Как описать повреждения автомобиля. Повреждения кузовов легковых автомобилей

После того, как сотрудник за стойкой провел операцию по вашей банковской карте, убедитесь, что заблокировалась именно оговоренная сумма. Если у вас не стоит SMS-оповещение об операциях – включите, очень полезная опция.

Проверяем наличие акта приема-передачи с отметками о повреждениях

После того, как вам выдадут ключи и документы, проверьте, есть ли среди бумажек акт приема-передачи автомобиля. На этой бумаге написаны все данные по аренде, и самая важная информация – отметки о повреждениях. Обычно это выглядит как графическое изображение автомобиля сверху и сбоку. На такой схеме ручкой ставят отметки о повреждениях на кузове. Спросите на стойке «Что делать, если я найду повреждения на машине?» (What I have to do if I find damages on car?). Скорее всего на парковке будет сотрудник прокатной компании, и на стойке вам посоветуют обратиться к нему. Или надо будет вернуться на стойку и сообщить об этом. Главная цель – заставить сотрудников отметить повреждения в акте приемки.

Спрашиваем номер технической поддержки

Номер техподдержки вам нужен будет в случае проблем с автомобилем. Если проблема некритичная, то вам, скорее всего, предложат доехать до ближайшего сервиса и устранить ее. Если машина сломалась настолько, что не может сдвинуться с места, то техподдержка поможет вызвать вам эвакуатор до ближайшего пункта аренды и поменять автомобиль на другой. Частный случай такой поломки и замены автомобиля описан в статье " ".

Проверяем кузов и салон автомобиля

Находим свой автомобиль на парковке, закидываем вещи в багажник и начинаем дотошно смотреть кузов и стекла на предмет наличия царапин, потертостей, сколов и вмятин. В городах Италии и Франции бывает очень тесно, там считается нормальным «подвинуть» автомобиль бампером. Машина должна быть чистая, в противном случае вы не сможете увидеть все повреждения кузова. Вы имеете полное право попросить помыть машину, если это не так. Если вы нашли повреждение – запомните это место и сфотографируйте. Про пользу фотографирования я напишу ниже.

Проверяем уровень топлива

Обязательно включите зажигание и проверьте уровень топлива. Если стрелка указателя топлива хотя бы чуть-чуть меньше максимума – это повод для разговора с сотрудниками компании.

Проверяем салон автомобиля

Салон машины тоже должен быть чистым. Никаких пятен и царапин, никакого запаха сигаретного дыма. Проверьте наличие заглушки прикуривателя, подголовников и прочих элементов салона, которые могут быть вытащены. Если что-то не так – запоминаем.

Проверяем системы освещения

Не лишним будет проверить состояние всех лампочек и фонарей в машине. Помните, за нерабочие фары в некоторых странах штрафуют. Вы не должны платить за то, что недосмотрели сотрудники прокатной компании.

Проверяем днище автомобиля

Это, возможно, из разряда паранойи. Но не бойтесь показаться параноиком, ведь состояние днища, стекол и колес автомобиля не включается даже в полную страховку. Мы этого не делаем, когда берем автомобили в благополучных странах мира и у известных прокатчиков. Но были случаи, когда в бедных странах с туристов снимали франшизу за то, что у машины были повреждения на днище. Чаще всего это происходит тогда, когда предыдущие водители залезали на низкой машине на бездорожье.

Просим отметить недостатки в акте приемки

Если после осмотра автомобиля не нашлись какие-то недостатки, то можно сесть и уезжать. В противном случае надо подойти к сотруднику прокатной компании и указать ему на все недостатки. Проследите, чтобы он отметил все повреждения в акте и как-то расписался. Будет не лишним спросить его имя и попросить записать его в акт. Это очень важный момент, ведь уже имеющиеся повреждения в итоге могут повесить на вас. А это значит, что с вашей карты могут списать сумму, покрывающую ремонт (если вы не оформили полную страховку).

Сдача автомобиля

Вы вернулись из путешествия обратно и нужно сдать автомобиль. Он в целости и сохранности, нет новых повреждений, бак полный, в салоне не курили. На парковке найдите сотрудника прокатной компании и попросите его осмотреть автомобиль. No damages, tank is full… it`s OK. Попросите сделать его какую-то отметку о том, что все хорошо. Это будет поводом защититься от необоснованных претензий к вам от прокатчика, когда вы уже будете дома.

Что делать, если машина принимается и сдается в нерабочее время?

Бывают ситуации, когда нужно забрать или оставить автомобиль ночью или когда стойка регистрации закрыта. В крупных аэропортах мира обычно есть круглосуточные пункты оформления приема и сдачи автомобиля. В других случаях вас должны снабдить инструкциями, как поступать. Со сдачей все проще простого: надо припарковаться в нужном месте и бросить ключа от машины в специальный ящик. А вот с приемом сложнее, этот процесс обязательно надо как-то оформлять, поэтому мало какой прокатчик готов отдать вам машину ночью.

Фотографируйте все подряд

Рекомендуем приобщить к этому процессу ваш фотоаппарат. Обязательно сфотографируйте машину со всех сторон до того, как уедете на ней в путешествие. То же самое нужно сделать с указателем уровня топлива и с пробегом. Почему пробег надо фиксировать? В некоторых случаях аренду автомобиля оформляют с лимитом по пробегу. Если машина проедет больше, чем положено по лимиту – с вас потребуют деньги сверху.

Особенно важно фотографировать машину во время приема, если это происходит в нерабочее время и рядом нет сотрудников компании. Если нашли повреждения – имеет смысл написать письмо с указанием номера брони, описанием повреждений и приложить фотографии.


Продажа битых авто – это серьезный бизнес, а для кого-то – кусок хлеба с красной икрой. Потому что торговать ими выгодно. Аварийные машины покупают по дешевке, ремонтируют и напомаживают так, что фраза «состояние новой» не режет глаз. Ценник ставят соответствующий.

Неопытные покупатели часто клюют на красивый фантик, добавляет азарта и классическая уловка: «За 450 хотел продавать, тебе за 420 отдам…» И тут желание купить симпатичный автомобиль перевешивает здравый смысл.

А ведь рядом стоит честный вариант, но у него кузов в сколах, краска потускнела, да и цена выше… Зато внутри – здоровое железо, только как об этом узнать?

Обычно восстановленные машины продаются через авторынки профессиональными перекупщиками, но подсунуть битую может и обычный продавец-частник, да что там – даже официальный дилер. Отличить аварийный экземпляр на самом деле несложно, и научиться этому стоит, как минимум чтобы хорошо поторговаться. К тому же не всякая битая машина – это повод отказываться от покупки, и нужно уметь отличать серьезную «кузовщину» от косметического ремонта.

Подозрительно хорошее состояние лакокрасочного покрытия

С рыночным автоторговцем Андреем мы подходим к черной Lada-2110, и с расстояния 10 метров он заключает: «Эту не смотри. Вся «морда» крашенная».

Даже при аккуратной эксплуатации на кузове автомобиля появляются сколы: обычно они концентрируются на переднем бампере, решетке радиатора и капоте. У «вазиков» толщина и прочность лакокрасочного покрытия небольшие, так что «рябой» от сколов капот – нормальное явление. У рассматриваемого экземпляра с заявленным пробегом 75 тысяч километров капот и бампера изумительно черные и, скорее всего, недавно перекрашивались.

Обращайте внимание на пороги – обычно они покрыты сеткой мелких царапин от обуви. Если с одной стороны их нет, это повод присмотреться к порогам попристальней: возможно, их красили.

Неровные кузовные зазоры

Полукустарный ремонт часто выдает «кривизна» кузова, которая особенно заметна в местах сопряжения панелей. «Важна не столько абсолютная величина зазора, сколько его равномерность по длине и разница с зазором на симметричной стороне автомобиля, – говорит мастер кузовного цеха Вадим Бестемьянов. – У российских машин зазоры обычно более кривые уже с завода, но если где-то влезает в палец, а чуть ниже детали стоят чуть ли не внахлест, это битый экземпляр».

Посмотрите на фотографию: гуляющий зазор между кромкой капота и решеткой радиатора Ford Focus – нездоровое явление. Наши подозрения позже подтвердились.

Битый кузов может выдать нечеткое закрывание дверей, поэтому опытные покупатели обязательно проверяют их функционирование: нет ли заеданий, скрипов, нечеткой работы замков?

А на фото ниже – хетчбэк Chevrolet, у которого на корпусе заднего фонаря обнаруживаем неприметные трещины. Более тщательный осмотр показывает, что это следы от пятой двери, которая при закрывании бьется о пластмассовые крепления стоп-сигнала, повреждая их. Причину установили минутой спустя: задняя часть автомобиля ремонтировалась.

Выдать «кузовщину» могут даже ручки дверей. «Мелкие детали вроде дверных ручек при бюджетном кузовном ремонте не меняют, поэтому неожиданно плохое их состояние должно навести на мысли о проблемах с машиной, как в случае с этим Ford Focus», – говорит Василий.

Руки по швам

На заводе автомобильные кузова свариваются из отдельных деталей преимущественно точечной сваркой, после чего стыки уплотняют специальным герметиком. Способ нанесения герметика разный: на заводе Nissan под Питером это делают рабочие с помощью специальных пистолетов, в цехах Hyundai «Солярисы» и «Рио» – роботы. Впоследствии герметик подвергается термозакреплению, а кузов окрашивается.

Заводской герметик выглядит аккуратно, хорошо прокрашен и часто почти незаметен. При кузовном ремонте его наносят более узловато, часто размазывают, а консистенция порой похожа на высохшую краску.

Василий Мартьянов обращает внимание на грубоватый шов вокруг кронштейна пятой двери Chevrolet, того самого, что привлек наше внимание расколотым корпусом стоп-сигнала. «Сразу видно, что герметик здесь незаводской, причем с обеих сторон, значит, скорее всего, был удар в заднюю часть – потому крышка багажника теперь не закрывается, как надо», – заключает он.

Иногда герметик положен достаточно аккуратно, и если возникли сомнения, Василий советует посмотреть на швы нового или гарантированно не битого автомобиля такой же модели.

Со сварными швами сложнее. При ремонте используется два способа сварки: точечная и шовная (в том числе в среде инертных газов). Точечная сварка используется и на заводе, поэтому, казалось бы, факт ремонта должен быть незаметен. Однако Вадим, мастер-кузовщик, настаивает, что это не так. «Вот смотри, – водит он пальцем по нижней части порогов висящего на подъемнике автомобиля. – С одной стороны заводские точки от сварки, а вот здесь – следы работы мастерской. Точки не такие ровные, видны следы прижогов, значит, порог вваривали заново».

Использовать точечную сварку при ремонте удается не всегда. На заводе детали соединяют в определенной последовательности, а в мастерской подлезть со сварочными клещами к каждому стыку или получить нужный нахлест удается не всегда. Тогда используют сварку сплошным или прерывистым швом, которую нетрудно отличить на глаз.

Если в каком-то месте вы не обнаружили следов точечной сварки, хотя с другой стороны автомобиля они есть, скорее всего, машина подвергалась серьезному ремонту.

«Но есть маленькие хитрости, – делится Вадим. – Мастера часто заделывают место сварки шпаклевкой, а затем тыльной стороной карандаша с ластиком делают отметины, внешне очень напоминающие следы точечной сварки. Потом участок грунтуется, закрашивается и на вид напоминает заводской вариант».

Измерение толщины ЛКП

Более точным способом является определение толщины лакокрасочного покрытия с помощью специального прибора, который в мастерских часто называют «толщиномером». Василий показывает нам работу устройства Automation Dr Nix на примере «Кадиллака». Он прикладывает датчик к крылу автомобиля, и на экране высвечивается толщина покрытия в микрометрах. «310… 175… 110… – говорит Василий и заключает: – Такой разброс толщин говорит о том, что крыло красили. Заводской слой краски обычно тоньше и гораздо более равномерный, чем ремонтный. Если использовалась шпаклевка, то показания датчика будут еще больше. Причем у машин разных производителей свои нормативы на толщину лакокрасочного покрытия: у японских и российских они тоньше, у американских – обычно толще».

Такой прибор есть почти во всех кузовных мастерских и дилерских центрах, так что в случае сомнений загоняйте машину к специалистам. Наверняка в вашем городе есть и выездные бригады экспертов, которые могут оценить автомобиль прямо на рынке или в удобном для вас месте.

Брать или не брать?

Битая машина, а тем более крашенная – не повод отказываться от покупки. Во-первых, сам по себе факт ремонта не означает, что задеты жизненно важные органы: возможно, было мелкое ДТП. Крашеный бампер без других признаков ремонта – это, скорее всего, результат неудачной парковки или попытки хозяина устранить сколы. Небольшие травмы при эксплуатации почти неизбежны.

Во-вторых, даже если удар повредил несущие элементы автомобиля, сместил точки крепления подвески или деформировал силовую структуру, после качественного ремонта автомобиль вполне может послужить еще. Тут главное – не переплатить за него лишнего, но сама по себе битость – это еще не приговор.

Хуже, если ремонт был сделан некачественно: изобилие шпаклевки, плохая окраска, тем более трещины на лакокрасочном покрытии, недостача крепежа – признаки тяп-ляп-ремонта.

Совсем плохо, если не удалось восстановить геометрию кузова: вот тогда можно огрести целый ворох проблем от плохого закрывающихся дверей до невозможности выставить рекомендуемые значения углов установки колес. А это уже небезопасно.

«Определить изменение геометрии кузова на глаз очень сложно, но есть косвенные признаки, – говорит Василий. – Я рекомендую обращать внимание на равномерность износа шин: если они стерты по-разному или их отдельные части изнашивались быстрее, скорее всего, сбит угол развала-схождения, а это может быть признаком критичного нарушения геометрии кузова. Если с машиной идет второй комплект колес, например зимних, – проверьте и его. Машину с неравномерно изношенными колесами стоит проверять вдвойне тщательно, а перед покупкой обязательно проверить, выставляются ли углы развала и схождения в принципе. Если нет – брать машину не стоит».

Есть машины, с которыми лучше не связываться: скажем, сваренные из половинок двух аварийных автомобилей. Такие «кентавры» в следующем ДТП нередко разрываются напополам с фатальными последствиями. Естественно, выглядеть такой автомобиль может неплохо: свежая краска, новый салон, живенький двигатель… но только для взгляда непрофессионала, которому такие «конструкторы» и адресованы.

Еще один способ подстраховаться – купить автомобиль в автосалоне Trade In у официального дилера: такие машины проходят диагностику перед приемом, так что их предыстория известна будущему покупателю заранее. Обычно автосалоны Trade In вообще не берут на реализацию битые экземпляры.

На чем не стоит зацикливаться

Мелкие вмятины без повреждения лакокрасочного покрытия обычно не грозят ничем, кроме потери эстетичности, и в некоторых сервисах выправляются безразборным методом Paintless Dent Repair (например, отметины от «вражеских» дверей на боковинах автомобиля).

Сколы на бамперах и царапины также не влияют на функциональность. В тесных европейских городах стесанные бамперы – нормальное явление. Кривоватый бампер или сорванные аэродинамические фартуки под ним зачастую свидетельствуют о неудачной внедорожной вылазке, но если остальные элементы целы, это некритично.

Сетка микроцарапин на поверхности кузова появляется в первые месяцы эксплуатации после моек – это почти неизбежное зло.

Локальная подкраска элементов, скорее всего, не является проблемой, а в случае сомнений проверьте зону с помощью «толщиномера»: нет ли под краской толстого слоя шпаклевки? В любом случае это повод немного сбить цену (если покупатель не заявлял повреждения заранее).

Технология кузовного ремонта

Вкратце расскажем о том, как именно восстанавливают машины с серьезными повреждениями.

Сначала травмированная часть разбирается, «мертвые» детали отбраковываются, а кузовные элементы подвергаются тщательной дефектовке. Иногда выгоднее вытягивать лонжерон, иногда – менять на новый.

В серьезных центрах используют системы для измерения геометрии кузова. Они бывают разными: лазерными, шаблонными, механическими, но смысл один – определить смещение ключевых точек кузова и направления, в которых его нужно вытягивать.


Пожалуй, главное отличие японской автомобильной аукционной системы от других подобных систем в других стран, например Южной Кореи или США - это и есть тот самый аукционный лист. В тех странах такого листа просто нет, а в Японии это не просто бумажка, это документ, который составляется аукционным экспертом, в трех экземплярах, в электронной форме или от руки на тонкой «копирующейся» бумаге. Аукционный эксперт оценивает автомобиль в целом, оценивает отдельно кузов (иногда), отдельно салон (всегда) и всегда выставляет общую оценку автомобиля.

Вот кстати листы, что под рукой оказались…





Все эти листы настоящие и оригинальные, причем не важно, как именно они заполнены, от руки или печатным текстом. Ни один специалист на глаз не определит подлинность аукционного листа, особенно печатанного. Если же лист заполнялся от (японской) руки и, не дай Бог, «правился» рукой русской, то разницу заметить можно, да и то не всегда. Самое главное чтобы аукционный лист был настоящий, чтобы его было можно проверить… Но об этом чуть позже.

Что указывается и отмечается в аукционном листе? Указывается практически все: номер лота на аукционе, иногда дата проведения торгов, аукционная оценка общая и отдельная оценка салона (а иногда еще и отдельно кузова), объем двигателя, модель машины с полным номером кузова, название комплектации, цвет салона и кузова, тип трансмиссии, количество мест, тип управления кондиционером, наличие и дата следующего тех.осмотра при его наличии (с действующим тех.осмотром машины как правило на аукционах дороже), дополнительные опции в зоне «преимущества» и мелкие и не очень повреждения в графе «недостатки». А также на схеме автомобиля указываются все абсолютно повреждения кузова, вплоть до мельчайших царапин и вмятин, какие детали красились или менялись и что подлежит замене, ничто не уходит от глаза внимательных японских экспертов. Отдельного хотелось бы остановиться на некоторых отметках.

Здесь обведены:
1. Номер лота на аукционе
2. Год и месяц первой регистрации 2008/07, хотя дата выпуска - май 2008 года
3. Оценка аукционного эксперта, общая 4.5 балла, оценка салона "В"
4. Дата следующего техосмотра, значит ТО действует до июля 2013 года
5. Точный пробег в километрах
6. Поля, где указаны преимущества машины, дополнительные опции, все то чем хозяин гордится.
7. Поле для отрицательных замечаний эксперта.
8. Схема автомобиля для отметок о повреждениях, даже самых незначительных.
9. Полный номер кузова автомобиля. Он есть всегда и на всех аукционных листах.

В листе указан год и месяц, но не выпуска, а регистрации машины в Японии, а эти даты могут отличаться в несколько месяцев. Например, машина была произведена на заводе, допустим, в январе 2009, а продана была только в марте 2009, и в листе будет указан именно март. Поэтому обязательно перед покупкой авто на аукционе всегда проверяется именно дата выпуска автомобиля по специальным программам (в свободном доступе в сети), потому что нашу таможню интересует как раз это и в соответствии с годом и точным месяцем выпуска начисляется пошлина на автомобиль.

Также в аукционном листе указывается точный пробег автомобиля, причем настоящий. Пробеги там не «крутят», их «крутят» здесь. Там это подсудное дело (вплоть до уголовной ответственности), а здесь - 500 рублей (в среднем) и можно сделать хоть 0 километров. Там все честно, вплоть до того, что когда производилась замена самого табло по каким-то причинам, то в аукционном листе указывается общий настоящий пробег, например 70 тыс.км. с отметкой о замене табло скажем на 50 тыс.км. Соответственно на самом (новом) табло будет 20 тыс.км. Поэтому и нужно верить цифрам в аукционном листе (в оригинальном конечно), а не «честным» словам продавца.

Интересна и сама оценка автомобиля. Аукционный эксперт осматривает экстерьер и интерьер машины, подробно фиксируя все замеченные детали, проверяет машину на предмет коррозии элементов подвески, двигателя и трансмиссии. Эксперт заводит двигатель, оценивая его работу по звуку. То есть при обнаружении посторонних шумов или при неровной не нормальной работе двигателя, эксперт заносит эти замечания в аукционный лист. Однако эксперт не ездит на автомобиле, а тем более по искусственным неровностям (натуральных там найти сложно), чтобы оценить состояния подвески. Об этом состоянии свидетельствует пробег машины, впрочем как и о износе основных агрегатов, двигателя и трансмиссии. Общая же оценка указывается, как правило, числом от 1 до 6, хотя фактически заслуживают внимания только оценки не ниже 3.5 и даже 4.0 баллов (если конечно вам нужен нормальный/хороший/очень хороший автомобиль). Машины с оценками ниже 3.0 балла на практике оказываются либо с множественными кузовными повреждениями, либо попросту битыми. Буквенные оценки типа «R», « RA», «RB» означают, что машины были битые (учувствовавшие в ДТП), утопленные и подобные сомнительные, но восстановленные. Оценка «звездочки» (***), или вовсе отсутствие оценки, означает, что машина продается на аукционе непосредственно после ДТП, разбитая, не восстановленная. Все это значит, что хорошая оценка, с которой нужно покупать себе машину, это 4.0-4.5 балла (если не хватает денег, то 3.5, а если нужна очень хорошая - то 5.0-6.0), а «звездочки» (***) на аукционе становятся «R» или «R…» если к ним приложат руки, но все равно от них нужно держаться подальше, потому что неизвестно, на сколько сильно машина битая и чьи руки к ней приложили. Отдельная оценка салона и дополнительная оценка кузова обозначается латинскими буквами от «A» до «E», где оценка «А» наивысшая, а оценки ниже чем «Е» я просто не встречал. Может и «F» бывает, но я не видел и даже не представляю, хотя в боевой машине с пулеметом в кузове может так салон оценят.) Оценка салона, как и любая другая оценка, в какой-то степени все равно субъективна. То есть, при не высокой оценке салона «С», там не обязательно должен быть сломан пластик, прокурены сиденья, и порвана обшивка. Он может быть просто сильно загрязнен, немного затерт и возможны мелкие косяки. Порой после хорошей химчистки салон «С» становится хорошим «В». Опять же на разных аукционах естественно разные эксперты, и по разному требовательны к оцениванию машин, поэтому на разных аукционах одна и та же машина может быть как 4.0 балла, так и 4.5, а салон может быть и «В» и «С». Конечно, так варьироваться могут только оценки на действительно схожее состояние, на битую машину не ставят 4.5 и 5.0 баллов и на «убитый» салон не поставят ни «А», ни «В». Но, тем не менее, именно поэтому и существуют предпочтения к некоторым аукционам, где оценки объективнее и ценнее. Так, например, на аукционах сети Honda или Toyota (TAA) оценка машины 4.0 порой лучше и ценнее чем 4.5 на аукционах USS Tokyo или CAA Chubu.И все же в целом в оценках экспертов на японских аукционах можно верить, ведь это оценка придумана на благо честных японцев, а не хитрых русских.

А теперь часть аукционного листа, не менее важная, чем оценка, это полный номер кузова автомобиля. При выборе автомобиля с гарантированно оригинальным аукционным листом нужно первым делом смотреть на оценку, но при выборе машины на рынке, главное куда смотреть - это полный номер кузова. Этот номер - главное определяющее принадлежность аукционного листа конкретному и единственному автомобилю. Даже если машина продавалась на разных аукционах, и даже возможно с разными оценками и разными повреждениями (на одном царапина, на другом - покрашено), единственное что связывает эти разные аукционные листы - это единый номер кузова, а значит это один и тот же автомобиль. Все это подталкивает к будущей теме «Проверка аукционного листа», а при отсутствии проверки, к теме «Обман на рынках и тому подобных местах».

Вообще, аукционный лист чрезвычайно важен при выборе автомобиля. Когда я ищу клиенту хорошую машину (а я ищу и покупаю только такие), то отбираю их из огромного количества по такому принципу: в первую очередь я определяю оценку, не ниже 4.0 баллов, потом год выпуска, потом только пробег, цвет и комплектацию. Потому что купить машину можно разного цвета, в максимальной или базовой комплектации, с пробегом на который хватает денег и с разным набором дополнительных опций. Но чтобы купить машину и не пожалеть потом, нужно покупать авто с хорошей аукционной оценкой, а обо всем этом вам расскажет оригинальный аукционный лист. И даже если вы намеренно решили купить битую, утопленную или иную сомнительную машину чтобы сэкономить, все равно узнать о серьезности повреждений или о степени затопления и вообще об ее истории без аукционного листа не удастся.

P.S. Для тех кто хочет сэкономить на качестве представляю рядовые экземпляры оценки "R" и " ***"


Здесь на листе "R" видно, машина была битая в левую и заднюю часть. Обе левые двери и крышка багажника на этой Toyota Corolla Axio были заменены, а левый порог, левое переднее и заднее крыло были покрашены.
На фото машины со звездами все и так понятно...

Кузов автомобиля состоит из основания, крыши и каркаса, включающего стойки, лонжероны, поперечины, балки и усилители, к которым крепятся приварные и навесные лицевые детали - оперение. Причём все приварные детали кузова (брызговики, арки, полы, панели и т.п.) можно отнести непосредственно к несущим или усиливающим элементам каркаса кузова.

В результате аварии кузов может быть повреждён, на его поверхности могут появиться следы деформаций, царапины, задиры и другие повреждения.

Деформация - изменение формы и размеров тела (детали, конструкции) в результате внешних воздействий без изменения его массы. Наиболее простые виды -растяжение, сжатие, изгиб, кручение. Деформация подразделяется на поверхностную (плавную) и глубокую. В результате поверхностной деформации образуются вмятины, выпуклости. В результате глубокой деформации образуются складки,


вытяжки, изломы рёбер жёсткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов,

Виды деформаций и ремонтов кузовов легковых автомобилей довольно подробно определены в нормативных документах ВАЗ.

Царапина - это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности.

Задиры - повреждение, приведшее к нарушению материала поверхности.

Кузова современных легковых автомобилей представляют собой сложную пространственную систему, рассчитанную на большие динамические и статические нагрузки, Являясь несущим, кузов воспринимает нагрузки через элементы силового каркаса, а также внутренние и наружные панели.

В нормальных условиях эксплуатации кузова автомобилей надежно служат по 10-12 и более лет.

Необходимо иметь в виду, что при дорожно-транспортных происшествиях и при езде на повышенных скоростях по выбитым дорогам в кузове возникает остаточная деформация.

Наиболее разрушительные повреждения кузова происходят при фронтальных столкновениях , при соударениях передней частью кузова под углом 40 - 45° или сбоку. Если такие столкновения происходят между двумя движущимися навстречу транспортными средствами, то скорости их при соударении складываются. При таких столкновениях в наибольшей степени разрушается передняя часть кузова автомобиля. Действующие при этом большие динамические нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам и могут вызвать их деформацию даже с противоположной стороны.

Рассмотрим несколько примеров аварийной деформации кузова.


Удар нанесён в переднюю часть кузова в район левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (Рис. I). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения коснутся следующих кузовных деталей :

панели рамки радиатора, щитку передка, крыльям, капоту, брызговикам, передним лонжеронам, раме ветрового окна и крыше. На рисунках это видно по линиям, указанным пунктиром.

Удар нанесен автомобилю в переднюю часть кузова под углом около 40 - 45° (Рис.2.). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения получат следующие кузовные детали :

передние крылья, капот, панель рамки радиатора, щиток передка, брызговик, передние лонжероны.

Восстановить базовые точки передней части кузова возможно, методами правки. При этом необходимо и восстановление размеров по проемам передних дверей и координат передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки при этом передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, воздействовали сжимающими усилиями на порог и верхнюю часть боковины кузова.

Рис.2. Повреждения кузова при ударе в переднюю часть под углом 40-45°.


Удар произведен сбоку в переднюю часть кузова автомобиля в районе сопряжения передней панели с передней частью лонжерона и левого крыла (Рис.3). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения коснутся следующих кузовных деталей:

передних крыльев, рамки радиатора, щитка передка, брызговиков, лонжеронов, капота. Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери, сжимающие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Стойки передние и центральные при этом также получили значительные силовые перегрузки и имеют отклонения от своего первоначального расположения.

Рис.3. Повреждения кузова при ударе сбоку в районе сопряжения передней панели о лонжероном.


Удар - сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны (Рис. 4). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения получат следующие кузовные детали : .

левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего иола, рамка радиатора, щиток передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны. При этом передок кузова автомобиля "ушел" влево; порог и верхняя часть правой боковины восприняли растягивающие нагрузки, центральные и задние стойки. -сжимающие нагрузки; брызговик правый "отрывали" от передней стойки. .

Технические условия 017207-255-00232934-2006 «Кузова автомобилей LADA, технические требования при приёмке в ремонт, ремонте и выпуске из ремонта предприятиями сервисно-сбытовой сети ОАО «АвтоВАЗ»», Тольятти 2006 г., предусматривают следующие виды ремонта поврежденных (деформированных) кузовов (ТУ п.2.6.1.):

устранение перекосов кузова;

ремонт отдельных деталей (рихтовка, сварка);

замена отдельных деталей кузова или их поврежденных частей;

окраска и антикоррозионная обработка».

Перекос кузова - это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления

«Устранение перекосов кузова (ТУ п. 2.6.3) - это восстановление геометрических параметров проемов окон, дверей, капота, крышки багажника, лонжеронов, каркаса салона и базовых точек на основании кузова для крепления силового агрегата, трансмиссии и подвесок».

Геометрические параметры кузовов приведены в ТУ (Приложение Б). Наличие перекосов устанавливается путём замера соответствующих проёмов или местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании каркаса несущего кузова.

3.3. Устранение перекосов проёмов и кузова должно выполняться перед рихтовкой и ремонтом лицевых панелей.

3.4. Допускается производить устранение перекосов кузова как с лицевыми панелями (крыльями, боковинами, панелями передка и задка, крыши), так и при отсоединённых лицевых панелях.

3.6. В зависимости от степени деформации кузова устанавливается следующая классификация перекосов:

перекос проёма;

несложный перекос кузова;

перекос кузова средней сложности;

сложный перекос кузова;

перекос кузова особой сложности.

3.7. В зависимости от степени повреждения или коррозионного разрушения кузовной детали предусматриваются следующие виды ремонта при снятых узлах и деталях, препятствующих проведению рихтовочных, сварочных и окрасочных работ:

ремонт.0 - устранение повреждений на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;

ремонт 1 - устранение повреждений в легкодоступных местах (до 20% поверхности детали);

ремонт 2 - устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%;


ремонт 3 - устранение повреждений со вскрытием и сваркой, частичной реставрацией* детали до 30%;

ремонт 4 - устранение повреждений с частичной реставрацией* детали на поверхности свыше 30%;

Частичная замена - замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой** (из номенклатуры запасных частей или изготовленной из последних); .

Замена - замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей***.

Крупноблочный ремонт - замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, рихтовкой, сваркой последних».

* Частичная реставрация детали - это устранение повреждений вытяжкой или правкой, с усадкой металла; вырезка участков, не поддающихся ремонту; изготовление ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали».

** Частичная замена чаще всего производится при повреждении узких и длинных деталей (поперечины, лонжероны, боковины), когда экономически целесообразнее производить замену не всей детали, а только ее поврежденной части.

*** Замена детали кузова производиться в случае ее неремонтопригодности или экономической нецелесообразности ее ремонта.

Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работ по разборке, сборке, снятию, установке узлов, деталей. Перечень арматурных работ приводится в технологии технического обслуживания и ремонта соответствующего АМТС.

К арматурным работам чаще всего относятся:

разборка, сборка:

Дверей передних, задних и задка;

Снятие и установка;

Капота и его механизмов;

Аккумулятора;

Крышки багажника и ее механизмов;

Стекол ветрового, заднего и боковых;

Фонарей задних;

Бамперов переднего и заднего;

Антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя;

Отопителя;

Панели приборов;

Обивки крыши;

Ремней безопасности;

Сиденьев;

Блок-фар.

Трудоемкости работ по ремонту (замене) кузовных деталей и устранению перекосов кузова, как правило, не учитывают трудоёмкости работ по снятию-установке узлов и деталей, препятствующих проведению ремонтных работ.


В трудоёмкостях по замене кузовных деталей учтены следующие работы: отсоединение и снятие старой детали, устранение остатков металла, рыхлой и пластовой ржавчины (коррозии), рихтовка сопрягаемых кромок, подгонка и приварка новой детали, зачистка сварочных точек и швов, выравнивание поверхностей наполнителями и шлифовка дефектных мест. («Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ» Общие положения п.9. Тольятти 2005г.)

Составление Акта осмотра

В результате осмотра специалистом определяются и заносятся в соответствующие разделы акта осмотра все необходимые для оценки сведения об объекте оценки, его повреждениях, дефектах, технологии ремонта, а также его мнение о причине возникновения обнаруженных повреждений.

1. В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ раздел заносятся:

РЕАЛЬНЫЕ, а не указанные в представленных документах, номера автомототранспортного средства и его агрегатов (регистрационный номер, идентификационный номер VIN, номер кузова, номер рамы, номер двигателя и т.п.);

пробег по одометру;

Для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании, или которые ремонтируются и обслуживаются у официального дилера или на фирменной СТОА, необходимо сделать специальную подтверждающую запись;

комплектация автомототранспортного средства, наличие дополнительного, внештатного, тюнингового оборудования;

2. В раздел «ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО» заносится следующая информация, исправление которой недопустимо:

производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий;

подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;

наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных дефектов, в первую очередь, наличие коррозии металла (поверхностной, глубокой или сквозной).

наличие на автомототранспортном средстве аварийных повреждений (деформаций, царапин, задиров и т.п.) их вид, характер, степень сложности, размер и места расположения.

Повреждения можно классифицировать по времени возникновения:

Относящиеся к данной аварийной ситуации;

Полученные от предыдущих аварий.

Специалист, проводящий осмотр, должен сделать вероятностные выводы о принадлежности обнаруженных повреждений к данному происшествию и сделать в Акте осмотра соответствующую запись следующего характера:

«С большой долей вероятности можно предположить, что установленные при осмотре повреждения автомобиля могут ЯВЛЯТЬСЯ следствием ДТП, зафиксированном в прилагаемой Справке ГИБДД. Повреждения, по поводу которых можно предположить, что они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ следствием этого ДТП, помечаются в разделе «ВЫВОДЫ» двумя звёздочками **»

Дефекты можно классифицировать следующим образом:

Полученные вследствие правильной эксплуатации и хранения АМТС;

Полученные вследствие НЕправильной эксплуатации и хранения АМТС;


Явившиеся результатом некачественно проведенных ремонтных работ.

Так как описание повреждений, дефектов не всегда дает полного представления о них.. то сведения о повреждениях, дефектах желательно сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п.

В этот раздел НЕЖЕЛАТЕЛЬНО включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления АМТС (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.).

Повреждения, с большой степенью вероятности, относящиеся к рассматриваемому " происшествию, желательно включать в акт осмотра с указанием их наличия или отсутствия в справке ГИБДД. Также необходимо указывать повреждения, с большой степенью вероятности, не относящиеся к данному происшествию.

Наличие сильной коррозии металла, либо иных дефектов эксплуатации ТС, влияющих в значительной степени на технологию, стоимость ремонта, необходимо отметить в акте осмотра.

После заполнения в "Акте осмотра" раздела "ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО" этот раздел подписывается специалистом, производящим осмотр, а после ознакомления -присутствующими при осмотре заинтересованными лицами. Все подписанты должны иметь возможность изложить в Акте осмотра свое особое мнение, замечания.

При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной, технической, технологической документации: в руководстве по технологии ремонта, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.

Каждой повреждённой детали должна соответствовать отдельная строка раздела и, по возможности, фотография.

Осмотр должен проводиться системно, последовательно. Одним из вариантов последовательности осмотра может быть схема, основанная на принципе перехода от одной осматриваемой группы деталей к другой только после завершения описания всех повреждённых деталей, входящих в одноимённую группу. Последовательность чередования групп выбирается специалистом, а очерёдность подгрупп - желательно в соответствии с возрастанием их порядкового номера. Предложенный порядок осмотра позволяет избежать пропусков повреждённых деталей при осмотре и очень удобен при расчёте калькуляции ремонта, особенно, если он выполняется с использованием компьютера.

Например, сначала мы осматриваем детали 28 группы (рама, защитные элементы кузова), затем 84 группы (оперение) и т.д.

3. Для рекомендаций по ремонту транспортного средства в Акте осмотра предназначен раздел "ВЫВОДЫ". Этот раздел заполняется специалистом без обсуждения и согласования с другими участниками осмотра, после анализа технической возможности и экономической целесообразности проведения предполагаемых работ.

При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра и документе, выдаваемом заинтересованной организации (лицу), но они не должны отражаться в стоимости ремонта до их окончательного установления при последующих осмотрах


АМТС. В расчет стоимости ремонта могут быть включены необходимые контрольно-диагностические операции.

По согласованию с заказчиком Акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные вносятся в отчет.

Таблица 4.3.1.


Похожая информация.


Повреждения автомобиля при авариях

В результате анализа отечественных (Москва и Ленинград) и зарубежных (Стокгольм) статистических данных установлено процентное соотношение числа повреждений кузовов при авариях по основным направлениям соударения (рис. 1.5). Как видно из рисунка, наибольшее число соударений приходится на переднюю часть автомобиля, значительное - на заднюю, наименьшее - справа и слева.

Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, можно разделить на три категории: к первой относятся очень сильные повреждения, в результате которых необходима замена кузова; ко второй категории относятся повреждения средней величины, при которых большая часть деталей требует замены или сложного ремонта; к третьей категории относятся менее значительные повреждения (пробоины, разрывы на лицевых панелях, вмятины, царапины, полученные при ударе в движении с малой скоростью). Повреждения третьей категории не представляют опасности для езды на автомобиле, хотя его внешний вид не отвечает эстетическим требованиям.

Наиболее разрушительные повреждении кузова наблюдается при фронтальных столкновениях, т. е. при соударениях, нанесенных автомобилю непосредственно в переднюю часть кузова или под углом не более 40 45° в районе передних стоек. Как правило, такие столкновения происходят между двумя движущимися навстречу транспортными средствами, скорости которых складываются, что создает высокие ударные нагрузки. Количество энергии, которое должно поглотиться при таких соударениях, огромно: около 80 100 кДж для автомобиля массой 950 1000 кг. Эта энергия поглощается при деформации автомобиля за время менее 0,1 с. При таких столкновениях кузов автомобиля разрушается, особенно его передняя часть, но действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам. Рассмотрим сказанное на примерах.

Пример I. Фронтальное соударение автомобиля произошло передней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (рис. 1.6). Разрушительные повреждения получили панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. Эта деформация устанавливается визуально. Невидимая деформация происходит в передних, центральных и задних стойках с обеих сторон, в левых передней и задней дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника.

Пример 2. Соударение произошло передней частью кузова автомобиля под углом 40- 45° (рис. 1.7). Разрушительные повреждения получили передние крылья, капот, панель передка, брызговики, передние лонжероны. Восстановить базовые точки передней части кузова без замены деформированных деталей новыми практически невозможно При этом необходимо восстановление размеров по проемам передних дверей и положению передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, создавая сжимающие усилия на порог и верхнюю часть боковины кузова.

Рис. 1.5. Диаграмма распределения числа повреждений кузовов по основным направлениям соударения I -IV (в % на 100 автомобилей, участвовавших в столкновениях): I фронтальные соударения (типы соударения 01.02,03); II правые боковые соударения (типы соударения 04, 05, 06); III соударения в заднюю часть автомобиля (тины соударения ОТ, 08, 09) IV - левые боковые соударения (типы соударения 10, II. 12), М Москва и Московская область; Л Ленинград и Ленинградская область; С Стокгольм (Швеция)

Рис. 1.6. Фронтальное соударение автомобиля передней левой частью кузова

Рис. 1.7. Соударение передней частью кузова автомобиля под углом 40-45°

Рис. 1.8. Удар сбоку в переднюю часть кузова в районе сопряжения передней панели с лонжероном и левым крылом

Рис. 1.9. Удар сбоку в левую переднюю стойку кузова

Пример 3. Удар нанесен сбоку в переднюю часть кузова автомобили в районе сопряжения передней панели с передними частями лонжерона и левого крыла (рис. 1.8). Разрушительные повреждения получили оба передних крыла, панель передка, брызговики, лонжероны, капот. Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери, сжимающие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Передние и центральные стойки также по лучили значительные силовые перегрузки и отклонились от своего первоначального положения.

Пример 4. Удар сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны (рис. 1.9). Значительно деформированы левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны. Передок кузова автомобиля сдвинулся влево; порог и верхняя часть правой боковины восприняли растягивающие нагрузки, центральные и задние стойки сжимающие нагрузки; правый брызговик в сопряжении с передней стойкой испытывал разрывающие усилия

Выполняя внешний осмотр аварийного кузова (в случаях, аналогичных приведенным выше и в таблицах гл. 2), специалист может установить наличие перекосов по выступанию (западанию) дверей, крышки багажника и капота относительно неподвижных поверхностей кузовных деталей. Нарушение равномерности зазоров (свыше допустимых размеров, оговоренных в нормативно-технической документации) полициям сопряжения навесных и неподвижных деталей также свидетельствует о наличии деформаций в деталях каркаса кузова, вызванных соударением автомобиля. При этом следует помнить, что внешним осмотром нельзя определить отклонения линейных размеров проемов кузова и геометрических параметров по базовым точкам основания кузова. Для этих целей необходимо применять измерительные средства, контрольные приспособления и стенды. Их описание и методы контроля приведены в п. 3.4.