Диагностика по цвету выхлопных газов. Анализируем "выхлоп"

На основе данных опроса, проведенного американским журналом Live Science, был составлен список самых распространенных научных мифов, которые затем прокомментировали ученые.

Оказалось, что большинство из них являются абсолютно безосновательными:

1. «Нервы не восстанавливаются»

Это неправда. Самый активный рост мозга человека, безусловно, наблюдается в раннем возрасте, именно в это время он проходит все этапы формирования. Однако ученые утверждают, что даже в зрелом возрасте клетки мозга делиться не прекращают. Многочисленные исследования доказали, что нейроны растут и изменяются до смерти человека. Так что не слушайте тех, кто говорит, что нервы не восстанавливаются – поумнеть может каждый и в любом возрасте.

2. «Курица способна жить без головы»

Это правда. Ученые подтверждают, что курица на самом деле может прожить пару минут после того, как ей отрубят голову. Дело в том, что даже без головы у птицы сохраняется стволовая часть мозга, отвечающая за многие рефлексы. Известен случай, когда одна курица смогла прожить без головы 18 месяцев. Теперь становится понятным, откуда пошла фраза «курица безмозглая» – голова не такая уж жизненно необходимая часть тела для курицы.

3. «В космосе гравитации нет»

Это неправда. Скорее всего, это заблуждение возникло из-за популярных выражений «невесомость» или «нулевая гравитация». Ученые уверяют, что гравитация существует везде, даже в космосе. Космонавты парят в невесомости только потому, что падают на Землю в горизонтальной плоскости. С расстоянием гравитация становится меньше, но полностью никогда не исчезает. Кстати, утверждение, что в космосе вакуум, тоже неверно. Межзвездное пространство заполняют всевозможные частицы и атомы, просто в космосе расстояние между ними больше, чем на нашей планете.

4. «Человеческий мозг использует всего 10% своих возможностей»

Этому заблуждению уже больше века, но ученые уверяют, что это не больше, чем миф. Результаты МРТ-исследований показали, что человек задействует большую часть мозговой коры, причем мозг человека трудится даже, когда он спит. Так что придется разочаровать тех, кто верит, что в будущем ученые придумаю способ, как заставить мозг работать лучше и тогда все будут обладать сверхспособностями.

5. «Съесть булку с маком – все равно, что покурить опиум»

Как бы странно это ни прозвучало, но это утверждение отчасти является истинным. Конечно, глупо ожидать от булочки с маком какой-то эйфории, которую получают наркоманы от выкуривания опиума, но проблемы с наркоконтролем из-за попавшего в организм мака, скорее всего, возникнут. Если спустя какое-то время поле употребления в пищу двух булочек с маком у человека взять анализ крови, то тест на опиаты окажется положительным.

6. «Куриный бульон помогает вылечить простуду»

И это утверждение может быть признано отчасти истинным. Именно вылечить простудное заболевание куриным бульоном, безусловно, не получится, но все-таки родители не зря уговаривают своих больных детей съесть бульон. Результаты исследования показали, что в курином бульоне есть вещества, оказывающие противовоспалительное действие и помогающие остановить прогрессирование болезни.

7. «Зевание заразно»

Это очень похоже на правду. Многие, наверное, замечали, что если кто-то начинает зевать, то он словно «заражает» всех остальных. Сложно сказать, насколько это утверждение верно с точки зрения науки, но, по мнению антропологов, рефлекс к повторению зевков находящегося рядом человека мы унаследовали от обезьян. Шимпанзе, например, очень нравится передразнивать зевание других. Получается, что зевая вслед за другим человеком, мы на подсознательном уровне его передразниваем.

8. «Если под дождем бежать, то вымокнешь меньше»

Математические уравнения, разработанные для описания этого процесса, доказывают, что это утверждение, скорее всего, является правдой. Вот только при беге заметно возрастает риск испортить костюм, так как в таком случае очень сильно намокнет передняя часть тела, а при размеренной ходьбе основной удар дождя придется на голову.

9. «Единственный видимый из космоса рукотворный объект – это Великая китайская стена»

Это высказывание встречается в различных вариациях, но все они одинаково неверны. С низкой орбиты космонавты видят много созданных человеком объектов, к примеру, египетские пирамиды и даже взлетные полосы крупнейших аэропортов. Китайскую же стену, точно не зная, где она находится, увидеть намного сложнее, а с Луны и вовсе невозможно.

10. «Смена сезонов года происходит при изменении расстояния до Солнца»

Это неправда. Изменение расстояния до Солнца, которое происходит при движении нашей планеты по своей орбите, практически не сказывается на температуре на Земле. Тут все дело не в расстоянии, а в угле наклона оси Земли, при изменении которого сменяются и времена года.

Покорить 8848 метров этого невероятного выступа на лице Земли - одно из величайших достижений в жизни некоторых людей, но называть этот пик самой высокой горой в мире было бы неправильно. Это звание принадлежит Мауна-Кеа, вулканическому пику на Гавайях с саммитом на высоте 4205 метров.

Но погодите, скажете вы, это же намного меньше, чем высота Эвереста. На самом деле, это число указывает лишь высоту над уровнем моря - большая часть этого пика уходит на дно Тихого океана. Вместе с ней высота горы достигает 10 000 метров, что делает ее самой высокой горой на планете. Технически, Эверест - высочайшая гора над уровнем моря, но уж точно не самая высокая гора на Земле.

Великую Китайскую стену видно из космоса


Эта рукотворная структура впечатляюще массивна, без сомнения, но достаточно ли она большая, чтобы ее можно было увидеть из космоса? Этим вопросом задаются только на Земле: множество астронавтов подтвердили, что из космоса ее не разглядеть невооруженным глазом, ну и, конечно, не с поверхности Луны.

Этот миф ворвался в популярную культуру в 18 веке - еще до того, как люди отправились в космос на самом деле - но вычисления показали, что пытаться разглядеть стену с Луны — это как пытаться разглядеть человеческий волос с трех километров. Будучи свыше 20 000 километров длиной, Великая Китайская стена в ширину всего шесть метров, то есть слишком тонкая. , которые говорили, что видели стену из космоса, просто спутали этот объект с рекой, в частности, с Великим каналом Китая.

Красный цвет бесит быков


Мы все видели, как быки несутся на кого-то, размахивающего красной тряпкой перед их мордами. Также приобрело популярность выражение «как бык при виде красной тряпки», описывающее чей-то гнев. Справедливости ради, быки не различают цвета. Животное злит не цвет, а размашистые движения этого материала. «Разрушители мифов» поставили перед быком три чучела с тряпками разных цветов. И доказали, что бык устремляется к тряпке, которая движется, вне зависимости от цвета.

Хамелеоны могут принимать любой цвет


Примерно 69% взрослых людей верят в это, но несмотря на то, что мы знаем с детства, хамелеон не может принять окрас шотландской клетки или сымитировать рисунок на обоях. Хамелеон обладает чрезвычайно способностью менять цвет, но этот цвет по большей части зависит от настроения ящерки, изменения температуры тела или с целью общения, а не от окружения.

К примеру, они способны стать ослепительно белыми при прямых солнечных лучах, чтобы отражать тепло, или же стать темными в прохладное время, чтобы поглощать свет, а цветными узорами самец может украсить себя, сигнализируя о готовности к спариванию. Вам стоит также знать, что внешний слой кожи хамелеона прозрачен: они меняют цвет с помощью слоев клеток-хроматофор, которые содержат различный пигмент, который и образует внушительную палитру.

Молния никогда не ударит дважды в одно место


Ох, ударит, и еще как. Деревья и высотные здания часто получают удары молний, которые не особо заморачиваются о том, куда бить. На самом деле, Национальная метеорологическая служба США свидетельствует о том, что в Эмпайр Стейт Билдинг молния бьет 25 раз в год. Однажды во время одной грозы она получила восемь ударов молний за полчаса.

Конечно, основная цель этой идиомы заключается в том, чтобы поощрять людей пытаться делать что-то больше одного раза - сарафанное радио говорит о том, что плохой опыт вряд ли повторится. Но это абсурдно в некоторой степени. Рой Салливан вошел в Книгу рекордов Гиннесса человеком, которого ударило молнией семь раз в разных местах, а Цутому Ямагучи вообще попал под две из двух ядерных бомбардировок, направленных на уничтожение людей, в истории человечества - в Нагасаки и в Хиросиме.

Мозги людей делятся на правшей и левшей


Вы наверняка слышали о том, что люди склонны к художеству и плохо разбираются в математике, потому что у них главенствует левое или правое полушарие, но насколько это отвечает истине? Простите, но больше вам нельзя винить одно из своих полушарий мозга в вашей неспособности вычислять квадратные корни в уме.

Расхожее мнение сложилось таким: у творческих людей доминирует правое полушарие, а у более расчетливых и прагматичных - левое. Это отличный способ классифицировать черты личности, но исследования не выявили признаков того, что у индивидов левые или правые полушария мозга отвечают за эти черты.

Университет штат Юта провел двухлетнее исследование при участии более 1000 человек, за мозгами которых наблюдали по мере того, как те выполняли различные задачи. Хотя ученые выяснили, что левые и правые части мозга несут ответственность за различные функции (язык - левая, внимание - правая), ни одна из них не превосходит другую. То есть правда в том, что обе половинки мозга одинаково активны.

У нас есть только пять органов чувств


Зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Эти чувства расставил по категориям еще сам Аристотель и считал, что это все. Но он ошибался. Хотя многие считают это нашим ультимативным набором чувств, правда в том, что у нас их намного больше, не меньше двадцати. Основной пятеркой мы пользуемся ежедневно, но вы даже не подозреваете, насколько глубока ваша восприимчивость.

К примеру, у нас есть способность чувствовать температуру, способность балансировать во время катания на лыжах - к чему это отнести? А голод, жажду, ориентацию во время движения или ощущение пространства?

Без этих чувств мы были бы довольно примитивны - поэтому сказать, что у нас есть всего пять чувств, было бы ненаучно. Каждое чувство можно разбить на меньшие категории. К примеру, есть ноцицепция (чувство боли), проприоцепция (знание ориентации своих конечностей) и восприятие времени. Мы реагируем на самые разные эффекты влияние на наше тело, наши мозги обладают широким набором рецепторов. Имейте это в виду.

В Средние века люди думали, что земля плоская


Один из распространенных мифов гласит, что в Средние века люди думали, что земля плоская. Считается, что Христофор Колумб отплывал к ужасу своих современников, которые считали, что уплыть за горизонт - значит упасть с края Земли, но это не так. Люди поняли, что наша планета сферической формы за сотни лет до путешествия Колумба. Древние греки принимали это как факт, христианская церковь тоже, об этом говорила «География» Птолемея во 2 веке.

Откуда же взялся этот миф? Широко распространено мнение, что в 18 и 19 веках этот миф получил широкое распространение в рамках споров между религией и наукой. Антирелигиозные писатели использовали этот миф для нападок на религию, утверждая, что церковь провозглашала землю плоской, когда на самом деле правда была за наукой. Биография Колумба, написанная Вашингтоном Ирвингом, дала ложную точку зрения о том, как выдающиеся члены комитета, обсуждающие предложение Колумба, сомневались в его утверждениях о сферической Земле. С тех пор популярная культура распространила удобное мнение о том, что средневековые люди невежественно считали плоским наш округлый мир.

Мы используем свой мозг только на 10%


Нам бы хотелось думать, что мозг работает лишь на 10%, а остальная его часть ожидает заполнения, подобно жесткому диску. К сожалению, это не так, и этот миф был развеян наукой. Голливудские фильмы вроде «Люси» никак не помогают развеять этот миф, изображая мир, в котором разблокирование оставшихся 90% нашего мозга помогает учить языки в секунды или становиться моментальными экспертами в чем угодно, от боевых искусств до механики. Но это второсортная фантастика (поскольку не опирается на научные данные). Мы используем наш мозг на все сто, постоянно.

В любой момент времени мы обрабатываем так много информации, что нейроны и синапсы зажигаются по всему мозгу почти бесконечно. Любая функция или задача, которую мы постоянно выполняем, стимулирует различные части головного мозга; МРТ-сканирование, проведенное неврологами, подтвердило, что этот наш важнейший орган работает полноценно даже при выполнении самых тривиальных задач.

Не стоит забывать также про травмы мозга. Даже небольшой удар по голове может привести к серьезному повреждению мозга. Если бы 90% нашего мозга пребывало в спячке, мы могли бы полностью отрезать нашу «нерабочую» часть и жить дальше. Но мозг более гибкий и цельный орган, поэтому так не получится, и вы это знаете.

Наконец, последним контраргументом против мифа выступает эволюция. Природа такова, что эффективная система, обладающая гигантским избыточным количеством серого вещества, которое занимает лишнее место в наших черепах, давно бы сделала для себя выводы. Мозг потребляет массу энергии (порядка 20% от всей нашей энергии), поэтому сливать столько полезного питания впустую не имело бы никакого биологического смысла.

Существует мнение, что этот миф про 10% родился из предисловия к книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Журналист Лоуэлл Томас написал о гарвардских психологах, которые во время изучения ребенка-гения в 1890 году пришли к выводу, что мозг должен обладать незадействованными резервами: «Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что среднестатистический человек использует лишь десять процентов своих умственных способностей». Тем не менее очевидно, что Джеймс имел в виду десять процентов «умственной энергии».

Миф продолжал развиваться в качестве романтической идеи о человеческом потенциале и того, чего мы могли бы достичь, если бы раскрыли его возможности. Также эта идея отлично вписалась в книги и фильмы.

Акулы не болеют раком


Возможно, вы слышали этот не очень популярный, но устойчивый миф, который родители сообщают своим детям при посещении аквариума. К сожалению для наших братьев рыбных, у них нет иммунитета к этому заболеванию - и они болеют раком. Еще печальнее то, что многие люди попались на этот крючок и начали убивать акул в «медицинских» целях ради изучения и извлечения «лечебных» экстрактов.

Заблуждение уходит корнями в 70-е годы прошлого века, когда ученые Медицинской школы Университета Джона Хопкинса обнаружили, что хрящевая ткань останавливает рост новых кровеносных сосудов в ткани - а это ключевая характеристика злокачественных опухолей. Поскольку скелеты акул состоят почти полностью из хрящей, неудивительно, что внимание ученых оказалось приковано к акулам. Ученые также обнаружили, что акулы обладают пониженными шансами на развитие этой болезни и начали подвергать их воздействию высоких уровней канцерогенов, что, впрочем, не дало никаких результатов.

Катастрофа началась, когда доктор Уильям Лейн привлек внимание СМИ своей книгой «Акулы не болеют раком». После сомнительных клинических испытаний он заявил о замечательных результатах исследования акульих хрящей. Особо не заморачиваясь, Лейн открыл свой бизнес и начал продавать таблетки на основе акульих хрящей как альтернативное средство от рака. FDA провела клинические испытания таблеток и выяснила, что те не оказывают вообще никакого эффекта. Дальнейшие исследования разбили теорию в пух и прах, а в 2004 году ученые Гавайского университета обнаружили множество опухолей у самых разных акул, скатов и их сородичей, а также опухоли в самих хрящах.

Год жизни собаки равен семи годам жизни человека


Многие из вас до сих пор считали, что один год жизни человека равен семи годам жизни пса. 50% взрослых людей верят в этот миф, который не имеет ничего общего с наукой. Эквивалент возраста собаки зависит от ее размера и породы, а также меняется в зависимости от ее этапа жизни.

Вернемся в 1268 год, чтобы найти источник мифа, который начинался с приравниванию возраста собаки к человеку в соотношении 9 к 1. Мол, люди жили до 80 лет, тогда как собаки жили до 9 - хотя нам придется постараться, чтобы найти 80-летних людей, живущих и умерших в те времена. Столетиями спустя, ученые уточнили среднее ожидание жизни человека и собаки до 70 и 10 лет, соответственно - отсюда родилось правило семи лет.

На этом логика заканчивается. Поскольку собаки могут размножаться уже в возрасте одного года, правило 7:1 означало бы, что люди начинают размножаться в возрасте 7 лет и живут до 150. Миф явно не соответствует реальности. Дальнейшие исследования показали, что собаки созревают в 15-20 раз быстрее в первый год, а крупные собаки стареют быстрее, чем мелкие в последующие годы.

Как же рассчитать эквивалент возраста своей собаки по отношению к человеку? График ниже поможет вам.


Ось y: эквивалент человеческого возраста

Ось x: возраст собаки

Расшифровка: нормальный вес для взрослого пса (в фунтах и кг)

Журнал Live Science провел обширный опрос среди читателей на предмет научных мифов, а результаты ответов на популярные курьезные вопросы прокомментировали и оценили ученые. В итоге оказалось, что большинство высказывают свои суждения абсолютно бессознательно, отчего они не становятся правдивее.

Миф первый : курица-зомби, без головы, но бегает – правда

Курица вполне может прожить несколько минут после того, как ее обезглавили. «Зомби» может бегать или даже летать. Физиология птицы такова, что теряя голову, сохраняется стволовая часть мозга, а именно она контролирует порядочную долю рефлексов. Известен случай, когда куриный «горец» умудрился прожить без головы добрых полтора года.

Миф второй : в южном и северном полушариях Земли водяные воронки вращаются в противоположных направлениях – ложь

Чтобы повлиять на направления воды в воронке даже небольшой раковины, нужно, чтобы Земля вращалась гораздо быстрее, чем она вращается на самом деле. Личный опыт каждого может показать, что форма и движение водяной воронки в раковине меняются в зависимости от самой раковины, и уж конечно не от вселенских факторов. Такое вот прозаичное раскрытие научного мифа.

Миф третий : человеческий мозг работает всего на 10%, а остальное непознанные пространства – ложь

Люди верят в этот научный миф почти век. Но современные исследования при помощи МРТ справедливо реабилитируют наш мозг, демонстрируя, что для жизнедеятельности человека задействована большая часть коры головного мозга. Бедняге нет покоя, даже когда тело спокойно спит. От изнуряющих мыслительных процессов полезно отдыхать на любимом диване и . Так что верить в заманчивые пророчества о том, что будущие потомки прозреют, открыв невероятные способности, и смогут связываться с , по меньшей мере, глупо.

Миф четвертый : космос – территория без гравитации – полная чушь

Популярные выражения «невесомость» и «нулевая гравитация» - вот виновники такого заблуждения. Гравитационное поле действует везде, и на всех оно действует одинаково. Космонавты, парящие в невесомости на орбите нашей планеты, могут «летать» потому что не прекращая падают вместе с кораблем на Землю. Правда падают они не вертикально, а горизонтально. Гравитация никуда и никогда не исчезает, а лишь уменьшается с расстоянием. Еще один миф – космический вакуум. Пространство между звездами и планетами заполнено множеством частиц и атомов, но расстояние между ними отличается от земного, оно гораздо больше.

Миф пятый : маковые булочки и опиум одно и то же – практически, правда

На первый взгляд – чистой воды заблуждение, но не спешите с выводами. Это сдобное лакомство, хоть и не принесет такой эйфории и туманного забытья, как опиумный наркотик, но свой след в организме все-таки оставит. Лучше не попадаться под наркоконтроль после такого перекуса. Результаты теста на опиаты вероятнее всего будут положительными, если вы съели две таких аппетитных пампушки.

Миф шестой : монета, брошенная с небоскреба, очень грозное оружие – ложь

Аэродинамические свойства монеты, прямо скажем, не совсем подходят для совершенного оружия. Ее форма настолько неудачна, что сопротивление воздуха и ветер не дадут нанести монетке какую-либо значительную травму, даже если она будет сброшена с Empire State, а его высота 380 метров. Так что, для «разборок» с недругом лучше потратить ее на приобретение чего-то потяжелее.

Миф седьмой : у взрослых людей клетки мозга не восстанавливаются – ложь

Последние исследования показали, что клетки мозга способны делиться и в зрелом возрасте. Конечно, это будет происходить не так интенсивно, как в период его формирования, но нейроны могут расти и меняться всю жизнь. Так что тренируйте свой мозг до самой старости, ведь поумнеть никогда не поздно.

Миф восьмой : заболели, пейте куриный бульон – почти правда

Конечно, полностью вылечить простуду куриным бульоном нельзя, это не панацея. Но наваристое кулинарное чудо содержи противовоспалительные вещества, которые помогают предотвратить распространение болезни. Так что лучше послушать совет мамы и поверить в народную медицину.

Миф девятый : молния не бьет дважды в одно место – не верьте, это опасная ложь

Этот научный миф может стоить жизни. В действительности все совершенно наоборот. Молния капризное , которое имеет свои предпочтения. Любимые места для попадания – возвышенности. Так что прятаться от грозы под деревом, в которое уже успела ударить молния лучше не стоит. Для примера, Empire State «ловит» молнию примерно 25 раз в год.

Миф десятый : каждые 7 секунд мужчины вспоминают о сексе – за исключением крайних случаев, ложь

Конечно, основной из заложенных нам природой инстинктов является инстинкт размножения. Но каждые 7 секунд – это скорее всего перебор. Естественно, доказать это опытным путем не возможно, но исходя из социологических исследований – это научный миф скорее ненаучное заблуждение.

Миф одиннадцатый : собачья пасть даже нечищеная чище человеческого рта – да как тут можно сравнивать?

Не смотря на привычку собак совать пасть и пробовать на вкус места, которые сложно назвать эталоном чистоты, принято считать, что собачья ротовая полость более стерильна, чем человеческая. В действительности для каждого вида характерен свой набор бактерий. Это все равно, что сравнивать дантиста и комодского варана. Так что собака не чище, она просто другая.

Миф двенадцатый : по поведению животных можно предсказать стихийное бедствие – скорее ложь

О том, что обладают «шестым чувством» можно предполагать, но это не доказано научно. Трудно спорить о более развитом обонянии, зрении, слухе и врожденных инстинктах. Именно они помогают нашим братьям меньшим быстрее определять опасность. К тому же животным не свойственно наблюдать из любопытства за ураганом или гигантской волной надвигающегося цунами. Да и во время катастроф гибнет много животных. Правда, последнее цунами унесло не так уж большое количество четвероногих. Так что научный или не научный этот миф, смотрите по поведению вашего питомца.

Миф тринадцатый : единственный рукотворный объект, который видно из космоса – Великая китайская стена – неправда

На самом деле, китайскую стену трудно рассмотреть, если точно не знать, где именно она находится. А с Луны это сделать вообще невозможно. С низкой орбиты космонавты могут увидеть множество объектов, созданных человеческими руками: или крупные взлетно-посадочные полосы.

Миф четырнадцатый : желудку нужно 7 лет, чтобы переварить проглоченную жевательную резинку – «пугачка» для детей

Переварить жвачку желудку будет труднее, чем обычную органическую пищу, но наш организм способен и не на такие подвиги. Так что жевательные конфеты подвергнуться той же участи, что и котлетки с макаронами. Вероятно, этот миф придумали строгие родители.

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АСТРОНОМИИ И МЕХАНИКИ

РЕФЕРАТ

НАУКА И МИФ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ.

Выполнила студентка группы 19-51

Зуева Вера Владимировна

Проверил профессор Кондратьев Б. П.

ИЖЕВСК 2001

Введение............................................................................................ 3

Что такое миф?.................................................................................. 4

Мифологическое мировоззрение...................................................... 7

Когда появляется наука?................................................................ 10

«От мифа к логосу»........................................................................ 13

Заключение...................................................................................... 16

Литература......................................................................................


Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Наука появилась значительно позднее мифологии, потому что для ее появления были нужны соответствующие исторические факторы. В этой работе мы попробуем разобраться в том, как и почему появилась мифология, какую роль она играла в жизни античного человека, как появилась наука, как выделить научные знания о мире, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным и является ли миф началом науки.

В силу широкой распространенности мифов Древней Греции, в этой работе будут использоваться для примеров, в основном, именно они.


Если рассматривать значение слова «миф» в моем понимании, то я могу определить его следующим образом: это своеобразный способ или некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. Причем, так как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был необъективный способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

Но хочу привести несколько примеров суждения о значении слова «миф» другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют философский характер.

Например, как указывает С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам.

Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «...иное себе... иносказание или символ».

Советские и зарубежные исследователи Платона, С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в семантическом контексте греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.

И есть, наконец, совершенно неожиданный смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто философские теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, но философской выдумкой».

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной. Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...».

2. Антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества. Согласно многим мифам, человек соворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя) .

3. Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь .

4. Эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям .

Наука – это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течение всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на несколько основных видов:

1. Донаучное – это мифология и религия.

2. Вненаучное – искусство и мораль.

3. Научное.

Поговорим о последнем более подробно. Как можно выделить научное знание из всех, известных ныне человечеству? Есть несколько основных критериев научности, назовём и попытаемся кратко пояснить их.

1. Абстракция или общность. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью.

2. Объективность.

3. Рациональность.

Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы. По мнению Леви-Строса: «Миф – это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт или теории. Например, очень часто общность используют в зоологии для наблюдения за группами животных, и все выводы, полученные в результате наблюдения, распространяют на целый вид или род.

Научное знание должное еще обладать объективной рациональностью, это значит, что оно не должно зависеть от субъекта, получающего это знание, и быть сформулировано в инвариантной форме. Инвариантность, в общем смысле, означает «неизменность», в данном случае под формулировкой в инвариантной форме понимается то, что с какой точки зрения мы бы ни подошли к тому или иному понятию, и как бы его не формулировали, его смысл всегда останется неизменным.

Например, как готовить то или иное блюдо – это тоже знание, но оно не является объективным и рациональным, потому что, даже пользуясь той же посудой, тем же рецептом, у разных хозяек одно и то же блюдо будет иметь разные вкусовые качества, того же самого просто не получится.

Рациональность научного знания это еще и то, что к нему можно придти, или его можно получить опытным или логическим путем, хотя для этого необходимо введение точного языка, понятий, определений и логики рассуждений. Примером такого знания может быть та же теория чисел, или аналитическая геометрия на плоскости.

В работе указывается, что «наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ, на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации, которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания – объективных общественно значимых истин науки».

Например, в Древней Греции такие условия появились во времена рабовладельческого стоя. Тогда у богатых людей появилось свободное время, чтобы подумать о том, что их окружает и почему некоторые события происходят именно так, и никак иначе. Они обсуждали свои мысли с другими, делали какие-то выводы, может, не всегда правильные, но это были первые шаги к появлению, именно научных знаний, попытки обобщения и доказательства тех или иных фактов.

«Логос» по-гречески означает «знание».

Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к теоретическому мышлению» .

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления, в работе они четко сформулированы, попробуем разобраться в них:

1. Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, инвариантность, общность, абстрактность и т.д.

Поясним это. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. Такой миф древние рассказывали не для развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их существование. Они порождены воображением, но не представляют собой чистой фантазии.

2. Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности объективно-субстациональным представить мир, как вещное образование, подлежащее объективному рассмотрению.

Основное отличие современной научной мысли – это различие между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий. Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла.

Но сложившиеся исторические факторы, все же заставили задуматься некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу».

В одной из работ я нашла интересную мысль о мифе и науке, мне хотелось бы порассуждать на эту тему.

На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так. Я скорее не соглашусь.

«Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции».

Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма - мифолог, т.к. начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология.

Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.

Вывод: наука не существует без мифа, она всегда мифологична.

Я считаю, что миф предшествовал появлению науки, и многие античные научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука.

Действительно, миф очень эмоционален и более ориентирован на внутренний мир человека, чем на законы внешнего мира, но ведь именно обобщение, отбор, обработка объективных данных о природе, собранных в мифах, дали начало многим естественным наукам. Например, биологии, зоологии, ботанике и даже физике. Конечно, миф воспринимался как некий неизменный постулат, как аксиома, он принимался на веру, зато наука началась именно с того, что начали проверять и сомневаться в правдивости и правильности мифологического представления о мире. К этому еще можно добавить, что мифология обладала довольно-таки серьезными знаниями в области ботаники и зоологии.

Ведь практика, наука и духовная культура, например, та же мифология, взаимосвязаны и одно порождает другое. И я полностью разделяю это мнение.

Как ни странно, но мифологическое мышление не исчезло и по сей день. Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые. Почему, спросите Вы? «Потому что мифологическое мышление дает человеку необходимое ему чувство комфортности в мире. В силу того, что наука опирается исключительно на разум, а миф – ещё и на чувства, эмоции, интуицию, он более соответствует внутреннему миру человека и дает большее чувство уверенности» . Наверно, именно по этой причине, мифы и сказки живут среди нас, и по сей день.

1. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева., М., «Советская энциклопедия», 1983.

2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П., Концепции современного естествознания, М., «Высшая школа», 1998.

3. Кун Н. А., Боги Древней Греции, М., «Панорама», 1992.

4. Корш М., Краткий словарь мифологии и древностей, Калуга, «Золотая аллея», 1993.

5. Мировоззренческое значение мифа о вечном возвращении, реферат Клюевой Е.А., кафедра философии, УТИС, 1998.

6. Мифологический тип мировоззрения, реферат, Елецкий пединститут, 1997.

7. Библия, Новый Завет.

8. Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке, реферат Тимура Миняжева, 1997.

9. Мертлик Р., Античные легенды и сказания, М., «Республика», 1992.