Как изменяется интенсивность загрязняющих выбросов автотранспорта. В россии растет количество выбросов от автотранспорта

В отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определенным площадкам и отделенных от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль является движущимся источником загрязнения, который постоянно встречается в жилых районах и местах отдыха. Автотранспорт загрязняет нижние, приземные слои атмосферы и способствует накоплению вредных веществ в воздухе.

Выхлопные газы автотранспорта представляют собой очень сложную смесь веществ (табл.2.1).

Таблица 2.1

Примерный состав выхлопных газов

карбюраторных и дизельных двигателей

Одни вещества, такие как азот, кислород, диоксид углерода, вода, не представляют опасности. Другие, и в первую очередь органические соединения, а также оксид углерода(II) и азота (IV), являются сильными токсикантами и при превышении допустимой дозы могут вызывать тяжелые отравления вплоть до смертельного исхода. Наиболее опасными компонентами автомобильных выбросов являются циклические и полициклические углеводороды, которые образуются при неполном сгорании топлива в условиях дефицита кислорода. Самое известное и опасное вещество из этого ряда – бенз(а)пирен.

Каждый из вредных компонентов выхлопных газов оказывает специфическое воздействие на организм человека в целом и отдельные органы и системы органов.

СО (угарный газ) – постоянный компонент в продуктах сгорания всех видов топлива. Он не имеет цвета и запаха, поэтому в малой концентрации его трудно обнаружить. Оксид углерода (II), попадая в легкие, легко соединяется с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин, не способный переносить кислород. Основные признаки отравления окисью углерода:

ухудшение остроты зрения и способности оценивать длительность интервалов времени (концентрация СО более 0,4 об. %);

нарушение некоторых психомоторных функций головного мозга (при содержании СО в воздухе в интервале от 2 до 5 об. %);

ощутимые изменения работы сердца и легких (концентрация СО более 5 об. %);

головная боль, сонливость, мышечные спазмы, нарушение дыхания и смерть (при содержании угарного газа 10 ÷ 80 об. %).

Степень воздействия СО на организм зависит не только от его концентрации, но и от времени пребывания человека в условиях повышенного содержания этого газа. Образование карбоксигемоглобина в крови – процесс обратимый: если поступление в легкие СО прекращается, то через 3 – 4 часа его содержание в крови уменьшается в два раза. Однако необходимо знать, что оксид углерода (II) – химически стабильное вещество, и в атмосфере он может находиться в неизменном виде до четырех месяцев.

NO, NO 2 – оксиды азота. Эти газы обладают специфическим запахом, который начитает ощущаться при концентрации в воздухе более 10 мг/м 3 . При контакте оксидов азота с водой образуются азотная (HNO 3 ) и азотистая (HNO 2 ) кислоты, повышенное содержание которых во вдыхаемом воздухе может вызвать отек легких.

Ароматические (циклические и полициклические) углеводороды обладают наркотическим действием и в малых концентрациях (до 15 мг/м 3) снижают активность, вызывают головокружение и легкую головную боль. При длительном, более двух часов, нахождении человека в воздухе с содержанием углеводородов более 200 мг/м 3 развивается кашель, сильная головная боль и далее – удушье. Все ароматические углеводороды обладают более или менее выраженными канцерогенными свойствами, т.е. способностью вызывать и стимулировать рост злокачественных опухолей. Бенз(а)пирен С 20 Н 16 – самый сильный канцероген природного происхождения.

Альдегиды (главным образом, формальдегид СН 2 О ) оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки глаз, дыхательных путей. Запах формальдегида отмечается при концентрации в воздухе около 0,2 мг/м 3 . Длительное пребывание в атмосфере с содержанием формальдегида более 20 мг/м 3 приводит к слабости, головной боли, потере аппетита, бессоннице, сильному раздражению слизистой оболочки глаз.

Об опасности вышеописанных веществ можно судить по величинам их ПДК, приведенным в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны (ПДК р.з.)

для токсичных веществ в составе выхлопных газов автомобилей

Для предупреждения опасности здоровью работающих в гаражах, где хранятся и подвергаются техническому осмотру и текущему ремонту автомобили, необходимо следить за накоплением вредных веществ, попадающих в воздух при выезде или въезде автомобилей, а также при их обслуживании. Один из методов подобного контроля – расчеты концентраций загрязняющих веществ в гараже, учитывающие количество передвигающихся единиц автотранспорта и деятельность по их обслуживающих.

Для оценки уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта в помещении одноэтажного гаража пользуются формулой

G = g∙N∙k∙c, (2.4)

где – количество вредного вещества, выделившегося за определенное время работы с учетом всех передвижений транспорта и его обслуживания, г;

– удельное количество вредного вещества, отнесенное к одному выезду из помещения и условной мощности в одну лошадиную силу (л.с.) на один выезд. g определяют по табл. 2.5;

– мощность автомобиля, л.с., (табл. 2.6);

– число выездов автомобилей из помещения в течение одного часа, выезд/ч;

– коэффициент для учета интенсивности движения автомобилей, определяется по табл. 2.7.

Таблица 2.5

Удельные количества вредных веществ,

выделяющихся в составе выхлопных газов

при одном выезде автомобиля из помещения, г/(л.с.∙выезд)

Примечание. В графах 4 и 5 приведены данные для грузовых автомобилей и автобусов: в числителе – с карбюраторными двигателями; в знаменателе – с дизельными двигателями.

Таблица 2.6

Средняя мощность двигателей автомобилей различных типов

Таблица 2.7

Коэффициент, учитывающий интенсивность движения автомобилей

Определив по формуле (2.4) количества вредных веществ, попавших в воздух гаража с выхлопными газами работающих двигателей автомобилей, можно рассчитать концентрации этих веществ и, сравнив их с соответствующими ПДК р.з. , тем самым установить степень опасности загрязнения воздуха для работающих в данном помещении.

Пример.

Оценить состояние воздуха в гараже с точки зрения концентрации в нем основных токсичных компонентов выхлопных газов – СО и NO 2 , через час после начала работы. За этот промежуток времени из помещения выехало восемь грузовых машин (из них 5 – с бензиновым двигателем) и 2 легковых автомобиля. Площадь гаража 1200 м 2 , высота 4 м. Кратность обмена воздуха в гараже в соответствии со СН и П, равна 10 объемов в час (n = 10/ч). Дать экологическую оценку уровня загрязнения воздуха (сравнением с соответствующими значениями ПДК).

Решение:

Вначале, воспользовавшись формулой 2.4, рассчитывают выброс загрязняющих веществ. Для этого по таблицам 2.5, 2.6 и 2.7 определяют соответственно удельные количества каждого вредного вещества, выделяющиеся при одном выезде (g), мощность двигателей автомобилей N и коэффициенты, учитывающие интенсивность движения автомобилей (с).

Для расчета концентрации необходимо знать объем воздуха, участвующего в разбавлении, Эта величина определяется исходя из параметров помещения и условий естественной вентиляции:

Через час от начала рабочего дня концентрации оксида углерода и диоксида азота составят:

Вывод .

Сравнение полученных расчетом величин концентраций СО и NO 2 cо значениями ПДК р.з. для этих веществ показывает, что порог опасности значительно превышен. Для сохранения здоровья работающих гараж должен быть оборудован системой принудительной вентиляции.

Задача 1 .

NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два легковых автомобиля и два микроавтобуса. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 2 .

NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два грузовых автомобиля с карбюраторным двигателем и три микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на посту текущего ремонта, один грузовой автомобиль с бензиновым двигателем – находился на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 3 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1400 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два легковых автомобиля и два автобуса с бензиновым двигателем. Два дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, три (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. . Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 4 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 680 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через четыре часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два легковых автомобиля и три микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на текущем ремонте, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 5 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 740 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и два микроавтобуса. Три дизельных автобуса находились на посту технического обслуживания и текущего ремонта. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 6 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1040 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и один микроавтобус. Два грузовых автомобиля находились на посту текущего ремонта, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 7 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1260 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через четыре часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и два автобуса с карбюраторным двигателем. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 8 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1200 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и три микроавтобуса. Два микроавтобуса находились на посту текущего ремонта и техобслуживания, один автобус с бензиновым двигателем – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 9 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 880 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два легковых автомобиля и один микроавтобус. Один дизельный автобус находился на посту технического обслуживания, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 10 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1120 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два грузовых автомобиля и два микроавтобуса. Три легковых автомобиля находились на посту текущего ремонта, один– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 11 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 840 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и один микроавтобус. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, два (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 12 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1240 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и два микроавтобуса. Два дизельных автобуса находились на посту технического обслуживания, один легковой автомобиль – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 10.

Задача 13 .

NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали два легковых автомобиля и один микроавтобус. Четыре дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, два автобуса с бензиновым двигателем – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 14 .

NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и три микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на посту текущего ремонта, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 10.

Задача 15 .

NО 2 и углерода СО через пять часов после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали семь легковых автомобилей и два микроавтобуса. Три микроавтобуса находились на посту текущего ремонта, один автобус с бензиновым двигателем и один джип– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 16 .

NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и два микроавтобуса. Три автобуса с карбюраторным двигателем находились на посту текущего ремонта, один микроавтобус– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 17 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1280 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и три микроавтобуса. Три микроавтобуса были на текущем ремонте, один автобус (с бензиновым двигателем) находился на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 18 .

NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали десять автобусов с бензиновым двигателем и один микроавтобус. Два дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, один легковой автомобиль – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 19 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1600 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и три микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на текущем ремонте, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 20 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1280 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и один грузовой. Два микроавтобуса находились на посту текущего ремонта и техобслуживания, один легковой автомобиль– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 21 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 960 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и три микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на посту текущего ремонта. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 22 .

NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и один микроавтобус. Два автобуса с карбюраторным двигателем находились на посту текущего ремонта, один микроавтобус– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 23 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1280 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через четыре часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали семь легковых автомобилей и три микроавтобуса. Четыре дизельных автобуса находились на посту технического обслуживания текущего ремонта, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, согласно строительным нормам, равна 12.

Задача 24 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 640 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через один час после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и два микроавтобуса. Один дизельный автобус находился на посту текущего ремонта, два (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 25 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1920 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали шесть легковых автомобилей и четыре микроавтобуса. Два дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, три (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 10.

Задача 26 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1280 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали восемь легковых автомобилей и два микроавтобуса. Два дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, два (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 27 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 960 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через два часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре легковых автомобиля и три микроавтобуса. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, один (с бензиновым двигателем) – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 28 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 800 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через четыре часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали три легковых автомобиля и два микроавтобуса. Три микроавтобуса находились на посту технического обслуживания и текущего ремонта, один автобус с бензиновым двигателем – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 29 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1600 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали восемь легковых автомобилей и четыре микроавтобуса. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, один легковой автомобиль– на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

Задача 30 .

Дать экологическую оценку загрязнения воздуха гаража площадью 1440 м 3 и высотой 4 м оксидами азота NО 2 и углерода СО через три часа после начала рабочего дня. За это время из гаража выехали четыре автобуса с карбюраторным двигателем и два микроавтобуса. Три дизельных автобуса находились на посту текущего ремонта, два микроавтобуса и один легковой автомобиль – на посту мойки и уборки. Кратность обмена воздуха в помещении, в соответствии со строительными нормами, равна 12.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Под земельными ресурсами понимаются земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных целей.

Загрязнение земель – это привнесение, накопление и возникновение на поверхностном слое земли (почвы) новых, обычно не характерных для нее физических свойств, химических или биологических агентов или превышение указанных природных параметров почвы по сравнению со среднемноголетним уровнем. Оно может быть вызвано попаданием в почву бытовых и производственных отходов, примесей из загрязненного атмосферного воздуха и водных источников. Накопление химических веществ, которые вносятся в почву для повышения урожайности сельскохозяйственных культур (удобрений, средств защиты растений), также приводит к изменению ее природных свойств.

Загрязнение почвы меняет ход почвообразовательного процесса, резко снижает урожаи, вызывает накопление токсичных веществ, таких как тяжелые металлы, пестициды, в растениях. Из них эти токсичные вещества прямо или косвенно (с продуктами растительного или животного происхождения) попадают в организм человека.

Привнесение загрязняющих веществ в почву ослабляет ее способность к самоочищению от болезнетворных и других чуждых ей микроорганизмов, что увеличивает опасность микробиологического загрязнения и распространения болезней. Так, в незагрязненных почвах возбудители дизентерии и тифа сохраняются в течение 2-3 суток, а в загрязненных этот срок увеличивается для дизентерии до четырех-пяти месяцев, а для тифа – до полутора лет.

Защита и восстановление земель осуществляется путем ограничения и запрещения использовать в сельскохозяйственной практике токсичных и биохимически стойких веществ в качестве пестицидов, превращения в компост бытовых отходов без их предварительной сортировки (для удаления опасных компонентов), борьбы с различными типами эрозии почв, рекультивации земель.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Утверждена

приказом Госкомэкологии России

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ РАСЧЕТОВ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРЫ ГОРОДОВ

Москва, 1999

Настоящий документ устанавливает порядок расчета выбросов автотранспорта для их использования при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы городов; может быть применен ко всем категориям автотранспортных средств при эксплуатации в городских условиях. Полученные по настоящему документу результаты используются в качестве исходных данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов выбросами промышленности и автотранспорта. При разработке данного документа учтены результаты практической оценки выбросов при проведении расчетов загрязнения атмосферы в Государственных комитетах по охране окружающей среды Пермской и Псковской областях, Санкт - Петербурга и Ленинградской области и комитете по охране окружающей среды г. Воронежа, а также их замечания и предложения по совершенствованию методологии оценки выбросов автотранспорта для применения при сводных расчетах загрязнения атмосферы городов.

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящая методика предназначена для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях. 1.2 . Полученные величины выбросов автотранспортных потоков на городских автомагистралях применяются при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города (региона) выбросами промышленности и транспорта. 1.3 . В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств. 1.4 . Приведенные в данном документе усредненные удельные значения показателей выбросов отражают основные закономерности их изменения при реальном характере автотранспортного движения в городских условиях, определяемых целесообразным выбором передаточного отношения от двигателя к трансмиссии. При этом учитывается, что в городе автомобиль совершает непрерывно разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью на конкретном участке автомагистрали, определяемой дорожными условиями. 1.5 . Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей: - оксид углерода (СО); - оксиды азота N О x (в пересчете на диоксид азота); - углеводороды (СН) * ; - сажа; - диоксид серы (SO 2); - соединения свинца ** ; - формальдегид; - бенз (а) пирен. * - расчет выбросов соединений свинца для автомобилей, движущихся по городским автомагистралям, производится в том случае, если в данном городе используется этилированный бензин. Рассчитанные значения выбросов соединений свинца целесообразно уточнить с учетом доли этилированного бензина в общем потреблении бензинов всех марок в данном городе. ** - для автомобилей с бензиновыми двигателями при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм. р. по бензину (код 2704); для автомобилей с дизельным двигателем - по керосину (код 2732) [ 8]. 1.6 . Используемые при расчете выбросов параметры определяются на основе натурных обследований, проведение которых осуществляется по достаточно простой схеме, не требующей инструментального оснащения и продолжительного обучения. Это позволяет выполнять такие работы практически в любом городе с необходимой периодичностью, что весьма важно для регулярной корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта города в оперативном режиме.

II . РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТОМ

Выброс i - го вредного вещества автотранспортным потоком (MLi) определяется для конкретной автомагистрали, на всей протяженности которой, структура и интенсивность автотранспортных потоков изменяется не более, чем на 20 - 25 %. При изменении автотранспортных характеристик на большую величину, автомагистраль разбивается на участки, которые в дальнейшем рассматриваются как отдельные источники. Такая магистраль (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых перекрестков или (и) регулируемых при интенсивности движения менее 400 - 500 а / час. Для автомагистрали (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (т. е. более 500 а / час) целесообразно дополнительно учитывать выброс автотранспорта (Мп) в районе перекрестка. В районе перекрестка выбрасывается наибольшее количество вредных веществ автомобилем за счет торможения и остановки автомобиля перед запрещающим сигналом светофора и последующим его движением в режиме «разгона» по разрешающему сигналу светофора. Это обуславливает необходимость выделить на выбранной автомагистрали участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего сигнала светофора. Таким образом, для автомагистрали (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс М будет равен:

Где: , , , - выброс в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора; , , , - выброс в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автомагистрали в рассматриваемый период времени; n и m - число остановок автотранспортного потока перед перекрестком соответственно на одной и другой улицах его образующих за 20- минутный период времени; индексы 1 и 2 соответствуют каждому из 2- х направлений движения на автомагистрали с большей интенсивностью движения, а 3 и 4 - соответственно для автомагистрали с меньшей интенсивностью движения.

II.1 . Расчет выбросов движущегося автотранспорта.

Выброс i - того загрязняющего вещества (г / с) движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали (или ее участке) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле:

(II .2)

(г / км) - пробеговый выброс i -г o вредного вещества автомобилями k - й группы для городских условий эксплуатации, определяемый по табл. II .1 ; k - количество групп автомобилей; G k (1/ час) - фактическая наибольшая интенсивность движения, т. е. количество автомобилей каждой из К групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения; - поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока ( (км / час) на выбранной автомагистрали (или ее участке), определяемый по табл. II .2); - коэффициент пересчета «час» в «сек» ; L (км) - протяженность автомагистрали (или ее участка) из которого исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора и длина соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования).

Таблица II .1 .

Значения пробеговых выбросов (г / км) для различных групп автомобилей

№ группы

NO х (в пересчете на NO 2)

Формальдегид

Соединения свинца

Бенз (а) пирен

Легковые
Легковые дизельные
Автобусы карбюраторные
Грузовые дизельные
Автобусы дизельные

Таблица II .2 .

Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых вредных веществ в зависимости от скорости движения

Скорость движения (V , км / час)

Примечание: для диоксида азота значение принимается постоянным и равным 1 до скорости 80 км/час.

II.2 Расчет выбросов автотранспорта в районе регулируемого перекрестка

При расчетной оценке уровней загрязнения воздуха в зонах перекрестков следует исходить из наибольших значений содержания вредных веществ в отработавших газах, характерных для режимов движения автомобилей в районе пересечения автомагистралей (торможение, холостой ход, разгон). Выброс i - го загрязняющего вещества (З В) в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора М 4 п 0 определяется по формуле:

г/мин (II.3)

Где Р (мин.) - продолжительность действия запрещающего сигнала светофора (включая желтый цвет); N Ц - количество циклов действия запрещающего сигнала светофора за 20- минутный период времени; N гр - количество групп автомобилей; (г / мин) - удельный выброс i -г o З В автомобилями, k - ой группы, находящихся в «очереди» у запрещающего сигнала светофора; G k , n - количество автомобилей k группы, находящихся в «очереди» в зоне перекрестка в конце n - го цикла запрещающего сигнала светофора. Значения определяются по табл. II .3 , в которой приведены усредненные значения удельных выбросов (г / мин), учитывающие режимы движения автомобилей в районе пересечения перекрестка (торможение, холостой ход, разгон), а значения Р, N Ц, G k - по результатам натурных обследований.

Таблица II .3 .

Удельные значения выбросов для автомобилей , находящихся в зоне перекрестка

Наименование группы автомобилей

№ группы

Выброс, г / мин

NO x (в пересчете на NO 2)

Формальдегид

Соединения свинца

Бенз (а) пирен

Легковые
Легковые дизельные
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе)
Автобусы карбюраторные
Грузовые дизельные
Автобусы дизельные
Грузовые газобалонные, работающие на сжатом природном газе
* - значение выброса за вычетом метана

III . ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАТУРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ СТРУКТУРЫ И ИНТЕНСИВНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ОСНОВНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ

Для определения выбросов автотранспорта на городских автомагистралях и последующего их использования в качестве исходных данных при проведении расчетов загрязнения атмосферы проводится изучение особенностей распределения автотранспортных потоков (их состава и интенсивности) по городу и их изменений во времени (в течение суток, недели и года). Территориальные различия состава и интенсивности транспортных потоков зависят от площади и поперечных размеров города, количества населения, схемы планировки улично - дорожной сети, особенностей расположения промышленных предприятий, автохозяйств, бензозаправочных станций и станций техобслуживания. Временные различия в значительной степени связаны с режимом работы промышленных предприятий и учреждений города и с климатическими особенностями района, в котором расположен город. III .1 . На основе изучения схемы улично - дорожной сети города, а также информации о транспортной нагрузке составляется перечень основных автомагистралей (и их участков) с повышенной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой. В качестве таких магистралей (участков) рассматриваются: - для городов с населением до 500 тысяч человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 200 - 300 автомобилей в час; - для городов с населением более 500 тыс. человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 400 - 500 автомобилей в час. Выбранные автомагистрали (или их участки) и перекрестки наносятся на карту - схему города (с учетом масштаба карты). На этой карте фиксируются и перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований. III .2 . Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично - дорожной сети проводится учет проходящих автотранспортных средств в обоих направлениях с подразделением по следующим группам: I . Л - легковые, из них отдельно легковые и легковые дизельные автомобили; II . ГК < 3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 тонн и микроавтобусы (ГАЗ -51-53, УАЗы, «Газель» , РАФ и др.); III . ГК > 3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 тонн (ЗИЛы, Урал и др.); IV . АК - автобусы карбюраторные (ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ); V . ГД - грузовые дизельные (КРАЗ, КАМАЗ); VI . АД - автобусы дизельные (городские и интуристовские «Икарусы»); VII . ГГБ - грузовые газобалонные, работающие на сжатом природном газе. III .3 . Подсчет проходящих по данному участку автомагистрали транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа. При высокой интенсивности движения (более 2 - 3 тыс. автомашин в час) подсчет проходящих автотранспортных средств проводится синхронно раздельно по каждому направлению движения (а при недостаточности числа наблюдателей - первые 20 минут - в одном направлении; следующие 20 минут - в противоположном направлении). III .4 . Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы «пик» . Для большинства городских автомагистралей отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7 - 8 часов до 10 до 11 часов и с 16 - 17 часов до 19 - 20 часов), для многих транзитных автомагистралей наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток. С целью получения исходных данных о выбросах для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города наблюдения организуются в часы «пик» летнего сезона года. Натурные обследования состава и интенсивности движущегося автотранспортного потока проводятся не менее 4 - 6 раз в часы «пик» на каждой автомагистрали. III .5 . Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока заносятся в полевой журнал по форме, приведенной в таблице III .1 .

Таблица III .1 .

ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ
обследования характеристик движущегося автотранспортного потока

Время подсчета, за период 20 минут

Число автомобилей по группам

Скорость движения потока, км / час

Легковые

Легковые дизельные

ГК < 3, МА

Легко вые

Грузовые

Автобусы

III .6 . Для оценки транспортной нагрузки в районе регулируемых перекрестков проводятся дополнительные обследования. III .6.1 . Последовательно (а при возможности одновременно) на каждом направлении движения в период действия запрещающего сигнала светофора (включая и желтый цвет) выполняется подсчет автотранспортных средств (по группам, согласно п. III .2), образующих «очередь» . Одновременно фиксируется длина «очереди» в метрах. Подсчеты проводятся не менее 4 - 6 раз в периоды, указанные в п. III .4 . III .6.2 . Результаты дополнительных обследований заносятся в полевой журнал по форме, приведенной в табл. III .2 .

Таблица III .2

ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ
обследования
автотранспортных потоков на перекрестках

Время работы запрещающего сигнала светофора, мин.

Число автомобилей по группам

Длина очереди автотранспорта (м)

Легковые

Легковые дизельные

ГК < 3 , МА

III .7 . В ходе проведения натурных обследований дополнительно определяется ряд параметров, необходимых как для расчета выбросов согласно п. II настоящего документа, так и проведения расчетов загрязнения атмосферы. III .7.1 . На каждой автомагистрали (или ее участке) фиксируются следующие параметры: - ширина проезжей части, (в метрах); - количество полос движения в каждом направлении; - протяженность выбранного участка автомагистрали (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автомагистраль (или ее участок); - средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основные категории: легковые, грузовые и автобусы (в км / час) (определяется по показаниям спидометра автомобиля, движущегося в автотранспортном потоке). Определение средней скорости движения основных групп автотранспортного потока выполняется по всей протяженности обследуемой автомагистрали или ее участка, включая зоны нерегулируемых перекрестков и регулируемых перекрестков, выбранных согласно раздела I настоящего документа. III .7.2 . На обследуемом перекрестке фиксируются следующие параметры: - ширина проезжей части (в метрах); - количество полос движения в каждом направлении; - протяженность зоны перекрестка в каждом направлении (в метрах). III .7.3 . К полевым журналам по формам таблиц III .1 и III .2 прилагаются схемы расположения обследуемых автомагистралей и перекрестков с регулируемым движением.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Методические рекомендации по инвентаризации и нормированию выбросов автотранспорта в Санкт - Петербурге. С - Пб., 1995. 2 . Ложкин В. Н., Демочка О. И. и др. Экспериментально - расчетная оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах работы. Технический отчет по НИР. С - Пб., НПО ЦНИТА, 1990. 3 . Жегалин О. И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М., Транспорт, 1985. 4 . Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998. 5 . Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1993. 6 . Методика расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1997. 7 . Сравнительная оценка методик расчета выбросов от автотранспорта и возможностей их использования при проведении комплексных оценок рассеивания загрязняющих веществ. Отчет по теме. Пермский Гос. университет. 1998. 8 . Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С. Петербург, 1998.

Промышленно-экономическое развитие сопровождается, как правило, ростом загрязнения окружающей среды. Большинство крупных городов характеризуются значительной концентрацией промышленных объектов на относительно незначительных территориях, что представляет опасность для здоровья людей.

Одним из экологических факторов, оказывающих наиболее выраженное влияние на здоровье человека, является качество воздуха. Особую опасность в настоящее время представляют выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Это обусловлено тем, что токсиканты поступают в человеческий организм в основном через дыхательные пути.

Выбросы в атмосферу: источники

Различают природные и антропогенные источники поступления загрязнителей в воздух. Основными примесями, которые содержат выбросы в атмосферу от естественных источников, являются пыль космического, вулканического и растительного происхождения, газы и дым, образующиеся в результате лесных и степных пожаров, продукты разрушения и выветривания горных пород и почв и пр.

Уровни загрязнения воздушной среды природными источниками носят фоновый характер. Они достаточно мало изменяются со временем. Основными источниками поступления в воздушный бассейн загрязняющих веществ на современном этапе являются антропогенные, а именно − промышленность (различные отрасли), сельское хозяйство и автотранспорт.

Выбросы предприятий в атмосферу

Самыми крупными «поставщиками» различных загрязнителей в воздушный бассейн являются металлургические и энергетические предприятия, химическое производство, стройиндустрия, машиностроение.

В процессе сжигания топлива различных видов энергетическими комплексами в атмосферу выделяются большие количества сернистого ангидрида, оксидов углерода и азота, сажи. Также в выбросах (в меньших количествах) присутствует ряд других веществ, в частности углеводороды.

Основные источники пылегазовых выбросов в металлургическом производстве - плавильные печи, разливочные установки, травильные отделения, агломерационные машины, дробильноразмольное оборудование, разгрузка-погрузка материалов и пр. Наибольшую долю среди общего количества веществ, поступающих в атмосферу, занимают окись углерода, пыль, ангидрид сернистый, оксид азота. В несколько меньших количествах выбрасываются марганец, мышьяк, свинец, фосфор, пары ртути и пр. Также в процессе сталеплавильного производства выбросы в атмосферу содержат парогазовые смеси. В их состав входит фенол, бензол, формальдегид, аммиак и ряд других опасных веществ.

Вредные выбросы в атмосферу от отрасли, несмотря на небольшие объемы, представляют особую опасность для природной среды и человека, поскольку характеризуются высокой токсичностью, концентрированностью и значительным разнообразием. Поступающие в воздух смеси в зависимости от вида выпускаемой продукции могут иметь в своем составе летучие органические соединения, соединения фтора, нитрозные газы, твердые вещества, хлористые соединения, сероводород и пр.

При производстве стройматериалов и цемента выбросы в атмосферу содержат значительные количества различной пыли. Основными технологическими процессами, приводящими к их образованию, являются измельчение, обрабатывание шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов и пр. Вокруг заводов, производящих различные стройматериалы, могут образовываться зоны загрязнения радиусом до 2000 м. Они характеризуются высокой концентрацией в воздухе пыли, содержащей частицы гипса, цемента, кварца, а также ряда других загрязняющих веществ.

Выбросы автотранспорта

В крупных городах огромное количество загрязнителей в атмосферу поступает от автотранспортных средств. По разным оценкам, на их долю приходится от 80 до 95%. состоят из большого количества токсичных соединений, в частности оксидов азота и углерода, альдегидов, углеводородов и пр. (всего около 200 соединений).

Наибольшие объемы выбросов отмечаются в зонах расположения светофоров и перекрестков, где автомобили передвигаются на малой скорости и в режиме холостого хода. Расчет выбросов в атмосферу показывает, что основными составляющими выхлопов в этом случае являются и углеводороды.

При этом следует отметить, что, в отличие от стационарных источников выбросов, работа автотранспорта приводит к загрязнению воздуха на городских улицах на высоте человеческого роста. В результате вредному воздействию загрязнителей подвергаются пешеходы, жители расположенных у дорог домов, а также произрастающая на прилегающих территориях растительность.

Сельское хозяйство

Влияние на человека

Согласно различным источникам, имеется прямая связь между загрязнением воздуха и рядом заболеваний. Так, например, длительность течения респираторных заболеваний у детей, которые живут в относительно загрязненных районах, в 2-2,5 раза больше, нежели у тех, что проживают в других районах.

Кроме того, в городах, характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой, у детей отмечены функциональные отклонения в системе иммунитета и кровообразования, нарушения компенсаторно-адаптационных механизмов к условиям внешней среды. Многими исследованиями выявлена также связь между загрязнением воздуха и смертностью людей.

Основными составляющими выбросов, поступающих в воздух от различных источников, являются взвешенные вещества, оксиды азота, углерода и серы. Выявлено, что зоны с превышением ПДК по NO 2 и CO охватывают до 90% городской территории. Приведенные макрокомпоненты выбросов способны вызвать серьезные заболевания. Накопление этих загрязнений приводит к повреждению слизистых оболочек верхних дыхательных путей, развитию легочных заболеваний. Кроме того, повышенные концентрации SO 2 могут вызвать дистрофические изменения в почках, печени и сердце, а NO 2 - токсикозы, врожденные аномалии, сердечную недостаточность, нервные расстройства и др. Некоторыми исследованиями выявлена взаимосвязь между заболеваемостью раком легких и концентрациями SO 2 и NO 2 в воздухе.


Выводы

Загрязнение окружающей природной среды и, в частности, атмосферы, имеет неблагоприятные последствия для здоровья не только настоящего, но и последующих поколений. Поэтому можно смело утверждать, что разработка мероприятий, направленных на то, чтобы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, − одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем человечества.

Выбросы в атмосферу.

1. Автомобильный транспорт является крупнейшим загрязнителем окружающей среды и, в первую очередь, атмосферного воздуха. Снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ осуществляется по следующим направлениям:

а) через поэтапную замену автопарка более современными моделями автомобилей, обеспечивающими экологически безопасные нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (применение впрыска топлива с электронным управлением; применение каталитических нейтрализаторов);

б) через производство качественных сортов топлива (с низким содержанием серы, бензола, углеводородов);

в) через модернизацию эксплуатируемых автомобилей (установка оборудования для работы двигателей на газовом топливе);

г) через поддержание установленных ГОСТами норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в процессе эксплуатации автомобилей.

2. Приведение экологических показателей выпускаемых автомобилей в соответствие с международными нормами на основе Правил ЕЭК ООН (Женевское соглашение 1958 года) и Соглашения с Европейским Союзом (1994 год), планируется произвести:

– с 2006 года – на экологический класс 2;

– с 2008 года – на экологический класс 3;

– с 2010 года – на экологический класс 4;

– с 2014 года – на экологический класс 5.

Данные сроки перехода автомобильной промышленности на экологические стандарты установлены постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

В соответствии с постановлением Правительства РФ 20 января 2012 г. № 2 «О внесении изменений в пункт 13 технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»» действие одобрений типа транспортного средства и сертификатов соответствия в отношении автомобильной техники экологического класса 4 и сертификатов соответствия в отношении двигателей внутреннего сгорания экологического класса 4 ограничивается сроком до 31 декабря 2015 г. включительно.

3. Справка. Переход Европейского Союза на автотранспорт с нормативными экологическими показателями осуществлялся:

на Евро-3 – с 2000 года;

на Евро-4 – с 2005 года;

на Евро-5 – с 2009 года.

4. Повышенные экологические требования к моторным топливам регламентируются Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства РФ № 118 от 27.02.2008 года.

В соответствии с данным техническим регламентом выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива допускается в отношении:

— класса 2 — до 31 декабря 2012 г.;
— класса 3 — до 31 декабря 2014 г.;
— класса 4 — до 31 декабря 2015 г.;
— класса 5 — срок не ограничен.

5. Установка оборудования для работы двигателей на газовом топливе производится на основании руководящего документа РД 3112199-1094-03 «Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе» и руководящего документа РД 03112194-1095-03 «Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе».

Оба документа утверждены Департаментом автотранспорта Министерства транспорта РФ.

6. В процессе эксплуатации автомобилей выбросы загрязняющих веществ регламентированы следующими ГОСТами:

– ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами»;

– ГОСТом Р 17.2.2.06-99 «Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей»;

– ГОСТом Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов».

Автотранс-консультант.ру.

Одним из мощных источников загрязнения городской воздушной среды является автомобильный транспорт, увеличение численности которого привело к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Это резко ухудшает санитарные условия проживания в крупных городах: автомобиль не только загрязняет воздушную среду и создает шум, но, перевозя небольшое число пассажиров и работая на наиболее ценных видах топлива, использует его недостаточно эффективно. В связи с этим возникла необходимость разработки ряда мероприятий, позволяющих предотвратить загрязнение окружающей среды от автотранспорта.

С целью снижения негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух в рамках представленной классификационной схемы (рис. 3) предусмотрены организационные (архитектурно-планировочные), технологические и специальные инженерно-экологические мероприятия.

Организационные мероприятия включают специальные приемы застройки и озеленение автомагистралей, размещение жилой застройки по принципу зонирования (в первом эшелоне застройки - от магистрали - размешаются здания пониженной этажности, затем - дома повышенной этажности и в глубине застройки - детские и лечебно-оздоровительные учреждения. Тротуары, жилые, торговые и общественные здания изолируются от проезжей части улиц с напряженным движением многорядными древесно-кустарниковыми посадками). Важное значение имеют сооружение транс-портных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок.

Наибольший выброс выхлопных газов имеет место при задержках машин у светофоров, при стоянке с не выключенным двигателем в ожидании зеленого света, при трогании с места и форсировании работы мотора. Поэтому в целях снижения выбросов необходимо устранить препятствия на пути свободного движения потока автомашин. В частности, сооружают специальные автомагистрали, не пересекающиеся на одном уровне с движением машин или пешеходов, специальные переходы для пешеходов на всех пунктах скопления машин, а также эстакады или тоннели для разгрузки перекрывающихся потоков транспорта.

Для снижения загазованности воздушной среды необходимо ограничить количество вредных веществ, выделяемых каждым автомобилем, т.е. установить нормы выброса токсичных веществ с выхлопными газами. Соответствие автомобилей указанным стандартам (в частности, по содержанию оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах) проверяют инспектора ГИБДД.

В качестве технологических мероприятий, которые могут резко снизить токсичность выхлопных газов, можно выделить следующие:


Регулировка двигателей;

Изменение состава топлива;

Использование энергии торможения;

Перевод автомобилей на сжиженный газ;

Совершенствование двигателей внутреннего сгорания;

Применение альтернативных видов топлива;

Внедрение гибридных двигателей;

Внедрение в эксплуатацию электромобилей, солнечных автомобилей, а также применение электрического транспорта и др.

Изменение состава топлива. Известно, что в целях предотвращения детонации горючего в двигателях автомашин в него добавляют тетраэтилсвинец , который делает выхлопные газы особо токсичными. Поэтому большие усилия были затрачены на замену указанного вещества на менее опасные, а также на получение стойкого к детонации бензина. При введении в топливо т.н. присадок можно существенно уменьшить количество некоторых токсичных веществ: сажи, альдегидов , оксида углерода и других. Так, для карбюраторных, двигателей самым эффективным оказались смеси различных спиртов.

Использование энергии торможения. Заметного сокращения расхода энергии, а значит, количества сжигаемого топлива и уменьшения загрязнения воздушной среды можно достичь, если использовать энергию, затрачиваемую на торможение. Указанная рекуперация была впервые успешно реализована на электрическом транспорте. Ныне были построены и успешно использованы на автобусах маховичный и гидропневматический рекуператоры. При этом экономия топлива составила 27-40%. объем выхлопных газов снизился на 39-49%.

Перевод автомобилей на сжиженный газ приводит к тому, что в выхлопе газобаллонных автомобилей содержится в 3-4 раза меньше оксида углерода, нежели в выхлопе бензиновых двигателей. При загрузке в баллоны 300 л сжиженного газа автобус способен пройти без заправки до 500 км. Если добавить к этому, что газ дешевле бензина, то достоинства газобаллонного автомобиля становятся еще более наглядными.

Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Например, в США разработан карбюратор с раздельным смесеобразованием. Он позволяет кроме обычной смеси получать обогащенную, которая подается в специальную предкамеру со свечой зажигания. Благодаря этому происходит полное сгорание рабочей смеси, что, в свою очередь, позволяет свести до минимума содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах. Создан карбюратор, благодаря которому возможно использовать низкооктановые сорта бензина без антидетонационных добавок. В этом устройстве, со-стоящем из теплообменника, смесителя и реактора, бензин не только распыляется, но и расщепляется с помощью катализатора на более простые газы, например метан .

Во многих странах мира разрабатываются новые, более совершенные двигатели, которые можно устанавливать на серийных автомобилях. В частности, указывают на перспективность роторно-поршневого двигателя Ванкеля, который компактнее поршневых двигателей: объем в среднем на 30%, а масса на 11 % меньше.

Альтернативное топливо. Весьма перспективным заменителем традиционного топлива для автомобилей является водород. Двигатель, работающий на жидком водороде , не дает никаких запахов, не выделяет таких токсичных веществ, как свинец, оксиды азота, углерода. Жидкий водород почти в десять раз легче бензина. На одном из международных автомобильных конкурсов первое место занял «Фольксваген», для которого топливом служил водород. Интересно, что его отработанные газы были чище городского воздуха, который засасывался в карбюратор.

Признаётся перспективным автомобиль с размещенным на его шасси химическим реактором, в котором вырабатывается водород из углеводородов. Расчеты показали, что иметь такой реактор на машине экономичнее, нежели возить это топливо в специальных баллонах.

Преградами на пути широкого внедрения водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей является сложность получения его в достаточно больших количествах и необходимость обеспечения высокого уровня безопасности при осуществлении процесса горения водорода.

К другим видам альтернативного топлива можно отнести этиловый и метиловый спирты и их смеси. В США создан двигатель, в котором вместо бензина используется жидкий азот. Бак с охлажденным до жидкого состояния азотом соединен с испарителем, окруженным «рубашкой», в которой циркулирует воздух. Жидкий азот , попадая в испаритель, превращается вследствие быстрого повышения температуры в газ, который выходит под большим давлением из испарителя и приводит в действие электрогенератор. Вырабатываемый последним ток после выпрямления подается для питания электродвигателей, установленных на колесах. Выхлопные газы такого автомобиля состоят из чистого азота, который, естественно, не загрязняет атмосферу.

Перспективно широкое внедрение так называемых гибридных двигателей: в городе при относительно небольших скоростях должен использоваться только электромотор, питающийся от небольших батарей и обеспечивающий запас хода на 40-50 км, а при выезде за город должен включаться обычный двигатель. Одновременно электромотор может быть использован как генератор для подзарядки аккумулятора.

Электромобили. Весьма перспективным является проект массового перехода от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями на электромобили, которые действуют от батарей - аккумуляторов, подзаряжаемых на станциях.

Электромобили бездымны, бесшумны, их выделения нетоксичны, они просты в управлений, а эксплуатация значительно экономичнее, особенно в городах. Этому способствует относительно небольшой среднесуточный пробег автомобилей в городе, ограничение скорости и возможность организации сети зарядных станций для батарей - аккумуляторов. Сейчас в мире эксплуатируется сотни тысяч электромобилей различного назначения, и парк их непрерывно растет.

Дальнейшие успехи в разработке электромобилей в основном, будут зависеть от решения ряда технических проблем (создания компактных, недорогих и легких аккумуляторов, разработка быстродействующих зарядных устройств). Укажем также на необходимость резкого уве-личения резервных мощностей электростанций, поскольку они недостаточны, если потребуется в перспективе ежедневная подза-рядка многих миллионов электромобилей.

Солнечный автомобиль использует солнечную (или световую) энергию, которая улавливается при помощи специальных солнечных батарей . Электромобиль на спиральных гидридно-никелевых батареях прошел несколько лет назад без подзарядки 601 км.

Как же побыстрее и подешевле создать массовый экологически чистый автомобиль? Прежде всего, считают специалисты, необходимо усовершенствовать существующие конструкции: постараться уменьшить расход топлива, само топливо сделать, более приемлемым с точки зрения чистоты выхлопов, добиться снижения сопротивления воздуха, так как оно при больших скоростях современных автомобилей отбирает большую долю энергии. Можно ис-пользовать новые, например, керамические материалы для двигателей, чтобы повысить их КПД (из-за достижения более высоких температур), что приведет к снижению потребления топлива и, соответственно, к уменьшению загрязнения атмосферного воздуха. Начиная с 1998 г. компании «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» начали реализовывать программу выпуска экологичных автомобилей.

Улучшению качества атмосферного воздуха в сочетании со снижением шума способствует применение электрического транспорта (трамвая, троллейбуса).

Специальными инженерно-техническими мероприятиями, снижающими выбросы токсичных веществ от автотранспорта как основного передвижного источника, дающего наибольший вклад в загрязнение атмосферы, является применение нейтрализаторов, катализаторов.

Нейтрализаторы выхлопных газов. К настоящему времени выпускаются нейтрализаторы следующих видов: каталитические (используются твердые катализаторы), пламенные (дожигание примесей в открытом пламени), термические (метод беспламенного окисления) и жидкостные (с помощью химического связывания примесей жидкими реагентами). При этом широкое распространение получили каталитические нейтрализаторы, которые превращают токсичный оксид углерода в малоопасный диоксид.