Если разметка запрещает. Противоречие разметки и знака. Что главнее

Итак, 20 ноября вступают в силу большое количество изменений, которое наше с вами правительство внесло в Правила Дорожного Движения Постановлением №316 от 10 мая 2010 года. Изменения кардинальные, зачастую даже переворачивающие представление о правилах дорожного движения по которым мы с вами ездили последние 17 лет. Разберем одно из самых важных нововведений.

Изменение коснулось первого предложения последнего абзаца раздела 1 приложения 2 Правил. Теперь горизонтальная разметка лишилась своей главенствующей роли перед дорожными знаками.

Звучит изменение так: "В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками".
В более ранней редакции, как вы помните, приоритет имели только временные знаки.

Удар свыше по разгильдяйству

Это небольшое изменение в Правилах имеет большую историю. Связано же оно с неспособностью нашего Правительства навести порядок на местах «гуманными» мерами.

Итак, за прошедшие годы Департамент ОБДД неоднократно посещала мысль о том, что надо что-то делать для того чтобы поток жалоб от водителей стал поменьше. А жаловались водители в основном на то, что по попустительству дорожных служб знак «Обгон запрещен» во многих случаях ставился без указания зоны действия или без знака «Конец запрещения обгона».

В результате получалось так, что разметка обгон разрешала, а знак — нет. Ведь согласно ГОСТу, знак «Обгон запрещён» ставится на участках с ограниченной видимостью, на опасных поворотах и тому подобных проблемных местах.

Если не закрыть действие знака, то тем самым получалось, что проблемные места у нас по всей стране, чем и пользовались инспекторы и от чего страдали водители.

1 августа 2007 года МВД издало указ №1/6080 о том, что неплохо было бы исключить случаи несовпадения разметки и установленных знаков.

30 июня 2008 года выходит указание главного государственного инспектора ГИБДД, требующего от своих подчинённых при рассмотрении спорных ситуаций трактовать сомнения в пользу участников дорожного движения.

Однако, начальник — далеко, а водитель с бумажником — близко, и поэтому безобразия на местах не прекращались.

Кроме того, когда надо, то российскому суду не указ даже генерал-майор милиции. А Административный кодекс однозначно трактует обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» как выезд на встречную полосу, что даёт в сумме безальтернативное лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Что имеем в осадке?

Положительные стороны данного нововведения:

  • Спорных моментов, касающихся несовместимости разметки и знаков, станет гораздо меньше.
  • Водители не будут гадать, что же за разметка находится под снегом, льдом или грязью. Есть знаки - ориентируйся по ним.

Отрицательные стороны:

  • Изменения по-прежнему проигнорировали права пешеходов, которые также являются участниками дорожного движения и также должны соблюдать требования знаков и разметки.
  • Дорожные службы так и будут забывать устанавливать ограничения действия знаков.

Что можно добавить? Посмотрим, как всё это будет работать. Правил бояться — на дорогу не выезжать.

Сегодня я предлагаю подумать над вопросом – что главнее знак или разметка? На многих автомобильных дорогах знаки иногда противоречат дорожной разметке. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос, чтобы знать по чему ориентироваться…


Почему у меня возник такой вопрос! Да потому что у нас в городе есть один интересный перекресток. Стоп линия разметки перед светофором, находится намного дальше линии знака стоп. И когда едешь, не знаешь, почему ориентироваться либо по знаку, либо по линии разметки. Причем разница существенная примерно 4 — 5 метров. (между знаком и разметкой). Так что же главнее знак или разметка?



Для начала разберем постоянные дорожные знаки и разметку, во втором пункте поговорим о временных знаках и временной разметке.

1) Постоянные дорожные знаки и постоянная разметка


Согласно приложению № 2 к ПДД (Дорожная разметка и ее характеристики, в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67,
от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 16.02.2008 N 84), можно понять

«Что любые дорожные знаки главнее любой дорожной разметки »

То есть если отнести это к нашему случаю (стоп линия или знак стоп), вывод напрашивается один – если мы проезжаем знак стоп и становимся у стоп линии, то мы нарушаем ПДД. Простыми словами должны останавливаться у знака стоп, хотя стоп линия находится намного дальше.

2) Временные знаки и временная разметка


Если придерживаться того же приложения №2:

«В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки »
(редакция Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

То есть временная разметка всегда главнее чем, обычная. Также временные знаки, главнее чем обычные знаки.

Нужно помнить, что временные знаки устанавливаются не на постоянной основе, а на так называемых «переносных стойках». Но могут встретиться временные дорожные знаки и на постоянных стойках.

Временная дорожная разметка обычно оранжевого цвета, и если она противоречит постоянным дорожным знакам и постоянной разметке белого цвета, то стоит ориентироваться именно по ней. Потому как она является главной.

Теперь подведем итоги:

Как видите, у нас появились четыре группы.

— Постоянная разметка

— Временная разметка

Так кто же главнее в этой ситуации. Итак, окончательный список.

1) Самый главный идет временный знак, потому как если верить приложению №2 к ПДД (любые дорожные знаки главнее дорожной разметки). А соответственно временный дорожный знак главнее, постоянного дорожного знака. Таким образом, временный дорожный знак имеет наивысший приоритет.

2) Постоянный дорожный знак. Находится на втором месте (Приложение №2 к ПДД)

3) Временная дорожная разметка. Временная разметка главнее, чем обычная дорожная разметка.

4) И самой последней является постоянная разметка.

Вот именно так устроен список. Думаю моя статья, вам поможет правильно без нарушений ПДД передвигаться по городу и по трассе. НА сегодня у меня все.

Сразу стоит оговорить, что приоритет имеет только временный дорожный знак , и это указано в последнем абзаце ст. 1 Приложения 2 к ПДД. Инспектор ссылается при оформлении материалов на то, что знак имеет приоритет над разметкой — продолжайте спор и учтите, что под временным знаком понимается знак на переносной стойке, и это отражено в предпоследнем абзаце Приложения 1 к ПДД. Знак, закрепленный на дереве или примотанный скотчем к основной стойке, временным не явлется.

В остальных случаях, противоречий быть не должно и все споры должны трактоваться однозначно: если требование установленных дорожных знаков противоречит разметке, то налицо нарушение требований к организации дорожного движения, а за это гражданин ответственность нести не должен.

Обратимся к Закону «О безопасности дорожного движения», а именно к 22 статье: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:

4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ".

Статья 30.2: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения». Само название Приложения 1 к ПДД дает всеобъемлющий ответ: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289−2004 и ГОСТу Р 52290−2004)».

Таким образом, только дорожные знаки, установленные в соответствии с требованиями, относятся к правилам дорожного движения, остальные, фактически, признаются установленными без достаточных на то оснований. Фото: Depositphotos

Таким образом, знак, установленный не по ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, если будет иметь место нарушение такого знака, то будет отсутствовать состав правонарушения как по части 4 статьи 12.15 КоАП, так и по статье 12.16 КоАП. Проще говоря, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, основывающаяся на умышленных противоправных действиях или бездействии.

Пункт 1.3 ПДД, который, как правило, вменяют водителям в случае нарушения линии разметки или требования дорожного знака, обязывает знать и выполнять требования знаков и дорожной разметки. Однако, ПДД с приложениями 1 и 2 не дают прямой ссылки на ГОСТ и указание о протяженности действия дорожного знака с указанием табличек. Однако подтверждается, что знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка".

Таким образом, если нет табличек 8.5.4−8.5.7 «Время действия», то знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. В соответствии с п. 5.4.31 ГОСТ, в таком случае либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Сам же знак, в любом случае, будет действовать до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, если перекрестки отсутствуют.

Рассматривая случай начала линии прерывистой разметки , можно утверждать, что разметка начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, то есть выезд на полосу встречного движения производится там, где этот выезд не запрещен. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов отметил в Российской Газете (№ 4519 15.11.07 г.): «По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью».

Фото: Depositphotos

Согласно ГОСТ Р 52289−2004, п. 6.1.1: «Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения». Таким образом, еще раз убеждаемся в том, что разметка и знак не могут противоречить друг другу .

Исходя из документов, регламентирующих деятельность ГИБДД, устанавливаем, что помимо контроля за соблюдением ПДД, инспектор, в случае выявления факта несоответствия требований дорожного знака и дорожной разметки, должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию (если, конечно, инспектор знает ПДД, ГОСТ и наставления по ДПС), а также регулировать движение на данном участке дороги с целью предотвращения образования большого скопления транспортных средств. Ведь задача инспектора заключается также в обеспечении безопасного, бесперебойного и беспрепятственного проезда транспортных средств.

Если вас все-таки привлекли к ответственности, основываясь на указанном выше, необходимо ходатайствовать в суде «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289−2004». Заявить такое ходатайство гражданин имеет право начиная с момента составления в отношении него протокола — то есть вплоть до того, что сразу же при составлении протокола.

Есть и другие случаи, когда знак 3.21 «Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.). Однозначно понятно, что при хорошей погоде водитель увидит запрещающую линию разметки и, скорее всего, обгон впереди идущего транспортного средства совершать не будет, но как быть, если погодные условия не позволяют водителю увидеть разметку? В таком случае, опять-таки руководствуясь нормативными документами, приходим к выводу, что нарушений при совершении указанного маневра нет.

Будьте внимательны и не нарушайте! Удачи на дорогах!

Очень часто как за городом - на трассе, так и в городе водители сталкиваются с тем, что разметка противоречит установленным дорожным знакам. Чаще всего такая ситуация возникает при противоречии знака «Обгон запрещен » разметке «Сплошная » и «Прерывистая ».

Но, приоритет имеет только временный дорожный знак - это указано в последнем абзаце ст. 1 приложения 2 к Правилам Дорожного Движения. Если инспектор ссылается при оформлении материалов на то, что знак имеет приоритет над разметкой, продолжайте спор и учтите - под временным знаком понимается знак на переносной стойке. Такая ситуация отражена в приложении 1 к ПДД. Если требование установленных дорожных знаков не соответствует разметке, то налицо нарушение требований к организации дорожного движения, а за это водитель ответственность нести не должен.

Так же следует обратиться к Закону «О безопасности дорожного движения».
Само название приложения 1 к ПДД также говорит о том, что никаких противоречий в данном случае быть не может: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)». Таким образом, только дорожные знаки, установленные в соответствии с требованиями ГОСТа, соответствуют ПДД, остальные фактически признаются недействительными.

Таким образом, если нет табличек «Время действия», то знак установлен ввиду ограничения видимости на данном участке и его действие по ГОСТу должно быть ограничено этой зоной. В соответствии с подп. 5.4.31 ГОСТ Р 52289 в таком случае либо ставят сам знак «Обгон запрещен » с табличкой «Зона действия знака », либо устанавливают еще один знак «Конец зоны запрещения обгона ». Сам же знак в любом случае будет действовать до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, если перекрестки отсутствуют.

Прерывистая линия разметки начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, то есть выезд на полосу встречного движения производится там, где этот выезд не запрещен.
Выделим главные пункты документа «Наставления по службе Дорожной инспекции и организации движения».
- Копия согласованной схемы организации движения заносится в контрольно-наблюдательное дело и направляется в соответствующее подразделение ДПС для организации повседневного надзора.
- Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
- При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и действует по указанию дежурного».
- Контроль за соблюдением участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
- При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т. д.), а также за производством работ на проезжей части. При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».

То есть помимо контроля за соблюдением водителями Правил Дорожного Движения инспектор в случае, если разметка противоречит знаку, должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию (если, конечно, он знает ПДД, ГОСТ и «Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ»). Инспектор должен также регулировать движение на данном участке дороге с целью предотвращения образования большого скопления транспортных средств. Ведь его главная задача - обеспечение безопасного, бесперебойного и беспрепятственного проезда транспортных средств.

Если водителя все-таки привлекли к ответственности, то ему необходимо ходатайствовать в суде о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТ Р 52289-2004. Заявить такое ходатайство гражданин имеет право начиная с момента составления протокола.

В данной статье мы разглядим вопрос, волнующий огромное количество начинающих автовладельцев – что имеет больший ценность разметка либо символ? И правда, таковой вопрос очень уместен разве что тогда, когда необходимость в дорожных знаках и дорожной разметке противоречива.

Сходу охото увидеть, что нередко знаки и разметка
дублируются друг другом либо взаимно дополняются, т.е. противоречий не появляется.
Очевидно, в схожих случаях вопрос главенства символов либо разметки не
уместен. Но противоречия меж знаками и разметкой все-же не уникальность на
дорогах, потому-то данный вопрос нуждается в кропотливом исследовании.

На данный момент мы разглядим и временные знаки, и разметку,
противоречащие меж собой, так же и неизменные знаки, и разметку.

Временный дорожный
символ и разметка

В чем отличие меж временными дорожными знаками и разметкой
от их неизменных оппонентов? Временные от неизменных отличаются тем, что их
устанавливают на переносных стойках.

У временного знака есть переноска, изготовленная из сколоченных
крест накрест брусков. В неких ситуациях на переносных стойках
устанавливают неизменные знаки, но их опоры вбиты в землю. Означает, нужно
осознавать, не хоть какой символ «Дорожные работы» считается переносным.

Временная разметка отлична от неизменной только цветом.
Постоянную разметку обычно красят белоснежным цветом, а временную – оранжевым. В
реальный момент временную разметку на дорогах мы встречаем достаточно изредка, но ее
возникновения нужно ждать и быть к этому готовыми.

Таким макаром, у нас четыре группы данных частей, которые
обустраивают дорогу: неизменные и временные знаки; неизменная и временная
разметка. Ценность каждой в отдельности мы и разглядим ниже.

Что главнее

Поначалу создадим сопоставление меж временными и неизменными
знаками. В приложении 1 главы 8 ПДД верно разъясняется данная ситуация. В
промежном перечне по убыванию ценностей описывается так:

  • временный
    дорожный символ;
  • неизменный
    дорожный символ;
  • временные
    дорожные разметки;
  • неизменные
    дорожные разметки.

Итак, какие можно сделать выводы? 1-ое: хоть какой дорожный
символ главнее разметки. 2-ое: разметка временная главенствует над той, которая
является неизменной.

Таким макаром, если появилась противоречивая ситуация на
дороге, вначале необходимо придерживаться временных дорожных символов, позже
неизменных символов, и т.д. по списку. Обращайте внимание на то, что у
временной разметки нет приоритета над неизменным дорожным знаком.

Примеры неких
противоречий меж дорожными знаками и разметкой

Ситуации с противоречиями на дороге появляются не так нередко.
Намного почаще появляется у водителей неверное представление о значениях. Потому
в данной статье мы разглядим некие примеры, чтоб вы лучше понимали
ситуацию.

1. Объезд
ремонтируемой дороги по полосе, являющейся встречной.

На дороге установили временный символ 4.2.2, также нанесли
постоянную разметку 1.3:

В данном случае, снова начинается противоречие, потому что
разметку 1.3 воспрещается пересекать, а символ 4.2.2 непосредственно показывает на
обязательность скрещения разметки.

Преобладает временный символ, и потому объезжать
ремонтируемую дорогу по встречной дороге считается правомерным.

Вот некие ситуации, в каких нет противоречий, но
далековато не все водители сумеют это найти стремительно.

2. Обгон, если
находится символ 3.20 и разметка 1.5

На дороге установили символ 3.20 «Обгон запрещен» и нанесли
горизонтальную разметку 1.5:

В данном случае ситуация трактуется таким макаром:

  • При
    дорожном знаке 3.20 обгон воспрещается.
  • При
    разметке 1.5 не воспрещается выезжать на встречную дорогу.

В сумме эти все знаки значат то, что водителю разрешается
выезжать на полосу, которая встречная, чтоб выполнить хоть какой маневр, только не
обгон. Означает, ему можно повернуть влево, развернуться, объехать по встречной
дороге.

Некие водители считают так, что при разметке 1.5 разрешается
делать обгон. Нет, это некорректно. Разметка 1.5 не дает никакого
дополнительного разрешения. Если она находится, необходимо просто двигаться в
этих границах, где размечено полосами.

3. Обгон, когда есть
символ 3.21 и находятся разметки 1.1

Вот еще пример, который похож на предшествующий. На дороге
установили символ 3.21 «конец зоны воспрещения обгона» и нанесли разметку 1.1:

В данном случае:

  • Разметка
    1.1 – воспрещение хоть какого выезда на встречную дорогу – имеется в виду и
    обгон.
  • Символ
    3.21 – обозначение окончания зоны, запрещающей обгон. Нужно увидеть, что
    символ воспрещает обгонять, он только обозначает, что зона завершилась.

Многие водители этого никак не понимают, они пробуют идти
на обгон, заезжая на сплошную черту разметки и лишаются за это прав, при этом
заслуженно.