Газ гл 1 гоночный автомобиль.

(Горьковский Автомобильный Завод)

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford A и Ford АА. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания "Остин", строительство вёл трест "Металлострой". Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года - ГАЗ-АА). ГАЗ продолжал получать техническую поддержку от Ford Motor до 1935 года, когда действие договора было досрочно прекращено по обоюдному согласию сторон. В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. По окончании войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943-1945 гг. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО). Президентом ОАО "ГАЗ" был избран Н.А. Пугин. В 1997 году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским концерном Fiat о создании совместного предприятия под названием "Нижегород-моторс" по сборке легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего завода дизельных двигателей ГАЗ, простаивавшие после сворачивания их выпуска, но из-за дефолта 1998 года проект не состоялся. В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО "ГАЗ" был приобретён компанией "Базовый элемент". В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга "РусПромАвто", который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг "Группа ГАЗ".

Статья опубликована 30.09.2014 02:43 Последняя правка произведена 30.09.2014 02:58

В СССР в 30-е годы наблюдался дефицит спортивных автомобилей, хотя руководство страны и провозгласило курс на полную автомобилизацию армии и промышленности. Было организованно множество автоклубов, но их членам было просто не на чем ездить. Дошло до того, что в мае 1938 года лётчик Михаил Громов чуть было, не побил рекорд СССР, достигнув скорости 141,565 км/ч на подаренном ему американцами серийном автомобиле «Корд-812». При этом он никак к заезду не готовился и автомобиль не модифицировался специально под соревнования. В результате советское руководство издало специальное постановление запрещающее выступать в автомобильных соревнованиях на территории СССР на зарубежной технике.

Однако возникла проблема насыщения автоклубов отечественной спортивной автотехникой. При этом необходимо было учесть, требования армейского руководства, которое планировало с помощью авто-мотоклубов получить необходимое количество технически грамотных военнослужащих. В целях решения данной задачи, партийное руководство поставило задачу автомобильным заводам и научно-исследовательским институтам автомобильной тематики по проектирование и созданию спортивных автомобилей, предназначенных для участия в кольцевых автогонках.

В рамках этой программы на Горьковском Автомобильном Заводе был создан автомобиль конструкции Евгения Агитова . При этом создатель автомобиля, имея достаточно скромные возможности в качестве работника автомобильного завода, смог построить машину, которая вполне могла конкурировать с детищем В.И. Ципулина, сотрудника НАМИ, имеющего прекрасно материально-техническую и научную базу для проектирования и производства новых опытных автомобилей.

Базой спорткара стал вполне современный на тот момент автомобиль ГАЗ-М1, выпускающийся серийной с 1953 года на основе американской машины «Ford-V8-40» образца 1933 года. Такой подход отличал в лучшую строну проект Агитова от проектов других конструкторов советский спортивных автомобилей, которые строились на основе давно устаревшего ГАЗ-А. При этом, так как советские специалисты так и не смогли освоить выпуск фордовского V-образного двигателя, поэтому машина комплектовалась имеющим объём 3285 кубических сантиметров мотором собственной разработки. Агрегат был рядным четырёхцилиндровым, мощностью 50 лошадиных сил и его прообразом стала силовая установка Ford-BB.

Раму конструктор взял от ГАЗ-М1. На неё был установлен обтекаемый кузов с лобовым стеклом, а так же водительским и пассажирским креслами. При этом Е. В. Агитов имея свое мнение по вопросу обтекаемости автомобилей, значительно отличающееся от точки зрения Никитина, Гиреля и Ципулина, сделал свой кузов «приплюснутым» в задней части в горизонтальной плоскости, образуя тем самым широкий хвост.


Для участия в гонках серийный мотор ГАЗ-М1 основательно переработали. У него увеличили степень сжатия, установили на него новую экспериментальную головку цилиндров с увеличенными диаметрами клапанов. Обновлённый двигатель смог выдавать 65 лошадиных сил и при 3200 об./мин. Это был рекорд мощности двигателя ГАЗ-М1. Вес нового спорткара составлял ровно 1000 килограмм.

На испытаниях прошедших в октябре 1938 года под управлением А. Ф. Николаева смог достичь средней скорости средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Что бы и дальше развивать скоростные характеристики этого советского спорткара. необходимо было полностью модернизировать машину. Так силовой агрегат заменили на новый двигатель ГАЗ-11, который имел 100 лошадиных сил мощности. При этом возникли некоторые трудности, так новый мотор слишком грелся, а аэродинамика вследствие его установки значительно ухудшилась. Пришлось видоизменять колпак обтекателя, устанавливать новую облицовку радиатора, а так же новые аэродинамические колпаки колёс. Весь выигрыш при этом в области аэродинамики был «съеден» увеличившимся до 1 100 килограммов весом автомобиля. Форсированный смог показать скорость 161,87 км/ч, что позволило ему получить звание самого быстрого автомобиля СССР. У машины имелись достаточно широкие перспективы по улучшению своих технических и скоростных характеристик, но этому помешала начавшаяся в 1941 году война.

Наработанный при создании двигателя ГАЗ-11 опыт был использован при создании двигателя для серийного автомобиля ГАЗ-12, который имел мощность 90 лошадиных сил. Сам же имел «в отставке» счастливую судьбу – он был помещён в музей ГАЗа, где и находится до сих пор.

Фотографии версии от 1940-го года:

Пишет masha_blade

Первый советский гоночный автомобиль - ГЛ-1.

Попав пару дней назад на Галерею Олдтаймеров Ильи Сорокина в Крокус Экспо, я обратила внимание на ярко-красный, явно спортивный ретроавтомобиль. На его боку было написано: ГЛ-1.

Пока я его фотографировала со всех сторон, ко мне подошел мужчина, который представился руководителем мастерской Александром Бушуевым, где этот автомобиль был воссоздан, и мы разговорились.

История этого автомобиля очень интересна.

ГАЗ-ГЛ1 был построен в 1938 г. на ГАЗе под руководством Е. В. Агитова. «ГЛ-1» переводится как "Гоночная Липгарта», в честь Андоея Липгарта, главного конструктора довоенного ГАЗа, чьим коллективом разрабатывались и создавались все автомобили ГАЗ того времени. За базу был взят знаменитый ГАЗ М-1, вернее, при строительстве использовалось его шасси, "одетое" в открытый двухместный кузов. Крылья, подножки, фары - убрали все.

Внутри располагалось 1 место для пилота, попасть на которое можно было сверху, через специальный люк. Под капотом стоял форсированный двигатель ГАЗ-M1, который обладал увеличенной степенью сжатия, экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенным диаметром клапанов. Мощность его равнялась не 50 л.с., как у обычной "эмки", а 65. Вес машины составлял 1000 кг.

Так выглядела первая попытка Советского Союза создать гоночный автомобиль.

Его дебют состоялся на соревнованиях в Киеве, когда испытатель ГАЗа или как сейчас принято говорить – заводской пилот Аркадий Николаев сумел развить на ГЛ-1 скорость в 143 км/ч. Однако это не стало каким-либо рекордом скорости и об этом не стали особо говорить. На тот момент всесоюзный рекорд принадлежал ленинградцу Георгию Клещеву на самодельном "ГАЗ М1 Спорт" - 143,26 км/ч.

Но полтора месяца спустя рекорд всё же был побит. На Московском шоссе города Горького (сейчас Нижний Новгород) 21 октября 1938 года Аркадий Николаев прошёл на ГЛ-1 один километр с хода со средней скоростью 147,84 км/ч. Это стало стимулом к дальнейшей работе над автомобилем.

Агитов продолжал совершенствовать советский спорткар и в 1940 году автомобиль получил шестицилиндровый (3485 см") мотор ГАЗ-11.

На следующих испытаниях Аркадий Николаев намного улучшил результат и установил Всесоюзный рекорд скорости – 161,9 км/ч. ГЛ-1 прошел 1000 метров с места за 35,5 секунд и стал самой быстрой машиной Советского Союза.

Двигатель: число цилиндров: — 6, рабочий объем — 3485 см3, число карбюраторов — 2, клапанный механизм — SV, мощность — около 100 л. с. при 3600 об/мин; число передач — 3; размер шин — 6,50-16 дюймов; масса в снаряженном состоянии — около 1100 кг; база — 2845 мм; максимальная скорость — 162 км/ч; время прохождения 1000 м с места — 35,5 с.

В то же время в Европе, а точнее в Германии также шли работы по созданию самого быстрого гоночного автомобиля в мире. Сам Фердинанд Порше трудился над «Серебряными стрелами», вступая в жесткую конкуренцию с инженерами Mercedes.

Пока на ГАЗе пытались преодолеть скорость в 147 км/ч, в Германии, недалеко от Нюрургринга, шли совместные заезды Autounion и Mercedes.

28 января 1938 года на Autounion Type С Берндт Роземайер, один из величайших пилотов мира, на автобане Франкфурт-Дортмунд показывает 440 км/ч. Правда, заканчиваются эти заезды трагически: сильнейший боковой ветер переворачивает автомобиль Роземайера и пилот погибает от удара об опору моста.

… Вторая Мировая война по-своему распорядилась ходом строительства гоночных автомобилей. Те несколько экземпляров ГАЗ ГЛ-1 , которые были созданы в 1938-40-х годах в качестве экспериментальных образцов, были уничтожены под теми или иными обстоятельствами во время Второй мировой войны. По одной версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не пошедшие в серию. По другой – уничтожены во время одной из бомбежек ГАЗа. А до серийного производства автомобиль не добрался по причине того, что еще не был доведен до нужного состояния.

После войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принял участие во многих секретных государственных проектах, самый яркий из которых – успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды.

Судьба же Евгения Агитова сложилась трагично. Проекты, над которыми он работал, были «заморожены» во время войны, и конструктор покончил жизнь самоубийством.

В 70-е годы художник Александр Захаров вновь возвращается к теме ГЛ-1 и детально прорисовывает его по имеющимся фотографиям. А в 2006 году мастерская Александра Бушуева начинает воссоздавать автомобиль в живую.

На это потребовалось 4 года и силы и умение огромного коллектива людей. Александр Бушуев, тот самый, с кем я встретилась на выставке, говорит, что в процессе было занято как минимум 38 человек.

В начале 2010 года автомобиль был готов, он был построен на базе оригинального шасси от ГАЗ М-1. Все остальные детали были воссозданы вручную в 1 экземпляре.

Через пару недель этот автомобиль будет выставлен на продажу на аукционе.

Долгое время автомобильный спорт в СССР считали буржуйским пережитком. Никакой поддержки со стороны государства эта сфера деятельности не получала. Автомобили, предназначенные для участия в соревнованиях, собирались, что называется, на коленке, т.е. не в промышленных условиях. Естественно, каких-либо существенных результатов в этом виде спорта, участвуя на «самопальных болидах», достичь не удавалось. Лишь в середине 1930-х отношение к этому явлению несколько изменилось.

Так, решением партии на ГАЗе была создана конструкторская группа во главе с Евгением Агитовым – заместителем главного конструктора ГАЗа. Перед конструкторским бюро Агитова была поставлена задача по разработке и созданию гоночного автомобиля. К услугам конструкторов передавались все современные достижения и наработки советского автопрома того времени.

ГАЗ ГЛ-1 1938 года

Так, в 1938 году горьковчане представили свой гоночный автомобиль, которому присвоили обозначение ГАЗ ГЛ-1. Индекс ГЛ-1, скорее всего, расшифровывался как «Гоночная Липгарта №1», т.к. главным конструктором завода в то время был Андрей Липгарт.

За основу перспективной гоночной машины решено было взять серийный ГАЗ М-1 , который был единственным легковым автомобилем в производственной программе Горьковского автозавода.

На обычной раме М-1 был смонтирован открытый 1-местный кузов с открытыми колесами (без крыльев) и пониженным ветровым стеклом. С левой стороны кабины был предусмотрен вырез под локоть гонщика. Капот, боковые части капота и решетка радиатора, а также еще часть деталей были унифицированы с М-1. Общая масса автомобиля была значительно уменьшена – составила всего 1000 кг.

В угоду аэродинамике задняя часть гоночного автомобиля была выполнена приплюснутой и оформленной в виде расширенного хвоста.

В качестве базового силового агрегата был выбран двигатель от той же М-1. Это был 4-цилиндровый мотор с рабочим объемом 3.3 литра (лицензионная копия мотора Ford-BB). Его несколько форсировали путем увеличения диаметра клапанов, установки новой головки блока цилиндров и двух карбюраторов. После всех доработок мощность мотора выросла на 15 л.с. и составила 65 л.с./3200 об. Видимо, это был предел, и с устаревшего мотора ГАЗ-М1 снять больше мощности не удалось.

Техником-испытателем нового автомобиля стал 24-летний Аркадий Николаев – ведущий испытатель и руководитель группы дорожных испытаний автомобилей ГАЗа. Аркадий не только испытывал машину, но и лично проводил техобслуживание и готовил высокооктановое топливо.


В 1938 году в Киеве проводились соревнования, где и состоялось боевое крещение машины ГЛ-1. Но, как ни парадоксально, первое место тогда автомобиль не занял. Аркадий Николаев смог достигнуть на ней 143 км/ч. Всесоюзный же рекорд скорости – 143,266 км/ч – был установлен Георгием Клещёвым на самодельном ГАЗ М-1 «Спорт».

Через пару месяцев после соревнований Николаев все-таки смог побить рекорд Клещева. На Московском шоссе города Горького Аркадий Николаев прошел на ГЛ-1 один километр с хода со средней скоростью 147,84 км/ч.

ГАЗ ГЛ-1 1940 года

Испытания ГЛ-1 показали, что автомобиль требует дальнейших доработок. Так, в 1940 году был представлен глубоко модернизированный новый вариант ГЛ-1. В качестве базы была выбрана более совершенная модификация легкового автомобиля ГАЗ 11-73.

На этот раз конструкторы использовали уже не 4-х, а 6-цилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 3.5 литра, на который установили два карбюратора и форсировали до 100 л.с.

Также существенной доработке подвергли и кузов машины — у водителя над головой был установлен съемный обтекаемый колпак, а на колесах – аэродинамические обтекатели. При этом масса автомобиля возросла всего на сотню килограммов. Стремительный и эффектный дизайн ГЛ-1 казался в те годы просто фантастическим.


Цель была достигнута: во время официальных соревнований Аркадий Николаев установил новый всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч. ГЛ-1 стала гордостью ГАЗа, самой перспективной машиной своего времени, символом технического прогресса СССР.

Правда, появление ГЛ-1 совпало с созданием на ЗиСе спортивного автомобиля – родстера ЗиС-101 «Спорт». В том же 1940 году на официальных соревнованиях ЗиС достиг скорости 162,4 км/ч. Но ЗиС имел 8-цилиндровый мотор объемом 6.1 литра с алюминиевой головкой блока, алюминиевыми поршнями и шатунами.

Жаль, но СССР не был первым, и даже не был вторым – в гонке за скоростью мы безнадежно отставали. Пока гордость горьковчан пыталась разогнаться до 160 км/ч, в Европе на скоростных треках уже хозяйничали «Ауто-Унионы», «Мазерати» и «Мерседесы», способные развивать уже более 300 км/ч.

Однако, создатели ГАЗ ГЛ-1 не останавливались на достигнутых результатах — в 1941 году были начаты работы над очередным поколением гоночных автомобилей. Но вскоре нашей Родине стало не до гонок и рекордов, ибо началась война. Созданные прототипы были утеряны, а интеллектуальный потенциал конструкторов ГАЗа и ЗиСа был сконцентрирован на создании образцов техники, которая могла бы пригодиться на фронте.

В 2010 году «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» на базе фотографий и эскизов воскресила уникальный гоночный автомобиль ГЛ-1. Была проделана просто титаническая работа — с чистого листа на базе оригинального шасси М-1 был создан автомобиль практически идентичный прототипу 1940 года. Автомобиль окрасили в красный цвет, что придало гоночной машине еще больше эффектности (оригинал имел серый цвет).

Технические характеристики ГАЗ ГЛ-1

Год выпуска 1938 1940
Система питания 2 х карб. 2 х карб.
Число цилиндров 4 (рядный) 6 (рядный)
Рабочий объем, л. 3.3 3.5
Макс. мощность, л.с. (об./мин.) 65 (3200) 100 (3600)
Тип привода задний задний
Трансмиссия 3-ст. мех. 3-ст. мех.
Передняя подвеска независимая независимая
Задняя подвеска зависимая зависимая
Колесная база, мм 2845 2845
Снаряженная масса, кг 1000 1100
Макс. скорость, км/час около 150 около 165