История марки Citroen. Ситроен: страна производитель и модельный ряд бренда Ситроен чья фирма

Франция (1919)

Общая информация

Есть марки машин исторические, есть марки культовые - но чтобы авто-брэнд был и историческим, и культовым - это только CITROЁN. Машины, которые всегда удивляли, а иногда и поражали современников.

«Ситроен» (Citroën), французская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей. Входит в корпорацию «Пежо».

Штаб-квартира находится в Нейи-сюр-Сен.

История корпорации

Компания основана в 1919 году Андре Ситроеном как «Акционерное общество Ситроен» (Societe anonyme Andre Citroën) с целью массового производства недорогих автомобилей.

Фактически первый Citroën стал одновременно и первым серийно производимым автомобилем в Европе. Модель «А» имела 4-цилиндровый двигатель, мощностью в 18 л.с., отличалась легкостью, удобством управления. У нее была прекрасная мягкая подвеска, что впоследствии стало типичным для всех Citroën . Двигатель и сцепление были объединены в одном блоке. Все это создало Citroen репутацию очень простой и легкой в управлении машины.

Вслед за первой моделью 10CV появляется 5CV, 4-цилиндровая малолитражка без передних тормозов и способная ездить по неважным сельским дорогам. В выпуске автомобилей компания использовала метод Генри Форда. Первые таксомоторы «Ситроен» появляются в 1921 году, позже 90% парижских такси были этой марки.

В 1923 году изготовлено незначительное количество спортивных автомобилей «300 В2 Кадди». Эта элегантная трехместная модель пользовалась и пользуется большим успехом, как у водителей тех лет, так и сегодняшних любителей автомобилей.

Весной 1922 года началось производство популярного двухместного «Родстера С». Из-за ярко-желтой окраски его ласково называли «лимончиком». Производилась и его модификация с кузовом «Кабриолет».

В июне 1924 года Citroën производил более 250 автомобилей в день. Завод «Жавель» разросся и занял всю территорию 15-го округа Парижа. Кроме того, у компании были филиалы в Бельгии, Англии, Италии, Голландии, Дании и Швейцарии. Citroën первым в Европе и одним из первых в мире стал использовать стальные кузова вместо деревянных.

Так появились модели В12 и В14, которые благодаря прекрасной приборной панели и регулируемым сиденьям стали самыми комфортабельными серийными машинами. Всего за два года было изготовлено 132 483 машины.

В 1931 году появился CGL («Ситроен Гран Люкс»), основой для которого стал С6F. У машины был двигатель мощностью 53 л.с. и первоклассный кузов с богатой внутренней отделкой.

Во время знаменитого автопробега по Азии, закончившегося в Гималаях, АС 4 и АС 6 проявили себя с лучшей стороны.

На парижском автосалоне 1933 года Citroën представил всю гамму производимой им продукции: модели 8, 10, 15 и облегченные варианты моделей 10 и 15.

В апреле 1934 года была создана принципиально новая модель «Траксьон Аван», созданная при решающем участии Ки Жавеля. Непропорционально большие для периода «Великой депрессии» финансовые затраты на продвижение этой удачной, продававшейся до 1957 года в различных модификациях, привели Андре Ситроена к утрате контроля над собственным предприятием. Компания попадает под контроль группы «Мишлен». Так началась эпоха переднеприводных автомобилей.

В 1955 году на Парижском автосалоне представлен исторический автомобиль DS. Эта машина, достаточно вместительная, чтобы возить поколение беби-бумеров, недорогая и безопасная, пользовалась успехом и у широчайших слоев населения и даже у генерала де Голля. На этом народном автомобиле ездил и Фантомас и инспектор Жюв.

В 1966 году «Ситроен» и немецкая фирма NSU совместно разрабатывают автомобиль с двигателем Ванкеля, но созданная компания «Комотор» (Comotor) протянула недолго. В 1965 году в «Ситроен» вливается «ПанарЛевассор».

В 1974 году «Ситроен» входит в концерн «Пежо» на правах самостоятельного отделения, сохраняющего свою марку легковых автомобилей. Инженеры компании вносят большой вклад в развитие автомобиля. В частности, в 1989 году впервые представлена гидрактивная подвеска третьего поколения, которая автоматически адаптируется в зависимости от дорожного покрытия и стиля вождения.

Первый показ Citroën Xantia состоялся в ноябре 1992. Модель была запущена в производство в 1993 году как замена Citroën BX. Дизайн модели Xantia с 1993 года определил дальнейшее развитие стиля фирмы Citroën .

Минивэн Evasion (совместное производство Peugeot/Citroën - Fiat/Lancia) впервые был представлен в марте 1994 в Женеве.

Компактный Citroën Saxo впервые был представлен в декабре 1995.

Легкий автофургон для активного отдыха Citroën Berlingo впервые был представлен в 1996 году.

Семейство Xsara появилось в 1997 году. Рестайлинг, который автомобиль претерпел в 2000 году, сильно изменил внешний вид этого автомобиля, и на сегодняшний день Xsara - самый популярный в семействе Citroën .

Еще один бестселлер концерна Citroёn - модель Citroёn Xsara Picasso - появилась на автомобильном рынке в 2000 году.

Линейка «С», которая стартовала седаном среднего класса C5, буквально за несколько лет разрослась до размеров модельного ряда передовых немецких производителей. Минивэн C8, компактные хэтчбэки C4, C2, мечта женщин C3, крохотный C1 и, наконец, гигантский люкс-седан С6, который, возможно, повторит успех легендарной «Богини» Citroen DS.

Среди сотен автомобильных компаний, предлагающих сегодня тысячи различных автомобилей, Citroën всегда занимал и занимает достойное место. Видимо, об этом и мечтал знаменитый теперь инженер Андрэ Ситроен, по сути, в 1919 году заложивший основы французской автомобильной промышленности.

Citroën в Украине

С 5 апреля 2005 года официальным импортером автомобилей Citroën является компания «ФрансАвто». В этом же году учредителем «ФрансАвто» стала корпорация «АИС» - одна из крупнейших компаний автомобильного рынка Украины.

В 2005 году был открыт один из наиболее крупных автоцентров Citroën в Восточной Европе.

С 2008 года работают 23 дилера Citroën на территории Украины.

Citroen была основана в 1919 году во Франции. Её основателем выступил инженер и предприниматель Андре Гюстав Ситроен. Завод создавал недорогие машины для широкого пользователя. Первым названием фирмы было «АО Ситроен».

Как правило, среди автомобильных брендов можно найти исторические и культовые. К Ситроен применимы оба термина - её продукция сочетала в себе традиционные для машин марки качества, вместе с тем развиваясь, опережая конкурентов. Транспортные средства этой марки десятки лет служат не только народу, но и правительству Франции. Водители называют автомобили Ситроен «ниспосланными свыше».

Компания Citroen производит машины, доступные широкому кругу автолюбителей

Биография основателя

Француз Андре Ситроен родился в 1878 году. Его отец, Леви Ситроен, был предпринимателем. Он обрабатывал драгоценные камни, впоследствии продавая их. Бизнес удачно развивался - денег хватало на обеспечение семьи. Всё же, Леви не чувствовал достаточной влиятельности в своей сфере деятельности. Андре было 6 лет, когда отец семейства свёл счёты с жизнью. В качестве наследства отец семейства оставил крупное состояние, а также, что не менее важно, связи с промышленными и финансовыми деятелями Парижа. В XIX веке была развита традиция, по которой сыновья продолжали заниматься семейным бизнесом, но молодой Ситроен больше увлекался техникой, в том числе автомобилями.

Окончив политехническую школу, Андре устроился к своим друзьям в мастерскую. Так, в 23 года он стал специалистом по производству деталей для локомотивов. После четырёх лет работы в фирме он вкладывает всё оставшееся наследство в ценные бумаги компании и становится совладельцем дела Эстенов.

Пребывая в Польше, Андре обратил внимание на маленький завод, где неизвестный никому механик-самоучка в числе прочих агрегатов изобрёл зубчатые шестерни. Ситроен понял, что эта технология будет перспективной, поэтому решил приобрести патент на её реализацию. Продолжая карьеру в деле Эстенов, Андре налаживает на их заводе создание зубчатых шестерней. Эта технология была намного более продвинутая, нежели продукция конкурентов компании. Новый уровень производства позволил бизнесу за короткий срок приобрести клиентов за пределами Франции. Это принесло бизнесу серьёзную прибыль.

Примерно в то же время компания разработала , который французы называют «двойной шеврон». На вид он похож на две перевёрнутые буквы «V», что схематически передаёт изображение конических концов шестерней.

В компании Андре занимался не только коммерческой деятельностью, но и брал на себя обязанности технического директора. За короткий срок он избавился от всех конкурентов - стремительно развивающиеся технологии не оставили равных на рынке. Ситроен получил отличную репутацию, на что обратили внимание управляющие завода Mors. Они пригласили его на пост технического директора. Андре принял заявку, после чего уровень Mors стал повышаться.

Во время Первой мировой войны Ситроен не прекратил воплощать в жизнь свои предпринимательские замыслы. Он понимал, что французской армии не хватает боеприпасов на фронте. В связи с этим Андре предлагает военному министру сделку, согласно которой будет создан завод по выпуску снарядов. Масштабный проект должен был быть реализован всего за три месяца - времени было мало. После долгих раздумий государство согласилось работать с Ситроеном, выделив ему финансирование в виде 20% от суммы, которая была нужна на строительство. Остальные 80% средств Андре взял в долг у работников различных промышленностей.

Действительно, за три месяца на пустых берегах реки Сены развернулся крупный завод, который производил больше боеприпасов, чем все вместе взятые предприятия Франции. Ситроен считал причиной успеха высокий уровень организации.

Создание автомобильного бренда Citroen

После окончания Первой мировой войны производство на фабрике Андре прекратилось. Он решал, чем можно занять производственные мощности - профессиональную команду, помещения, станки и собственный опыт, а также средства, вырученные на снарядах. Одним из наиболее перспективных направлений было производство транспорта. Ситроен был тесно знаком с автомобилями, поэтому решился на вложение средств и времени.

Первой задумкой Андре было создание сложной и технологичной 18-сильной машины. Позже, под воздействием увиденного принципа производства на заводе Генри Форда в Америке, он решил, что большего успеха можно добиться, ориентируясь на массовый рынок. В 1919 году, заручившись помощью французского конструктора Жюля Соломона (создателя автомобиля La Zebre), он приступил к созданию машин на своём заводе. Производство началось с одной пробной модели, но чем их становилось больше, тем более автомобили считались массовым товаром, нежели диковинной техникой.


Первый автомобиль компании Citroen

Первая модель носила название Ситроен А. Она объёмом 1,3 литра и имела мощность 10 лошадиных сил, развивая скорость 65 км/ч. Модель первая в Европе имела электрический стартер и освещение. Малолитражки имели отличный спрос - при производстве 100 экземпляров в день завод всё равно не успевал снабжать автомобилями всех желающих. Цена Type A составляла 7950 франков - доступная в то время. Ни одна компания-конкурент не могла предложить автолюбителям такую же низкую цену, что неминуемо привело Ситроен к успеху. Они получили более 16000 заявок на приобретение за две недели.

В том же 1919 году компания вела переговоры о продаже бренда Ситроен General Motors. Обе стороны были согласны, но сделка не состоялась, так как американцы посчитали такое приобретение слишком большой нагрузкой для бюджета.

Таким образом, в 41 год Андре положил уверенное начало транспортной революции во Франции. Для того чтобы углубиться в технологию производства автомобилей, а также подглядеть принципы работы конкурентов, Андре Ситроен тайно разбирал на своём заводе популярные в то время американские модели машин. Среди них были Buick, Nash и Studebreaker. За четыре года работы компания Ситроен развила производство, выпуская 300 автомобилей в день.

К концу 20-х годов компания имела представительские центры в каждой крупной стране Европы. Для того чтобы водителям Ситроен было удобнее обслуживать свои автомобили, по всей Франции были построены склады агрегатов. В 1921 году было продано экспортировано более 3000 моделей.

Тем временем компания разработала новую малолитражку под названием 5CV. Этот простой и надёжный автомобиль получил статус «народного». Он отлично передвигался по грунтовым дорогам. Не имея передних тормозов, машина комплектовалась рессорами спереди и сзади. Через несколько лет модель была обновлена до версий B12 и B14. Модели были проданы на сумму более 135 тысяч евро за 2 года. Они приумножили популярность Ситроен.

Дальнейшее развитие, трудности и смерть Андре

В 1931 году компания представила новую модель - Ситроен Гранд Люкс. Этот автомобиль стал премиальным у бренда. Он комплектовался двигателем объёмом 2,7 литра, что стало настоящей революцией на рынке машиностроения во Франции. К 1933 году Ситроен заняли первое место среди всех автомобильных заводов в Европе, опередив итальянский Фиат. В том же году производство достигло количества 1100 экземпляров транспорта в день.

В 1934 году спрос на автомобили Citroen упал. Это оказалось настоящим потрясением для компании, ведь совсем недавно она показывала положительную динамику. К тому моменту все активы бренда были распределены на создание новых сервисных центров и заводов, поэтому фирма была близка к банкротству. Отдельным фактором стал всемирный финансовый кризис. Была начата процедура банкротства, после двух месяцев которой производитель Мишлен приобрёл 60% акций Ситроен. Так, компании удалось оставаться независимой с 1919 года до этого времени.

Андре не застал появление революционной концепции автомобиля, который имел передний привод. Такой технологии Ситроен придерживаются по сей день. Основатель великой компании умер в 1935 году. Французские журналисты распространяли три версии, которые повлияли на смерть Андре: неизлечимая болезнь, финансовые трудности и смерть его дочери. Вклад в развитие автомобильной промышленности, который предприниматель сделал за 26 лет работы в сфере транспортных средств, увековечил его имя в истории.

Спустя годы Citroen создали новый автомобиль. SM был выполнен в сотрудничестве с Maserati и имел двигатель мощностью 170 л. с. с 6 клапанами. Модель комплектовалась дисковыми тормозами на колёсах обеих осей и пневматической подвеской. Так SM заслужил положение среди лучших автомобилей купе в классе GT.

Со временем задумка Андре стала реальностью - компания всё больше внимания уделяла производству технологичных, но дорогих моделей. Такие автомобили были оригинальными и почти не имели конкурентов во всём мире. Сам основатель считал, что при хорошем замысле машины её цена значения не имеет. К сожалению, экстравагантные автомобили не приносили особых доходов - большая часть водителей принадлежала к рабочему классу. Ситуацию усугубил нефтяной кризис, что серьёзно подорвало продажи требовательных к топливу Citroen. Бренду пришлось примкнуть к массовой части рынка, иначе им грозило разорение. Имидж новаторов был утрачен на годы.

В 1974 году Citroen объединились с автомобильным концерном Peugeot, преследуя прагматические цели. Это окончательно лишило компанию звания революционера в сфере технологий, ведь теперь продукция регулировалась интересами двух заводов. В остальном же, такое сотрудничество позволило Ситроен пережить кризис.

Только к началу 90-х годов марка снова смогла «выехать» на оригинальности. По миру снова пошла тенденция на необычные автомобили, что позволило экстравагантным моделям Ситроен завоевать уважение публики вновь. Одним из главнейших этапов возрождения компании на рынке стало решение директора: он сконцентрировал силы завода на разработке различных дизайнов для каждой линейки автомобилей. Таким образом, каждая серия получила внешний вид, который сильно отличался от любой другой. Новая модель XM получила отличную ходовую систему и элегантный дизайн.

Современное положение Citroen на рынке

В первой половине девяностых компания произвела модели Сантиа, Берлинго и Саксо. Параллельно с этим шла подготовка серии автомобилей для спортивных состязаний. Работа над разными направлениями дала результаты: вышли модели C4, C3 и C5, которые относились по европейской системе.

В 2004 году Себастьен Лёб, гонщик из Франции, стал победителем в турнире гонок WRC. Он был за рулём модели Касара. Далее Себастьян несколько раз подтвердил свой статус, но уже на C4, C3 и DS3. Приняв участие в 12 заездах и одержав победу в 9 из них, гонщик установил рекорд побед за всю историю WRC, представляя свою страну и фирму Citroen.


Французский гонщик одержал победу на гонках WRC за рулем автомобиля Citroen

Учитывая успех в спортивном сегменте автомобилестроения, компания выпустила спортивные модификации многих своих моделей. В 2007 году был выпущен первый кроссовер фирмы, который был создан на базе Mitsubishi Outlander. В 2011 году вышла очередная модель, занявшая высокое место продаж на рынке Франции.

Ситроен делали ставку на оригинальный дизайн. Разработка автомобилей шла при поддержке Пежо, поэтому компания смогла сократить расходы на обновления. Так, в 2013 году вышел пятиместный Пикассо. В 2014 году появилась его новая версия - C4 Grand C4 Picasso. Автомобиль имел семь сидений, включая водительское. Модель имела не только особенный внешний вид, но и широкий электронный функционал и хорошие показатели экологичности. По 2014 год линейка собрала более 65000 заявок с заказами - модели стали популярны во всём мире, преимущественно у больших семей.

Рекламные ходы Андре

Будучи опытным предпринимателем, Ситроен понимал, что произвести автомобили и продать их - две совершенно разные задачи. Так, растущие темпы сборки (60 тысяч экземпляров в 1925 году и 100 тысяч в 1929) нуждались в схеме реализации. Первым проектом Андре стал выпуск игрушечных моделек Citroen, которые являлись уменьшенными копиями настоящих автомобилей. Для того чтобы повысить узнаваемость бренда и быть у всех на виду, Андре заказал городским транспортным службам дорожные знаки с символом Ситроен - двойным шевроном.

Таким образом, весомая часть бюджета автомобильной компании постоянно находилась в обороте рекламы. Одним из проектов был «рекламный пробег» - водители, снаряжённые в поездку, отправлялись в дальние маршруты, в
громкоговоритель рассказывая горожанам о преимуществах продукции их фирмы. Во время остановок они демонстрировали гражданам презентации и проводили лотереи. Андре был уверен, что «живая» демонстрация автомобилей является лучшим способом заинтересовать потенциальных покупателей. Практика показывает, что от 3 до 15% очевидцев пробегов уезжали домой на только что купленных Citroen.

Ещё в 1929 году Андре создал выставочный зал высотой в шесть ярусов, одна из стен которого представляла собой витрину 21 на 10 метров, полностью состоящую из стекла. Такая конструкция привлекала множество посетителей, которые могли видеть все доступные автомобили фирмы в одном месте. Андре также предоставлял кредиты на выгодных для автолюбителей условиях и проводил экскурсии по производственным площадям.

Однажды предприимчивый бизнесмен услышал об английском пилоте, который с помощью своего самолёта рисовал в небе различные изображения и слова. Андре решил, что и его компания нуждается в подобной услуге. Он велел лётчику оставить в небе белый след в виде «Citroen». Несмотря на то что надпись держалась в воздухе считаные минуты, молва об автомобильном бренде распространилась по всему миру. Огромные вложения в оплату работы пилота быстро окупились.

Одним из самых массовых проектов Андре стала задумка с Эйфелевой башней. На ней было размещено более 125000 лампочек, которые при включении различных рычагов образовывали десять картинок, среди которых было и название автомобильной фирмы. Как жители Парижа, так и туристы - все полюбили эту инсталляцию.

Кампания, в рамках которой Ситроен поставлял автомобили для гоночных мероприятий вроде заездов по пустыне Сахаре и Азии, а также посылки с граммофонными записями рекламных аудиороликов автомобилей - всё это позволило к 1934 году занять первое в Европе и второе в мире места в сфере машиностроения.

Андре постоянно находился в долгах перед различными финансистами. Его проекты были рискованными, но в большинстве случаев окупались, после чего Ситроен затевал новую рекламную кампанию. Один из проектов, правда, связанный со строительством большего числа сервисов и заводов, оказался критическим в истории фирмы. Серьёзный финансовый кризис лишил Андре почти всех средств. Множество попыток привлечь материальную поддержку не обернулось успехом, после чего Citroen обанкротились.

Заключение

Деятельность Андре стала ярким примером того, что преданное занятие любимым делом может создать настоящую революцию в той или иной сфере жизни. Разумеется, у него бы ничего не получилось без умения вовремя принимать решения, а также разрабатывать рекламные кампании. Автомобили Ситроен в наше время известны оригинальностью и широким функционалом - факторами, которые сам Андре реализовать не успел.

В 1919 году была основана компания «Citroen», одна из крупнейших автомобильных компаний Европы. Первая модель марки стала одним из самых популярных автомобилей 20 века. Компактный Ситроен А оснащался 1,3-литровым силовым агрегатом, мощность которого составляла 18 лошадиных сил. Сочетание легкого кузова, мощного и надежного мотора, а так же невысокой цены модели, обеспечили большую популярность автомобилей Ситроен.

После первого успеха, марка принялась за создание сразу нескольких автомобилей,основатель компании Андре Ситроен был увлечен мыслью, создать такую машину, которая могла бы стать платформой для создания нескольких моделей. В то же время, производство модели А превышало сто экземпляров в сутки. Тем не менее, в 1921 году был представленСитроен 5 CV Trefle, который своевременно пришел на смену модели А, так как ее темпы продаж постепенно падали.

Параллельно с этим, именно Андре Ситроен стал первым в мире применять PR-решения в автомобильной сфере, что привело к завоеванию популярности марки далеко за пределами Франции. К концу 20х годов «Citroen» имел представительства во всех крупных странах Европы.

В 1929 году были представлены сразу две модели - В12 и В14, которые завоевали звание самых комфортных автомобилей своего времени. Это подтвердили и продажи автомобилейСитроен, которые разошлись тиражом в 135 тысяч всего за два года производства. А в 1931 году была представлена следующая модель Ситроен Гранд Люкс, которая стала первым премиальным автомобилем компании. Машина комплектовалась революционным для европейского рынка 2,7 литровым силовым агрегатом, мощностью 53 лошадиных силы. К 1933 году «Citroen» под руководством Андре стала крупнейшим производителем автомобилей на континенте, опередив итальянский «ФИАТ» и доведя производство автомобилей до 1,1 тысяч экземпляров в день.

Однако уже в 1934 году неожиданно упал спрос на автомобили компании «Citroen», которая к тому моменту вложила все свои активы в создание новых заводов и технологических центров, таким образом, компания оказалась на грани банкротства. Одной из причин столь стремительного краха стал всемирный экономический кризис. Спустя 2 месяца после начала процедуры банкротства, 60% акций были выкуплены производителем автомобильной резины «Мишлен».

Еще через несколько месяцев уходит из жизни основатель компании Андре Ситроен. Тем не менее, наследники легенды автомобилестроения, постарались выправить ситуацию, на что им потребовалось два десятилетия. В 1955 году была представлена модель Ситроен DS, которая стала весьма популярной на автомобильном рынке Франции и Италии. Компания впервые смогла получить прибыль, чего не было более двадцати лет. Однако период с 1955 по 1969 годы не стали успешными для компании Ситроен. В 1976 году марка «Citroen» вошла в состав крупнейшего на то время автомобилестроителя Франции - «Пежо».

В первой половине 90х годов двадцатого века марка «Citroen» выпускает такие модели, какСантиа, Саксо и Берлинго, постепенно возвращая себе былое величие. Кроме того, начата активная подготовка к участию в нескольких гоночных сериях. В то же время, на свет появляются сразу несколько моделей разного класса. Первой из них стала модель Ситроен С4, относящаяся к компактному классу C по европейской классификации, затем последовали С3 - B класса, и С5 - D класса.

В 2004 году, всего лишь через два года после начала участия в чемпионате мира по ралли,французский гонщик Себастьян Лёб, за рулем Ситроен Касара, становится победителем генеральной классификации. Затем последовали его победы на автомобилях С4, С3 и DS3, доведя общий счет побед до 9. Таким образом, приняв участие в 12 сезонах чемпионата, был установлен рекорд по количеству побед за всю историю существования WRC.

Модельный ряд компании, на фоне успехов в автомобильных соревнованиях, пополнился спортивными версиями известных моделей, а в 2007 году, был представлен первый кроссовер компании «Citroen», построенный на платформе Мицубиси Аутлендер. В 2011 году была представлена еще одна модель компактного кроссовера, который стал одним из самых популярных автомобилей на рынке Франции за 2012 год.

Новым направлением компании стало создание уникального дизайна. Благодаря тому, что все технологические разработки велись совместно с «Пежо», они не потребовали колоссальных инвестиций.

В 2013 году в свет вышел Citroеn C4 Picasso (пятиместная версия), который в скором времени, уже в 2014 году, обрел «старшего брата» Citroеn Grand C4 Picasso с увеличенной вместимостью (на семь мест). Модернизированная версия стала настоящим рывком вперед и подарила всем последующим моделям совершенно новый изысканный дизайн. Машина сконструирована на ЕМР2 платформе, благодаря чему водители новинки уменьшили количество вредных выбросов в атмосферу. Эта модель отличалась не только совершенным внешним видом, но и внедрением огромного количества современных технологий. Например, удобный сенсорный дисплей, позволяющий осуществлять контроль над всеми бортовыми системами.

Стоит отметить, что версии 2013 и 2014 годов смогли собрать более 65 тысяч заказов. Автомобили стали пользоваться широким спросом в больших семьях.

Серийную сборку автомобилей Citroen C4. По словам генерального директора российского представительства Citroen Анри Рибо, производящаяся на заводе модель была адаптирована под дорожные и климатические условия нашей страны. В частности, она получила перенастроенную подвеску и увеличенный на десять миллиметров клиренс.

Специально для отечественного рынка Citroen подготовил комплектацию Optima, в которую входят климат-контроль, 16-дюймовые колесные диски, боковые подушки безопасности, шторки безопасности, кожаная отделка руля. Цены на Optima начинаются от 590 тысяч рублей, а самая дешевая версия - Confort - обойдется в 559 тысяч рублей. Кроме того, данный автомобиль привлекателен и тем, что его можно приобрести по программе утилизации старых машин.

Между тем, российских покупателей больше интересует, отличаются ли по качеству автомобили российского производства от иностранных аналогов? Разобраться в этом мы попытались во время посещения завода.

Не ошиблись со сроками

О планах альянса PSA Peugeot Citroen построить свой завод на территории России стало [известно](/news/2006/06/06/psarus) в 2006 году. Тогда же [российские чиновники](/news/2006/09/06/psarus) различных уровней и [представители](/news/2007/05/03/psaru) альянса говорили о том, что новое предприятие может разместиться в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Пскове, Московской области, Саратовской области и республике Татарстан.

Точное месторасположение не было известно и во время [подписания](/news/2007/06/10/peugeot) соглашения между PSA и Минэкономразвития в июне 2007 года. Французов устраивала территория, которую могла предоставить Нижегородская область, однако власти региона вскоре [отказались](/news/2007/12/27/psa) от сотрудничества, посчитав, что запросы PSA меняются "с пугающей частотой и регулярностью". Что именно испугало Нижний Новгород, не сообщалось, однако лояльно к этим же запросам отнеслись в правительстве Калужской области, где и началось строительство завода в июне 2008 года.

За месяц до этого, в мае, о своем участии в строительстве завода [объявила](/news/2008/05/19/joint) компания Mitsubishi, которая планировала собирать на площадке внедорожники Outlander. В начале 2009 года, когда автомобильные рынки во всем мире демонстрировали резкое падение, японцы решили на время отказаться от своего участия в этом предприятии. Между тем, в PSA не намеревались отступать от своих планов и в течение 2009 года продолжали строительство завода, [пообещав](/news/2009/02/09/psaru), что со второй половины 2010 года предприятие начнет выпуск автомобилей.

В итоге французы успели завершить строительство раньше намеченных сроков. Причем сделали они это в крайне удачный для автопроизводителей момент: автомобильный рынок в России как раз начал оживать. Главной причиной этого, разумеется, стала государственная [программа](/articles/2010/06/04/util) утилизации старых автомобилей, однако аналитики еще в марте стали отмечать рост спроса и на те машины, которые не подпадали под действие программы.

Уже в марте 2010 года завод PCMA Rus приступил к тестовой сборке автомобилей, а с апреля с конвейера [сошел](/news/2010/04/23/psa) первый серийный Peugeot 308.

За пять часов

В настоящее время завод PCMA Rus, собирающий две модели - Peugeot 308 и Citroen C4, работает в режиме отверточной сборки. Сюда с французского завода PSA в Мюлузе автомобильные комплекты поступают с уже готовым кузовом и полностью укомплектованным салоном. Отдельно в деревянных коробках доставляются передняя ось с двигателем, задняя и трансмиссия.

После того как на завод приходит партия кузовов, их осматривают на предмет повреждений, которые могли возникнуть при транспортировке. Бракованные автомобили отправляются назад во Францию, остальные - на склад, откуда их доставляют на конвейер. Причем зимой кузова и двигатели должны простоять в обогреваемом помещении не меньше трех часов, чтобы их температура сравнялась с температурой в цехе.

На конвейере автомобиль проходит несколько этапов, каждый из которых занимает у рабочих не более пяти минут: сначала автомобилю прикручивают переднюю ось с двигателем и трансмиссию, затем - заднюю, после этого прокладывают электрические провода и так далее. Готовые автомобили отправляют на пост, где автоматизированная компьютерная система проверяет сход-развал автомобиля, а также настройку передних фар.

Следующий этап - проверка качества, в ходе которой на машине ищут повреждения кузова, которые могли возникнуть во время производственного процесса, а также при транспортировке автомобиля. Автомобили с царапинами направляют в небольшой цех покраски, после прохождения которого машину проверяют еще раз. Заключительный этап производства - тестирование на полигоне, где проверяется работа технической "начинки" автомобиля.

В итоге на сборку одной машины от момента выгрузки ее составляющих из контейнера до погрузки готового продукта на автовоз уходит 4-5 часов чистого времени. При работе в две смены завод выпускает до 150 автомобилей в день. С 19 июля здесь была введена третья смена, после чего производительность выросла до 200 автомобилей в сутки.

Пока на заводе производят только продукцию французских марок, а с запуском осенью сборки внедорожника Mitsubishi Outlander на его долю будет приходиться 20 процентов от общего объема производства. Остальное время конвейеры будут занимать "Пежо" и "Ситроены".

Как во Франции

По словам генерального директора завода Дидье Альтена, французы понимают, что даже при отверточной сборке не последнюю роль в качестве автомобиля играет человеческий фактор. Если на заводе будут работать неквалифицированные сотрудники, то машины российской сборки будут хуже иностранных аналогов, а значит, окажутся невостребованными у покупателей.

Для того чтобы избежать такой проблемы, все новые работники, прежде чем начать работу на заводе, проходят обучение в специализированном центре, расположенном в Калуге. Здесь сотрудникам рассказывают об основных этапах сборки автомобилей, и потом они на практике обучаются, как правильно собирать машины. Для этого в центре имеются тестовые модели, которые уже выпускаются и которые планируют поставить на конвейер в ближайшее время. Обучение длится пять недель. За это время сотрудники должны научиться выполнять действия в определенной последовательности и в строго отведенное время, как того требует производство. На заводе среди операторов цеха не существует "специализации": один и тот же работник должен уметь одинаково хорошо завинчивать болты и укладывать электрические провода.

Преподаватели, которые следят за успехами учащихся, - французы, до этого работавшие в других учебных центрах Peugeot и Citroen по всему миру. Кроме того, на самом заводе PCMA Rus за работой операторов сборочного цеха следят французские специалисты, на которых возложены контролирующие функции.

Помимо проверки качества, которую проводят для всех автомобилей после того, как они сошли с конвейера, французы регулярно осуществляют аудит качества. Они ежедневно выбирают восемь машин и выясняют, не пропустили ли проверяющие каких-либо дефектов в сборке.

В настоящее время 70 процентов выпускаемой продукции завода не нуждается в доработке после того, как они сходят с конвейера. Для молодого завода это хороший показатель, считает Дидье Альтен, однако в дальнейшем, по мере роста опыта у рабочих, он должен увеличиться и стремиться к ста процентам.

По полному циклу

С сентября 2010 года на заводе планируется наладить отверточную сборку кроссовера Citroen C-Crosser и Peugeot 4007, чуть позже к ним присоединится и внедорожник Mitsubishi Outlander. Всего в 2010 году завод планирует произвести 20 тысяч автомобилей, а в 2011 году - до 45 тысяч.

Со второго квартала 2012 года предприятие приступит к производству полного цикла, когда окраска кузова и комплектация салона автомобиля будет производиться на собственной территории. В настоящее время рядом с существующей площадкой строятся новые цеха, которые планируется сдать к концу 2011 года.

Через два года общая площадь завода составит сто тысяч квадратных метров, а количество сотрудников будет увеличено до трех тысяч человек. Производственная мощность на первом этапе составит 120 тысяч автомобилей в год, в дальнейшем она может быть увеличена до 300 тысяч. Размер инвестиций оценивается в 500 миллионов евро.

При этом у автомобилей этих трех марок есть все шансы выдержать проверку: уже сейчас завод PCMA Rus называют одним из самых технически продвинутых и благоприятных для работы - наряду с предприятием Volkswagen, которое находится в нескольких десятках километров от французско-японского завода.

Citroën — марка французских автомобилей со штаб-квартирой в Париже. С 1976 года входит в состав концерна PSA Peugeot Citroën. Компания имеет успешную историю изготовления передовых в технологическом плане автомобилей, а также множественные победы в автоспорте. На сегодняшний день самым крупным рынком сбыта марки является китайский, где продажи осуществляются в основном через компанию Dongfeng Peugeot-Citroën.

Основатель компании Андре Ситроен родился в 1878 году в семье выходцев из Одессы. Он окончил политехнический институт и устроился на работу в мастерскую, занимающуюся изготовлением деталей для паровозов. Там ему удалось быстро построить карьеру, и уже в 1908 году Ситроен занимал должность технического директора завода Mors.

Во время Первой мировой войны фабрика выпускала артиллерийские снаряды для Франции, но после ее окончания нужно было искать, чем загрузить производственные мощности. Поначалу Андре Ситроен не планировал вступать в автомобильный бизнес, однако эта сфера была ему знакома и сулила немалую прибыль, поэтому он решил рискнуть. Сначала Ситроен задумал разработать технически сложный 18-сильный автомобиль, однако пришел к выводу, что ставку нужно делать на доступные машины хорошего качества, по примеру тех, что выпускала компания Генри Форда.

В 1919 году он начинает выпуск модели Type A, которую проектировал Жюль Саломон, бывший главным конструктором Le Zèbre. Машина комплектовалась 18-сильным двигателем с четырьмя цилиндрами и водяным охлаждением, а его объем равнялся 1327 куб. см. Citroën Type A разгонялся до 65 км/час. Его цена в первый год производства составила 7 950 франков, что было довольно дешево. Это была первая в Европе модель, получившая электрический стартер и свет, а кроме того, выпускавшаяся объемом в 100 единиц в сутки.

Citroën Type A (1919-1921)

В 1919 году Андре Ситроен вел переговоры с General Motors о продаже марки. Сделка была почти заключена, когда американская компания сочла, что покупка Citroën будет для нее слишком тяжелым бременем. Таким образом, марка оставалась независимой до 1935 года.

Будучи прекрасным маркетологом, Ситроен использовал Эйфелеву башню в качестве крупнейшего в мире рекламного носителя, попавшего в Книгу рекордов Гиннесса. Надпись «Citroën» красовалась на главной достопримечательности Парижа в течение 9 лет. Кроме того, марка организовывала спонсорские экспедиции в Азию, Северную Америку и Африку для демонстрации возможностей автомобилей.

На Парижском автосалоне в октябре 1924 года компания представила Citroën B10 как первый автомобиль в Европе, использующий полностью стальной кузов. Сначала модель пользовалась большим успехом на рынке, однако позднее конкуренты начали менять конструкцию кузова, в то время как Citroën не проводил редизайн. Автомобили по-прежнему продавались хорошо, но по малой цене, что сказалось на финансовом состоянии компании не лучшим образом.

Чтобы исправить ситуацию, марка разработала Traction Avant с цельнометаллическим несущим кузовом, передним приводом и независимой подвеской передних колес. В 1933 году также вышел первый в мире серийный автомобиль с дизельным двигателем — Rosalie.





Citroën Traction Avant (1934-1957)

Разработка, производство и вывод на рынок Traction Avant требовало огромных инвестиций. Ситроен не жалел денег, что и довело компанию до банкротства.

В 1934 году Citroën становится собственностью своего самого крупного кредитора — фирмы Michelin. Год спустя Андре Ситроен умер от рака желудка.

Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне президент компании Пьер-Жюль Буланже отказался встретиться с Фердинандом Порше и общался с немецкими властями только через посредников. Он саботировал работу по производству грузовых автомобилей для вермахта, собирая машины неправильно. Когда освободили Париж, его имя было внесено в список самых важных «врагов рейха».

Во время оккупации инженеры марки продолжали работу над проектированием новых автомобилей, сохраняя это втайне от немцев. Они разработали концепты, позднее воплотившиеся в моделях 2CV, Type H и DS.

В 1948 году на Парижском автосалоне Citroën представил автомобиль 2CV с маломощным двигателем (12 л.с.), который стал бестселлером среди французов из-за невысокой стоимости и надежности. Этот автомобиль продолжал изготавливаться, претерпев лишь незначительные изменения, до 1990 года. Всего было выпущено 8,8 млн экземпляров модели.


Citroën 2CV (1949-1990)

В 1955 году дебютировал еще один знаковый автомобиль марки — DS-19, которого отличали яркая внешность и низкая посадка. Это был первый серийный автомобиль с современными дисковыми тормозами. Кроме того, он получил усилитель руля и тормозов, а также гидропневматическую подвеску, которая обеспечивала плавность хода и возможность регулировать высоту машины. С 1968 года DS оснащалась направленными фарами, которые улучшали видимость в ночное время.

Марка использовала на своих моделях гидравлическую систему высокого давления, которая устанавливалась более чем на 9 млн машин моделей DS, SM, GS, CX, BX, XM, Xantia, C5 и C6. Она поддерживает постоянную высоту автомобиля над дорогой, несмотря на загруженность авто, и поглощает неровности дороги, повышая комфортабельность езды. В начале 1960-х Mercedes-Benz пытался повторить этот эффект, избегая запатентованных технологий Citroën, однако они были настолько сложными и дорогими, что разработки продолжались вплоть до 1975 года, когда немецкая марка наконец смогла предложить рынку проверенную гидропневматическую подвеску.

Citroën был одним из пионеров аэродинамического автомобильного дизайна. Еще в 1950-х годах компания начала использовать аэродинамическую трубу, что позволило создавать высокооптимизированные автомобили, такие как DS, которые на несколько десятилетий обогнали своих конкурентов.

В 1960 году компания произвела ряд финансовых и исследовательских маневров с целью укрепления рыночных позиций, однако из того, что она обанкротилась в 1974-м, ясно, что они были неудачными.

Во-первых, марка хотела выпустить автомобиль, который в модельной линейке занимал бы место между малым 2CV и большим DS. Во-вторых, нужно было разработать мощный двигатель для экспортных рынков. Для моделей DS и CX велись разработки такого мотора, но они ложились тяжелым финансовым бременем. В итоге автомобили продолжали комплектоваться небольшим четырехцилиндровым устаревшим силовым агрегатом.

В 1965 году компания приобрела производителя грузовиков Berliet. Спустя три года французский производитель выкупил итальянского изготовителя спортивных автомобилей Maserati, опять же с оглядкой на перспективу производства более мощного автомобиля. Им стал SM 1970 года выпуска с 170-сильным 2,7-литровым мотором, гидропневматической подвеской и самоцентрирующейся системой рулевого управления под названием DIRAVI.


Citroën SM (1970-1975)

Модель GS в 1970-м наконец-то смогла заполнить огромную пропасть между 2CV и DS. Она стала очень успешной, поставив Citroën на второе место среди французских автопроизводителей после Peugeot.

К середине 1970-х компания была отягощена множеством проблем. Среди них были последствия топливного кризиса, который усилился ставкой марки на большие моторы, большие инвестиции в разработку новых моделей, вынужденный уход с американского рынка. Компания продает Berliet и Maserati, закрывает ряд совместных предприятий, но все равно оказывается банкротом.

При содействии французского правительства в 1976 году была создана группа PSA Peugeot Citroën. Новый автопроизводитель выпустил ряд успешных моделей, среди которых GS, CX, пересмотренный 2CV, Dyane, а также Peugeot 104, построенный на базе Citroën Visa и Citroën LNA.

Однако новые владельцы постепенно уменьшили амбициозное стремление инженеров Citroën к технологическому новаторству, пытаясь провести ребрендинг марки, направив ее на массовый сегмент рынка. В 1980-х годах все больше моделей Citroën строятся на основе Peugeot, а к концу десятилетия уже многие отличительные атрибуты марки практически исчезли. Однако, несмотря на упрощение автомобилей, продажи оставались стабильными.

В 1990-х годах марка расширяет географию продаж, закрепляясь на рынках США, Восточной Европы, стран СНГ и Китая. Последний на данный момент является ее приоритетным направлением.

В России марка Citroën пользовалась устойчивым спросом, что и подтолкнуло руководство PSA Peugeot Citroën наладить на территории нашей страны сборку самых популярных моделей. Весной 2006 года компания провела переговоры с Минэкономразвития России о строительстве завода. В 2008-м французский автопроизводитель договорился с японской компанией Mitsubishi Motors о строительстве автопредприятия недалеко от Калуги, которое будет выпускать 160 тысяч автомобилей в год. Две компании образовали совместное предприятие с долевым участием 70% PSA Peugeot Citroën и 30% Mitsubishi Motors Corporation. В апреле 2010 года завод начал работу. Там методом крупноузловой сборки осуществляется изготовление модели Citroën C4.

Этот автомобиль стал одним из самых популярных у российских покупателей. Он разрабатывался, чтобы расширить охват потребительской аудитории, и получил множество технологических новшеств, в том числе направленные фары, систему ESP, а также подвеску Hydractive, которая используется на моделях более высокого класса. Тормозная система включает в себя вентилируемые тормозные диски на передних и задних колесах, систему ABS.

В 2008 году модель получила фейслифтинг, а в 2010-м автопроизводитель презентовал второе поколение, которое выпускается до сих пор.


Citroën C4 (2004)

Сейчас Citroën развивает свой модельный ряд, расширяя его за счет добавления кроссовера, электрических и гибридных автомобилей. Активные разработки ведутся в области создания революционных концепт-каров, с ярким дизайном, направленных на молодых, активных покупателей. Марка намерена расширять свое присутствие на развивающихся рынках.