Извлечение пострадавших из автомобиля основные транспортные положения. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи

В России в ДТП погибают ежегодно 30 тысяч и 250 тысяч травмированных. По статистике из пострадавших в ДТП умирает 60% сразу на месте, 8% — при доставке в лечебное учреждение. Промедление с оказанием первой помощи приводит к летальному исходу. Состоит первая медицинская помощь при дтп из самопомощи и взаимопомощи.

Лица, оказавшиеся на месте происшествия, — водители, пассажиры последовательно могут оказать первую помощь при ДТП в 3 организационных этапа:

  • на месте происшествия экстренная помощь (взаимопомощь, извлечение пострадавшего из авто),
  • вызов кареты скорой помощи,
  • транспортировка пострадавших в больницу. Вызванные медицинские работники оказывают в лечебном учреждении помощь пострадавшим.

Причинами смерти являются: 20% — получение травм, несовместимых с жизнью; 10% — задержка машины скорой помощи; 70% — бездействие очевидцев ДТП. Если оказать доврачебную помощь вовремя, то число жертв существенно было бы меньше.

Необходимо иметь знания, чтобы оказание первой помощи при дтп не привело к неверным действиям и ухудшению состояния пострадавшего. В автошколе на занятиях обучают азам первой доврачебной помощи.

Необходимо организовать вызов скорой помощи. Одного из очевидцев ДТП отправить к телефону для сообщения числа пострадавших, о месте и характере дорожного происшествия (звонок в милицию), звонок в службу скорой помощи для вызова бригады из лечебного учреждения.

Алгоритм действий при оказании первой медпомощи

  1. Прекращение воздействия повреждений автокатастрофы на пострадавшего.
  2. Поддержка у пострадавшего его жизненно важных функций организма и органов.
  3. Встреча машины скорой помощи и передача пострадавшего бригаде медиков, либо эвакуация пострадавшего и самостоятельная доставка в лечебное учреждение.

В критической ситуации не каждый способен четко и спокойно реагировать при дорожном происшествии, принимать правильное решение, не бездействовать.

Чтобы не терять драгоценного времени и оказать помощь пострадавшим, необходимо извлечь их из автомобиля и оценить состояние здоровья.

Извлечение пострадавшего из авто

ДТП часто возникают на безлюдных дорогах отдаленной местности, либо при интенсивном дорожном движении, в летний жаркий день, в темное время суток, снегопад и мороз, туман и дождь, что усложняет спасение людей.

Невозможен подход к пострадавшим, если двери и окна авто покорежены и заклинили, тело зажато между частями автомобиля. В таких случаях важно извлечь травмированного, проверить реакцию зрачков на свет . До прибытия медицинских работников раздвиньте веки и закройте своей рукой его глаз. При отнятии руки зрачок будет сужаться. Если слабая освещенность, следует осторожно поднести к глазу зажженную спичку или подсветить фонариком. При отсутствии признаков жизни нужно бороться за жизнь человека.

Задача доврачебной помощи — устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. Это и потеря сознания, обильное кровотечение, шок, нарушения сердечной деятельности, отсутствие дыхания.

Вытащенного пострадавшего нужно уложить в безопасном месте. По возможности занести тело в помещение, либо на обочине положить настил из имеющихся веток, сена, досок, одежды. Тут же ослабить стягивающие ремни, галстуки, пояса, ворот и внимательно осмотреть пострадавшего.

При сложных переломах, черепно-мозговых травмах, повреждении позвоночника, следует переносить потерпевшего из авто очень осторожно. Нельзя сгибать руки, туловище, ноги; дергать, вытягивать силой. При подозрении на перелом позвоночник желательно совсем не перемещать, чтобы не парализовало пострадавшего. Если он находится не в естественном положении, потерял сознание, то выносить из авто желательно втроем. Уложить на живот или спину, чтобы не ущемлялось поврежденное место.

Последовательность оказания первой медицинской помощи:

  • остановить кровотечение;
  • если отсутствует дыхание, сделать искусственное;
  • не прощупывается пульс, то проводить непрямой массаж сердца;
  • наложить шину при переломах костей (зафиксировать палками, досками);
  • обработать раны септиком, наложить повязку.

Проводить простейшие неотложные мероприятия быстро, не причиняя пострадавшему излишней боли.

Видео: Сотрудники МЧС рассказывают о первой помощи при ДТП в программе «Попутчик»

Транспортировка пострадавших в больницу

Когда всё возможное на месте происшествия для спасения жизни пострадавших сделано, а «скорая помощь» будет поздно, нужно организовать доставку потерпевших в ближайшее лечебное учреждение.

Какими способами приподнять пострадавшего:

  • встать сбоку от пострадавшего на колено, свои руки подложить под его лопатку, голову, шею и приподнять;
  • встать у изголовья пострадавшего на колени, свои руки подвести под его плечи и приподнять человека.

Не разрешать самостоятельное передвижение пострадавшего, если повреждены череп, ноги, органы грудной и брюшной полости.

Если имеются носилки, то вдвоем осторожно, без сотрясения уложить пострадавшего в удобное для него положение. Ставят носилки рядом со стороны повреждения. Два носильщика встают на одно колено, один руками охватывает голову, потом шею и спину, другой — подводит под крестец и голени. Осторожно и одновременно приподнимать носилки, идти обязательно короткими шагами и в ногу, сгибая в коленях свои ноги.

Идущий впереди предупреждает заднего о встречающихся препятствиях на дороге. Нужно стараться сохранить горизонтальное положение пострадавшему.

Если невозможно сделать носилки из подручных средств, а пострадавшего нужно перенести на руках , то существуют приемы:

  • если один человек переносит, он подводит руку под ягодицы, другую – под спину, поднимает пострадавшего и несёт;
  • если двое человек переносят пострадавшего, они несут не в ногу; подводят одну руку под спину, другую — под ягодицы;
  • если пострадавшего можно перенести в сидячем положении, то легче сделать "сидень» из двух рук или «замок» из четырех.

Особенности транспортировки

При обмороках голову пострадавшего укладывают так, чтобы она была ниже ног.

При ранениях грудной клетки — на раненый бок в полусидящем положении.

При ранениях шеи — положение полусидящее с наклоном головы в сторону ранения к груди.

При внутренних кровотечениях — на спину, под колени подложить подушку или валик из одежды.

Следует предусмотреть дальность эвакуации, качество дороги, непогоду, состояние пострадавшего. Принять меры по предупреждению травматического шока при перевозке.

По прибытию в медучреждение не выносите пострадавшего из автомобиля, дождетесь медицинских работников, чтобы они подошли и осмотрели его.

Законодательство РФ

Оказывать первую помощь очевидцами – право, а не обязанность. Если не знаете, как помочь, вызывайте медиков. Это уже оказание первой помощи.

Вызывая «скорую», указывайте пол и возраст пострадавшего, опишите детально место ДТП, что случилось, состояние травмированного.

Уголовный кодекс

Статья 124 : неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать…, если это повлекло … причинение … вреда здоровью больного, наказывается штрафом... до 40 тысяч рублей, … исправительными работами... до одного года, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев.

Статья 125 : заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии … вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу…, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Исключите гибель человека в результате неоказанной Вами помощи! Желаем спокойствия и уверенности на дорогах!

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.

Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.

Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .

Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.

Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего за и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.

Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .

При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .


Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящими.

Извлечение пострадавшего из машины и перенос его в удобное место для оказания помощи, раздевание и наложение повязки, а также последующий перенос в машину "скорой помощи" и эвакуация в лечебное заведение ведут к нежелаемому, но неизбежному дополнительному травмированию человека. Всякая поспешность при оказании первой помощи сопровождается лишними перекладываниями, а действия помогающих при этом могут быть неосторожными и резкими. Сотрясения и неудобное положение усиливают страдания больного и значительно ухудшают его состояние, а в случаях тяжелых переломов и внутренних кровотечений даже могут быть причиной его гибели. При правильной организации первой помощи необходимо создать спокойную обстановку и продуманную четкую последовательность действий. Она позволяет избежать торопливость и суету и придает действиям помогающих более бережливый и щадящий характер. Для извлечения пострадавшего из машины требуется два, лучше три человека, из этого расчета и нужно приглашать водителей или пассажиров проезжающих машин. Один из оказывающих помощь должен быть старшим. Согласованность их действий обеспечивается его короткими четкими командами: "стой", "взяли", «вперед» и т.п. Он дает разъяснения о последовательности действий и указывает метод переноски пострадавшего, место, а также на что его положить и чем укутать.

Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо устранить все, что его удерживает (приподнять, отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.п.). Извлекая пострадавшего, нельзя применять силовые приемы: вытягивать, дергать или сгибать. Нужно проявлять максимум осторожности, ибо у него могут быть множественные травмы, сложные переломы конечностей, перелом позвоночника, черепно-мозговая травма и т.д. К пострадавшим с подозрением на перелом позвоночника нужно проявлять особое внимание. После извлечения уложить на твердое основание на живот или на спину, чтобы не ущемить спинной мозг в месте поражения позвоночника, и в последующем не перемещать без крайней необходимости.

Существуют специальные способы извлечения из транспорта, так называемые «спасательные захваты»:

При подозрении на перелом шейного отдела позвоночника одна рука спасателя идёт спереди и снизу (по диагонали) от ближайшей к спасателю подмышки пострадавшего и ладонью сзади фиксирует шейный отдел позвоночника, вторая обхватывает туловище с противоположной стороны, прижимая его предплечье к телу (рис.1). Первый спасатель извлекает пострадавшего, 2-ой обязательно поддерживает при этом ноги.

При отсутствии подозрения на травму шейного отдела позвоночника обхватывают пострадавшего сзади, при этом двумя руками захватив через подмышки его предплечье и прижав его к туловищу. Второй спасатель должен поддержать ноги (рис.2).

При извлечении пострадавших из транспортного средства, поврежденного в результате аварии, необходимо быть крайне аккуратным и следовать инструкции, так как можно нанести пострадавшим дополнительные травмы или, не правильно оценив обстановку, причинить им смерть. В этой статье мы подробно расскажем вам, как правильно извлечь пострадавшего из автомобиля. И так…

Когда автомобиль серьезно поврежден в результате ДТП, и его двери и окна невозможно открыть, необходимо прибегнуть к подручным средствам.

Окна следует разбить осторожно, не нанеся при этом дополнительных травм пострадавшим.

Если деформирован кузов и двери заклинило, то вам следует прибегнуть к помощи монтировочной лопатки или других подручных средств, чтобы открыть одну из дверей, и лучше ту, что со стороны пострадавшего. Как только вы сможете проникнуть в салон автомобиля, немедленно отключите зажигание.

Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и его жизни и здоровью ничего не угрожает, то извлекать его из автомобиля не нужно, так как можно этими действиями нанести ему дополнительные травмы или усугубить уже полученные.

Если же в результате ДТП произошла деформация транспортного средства, и пострадавший зажат, то нужно постараться очень аккуратно освободить его от травмирующего фактора. Но если вы понимаете, что не сможете сделать это самостоятельно, то немедленно обратитесь в службу спасения и другие бригады, имеющие необходимое оборудование, позволяющее извлекать пострадавших из поврежденного транспорта.

Когда первоначальная задача - это как можно быстрее извлечь пострадавшего из автомобиля, то делать это следует крайне осторожно, чтобы не усугубить его состояние. Если неправильно извлечь пострадавшего с поврежденным шейным отделом позвоночника, то можно вызвать его смерть. У спасательных бригад на такой случай имеются специальные шейные воротники, чтобы транспортировать пострадавших с такими травмами.

Применять силу, извлекая пострадавшего из автомобиля, нельзя! Запрещено выдергивать части тела, если они зажаты элементами авто. Нужно осторожно освободить пострадавшего от всего, что затрудняет эвакуацию.

Если извлечение пострадавшего осуществляется силами двух лиц, то старайтесь делать это с сохранением его позы. Можно попросить помощи у водителей проезжающего мимо транспорта. Если же вы действуете в одиночку, то сдвиньте пострадавшего к дверному проему так, чтобы вы были за его спиной, и, пропустив свои руки через его подмышки, возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки и медленно извлеките его из авто.

Бывают случаи, когда можно оказать помощь пострадавшему до приезда спасательных бригад прямо в автомобиле. Извлечение его из машины производите лишь тогда, когда последствия данных действий менее опасны, нежели оставление пострадавшего в автомобиле. К примеру, есть вероятность взрыва автомобиля или же пожара.

Когда пострадавший находится без сознания, следует убедиться в том, что дыхательные пути проходимы, и обеспечивать их проходимость до извлечения его из авто.

Когда состояние пострадавшего тяжелое, имеет место кровотечение, остановка сердца, тело сдавлено и т.п., то извлечение из автомобиля необходимо.

Так как у пострадавшего может быть травмирована грудная клетка, извлекать его нужно за предплечье и области подмышек, где повреждение ребер бывает редко. Применение грубых приемов запрещено!

Если у пострадавшего поврежден позвоночный столб, то его извлекают из авто несколько человек, аккуратно вытягивая за голову.

Если при извлечении пострадавшего можно усугубить травмы шейного отдела или нарушить дыхание, то извлечение производится с сохранением положения шеи, головы, грудной клетки относительно друг друга. Оказывающий помощь фиксирует одной рукой подбородок пострадавшего, а другой удерживает его кисть.

Главное, что следует помнить, извлекая пострадавшего из автомобиля - это то, что действовать нужно правильно и максимально аккуратно.