Бульдозер т 130 габаритные размеры. Гидравлика и навесное оборудование
Бульдозер Т-130 представляет собой тяжелую гусеничную технику широкого предназначения, которая Челябинским тракторным заводом с 1969 года и по 1988 год. В эти года бульдозер Т-130 являлся основной машиной, которая исправно эксплуатировалась по всей территории СССР, а также в странах расположенных по соседству. Это объясняется универсальностью бульдозера, так как он способен выполнять как строительные виды работы, так и сельскохозяйственные, лесные и некоторые коммунальные за счет оснащения специальным навесным оборудованием. За все время производства с завода вышло 242 тысячи машин, которые часто можно встретить и в настоящее время. Базой же для данного бульдозера послужил гусеничный трактор Т-100, а именно он был полностью модифицирован и доработан, в результате чего и появилась высоконадежная и ремонтопригодная машина с довольно большим эксплуатационным ресурсом, как силового агрегата, так и других механизмов и узлов. С завода оснащен четырехцилиндровым дизелем Д-130, который способен выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленчатого вала в 95.6 киловатт или же в 130 лошадиных сил, что, кстати, и указано в названии бульдозера. Более поздние модели, выпускавшиеся с 1981 года по 1988 год, укомплектованы усовершенствованным двигателем Д-160, который способен выдать максимальную мощность в 117.7 киловатт или же в 160 лошадиных сил. Стоит отметить, что особой популярностью пользовались поздние модели, так как обладали большей мощностью и соответственно тяговым усилием. Сам же бульдозер Т-130 был отнесен к шестому классу специальной тяговой техники.
Навигация по статье
Назначение
Основной сферой применения бульдозера Т-130 является проведение строительных работ, таких, где требуется тяжелая техника. А именно он способен выполнить разравнивание рабочих территорий, засыпание ям, котлованов и траншей, перемещение камней, а также и рыхление твердого грунта, используя в процессе либо однозубое рыхлительное оборудование, либо трехзубое. Все перечисленные процессы машина также выполняет и в строительстве дорог. Бульдозер Т-130 способен справиться грунтом первой, второй и третьей категории плотности без применения рыхлительных агрегатов, когда с ними ему по силе и четвертая категория. Но помимо строительства, бульдозер запросто может быть переоборудован специально для сельских хозяйств, где он проделывает такие работы, как вспахивание полей с грунтом различной несущей способностью, культивирование и посев. Также данная машина является востребованной в проведении мелиоративных и плантажных работ.
В коммунальных хозяйствах бульдозер, как правило, используется лишь для очистки дорожных участков, некоторых площадок и улиц от большой массы снега, применяя в работе стандартный фронтальный отвал.
В лесных хозяйствах список выполняемых им работ немного шире, а именно помимо разравнивания площади, перемещения камней и рыхления, бульдозер Т-130 служит для выкорчевывания пней и корней деревьев, предварительно оборудованным специальным отвалом-корчевателем. Перемещение спиленных деревьев на небольшие дистанции осуществляется за счет лебедочного оборудования, что позволяет в некоторых случаях не прибегать к использованию трелевочных машин.
Стоит отметить, что в свои годы производства было актуальным переоборудование бульдозер под трубоукладчик и копру.
Навесное оборудование
Для бульдозера Т-130 имеется довольно большой выбор разнообразных дополнительных агрегатов, применяемых практически во всех сферах работы. Но так как основным предназначением данного бульдозера является строительство, соответственно и разберем подробно каждый агрегат, применяемый в этой сфере:
- Фронтальный отвал (полусферическая форма). Его ширина составляет 3310 миллиметров. Высота равна 1310 миллиметрам. Объем данного отвала обладает значением в 4750 кубических миллиметров. Основной угол резания имеет значение в 55 градусов. Максимально допустимый перекос отвала составляет 630 миллиметров или же 10 градусов. Угол резания изменяется с помощью винтового раскоса, а сам перекос гидравлическим раскосом. Полностью собранное оборудование обладает весом в 2510 килограмм. Относится к типу Е.
- Фронтальный отвал (прямая форма). В ширину данный отвал обладает значением в 3420 миллиметров, когда в высоту также 1310 миллиметров. Максимальный объем составляет 4280 кубических миллиметров. Угол резания такой же, что и у предыдущего агрегата, а именно 55 градусов. Максимально допустимый перекос также 630 миллиметров или же десять градусов. Угол резания и перекос отвала изменяется так же, как и у предыдущей модели. Масса готового к эксплуатации оборудования составляет 2373 килограмма. Относится к типу В.
- Фронтальный отвал (прямая форма с возможностью изменения угла поворота). В ширину отвал составляет 4280 миллиметров, в высоту 1140 миллиметров. Его объем достигает отметки приблизительно в 4000 миллиметров. Максимально допустимый угол поворота равняется 25 градусам. Максимальный перекос равен десяти градусам или же 630 миллиметрам. Существует всего два типа, это тип Д и тип Д3. Масса первого составляет 2540 килограмм, когда масса второго равняется 2650 килограммам.
- Фронтальный угольный отвал (сферическая форма). Ширина этого агрегата равняется 4243 миллиметрам, высота 1510 миллиметрам. Его объем составляет 9700 кубических миллиметров, что позволяет перемещать довольно большую массу сыпучих материалов, угля, снега, а также и торфа. Масса такого отвала имеет значение в 3045 килограмм. Относится к типу К.
- Фронтальный болотоходный отвал (прямая форма). Его ширина составляет 4260 миллиметров. Высота составляет 1350 миллиметров. Объем данного агрегата обладает значением приблизительно в 5300 кубических миллиметров. Используется на грунте с низкой несущей способностью. Масса отвала составляет 2870 килограмм. Относится к типу В4.
- Рыхлительное оборудование (однозубый вид). Максимально допустимая глубина данного оборудования составляет 650 миллиметров. Может подниматься максимально до 700 миллиметров. Применяется на грунте с высокой плотностью и асфальтированных участках. Весит в готовом к эксплуатации состоянии 1549 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Н.
- Рыхлительное оборудование (трехзубый вид). Значения максимального заглубления и подъема точно такие же, что и у предыдущего рыхлителя. Зубья расположены в 900 миллиметров друг от друга, что позволяет захватить большую площадь, чем предыдущий агрегат. Масса трехзубого рыхлительного оборудования обладает значением в 2240 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Р.
- Прицепное устройство (жесткого типа). Данное оборудование известно еще как ЖПУ. Предназначено для применения других прицепных приспособлений и машин. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
- Прицепное устройство (маятникового типа). Этот агрегат еще известен как МПУ и предназначен для всего того, что и предыдущее оборудование. Данный тип отличается возможностью смещения точки прицепа от продольной оси, что является полезным в работе с высокими нагрузками от прицепных орудий. Устанавливается также в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
Модификации
Всего существует одна модифицированная версия, предназначенная для работы на грунте с низкой несущей способностью, а именно это болотоходная. Отличается от базовой модели лишь гусеницами, которые имеют увеличенные размеры (длина и ширина).
В целом бульдозер Т-130 не имеет множества модифицированных версий, но на протяжении всего времени его производства его многократно дорабатывали и улучшали, что позволило добиться большей надежности данной машины. Также помимо этого был обновлен список дополнительных навесных агрегатов, что значительно расширило его спектр выполняемых работ, как в строительстве, так и в сельских и лесных хозяйствах. Как было указано ранее, с 1981 года бульдозер стал оснащаться двигателем Д-160, который немного позже был улучшен, в результате чего его максимальная мощность выросла до 128 киловатт или же 174 лошадиных сил. Прежний топливный бак был также расширен до объема в 300 литров, что позволило проделывать необходимую работу достаточно продолжительное время. Стоит отметить, что именно бульдозер Т-130 послужил базой для более новых моделей гусеничной техники, как, к примеру, Т-170, который многое взял со своего предшественника.
Технические характеристики
Бульдозер Т-130 в полностью готовом к эксплуатации состоянии обладает массой в 14300 килограмм. В длину данная машина равняется 5193 миллиметрам. В высоту составляет 3085 миллиметров. В ширину, учитывая края гусениц базового бульдозера, машина имеет значение в 2475 миллиметров. Расстояние между гусеницами равняется 1880 миллиметрам. Клиренс составляет 416 миллиметров.
Модели, выпускавшиеся в период с 1969 года по 1981 год, оснащались с завода дизельным четырехцилиндровым двигателем марки Д-130, от которого бульдозер и получил наименование, как Т-130. Этот силовой агрегат по достижению максимальных оборотов коленчатого вала позволяет развить 95.6 киловатт или же 130 лошадиных сил. Но со временем данный агрегат все же устарел в плане технических характеристик, что послужило поводом заменить его на более производительную модель Д-160. Это произошло в 1981 году и на новые модели бульдозера начали устанавливать 160-ти сильный четырехцилиндровый дизель. Немного позже он подвергся некоторым техническим изменениям, в результате чего его максимальная мощность была повышена до 128 киловатт (174 лошадиных сил).
Трансмиссия бульдозера включает в себя сухую муфту сцепления, пребывающую в постоянном замкнутом положении и механическую коробку переключения передач. КПП данной машины обладает восьмью передачами, предназначенными для движения бульдозера вперед и четырьмя передачами, предназначенными для движения бульдозера задним ходом. Также имеется четырехвальная коробка передач, коническая передача и несколько двухступенчатых бортовых редукторов.
Тормоза у Т-130 ленточные, расположенные по сторонам. Тормозная система приводится в действие с помощью гидравлических сервомеханизмов.
Рама бульдозера состоит из двух лонжеронов, приваренных к корпусам бортовых фрикционов. Каждая гусеница данной машины содержит в себе пять опорных катков, поддерживающиеся двумя опорными роликами. Натяжение гусениц происходит за счет гидравлической системы. Каждое звено гусеницы штампованное, которое соединяется с другими звеньями с помощью втулок и пальцев.
Особенности
Бульдозер Т-130 позволяет выполнять довольно тяжелые виды работ, благодаря высокому тяговому усилию и обширному набору навесных агрегатов. Но не только это сделало бульдозер универсальным, но еще и внутренние оснащения, влияющие на комфорт оператора при эксплуатации независимо от погодных условий, будь то низкие температуры окружающей среды или же наоборот жара. Это объясняется наличием в базовой комплектации системы фильтрации поступающего воздуха в кабину, а также его подогрева и внутреннего отопителя. Высокий уровень постороннего шума и сильная тряска в работе способствуют появлению быстрой утомляемости оператора, соответственно и падает эффективность и точность выполнения. Но для того чтобы эти уровни понизить были применены специальные материалы, а именно это звукоизоляция и виброизоляция. Звукоизоляционные материалы применены в самой кабине, а виброизоляционные используются уже под ней, что позволяет погасить какую-то часть колебаний, исходящих от механизмов подвески бульдозера, трансмиссии и, конечно же, немного сгладить тряску при эксплуатации на неровных поверхностях. Кабина бульдозера использует конструкцию закрытого типа, изготовленную из металла. Места в ней более чем достаточно, так как там могут разместиться до двух человек.
Все вышеперечисленное является базовыми особенностями, когда при заказе данной машины могут быть запрошены у дилеров следующие оснащения:
- Подогреватель двигателя. Основным элементом является жидкость (вода или же масло), которая нагревает силовой агрегат при низких температурах окружающей среды, позволяя совершить легкий запуск двигателя.
- Специальный подогреватель воздуха. Является неким дополнением к системе фильтрации, так как подогревает уже отфильтрованный воздух до необходимой температуры, обеспечивая в кабине комфортные условия эксплуатации на морозе.
- Гусеничные шпоры. Являются накладками на гусеницы, что позволяет добиться высокого сцепления со скользкой поверхностью.
- Резиновые башмаки. Применяются в основном при работе на асфальтированных участках дорог и улиц, так как способны не наносить особый ущерб покрытию.
- Специальный тент. Является актуальным при работе под открытым солнцем летом и в жарких областях. Устанавливается вместо металлической кабины и в случае необходимости может быть снято.
Видео
Двигатель
Первым двигателем, устанавливаемым на данный бульдозер, является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-130, который может выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленвала (2000 оборотов в минуту) в 130 лошадиных сил или же в 95.6 киловатт. Цилиндры, диаметром в 105 миллиметров, расположены вертикально в ряд. Ход поршней составляет 120 миллиметров.
Вторым двигателем, устанавливаемым с 1981 года, является Д-160. Этот агрегат также имеет четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров, которые находятся в вертикальном рядном положении. Ход поршней этого агрегата составляет 255 миллиметров. Максимально допустимое количество вращений коленчатого вала у Д-160 было снижено до 1350 оборотов в минуту, но, не смотря на это, данный агрегат способен выдать 117.7 киловатт или же 160 лошадиных сил, что в паре с восьмиступенчатой трансмиссией позволяет добиться довольно высокого тягового усилия.
Третьим двигателем и самым последним является тот же дизельный Д-160, но с некоторыми техническими доработками. Его максимальная мощность была повышена до 128-ми киловатт или же 174-х лошадиных сил, что только в лучшую сторону повлияло на бульдозер.
Каждая силовая установка запускается с помощью специального одноцилиндрового пускового двигателя модели П-23У. Этот двигатель работает уже на бензине.
Во всех дизельных двигателях данного бульдозера используется жидкостная система охлаждения, температура которой доходит до 85 градусов.
Цена нового и б/у
В полностью новом техническом состоянии бульдозер Т-130 имеет стоимость, начинающуюся от одного миллиона рублей и заканчивая двумя с половиной миллионами российских рублей. Стоит помнить, что приобретая новую технику, стоимость моежт изменяться в связи с такими моментами, как год производства, комплектация (включая дополнительные оснащения, запрошенные у продавца), версия (базовая или болотоходная), и дополнительные навесные агрегаты, а вернее их наличие и тип.
Подержанная машина имеет стоимость несколько ниже, а именно от 700 тысяч рублей и до одного миллиона российских рублей. Приобретая б/у технику, необходимо знать, что в основном стоимость зависит от общего состояния машины, а потом уже идут год производства, версия и наличие дополнительного оборудования.
Бульдозер Т 130 представляет собой промышленную машину общего назначения, передвигающуюся на гусеничном ходу. Трактор обладает высоким уровнем мощности и относится к шестому тяговому классу. В качестве стандартного оборудования на агрегате установлен бульдозерный отвал.
Выпускаться бульдозер начал в 1969 году на тракторном заводе «ЧТЗ» в городе Челябинске. В течение 20 лет с конвейера предприятия сошло более 240 тысяч машин.В 1988 году производство машин данной линейки было полностью прекращено и им на замену вышли агрегаты «Т 170». Однако многие из этих тракторов продолжают успешно осуществлять свою деятельность и в настоящее время.Ознакомиться с их внешним видом можно на фото ЧТЗ 130:
Трактор Т 130 имеет широкий профиль применения и может эффективно использоваться для производства следующих видов работ:
- перемещения грунта в отвал;
- засыпки траншей и котлованов;
- сооружения насыпей;
- планировки площадок;
- рыхления и разравнивания грунта;
- мелиорации;
- пахоты почвы;
- расчистки территорий от пней;
- уборки строительного мусора.
Технические характеристики
Технические характеристики бульдозера Т 130 имеют следующие значения:
- скорость передвижения - 12,0 км/ч;
- дорожный просвет - 0,42 м;
- размер колеи - 1,88 м;
- стандартная ширина отвала - 3,2 м;
- вес бульдозера Т 130 - 14,3 т;
- давление на поверхность грунта - 0,05 м;
- объём топливного бака - 290,0 л;
- вместимость резервуара для гидравлической жидкости - 100 л;
- габариты машины: длина - 5,19 м, ширина - 2,47 м, высота - 3,08 м.
Характеристики двигателя
На тракторе установлен четырёхцилиндровый дизельный мотор с жидкостным охлаждением и предпусковым обогревающим устройством. Двигатель Т 130 имеет две модификации: раннюю - «Д-160» и более позднюю - «Д-160.03». Они обладают следующими параметрами:
Расход топлива бульдозера Т 130 составляет:
- 236,3 г/кВт.ч - для «Д-160»;
- 238,2г/кВт.ч - для «Д-160.03»;
Характеристики кабины
Кабина имеет усиленный каркас и панорамное остекление, обеспечивающие водителю безопасное пребывание внутри. Так же конструкторами завода «ЧТЗ» было грамотно разработано рабочее место машиниста, где чётко выверено местоположение рычагов управления и всех приборов, необходимых для выполнения производственной деятельности. Кресло оператора оснащено регуляторами высоты и угла наклона, которые обеспечивают работнику хорошее самочувствие и комфорт в работе. Хорошая изоляция от проникновения шума и пыли достигается за счёт использования резиновых уплотнителей. За подогрев воздуха в холодное время года отвечает отопительное устройство.
Фото кабины Т 130
представлены ниже:
Устройство
Бульдозер имеет полужёсткую подвеску с балансирующим механизмом. За перемещение машины отвечает гусеничная лента, которая состоит из стандартных траков, объединённых друг с другом при помощи стальных пальцев. Трансмиссия трактора комплектуется такими механизмами, как коробка передач, бортовые редукторы, сцепление и задний мост. Управление техникой реализовано при помощи ленточных фрикционов. У агрегата присутствует нулевая передача, позволяющая ему с лёгкостью разворачиваться на одном месте. Гидравлическая система с одинаковой эффективностью обеспечивает выполнение работ как с задним навесным комплексом, так и с передним.
Преимущества и недостатки
К сильным сторонам трактора «Т 130» можно причислить следующие моменты:
- солидную производительность;
- высокий уровень надёжности;
- отменные показатели тягового усилия;
- длительный эксплуатационный ресурс;
- многофункциональность;
- простоту конструкции;
- лёгкость в ремонте и обслуживании;
- приемлемую стоимость.
Есть у машины и недостатки. Агрегат имеет сложности при запуске в холодное время года. Силовое оборудование производит высокий уровень шумов и вибраций. У бульдозера часто выходят из строя бортовые фрикционы. К минусам также стоит отнести и большой вес трактора Т 130.
Отзывы
Многие пользователи трактора «Т 130» считают свои долгом оставить комментарии о качестве и особенностях этой машины. Вот некоторые отзывы:
- Машина обладает хорошей ремонтопригодностью и доступностью запчастей. Агрегат неприхотлив к качеству российского топлива. Технические характеристики трактора Т 130 позволяют эффективно его использовать как в строительной сфере, так и в ресурсодобывающей отрасли.
- У «Т 130» просторная кабина с хорошим обзором. На корпусе установлены передние и задние приборы освещения, обеспечивающие хорошую видимость в тёмный период суток и при плохой погоде. Из минусов - слабая механическая коробка передач, которая ухудшает управляемость и снижает общий КПД машины.
- Масса у трактора бульдозера Т 130 довольно большая, то же относится и к его комплектующим. Поэтому без подъёмного оборудования достаточно проблематично менять элементы силового оборудования или ходовой системы.
Бульдозер Т 130. Вид сзади
Когда стало ясно, что бульдозер Т-100 устаревает, специалисты Челябинского тракторного завода разработали и запустили в серию гусеничный трактор Т-130.
Первые экземпляры машин покинули цеха ЧТЗ в 1969 году. Характеристики новой модели не дотягивали до зарубежных аналогов.
Непростое наследство
Истоки недостатков трактора Т-130 очевидны: оставаясь дальнейшей модернизацией Т-100, машина обзавелась новой силовой установкой и комфортабельной кабиной, но сохранила конструктивно устаревшие элементы шасси.
Возросший вес и увеличившийся крутящий момент двигателя стали причиной возрастания нагрузок на подвеску и трансмиссию.
Это приводило к сокращению ресурса отдельных агрегатов. Осознавая проблемы Т-130, бульдозер всё же пошёл в производство.
Со временем машина претерпела ряд модернизаций и оснащена мощным мотором. Стоимость и доступность запасных частей позволяли закрыть глаза на общие недостатки конструкции.
Особенности конструкции и технические характеристики Т-130
Сказалась и острая необходимость в технике такого класса. На момент запуска в серию трактора Т-130, технические характеристики машины выглядели многообещающе.
Двигатель
На первой модификации, получившей обозначение Т-130А, устанавливался разработанный ЧТЗ двигатель Д-130 (не путать с силовым агрегатом Владимирского завода, имеющим аналогичную маркировку). Особенности этого четырёхцилиндрового мотора:
- Нераздельная камера сгорания, изготовленная заодно с поршнем.
- Турбонаддув.
Это уже знакомый трактористам Д-108, устанавливаемый на Т-100. За счёт турбонаддува мощность возросла до 140 л. с., а расход топлива остался на прежнем уровне 175 г/л. с. в час.
Даже запуск с помощью бензинового двигателя ПМ-23, остался прежний. Описание техники рекомендует использовать для работы пускача бензин А-72, смешанный в пропорции 20:1 с дизельным моторным маслом.
Не все детали этих моторов взаимозаменяемы. Двигатель Д-160 нельзя устанавливать коленчатый вал от Д-130. Из-за увеличившейся мощности, деталь пришлось подвергнуть дополнительному упрочнению.
Вал старого образца не выдержит возросших нагрузок. Начиная с 1981 года, на смену Д-130 приходит мощный силовой агрегат Д-160, отличавшийся увеличенной степенью нагнетения и конструкцией некоторых узлов.
Расход топлива возрос, составив 180 г/л. с. в час, а вот фланец приводного вала КПП теперь приходилось менять ещё чаще.
Именно Т-130 этой комплектации встречаются сегодня в эксплуатации чаще всего. Даже при наличии пускового двигателя, запуск силового агрегата Т-130 при низких температурах – дело непростое. Не в последнюю очередь из-за не слишком удачной конструкции ПМ-23.
Трансмиссия
Серьёзным изменениям подверглась коробка передач. Новый агрегат имел 8 ступеней для движения вперёд и 4 для движения назад.
Но передаточные числа подобраны не слишком удачно. При старте с места и переходе с одной ступени на другую, у Т-130 случаются резкие рывки, жертвой которых в первую очередь становится фланец приводного вала КПП.
Ограниченный ресурс имеет и первичный вал. Снять коробку передач для ремонта непросто – вес превышает 500 кг.
Тут потребуется специальное оснащение и помощь других людей. В одиночку массивный агрегат не снимите.
Не добавляет надёжности и механизм поворота, включённый в состав трансмиссии. Раздельного изменения скоростей вращения гусениц оказалось сомнительным достоинством, а вот число быстро изнашиваемых деталей возросло, и вес трактора снова увеличился. Оставляет желать лучшего и ресурс фрикционов.
Подвеска
Задний мост наглухо приварен к лонжеронной раме. Отсюда и полужёсткая конструкция подвески с поперечной балансирной рессорой.
Недостаток можно было бы устранить, установив подрессоренное сиденье. Но таким новшеством трактор похвастать не мог.
Масса модели - 14320 кг. Для сравнения, колёсный трактор Т-30 весит в шесть раз легче. Несмотря на вес, машина относилась к тяговому классу 6 т.
Расширенные возможности
Вал отбора мощности, установка которого предусмотрена конструкцией машины, расширил список навесного оборудования.
Бульдозер стал универсальным. Кабина стала просторной, обзор улучшился, что упростило работу. Уделили внимание и акустическому комфорту, использовав в конструкции кабины новые шумоизоляционные материалы.
Не всё так просто
По популярности среди бульдозеров с Т-130 соперничал с трактором Т-74 относившейся к менее мощному тяговому классу 3 т.
Причина, по которой встречают находящийся в эксплуатации трактор-ветеран, это умеренные цены на детали и агрегаты.
Низкая стоимость комплектующих не означает простоту обслуживания. Как снять звёздочку (ведущую шестерню) Т-130?
Эта процедура одна из операций по обслуживанию бортового редуктора. Повреждённая звёздочка, чаще является видимой частью проблемы, которая на деле, гораздо серьёзнее.
Натолкнувшись на объявления о продаже Т-130 1997 года выпуска, будьте уверены, если не откровенный обман, то честное заблуждение.
Производилась некогда популярная модель в период между 1969 и 1988 годами. Позже на смену пришла модель Т-170, в которой использованы технические решения предшественника. Несмотря на сходство, это уже другой трактор.
Среди оборудования, широко использовавшегося в советские времена и постсоветский период, особенно выделяется трактор Т-130 и его модификации. Этот достаточно большой и мощный трактор на гусеничном ходу был одной из самых производительных машин. На его основе было создано бульдозер и даже более мощный экземпляр T-170, которые с успехом использовались в сельском хозяйстве и строительстве.
Обзор бульдозера Т-130
Серийное производство трактора Т-130 было начато в конце 60-х 20-го века и продолжалось почти 20 лет. Кабина бульдозера была рассчитана на пару человек. Ее создавали с защитой от механического повреждения, дополнительной шумоизоляцией и утеплением. Но от излишней вибрации рабочее место оператора защитить не удалось. Комфорт водителю обеспечивала еще и система вентиляции и охлаждения, а также регулировка сидения.
Возможности трактора расширены за счет используемого навесного и прицепного оборудования. В частности, модель имеет переднюю и заднюю навески, а в качестве рабочего органа могут использоваться три вида отвалов: прямой, угольный и полусферный. Кроме того болотная модификация бульдозера с расширенными гусеницами могла комплектоваться болотоходным отвалом. Также можно было использовать с трактором трехзубый рыхлитель.
Двигатель трактора Т-130
Ознакомьтесь также с этими статьями
Движущей основой для трактора Т-130 был выбран мотор марки Д-160. Его мощность составляет 140 л.с. Конструкция двигателя включала 4 цилиндра и турбокомпрессор для наддува. В нем был предусмотрен уравновешивающий механизм. На головки устанавливались бронзовые втулки, которые в свою очередь позволяли установить закрытые форсунки без штифтов. Диаметр каждого цилиндра двигателя составляет 145 мм, а ход его поршня – 205 мм.
Для его запуска использовался специальный бензиновый двигатель с электростартером. Его напряжение составляло 24 В.
Для охлаждения дизеля применялась жидкостная система охлаждения, которая имела принудительную циркуляцию теплоносителя при помощи центробежного насоса.
Расхода топлива бульдозера Т-130
Установленный мотор имел достаточно большую мощность, поэтому и расход топлива у модели достаточно большой. Он составляет порядка 244,3 г/кВт.ч или 180 г/л.с.ч. Для хранения запаса топлива в тракторе предусмотрен бак емкостью 290 литров, а объем системы смазки составляет 32 литра. Стоит отметить, что для основного и пускового двигателей используется разное топливо. Так, основной мотор питается дизельным топливом, а пусковой – смесью бензина марки А-72 (либо А-76) с дизельным маслом в массовой пропорции 20 к 1.
Гусеничная тракторная платформа Т-130 производилась предприятием «Челябинский тракторный завод» с 1968 года в течение 20 лет. За годы выпуска трактор не претерпел значительных конструктивных изменений, кроме установки более мощного турбодизеля, оставался простой, ремонтопригодной и надёжной машиной. Агрегат встречается и на современных строительных площадках.
Назначение машины
Бульдозер Т-130 был создан для разработки грунтов различной плотности. Универсальная машина слоями снимает полосы грунта, перемещает земельную массу по поверхности рабочей зоны.
Соответствующие времени технические характеристики позволяли с большой эффективностью применять агрегат:
- на бульдозерных и рыхлительных земляных работах;
- для вспашки почвы целинных земель;
- при проведении специальных агромероприятий по глубокой пахоте и при больших объёмах боронования;
- для перемещения транспортных прицепов, грузов волоком в условиях бездорожья.
Эксплутационные параметры, обеспечившие машине широкую сферу использования:
- Достаточный запас мощности и крутящего момента, при требуемых показателях по расходу горючего и смазочных материалов.
- Параметры производительности, сочетающиеся с надёжностью и долговременной эксплуатацией.
- Способность заменить несколько агрегатов спецназначения, задействуя гидрофицированные узлы навеса дополнительного оборудования.
- При проведении рабочих операций вверх по склону машина применяется на углах до 25°, вниз — 35°, поперечно до 30°.
- Заложенные в конструкции бульдозера возможности: простого управления, ремонта и обслуживания.
- Разумная цена агрегата и легкодоступных запасных частей.
Технические характеристики и эксплуатационные параметры
Параметры | Единица измерения | Величина параметра |
---|---|---|
Конструкционный вес | т | 14,3 |
Клиренс | м | 0,415 |
Класс по тяге | тс | 6 |
База | м | 2,478 |
Колея гусеничных лент | м | 1,880 |
Энергоустановка | ||
Модель | Д-160 | |
Описание | Дизельный мотор с четырьмя рабочими тактами, турбированный | |
Мощность двигателя | л. с. | 160 |
Заправка | ||
Бак под горючее | л | 290 |
Жидкость в системе охлаждения | -/- | 60 |
Масло в системе смазки | -/- | 32 |
Два бортовых редуктора | -/- | 24 |
Силовая гидросистема | -/- | 100 |
Геометрические нараметры по габаритам
Длина, мм |
м | 5,193 х 2,475 х 3,085 |
Весовое воздействие на поверхность грунта (удельное) | кгс/см2 | 0,5 |
Устройство бульдозера Т-130
В качестве базовой машины использован промышленный трактор на гусеничной платформе Т-130. Турбодизель и механическая трансмиссионная передача смонтированы на рамной конструкции с размещением мотора спереди. Узлы трансмиссии расположены сзади, над ними установлена кабина машиниста. Подвеска к ходовой части полужесткая с балансирной поперечной рессорой.
На раме установлены передний и задний гидрофицированные узлы навеса в маятниковом или жёстком исполнении.
Особенности основных узлов и агрегатов
Энергоустановка
Двигатель у машины дизельный на четыре рабочих такта с рядным расположением 4 цилиндров и оборудованный системой турбонаддува.
Параметры мощности и экономичности обеспечивают:
- надёжный механизм газораспределения с толкателями, распределительными валиками, коромыслами и подпружиненными клапанами;
- система питания, оборудованная 4-х плунжерным рабочим насосом с корректором подачи топлива пластинчатого типа, безштифтовымим форсунками, устройствами фильтрации горючего, вспомогательным топливным насосом с ручным приводом;
- система подачи воздуха, состоящая из воздухоочистительного устройства, узла турбокомпрессора, коллекторов впуска и выпуска газов, глушителя;
- системы смазки и жидкостного охлаждения;
- электрофакельное устройство и бензиновый агрегат пуска.
Силовая передача
Механическое, многоступенчатое устройство.
Трансмиссия собрана из:
- сухого исполнения муфты сцепления постояннозамкнутой конструкции с двумя парами ведущих и ведомых дисков;
- КПП четырехвального типа,
- передачи с коническими шестернями;
- пары фрикционных узлов бортов в многодисковом сухом исполнении;
- 2-х бортовых редукторных устройств на 2 ступени.
Исполнение двухсторонних лент тормозов бортовых фрикционов плавующее. Управление рычажное через гидравлические сервомеханизмы.
Система хода
Рама изготавливается в виде 2-х лонжеронов, закреплённых сваркой к корпусам фрикционов бортов. Гусеничные тележки сварены из профильного металлопроката. Катков опорного назначения — 5, роликов поддержки гусениц — 2. Применён гидрофицированный механизм натяжения гусеничного полотна, собранного из штампованных башмачных звеньев, пальцев и втулок.
Бульдозерное навесное оборудование
Агрегат комплектуется прямым или полусферическим отвалом, рыхлительным устройством с 1-3 рабочими зубьями (корчевателем).
Параметры | Единица измерения | Величина параметра | |
---|---|---|---|
Отвал | Полусферического типа | Прямого типа | |
Установка угла резания грунта и угла перекоса отвала | Раскосами в винтовом и гидравлическом исполнении | ||
Призма волочения по объему | м3 | 4,75 | 4,28 |
Отвал:
по ширине |