Хтз 181 технические характеристики. Особенности устройства и эксплуатации

Трактор гусеничный ХТЗ-181 используется в сельском хозяйстве для выполнения большого комплекса работ в растениеводстве: пахота (глубиной до 40 см), сплошная культивация, боронование, посев и уборка зерновых и технических культур, внесение удобрений в агрегате с прицепным, полунавесным и навесным оборудованием специального назначения.

Технические характеристики гусеничной машины по сравнению с колёсными тракторами позволяют обрабатывать сложные почвы с высоким сопротивлением, в том числе на переувлажненных почвах весной и зимой для снегозадержания.

Новая коробка передач с двухпоточной гидросистемой управления позволяет производить поворот трактора во время движения с фиксированным радиусам или при помощи рулевого колеса с любым радиусом поворота. На шасси трактора ХТЗ-181 установлена безопасная двухместная каркасная кабина, оборудованная климат-котролем для удобства работы в любой период года. По Вашему заказу может быть установлен кондиционер. Трактор оснащен пятикатковой торсионно-пружинную подвеской. Продольная база увеличена и обеспечивает повышенную плавность хода и снижает давление на единицу площади. При этом улучшаются агротехнические показатели выполнения технологических процессов и снижается расход топлива.

Технические характеристики

Двигатель , модель, изготовитель ЯМЗ-238КМ2-3
Мощность номинальная, кВт (л.с.) 139,7 (190)
Номинальная частота вращения, об/мин 2100
Число цилиндров, шт. 8
Расположение цилиндров V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 130/140
Рабочий объем, л 14,86
Система пуска электростартер
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) 220 (162)
Муфта сцепления сухая однодисковая
Коробка передач механическая, гидроуправляемая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона
Скорость движения, км/ч: переднего хода: 1;2;3 4,26-5,88; 6,72-9,28; 11,09-15,31
Скорость движения, км/ч: заднего хода: 5,74-7,93
Главные передачи конические со спиральным зубом
Конечные передачи планетарные
Вал отбора мощности задний независимый двухскоростной
Частота вращения выходного вала, об/мин 540 и 1000
База, мм 2300
Колея, мм 1435
Габариты, мм: длина 5455
Габариты, мм: ширина 1960
Габариты, мм: высота 3170
Дорожный просвет, мм 300
Масса эксплуатационная, кг 9050
Масло в двигателе, л 28
Масло в коробке передач, л 38
Масло в ведущих мостах, л 34
Масло в гидросистеме навесного устройства, л 50
Масло в редукторе ВОМ, л 3,6
Топливо, л 430
Охлаждающая жидкость, л 46 (вода), 42 (тосол)

Гусеничный трактор «ХТЗ-181» относится к четвёртому тяговому классу. Это одна из самых новых серийных моделей Харьковского тракторного завода, производство которой осуществляется, с переменным успехом, с 1995 года. «ХТЗ-181» относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения. Он предназначен для выполнения полного спектра агротехнических работ со всевозможным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием. Сильные стороны данной модели – мощный и достаточно современный двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» и модернизированная коробка передач с двухпоточной гидросистемой управления гидроподжимными муфтами. Все подробности о «ХТЗ-181» – в этой публикации.

Во внешнем облике «ХТЗ-181» легко угадываются очертания прекрасно знакомого каждому, кто «родом из СССР», трактора «Т-150». Действительно, «ХТЗ-181» создан на основе этого славного массового семейства унифицированных между собой колёсных и гусеничных тракторов советской эпохи. Как и его знаменитый предшественник, трактор ХТЗ-181 призван выполнять энергоёмкие сельскохозяйственные работы, прежде всего, по обработке почвы, а также по уборке урожая.

Пик развития Харьковского тракторного завода пришёлся как раз на начало пресловутой «перестройки». В середине 80-х годов ХХ века ХТЗ выпускал 70 тысяч тракторов в год и поставлял их в 36 стран мира. По всей стране был известен работающий с 1961-го года учебный цех ХТЗ, в котором были созданы хорошие условия для новаторов-экспериментаторов и постоянно велись работы над усовершенствованием тракторов популярного семейства «Т-150».

Общее количество произведённых заводом с 1931-го года тракторов достигло в 80-х годах 2,5 миллиона единиц. Кроме того, стабильно работали цеха, выпускающие бронетехнику для нужд Министерства обороны: самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры и армейские тягачи.

Теперь, конечно, не может быть и речи о подобных объёмах производства. На протяжении 90-х/2000-х годов завод периодически «лихорадило», он переходил от одних собственников к другим, несколько раз вовсе останавливал производство на 3-10 месяцев. Производство бронетехники было полностью остановлено в 2008 году. Самым лучшим для ХТЗ новейшей истории стал 2005-й год, когда предприятие выпустило 2 500 тракторов.

Тем не менее, за эти годы был предпринят целый ряд попыток внедрения в серийное производство новых моделей тракторов разного тягового класса – от малого трактора для мелких фермерских хозяйств «ХТЗ-2410» (с китайским дизелем 25 л.с.), до первого харьковского промышленного и дорожно-строительного бульдозера «ТС-10» (в сотрудничестве с концерном «Бош»); продолжились работы по модернизации моделей на основе классических «Т-150». Одним из таких, достаточно успешных проектов предприятия стал и «ХТЗ-181».

Основной комплекс работ, на которых можно наиболее эффективно использовать трактор «ХТЗ-181», таков: это пахота (глубиной до 40 см), сплошная культивация, боронование, посев и уборка зерновых и технических культур, внесение удобрений в агрегате с прицепным, полунавесным и навесным оборудованием специального назначения.

Трактор «ХТЗ-181» агрегатируется с прицепными, полунавесными, навесными, полуприцепными, гидрофицированными сельхоз. машинами и орудиями, в первую очередь, с плугом «ПЛН-6-35»; культиватором «2КПС-4», культиватором тяжёлым «КТС-6». Кроме пахоты и культивации почвы, предполагается участие трактора «ХТЗ-181» в решении таких задач, как финальная предпосевная обработка почвы, ранневесеннее закрытие влаги, лущение, дискование, посев, уборка зерновых культур, снегозадержание и транспортировка грузов.


Несмотря на то, что в последние годы в крестьянских хозяйствах страны наметилась тенденция к фактическому отказу от гусеничной техники, в пользу колёсных тракторов; технические характеристики гусеничной машины, по сравнению с колёсной, позволяют ей обрабатывать гораздо более сложные почвы с высоким сопротивлением. А также успешно трудиться,в том числе и на переувлажненных почвах весной, и зимой для снегозадержания.

Технические характеристики «ХТЗ-181»

Габаритные размеры трактора

  • Длина (с навесной системой, в транспортном положении): 5,5 метров;
  • Ширина: 1,920 м.
  • Высота (по выхлопной трубе): 3,008 м.
  • Ширина колеи: 1,44 м.
  • Дорожный просвет: 350 мм.
  • База трактора «ХТЗ-181»: 2,320 м.
  • Эксплуатационная масса трактора: 9,470 тонн.

Базовый остов трактора «ХТЗ-181» – это нивелирная клёпаная рама с поперечными литыми брусьями. На передней части рамы установлен V-образный четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» жидкостного охлаждения. За мотором располагается механизм силовой передачи трактора: муфта главного сцепления, коробка передач с коробкой приводов. Они смонтированы в отдельных корпусах и образуют с двигателем единый блок, прикреплённый к раме на резинометаллических амортизаторах.

В коробке приводов располагаются приводы насосов гидравлических систем: коробки передач и навесного устройства, а также привод независимого вала отбора мощности. Спереди на раме смонтированы водяной и масляный радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя, а также масляный радиатор гидравлической системы трансмиссии.

Спереди на корпусе трактора установлены две передние фары, для освещения пути движения. Четыре задних фары предназначены для использования в тёмное время суток (освещения рабочей зоны и(или) прицепных машин и орудий). Раму соединяет с гусеничными двигателями подвеска. Её функции – обеспечение равномерности и плавности хода трактора. Подвеска трактора «ХТЗ-181» является пятикатковой, торсионно-пружинной.

Каждая гусеница представляет собой замкнутую цепь, охватывающую ведущие и направляющие колеса трактора. К корпусу заднего моста прикреплены редуктор вала отбора мощности с независимым приводом от двигателя через карданную передачу. Включение привода и управление гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ осуществляется рычагами с рабочего места механизатора.

Увеличенная продольная база трактора обеспечивает повышенную плавность хода и снижение удельных давлений на единицу площади почвы. При этом улучшаются общие агротехнические показатели выполнения технологических процессов, и снижается расход топлива.

Трактор «ХТЗ-181» оснащается двигателем «ЯМЗ-238КМ2-3». Данный силовой агрегат входит в состав распространённого семейства восьмицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода. Это четырёх-тактный дизель с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива, без турбонаддува, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения. Технологически «ЯМЗ-238КМ2-3» является практически аналогичным современной базовой модели семейства – «ЯМЗ-238М2», и отличается от неё лишь маховиком под диафрагменное сцепление и некоторыми другими незначительными деталями.

Двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» изначально предназначался именно для установки на гусеничный трактор «ХТЗ-181». Тем не менее, этот мотор является взаимозаменяемым с дизелем «ЯМЗ-238КМ», который производился до 1988 года; и с ещё более ранней версией – двигателем «ЯМЗ-238К», поставляемым до августа 1985 года. Все эти моторы комплектуются диафрагменными сцеплениями «ЯМЗ-182»: однодисковыми, фрикционными, сухими, вытягиваемого типа. Запуск двигателя трактора «ХТЗ-181» осуществляется электростартером.

Двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» обладает высокими мощностью и производительностью, надёжностью и долговечностью. В заводской номенклатуре ХТЗ он обозначается артикулом «238КМ2-1000189». Характеристики данного мотора таковы:

  • Габаритные размеры (длина/ ширина/ высота) в миллиметрах: 1235/1005/1060.
  • Масса: 1,120 т.
  • Мощность: 190 лошадиных сил (140 кВт).
  • Рабочий объём цилиндров: 14,86 л.
  • Диаметр цилиндра: 130 мм.
  • Ход поршня: 140 мм.
  • Частота вращения: 2100 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент: 687 Н·м (70 кгс·м).
  • Частота при максимальном крутящем моменте: 1250–1450 об/мин.
  • Минимальный удельный расход топлива: 238 г/кВт·ч (175 г/л.с.·ч).
  • Топливный насос высокого давления: «802.5-20».
  • Генератор: «4055.3771-49».

Коробка передач

Модернизированная коробка передач с двух-поточной гидросистемой управления гидро-поджимными муфтами позволяет переключать передачи на ходу, без разрыва потока мощности, и иметь возможность поворота трактора с фиксированными радиусами или при помощи рулевого колеса с любым радиусом поворота.

Количество передач переднего хода – 9; заднего хода – 3. Планетарные редукторы конечных передач вместе с задним мостом образуют единый блок, жёстко прикреплённый к раме трактора.

На задней части рамы установлено навесное устройство – рычажное, с гидравлической системой управления. Гидравлическая система навесного устройства является раздельно-агрегатной. Для работы с прицепными гидрофицированными машинами и орудиями трактор оснащён прицепной и упряжной скобами, а для работы с прочим прицепным оборудованием – используется тягово-сцепное устройство.

На шасси трактора «ХТЗ-181» установлена современная цельнометаллическая двухместная каркасная кабина. Она обладает хорошими показателями термо- шумо- и пыле-изоляции; обширным панорамным остеклением. В базовой комплектации кабины «ХТЗ-181» – пневматические стеклоочистители переднего стекла, ручные стеклоочистители заднего стекла, аптечка, место для установки радиоприёмника и антенны, солнцезащитные козырьки, зеркала заднего вида, коврик, подрессоренное сиденьем механизатора, выполненное в соответствии с «ГОСТ-20062».

Кабина трактора «ХТЗ-181» оснащена средствами нормализации микроклимата в летний и зимний периоды: мощным отопителем и системой вентиляции. В качестве дополнительной опции она, по желанию заказчика, оборудуется кондиционером фирмы «Вебасто-Электрон» (украинско-немецкое совместное предприятие).

В кабине размещены: рулевая колонка, педали с рычагами управления трактором, валом отбора мощности, автосцепкой и силовым цилиндром навесной системы. Сзади кабины, на продольных усилителях пола кабины, установлен топливный бак.

Объёмы заправочных ёмкостей трактора «ХТЗ-181»

  • Топливный бак: 430 л.
  • Система охлаждения: вода – 41 л; тосол «А-40» – 45 л.
  • Картер двигателя – 31,3 л.
  • Трансмиссия – 32,8 л.
  • Гидронавесная система – 42,3 л.

Трактор ХТЗ-181 выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1995-го года. Данная техника используется для выполнения энергоемких работ по уборке урожая и обработке почвы. Широкое применение в различных сельскохозяйственных отраслях трактор получил благодаря большому диапазону скоростей без ограничения по тяговому усилию.

Данная гусеничная модель отличается высокими тяговыми характеристиками, за что ее особенно ценят в сельском хозяйстве. ХТЗ-181 приспособлен для работы с огромным количеством навесного оборудования, что существенно увеличивает его возможности. Именно дополнительные агрегаты позволяют использовать трактор для боронования, пахоты, культивации и посева культур. При этом ХТЗ-181 применяется во всех технологиях возделывания: минимальной, традиционной, нулевой и безотвальной.

Модель относится к тяговому классу 4-5 тонн. Благодаря улучшенным в сравнении с аналогами технологическим параметрам и свойствам ХТЗ-181 зарекомендовал себя как экономичный и высокоэффективный трактор, оптимально подходящий для аграриев. Удлиненная база модели, дополненная торсионно-пружинной 5-катковой подвеской, позволила минимизировать давление на грунт, обеспечить плавный и равномерный ход.

ХТЗ-181 позволяет выполнять повороты с фиксированным радиусом отклонения. Данное свойство в купе с многофункциональностью и высокими тяговыми параметрами делают его весьма популярным.
Другим плюсом трактора является простота конструкции. ХТЗ-181 позволяет оптимизировать расходы благодаря бюджетной стоимости, минимальным затратам на эксплуатацию и возможностью агрегирования большим числом сельхозорудий.

Базой для создания ХТЗ-181 выступил другой популярный продукт Харьковского тракторного завода – ХТЗ-150. В 1995-ом году было выпущено 23 трактора ХТЗ-200. Модель позиционировалась в качестве преемника ХТЗ-181. Главные различия между ними были в механизмах поворота и коробках передач. ХТЗ-200 получил бесступенчатый механизм поворота, что существенно сократило расход топлива (на 18%) и увеличило производительность (на 20%).

Технические характеристики

  • ХТЗ-181 оснащается двигателем мощностью 190 л.с. Силовая установка, несмотря на большую массу техники (9,55 тонны), позволяет развивать скорость в 15,31 км/час вперед и 7,93 км/час назад.
  • Удельный расход топлива трактора ХТЗ-181 составляет 220 (162) г/кВт. в час. (г/л.с. в час), тяговое усилие – 40-50 (4000-5000) кН (кгс). Топливный бак модели вмещает до 430 литров.
  • Габариты ХТЗ-181: высота – 3170 мм, длина – 5455 мм, ширина – 1960 мм. Дорожный просвет трактора составляет 350 мм, колесная база – 1435 мм, колея – 1435 мм.

Двигатель

В данной модели Харьковского тракторного завода применен дизельный 8-цилиндровый агрегат «ЯМЗ-238КМ2-3» производства Ярославского завода «Автодизель» с V-образным расположением цилиндров. 14,86-литровая силовая установка имеет мощность 139,7(180) кВт (л.с.) и номинальную частоту вращения 2100 об/мин. Запускается мотор посредством электростартера.
Агрегат «ЯМЗ-238КМ2-3» отличается надежностью и высокой производительностью. Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-0. Данная силовая установка разрабатывалась на основе «ЯМЗ-238КМ2».

Мотор имеет непосредственный впрыск топлива и жидкостное охлаждение. «ЯМЗ-238КМ2-3» комплектуется сухим, однодисковым, фрикционным сцеплением «ЯМЗ-182» вытягиваемого типа. При высоких и низких температурах агрегат находится в работоспособном состоянии.

Устройство

Остовом трактора выступает швеллерная клепаная рама с поперечными брусьями. Модель имеет эластичную балансирную подвеску с 2 подвесками по бортам и 2 осями качания. Механизм поворота включает фрикционную муфту и 2 тормоза.

Ходовая часть ХТЗ-181 состоит из 4 спаренных опорных катков, ведущих зубчатых колес, литых гусениц, амортизирующего и натяжного устройств. В состав механизма поворота входят 2 тормоза и фрикционные муфты.

ХТЗ-181 оснащается коробкой передач с 2-поточной гидросистемой управления гидромуфтами. Данный элемент позволяет осуществлять переключение передач без потери мощности прямо на ходу, а также предоставляет возможность поворота техники с любым радиусом поворота.

В процессе модернизации ХТЗ-181 особое внимание уделялось повышению комфортности работы водителя и уровня безопасности. Кабину трактора оборудовали элементами нормализации микроклимата в различные временные периоды. Положительно на плавности хода сказалось увеличение продольной базы техники.
Водительское место в ХТЗ-181 имеет функцию регулировки по высоте и мягкое удобное кресло. В основе кабины данной модели лежит прочный каркас безопасности, обеспечивающий дополнительную защиту оператору. Внутри присутствует надежный и мощный отопитель. Кабина ХТЗ-181 – панельная 2-местная с электронными приборами, электростеклоочистителями и зеркалами. Опционально может устанавливаться кондиционер.

Цена

ХТЗ-181 отличается бюджетной стоимостью и высокой ремонтопригодностью. Обслуживание и ремонт данной техники возможны почти в любых условиях, что существенно увеличивает ее привлекательность. Новый ХТЗ-181 обойдется в 2,9-3,2 миллиона рублей.

Несмотря на высокий уровень универсальности, колесные трактора имеют существенные недостатки. Это снижение тягового момента на крюке, высокие удельные нагрузки на основание и низкий коэффициент сцепления с переувлажненной поверхностью грунтовых дорог.

Проблема частично решается установкой спаренных колес и навеской балластных грузов, в лучшем решении — применением гусеничных тракторов соответствующего тягового класса. В этом отношении отлично зарекомендовала себя продукция ХТЗ, в частности гусеничный трактор ХТЗ 181-й модели.

Агрегатируемая с большим количеством навесных или прицепных устройств, мощная модель предназначена для выполнения трудоемких и масштабных работ. Машина, производство которой началось в 1995 году, отличается от аналогичных разработок:

  • повышенными тяговыми параметрами;
  • экономичной эксплуатацией;
  • совместимостью с большим количеством навесных агрегатов, предназначенных для обработки грунта, ухода за посевами, уборки урожая и при необходимости, его доставки на пункты переработки или хранения.

Эти и другие рабочие свойства ХТЗ-181 определили возможность его применения в традиционных, минимальных, нулевых и безотвальных технологиях выращивания зерновых и технических культур.

Конструкционные особенности

В конструкцию трактора ХТЗ-181-й модели заложен богатый опыт эксплуатации гусеничных машин предыдущих моделей и новые технические разработки, выводящие конструкцию машины на уровень современных стандартов.

Благодаря удлиненной базе и 5-катковой пружинно-торсионной подвеске, давление на грунт составляет всего 0,40 кг/см2. Полноценная ходовая часть с повышенным ресурсом также обеспечивает трактору отличное сцепление с грунтом, плавный ход на транспортных передачах, минимальный радиус поворота, что особенно важно при работе тракторного агрегата на небольших участках.

Машина, удачно сочетающая в себе бюджетную стоимость, широкий сельскохозяйственный функционал, несложное и экономичное обслуживание, продолжительный эксплуатационный ресурс до настоящего времени пользуется на тракторном рынке повышенным спросом.

Разработанная на основе колесного прототипа модель в свою очередь стала базой для создания принципиально нового трактора ХТЗ-200. Более совершенный по конструкции аналог отличается меньшим расходом ГСМ и повышенной производительностью.


Фото: ХТЗ-181 в работе

Эксплуатационные и технические характеристики

Габаритные размеры мощного трактора ХТЗ-181 соответствуют параметрам 5-го тягового класса. Машина, длина которой составляет — 5,46, ширина 1,96 и высота 2,88 метра характеризуется удлиненной базой в 1,44 метра, идентичной шириной колеи и дорожным клиренсом 30 см.

Швеллерная рама служит основанием для размещения силового агрегата с силовой передачей, кабины, топливного бака и бортовой гидросистемы. Ходовая часть балансирного типа с двумя осями качения и бортовыми подвесками. Поворот трактора реализуется выключением многодискового фрикциона и затяжкой соответствующего ленточного тормоза.

Трактор характеризуется повышенным комфортом и безопасностью эксплуатации кабины. Существенно доработана климатизация ее внутреннего объема, улучшена обзорность, более удобным стало размещение элементов управления.
Двухместная герметичная кабина оборудована регулируемым сидением, жестким внутренним каркасом, набором бортовой электроники. В значительной степени повышен уровень виброзащиты и теплозвукоизоляции.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат трактора 181-й модели классический V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238КМ2-3.

  • В базовом варианте — это простой по конструкции и экономичный в эксплуатации 14,86-литровый двигатель, в полной мере обеспечивающий должную гибкость тяговых характеристик.
  • Дизель при среднем расходе топлива 162-170 г/л.с. в час на рабочем режиме 2100 об/мин, развивает мощность в пределах 190 л.с. Объем топливного бака составляет 430 литров.
  • Основные преимущества Ярославского двигателя — это компактная конструкция, надежность, производительность, соответствие требованиям действующих экостандартов.

Полноценную передачу крутящего момента с маховика на трансмиссию обеспечивает механизм сухого, постоянно-замкнутого сцепления. Трактор ХТЗ-181 комплектуется многоступенчатой КПП с 2-х поточным управлением гидромуфтами. Ее оригинальная конструкция позволила увеличить максимальную транспортную скорость до 15,3 км/ч. Скорость движения заднего хода составляет неполных 8 км/ч.

В перечне особенностей трансмиссии трактора — возможность легкого переключения передач без остановки трактора, точность прямолинейного движения, повышение маневренности машины за счет получения любого радиуса поворота.


Фото: кабина ХТЗ-181

Преимущества и недостатки

Гусеничные машины ХТЗ 181-й модели выгодно отличаются от колесных тракторов:

  • максимально эффективными тяговыми характеристиками;
  • меньшим коэффициентом удельного давления на грунт;
  • отсутствием пробуксовки на проблемных участках дорог без твердого покрытия;
  • относительно небольшими радиусами поворота.

Эти и другие особенности применения гусеничных тракторов позволяют использовать все преимущества широкозахватных сельскохозяйственных машин, осваивать большие объемы работ в сжатые сроки и при меньших расходах ГСМ.

Приведенные достоинства гусеничных тракторов не исключают существенных недостатков. Это:

  • меньший скоростной диапазон;
  • невозможность перемещения гусеничной техники по общественным автомобильным дорогам с твердым, асфальтовым или бетонным покрытием;
  • несмотря на все усилия конструкторов, условия работы водителей гусеничных тракторов по отношению к колесным машинам менее комфортные.

Видео: демонстрация работы 181-й модели

Цена трактора 181-й модели нового и подержанного

На отечественном тракторном рынке диапазон отпускных цен на новые машины с нулевым пробегом и заводской комплектацией варьируется в пределах 95-105 тысяч у.е. Имеются предложения по продаже подержанных машин. Стоимость такой техники формируется с учетом степени износа и остатка моторесурса.

Аналоги

На сегодняшний день — это идентичный по мощности и назначению гусеничный трактор марки Беларус 2103. Из предлагаемого ассортимента можно назвать модель и , но эти машины относятся к меньшей тяговой категории.