставив его заряжаться на определенное время.

В последнее время все большей популярности стали набирать зарядные устройства, оснащенные специальным чипом, при помощи которого происходит контроль процесса подзарядки аккумуляторной батареи. Заканчивая зарядку, устройство начинает автоматически уменьшать вдвое мощность зарядки, до тех пор пока батарея не будет заряжена на 100%. После того как АКБ зарядился полностью, загорается зеленый индикатор, который сообщает об этом. Более того, при помощи такой зарядки есть возможность проверить уровень подзарядки батареи при ремонте автомобиля, для того чтобы убедиться в том, что проблема заключается не в аккумуляторе.

И напоследок.

Перед использованием зарядного устройства, советую внимательно прочитать инструкцию по его применению. Не стоит забывать, что зарядное устройство относиться к безопасным изделиям, однако это серьезное оборудование, и его неправильное использование может привести к повреждению АКБ или травматизму того, кто им пользуется. Зарядка батареи должна происходить в хорошо вентилируемом помещении, вдали от предметов, которые могут быть повреждены кислотой, поскольку аккумуляторы , особенно старые, могут подтекать или выпускать ядовитые пары.


Любому владельцу автомобиля приходится рано или поздно сталкиваться с неисправностью аккумулятора. Зачастую причиной отказа является разряд аккумуляторной батареи. Чтобы восстановить напряжение АКБ, есть специальные приборы, и они называются зарядными и пуско-зарядными устройствами. Каждому автовладельцу непременно нужен такой полезный электроприбор.

Сейчас имеется огромный выбор разных устройств для подзарядки аккумулятора. Чтобы выбрать для себя наиболее оптимальную модель, нужно знать, как правильно подобрать зарядное устройство для аккумулятора в машину.

Зарядные и пуско-зарядные приборы необходимы для заряда аккумуляторов различной емкости . В чем же разница между этими двумя устройствами? Пуско-зарядные приборы могут не только подзарядить севшую батарею, но и запустить двигатель при необходимости, например, в холодное время года. Зарядные устройства для аккумуляторов предназначены только для подзарядки и не могут способствовать старту двигателя. Они отличаются между собой по силе тока и вольтажу.

Зачем нужно зарядное устройство

Стандартная проблема, с которой хоть раз сталкивался любой владелец авто холодной долгой мрачной темной снежной зимой – севший аккумулятор в автомобиле. Чаще всего эта ситуация появляется, если мощности аккумулятора по каким-то причинам не хватает для того, чтобы повернуть стартер.

Часто к этому обстоятельству приводит то, что генератор не полностью заряжает автомобильный аккумулятор по причине того, что чаще нужно отапливать салон машины, включать габаритные огни, фары и освещение. К тому же, при температуре ниже нуля загустевает масло, понижается отдача автомобильного аккумулятора, потому риск разрядки батареи в самый ненужный момент становится довольно большим. Когда аккумулятору больше 3-х лет, то самый надежный вариант обезопасить себя от этого – приобрести зарядное устройство для аккумулятора.

Разновидности зарядных устройств

Предупредим логичный вопрос автолюбителя – а зачем зарядка на автомобильный аккумулятор, если работает генератор. Верно. Генератор работает. Но, подавая дополнительную нагрузку на бортовую систему, мы забываем, что генератор не справляется со всеми устройствами и в данном случае электроэнергия начинает браться с АКБ . Это приводит к постепенному разряду аккумулятора.

Также случается, что некоторые забывают отключить на ночь, или даже на выходные, автомобильную акустику или габариты. А на следующий день автомобиль уже не заводится. Это случалось со многими. Вот в таком случае и будет надо зарядное устройство для батареи.

Знание информации о существующих сегодня АКБ, даст возможность вам ориентироваться в вопросе о том, какое устройство выбрать для зарядки автомобильного аккумулятора.

  • Щелочные АКБ – литий-ионные (LiOn), никель-металгидридные (NiMh) и никель-кадмиевые (NiCd). Наиболее неудачный из них – это последние аккумуляторы, потому что требует перед зарядкой полного разряда батареи. Так называемый эффект «памяти» делает ее довольно неудобной. Купленная щелочная батарея нуждается трехразовом цикле разряд/заряд.
  • Свинцовая АКБ – так же называется кислотная. Эти батареи довольно хорошо относятся к систематической подзарядке. Их советуют заряжать почаще.

Единое правило для любых видов АКБ – заряд батареи обязан происходить полностью , то есть до «упора».

Основные качества зарядного устройства

Все зарядные приборы для АКБ имеют единый принцип работы: они должны снижать напряжение в сети до номинала аккумулятора, после выпрямлять ток и обеспечить автоматизацию зарядки батареи. То есть в идеале: водитель должен закрепить клеммы зарядки, включить вилку в розетку и идти добросовестно спать.

Способы зарядки АКБ:

  • Постоянное напряжение. К недостаткам этого способа относится очень бурный процесс зарядки сначала, и слабо текущий в конце.
  • Постоянный ток. Зарядка проходит довольно быстро, это преимущество. Недостаток – этот способ, в силу специфики работы зарядного устройства приводит к быстрому «старению» аккумулятора.
  • Комбинированный. Является наиболее оптимальным, и по большому счету, все современные зарядные приборы работают по этому способу.

Первое, что нужно сделать, перед тем как вы пойдете покупать зарядное устройство для АКБ – это внимательно прочитать руководство по эксплуатации бортовой сети и аккумулятора. После, уже в магазине, изучить инструкцию по тактико-техническим параметрам выбираемого устройства.

Совет: при бурном развитии контрафактных изделий, тем более, со стороны Китая, все-таки обратите внимание на отечественного производителя. Здесь вы явно выиграете.

Выбор автомобильной зарядки делайте с определенным запасом по току в большую сторону, чтобы устройство не работало на максимуме. Или же ситуация может измениться, и вам будет необходимо подзарядить батарею с большей емкостью.

Выбор зарядки для аккумулятора лучше всего остановить на автоматическом, который обеспечивает комбинированный заряд. Выбор способа индикации – это лично на ваш вкус. Дискретная (светодиоды) более дешевая, но и не такая точная, но для обычного автолюбителя достаточная. Индикация приборов точнее и, соответственно, дороже. Как ни удивительно, отечественный изготовитель автомобильных зарядных устройств выпускает очень качественные модели, и они успешно конкурируют с европейскими аналогами.

К вопросу выбора зарядного устройства надо подойти основательно и скрупулезно, то есть - с изучения руководства по эксплуатации и его характеристик. Устройство обязано быть собрано на фабрике, иметь инструкцию и четко определенные характеристики. Помимо этого, зарядное устройство должно непременно соответствовать всем правилам пожарной и электробезопасности.

Мы советуем приобретать автоматические автомобильные зарядные приборы, они обеспечивают наилучший эффект зарядки по комбинированному принципу. Как таковых органов управления аппаратом нет, кроме потенциометра, он задает изначальный ток.

Выбор и эксплуатация

Зарядка для аккумулятора - это не игрушка. В городских условиях езды, а также частых пробок, когда автомобильный генератор не дает и половины необходимой силы тока, аккумулятор зачастую бывает недозаряжен . Заводить автомобиль, он, то заводит, но это лишь в летнее время или пока еще новый, через время недозаряд будет прогрессировать. Поэтому периодически будет полезным подзаряжать батарею.

Какое купить зарядное устройство? Ответим сразу, все китайские автомобильные зарядки, в которых находятся лишь лампочки и никаких регуляторов не присутствует желательно не покупать! Лучше в этом случае купить самый простенький, но с амперметром вполне достаточно и 5 ампер.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Когда считается, что аккумулятор в автомобиле разряжен? Для начала, если сутра напряжение 11 вольт или меньше. Плотность тоже низкая, или «глазок» на аккумуляторе побелел, у машины затруднен запуск двигателя, или фары, которые работают от аккумулятора заставляют почти мгновенно падать напряжение. Это первые позывы к подзарядке.

Допустим, что вы приобрели зарядку, как минимум с амперметром. Какую силу тока установить? Все советуют 0,10 от емкости. Но мы бы советовали 0,05. Например:

  • У нас аккумулятор на 77 А./ч.;
  • 77А/чх0,05 = 3.85 Ампер.

То есть, аккумулятор емкостью 77 А./ч. подзаряжаем силой тока не выше четырех ампер. Напряжение устанавливаем не более 15 В. По мере подзарядки напряжение будет увеличиваться, а сила тока снижаться. Зарядка пониженными токами является более качественней, чем повышенными и, если вы никуда не спешите, то 2 А. будет вполне достаточно.

Когда аккумулятор полностью заряжен? Аккумулятор полностью заряжен, когда напряжение на клеммах 14-15 В., а сила тока от зарядки снизилась до 0,1-0,3 А. При этом плотность электролита покажет значение 1,25 или больше .

Также периодически нелишним разряжать аккумулятор. В качестве нагрузки, можно выбрать обычную лампочку. Когда напряжение снизится до 10 В., можно устанавливать на зарядку.

Как выбрать пуско-зарядные устройства

Для владельцев автомобилей, в которых не желательно отсоединять аккумулятор от сети, изготавливают зарядно-предпусковые устройства. Спецификой данных приборов является возможность подзарядки батареи без снятия аккумулятора с машины. Но это устройство не дает возможности запустить двигатель тут же, когда его только подсоединили в сеть автомобиля . Тем, кому необходимо устройство, которое дает возможность не только заряжать аккумулятор, но и запустить мотор машины тут же после подсоединения его к сети автомобиля, можно посоветовать подобрать пуско-зарядное устройство.

Разновидности пуско-зарядных приборов

Условно пуско-зарядные приборы для аккумулятора делятся на три типа, с учетом их возможностей:

  • Профессиональные;
  • Бытовые;
  • Комбинированные.

Бытовые пусковые приборы подразумевают их использование только в гаражных условиях. Как правило, эти аппараты рассчитаны на работу с сетью автомобиля 12 Вольт. Также встречаются такие устройства, которые работают в диапазоне напряжения 6-12 Вольт . С помощью этих приборов можно сделать зарядку аккумулятора, а также запустить не только двигатель автомобиля, но и мотоциклов, где напряжение бортовой сети имеет значение в 6 Вольт.

Профессиональные приборы заряда и запуска рассчитаны на эксплуатацию аккумуляторов, где напряжение сети имеет показатель и 12 , и 24 Вольта.

Рассчитаны эти устройства на пуск не только легковых автомобилей, но и коммерческих, где номинальное напряжение сети имеет 24 Вольта. Иногда можно встретить устройства, где диапазон выходного напряжения составляет 6-24 Вольт или даже 6-36 Вольт.

Оригинальным решением будет приобретение комбинированных пуско-зарядных приборов. Если внимательно разобраться, то это устройство является, по большому счету, инверторным сварочным агрегатом, с возможностью регулировки переключения выходного тока, который подходит для работы с бортовой сетью и аккумулятором автомобиля. Это многофункциональное устройство , но довольно сложное в повседневной эксплуатации.

Для начала, что необходимо учитывать, так это месторасположение машины на время, когда она не находится в эксплуатации. Тем автолюбителям, у которых есть гараж с подведенным в него электричеством, подходят стационарные устройства. Современные пусковые устройства имеют небольшие размеры, они не займут много места в вашем в гараже и в случае необходимости они все время находятся под рукой.

Если же автомобиль остается «ночевать» где-то на стоянке, то желательно выбрать автономное пусковое устройство. Данные приборы оборудуются встроенным аккумулятором , а это дает возможность делать зарядку или пуск двигателя без подсоединения его к электросети. Но за этим устройством потребуется особый уход, по причине того же установленного аккумулятора.

Затем нужно определиться, какой тип пуско-зарядного прибора подходит лучше всего. Если прибор будет применяться только с легковыми автомобилям, то вполне подходят бытовые устройства.

Хозяевам коммерческих автомобилей нужно уже обратить внимание на профессиональные приборы. Владельцам же машин, которые часто работают в гараже, и при этом используют сварочный аппарат, лучше обратить внимание комбинированные устройства.

Выбор по техническим критериям

Отправляясь выбирать пуско-зарядное устройство надо учитывать ряд факторов. В первую очередь, с каким аккумулятором этому прибору нужно будет работать. Разновидностей аккумуляторов несколько, и у любого вида существуют особенности в зарядке.

Потому перед тем, как идти за покупкой нужно точно уточнить, какой аккумулятор находится на автомобиле. Если это кислотная батарея , то и пусковое устройство обязано быть рассчитано на работу с таким видом аккумуляторов.

Дальше, что необходимо учесть, какое выходное напряжение обязано иметь пусковое устройство. Если для эксплуатации только с легковыми автомобилем, то вполне хватит и 12 Вольт. Но тут есть один интересный нюанс, пусковые устройства могут поддерживаться работоспособными довольно продолжительное время. И вполне вероятно, что автомобиль со временем поменяется и будет необходимо уже пусковое устройство с номинальным выходом 24 Вольта. То есть, наилучшим вариантом будет покупка устройства, которое можно будет эксплуатировать в диапазоне 6-24 Вольт, это не будет лишним.

Следующим этапом, который влияет на выбор пускового устройства, это сила тока, которое будет выдавать прибор для пуска двигателя.

Для определения этого показателя нужно посмотреть технические параметры автомобиля , а именно на силу тока, которая требуется для пуска автомобиля.

Если этой возможности, по какой-то причине нет, приблизительное значение этого показателя можно увидеть на аккумуляторе, который находится на авто.

Например, если на аккумуляторе указано, что его емкость имеет 60 А./ч., то пусковое устройство нужно подбирать с таким же показателем тока на выходе. Но опять-таки нужно взять в расчет то, что автомобиль может поменяться и это значение на машине будет больше и пусковое устройство с номиналом в 60 А./ч. уже не сможет запустить двигатель.

Потому рекомендуется при покупке пуско-зарядного прибора брать во внимание и этот фактор, так как купленное устройство, которое все время работает на максимальном значении, гораздо быстрей выйдет из строя из-за этой эксплуатации. Потому сила тока выбираемого устройства во время запуска обязана быть выше, чем необходимо.

Помимо силы тока для пуска, нужно учитывать и силу тока устройства , необходимого для зарядки батареи. Если выходная сила тока в режиме зарядки находится меньше, чем необходимо для аккумулятора, то это может привести к быстрому осыпанию батареи, по причине постоянной недозарядки.

Выбрать пусковое устройство по силе тока на зарядку довольно просто. Так как оптимальный показатель силы тока для подзарядки аккумулятора – это 10 % от общей мощности батареи. То есть, когда емкость батареи 60 А./ч., то сила тока, которая необходима на выходе, обязана составлять 6,0 Ампер. И опять-таки нужно учитывать, что прибор не должен работать на максимальных пределах, ему нужен определенный запас.

Выбор по оснащению

Затем, когда вопрос с техническими характеристиками, указанными выше, был решен, нужно обращать внимание на оснащение ЗПУ.

В первую очередь, надо провести зрительный осмотр прибора . Корпус пускового устройства обязан быть надежно зафиксирован, работа переключателей и тумблеров не должна вызывать каких-то сомнений, все должно быть тщательно закреплено.

У консультанта можно попросить сертификат качества, узнать сроки гарантии на данное устройство. Так как есть большая вероятность покупки товара плохого качества.

Затем, выбирая пусковое устройство, нужно познакомиться с техническим оснащением. Чем больше находится дополнительных функций у прибора и различных средств защиты, тем, естественно, лучше. Так как никто не застрахован от того, что случайно перепутает клеммы во время подключения прибора к автомобилю, что непременно приведет к поломке бортовой сети машины.

Провести визуальный осмотр зажимов и кабелей , их также в народе еще называют «крокодилами», также является непременным условием. Сечение проводов должно быть качественным. Это важно, так как во время пуска мотора, провода передают большой номинальный ток. И если сечение проводов будет некачественным, то они просто расплавятся и их нужно будет заменить.

Зажимы на проводах обязаны быть сделаны из меди толщиной от 3 миллиметров. Если толщина зажимов меньше, то есть большая вероятность их подгорания на участках контакта с клеммами.

Также нужно проверить прижим пружин, которые находятся на «крокодилах». Они обязаны иметь достаточное усилие, в противном случае контакт с клеммами будет ослабленным, это приведет к подгоранию зажимов и потере силы тока.

Также нужно заметить, что чем больше пусковое устройство для машины оборудовано дополнительными функциями для регулирования напряжения и силы тока, тем лучше.

Это же относится и к индикаторам режимов работы и к дополнительному оборудованию датчиками, которые показывают номинальную силу тока, выходного напряжения.

Подводя черту, можно подытожить, что и оба устройства для зарядки аккумуляторов имеют право на существование, их можно без проблем использовать для подзарядки аккумуляторов как отечественных, так и зарубежных, существует только один небольшой нюанс - зарядно-пусковые устройство необходимо использовать при отключенных от бортовой сети клеммах . Помимо того, устройство для зарядки АКБ обязано быть качественным, независимо от того к какому виду приборов оно относится.

И в конце… Перед использованием устройства для зарядки АКБ прочитайте инструкцию по эксплуатации, убедитесь в соответствии зарядного устройства с вашим АКБ. Правильное и качественное выбранное зарядное устройство избавит вас от множества проблем, значительно продлить время жизни аккумулятора, сэкономив этим ваши средства.