Двигатель уаз 417 800 технические характеристики. Основные неисправности и ремонт


Двигатель УМЗ 417 / 4175 / 4178 2.45 л.

Характеристики двигателя УМЗ-417

Производство УМЗ
Марка двигателя УМЗ-417
Годы выпуска 1989-наши дни
Материал блока цилиндров алюминий
Система питания карбюратор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 92
Диаметр цилиндра, мм 92
Степень сжатия 7
8.2*
Объем двигателя, куб.см 2445
Мощность двигателя, л.с./об.мин 92/4000
Крутящий момент, Нм/об.мин 172/2200
Топливо 76
Экологические нормы Евро-1
Вес двигателя, кг 166
Расход топлива, л/100 км
- город
- трасса
- смешан.

14.5
8.4
10.6
Расход масла, гр./1000 км до 100
Масло в двигатель 5W-30
5W-40
10W-30
10W-40
15W-30
15W-40
20W-30
20W-40
Сколько масла в двигателе 5.8
Замена масла проводится, км 10000
Рабочая температура двигателя, град. ~90
Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода
- на практике

н.д.
~150
Тюнинг
- потенциал
- без потери ресурса

н.д.
н.д.
Двигатель устанавливался УАЗ Буханка
УАЗ 469 Бобик

Неисправности и ремонт двигателя 469 / Буханки УМЗ-417

Двигатель УМЗ-417 очередной шаг в эволюции мотора ГАЗ-21, заменил мотор УМЗ-414, от которого отличается увеличенной степенью сжатия с 6.7 до 7, иным распредвалом, увеличенными впускными клапанами до 47мм (было 44мм), выпускные старые 36мм, установлен двухкамерный карбюратор, другой воздушный фильтр. В поздних модификациях использовался коленвал от УМЗ-421 без набивки.
Сравнивая наш мотор с двигателем 402 от ЗМЗ, становится ясно, что это абсолютно одинаковые моторы и их отличия весьма косметические: на первых 417-тых блоках нет ребер жесткости, гильзы не так жестко сидят, маховик больше чем на 402-м, принцип работы системы охлаждения поставлен с ног на голову. Отличия в мощности вызваны другим выпускным коллектором и выпускными клапанами меньшего диаметра (36мм, против 39 мм), в последней редакции мотора, клапаны используются 39мм. На этом, более менее важные различия заканчиваются.

Модификации двигателя УМЗ 417

1. УМЗ 417.10 - основной мотор, степень сжатия 7 под 76 бензин. Мощность 92 л.с. Соответствие экологическим требования Евро-1. Предназначен для автомобилей УАЗ.
2. УМЗ 4175.10 - аналог УМЗ 417.10. Степень сжатия 8.2 под 92 бензин. Мощность 98 л.с. Используется на автомобилях Газель.
3. УМЗ 4178.10 - аналог УМЗ 417.10, коллектор под двухкамерный карбюратор. Используется на автомобилях УАЗ.
4. УМЗ 4178.10-10 - аналог УМЗ 4178.10, ГБЦ от УМЗ-421 с увеличенными выпускными клапанами до 39мм. Используется сальник вместо набивки. Помпа на блоке. Мотор применяется на автомобилях УАЗ.

Неисправности двигателей УМЗ 417

По части проблем и неисправностей, мотор на 100% аналогичен ЗМЗ-402. Вибрации, дергания, перегрев, стуки, регулировка клапанов каждые 10.000 км и много других прелестей никуда не делись и ждут не дождутся вас. Детально о проблемах мотора читаем .
Подводя итог, УМЗ-417 такой же старый по конструкции, как и все остальные родственники мотора 21-й Волги, включая сменщика 417-го - УМЗ-421 .

Тюнинг двигателя 469 / Буханки УМЗ-417

Атмосферный УМЗ 417

Вариантов как увеличить мощность двигателя УМЗ-417 карбюратороного не так много, но кое что сделать можно. Для начала нужно отбалансировать ЦПГ и коленвал с маховиком, ставим головку от 421-го мотора, либо на стандартной повышаем степень сжатия до 8.2 под 92 бензин, отфрезеровав ГБЦ до высоты 95мм. Распредвал ОКБ Двигатель или подобные, для верхового мотора нужен вал с фазой пошире (слишком широкий вал брать бессмысленно т.к. ШПГ слишком тяжелая для высоких оборотов), нужны низы, соответственно, ставим узкофазный. Точим выпускные каналы до 39мм и ставим клапаны от УМЗ-421. Устанавливаем выпускной коллектор от 421 двигателя, выпускную трубу диаметром 51мм. В разультате всех преобразований получим чуть более 100 л.с. Чтоб повысить отдачу до 110 и более л.с., нужно делать портинг ГБЦ, шлифовать камеры сгорания, точить каналы, облегчать тяжелую тракторную поршневую, коленвал, балансировать, фрезеровать головку до высоты 94мм под 95 бензин. Дальше повышать некуда, турбонаддув без переделки на впрыск не встанет, переделка стоит неадекватно дорого и дешевле ставить изначально инжекторный УМЗ-421. Турбировать УМЗ-417 с мокрыми гильзами небезопасно, мотор слишком хлипкий и не переживет давление. Для наддува, как минимум, нужен 421-й движок с запрессоваными гильзами.

21 августа 2017

УМЗ 417 - двигатель, который был специально создан для внедорожников, которые выпускал Ульяновский автозавод: УАЗ-469 и УАЗ-452. Этот агрегат пришел на смену мотору 414-й модели.

Общие сведения о двигателе

Двигатель УМЗ-417 (фото ниже), имеет классическое вертикальное, рядное расположение группы цилиндров. По своему типу мотор относится к четырехтактным установкам с карбюраторной принудительной системой подачи топлива. Охлаждение мотора также организовано традиционно для ДВС и представляет собой замкнутый контур, заполненный жидкостью, циркуляция которой обеспечивается специальной помпой. Моторное масло к узлам агрегата подается под давлением, с дальнейшим разбрызгиванием.

Двигатель УМЗ-417: технические характеристики

  • Число цилиндров (шт.) - 4.
  • Объем (см. куб.) - 2445.
  • Диаметр одного цилиндра - 92,0 мм.
  • Высота хода поршня - 92,0 мм.
  • Величина сжатия - 7,0.
  • Общее число клапанов (шт.) - 8 (по паре на каждый цилиндр).
  • Тип ГРМ - OHV.
  • Мощность мотора (при условии скорости вращения коленвала 4 тыс. об./мин.) - 92 л. с.
  • Величина крутящего момента - 172Нм, при 2200 об./мин.
  • Рекомендуемый тип бензина - А 76.
  • Расход горючего (л. / 100 км): городской режим - 14,5, загородная трасса - 8,4, смешанный режим - 10,6.
  • Заправочный объем масла - 5,8 л. (первый залив, последующие - 5 л.)
  • Норма расхода масла на угар - 100 г на 1 тыс. км.
  • Масса мотора (кг.) - 166.
  • Рабочий ресурс - 150 тыс. км.

Особенности двигателя в сравнении с предшественниками

Прежде всего нужно отметить тот факт, что двигатель 417-й модели, который УАЗ начал производить в 1989 году, является практически аналогом силового агрегата из Заволжья - ЗМЗ-402, выпуск которого начался еще в 1981 году. Устанавливается он на автомобили серии «Волга» и «Газель». И отличия одного от друга не слишком существенные.

Поэтому сказать то, что УМЗ-417 получил совершенно новую ГБЦ, в сравнении с УМЗ-414, можно лишь с большой натяжкой, так как она схожа с головкой ЗМЗ-402, но в сравнении со «старым» уазовским движком степень сжатия увеличилась с 6,7 до 7.

Действительные изменения коснулись механизма газораспределения. Прежде всего, был установлен новый распредвал и клапана выпуска (диаметр шляпки с 44 мм возрос до 47 мм), впускные же остались прежними (36 мм). Кроме того, была изменена и форма выпускного коллектора, который теперь представлял собой схему 4-1, то есть четыре трубы от цилиндров сходились в одну.

Сам блок отлит из алюминия, гильзы же выполнены из чугуна. В двигателе 417-й модели они посажены через прокладки, изготовленные из маслостойкой резины - это одно из слабых мест этого мотора, так как снижается общая прочность блока. К слову, у ЗМЗ-402 прокладки на гильзах медные. К тому же на УМЗ-417 ранних выпусков не были предусмотрены ребра жесткости, они появились позднее.

Еще одно отличие УМЗ от ЗМЗ - это то, что на корпусе есть специальное крепление под ВАЗовский масляный фильтр (ВАЗ-2101).

Коленчатый и распределительный валы, поршни с кольцами, толкатели клапанов и штанги у двигателя 417-й модели такие же, как и на ЗМЗ-402. Гильзы цилиндров у них отличаются, так как посадка из-за прокладок разная. Маховик у движка УМЗ больше по диаметру и тяжелее по весу, колокол, соответственно, также имеет увеличенные размеры.

Еще одно слабое место двигателя - это набивка: если в ЗМЗ ее закладывают в специальные канавки в блоке цилиндров и крышке коленчатого вала, то на УМЗ она накручивается на ось и сверху обжимается стальными пластинами, что снижает герметичность стыка.

Двигатель УМЗ-417: отзывы владельцев

Если проанализировать отзывы владельцев УАЗов, на которых установлен 417-й двигатель, то в целом они отмечают уникальную надежность агрегата. Мотор может сохранить работоспособность даже после сильного перегрева. Его реальный рабочий ресурс значительно превышает заявленный заводом, при этом двигатель неприхотлив и может вполне нормально работать и на плохом бензине, и на некачественном масле.

Но имеются и недостатки:

  • Если у двигателя ЗМЗ водяной насос закачивает антифриз в блок цилиндров, а отбирает из ГБЦ, то в УМЗ и подача, и отбор происходит из головки, в результате мотор охлаждается неравномерно и зачастую перегревается.
  • Так как выпускной коллектор изготовлен по схеме 4-1, то на средних и высоких оборотах мотор, что говорится, «не тянет».
  • Для заявленной мощности слишком большой расход бензина.
  • Просачивание масла через негерметичные соединения, и даже через сам блок (низкое качество отливки корпуса, приводящее к созданию крупных пор, приводит к образованию микроканалов, через которые масло может попадать как наружу, так и в охлаждающую жидкость).
  • Отсутствие качественных запасных частей.
  • Необходимость регулировки тепловых зазоров в клапанах.

Модификации двигателя

УМЗ-417.10 - устанавливается на УАЗ-3151. Мощность - 92 л. с. Мотор рассчитан на бензин марки А 76.

УМЗ-4175.10 - обладает увеличенным сжатием - 8,2. Мощность - 98 л. с. Бензин - Аи 92. Устанавливался на автомобили из серии «Газель».

УМЗ-4178.10 - в качестве усовершенствования получил новый впускной коллектор, под карбюратор с двумя камерами.

УМЗ-4178.10.10. - предназначен для линейки УАЗов. Для модернизации в нем была использована головка блока от УМЗ-421, а асбестовую набивку коленвала заменили на сальник.

Обслуживание двигателя

Известно, что своевременное техобслуживание двигателя позволяет значительно увеличить его рабочий ресурс. Поэтому масло в моторе, чтобы продлить ему жизнь, следует менять каждые 10 тыс. км. В картер и масляный радиатор входит 5,8 литра, несливаемый остаток при последующей смене составляет 0,5-1 литр. Вместе с маслом меняется и фильтр (подходит от ВАЗ-2101).

Регулировку тепловых зазоров на клапанах нужно проводить после прохождения каждых 15 тыс. км.

Мотор 417 для УАЗа

Сердцем автомобиля является двигатель. От того, как слаженно работают его комплектующие, насколько грамотно вы заботитесь о нем, зависит его жизнь. На данный момент существует широчайший выбор силовых агрегатов, каждый имеет свои отличительные особенности, плюсы и минусы, предназначен для конкретной модели и требует индивидуального подхода, знания его технических характеристик.

Сегодня речь пойдет о двигателях, устанавливаемых на разные модели УАЗ. Новинки предприятия, стильный УАЗ Хантер и выносливый УАЗ Патриот, модели прошлых лет, которые по сей день пользуются спросом у огромной покупательской аудитории, — УАЗ 3303, авто с моторами УАЗ 421, 4216, 402. Также стоит поговорить о таком универсальном агрегате, как двигатель 417 УАЗ.

Технические характеристики некоторых моделей УАЗа

УАЗ Патриот — отличный, практичный и эстетичный внедорожник отечественного производства. Оборудован двумя типами двигателей, бензиновым и дизельным, объемом 2,2 литра, мощностью 128 и 116 л. с. соответственно. Мотор работает вместе с пятиступенчатой механической трансмиссией и передним приводом. В основном на машину ставятся двигатели УАЗ 4216, 421, 402. Максимальная скорость, на которую способен УАЗ Патриот — 155 км/ч. На сотню километров двигатель расходует от 9,5 до 10,4 л горючего в режиме трассы.

УАЗ Хантер — яркий, оригинальный внедорожник, созданный с учетом всех последних достижений и мирового опыта. Машина отличается хорошей устойчивостью, великолепной управляемостью, надежностью. Под капотом установлено два двигателя: бензиновый объемом 2,7 литра, мощностью 112 л. с. и дизельный объемом 2,2 литра, мощностью 92 л. с. Моторы агрегируются с шестиступенчатой механической коробкой передач и задним приводом. Максимальная скорость УАЗ Хантер — 120-130 км/ч. Расход топлива в режиме «трасса» составляет 10-13,2 л на 100 км.

3303 модель УАЗа

УАЗ 3303 — хороший во всех смыслах, практичный пикап, нашедший свое применение как в разных государственных службах, так и в частных руках. Дебютировавший еще в 1985 году, он выпускается и по сей день. Под капотом установлено несколько типов бензиновых моторов. Работает с задним приводом и пятиступенчатой механической КПП. На машину можно ставить двигатели УАЗ 4216, 402, 421.

Каждому из двигателей рано или поздно требуется ремонт, и водитель в спешке пытается отыскать правильный ответ на вопрос, какой мотор можно поставить на свою машину взамен вышедшего из строя.

Специфика двигателя УАЗ 417

Бензиновый двигатель УАЗ 417 или УМЗ 417 — это рядный, карбюраторный, четырехцилиндровый, двухклапанный силовой агрегат. Впервые данный мотор появился в 1989 году, его выпуск ведется и поныне. Агрегат выполнен из алюминия, что делает его более легким и эффективным. Двигатель характеризуется неплохой мощностью, выносливостью, долговечностью, неприхотливостью — главные качества для внедорожника. Ход поршня — 92, объем — 2,5 литра, мощность — 92 л. с., крутящий момент — 172 Нм. Силовой агрегат соответствует евростандарту 1, обладает качеством умеренной экономичности, на 100 км пути сжигает 14,5 л горючего в городском режиме, 8,4 л — на трассе и 10,5 л — в смешанном режиме.

Это действительно надежный движок

417 — это эволюционный шаг в развитии, он сменил УМЗ 414, который морально устарел еще в 70-е. В отличие от своего предшественника, 417 обладает лучшими характеристиками, более надежен и эффективен. В нем имеются увеличенные клапаны и новый воздушный фильтр. Мотор УАЗ 417 производится в четырех модификациях, каждая из которых имеет свой спектр назначения. Похожими характеристиками обладает и двигатель УАЗ 402.

  • 417,10 мощностью 92 л. с. ставится на УАЗ 3303, а также на новые проекты, УАЗ Хантер и УАЗ Патриот, потребляет 76 бензин;
  • 4175,10 мощностью 98 л. с. устанавливается на автомобиль «Газель», использует 92 бензин;
  • 4178,10 — как и первый, ставится на УАЗ 3303, УАЗ Хантер, УАЗ Патриот и некоторые другие автомобили данной марки;
  • 4178,10-10 — аналог предыдущего агрегата, монтируется на многие автомобили УАЗ.

Как и любой узел авто, силовой агрегат со временем изнашивается. Если у вас мотор 417 УАЗ, ремонт создаст не столько проблем, как импортный двигатель, но все же имеет свои тонкости. При необходимости данный движок можно без проблем заменить на УАЗ 402.

Неисправности мотора — это перегрев, появление стука, вибрации. Причины кроются в износе отдельных деталей: кулачков, подшипников, пружин, шайб и прочего. Поэтому лучше регулярно проверять состояние двигателя, вовремя предотвращая поломку, нежели потом тратить гораздо больше времени на ее исправление.

Что влияет на износ двигателя

Во-первых, на износ мотора влияет плохое, некачественное или же долго используемое отработанное масло. Если вы постоянно забываете менять смазку, то не думайте, что двигатель будет хорошо работать на старой. Проблема может не сразу дать о себе знать, но потом доставит довольно много хлопот.

Некачественное моторное масло уничтожает мотор

Во-вторых, если своевременно не устранить небольшой изъян в работе мотора, то очень скоро он перерастет в серьезную поломку. Услышали легкий стук в двигателе? Идите в мастерскую или же самостоятельно переберите мотор. Даже если стук вдруг прекратился, дефект от этого не исчез по мановению волшебной палочки.

Дизели подвержены перегреву поршней и, как следствие, прогоранию деталей. Слишком интенсивная нагрузка на двигатель быстро старит его. Желательно относиться к движку более бережно.

Для моторов 402, 417 УАЗ ремонт бывает трех видов.

  1. Первая скорая помощь — устранение изъянов работы для временного продления жизнедеятельности двигателя. Такая скорая помощь становится необходимой мерой, когда поломка застала водителя где-нибудь в пути.
  2. Частичный ремонт. Включает в себя проверку и неполный демонтаж с целью выявления и замены дефектных деталей.
  3. Капитальный ремонт. Это очень трудоемкая процедура, требующая ответственности и знаний. Учитывая особенности моторов 402, 417 УАЗ, ремонт потребует немало терпения.

Каждый водитель хотя бы раз в жизни задумывался над вопросом усовершенствования своей машины как в области дизайна, так и технической начинки. Тюнинг автомобилей УАЗ — реальная возможность модернизировать транспортное средство.

Чтобы получить больше лошадок, нужна замена двигателя на импортный. Отлично подойдет мотор от Тойота — 2L-T. Он наиболее универсальный, практичный. Можно поставить отечественные моторы с более мощными показателями, но японский все же будет рентабельнее.

Усовершенствованный двигатель УАЗа

Что же мы получим в итоге? Во-первых, значительно улучшится коробочно-раздаточная система, во-вторых, скоростные возможности. При установке тойотовского двигателя еще и сократится расход горючего.

Капитальный ремонт 417 УАЗ

Перечень работ:

  • диагностика проблемы;
  • демонтаж двигателя;
  • очистка деталей;
  • выявление дефектов и замена испорченных деталей на новые;
  • монтаж мотора.

Замена коленвала 417 мотора

Диагностика — это самый трудоемкий и ответственный этап, ведь от правильности поставленного диагноза зависит и итоговый результат. Проблем может быть масса, от типичного перегрева до разбалансировки. Выявить неполадку можно с помощью специальной объемной таблицы. Довольно часто причиной поломок становится дефект коленчатого вала или головки блока. Первый изъян устраняется путем шлифования, второй — сваркой трещин.

Если речь идет о моторе 417 УАЗ, ремонт обязательно должен заканчиваться регулировкой, так как рабочие части могут сбиться. При ремонте карбюраторного двигателя проводится регулировка:

  • прерывателя зажигания, состояния контактов и угла;
  • оборотов холостого хода;
  • уровня токсичности мотора.

Капитальный ремонт двигателя 417 УАЗ будет стоить от 3 000 до 4 000 руб. Если вы чините импортный мотор, цена окажется несколько выше: до 800 долларов, если это простой агрегат, и до 4 000 долларов, если движок 8- или 12-цилиндровый.

Во времена СССР автомобили марки УАЗ пользовались большой популярностью. Устанавливались на них силовые агрегаты Ульяновского () или Заволжского (ЗМЗ) моторных заводов. Наиболее известный из них – карбюраторный двигатель УМЗ 417 УАЗ моделей УАЗ-469 (в обиходе – «козлик» или «бобик») и УАЗ-452 (на водительском жаргоне – «буханка») – выпускается с 1989 года в различных модификациях, причем некоторые из них эксплуатируются до сих пор.

Технические характеристики

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Рабочий объем цилиндров, см. куб. 2445
Номинальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.), л.с. 92
Мах крутящий момент (при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин.), Нм 172
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Степень сжатия 8.2
Количество клапанов на цилиндр 2
Тип механизма газораспределения OHV
Последовательность работы цилиндров 1 -3- 4 - 2
Система питания/ тип карбюратора Карбюраторная/ К-151В(Г)
Вид топлива/марка бензин/А-76
Расход топлива, л/100км (город/трасса/смеш.) 14,5/8,4/10,6
Система смазки Комбинированная (под давлением + разбрызгивание)
Объем моторного масла, л 5.8
Вид моторного масла 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Масса, кг 166
Моторесурс, км 150000

Двигатель устанавливается на УАЗ-452, УАЗ-469.

Описание

Двигатель УМЗ 417 – классический четырехцилиндровый силовой агрегат с рядным расположением цилиндров, поршни которого вращают один общий коленчатый вал.

Мотор оснащен карбюратором, контактным распределителем зажигания и механизмом газораспределения типа OHV с нижним расположением одного распределительного вала.

Корпус и головка блока цилиндров УМЗ 417 выполнены из алюминия. Гильзы, изготовленные из чугуна, посажены в блок через резиновые кольца, что снижает его прочность и является одним из главных недостатков конструкции этого силового агрегата.

В общем виде конструкция двигателя УМЗ 417 аналогична конструкции и представляет собой дальнейшее развитие УМЗ 414.

Отличается УМЗ 417 от 414 двигателя:

  • увеличенной степенью сжатия;
  • другим распределительным валом;
  • увеличенными впускными клапанами.

В некоторых модификациях УМЗ 417 оснащался коленчатым валом от более позднего 421 мотора, который устанавливался без использования сальниковой набивки.

Что касается силового агрегата производства заволжского моторного завода (ЗМЗ 402), то здесь отличий еще меньше.

Основное отличие – гильзы в цилиндры посажены через медные прокладки, что сделало блок цилиндров прочнее.

Существенным недостатком, который влияет на эксплуатационные характеристики мотора, является использование выпускного коллектора типа 4-1, что снижает его мощность на средних и высоких оборотах.

Все остальные составляющие – распределительный и коленчатый валы, поршни, шатуны, кольца, толкатели и штанги – одинаковы. Имеются отличия, которые носят косметический характер и на работу силового агрегата не влияют.

Среди большого количества модификаций двигателя УМЗ 417 основными считаются:

  1. УМЗ 417.10 – устанавливался на автомобилях УАЗ 3151 (бензин А-76);
  2. УМЗ 4175.10 – эксплуатируется на автомобилях «Газель». Обладает повышенной мощностью (98 л. с.) и имеет степень сжатия 8,2, что необходимо для использования бензина А-92;
  3. УМЗ 4178.10 – наиболее распространенная модификация с двухкамерным карбюратором, позволяющая:
  • Использовать головку блока цилиндров от мотора УМЗ 421, в которой установлены увеличенные выпускные клапана диаметром 39 мм (УМЗ 4178.10-10). Коленчатый вал в этой модификации вместо сальниковой набивки укомплектован сальником.
  • Агрегатировать мотор, например гидроусилителем руля (УМЗ 4178.10-03) или диафрагменным сцеплением (УМЗ 4178.10-52).

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание силовых агрегатов производства УМЗ не отличается сложностью и сводится к регулярной:

  • замене моторного масла – через 10 тысяч км пробега;
  • регулировке тепловых зазоров клапанов ГРМ – после каждых 15 тысяч км пробега.

Неисправности

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРИЧИНЫ
Посторонние шумы и стук во время работы мотора. 1. Неотрегулированы тепловые зазоры клапанов ГРМ. 2. Выход из строя шатунных вкладышей. 3. Дефекты распределительного вала ГРМ.
Сильная вибрация во время работы силового агрегата. 1. Дисбаланс кривошипно-шатунного механизма. 2. Не отрегулирован карбюратор. 3. Неисправность контактной системы зажигания.
Перегрев двигателя. 1. Поломка термостата. 2. Наличие воздушной пробки в системе охлаждения. 3. Неисправность водяного насоса («помпы»).

Тюнинг

Карбюраторные силовые агрегаты редко подвергаются тюнингу, связанному с увеличением их мощности. Связано это с тем, что ее существенное увеличение возможно только при замене карбюраторной системы питания на инжекторную (распределенный впрыск).

Стоимость такой переделки соизмерима с приобретением и установкой инжекторного мотора УМЗ 421, который в дальнейшем и подвергают тюнингу.

Однако двигатель УМЗ 417 можно подвергнуть несложной переделке, которая позволит незначительно поднять его мощность. Для этого необходимо:

  1. Осуществить балансировку цилиндро-поршневой группы;
  2. Увеличить степень сжатия в цилиндрах до 9,2, отфрезеровав головку блока цилиндров до высоты 95 мм.
  3. Заменить штатный распределительный вал на узкофазный «ОКБ Двигатель».
  4. Проточить выпускные каналы до 39 мм и установить соответствующие клапаны ГРМ.
  5. Заменить выпускной коллектор на коллектор от 421 мотора.
  6. Поменять выпускную трубу на трубу диаметром 51 мм.

После выполнения перечисленных операций мощность двигателя увеличится до 100 л. с.

Поднять мощность силового агрегата еще примерно на 10 л. с. можно, если дополнительно:

  • отшлифовать камеры сгорания до получения зеркальной поверхности;
  • облегчить тяжелую поршневую группу и коленчатый вал с последующей их балансировкой.

Долгие годы выпускались в неизменном виде. Вся продукция расходилась по военным и специальным заказам. Таких клиентов вполне устраивали характеристики машин УАЗ. Ситуация стала меняться уже к концу 80-х годов, когда отставание технических данных «уазиков» стали замечать даже непривередливые военные.

Одной из первых попыток улучшить параметры автомобилей стал модернизированный двигатель УМЗ-417, который пошел в серию в 1989 году. Мотор предназначался для комплектации перспективной модели завода с индексом 3151.

Общие сведения

Мотор пришел на замену двигателю модели 414 и базировался на многих узлах и деталях этого силового агрегата. Идентичными являются порядка 90 % деталей.

Основные изменения коснулись системы фильтрации масла, головки блока и карбюратора. Проведенные мероприятия позволили довести параметры мощности УМЗ-417 до 92 сил. Помимо этого, введение полноценной очистки масла позволило заметно повысить ресурс силового агрегата, причем мотор сохранил полную взаимозаменяемость со старым двигателем.

Модификации

За годы выпуска двигатель производился в нескольких модификациях, отличавшихся оснащением и октановым числом топлива. Наибольшее распространение получили следующие версии:

  • 10 - базовый вариант, рассчитанный под применение топлива с числом не ниже 76. Имел сжатие около 7 единиц и развивал до 92 сил.
  • 5.10 - дожатая до 8,2 единиц головка под 92-й бензин. Мощность выросла на 6 сил. Поставлялся на конвейер ГАЗ.
  • 8.10 - аналог предыдущего, но рассчитанный на более совершенный карбюратор с двумя камерами.
  • 8.10-01 и 8.10-03 - варианты с увеличенным до 254 мм сцеплением (привод рычагом). Комплектация 03 имела предустановленный насос гидроусилителя.
  • 8.10-10 - вариант двигателя УМЗ-417 с головкой от 421-й модели с увеличенными седлами клапанов выпуска отработавших газов.
  • 8.10-52 - версия с 240-мм сцеплением диафрагменной схемы.
  • 9.10-01 - армейский вариант. Изначально комплектовался экранами электрической системы и опционально - автономным подогревателем. Шел исключительно с 254-мм сцеплением.
  • 9.10-05 и 9.10-25 - варианты с 240-мм сцеплением.

На сегодняшний момент в производстве остался единственный 82-сильный мотор этого семейства.

Кривошипно-шатунный механизм

Блок цилиндров и верхняя половина картера УМЗ-417 отлиты единой деталью из алюминиевого сплава. При этом в конструкции применены съемные гильзы цилиндров, изготовленные из специального чугуна с примесью ванадия. Гильзы уплотнены по верхней части зажимом детали при установке головки. Нижняя часть имеет маслостойкую прокладку.

Такая схема позволяет обеспечить герметичность системы охлаждения и надежный отвод тепла от стенок гильзы. Сверху на блок ставится алюминиевая головка. Между деталями применяется прокладка с симметричной схемой - ее можно ставить какой угодно стороной.

Поршневая УМЗ-417 изготавливается из алюминиевого сплава и покрыта очень тонким слоем олова (не более 6 микрон). В конструкции поршня имеются три кольца. При этом канавка под верхнее кольцо проходит специальную обработку лазерным лучом, что значительно повышает твердость материала. Ось пальца немного смещена от оси поршня.

Коленчатый вал установлен на пяти опорах со сменными вкладышами. Носок вала уплотнен резиновым поджимным кольцом, в то время как задняя часть сохранила уплотнение кольцами и шнуром из асбеста. Такая конструкция не долговечна и является одним из основных объектов нареканий на УАЗ с УМЗ-417.

На передней части вала установлена шестерня привода газораспределения и шкив, применяемый для привода различных агрегатов. На задней части вала размещен чугунный маховик с надетым на него кольцом с зубцами. Кольцо служит для проворачивания вала при запуске стартером.

Газораспределение

Схема впуска и выпуска стандартная для двигателей УМЗ. В систему входит вал, расположенный в блоке и приводящийся шестерёнчатым приводом от основного вала двигателя. Регулировка параметров работы выполняется по меткам на шестернях, которые определяют взаимное положение валов. От вала газораспределения приводится насосы системы смазки и подачи топлива в карбюратор.

Вал вращается в пяти подшипниковых опорах и приводит клапаны через штанговый механизм. При работе обеспечено непрерывное вращение толкателей штанг, что способствует равномерной смазке и износу. Штанги связаны с коромыслами, которые непосредственно воздействуют на клапана.

Клапаны двигателя УМЗ-417 установлены в головке и изготовлены из жаропрочного материала (для выпуска) или стали с высоким содержанием хрома (впускные). Закрытие их выполняется пружинами.

Смазка и охлаждение

Система смазки использует двойной принцип - часть узлов смазываются под давлением, а часть - брызгами. Контроль над исправностью системы ведется по двум датчикам. При падении давления на панели приборов загорается красная лампа. Эксплуатация такого двигателя категорически запрещена. Запас масла хранится в съемном стальном поддоне. В нижней его части есть резьбовая пробка для слива старого масла.

Охлаждение УМЗ-417 осуществляется принудительной прокачкой жидкости. Для этого в конструкции имеется специальная помпа с приводом от вала двигателя. Регулировка температуры выполняется специальным термостатом.

В целом моторы 417-го поколения показали себя достаточно надежными агрегатами, хотя и не лишенными недостатков. Основными плюсами является высокая ремонтопригодность и возможность обслуживания в самых глухих уголках нашей страны.