Функции имиджа педагога. Профессиональный имидж педагога

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный областной

социально – гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико – значимый проект

Тема:

«Слагаемые профессионального имиджа педагога ».

Выполнила: слушатель

группы АИ 12-13

Широбокова И.В.

Проверила: доцент МГОСГИ

Лексина А.В.

Михнево

2013

ВВЕДЕНИЕ

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Данный проект написан для помощи начинающему учителю и уже практикующему педагогу «найти своё лицо», познать себя, обрести веру в свои силы. Научиться любить детей и себя, гордиться собой и своими поступками и вместе с тем овладеть ориентирами в лабиринте человеческих характеров и взаимоотношений. Педагогу необходимо быть привлекательным для учащихся, родителей; усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом, чтобы активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании.

Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия. В середине 90-х годов появились работы, посвящённые формированию имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Ф.А.Кузин, В.М. Шепель и др.), которыми с успехом пользуются воспитатели детских садов, преподаватели школ, руководители образовательных учреждений.

Актуальность исследования.

Основные направления государственной политики России в области образования, Закон РФ «Об образовании», ФГОС второго поколения, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацелены на переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентацию на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний. Все это предъявляет принципиально новые требования к личности учителя. Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

Объект исследования - Педагог современной школы.

Предмет исследования - Имидж педагога современной школы.

Цель - расширить представления об имидже педагога,

помочь формированию умений, необходимых для создания профессионального имиджа педагога.

Помощь педагогу в адаптации при переходе образования на ФГОС нового поколения.

Задачи:

Оказать помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Раскрыть основы формирования имиджа педагога.

Методы исследования

    Анализ психологической и педагогической литературы.

    Диагностические методы (тестирование, опрос, анкета, беседа).

    Метод наблюдения.

    Сравнительный метод.

    Анализ и обобщение полученных данных.

Ожидаемые результаты : способность создать профессиональный образ современного учителя.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что таит в себе понятие «имидж»?

Как много слов, понятий мы слышим и употребляем в речи сами. Одно из них «имидж». Слово происходит от латинского imago, что означает «картинка». В переводе с английского - образ, престиж, репутация. В переводе с французского image-образ, изображение, представление. А.С. Лемех, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко рассматривают имидж как самопрезентацию, «конструирование человеком своего образа для других» В.М. Шепель считает, что имеджелогия учит овладению технологией личного обаяния.

Современное значение имиджа – это впечатление производимое на окружающих. На имидж педагога влияет:

    • что и как он говорит;

      что и как делает;

      стиль его мышления;

      стиль его поведения;

      как общается и обращается с другими людьми;

      какова его внешность;

      как одевается;

      каковы его манеры.

Сегодня «имидж» - это «действенное» значение «образа» активного человека, что связано с осмыслением его участия в отношении людей, прежде всего в их профессиональной деятельности. В данной работе будет говориться об имидже педагога. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения в массовом сознании.

Имидж педагога

Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

    высокая самооценка, уверенность в себе;

    вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека;

    социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

    желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры, российском обществе профессия учителя утратила некоторые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона - педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает! Как преподаватель видит себя, и каким представляют его ученики? Что нужно сделать, чтобы и ученики, и родители уважали, а дела шли успешно? Все дело в имидже. Для начала определимся с тем, что такое «образ» педагога.

«Образ, или как сейчас модно говорить «имидж», - это система внешних характеристик человека. Он призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Образ формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого - уважение, симпатия, признание, доверие и прочее.

И если раньше было справедливым « », то сейчас корректнее будет говорить «Оценивают по всей внешности» В оценивание входят и такие мелочи, как очки, часы, украшения, мобильники и прочие атрибуты, которые могут бросаться в глаза или мимоходом отмечены окружающими.

И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, умению общаться, вести урок, проводить другие мероприятия.

Кто придумывает имидж?

В первую очередь сам человек (в данном случае - педагог). Сознательно или подсознательно, но он носит ту одежду и ведет себя так, как хочет, чтобы его воспринимали другие. Помимо этого, сильно влияют на образ людей СМИ. Они задают рамки в одежде, , манерах, поведении. И, в-третьих, навязывают образ окружающие: коллеги, ученики, родные.

Педагогу, как публичному человеку, необходимо понимать,

что внешний вид - это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно.

Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти.

Понятие «образ» включает в себя и умение говорить и (важно!) слушать, умение общаться.

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей.

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги - 28-е место. «Первый же десяток качеств - это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.».

Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Интересным представляется факт «схожести» обобщенного портрета «хорошего» учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета «хорошего» учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками он проявляет рефлектирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего».

Современный образ педагога

Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и уметь подать себя, заинтересовать, привлечь внимание слушателей. Сейчас в педагогических университетах учат и культуре общения, и как создать свой образ, и педагогической этике, но бывает, что у учителя все это присутствует, но нет народного признания, симпатии учеников. Как стать привлекательным педагогом? Простые приемы:

    (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;

    старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;

    будьте естественны;

    делайте комплименты;

    ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;

    поработайте над самооценкой;

С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного - только современный человек.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Одежда

Если педагог задумывается над своим имиджем, то ему непременно пригодятся эти советы: качество, фасон, цвет, силуэт.

Безусловно, важно качество одежды. Но стоит обратить внимание на фасон, силуэт. Лучше вы будете выглядеть в костюмах, которые не будут придавать дополнительный объем.

Что касается цвета, то высокий статус «выдает» неброская одежда, которая не забирает на себя все внимание (а главная цель преподавания, как известно, все-таки - давать знания). Проще говоря, одежда учителя, ко всему прочему, должна демонстрировать профессиональный вкус.

Кроме внешности преподавателю стоит задуматься и над другими качествами, которые тоже будут влиять на образ:

Голос

Голос нужно ставить. У многих начинающих преподавателей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от нити урока.

Память

Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Учитель, который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет. В школе педагогу приходится много запоминать, значит необходимо тренировать память. Всё начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету.

Что, в конечном счете, должно сформировать имидж, к чему нужно стремиться?

Для того чтобы точно понять, каков учитель в представлении школьников, задайте им несколько вопросов:

    На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?

    Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?

    Важно ли для вас, как выглядит учитель?

    Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?

    Важны ли для вас личные качества учителя?

    Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Дети, как правило, прежде всего, обращают внимание на внешность, а затем уже на личные качества. Но на все вопросы дают положительные ответы. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Слагаемые профессионального имиджа педагога

    визуальная привлекательность;

    вербальное поведение;

    невербальное поведение;

    манеры, этикет;

    соответствие необходимому образу;

    обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя

ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры и стиля.

Стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, макияжа, аксессуаров.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными, более конкретными.

ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка.)

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

ОБАЯНИЕ - светиться людям, привлекать их своей улыбкой, своим вниманием, учтивостью. Обаятельный педагог обязательно добьётся положительного результата в своей работе, так как он любит себя, своих учеников и уважает их родителей. Обаяние должно быть нашей внутренней установкой, для того чтобы она была, необходимо педагогу постоянно совершенствовать свой имидж.

Манеры и этикет

Основой педагогического этикета, в большей мере, является соблюдение педагогической нравственности. Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали, которые отражаются в правилах и нормах поведения, применительно к условиям его деятельности. Можно вспомнить слова М. Монтеня "Тому, кто не познал науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред". Следует назвать так называемое золотое правило нравственности: "не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили по отношению к тебе".

Манеры - один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека действия:

    походку,

    телодвижения,

    позу при сидении, стоянии,

    жестикуляцию,

    мимику.

    а также совокупность свойств речи:

    интонации,

    употребление человеком характерных слов или выражений.

Образ, созданный педагогом, необходимо поддерживать и соответствовать ему. Для того чтобы имидж был притягательным для учащихся нельзя забывать об обаянии. Обаяние – наше внутреннее состояние, установка. Обаяние – умение любить людей, светиться им.

Есть проблема: если ваше поведение соответствуем всем пунктам, но не соответствует вашему внутреннему миру, то успеха не добиться. А потому важно, чтобы было желание меняться. Возможно, вам придется задуматься над тем, что пора менять свою жизненную установку и мнение по поводу людей в лучшую сторону.

Наиболее важные из них:

    Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.

    Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».

    Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

    Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

    Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.

    Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.

    Активное использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.

    Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации.

    Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.

    Символизация очень автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем - костюм учителя.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», - писал А.А. Бодалев.

Вторая линия связи – во взаимовлиянии компонентов друг на друга, когда в процессе овладения одной «стороной» связи «возбуждается» потребность в другой. Так, от адекватной самооценки и развитой Я концепции, наличия способности к эмпатии и толерантности учителя зависит стиль его деятельности; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность; средовой и овеществленный элементы дают информацию о ценностях учителя; габитарный элемент раскрывает многие личностные характеристики педагога, его жизненные установки. Это обеспечивает единство всех элементов формируемого образа, когда каждый из них дополняет, усиливает друг друга, порождая «целостный эффект» восприятия образа учителя и в его глазах, и в глазах окружающих.

Внутренний компонент имиджа педагога рассматривается в соотнесении с философской категорией «содержание», а внешний и процессуальной компоненты – с категорией «форма», той стороной объекта, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. Форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание, поэтому изменения во внешнем образе, в стиле деятельности педагога ведут к изменению его личности, к появлению нового отношения к себе, новых знаний (о себе, в частности), новых умений, ценностей, установок или ведут к переменам в их приоритетах.

На основе анализа и обобщения психолого-педагогических и имиджелогических источников выделено три уровня сформированности имиджа педагога: позитивный, допустимый и негативный, характеризующиеся изменениями качественных показателей элементов структуры.

Выявление уровней сформированности имиджа педагога основано на следующих положениях:

1) понятие «уровень» выражает диалектический характер развития любого качества, в том числе и исследуемого нами имиджа;

2) процесс формирования имиджа – это последовательная субординация его уровней, переход от уровня к уровню;

3) возникновение новой ступени формирования имиджа предопределяется изменениями, происходящими на предыдущей ступени.

Следовательно, в процессе формирования имиджа воздействие на один элемент влечет за собой воздействие на весь имидж, что характеризует развитие системы имиджа педагога.

Практическая часть

Ученикам начальных классов была предоставлена анкета, содержащая один единственный вопрос: «Каким я вижу своего учителя?» Опрошены были ученики 6 класса. Опрошено 30 человек.

Как видно из диаграммы, ученики младшего звена на первое место ставят личностные качества учителя. На первый план они выдвигают хорошее, доброе отношение к ученику, а становясь старше, они обращают внимание на внешний вид учителя и на внутренние качества.

Учащимся 5А класса был задан вопрос «Как должен выглядеть современный учитель?» Опрошено 30 человек.

Пятиклассники хотят видеть своего учителя современным и стильным-45% (большинство), 35% учащихся пожелали, чтобы стиль учителя был официально-офисным. 25% затруднились дать ответ.

Как видно из представленных выше диаграмм, ребята на первый план ставят доброе отношение к ним. Также в результате анализа анкет выяснилось, что учащиеся не разделяют понятия «современный» и «хороший» учитель, для них эти два слова – синонимы.Обобщив полученные результаты социологического опроса, я пришла к выводу, что идеальный современный учитель – это человек:

    уважающий своего собеседника;

    понимающий ученика, умеющий слушать и слышать;

    общительный и искренний;

    изобретательный, творческий, находчивый;

    знающий психологию ученика;

    владеющий собой, умеющий сдерживать эмоции;

    тактичный;

    всесторонне развитый;

    обладающий чувством юмора;

    любящий детей;

    стильный;

Заключение

Структура имиджа современного педагога представляет совокупность взаимосвязанных внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения) компонентов и характеризуется проявлением следующих функций: коммуникативной, информативной, мотивационной, организационной, дисциплинарной, избирательной, компенсаторной, представительской, креативной, воспитательной, адаптивной, здоровьесберегающей.

Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

«Влюблённый в детей и увлечённый своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» написал В.М. Шепель.

Работая над данным проектом, читая литературу для педагогов, хочется привести высказывания известных и знаменитых людей. У каждого из нас были свои любимые и дорогие учителя, которые своим обаянием, талантом, внешним видом остаются навсегда в памяти. Вот что писала народная артистка СССР В.П. Зарецкая: «Учитель в какой-то мере актёр, он должен быть всегда подтянутым, красивым, уметь великолепно владеть своим голосом».

С.Л. Соловейчик, писатель и педагог, который очень много уделял внимания подрастающему поколению, учителям, говорил, что «хороший учитель-это тот учитель, который воспитывает учеников одним своим появлением перед ними, тембром голоса, внешним видом, у которого отработаны жесты и выверены интонации».

Я много лет работаю учителем и совершенно точно знаю, что дети копируют манеры, речь, мимику, жесты, даже внешний вид учителя, поэтому нужно постоянно следить за собой, совершенствоваться, чтобы это «копирование» приносило только положительный и позитивный результат. Имидж учителя-это результат приложения профессиональных и целенаправленных усилий педагога.

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников». Образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества создавая, таким образом, собственный имидж.

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Педагогический совет

«Психологические и педагогические основы имиджа учителя»

Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся 8-11 классов.

Вопросы анкеты:

На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?

Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?

Важно ли для вас как выглядит учитель?

Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?

Важны ли для вас личные качества учителя?

Влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Сочинение для учащихся 5-7 классов «Каким я хочу видеть своего учителя?»

Форма проведения: семинар – практикум.

Сценарий педагогического совета.

Учителя для работы были поделены на 4 группы в зависимости от стажа работы.

Стаж до 6 лет – этап формирования стиля.

Стаж от 7 лет до 15 – период лидерства и мастерства.

Стаж выше 25 лет – этап зрелости.

Во время работы в группах учителя пытались ответить на вопросы:

Как выглядит идеальный учитель?

Кто является идеальным учителем?

Какая одежда предпочтительна для учителя?

Составляющие имиджа педагога?

Представление результатов работы групп.

Выступали:

Заместитель директора по УВР с докладом «Методологическая культура учителя»; учитель информатики с докладом «Информационная культура педагога», зам. директора с докладом «Педагогический такт», заместитель директора по УВР - «Слагаемые имиджа педагога».

Представление результатов анкетирования детей. Обобщение МО учителей русского языка и литературы материалов сочинений учащихся.

Мнения учеников. Какие качества ценят учащиеся в педагогах:

Чувство юмора;

Справедливость;

Терпение;

Компетентность;

Умение относиться ко всем одинаково;

Общительность;

Любовь к ученикам.

Качества, с которыми недопустимо работать в школе (по мнению учеников):

Злоба;

Нервозность;

Несправедливое наказание учеников;

Агрессивность;

Консерватизм;

Раздражительность;

Мстительность.

Учитель должен понятно объяснять материал, учитель должен предпочитать современную, но деловую одежду, недопустим яркий макияж, имидж учителя влияет на отношение школьников к предмету, который он преподает.

Качества, которыми должен обладать идеальный учитель (по мнению учителей):

Профессионализм;

Креативность;

Коммуникабельность;

Ответственность;

Чувство юмора;

Стремление к самообразованию и повышению квалификации;

Внешний вид;

Тактичность;

Работоспособность;

Самокритичность;

Пунктуальность;

Здоровый образ жизни.

Качества, с которыми недопустимо работать в школе (по мнению учителей):

Равнодушие;

Непрофессионализм;

Грубость (злоба);

Отсутствие коммуникативных средств;

Халатность;

Несдержанность;

Безответственность;

Лицемерие.

Внешний вид: аккуратность, деловой стиль в одежде, ухоженность, хорошая обувь и сумка, неброские аксессуары.

Предпочитаемые цвета:

Педагоги:

Бежевый;

Серый;

Белый;

Черный.

Учащиеся:

Синий;

Бежевый;

Серый;

Голубой;

Зеленый.

В конце педагогического совета присутствующим предлагалась памятка: «Советы молодому учителю». Но каждому педагогу полезно периодически заглядывать в эту памятку.

Советы начинающему учителю.

Хотите, чтобы Ваши ученики вспоминали Вас с восхищением? Тогда за дело!

ПРАВИЛО 1: Будь опрятным! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканный носовой платок - это лишь основной список деталей, способных свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей. К этому хочу добавить о необходимости уделять особое внимание уходу за своей кожей, волосами, ногтями. Самый удачный костюм потеряет привлекательность, если Ваша причёска похожа на воронье гнездо, а ногти разной длины и лак на них местами стёрся! Обувь не должна быть грязной и стоптанной. Каблуки должны быть в порядке. Не забывайте про крем для обуви.

ПРАВИЛО 2: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Например, крайне нелепо смотрятся шлёпанцы на тёплые колготки в октябре! Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и чересчур изысканную.

ПРАВИЛО 3: Следите за речью! Учитель ни в коем случае не должен пользоваться сленгом. Также не используйте слова типа: "Господи, ты, Боже мой!" "Чёли?" "Чё?" и т.д. Отучите себя от привычки читать детям морали. Это отвратительно, и учителям это не к лицу, в нашем случае "не к ИМИДЖУ"! Как говориться: "Выбирайте выражения!"

ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции. Не надо общаться с детьми как с приятелями, позволять называть себя фамильярно "Иваныч", "Петровна" и т.д. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает.

ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для учителя это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером!

Решение педагогического совета:

    Информацию педагогического совета, проведенного в виде семинара – практикума принять к сведению.

    Предложения об изменениях и дополнениях относительно обобщенного образа – идеала педагога учесть всем педагогам школы.

Приложение 2 . анкетирование

Вопросы для учителей.

Уважаемый коллега!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы необходимы мне для работы по теме «Слагаемые профессионального имиджа педагога». Заранее благодарю за откровенность и понимание. И.В.

1. Что Вы думаете о профессиональном имидже учителя? Какие элементы составляют профессиональный имидж учителя?

2. Есть ли в Вашем гардеробе одежда, в которой Вы никогда не пришли бы на урок?

Если да, то что это за одежда?

3. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

4. Как Вы относитесь к идее введения форменной одежды или ее элементов для учителей?

5. Говорят, что учителя «вычисляют» в любой компании. Как Вы думаете, что выдаёт нашу профессию?

6. Ваш пол и возраст.

Вопросы для детей.

Уважаемый ученик!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы важны для нас, учителей. Возможно, они помогут нам добиться большего взаимопонимания. Заранее благодарю за откровенность. Можно не подписываться. Ирина Владимировна.

1.Имеет ли значение для Вас внешний облик учителя? Ответ постарайтесь объяснить.

2.Какую роль играет, по вашему мнению, личность учителя в восприятии предмета?

3.Назовите пять важнейших качеств идеального учителя. Постарайтесь записать их по мере убывания важности.

4.Что Вы не могли бы простить учителю, хотя простили бы человеку другой профессии?

5. Ваш пол и возраст.

Литература

  1. Брудный Д. Л. Учитель: статьи, документы. – М.: Политическая литература. 1991. С.111, 216, 222.

  2. Гуревич П. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М.: Искусство. I984.C. 78.

  3. Дерюгин В. Социально-психологическое воздействие и влияние на людей//Система элементов психологии, социопсихологии, социологии. - Изд. 3-е., Уточн. и дополн. - Челябинск. 1996. С. 23.

  4. Ладанов И. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). - М..: Прогресс, 1995. С 492.

  5. Пелих А., Кизилова Т., Пронченко А. Имидж делового человека. - М. 1997. С. 3, 43.

  6. Райнпрехт X . Воспитание без огорчений. М., 2000 – 382с.

    Робер М. Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 1988 -278с.

    Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002. С.4,5,8,98,102-104.

  7. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ,1994. С. 230.

10. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.

11. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

13. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

14. Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения. ПСС.Т.V .- М., 1958.

15. Макаренко А.С. О моем опыте. ПСС. Т.V .-М., 1958.

16. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

17. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

18. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.

19. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

20. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы. – М., Глобус, 2010.

21. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. - T.I. M.: Госучпедгиз, 1954;

22. . Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

23. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.

Сегодня успех любой представительской или публичной деятельности предполагает наличие положительного имиджа. Так как педагог всегда на виду, он должен заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. В современном мире педагог должен быть конкурентноспособным. Зачастую, педагог остается невостребованным из-за неправильно спроецированного образа в сознание окружающих. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Профессиональный имидж является необходимым условием успешной профессиональной деятельности.

Имидж учителя - стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения.

Имиджи представителей разных профессий различаются функциями, которые они выполняют, составляющими, наиболее сильно влияющими на создаваемый образ, а также профессиональными требованиями к имиджу, уникальными для каждой из них.

Так, имидж педагога выполняет следующие функции:

Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

Духовно - нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся;

Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

А.Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т.д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т.д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А.А. Калюжного выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля учителя. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

2. Одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать учеников от содержания урока. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с учащимися, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов.

Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Также в использовании жестов важна и такая функция, как активизация различных познавательных процессов. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться .

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» -- пишет В.М. Шепель.

Калюжный выделяет четыре основных компонента имиджа учителя: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «Я» учителя. Стоит рассмотреть их подробнее.

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем - костюм учителя.

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» -- призывает В.М. Шепель.

На учителя смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», -- писал А.А. Бодалев.

В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей». Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей .

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

«Имидж» в переводе с английского - «образ». Под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж - это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение .

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа учителя.

Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем . Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам учитель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное - в агент разлагающего воздействия.

Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки .

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.

Характеризуя невербальные действия учителя как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.

Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза учителя влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела учителя в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.

Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура учителя, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала.

Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий учитель не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи учителя. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся .

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока .

Значительное влияние на формирование имиджа оказывает социум, в котором находится учитель. Эта составляющая предполагает характеристику педагога по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу и т.д. Понятно, что это зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Но, тем не менее, учитель должен постараться сделать все, зависящее от него, а также постоянно стремиться к лучшему.

Создание инновационного климата в коллективе, а также поддержка коллег на всех этапах деятельности являются неотъемлемым условием успешности самореализации любого учителя. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование имиджа.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Для профессионала очень важен контакт с окружающим миром, поэтому важной частью его имиджа являются:

  • - высокая самооценка, уверенность в себе;
  • - расставление правильных акцентов на собственные приоритеты;
  • - социальная и личная ответственность;
  • - желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.

Елена Зеленская
Имидж педагога

Слайд 2 (понятие «имидж » )

Кто создает имидж ?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога , являющего собой образец для подражания детей.

Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы , занимающиеся созданием имиджа для известных лиц .

В-третьих, средства массовой информации : печать, радио, телевидение.

В-четвертых, окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Слайд 3 (составляющие имиджа )

Исходя из определения имиджа , выделены основные его составляющие :

1. Внешний облик, в котором отражаются самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура, то положение, которое он хотел бы занимать в обществе.

2. Соблюдение гигиенических требований, способствует развитию приятных отношений между людьми, тогда как неприятные запахи, исходящие от человека, могут стать причиной его неприятия окружающими.

3. Использование вербальных и невербальных средств общения – содержание речи, жесты поза, мимика.

4. Соответствие образа профессии, а также занятию, обсуждаемой теме беседы или выступления в каждый конкретный момент, деловому или дружескому окружению.

5. Соответствие внутренним установкам человека, его характеру и взглядам.

Слайд 4 (почему важен внешний облик)

Рассмотрим подробнее составляющие имиджа педагога .

Внешний облик и соблюдение гигиены имеют решающее значение, поскольку работа воспитателя предполагает тесное взаимодействие с воспитанниками, коллегами, социальным окружением. Воспитатель своим внешним обликом должен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражаться любовь к людям, забота о воспитанниках, богатый внутренний мир, соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из правил этикета : красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Слайд 5 (особенности женского делового костюма)

Первое из требований к внешнему облику педагога - тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года.

В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, больших и броских украшений, обуви, в которой видны пальцы.

Женщине-воспитателю предпочтительнее на работе носить жакет с юбкой или платье в ансамбле с жакетом. Брюки в деловом женском костюме допустимы универсального покроя, однотонные, неярких цветов, из которых наиболее подходящие - черные, коричневые, синие. Брючный костюм делает женщину зрительно меньше, создает у окружающих впечатление ее неуверенности и слабости и нередко вызывает недовольство мужчин-коллег.

Слайд 6 (цветовая гамма)

Правильный выбор одежды помогает добиться делового успеха. Следует учитывать воздействие цветовой гаммы на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, черный - белый - яркий, серый - белый - цветной, коричневый - бежевый - кремовый и др. Крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого. Не меньшее значение в женском деловом облике имеют правильное использование косметики и прическа. Украшения, дополняющие деловой костюм, должны быть просты и лаконичны. Дополнением к деловому костюму служат очки, ручные часы, авторучка, пояс, шарф, перчатки, зонт, кейс или сумка. Все это дает дополнительную информацию о воспитателе и настраивает на деловые отношения.

Слайд 7 (мода)

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, надо соблюдать такое правило : быть одетой слишком модно - признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные в деловых отношениях, чем внешность.

Воспитателю в детском саду желательно носить туфли, соответствующие сезону и костюму, на невысоких каблуках. Обувь надо чистить ежедневно, независимо от погоды : грязные туфли свидетельствуют о небрежности их владельца.

Слайд 8 (невербальные средства общения)

Далее коснемся такой составляющей имиджа , как использование невербальных средств общения (жестов, позы, мимики, расстояния) . В целях совершенствования своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание на умение предъявить себя окружающим наиболее выгодным образом.

В каждом конкретном случае самопредъявление имеет свои особенности, учитываемые при общении с детьми, родителями, сотрудниками. Важнейшими из них И. Н. Курочкина считает : доброжелательность и уважение к другим в сочетании с уверенностью и уважением к себе. В терминологии психологов такое качество называют ассертивностью – профессиональной уверенностью в себе.

Психологи утверждают : при вербальном (словесном) общении люди получают 35 % информации, при невербальном - 65 %.

В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у детей. Очень трудно воспитателю и детям понять друг друга, когда педагог возвышается над ребенком : для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз.

Слайд 10 (зоны общения)

Столь же важно учитывать зоны общения. Их четыре, и каждая наиболее выигрышна в той или иной ситуации.

Интимная зона используется при общении близких : родных и друзей

Вторжение в интимную зону воспринимается как угроза независимости или как заигрывание. В то же время воспитателю надо помнить, что дошкольники нуждаются в общении именно в этой зоне.

Личная зона удобна для деловых и дружеских контактов, официальных приемов, встреч, индивидуальной формы работы с родителями.

Социальная - для общения с малой группой детей или родителей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.

Общественная - для встречи с большой социогруппой, например на родительском собрании, методическом совете.

Слайд 11 (позиции собеседников за столом)

Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол : он разъединяет.

Посадив собеседника справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность.

Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара.

Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию. Так заведующая или методист может посадить в своем кабинете несдержанного и претенциозного родителя, чтобы показать ему, кто здесь главный.

Существует еще независимая позиция - через стол по диагонали, ее обычно занимают люди, не желающие взаимодействовать. Такая позиция свидетельствует об отсутствии интереса друг к другу, даже враждебности.

Слайд 12 (искусство нравиться)

Умение нравиться и располагать к себе людей также является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.

В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка.

Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним. Воспитатель, всегда обращающийся к детям по именам, формирует у них этикетное поведение. Называя во время консультационной беседы родителей по имени-отчеству, он настраивает их на себя, вызывает доверие к своим педагогическим подходам и требованиям.

Слайд 13 (умение слушать)

Слушать - значит для воспитателя слышать и понимать то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, на которые детям и родителям хотелось бы ответить. Не стоит бояться, что соблюдение этого правила, как и первого из названных, не даст возможности самому рассказать о себе. Есть важное правило привлечения к себе внимания : говорить с другими о том, чем они интересуются. Особенно это ценно в общении с маленькими детьми.

Большинство людей самолюбивы и нуждаются в том, чтобы окружающие не только видели их значимость, но и говорили об этом. Воспитателю рекомендуется подчеркивать важность того или иного человека, ребенка в деловых и межличностных контактах, оценивать его достоинства, находить и отмечайте вслух то, что достойно похвалы. И как можно реже высказывать критические замечания.

Слайд 14 (заключение)

В завершение выступления необходимо отметить, что в воспитательном процессе важно научить детей умению нравиться. Задача воспитателя – своим имиджем , поведением, стилем общения показать, что любовь - это чувство, приобретаемое и подкрепляемое. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого.

В. Гюго говорил : «Стиль подобен хрусталю : чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога . Педагог создает культуру последующих поколений и он должен быть интересен как личность, следовательно образ педагога должен вдохновлять . Педагог обучает , даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был воспитатель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж , образ личностного «Я» .

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не "синий чулок"), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика - движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. "Пустые глаза - зеркало пустой души" (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики - брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация - способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

"Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах" (Н. А. Добролюбов).