Таможенные пошлины в рф. Характеристика таможенных пошлин

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно при меняемым средством государственного регулирования экспортно-им портных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Сокращенные пошлины, рассчитанные в соответствии с Протоколом 1, округляются до одного десятичного знака или, в случае конкретных обязанностей, до двух знаков после запятой. Стороны будут представлять свои национальные тарифные ставки в соответствии с положениями пунктов.

В торговле между Сторонами не вводится новая пошлина, эквивалентная импортной пошлине. Все пошлины за эквивалентные последствия импортных пошлин будут отменены после вступления в силу настоящего Соглашения. Положения статьи 3 также будут применяться к таможенным пошлинам в налоговом характере.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские . Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Стороны могут заменить обязанности фискального характера или фискальный элемент внутреннего налогообложения в соответствии с положениями. Экспортные пошлины и сборы за эквивалентный эффект. В торговле между Сторонами не вводится новая экспортная пошлина или эквивалентный эффект оплаты.

Стороны отменяют все экспортные пошлины и все сборы, эквивалентные друг другу в день вступления в силу настоящего Соглашения. Количественные ограничения импорта и меры эквивалентного эффекта. Ни новые количественные ограничения на импорт, ни меры равного влияния не будут вступать в торговлю между Сторонами.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

Количественное ограничение экспорта и меры по достижению эквивалентных эффектов. Никакие новые количественные экспортные ограничения или меры эквивалентного эффекта не будут введены в торговлю между Сторонами. Все количественные ограничения на экспорт из Сторон и меры эквивалентного воздействия должны быть отменены после вступления в силу настоящего Соглашения.

Импортер должен уплатить импортную импортную пошлину в компетентный таможенный орган в течение 10 дней с даты поставки груза. Не позднее следующего рабочего дня после истечения срока, указанного в п. (2), оператор обязан предоставить таможенный орган, в котором представлен груз, подтверждение перевода импортных пошлин вместе со списком, содержащим номера таможенных документов для груза, дату выдачи груза и сумму импортных пошлин.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины – это пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормаль­ное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

В случае неуплаты импортных пошлин у получателя груза оператор обязан уплатить эти пошлины в течение 10 дней с даты поставки груза. В случае несоблюдения сроков, указанных в п. 2 и 4, оператор обязан уплатить проценты по ставке процентов по просроченной задолженности.

Интерес, о котором говорится в п. 5, исчисляется со дня, следующего за истечением срока передачи или уплаты импортных пошлин до даты их перевода или оплаты. Процент, указанный в 5, не взимается, если их сумма не превышает трехзначной стоимости, взимаемой оператором за обработку почтовых отправлений в качестве зарегистрированного товара.

Существуют две основные методики установления уровня тамо­женных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях сни­жения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

Таможенный орган по решению указывает. Если таможенный орган выдает решение о возмещении или передаче всей или части импортной пошлины в результате таможенного документа в соответствии с положениями Таможенного кодекса Сообщества. Контрабанда была обнаружена в Зосине.

Путешественник объяснил, что янтарь был доставлен в Польшу для личного пользования. Было бы хорошо, если бы 46-летний мужчина подал заявку на перевозку янтаря и заплатил импортную пошлину. Чтобы обмануть казначея, женщина потеряла ценные товары и приспособилась к контрабанде транспортного средства. Из-за контрабанды штраф также налагается на торговцев людьми.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-техни­ческих изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торгов­ли приходилась на сырье, 60-70 всех пошлин были специфичес­кими Специфическими, как правило, являются экспортные пошли­ны, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или эконо­мического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льгот­ные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин полу­чают страны, входящие в экономические интеграционные группи­ровки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режи­мом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами това­ры всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, вво­зимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Предыдущая

Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены законом РФ «О таможенном тарифе». Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров и оплачиваются в рублях или валюте. Импортным таможенным пошлинам принадлежит особая роль в системе таможенных платежей.

Эти пошлины выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию. Импортная таможенная пошлина является косвенным налогом, поскольку уплачиваются авансом до реализации товара, а затем включается в цену реализуемого товара и оплачивается конечным потребителем.
При этом используют следующую формулу расчета импортной таможенной пошлины:
Пи= ТСК/100%, где
Т - таможенная стоимость импортируемого товара
С - ставка импортной таможенной пошлины
К - валютный курс рубля, котируемый ЦБ России на день таможенного оформления.
В России с 1994 года применяют следующие методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров:
Метод 1 - по цене сделки с ввозимыми товарами
Метод 2 - по цене сделки с идентичными товарами
Метод 3 - по цене сделки с однородными товарами
Метод 4 - метод вычитания стоимости
Метод 5 - метод сложения стоимости
Метод 6 - резервный метод.

Метод 1. Базой для определения таможенной стоимости первым методом принимается цена сделки непосредственно с теми товарами, которые подлежат оценке. Цена сделки - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары.
Таможенную стоимость по этому методу определяют по формуле:
Т=Цсд+Рн, где Т - таможенная стоимость товара, Цсд - цена сделки по ввозимому товару, Рн - накладные расходы (расходы на поставку товара до места ввоза, расходы на упаковку).

Метод 2. Базой для определения таможенной стоимости вторым методом принимается цена сделки с идентичным товаром. Под идентичным товаром понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:
- назначение и характеристика
- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке
- страна происхождения, производитель
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. Товары, произведенные разными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
- проданы для ввоза на территорию РФ
- ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров
- ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в том же количестве, что и оцениваемые товары
Таможенную стоимость по второму методу определяют по формуле:
Т=Цид+Рн, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена сделки по товару, идентичному ввозимому, Рн - накладные расходы.

Метод 3. Базой при определении таможенной стоимости методом оценки по цене сделки с однородными товарами принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми. Однородными товарами считаются товары, хотя и не являющимися одинаковыми во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие их схожих компонентов. Это позволяет им выполнять те же функции, которые выполняют оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Таможенную стоимость по третьему методу определяют по формуле:
Т=Цод+Рн, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена сделки по товару, однородному ввозимому, Рн - накладные расходы.

Метод 4. Метод вычитания стоимости применяется, если оцениваемые идентичные или однородные товары продаются на территории РФ в неизменном состоянии.
Базой при этом принимается цена единицы товара, по которому оцениваемые идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории страны в период, максимально приближенный ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.
Таможенную стоимость по четвертому методу определяют по формуле:
Т=Цпр+Ртр, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена продажи товара на территории России, Ртр - транспортные расходы на территории РФ и суммы импортных таможенных пошлин, сборов, налогов, уплачиваемых в России.

Метод 5. При отсутствии случаев продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились в момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.
Базой для определения таможенной стоимости методом сложения стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара
- общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории РФ.
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров
При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара.
Таможенную стоимость по пятому методу определяют по формуле:
Т=Зи+Рн+Пэ, где Т - таможенная стоимость, Зи - затраты изготовителя импортного товара, Рэ - прибыль, получаемая экспортером от продажи товара.

Метод 6. Если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения всех вышеперечисленных методов таможенные органы аргументировано полагают, что эти методы нельзя было использовать, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики. При этом иные способы определения таможенной стоимости должны соответствовать законодательству РФ и принципам таможенной оценки ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле).
Таможенные органы обязаны при применении резервного метода предоставить декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.
Базой определения таможенной стоимости при этом будут выступать:
- цена товара на внутреннем рынке
- цены на товары отечественного происхождения
- цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны
- произвольно установленная или достоверно неподтвержденная цена
Таможенная стоимость по резервному методу определяется в соответствии со следующей формулой:
Т=Цмир, где Цмир - цена, устанавливаемая таможней с учетом мировой таможенной практики.
Во всех странах, и в России в том числе, важное значение придают совершенствованию и ужесточению контроля за стоимостью импортируемых товаров, поскольку ее занижение стало главным способом ухода импортеров от уплаты пошлин и НДС.
Отечественные эксперты считают, что таможенная стоимость реально занижена как минимум в 2 раза. Расхождения в оценках вызваны тем, что российская методика отличается международной. Кроме того, западные экспортеры завышают таможенную стоимость, что позволяет им увеличивать суммы возвращаемого НДС (в Европейском союзе, как и в России, при экспорте товаров НДС возвращается экспортеру).
Еще один способ ухода от уплаты таможенных пошлин - контрабанда под видом временного вывоза сырья на давальческой основе с последующим беспошлинным ввозом продуктов его переработки.
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцированы прежде всего в зависимости от страны происхождения товара.
Правительство РФ устанавливает базовые ставки ввозимых таможенных пошли в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. Эти ставки применяются независимо от страны отправления указанных товаров.
Для товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставила режим наиболее благоприятствующей нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференции России, ставки импортных таможенных пошлин уменьшаются в 2 раза.
Импортируемые товары из наименее развитых стран - пользователей схемой преференции России вообще освобождены от ввозных таможенных пошлин.
Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на другие страны. Применяется он в виде:
1) скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары
2) специального валютного режима
3) льготного кредитования или страхования внешнеторговых операций
4) предоставление финансовой и технической помощи
В России преференциальный режим может применяться при условии получения надлежащим образом оформленного удостоверения о происхождении товаров не позднее чем через год со дня осуществления таможенного оформления.
Однако преференциальный режим при импорте может устанавливаться не на все товары. Перечень таких товаров устанавливается правительством РФ. В настоящее время этот режим не распространяется, в частности, на магнитофоны, автомобили, бижутерию, некоторые виды часов, одежды, обуви, алкогольных напитков и тд.
Иными словами, размер ставок импортных таможенных пошлин или освобождение от них зависит от страны происхождения товаров.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара также может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения.
К товарам, полностью произведенным в данной стране, относятся:
1) добытые полезные ископаемые
2) выращенная и собранная растительная продукция
3) родившиеся и выращенные животные
4) продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов
5) товары, произведенные исключительно из этой продукции
Сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, предоставляемыми при таможенном оформлении.
Таможенными пошлинами облагаются большинство видов товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. После принятия Федерального закона «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности отменены ранее предоставляемые индивидуальные таможенные льготы». Остались лишь льготы, которые распространяются на товары, ввозимые в качестве гуманитарной, безвозмездной помощи, на благотворительные цели и тд.
Импортными таможенными пошлинами не облагаются товары (за исключением подакцизных) ввозимые на территорию России в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд организации с иностранными инвестициями, на период формирования этого фонда, установленный учредительными документами, но не свыше одного года с момента регистрации предприятия.
Уровень пошлин определяется в первую очередь степенью экономического развития страны, чем она ниже, тем ставки пошлин выше, поскольку с помощью последних защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции недостаточно развитые отрасли отечественной промышленности. Особенно высокие пошлины, нередко достигающие 50% и более, устанавливаются в развивающихся странах.
Пошлины уплачиваются в момент принятия грузовой таможенной декларации для таможенного оформления. Оплата производится в рублях либо в иностранной валюте, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу, установленному центральным банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации.
В исключительных случаях таможенный орган, производящий таможенной оформление, может предоставить плательщику отсрочку или рассрочку уплаты пошлин на срок 2 месяца с момента принятия декларации к оформлению. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, установленным ЦБ по предоставляемым им кредитам. Отсрочка или рассрочка платежа предоставляется только в случае уплаты таможенных платежей в виде гарантии третьего лица (банка или иного кредитного учреждения, получившего лицензии ЦБ на проведение операций в иностранной валюте). За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки уплаты таможенной пошлины, таможенными органами взыскивается пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке. При взыскании таможенной пошлины, по которой предоставлялась отсрочка или рассрочка платежа, пеня начисляется на всю сумму недоимки, включающую в себя как саму неуплаченную пошлину, так и проценты за предоставленную по ней отсрочку или рассрочку.
Неуплаченные таможенные пошлины, а также пеня взыскиваются с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки, а с физических — в течение трех лет (ст. 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
В пункте 2 Закона “О таможенном тарифе” закрепляется, что таможенная пошлина вносится в федеральный бюджет. Эта норма впоследствии была повторена в статье 401 Таможенного кодекса: "Средства, полученные от взимания таможенными органами РФ таможенных пошлин, НДС и акцизов, вносятся в федеральный бюджет".