История даймлер. "Даймлер-Бенц": история создания, отзывы и интересные факты

Ранние годы

Готтлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Щорндорфе, небольшом городе подле Штутгарта, Вюртемберг, в семье пекаря Йоханнеса Даймлера и его супруги Федерики.
В 1840 году в возрасте 6 лет Готтлиба отдали в начальную городскую школу Латайншуле. Будучи мальчиком одаренным, имевшим склонность к рисованию, Готтлиб посещал воскресную художественную школу. В 1847 году Даймлер окончил школу и в следующем году устроился в оружейную мастерскую учеником. Мальчик помогал опытному мастеру Риделю изготавливать двуствольные охотничьи ружья. В эти годы Готтлиб определился с выбором будущей профессии - он мечтал стать инженером.
В 1852 году Даймлер получил лицензию оружейного мастера, оставил мастерскую учителя и устроился механиком в эльзасскую инженерную компанию Фердинанда фон Штайнбайса. Спустя пять лет Готтлиб решил получить высшее образование и, уволившись из компании, в которой трудился, поступил в политехническую школу Штутгарта на факультет машиностроения.

Инженер

В 1863 году Готтлиб Даймлер получил диплом инженера. Еще будучи студентом последнего курса, в 1862 году, Дамлер устроился на работу на фабрику металлоизделий в Гайслингене, где трудился в должности конструктора. В 1865 году по направлению руководства фабрики Готтлиб возглавил инженерные работы по реконструкции приюта “Брудерхауз” в Ройтлингене. Здесь он познакомился с Вильгельмом Майбахом , которому в тот момент было всего 19 лет. Дружба с Майбахом во многом определила судьбу Даймлера. Эти два талантливых человека на долгие годы стали и друзьями, и компаньонами.
В 1867 году Готтлиб Даймлер женился на дочери провизора Эмме Кунц. В этом браке у четы Дамлеров родилось пять детей. В 1869 году Даймлер, человек трудолюбивый, разносторонне одаренный, но постоянно испытывающий материальные затруднения, принял приглашение компании Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG и переехал с семьей в Карлсруэ. Полгода спустя по настоянию Даймлера в компанию был приглашен и Вильгельм Майбах , занявший должность чертежника.
В 1872 году Даймлера заметил будущий изобретатель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Николаус Отто , подыскивающий технического директора для завода Deutz-AG-Gasmotorenfabrik. В отличии от Отто, который не имел диплома инженера, Даймлер был блестяще образован и обладал изрядным опытом управления производством. В том же году Даймлер и Майбах перебрались в Кельн - ближе к заводу, на котором предстояло наладить серийный выпуск стационарных двигателей системы Отто. Даймлер стал директором завода, Отто продолжил свои изыскания в качестве экспериментатора и изобретателя, Майбах был назначен главным конструктором.
Ирония судьбы заключалась в том, что к моменту столь лестного назначения Даймлера и Майбаха на руководящие должности, ни завода по производству двигателей, ни самого двигателя еще не существовало даже в чертежах. Были лишь идея Отто сконструировать двигатель внутреннего сгорания и механическая мастерская, зарабатывавшая мелким металлоремонтом. Однако в 1876 году, спустя четыре года напряженной работы, двигатель Отто был готов. В 1877 году Николаус Отто запатентовал свое изобретение, но вскоре патент был оспорен и ануллирован.
Даймлер и Майбах были крайне недовольны характеристиками мотора Отто. Опытный образец работал нестабильно и явно не годился для практического применения. Однако Отто и слышать не хотел о каких-либо изменениях в конструкции. Без ведома Отто Даймлер и Майбах занялись конструированием ДВС нового типа - двухтактного, с простой системой газораспределения. Но в самом конце 1878 года двухтактный двигатель был создан Карлом Бенцем , который запатентовал свое изобретение в 1879 году.
Преследовавшие Отто неудачи сказались на его отношениях с техническим директором компании. Отто завидовал образованности Даймлера, который к тому же был прозорливей и явно талантливей своего нанимателя. В 1880 году конфликт достиг апогея. Отто, владевший половиной компании, уволил Готтлиба Даймлера. Компенсацией за патенты, оставшиеся в собственности Отто, стали пакет акций и сумма в размере 112 золотых марок. Майбах работать без Даймлера не захотел и вскоре оставил предприятие Отто по собственной инициативе.

Двигатель Даймлера

Два года Даймлер и Майбах жили в Кельне, арендуя мастерскую, в которой они продолжали работы по разработке двигателя собственной конструкции. Однако, в 1882 году финансовая ситуация изменилась. Даймлеру удалось продать акции предприятия Отто и получить за них 75 тысяч марок - огромные по тем временам деньги. На эти средства Даймлер и Майбах с семьями переехали в Штутгарт и купили дом в пригородном Каннштате. К дому они пристроили застекленный павильон - нечто вроде теплицы. Эта пристройка и стала мастерской изобретателей.
Работа по разработке и воплощению двигателя в металле заняла три года. Не обошлось и без казусов. Соседи Даймлера заподозрили изобретателей в… изготовлении фальшивых монет. После соответствующего сигнала к дому в Каннштате прибыла полиция. Поскольку хозяева в это время находились в Штутгарте, дверь полиции открыл садовник. Был проведен тщательный обыск, но ничего, кроме опытного мотора, закрепленного на стенде, да груды инструментов сыщикам обнаружить не удалось.
Осенью 1885 года работы над созданием первого двигателя Даймлера были завершены. За основу мотора конструкторы взяли двигатель Отто. В качестве топлива Даймлер выбрал не сырую нефть (как у Отто), а продукты ее перегонки. В ту эпоху нефть перерабатывалась в три продукта - смазочное масло, использовавшееся на железнодорожном транспорте и на пароходах, керосин, выпускавшийся как топливо для осветительных ламп, и бензин, производимый в небольших количествах в качестве средства очистки и продававшийся в аптеках. Даймлер выбрал бензин из-за его способности испаряться при низких температурах.
Первая опытная модель имела единственный горизонтальный цилиндр рабочим объемом в 264 см 3 , естественное воздушное охлаждение, насаженный на коленчатый вал чугунный маховик, клапаны (впускной и выпускной, без газораспределительного механизма). Изобретением Даймлера-Майбаха стала калильная свеча системы зажигания - металлический стержень, раскаляемый перед запуском мотора и разогреваемый затем сгорающей в цилиндре топливо-воздушной смесью. Двигатель развивал мощность в половину лошадиной силы при 650 оборотах в минуту, весил 50 кг и имел высоту в 76 см.
Чуть позже, столкнувшись с трудностями при испытаниях двигателя, Даймлер разработал устройство для создания топливо-воздушной смеси - первый в мире карбюратор. В октябре 1885 года окрыленные успехом друзья-изобретатели собрали улучшенную версию двигателя. Объем цилиндра был уменьшен до 100 см 3 . Цилиндр был установлен вертикально. Двигатель развивал мощность в одну лошадиную силу при 600 оборотах в минуту. Этот двигатель был запатентован и получил название “дедушкины часы”, поскольку Готтлиб Даймлер находил в моторе сходство с часами-ходиками.


В ноябре 1885 года Даймлер и Майбах сконструировали первый в мире мотоцикл с ДВС. У этой машины металлическим был только двигатель, рама и колеса были изготовлены из дерева. Испытателем мотоцикла стал Майбах. На глазах у изумленной публики Вильгельм оседлал “сооружение” и проехал по дороге вдоль реки Неккар целых три километра (от Каннштата, до Унтертюркхайма) со скоростью в 12 км/ч. В том же году изобретатели получили на свой мотоцикл патентное свидетельство.


В 1886 году феерия изобретений продолжилась. Узнав о патенте Карла Бенца на его трехколесный автомобиль, Даймлер и Майбах принялись за строительство собственной машины. 8 марта 1886 года к их усадьбе в Каннштате была доставлена карета работы Вильгельма Вафтера. Бдительным соседям изобретатели сообщили, что это подарок фрау Даймлер на день рождения от мужа. На эту карету Дамлер и Майбах установили модернизированный двигатель собственной конструкции, мощность которого была повышена до 1,1 л.с. Использовав ременную трансмиссию, изобретатели разогнали свой автомобиль до 16 км/ч по той самой дороге вдоль реки Неккар, на которой ранее испытывался мотоцикл.
В том же 1886 году, летом, Даймлер опробовал первую моторную лодку с мотором собственной конструкции. Результаты оказались превосходными - 4,5 метровое суденышко разогналось до скорости в 11 км/ч. Лодка получила имя “Неккар” по названию реки, на которой проходили испытания, и была вскоре запатентована. В 1887 году предприятие Даймлера и Майбаха приступило к серийному выпуску лодочных моторов.
10 августа 1888 года в небо Германии, над холмом Сеелберг близ Каннштата, поднялся первый в мире дирижабль - воздушный шар, оснащенный двигателем Даймлера с пропеллером.

В 1887 году Даймлер продал первую лицензию на производство моторов своей конструкции на других предприятиях. Спрос на лодочные моторы Даймлера-Майбаха рос лавинообразно. Мастерская при особняке уже не справлялась с объемом заказов. И в июне 1887 года Даймлер приобрел участок на холме Сеелберг (откуда год спустя и взлетел первый дирижабль), заплатив 30200 марок золотом за новый корпус будущего завода. Против размещения предприятия в самом городе возражал мэр Каннштата.
Штат обновленного предприятия составил 23 человека. Готтлиб Даймлер занялся вопросами реализации продукции, а Вильгельм Майбах возглавил конструкторский отдел.


В октябре 1889 года оба изобретателя прибыли на выставку в Париж. Они привезли с собой новый автомобиль, конструкция которого уже не напоминала конный экипаж. Предполагалось, что эта машина будет производиться во Франции, поскольку французы проявляли к новому транспортному средству более высокий интерес, чем традиционно консервативные немцы. Это был выдающийся автомобиль. Двухцилиндровый V-образный двигатель передавал крутящий момент на задние колеса через 4-ступенчатую коробку передач. Двигатель имел водяное охлаждение, систему газораспределения с Т-образными клапанами, изобретенную Даймлером и Майбахом рулевую колонкой. Только велосипедные колеса выдавали “происхождение” автомобиля. В остальном это была машина, в которой уже прослеживались черты автомобилей последующих десятилетий.
В конце 1889 года в семье Готтлиба Даймлера случилась трагедия. Он внезапно овдовел.

Последнее десятилетие


В 1890 году компания Даймлера-Майбаха сменила название. Появилась Daimler Motoren Gesellshaft или DMG. Техническим директором компании стал Даймлер, главным конструктором - Майбах. Была разработана и эмблема компании - трехлучевая звезда, заключенная в круг. Этот символ, который до сих пор украшает автомобили “Мерседес” означает три стихии - Даймлер намеревался выпускать двигатели для применения в воздухе, на земле и на воде.
Однако, жизнь компании с первых дней ее переименования оказалась непростой. Даймлер задыхался от недостатка капитала. Фирма нуждалась в притоке средств. 28 ноября 1890 года DMG превратилась в открытое акционерное общество. Основными акционерами стали Макс фон Дуттенхофер, Уильям Лоренц и Килиан фон Штайнер. Даймлер, по сути, утратил контроль над собственной компанией.
На совете акционеров Даймлер и Майбах настаивали на производстве автомобилей, как на главном стратегическом направлении развития компании. Тройка финансистов видела успех в производстве моторов и объединении DMG с компанией Отто Deutz-AG. Результатом конфликта стало отстранение Вильгельма Майбаха от должности главного конструктора. 11 февраля 1891 года Майбах был окончательно уволен и покинул DMG.

Это был трагический момент в судьбах двух старых друзей. Несмотря на увольнение Майбах не прекратил конструкторских разработок. При финансовой поддержке Даймлера он продолжал работать в собственном доме. Осенью 1892 года он при помощи Даймлера приобрел “Герман-отель”, зимний сад и танцевальный зал которого перестроил в рабочее помещение. Штат личной компании Майбаха насчитывал дюжину рабочих и пять конструкторов - своих верных последователей и учеников.
В 1892 году компания DMG сумела продать первый автомобиль собственного производства. Раздавленный смертью Эммы, измотанный дрязгами среди акционеров, переживающий за друга Готтлиб Даймлер слег с сердечным недомоганием. Положение оказалось настолько серьезным, что зимой 1892-1893 годов Даймлер находился на грани жизни и смерти, перенеся тяжелый инфаркт.
Летом 1893 года он по настоятельному совету лечащего врача отправился на отдых во Флоренцию. И здесь с Даймлером случился… курортный роман. Он познакомился с Линой Хартманн, вдовой, владелицей отеля, в котором Даймлер остановился. Лина была моложе Готтлиба на 22 года, хороша собой и свободна.
8 июля 1893 года Готтлиб Даймлер и Лина Хартманн стали супругами. Медовый месяц они провели в Америке - на Всемирной выставке в Чикаго. В этом браке у четы Даймлеров родилось двое детей.
Между тем главный оппонент Даймлера в совете акционеров Уильям Лоренц провернул хитрую комбинацию по отлучению основателя компании от власти. Лоренц согласился продать Даймлеру 102 акции, чтобы тот обрел контрольный пакет - но взамен на добровольный уход Даймлера с поста технического директора компании. Для этого дорогостоящего приобретения Даймлер был вынужден взять в долг 400 тысяч марок, которые у него вскоре потребовали вернуть. Под угрозой банкротства Готтлиб Даймлер был вынужден продать свои акции и права на все патенты на следующие 30 лет.
В 1893 году Даймлер ушел из компании. Взамен ему был списан долг и выплачены 66666 марок золотом в качестве денежной компенсации. Последним крупным детищем Даймлера стал мотор “Феникс”. Этот четырехцилиндровый рядный двигатель был спроектирован Готтлибом в соавторстве с сыном Паулем и старым другом Вильгельмом Майбахом. Работы проводились в “Герман-отеле”, где работал Майбах. И тут Даймлеру снова улыбнулась удача. Английский промышленник Фридрих Симмс выразил желание купить лицензию на производство “Феникса” за 350 тысяч марок, что для компании DMG было спасением от финансового краха. Но при одном условии - компания вернет к руководству Даймлера.
В 1894 году, в год шестидесятилетнего юбилея, Готтлиб Даймлер снова возглавил пост директора DMG, получив наличными 100 тысяч марок и 200 тысяч акциями. В 1895 году он настоял на возвращение в компанию Майбаха, который снова стал главным конструктором. В последующие пять лет DMG заняла место одной из ведущих автомобильных компаний мира…
6 марта 1900 года Готтлиб Даймлер внезапно скончался. Не выдержало сердце.
С этого момента ни один из членов семьи Даймлер не оказывал на деятельность DMG сколь-нибудь значительного влияния. Вильгельм Майбах окончательно покинул компанию в 1907 году, чтобы двумя годами позже основать собственную.

«Даймлер-Бенц» - немецкий производитель автомобилей и двигателей внутреннего сгорания. Компания была основана в 1926 г. и преобразована в «Даймлер-Крайслер» в 1998-м.

История создания

В 1880 годах Готлиб Даймлер и Карл Бенц независимо друг от друга изобрели высокоскоростной двигатель. В 1885 г. Даймлер со своим деловым партнером Вильгельмом Майбахом разработал то, что впоследствии развилось в современный бензиновый мотор.

Примерно в то же время Карл Бенц использовал велосипедную технологию и четырехтактный двигатель и создал один из первых автомобилей. В 1883 году после долгой борьбы с нестабильными деловыми партнерами и требованиями банков он основал Benz & Co Rheinische Gasmotoren-Fabrik. Он стал одним из первых двух автомобилестроительных предприятий в Германии. В 1886 г. Карл Бенц получил на свой трехколесный самоходный «Моторваген» патент № 37435, навсегда изменивший мировую транспортную систему. Его жена Берта активно участвовала в делах мужа, выкупив акции бывшего партнера за счет своего приданого. Она продвигала изобретения Бенца, совершив на недавно запатентованном автомобиле 190-км пробег.

Компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) была основана в 1890 г. пожизненными деловыми партнерами Готтлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом. В 1885 г. они изобрели двигатель внутреннего сгорания, а в 1886-м успешно оборудовали им мотоцикл, лодку и дилижанс. Их мотор был не только меньше, чем другие, но и значительно мощнее. Уже в 1892 г. после успеха с двигателем они начали производить автомобили. Разногласия с акционерами вынудили Даймлера и Майбаха уйти из бизнеса. В 1894 году они вернули себе компанию. В 1900 г. Готлиб скончался, и Майбах управлял DMG, пока не покинул предприятие в 1907 г.

Обе компании продолжали работать во время и после Первой мировой войны. Однако на них повлиял экономический кризис, последовавший за подписанием Версальского договора. Benz & Cie и DMG заключили соглашение о защите взаимных интересов в 1924 г., которое должно было действовать до 2000 года. Однако в 1926 г. было принято решение завершить полное слияние. Так родился «Даймлер-Бенц». И «Мерседес-Бенц» стал совместным автомобильным проектом.

Вторая мировая

Во время Второй мировой войны, как и многие компании, «Даймлер-Бенц» по воле правительства производил вооружение. После вторжения в Польшу нацисты захватили большую часть немецких промышленных объектов, чтобы начать подготовку к «молниеносной войне».

В 1936 г. стартовал выпуск двигателей «Даймлер-Бенц» для немецких военных. Поскольку производственных мощностей не хватало, в том же году в скрытом месте недалеко от Берлина был построен новый завод. К 1941 году компания поняла, что война будет длительной, и производство гражданских автомобилей на ее объектах было прекращено.

Поскольку рабочей силы не хватало, «Даймлер-Бенц» начал нанимать женщин, а также использовал труд военнопленных и гражданских лиц, принудительно вывезенных из стран Западной Европы. Также применялся труд заключенных концлагерей, построенных рядом с производственными мощностями. Компания не отрицала, что с рабочими во время войны обращались бесчеловечно, и не скрывала своих связей с нацистами.

Восстановление

Все зарубежные активы компании были конфискованы и проданы в обеспечение послевоенных репараций. Таким образом, она вернулась к тому состоянию, в котором она была 20 лет назад. Денацификация сменила руководство «Даймлер-Бенц». Главный завод стал центром техобслуживания военной техники союзников. Потребовался год, чтобы получить разрешение от американцев возобновить производство автомобилей. На восстановление завода ушло еще 2 года. Реконструкция была полностью завершена только в 1951 г.

Несмотря на медленный старт, к 1947 году компания возобновила производство на всех своих заводах в Германии. Два предприятия продолжали выпускать грузовики. На двух других объектах производственные площади были полностью разрушены и их пришлось отстраивать заново. Первая прибыль появилась через 3 года после окончания войны.

Всемирная экспансия

Восстановившись, компания быстро росла и ставила рекорды по продажам. Ее рост был обусловлен не только внутригерманским спросом, но и экспортом.

После реструктуризации валюты 1948 года экономика Западной Германии вошла в период фантастического промышленного роста и низкой инфляции. Это резко контрастировало с экономической депрессией и неконтролируемой инфляцией после Первой мировой. В 1954 г. ежегодный оборот Daimler-Benz достиг миллиарда марок. Количество автомобилей Mercedes-Benz, проданных за это время, стало одним из символов немецкого экономического чуда.

До 1950 годов «Даймлер-Бенц» был вынужден полагаться на независимых дистрибьюторов, но это было рискованно и неэффективно, поэтому началось расширение собственной торговой сети. К 1955 г. по всему миру насчитывалось 178 генеральных дистрибьюторов.

Daimler-Benz воспользовался возможностью расширить свои производственные мощности на международном рынке. В результате начался период быстрой международной экспансии. Были открыты заводы в Бразилии, Аргентине и Индии. Правительства этих стран в обмен на импортную лицензию требовали использования местных ресурсов. Производство расширилось в Иран, Турцию и Южную Африку.

Завоевание США

Одним из крупнейших факторов успеха компании в этот период был ее прорыв на американский рынок. Североамериканское отделение было основано в 1955 году. «Даймлер-Бенц» начал сотрудничать с австрийским импортером автомобилей класса люкс Max Hoffman, который базировался в Нью-Йорке. Партнер предложил своим дилерам по всем Соединенным Штатам продавать Mercedes-Benz 300SL Gull Wing. Автомобиль был настолько популярен, что 80% всех произведенных моделей 300SL были проданы американским клиентам.

Мотоспорт также помог создать репутацию Mercedes-Benz как производителю машин для искушенного клиента. «Даймлер-Бенц» участвовал в самых известных автогонках. Например, компания участвовала в Carrera Panamericana Mexico, а также в гонках Гран-При. По отзывам пользователей, успех в соревнованиях способствовал укреплению репутации «Мерседеса» как технологически передового люкс-автомобиля.

Коммерческий транспорт был двигателем роста компании в послевоенный период. В 1949 г. был представлен Mercedes-Benz L 3250. В том же году было завершено создание ФРГ. Новая республика потребовала новой системы общественного транспорта, и начался выпуск столь необходимых грузовых автомобилей и автобусов «Даймлер-Бенц».

Стабильный лидер

В 1960 годах экономический бум предыдущего десятилетия обеспечил компании «Даймлер-Бенц» стабильность. В 1970-х автопром страдал от потрясений из-за нефтяного кризиса 1973 года. Многие правительства вынуждали производителей создавать экономичные транспортные средства, чтобы избавиться от зависимости от иностранной нефти. Тем не менее немецкая компания сохранила свои позиции. В Европе она стала лидером на рынке автомобилей класса люкс, а также автобусов и грузовиков.

Международная экспансия сменилась внутренней. В 1960 и 1970 годах были расширены несколько заводов. Появилась новая продукция. Несмотря на финансовую стабильность, в руководстве «Даймлера-Бенца» произошли серьезные изменения. 14% акций компании были проданы правительству Кувейта, а еще 29% - «Дойче Банку».

«Даймлер-Бенц» быстро рос с конца 1950 годов. Но для сохранения доли рынка компании необходимо внедрять инновации. Этот новаторский дух присутствовал с момента ее создания в конце 19 века и продолжался более 100 лет. Ниже перечислены только некоторые из десятков технологических достижений, сделанных за этот период:

  • Daimler-Benz начал производство моделей с климат-контролем без применения хлорфторуглеродов задолго до остальных производителей.
  • Для максимально эффективной работы автомобиля используется сеть, которая объединяет все его системы. Эта функция стала стандартной в 1992 году. Технология была создана Bosch для промышленного использования, но «Даймлер-Бенц» адаптировал ее для своих автомобилей класса люкс за несколько лет до других автопроизводителей.

Ранняя история Daimler — это биография Готлиба Даймлера, который параллельно с Карлом Бенцом работал над самоходным транспортом. В 1886 году Бенц и Даймлер независимо друг от друга официально представили миру свои самоходные повозки — первый транспорт с мотором на бензине.

На самом деле оба конструктора создавали такие повозки и ранее, но это было скорее в качестве экспериментов, разработки прототипов.

Если Бенц думал исключительно над автомобилем, то в планы Даймлера входил универсальный скоростной двигатель для всех видов транспорта (наземного, водного и воздушного, что интересно из этих трёх направлений по легенде позже родилась эмблема … Mercedes-Benz).


В 1869 году Даймлер переехал в Карлсруэ и начал работать на заводе Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG. Здесь к нему присоединился другой знаковый для автомобильной истории человек — Вильгельм Майбах — талантливейший инженер своего времени, работающий над усовершенствованием 4-х-тактного двигателя внутреннего сгорания.

В 1882 году Даймлер и Майбах переехали в Штутгарт, здесь они купили дом и создали в нём свою лабораторию. Они ставили эксперименты с топливом, в частности они определились с тем, что их двигателю оптимальным будет работать на бензине (прочие варианты: смазочное масло и керосин. Бензин был выбран из-за более быстрого воспламенения). Одной из целей — была необходимость сделать двигатель более лёгким и компактным, что удалось.

Бенц в это время тоже совершенствовал указанный двигатель, но он шёл в сторону увеличения скорости транспортного средства.

В 1885 году Даймлер и Майбах собрали свой первый двигатель и разработали карбюратор.

Даймлер поставил двигатель на то, что сегодня часто называют «беговелом» — деревянная рама + колёса — похоже на велосипед, но без педалей. Это стало рождением мотоцикла. Новый транспорт пришёлся по душе сыну изобретателя — Паулю Даймлеру, который поставил на нём два рекорда: дальности поездки без остановок: 3 км и скорости: 12 км/ч. Спустя всего три года трёхколёсный автомобиль Бенца проделает путь в 105 км (с остановками).

В 1886 году Даймлер подарил жене экипаж, на котором Майбах установил двигатель, развивавший скорость до 16 км/ч.

Конец ХІХ – первая половина ХХ века: семимильными шагами к успеху

В 1890 году Даймлер на базе собственной мастерской в Бад-Каннштадте основал компанию Daimler-Motoren Geselschaft. Ближайший к нему город Штутгарт на земле Баден-Вюртемберг в дальнейшем стал местом расположения штаб-квартиры компании. Там она находится и поныне.

Промышленный союз Daimler-Benz AG образовался в 1926 году на базе компаний DMG и Benz & Cie. Успехи нового концерна обеспечил мощный интеллектуальный потенциал конструкторского состава. Главой союза стал Фердинанд Порше (тот самый, что позже создаст Фольксваген), ему удалось целиком обновить программу производства. Автомобили Daimler стали выпускаться под брендом Mercedes-Benz со знаменитой эмблемой «трех лучей».

Важный принцип работы компании: приглашать лучших инженеров. Кадры решают.

В 1928 году на место Ф.Порше пришел Ханс Нибель. Под его кураторством на рынок вышли легковые авто Mannheim-370 и Nurburg-500 на базе свежих моделей Porsche. 1930-й ознаменовался появлением Grosser Mercedes-Benz-770). Дебют в области малолитражек состоялся в 1931-м, с Mercedes-170.

Предвоенные годы (1933-38) были посвящены целому ряду нашумевших разработок. Родились легковушка Mercedes-200 (1933), Mercedes-500К на базе спортивного Mercedes-380 (1934). В свою очередь, 500-й сделался основой для Mercedes-Benz-540К (1936) – крупного компрессорного авто. Эти же годы известны выпуском легковушки Mercedes-130, 150-го «родстера» и «седана» 170Н.

1935-й стал новой конструкторской вехой истории Daimler. Ханса Нибеля на посту главного конструктора сменил Макс Заллер. Первое серийное авто с дизельным мотором – его детище, по номером 170V. Grosser Mercedes-770 (1938) прославился тем, что возил лидеров нацистской Германии

Вторая половина ХХ века и новейшая история

Легковые авто и грузовики активно выходили с конвейера Daimler-Benz во время Второй Мировой Войны. С 1946 г., после восстановления разрушенных заводов, ассортимент моделей неуклонно расширялся. В него вошли дизельные, бензиновые, спортивные и представительские машины, модели для среднего класса и культовый Mercedes-Benz 600 (1963), ставший претендентом на лучший автомобиль в мире.

Уникальные двери «крыло чайки» (1954), моторы со сверхточной системой впрыскивания топлива (Robert Bosch, 1958), модели среднего класса с несущим кузовом (1959) – далеко не полный список. Популярность разработок от Daimler-Benz AG била все рекорды. В одной только серии W-124 было выпущено около 3 млн. авто.

Компания ставит себя не просто как рядового игрока рынка, она задаёт планку, она ставит стандарты, внедряя в свою продукцию новейшие разработки. Впрочем, стоит ли ждать меньшего от пионеров отрасли?

90-е годы ХХ ст. стали временем кардинальной перестройки программы концерна – появились компактные авто С-класса, представительского S-класса, малогабаритники класса А. К 1998-му концерн предлагал рынку десятки моделей и вариаций в 12-ти отдельных семействах. Этот же год известен образованием нового союза — Daimler Chrysler AG, после приобретения немецким концерном американской корпорации.

В 2007-м Даймлер, продал группу Chrysler американскому инвестиционному фонду Cerberus Capital Management. 2008-й стал временем приобретения доли акционерного капитала КАМАЗа и места в совете директоров. В 2010-м доля увеличилась до 11%.

Daimler AG активно сотрудничает с ведущим разработчиком процессоров Qualcomm. Компании задумали создать автомобили с интернет-подключением и беспроводной зарядкой. Даймлер снова движется впереди рынка, заглядывая в будущее автопрома.

Не стоит путать Daimler AG (немецкая автомобильная корпорация) с Daimler Motor Company - британской автомобилестроительной компанией.

Является немецкой автомобильной корпорацией со штаб-квартирой в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. В 2014 корпорация Daimler владеет или имеет доли крупных производителей автомобилей, автобусов, грузовиков и мотоциклов. Список этих предприятий периодически увеличивается, а на данный момент включает: Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Smart Automobile, Freightliner, Western Star, Thomas Built Buses, Setra, BharatBenz, Mitsubishi Fuso, MV Agusta, а также акции: Denza, KAMAZ, Beijing Automotive Group и альянс Renault-Nissan.

Бренд Maybach был закрыт в конце 2012 года, но был возрожден в ноября 2014 года, как "Mercedes-Maybach", ультра роскошный вариант Mercedes-Benz S-класса. За 2014 году корпорацией Даймлер продано 2,5 млн автомобилей, что делает Daimler тринадцатым производителем по количеству продаж автомобилей и вторым по величине производства автомобилей в мире. В дополнение к автомобилям, Daimler производит автобусы и предоставляет финансовые услуги через Daimler Financial Services. Компания является компонентом 50 Euro Stoxx - фондового индекса еврозоны, принадлежащего Deutsche Börse Group и SIX Group.

История Daimler AG

Daimler AG - это немецкий производитель автомобилей, автотранспортных средств и двигателей.

1 мая 1924 года, был подписан договор о взаимной заинтересованности между компаниями Benz & Cie (основана в 1883 году Карлом Бенцем) и Daimler Motoren Gesellschaft (основана в 1886 году Готлибом Даймлером и Вильгельма Майбаха).

Обе компании продолжали производить свои отдельные автомобильные и двигателя внутреннего сгорания марки до 28 июня 1926 года, когда Benz & Cie и Daimler Motoren Gesellschaft AG официально объединились в союз Daimler-Benz AG. Они договорились, что после этого объединения, все заводы будут использовать марку Mercedes-Benz на выпускаемых автомобилях.

В 1998 году Daimler-Benz и Chrysler Corporation объявили о крупнейший в мире трансграничной сделке когда-либо - в 38 биллионов $. В результате приобретения концерном Daimler-Benz AG корпорации Chrysler Corporation, изменилось название компании на «DaimlerChrysler AG». В так называемом "слиянии равных", в 1998 году Daimler-Benz AG приобрел 92% Chrysler и 8% акций Chrysler остались независимыми.

3 августа 2007 года, группа Chrysler была продана частному американскому инвестиционному фонду Cerberus Capital Management, а через месяц (4 октября) на собрании акционеров название DaimlerChrysler AG было изменено на Daimler AG.

12 декабря 2008 года Daimler приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ», заплатив 250 млн. долларов сразу и 50 млн. долларов до 2012 года. В результате сделки Daimler получил одно место в совете директоров «КАМАЗ», а 11 февраля 2010 года Daimler увеличил свою долю в ОАО «КАМАЗ» на 1 % - до 11 %.

В ноябре 2014 года, Daimler объявила о приобретении 25 процентов итальянского производителя мотоциклов MV Agusta за неизвестную сумму.

3 августа 2015 года, Nokia объявила о продаже подразделения, отвечающего за навигационное программное обеспечение HERE, трем немецким производителям автомобилей - BMW, Daimler AG, и Volkswagen Group, за 2,8 млрд €.

Хронология названий компании Daimler:

Benz & Company, 1883-1926

Daimler Motoren Gesellschaft AG, 1890-1926

Daimler-Benz AG, 1926-1998

DaimlerChrysler AG, 1998-2007

Daimler AG, 2007-настоящее время

Бренды

Daimler продает автомобили под следующими брендами по всему миру:

Mercedes-Benz легковые автомобили

Maybach – производство закончилось в 2012 году

Daimler грузовики

Mercedes-Benz (грузовики)

Thomas Built Buses

Sterling Trucks - выпуск свернули в 2010 году, но будет продолжать поддерживать уполномоченных дилеров и владельцев транспортных средств

Компоненты

Alliance Truck Parts

Daimler автобусы

Mercedes-Benz buses

Orion Bus Industries - в 2013 году закрыт

Mercedes-Benz минивэны и фургоны

Mercedes-Benz (vans group)

Daimler финансовые услуги

Mercedes-Benz банк

Mercedes-Benz финансовые услуги

Daimler Truck финансовые услуги

Другие

Mercedes AMG High Performance Powertrains (Строит двигатели для Формулы-1 Racing)

Холдинги

Daimler в настоящее время имеет интересы в следующих компаниях:

89.29% Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation в Японии

50.1% Automotive Fuel Cell Cooperation Канады

50% Engine Holding Rolls Royce имеет другие 50%

50% Denza (Shenzhen BYD Daimler New Technology Co., Ltd)

49% Tognum Германии

25% MV Agusta Италии

12% Beijing Automotive Group (BAIC)

11% КАМАЗ в России

5% Астон Мартин

В конце 2011 года McLaren Group полностью выкупила акции от Daimler.

Совместные предприятия и альянсы

Beijing Automotive Group

В феврале 2013 года, Daimler приобрел 12% акций Beijing Automotive Industry Holding Co Ltd (BAIC), став первым производителем европы, имеюшем долю в китайской компании.

Daimler работает с Beiqi Foton (дочернее предприятие BAIC), с целью производства грузовиков.

В 2010 году BYD Auto и Daimler AG создали новое совместное предприятие Shenzhen BYD Daimler New Technology Co., Ltd. В 2012 году новый бренд Denza был запущен специализироваться в электрических автомобилях.

Fujian Benz

В 2007 году Daimler объединил предприятия Fujian Motors Group и China Motor Corporation и создал Fujian Benz (Fujian Daimler Automotive Co.).

Альянс Renault-Nissan и Daimler

7 апреля 2010 года Renault - Nissan объявили о партнерстве между тремя компаниями. Первые плоды альянса в 2012 году - это обмен двигателя Инфинити Q50 на дизельные двигатели Mercedes и под Renault Kangoo продается Mercedes-Benz Citan.

Формула Один

16 ноября 2009 года Daimler (45,1%) с Aabar Investments (30%) приобрели 75,1% акций Brawn GP. Компания была переименована в Mercedes GP и основалась в Брэкли (недалеко от Оксфорда), Великобритания. Во главе команды останется Росс Браун. Приобретение Brawn означает, что Daimler будет продолжать оказывать спонсорскую и двигатели McLaren до 2015 года, когда McLaren будет переключаться с двигателями от Honda.

Daimler и Aabar Investments приобрели оставшиеся 24,9% акций, которые принадлежали руководству команды в феврале 2011 года.

В ноябре 2012 года Aabar Investments продала свои оставшиеся акции и команда была переименована в Mercedes AMG Petronas F1 Team и теперь полностью принадлежит Daimler.

Daimler также владеет Mercedes AMG High Performance Powertrains. Компания поставила свои двигатели Sauber во время сезона 1994 года, McLaren с 1995 до 2014, Force India с 2009, Brawn в 2009, Mercedes с 2010, Williams с 2014 и Lotus в 2015 году.

Местоположение Daimler

Daimler AG имеет международные сети заводов и исследовательских центров. В следующем списке приведено описание всех мест по всему миру, которые включают в себя завод Daimler, в том числе установок для Daimler дочерних EvoBus, Daimler Trucks Северной Америки, Detroit Diesel, Freightliner Trucks и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation. Список исключает расположение Daimler Financial Services (финансовых услуг).

Город Страна Цель
Gaggenau Германия Руководство и автоматические трансмиссии, мосты, гидротрансформаторы и штампованные детали
High Point, Северная Каролина США Школьные автобусы (монтаж); исследование и разработка
Holýšov Чешская Республика Компоненты кузова Автобусов
Kölleda Германия Трех- и четырех-цилиндровых двигателей, Производство двигателя M178 используется в AMG GT
Samano-Кастро Урдиалес Испания Шасси
Tramagal Португалия Fuso Canter
Аикава Япония Производство деталей трансмиссии
Аксарай Турция Atego, Axor, Actros и Unimog; Исследование и разработка
Атлантида Кейптаун, Южная Африка Литейный завод
Аффальтербах Германия AMG двигатели
Берлин Германия Различные двигатели, комплектующие, запчасти передачи и топливные системы
Бремен Германия С-класс (седан, универсал и купе), Е-класс (купе и кабриолет), SLK, SL, GLK
Буэнос айрес Аргентина Спринтер (корпус и сборка), детали в собранном виде шасси
Верт-на-Рейне Германия Actros, Antos, Arocs, Axor, Atego, Econic, Unimog, Zetros
Витория Испания Вито, Виано (корпус и сборка)
Гамбург Германия Оси и осевые компоненты, рулевые колонки, комплектующие для техники выхлопных газов и легких конструкционных частей
Гарсия Мексика Сборка автобусов шасси
Гастония, Северная Каролина США Производство запчастей
Гаффни, Южная Каролина США Шасси для микроавтобусов, школьных автобусов, автобусы и автодома
Детройт, Мичиган США Двигатели, трансмиссии, монтаж моста
Джакарта Индонезия Автобусы
Дортмунд Германия Транзит, междугородние автобусы и кузова
Дюссельдорф Германия Спринтер (корпус и сборка)
Жуис-ди-Фора Бразилия Accelo & Actros (монтаж)
Зиндельфинген Германия E-класса (седан и универсал), S-класса, CL-класса, CLS-класса, AMG GT
Ист-Лондон Южная Африка С-класс (седан)
Кавасаки Япония Fuso головной офис, (Исследования и разработки, производство двигателей, осей и передач; LDT, MDT, HDT)
Кассель Германия Оси, приводные валы и другие компоненты
Кечкемет Венгрия B-класса и CLA-класса
Кирхгайм унтер-Тек Германия EvoBus Штаб-квартира, продажи
Кливленд, штат Северная Каролина США Freightliner класса 8 грузовых моделей (Каскадия, Century Class S / T, Колумбия и Argosy)
Линьи-ан-Барруа Франция Транзитные автобусы и кузова
Логан Городок, Нью-Джерси США Fuso
Людвигсфельде Германия Спринтер (корпус и сборка)
Мангейм Германия Транзит, междугородные автобусы (магазин кузовов, катодная окраска, сборка)
Мангейм Германия Литейное дело, двигатели (производство и переделка) и зеленые технологии двигателей)
Маунт-Холли, Северная Каролина США Freightliner Business Class M2 сборки
Мольсайм Франция Настройка машин специального назначения
Новый Ульм Германия Транзит и междугородные автобусы и кузова
Пекин Китай C-класса, Е-класса (длинные версии для китайского рынка) и GLK, AUMAN транспорт (монтаж), четырех-цилиндровые двигатели (производство и монтаж), шестицилиндровые двигатели (монтаж)
Портленд, штат Орегон США Daimler Trucks North America штаб, Грузовики сборка, исследование и разработка
Пуна Индия C-класса, Е-класса, GL-класс, M-класса, S-класса
Раштатт Германия А-Класс B-Класс и GLA-класса
Сакура Япония Фусо полигон и тестовый трек
Сальтильо Мексика Freightliner Cascadia
Сан-Бернарду-ду-Кампу Бразилия Вся Латинская Америка - грузовики, двигатели, мосты, трансмиссии, шасси автобуса. Исследование и разработка.
Сантьяго Tianguistenco Мексика Freightliner в сборе (Бизнес-класс М2, ДПД серии, Century Class, Колумбия и Коронадо)
Стамбул-Hoşdere Турция Кузовной цех, катодная покраска, Транзит и междугородные автобусы (в сборе)
Толука Мексика Восстановление двигателей, коробок передач и других компонентов
Тояма Япония Малый, средний и большой автобусы, Разработка продукта
Тускалуса, Алабама США C-класса, M-класса, R-класс, GL-класс
Фучжоу Китай Вито, Виано, Спринтер (корпус и сборка)
Хамбах Франция Smart Fortwo и Smart на электродвигателе
Чарльстон, Южная Каролина США Спринтер (монтаж)
Ченнаи Индия Грузовики (LDT, MDT, HDT) при BharatBenz, Mercedes Benz и Fuso, автобусы BharatBenz и Мерседес Бенц, исследование и разработка.
Штутгарт Германия Штаб-квартира компании. Двигатели, мосты, коробки передач и другие компоненты. Пуско-наладочные литейного цеха и кузница. Исследование и разработка.
Эбина Япония Fuso грузовики, различные детали, развитие шасси

Три блистательных инженера и энергичных предпринимателя Карл Бенц, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах заложили основу европейского автопрома и дали свои имена самым легендарным автобильным брендам Старого Света, воплощающим вековые традиции непревзойденного немецкого качества и технического совершенства.

Моторваген

Первым в большой тройке немецкого автопрома принято называть Карла Бенца (1844 - 1929). Он родился в Карлсруэ в семье машиниста паровоза и бежавшей из Франции от католиков протестантки. Хотя семья лишилась кормильца в 1846 году, Карл получил прекрасное образование: после окончания технического лицея он продолжил учебу на механическом факультете Высшей политехнической школы Карлсруэ, где пытливый юношеский ум будущего инженера поразился неисчерпаемыми возможностями двигателя внутреннего сгорания.

Однако консервативные традиции германской промышленности, предполагали постепенное вхождение молодого человека в профессию, будь он даже семи пядей во лбу. И в 1864 году Карл поступил в Карлсруэ рабочим на паравозостроительный завод Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG. Затем, переезжая из города в город, осваивал цеховые премудрости в должности чертежника, ассистента мастера и инженера-стажера. И, наконец, осев в 1871 году в Мангейме, Бенц на паях с Августом Риттером организовал механическую мастерскую. А через год, на одолженные у тестя деньги, выкупил пай своего охладевшего к механическим прожектам компаньона.

Шесть лет Бенц, не считаясь с затратами, непрерывно экспериментирует с железом, стремясь сделать двигатель, мощности которого хватило бы на то, чтобы потянуть экипаж с водителем. Это были поиски, что называется, на ощупь, впотьмах, поскольку до Карла Бенца практически никто не интересовался проблемой «мобилизации» двигателей внутреннего сгорания. Человечество вполне устраивали стационарные агрегаты, установленные в цехах и вращающие оси всевозможных механизмов.

Тем не менее, Бенц, балансируя на грани разорения, оставался непреклонен, и добился своего. Как гласит одна из главных легенд истории автомобилестроения, Карл Бенц по совету своей жены Берты спустился в мастерскую за три минуты до наступления нового, 1878 года. Раскрутил маховик, включил зажигание, двигатель зачихал и вышел на устойчивый режим, когда часы на ратуше пробили в двенадцатый раз. Наступила новая эра - автомобильная.

Бенц педантично, как и пристало немцу, патентует вначале двухтактный бензиновый двигатель, а затем все важнейшие узлы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от аккумулятора, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор. Его работой заинтересовался влиятельный аристократ Эмиль Бюллер, благодаря которому Бенцу удалось найти инвесторов, вложившихся в автомобильную компанию Gasmotoren Fabrik Mannheim. Однако через год отношения СЕО с инвесторами испортились, и Бенц был создал на основе велосипедной мастерской новую фирму - Benz & Co. Именно здесь в 1885 году и появился его первый автомобиль, получивший название Motorwagen.

Это была трехколесная машина, приводившаяся в движение четырехтактным двигателем мощностью 0,8 л.с. с рабочим объемом 1,7 л. Мотор и массивный маховик располагались горизонтально в задней части конструкции. Вращение на задние колеса с резиновым ободом и спицами передавалось при помощи цепной передачи. Автомобиль весил 263 кг, двигатель - 96. Максимальная скорость - 16 км/ч.

Тест-драйв

В 1888 году Motorwagen был представлен на Всемирной парижской выставке, а год спустя началась его продажа по цене 2000 марок. Поначалу к техническому новшеству отнеслись с подозрением. Но постепенно все убедились: машина Бенца - весьма практичное средство передвижения, существенно превышающее по всем показателям не только конный экипаж, но и поезд. В отличие от лошади Motorwagen не устает, в отличие от паровоза - едет без рельсов в любом нужном направлении.

Первый в истории тест-драйв провела жена прославленного изобретателя, отправившись на Motorwagen с двумя сыновьями в гости к матери. За день экипаж преодолел 106 км, разделявших города Мангейм и Пфорцгейм. При этом несколько раз автомобилисты заправлялись в придорожных аптеках, где бензин продавался в качестве чистящего средства. Машина показала себя удобной в управлении, надежной и достаточно быстроходной.

Но, конечно, нуждалась в доработках. Вскоре для преодоления подъемов на автомобиль была установлена коробка передач, а для езды в темное время суток - фары. Также усовершенствовалась тормозная система.

В 1893 году Бенц выпускает четырехколесный автомобиль с победоным названием Victoria. Он дешевле, чем Motorwagen, но обладает лучшими и техническими, и эксплуатационными качествами. Двухцилиндровый двигатель мощностью 3 л.с. способен разгонять машину до 20 км/ч. В первый год было продано 45 автомобилей, затем пошло по нарастающей. Немецкие банкиры, оценив инвестиционный потенциал новой отрасли, активно инвестировали в фирму Бенца. Расширялось производство, увеличивался штат рабочих, механиков и инженеров.

Через год - еще новинка, Velo-Motorwagen, способный развивать скорость до 25 км/ч. Отменные скоростные качества позволили новой машине выиграть первые автомобильные гонки Париж - Руан. Что не замедлило сказаться на продажах - за 8 лет было произведено и продано более 2,5 тыс. четырехколесных Victoria и Velo-Motorwagen. Параллельно с выпуском пассажирских автомобилей Бенц освоил производство грузовика, а затем и первого в истории автобуса.

В начале XX века компания забуксовала. Это объяснялось тем обстоятельством, что вопреки воле Карла Бенца в 1903 году в производство принялись внедрять разработанную группой французских инженеров модель с более соответствующим духу времени кузовом, являвшим собой верх респектабельности и комфортабельности. Однако дело застопорилось из-за того, что французы были плохо знакомы с особенности германской промышленной технологии. После четырех лет, на протяжении которых доходы компании угрожающе снижались, Бенц преодолел кризис. Усовершенствовав конструкцию нового шасси, он установил на него новый четырехцилиндровый рядный двигатель.

С конвейера сходили все новые модели всемирно известного бренда Benz. А параллельным курсом двигался другой бренд, не менее прославленный.

Во всех стихиях

Готлибу Даймлеру (1834 - 1900), появившемуся на свет в семье пекаря в небольшом городке близ Штутгарта, в отрочестве пришлось проявить завидное упорство, чтобы не стать продолжателем фамильного ремесла. В конечном итоге, получив отцовское благословение, он в 13 лет пришел подмастерьем в оружейную мастерскую, где почти 10 лет растачивал стволы охотничьих ружей, выстругивал приклады и рихтовал спусковые механизмы. И лишь в 1857 году поступил в Штутгартский политехнический институт. А после его окончания набирался опыта на заводах Англии, Франции и Бельгии, пока не попал в 1863 году на фабрику в Ройтлингене.

Это было богоугодное или, как теперь принято говорить, социальное заведение, предоставлявшее работу инвалидам, сиротам и неимущим. Именно здесь Даймлер познакомился с одаренным девятнадцатилетним инженером Вильгельмом Майбахом (1846 - 1929), лишившимся родителей в одиннадцатилетнем возрасте. Попав в приют, юноша не только прошел полноценный курс среднего образования, но и приобрел вначале профессию чертежника, а впоследствии и конструктора. Майбах на долгие годы стал соратником и компаньоном Даймлера.

С 1869 года они работают на Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG в Карсруэ. С 1872 года - в Deutz-AG, кельнской компании Николауса Отто (1832 - 1891), изобретшего в 1876 году четырехтактный газовый двигатель. Здесь Даймлер занял пост технического директора, а Майбах - главного конструктора.

И Даймлера, и Майбаха, в отличие от Бенца, вполне устраивала их тогдашняя специализация в области стационарных двигателей. Они и не помышляли приделывать к ним колеса. И не было бы германскому автомобилестроению счастья, да несчастье помогло. Друзья в пух и прах разругались с генеральным директором Отто и в 1882 году перебрались в Штутгарт. Где и основали собственное дело.

Протискиваться на рынок стационарных двигателей уже тогда было непросто. И они решили сформировать собственную нишу - не зная того, что идут параллельным путем с Карлом Бенцем. Сформулированный ими тогда девиз актуален и по нынешний день - двигатели для суши, воды и воздуха. И, действительно, уже в следующем десятилетии их четырехтактные агрегаты уже вращали колеса, крутили гребные винты и вертели пропеллеры. Эти три стихии нашли отражение в эмблеме компании Даймлера, представляющей собой трехконечную звезду.

Начали они с суши. В 1885 году, когда был готов первый работоспособный двигатель мощностью 0,4 л.с., компаньоны установили его на деревянную раму, к которой приделали два деревянных же колеса. Получился первый в истории мотоцикл, требовавший от наездника поистине цирковой ловкости. Майбах, как самый молодой, не только оседлал эту конструкцию, но и продержался в седле 15 минут, проехав 3 км вдоль реки Некар. Мотоцикл был немедленно запатентован и назван «рейтвагеном».

Через год был готов второй двигатель мощностью 1,5 л.с. Его установили на конную карету и разогнали ее до 16 км/час. Естественно, по прямой, поскольку кучер управляет таким средством передвижения вожжами без помощи руля. Вполне понятно, что трехколесный экипаж Бенца, испытанный в том же году, был куда более близким прообразом современного автомобиля, чем «модель Даймлер-Майбах».

В 1887 году испытали лодочный мотор. А год спустя двигатель установили на воздушном шаре, не столько для его ускорения, сколько для оценки возможностей нормального функционирования силовой установки внутреннего сгорания в воздушной стихии. Впоследствии именно двигатели конструкции Майбаха граф Цеппелин использовал в своих гигантских дирижаблях.

Прекрасная Мерседес

В результате плодотворных экспериментов на суше, на воде и в воздухе в 1888 году была создана компания Daimler Motoren Gesellschaft (DMG), в которой Даймлер играл более менеджерскую роль, определяя стратегию развития, а Майбах сосредоточился на конструировании двигателей.

Специально ко Всемирной парижской выставке 1888 года компания выпустила свой первый «серьезный» автомобиль Daimler, оснащенный уникальным по тем временам двигателем. Это был первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор с углом развала цилиндров 17°. При 900 об/мин двигатель развивал 1,6 л.с., колеса приводила в движение шестеренчатая передача вместо традиционной цепной. Машина снискала значительный коммерческий успех - право ее массового изготовления приобрел велосипедный завод NSU в Неккарзульме, а французы Арман Пежо и Эмиль Левассор купили патент на двигатель и передачи, обязуясь при этом ставить марку Daimler на выпускаемую ими продукцию. На вырученные деньги Даймлер создал мощное опытное производство, где Майбах начал работать на перспективу.

Так на свет появились запатентованные гидравлический тормоз, распылительный карбюратор с жиклером шприцевого принципа действия и двигатель «Феникс» мощностью 25 л.с.. Новый двигатель установили на гоночный автомобиль, созданный по заказу главы представительства Daimler во Франции и посла Австро-Венгрии в Ницце Эмиля Еллинека. У посла была любимая дочь Мерседес, в честь которой и назвали машину, выигравшую горную гонку Ницца - Ля-Тюрби. Так Daimler превратился в Mercedes.

В 1901 году, когда Даймлера уже не было в живых, Майбах выпустил Mercedes с 32-сильным двигателем «Симплекс». Машина была оснащена 4-ступенчатой коробкой передач. Через год мощность возросла до 45 л.с. Майбах ежегодно повышал мощность двигателей и улучшал ходовые качества автомобилей, а его положение в компании все ухудшалось из-за козней акционеров. В 1907 году, когда в производство был запущен гоночный Mercedes 60PS с 60-сильным мотором-монстром с рабочим объемом 9575 куб.с., разгонявшим машину до 95 км/ч, он ушел из компании и вместе с сыном Карлом основал собственную фирму Maybach-Motorenbau GmbH, ставшую эксклюзивным поставщиком двигателей для германских цеппелинов. Позже, в 1922 году, когда Вильгельм Майбах уже отошел ото всех дел, его сын Карл, наладив выпуск автомобилей под маркой Maybach.

На место Майбаха в компанию Daimler пришел Пауль Даймлер, сын отца-основателя, а затем и Фердинанд Порше. При них продолжилось наращивание мощности, быстроходности и комфортности автомобилей Mercedes. А в 1926 году было проведено слияние двух главных компаний германского автопрома. В результате возник известный нам бренд Mercedes-Benz, а объединенная компания получила название Daimler-Benz AG (с 2007 года - Daimler AG). Сейчас Daimler AG - по-прежнему один из лидеров мирового автопрома. В распоряжении корпорации - целый набор «звездных» брендов, среди которых Maybach, Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Smart, Freightliner, Detroit Diesel… А начиналось все с блистательной троицы - Карла Бенца, Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха.

Если удалось создать такую разработку, которая открывает принципиально новую товарную нишу, следует заполнить ее по всему спектру возможных потребительских предпочтений - иначе вашей идеей воспользуются другие.

ВЫНОСЫ:

Карл Бенц по совету своей жены Берты спустился в мастерскую за три минуты до наступления нового, 1878 года. Раскрутил маховик, включил зажигание, двигатель зачихал и вышел на устойчивый режим, когда часы на ратуше пробили в двенадцатый раз. Наступила новая эра - автомобильная.

Новый двигатель установили на гоночный автомобиль, созданный по заказу главы представительства Daimler во Франции и посла Австро-Венгрии в Ницце Эмиля Еллинека. У посла была любимая дочь Мерседес, в честь которой и назвали машину.