Инструкция по эксплуатации трактора вт 100.

Трактора на гусеничном ходу относятся к машинам общего назначения, которые предназначены для эксплуатации на разных типах дорожного покрытия. Такая техника имеет широкое применение в зависимости от установленного оборудования. Чаще всего на машины данного типа устанавливается навесная система для обработки полей, работы с горными материалами, а также для осуществления погрузочных мероприятий. Техника может использоваться в строительстве, в сельском и коммунальном хозяйстве.

Описание модели ВТ-100

Отечественный трактор ВТ-100 уже давно снят с конвейерного производства, однако сохранил свою популярность в сельском и строительном хозяйстве. Неприхотливая машина является модернизированной версией универсального трактора ДТ-75 и не уступает показателями . Модель получила улучшенные технические и конструктивные характеристики. Трактор ВТ-100 оборудован серийным отечественным дизельным двигателем, который выдает порядка 145 л. с., в приводном режиме. Новый двигатель сократил расход топлива, а также улучшил динамику движения по вспаханному полю. Можно выделить несколько главных особенностей модели:

  • небольшой вес трактора;
  • низкий расход топлива;
  • компактная конструкция;
  • простота в обслуживании;
  • правильная развесовка рабочих органов;
  • низкая себестоимость.

На этой модели трактора используется современная пружинная ходовая система, которая сегодня применяется почти на всех типах гусеничной техники. ВТ-100 легко обслуживается, при этом не требуется специального оборудования или особенных инструментов. Откидная крышка капота обеспечивает легкий доступ к основным узлам двигателя.

Техническая характеристика

Произведенный на Волгоградском заводе трактор ВТ-100 технические характеристики, которого обеспечивают высокую эффективность производства, имеет отечественный дизельный двигатель Д-442 с установленной турбиной. Объем ДВС составляет всего 7,3 литра, а максимальная мощность может достигать 145 л. с., в активном режиме. Для охлаждения мотора применяется стандартная двухконтурная водяная система охлаждения. В некоторых случаях вместо воды может использоваться ТОСОЛ.

Общие параметры техники:

  1. тяговый класс – 3-4;
  2. расход топлива – 200 грамм/час;
  3. масса с навесным – 7580 кг;
  4. база трактора – модернизированная ДТ-75;
  5. максимальная скорость – до 15 км/час;
  6. навесное оборудование – пропашное, отвал;
  7. габаритные размеры – 5330 мм х 1850 мм х 3120 мм;
  8. подвеска и ходовая часть – гусеничная, пружинная;
  9. трансмиссия – механическая, 5-ступенчатая синхронизированная;
  10. силовой агрегат – дизельный ДВС Д-442 145 л.с., с турбокомпрессором.

Кабина трактора является двухместной остекленной по кругу. Имеются установленные внешние световые и звуковые приборы. Воздуховод турбокомпрессора выведен в верхнюю точку капота для улучшенного обогащения воздухом.

Конструкция трактора

Гусеничный трактор ВТ-100Д состоит из несущей рамы, кабины, рабочего органа, двигателя и трансмиссии. Все системы устанавливаются на мощную конструкцию изготовленную из швеллера и труб усиления.

Рама трактора имеет закладные детали для крепления навесного оборудования.

Также присутствует сцепное устройство для крепления троса или цепи. На также может быть установлено навесное оборудование разного рода. Кабина расположена в задней части на верхнем уровне, чтобы обеспечить максимально качественный обзор для водителя. Двигатель и основные механизмы устанавливаются спереди. Приводы для гусениц на тракторе смонтированы сзади, чтобы обеспечивать наилучший крутящий момент. Кабина полностью остекленная и герметична с жесткой металлической крышей. Дополнительный обзор обеспечивают навесные зеркала как внутри, так и снаружи машины.

Использование навесного оборудования

На трактор ВТ-100 цена которого сравнительно не высока на внутреннем рынке, устанавливается различное навесное оборудование, в частности наиболее популярная версия это полевая пропашная система. К пропашной системе относится плуг, фреза и дисковый агрегат. Также в некоторых случаях трактор способен работать с отвалом, однако для этого может понадобится незначительное переоборудование рамы.

Цена трактора и его содержания

Выгодно купить трактор ВТ-100 на внутреннем пространстве можно на вторичном рынке. Ценовая политика варьируется от 700 000 до 2 300 000 рублей, в зависимости от конкретной сборки и года выпуска. Так, как трактор уже не производится, то могут возникнуть некоторые трудности с наличием запасных частей. Однако, данный вопрос решается использованием аналогичных деталей от других отечественных моделей. Несмотря на свой возраст техника, остается очень актуальной для сельских работ.

ВТ-100 – многоцелевой трактор отечественного производства, разработанный с целью удовлетворения потребностей сельского хозяйства. Машина получила проверенные технические решения, и рассчитана на тяжелый и широкий спектр задач. Это обусловлено тем, что возможности данного аппарата можно в полной мере раскрыть не только в жарких, но и экстремально суровых и морозных климатических условиях. Модель ВТ-100 является разработкой Волгоградского завода, и в ней использованы компоненты, обладающие долговечным сроком службы. В этой статье представлены ключевые возможности данного трактора, его технические параметры, особенности эксплуатации и стоимость данной модели.

Навигация по статье

Назначение

Трактор ВТ-100 агрегатируется с большим количеством навесного оборудования, благодаря которому является востребованным в разнообразных сферах сельского хозяйства. В частности, это может быть окучивание, боронование, культивация, вспахивание грунта, а также междурядная обработка, работа на бездорожье, в глубоком снегу и т. д. В высококлассных возможностях трактора ВТ-100 можно убедиться благодаря тому, что к нему можно подсоединить навесные, полунавесные и прицепные орудия, а также специализированное оборудование пассивного и активного типа. Благодаря тем или иным опциям можно трактор может принять активное участие в дорожных и строительных операциях, погрузочно-транспортировочных мероприятиях, а также в мелиоративных работах. Кроме того, машину можно оснастить сварочным оборудованием.
На базе одноименного аппарата изготовлены несколько версий для определенных задач. В частности, наибольшую популярность получили пропашная и болотоходная модификации. Также машину можно дополнительно укомплектовать ходоуменьшителем и реверсивным редуктором.

Технические характеристики

  • Двигатель – Д-422-24, дизельный
  • Частота вращения – 1750 об/мин (в номинале)
  • Запас крутящего момента – 35%
  • Рабочий объем – 7,4 литра
  • Диаметр цилиндра – 130 мм
  • Потребление топлива – 220 г/кВт в час
  • Скорость передняя/задняя – 14/10 км/час
  • Масса эксплуатационная – 7,58 тонн

Параметры с двигателем СМД-20ТА:

  • Частота вращения/запас крутящего момента – 1900 об/мин/25%
  • Диаметр цилиндра – 120 мм
  • Рабочий объем – 6,3 литра
  • Потребление топлива – 227 г/кВт в час
  • Скорость передняя/задняя – 14/11 км/час
  • Масса эксплуатационная – 7,4 тонны

Общие параметры:

  • Давление на грунт/тяговое усилие – 46 кПа/50 кН
  • Мощность приводного режима – 106,8 кВт
  • Цилиндры, шт – 4
  • Ход поршня – 140 мм
  • Параметры колеи/клиренс – 1330/420 мм
  • Масса трактора – 7.69 тонны
  • Масса балластного груза – 480 кг
  • Габариты трактора, мм: Ширина – 1850, Высота – 3120, Длина – 5330.

Особенности устройства и эксплуатации

  1. Техника поставляется с многофункциональной каркасной кабиной, которая защищает оператора в случае опрокидывания трактора. Этому также способствует минимальная деформация кузова при перевертыше машины. Кроме того, отметим высокий уровень герметизации и звукоизоляции кабины, с целью обеспечения уюта и комфорта. В результате в салоне почти не слышно внешних шумов и посторонних звуков, а также вибраций. За счет этого оператор имеет возможность ощутить удобство пользования, он меньше устает, его ничто не отвлекает, и он может гораздо лучше сконцентрироваться на выполнении той или иной задаче. Таким способом конструкторам удалось повысить производительность труда. Чтобы удобно забираться в кабину, а также выходить из нее, для этого предусмотрен широкий дверной проем и несколько ступенек с антискользящим покрытием. Среди немаловажных элементов, повышающих качество обзорности, отметим широкую площадь остекления и противосолнечные козырьки, защищающие от попадания ультрафиолетовых лучей. Помимо этого, особого внимания заслуживают функции вентиляции и отопления салона, а также регулировки сиденья и рулевой колонки. Салон охлаждается и отапливается достаточно эффективно и быстро, что очень важно в морозную или чрезвычайно жаркую погоду. Что касается передней панели, на ней эргономично расположены органы управления и приборы, отвечающие за настройку компонентов, рабочих органов и подвижных (навесных) частей трактора.
  2. Машина оснащена многоступенчатой коробкой передач, которая работает быстро и информативно, без высоких потерь мощности ДВС. Принудительная система смазки повышает выносливость КПП, которая благодаря этому работает значительно дольше. Пятиступенчатая КПП имеет шестерни с постоянным зацеплением. Также в конструкцию входит планетарный поворотный механизм с конечными передачами и пневмосервированием. В целом, переходы между повышенными или пониженными скоростями не сопровождаются ни подергиваниями, ни проскальзываниями, ни рывками при переключениях.
  3. Машина получила гусеничную ходовую часть балансирного типа. Такая компоновка обеспечивает высокую курсовую устойчивость машины, особенно при движении по неровной дороге. Таким образом, это стало одним из элементов улучшения внедорожных возможностей. Полноприводная схема работает безупречно, и позволяет в полной мере раскрыть потенциал гусеничного шасси. В результате появилась возможность передвигаться по раскисшим грунтам, скользким снежным дорогам и высоким сугробам, а также преодолевать колеи, броды и 30-процентные подъемы. Не смотря на небольшую максимальную скорость, машина обладает высокими тяговыми характеристиками.
  4. Высокие тяговые характеристики обеспечиваются благодаря мощной и тяговитой силовой установке дизельного типа. Так, силовая отдача мотора составляет 120 л. с. в тяговом режиме и 145 л. с. в приводном режиме. При этом запас крутящего момента составляет 35%. Двигатель удалось хорошо адаптировать к низкотемпературным нагрузкам, и благодаря этому можно не опасаться за технические проблемы, которые могли бы возникнуть с ДВС при эксплуатации в северных регионах России. Специально для этого мотор получил специальную систему обогрева, а также предпусковой подогреватель и другие вспомогательные компоненты для бесперебойного запуска мотора, а также его надежного функционирования при многосменном режиме работы.
  5. Трактор ВТ-100 удобно не только эксплуатировать, но и обслуживать. Так, благодаря откидной крышке капота машине не доставит проблем в процессе замены и установки новых компонентов – это касается как элементов цилиндропоршневой группы, так и заправочных жидкостей и других расходных материалов. Более того, ради повышения ремонтопригодности разработчики решили унифицировать машину с другими моделями Волгоградского завода. Взаимозаменяемость деталей позволяет использовать другой трактор марки ВТ в качестве донора. Это в какой-то мере не только улучшает ремонтопригодность, но и значительно снижает стоимость владения гусеничным трактором ВТ-100.
  6. Трактор ВТ-100 можно оснастить валом отбора мощности с диапазонами скорости в пределах 540-1000 об/мин. В передней части машины устанавливаются съемные балансировочные грузы. Для адаптации к промышленным операциям машину следует оснастить бульдозерным отвалом Д3-42 с грузоподъемностью 800 кг. Ширина отвала составляет 2560 мм, а высота – 800 мм. Из наиболее популярных сельскохозяйственных опций отметим гидрофицированное оборудование, рассчитанное на работу с тракторами 3-й и 4-й тяговыми категориями. Некоторые опции устанавливаются впереди, а другие – в задней части трактора.

Фото


Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» - одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.

Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.

Назначение трактора Т-100

Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.

Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях - подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.

Модельный ряд и модификации т100

Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:

  • Т-100М - модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
  • Т100МГС - с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение - сельскохозяйственное;
  • Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение - промышленное;
  • Т100МБ - основное назначение - болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
  • Т100МБГ - болотоходный вариант Т100МГП;
  • Т100Т - основное назначение - работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
  • Т-100МГП-1 - облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
  • Т-100МЗ - аналог Т130;
  • Т-100МЗБ - основное назначение болотоходное, аналог Т130;
  • Т-100МЗГП - последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.

Технические характеристики

Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).

Вес и габариты Т100

  • Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
  • Создаваемая трактором колея - 1880 мм., клиренс 31,1 см.
  • Тяговое усилие на умеренной скорости - 6000 кг., на первой передаче - 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
  • Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
  • Вес Т-100 составляет 11100 кг.

Тип двигателя

  • Марка двигателя трактора Т100 - Д108, дизельный.
  • Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
  • Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
  • Объем цилиндров 15,53 л.
  • Масса двигателя - 2100 кг.

Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.



Емкость топливного бака на устройстве - 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.

Коробка передач трактора Т-100

  • механическая;
  • пять передач переднего, четыре заднего хода;
  • трехходовая;
  • реверсивная;
  • коническая центральная передача;
  • ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
  • тип крепления ведомой шестерни - к валу центральной передачи;
  • поворотные муфты сухие, многодисковые.

Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.

Трансмиссия и ходовая часть

Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.

Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.

Кабина

На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция - всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.

Управление трактором Т-100

Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.

В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели - это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено!!!

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:

  • работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра - прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
  • стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
  • дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель - прогреть, заменить топливо);
  • повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
  • неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
  • буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
  • нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).

Трактор ВТ-100 представляет собой машину общего назначения на гусеничном ходу, относящуюся к 4 тяговому классу. Автором проекта является Волгоградский тракторный завод, длительное время считавшийся главным производителем гусеничной техники на отечественном рынке. ВТ-100 появился в результате глубокой переработки легендарного трактора ДТ-75 и получил новый мотор, модернизированную кабину, откидной капот и другие изменения. Машина агрегатировалась со 150 типами орудий и оборудования и позволяла решать множество задач.

Производство ВТ-100 стартовало в 1994 году. Техника сразу появилась во многих хозяйствах, но постепенно утратила популярность. В настоящее время модель не выпускается, но многие экземпляры и сейчас используются различными организациями в дорожном строительстве, транспортном и строительном сегменте, коммунальной сфере и сельском хозяйстве. Высокий спрос на трактор объясняется дешевизной и простотой ремонта и обслуживания.

ВТ-100 является типичным безрельсовым тягачом с тяговым усилием, достаточным для выполнения основных сельскохозяйственных работ, связанных с грунтом: вспашки, междурядной обработки, культивации, бороновании, транспортировки, окучивании, посева, передвижения несамоходных полунавесных и навесных устройств. Машина эффективно функционирует в глубоком снегу и на бездорожье, а высокая проходимость является одним из главных ее достоинств. Кроме того, модель прекрасно адаптирована к российским условиям работы.

Модификации и особенности

На основе ВТ-100 создано несколько модификаций, специализирующихся на выполнении определенных задач. Наиболее распространенными являются болотоходная, свекловодческая и пропашная версии трактора.

В зависимости от вида установленного мотора модель производится под следующими названиями:

  • ВТ-100Н – модификация с агрегатом СМД-20ТА;
  • ВТ-100Д – вариация с двигателем Д-442-24.

Также существуют версии с реверсивным редуктором и ходоуменьшителем. Модели комплектуются различными гусеницами, разделенными по типам применения и ширине:

  • с накладками для движения по асфальту;
  • рисоводческие;
  • без грунтозацепов;
  • пропашные.

Особенности серии ВТ-100:

  • оптимальное сочетание массы и мощности делает машину невероятно проходимой и одновременно мощной. Использование балласта придает дополнительную устойчивость;
  • пневматической сервопривод делает процесс поворота предельно простым;
  • пружинная балансирная подвеска минимизирует давление на грунт и позволяет трактору двигаться плавно;
  • откидной капот предоставляет легкий доступ к радиатору и двигателю;
  • широкая линейка прицепных и навесных устройств расширяет сферу использования;
  • просторная кабина на 2 человек делает работу на тракторе максимально комфортной.

ВТ-100 – практичный и удобный трактор, главным недостатком которого является дефицит отдельных элементов и запчастей.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 5330 мм;
  • ширина – 1850 мм;
  • высота – 3120 мм;
  • ширина колеи – 1330 мм;
  • дорожный просвет – 420 мм.

Эксплуатационная масса техники вместе с оборудованием без использования балласта составляет 7480-7580 кг. Масса балластных грузов может достигать 480 кг. Удельное давление на грунт равняется 46 кПа, предельное тяговое усилие – 50 кН.

Диапазон скоростей движения передним ходом (с мотором Д-442-24/СМД-20ТА):

  • базовый – 4,5-14,2 или 4,67-14,6 км/час;
  • с реверс-редуктором – 3,5-14,2 или 3,6-14,6 км/час;
  • с ходоуменьшителем – 0,36-14,2 или 0,37-14,2 км/час.

Двигатель

ВТ-100 комплектуется 2 типами силовых установок:

  • 4-тактным дизельным мотором Д-442-24 (Алтайский моторный завод). Агрегат имеет систему газораспределения двухклапанного типа, жидкостное охлаждение и газотурбинный наддув. Цилиндры двигателя выстроены в ряд, что упрощает его обслуживание и делает более компактным. Уровень вредных выбросов соответствует нормам ГОСТ 41.96-2005. В моторе используются гильзы из специального чугуна с дополнительной обработкой рабочей зоны, что увеличивает ресурс работы мотора. Конструкция агрегата позволяет эксплуатировать его без капитального ремонта до 12000 моточасов.

Характеристики двигателя Д-442-24:

  1. рабочий объем – 7,4 л;
  2. расчетная частота вращения – 1750 об/мин;
  3. запас крутящего момента – 35%;
  4. количество цилиндров – 4;
  5. диаметр цилиндра – 130 мм;
  6. удельный расход топлива – 220 г/кВт в час.
  • 4-тактным дизелем СМД-20ТА (Белгородский моторный завод). Среди особенностей агрегата: непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение, турбонаддув и рядное расположение цилиндров. Двигатель отличается высокой надежностью и может работать в 2 режимах: тяговом и приводном. Система защиты срабатывает при низком давлении и перегреве (после сигнала агрегат выключается).

Характеристики мотора СМД-20ТА:

  • рабочий объем – 6,3 л;
  • номинальная мощность в тяговом режиме – 88 (120) кВт (л.с.);
  • номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 (145) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1900 об/мин;
  • запас крутящего момента – 25%;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • удельный расход топлива – 227 г/кВт в час.

Устройство и особенности эксплуатации

Трактор ВТ-100 оснащается гусеничной балансирной ходовой частью, обеспечивающей отменную курсовую устойчивость при движении по дороге любого типа. Данный элемент улучшает внедорожные возможности машины. Модель построена на полноприводной схеме, позволяющей максимально раскрыть потенциал шасси. Трактор уверенно двигается по высоким сугробам, раскисшим грунтам, подъемам в 30 процентов и снежным дорогам, преодолевает броды и колеи. Вместе с высокой скоростью машина имеет и приличные тяговые характеристики.

Поворот осуществляется с использованием передачи планетарного типа. Для конечных передач применяются ведомые шестеренки с плавающими венцами. На каждой стороне балансирной подвески располагается по 4 катка.

На ВТ-100 устанавливается трансмиссия, основанная на 5-ступенчатой коробке передач и постоянно зацепленных колесах зубчатого типа. Механизм принудительной смазки под давление функционирует от насоса НШ-10. Модель может оснащаться ходоуменьшителем, позволяющим увеличить количество передач в 5 раз. Дополнительно возможна установка реверс-редуктора с подвижным шестеренчатым механизмом. Переходы между пониженными и повышенными передачами выполняются без рывков, подергиваний и проскальзываний.

Для трактора предлагается вал отбора мощности с диапазоном работы 540-1000 об/мин. Место под балансировочные грузы находится в передней части. Гидравлическая система построена по раздельно-агрегатному типу. В ее состав входит гидрораспределитель, монтируемый на заднем правом крыле, гидравлические цилиндры, шестеренчатый насос и бак. Гидравлика применяется для работы с навесными устройствами. Для промышленных операций используется бульдозерный отвал ДЗ-42, имеющий грузоподъемность 800 кг. Среди наиболее распространенных сельскохозяйственных устройств выделяется гидрофицированное оборудование. Орудия для техники могут устанавливаться в передней или задней части.

Напряжение в тракторе равняется 12 В. В число электрических устройств машины входят розетки, фары в задней и передней части корпуса, лампа приборной панели и плафон в салоне. Также трактор имеет систему звуковой сигнализации, генератор постоянного тока и аккумулятор.

ВТ-100 поставляется с каркасной кабиной, дополненной защитой от опрокидывания. При перевороте трактора деформация кузова оказывается минимальной. Уровень звукоизоляции и герметизации салона значительно повышен, потому посторонних звуков, шумов и вибрации внутри практически не ощущается. Это позволяет оператору сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи и повысить производительность.

Для попадания в кабину предусмотрено несколько ступенек, имеющих антискользящее покрытие, и широкая дверь. Для повышения обзорности используются противосолнечные козырьки, предохраняющие от попадания солнечных лучей и повышенная площадь остекления. В салоне устанавливаются системы отопления и вентиляции с высокой степенью эффективности. Рулевая колонка и подрессоренное сиденье оператора имеют несколько регулировок. Дополнительные удобства обеспечиваются за счет омывателя переднего стекла, пневмосервированного управления и переднего и заднего стеклоочистителя.

На передней панели эргономично установлены устройства, отвечающие за работу подвижных частей, различных элементов и рабочих органов трактора. Обороты мотора оператор контролирует с использованием педали и рычага. При включенном сцеплении техника очень медленно двигается или стоит. Для поворота применяются 2 педали и 2 рычага.

ВТ-100 удобен не только в работе, но и в обслуживании. Большой откидной капот позволяет легко подобраться к основным компонентам машины, расходным материалам, заправочным жидкостям и элементам цилиндропоршневой группы. Трактор унифицирован с другими продуктами Волгоградского завода, что позволяет использовать другие модели в качестве «доноров» и быстро и с минимальными затратами подбирать необходимую деталь. С учетом того, что выпуск машины завершен довольно давно, эта особенность является очень важной.

Фото

Видео

Цена

Модель ВТ-100 снята с производства, потому приобрести ее можно исключительно на вторичном рынке. Здесь предложений не так много и цены зависят от года выпуска и состояния:

  • 1995-1997 год – 130-250 тысяч рублей;
  • 2003-2005 год – 320-550 тысяч рублей.

Трактор ВТ-100 на гусеничном ходу – машина общего назначения, имеющая несколько модификаций с тяговым усилием 3 или 4 тонны. Производство данной модели давно прекращено, но многие экземпляры по-прежнему работают в сельском хозяйстве, в мелиорации, в дорожном строительстве, коммунальной, строительной и транспортной сферах. И купить вполне рабочий агрегат можно по невысокой цене.

Трактор ВТ-100

Автором этого агрегата стал Волгоградский (ранее Сталинградский) тракторный завод, который долгое время был основным поставщиком гусеничных машин в нашей стране. Модель ВТ-100 стала продолжением и переработкой популярной модели ДТ-75, получив улучшенную кабину, более совершенный двигатель, откидной капот и ряд других усовершенствований. Если говорить конкретно, то производительность мотора, к примеру, увеличилась в полтора раза, а потребление горючего (погектарно) уменьшилось на одну пятую.

Выносливая машина, запущенная в серийное производство в 1994 году:

  • Обладает оптимальным сочетанием мощности и веса, а применение балласта дает ей отличную устойчивость.
    Оснащена пневматическим сервоприводом, который облегчает поворот.
  • Имеет балансирную пружинную ходовую систему с ленточными гусеницами, делающую движение плавным, а давление на почву – минимальным.
  • Позволяет быстро добраться до мотора и радиатора благодаря откидному капоту.
  • Может комплектоваться гусеницами различного назначения и ширины (рисоводческих, пропашных, с накладками для асфальта, без почвозацепов).

Легко соединяется с помощью гидросистемы с различными навесными и прицепными устройствами, в том числе с бульдозерным оборудованием.

  • Имеет несколько модификаций (свекловодческая, пропашная, болотоходная).
  • Оборудована просторной двухместной кабиной с двойными стеклами, хорошей обзорностью и комфортабельными подрессоренными сиденьями.

В общем, трактор показал себя с самой лучшей стороны, оказавшись надежным и очень удобным в управлении. Единственным минусом является то, что запчасти не всегда найдешь (не все от ДТ подходят).

Фото трактора ВТ-100

Устройство

Двигатель

Две основных модификации отличаются именно типом дизельного двигателя. Так, название ВТ-100Д означает, что на тракторе стоит мотор Д-442-24 производства Алтайского моторного завода. А для модели ВТ-100Н характерен двигатель СМД-20ТА. Впрочем, оба мотора относятся к одному и тому же типу – с газотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением, отличаясь немногими параметрами.

Четыре цилиндра двигателя, расположенного в передней части трактора, выстроены в ряд. Это делает дизель более компактным и упрощает его обслуживание. Имеется механизм газораспределения двухклапанного типа. Эксплуатация возможна в двух режимах: приводном и тяговом.

Специальная система защиты срабатывает при перегреве или низком давлении. Сначала раздается сигнал, а потом мотор глушится с помощью электромагнитного клапана.

Трансмиссия

На агрегате стоит коробка передач с пятью ступенями и постоянно зацепленными зубчатыми колесами. Имеется система принудительной смазки под высоким давлением от насоса НШ-10. В стандартной комплектации идет ходоуменьшитель, который позволяет пятикратно увеличить число передач. Возможна комплектация реверсивным редуктором с подвижным механизмом шестеренчатого типа.

Для осуществления поворота используется передача планетарного типа. Ведомые шестеренки с венцами плавающего типа используются для конечных передач. Балансирная подвеска на пружинах имеет на каждой стороне по четыре катка.

Электрика

Напряжение на борту гусеничного трактора (которое дает генератор постоянного тока) составляет 12 вольт. В задней и передней части имеются фары, есть плафон в кабине, лампа для подсветки панели с приборами, розетки. Также в электрическую систему входит аккумуляторная батарея. Есть система звуковой сигнализации.

Гидравлика

Гидросистема выстроена по раздельно-агрегатному типу. Она состоит из гидрораспределителя (расположенного сзади, на правом крыле), шестеренчатого насоса, бака и гидравлических цилиндров. В основном гидравлика используется для управления навесными орудиями. В частности, бульдозерным отвалом.

Рулевое управление

Варьировать число оборотов вала дизеля можно рычагом и педалью. Для поворота используются два рычага и две педали, которые останавливают движущиеся гусеницы. Когда сцепление включено, машина стоит или перемещается очень медленно.

Если увеличить число оборотов, то трактор убыстряет ход. Остановку производят в обратном порядке. Срочное торможение осуществляют педалью.

Навесное оборудование

Трактор в комплекте имеет вал отбора мощности, рассчитанный на две скорости: 1000 и 540 оборотов в минуту. В передней части ставятся съемные грузы для балансировки. Для использования в промышленных условиях машина комплектуется бульдозерным отвалом типа Д3-42 с массой 0,8 тонны, шириной отвала 2,56 метра, а высотой – 0,8 метра.

Что касается сельхозоборудования, то можно использовать любое (как гидрофицированное, так и не гидрофицированное), которое предназначено для работы с тракторами данного класса (3 и 4). Одни агрегаты навешиваются спереди, другие – сзади.

Технические характеристики


Технические характеристики трактора ВТ-100:

Характеристики Параметры Ед. измерения
Тип двигателя Д-422-24 или СМД-20 ТА
Для двигателя Д-422-24:
1750 об/мин
35 %
Диаметр цилиндра 13 см
Рабочий объем 7,43 л
Расход горючего (удельный) 220 г/кВт*ч
14,2 км/ч
10,7 км/ч
Вес эксплуатационный (с оборудованием, без балласта) 7,58 т
Для двигателя СМД-20ТА:
Частота вращения (номинальная) 1900 об/мин
Запас крутящего момента (тяговой режим) 25 %
Диаметр цилиндра 12 см
Рабочий объем 6,3 л
Расход горючего (удельный) 227 г/кВт*ч
Скорость движения вперед (максимум) 14,6 км/ч
Скорость движения назад (максимум) 11 км/час
Вес эксплуатационный (с оборудованием, без баласта) 7,48 т
Общие параметры:
Тяговое усилие (максимум) 50 кН
Давление на грунт (удельное) 46 кПа
Мощность двигателя (приводной режим) 106,8 кВт
Число цилиндров двигателя 4 шт.
Ход поршня 14 см
Размер колеи 1,33 м
Просвет 0,42 м
Вес (конструкционный) 7,69 т
Вес съемного балласта 0,48 т
Ширина 1,85 м
Высота по кабине 3,12 м
Длина 5,33 м