Бульдозер т 130 габаритные размеры. Гидравлика и навесное оборудование

Бульдозер Т-130 представляет собой тяжелую гусеничную технику широкого предназначения, которая Челябинским тракторным заводом с 1969 года и по 1988 год. В эти года бульдозер Т-130 являлся основной машиной, которая исправно эксплуатировалась по всей территории СССР, а также в странах расположенных по соседству. Это объясняется универсальностью бульдозера, так как он способен выполнять как строительные виды работы, так и сельскохозяйственные, лесные и некоторые коммунальные за счет оснащения специальным навесным оборудованием. За все время производства с завода вышло 242 тысячи машин, которые часто можно встретить и в настоящее время. Базой же для данного бульдозера послужил гусеничный трактор Т-100, а именно он был полностью модифицирован и доработан, в результате чего и появилась высоконадежная и ремонтопригодная машина с довольно большим эксплуатационным ресурсом, как силового агрегата, так и других механизмов и узлов. С завода оснащен четырехцилиндровым дизелем Д-130, который способен выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленчатого вала в 95.6 киловатт или же в 130 лошадиных сил, что, кстати, и указано в названии бульдозера. Более поздние модели, выпускавшиеся с 1981 года по 1988 год, укомплектованы усовершенствованным двигателем Д-160, который способен выдать максимальную мощность в 117.7 киловатт или же в 160 лошадиных сил. Стоит отметить, что особой популярностью пользовались поздние модели, так как обладали большей мощностью и соответственно тяговым усилием. Сам же бульдозер Т-130 был отнесен к шестому классу специальной тяговой техники.

Навигация по статье

Назначение

Основной сферой применения бульдозера Т-130 является проведение строительных работ, таких, где требуется тяжелая техника. А именно он способен выполнить разравнивание рабочих территорий, засыпание ям, котлованов и траншей, перемещение камней, а также и рыхление твердого грунта, используя в процессе либо однозубое рыхлительное оборудование, либо трехзубое. Все перечисленные процессы машина также выполняет и в строительстве дорог. Бульдозер Т-130 способен справиться грунтом первой, второй и третьей категории плотности без применения рыхлительных агрегатов, когда с ними ему по силе и четвертая категория. Но помимо строительства, бульдозер запросто может быть переоборудован специально для сельских хозяйств, где он проделывает такие работы, как вспахивание полей с грунтом различной несущей способностью, культивирование и посев. Также данная машина является востребованной в проведении мелиоративных и плантажных работ.

В коммунальных хозяйствах бульдозер, как правило, используется лишь для очистки дорожных участков, некоторых площадок и улиц от большой массы снега, применяя в работе стандартный фронтальный отвал.

В лесных хозяйствах список выполняемых им работ немного шире, а именно помимо разравнивания площади, перемещения камней и рыхления, бульдозер Т-130 служит для выкорчевывания пней и корней деревьев, предварительно оборудованным специальным отвалом-корчевателем. Перемещение спиленных деревьев на небольшие дистанции осуществляется за счет лебедочного оборудования, что позволяет в некоторых случаях не прибегать к использованию трелевочных машин.

Стоит отметить, что в свои годы производства было актуальным переоборудование бульдозер под трубоукладчик и копру.

Навесное оборудование

Для бульдозера Т-130 имеется довольно большой выбор разнообразных дополнительных агрегатов, применяемых практически во всех сферах работы. Но так как основным предназначением данного бульдозера является строительство, соответственно и разберем подробно каждый агрегат, применяемый в этой сфере:

  • Фронтальный отвал (полусферическая форма). Его ширина составляет 3310 миллиметров. Высота равна 1310 миллиметрам. Объем данного отвала обладает значением в 4750 кубических миллиметров. Основной угол резания имеет значение в 55 градусов. Максимально допустимый перекос отвала составляет 630 миллиметров или же 10 градусов. Угол резания изменяется с помощью винтового раскоса, а сам перекос гидравлическим раскосом. Полностью собранное оборудование обладает весом в 2510 килограмм. Относится к типу Е.
  • Фронтальный отвал (прямая форма). В ширину данный отвал обладает значением в 3420 миллиметров, когда в высоту также 1310 миллиметров. Максимальный объем составляет 4280 кубических миллиметров. Угол резания такой же, что и у предыдущего агрегата, а именно 55 градусов. Максимально допустимый перекос также 630 миллиметров или же десять градусов. Угол резания и перекос отвала изменяется так же, как и у предыдущей модели. Масса готового к эксплуатации оборудования составляет 2373 килограмма. Относится к типу В.
  • Фронтальный отвал (прямая форма с возможностью изменения угла поворота). В ширину отвал составляет 4280 миллиметров, в высоту 1140 миллиметров. Его объем достигает отметки приблизительно в 4000 миллиметров. Максимально допустимый угол поворота равняется 25 градусам. Максимальный перекос равен десяти градусам или же 630 миллиметрам. Существует всего два типа, это тип Д и тип Д3. Масса первого составляет 2540 килограмм, когда масса второго равняется 2650 килограммам.
  • Фронтальный угольный отвал (сферическая форма). Ширина этого агрегата равняется 4243 миллиметрам, высота 1510 миллиметрам. Его объем составляет 9700 кубических миллиметров, что позволяет перемещать довольно большую массу сыпучих материалов, угля, снега, а также и торфа. Масса такого отвала имеет значение в 3045 килограмм. Относится к типу К.
  • Фронтальный болотоходный отвал (прямая форма). Его ширина составляет 4260 миллиметров. Высота составляет 1350 миллиметров. Объем данного агрегата обладает значением приблизительно в 5300 кубических миллиметров. Используется на грунте с низкой несущей способностью. Масса отвала составляет 2870 килограмм. Относится к типу В4.
  • Рыхлительное оборудование (однозубый вид). Максимально допустимая глубина данного оборудования составляет 650 миллиметров. Может подниматься максимально до 700 миллиметров. Применяется на грунте с высокой плотностью и асфальтированных участках. Весит в готовом к эксплуатации состоянии 1549 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Н.
  • Рыхлительное оборудование (трехзубый вид). Значения максимального заглубления и подъема точно такие же, что и у предыдущего рыхлителя. Зубья расположены в 900 миллиметров друг от друга, что позволяет захватить большую площадь, чем предыдущий агрегат. Масса трехзубого рыхлительного оборудования обладает значением в 2240 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Р.
  • Прицепное устройство (жесткого типа). Данное оборудование известно еще как ЖПУ. Предназначено для применения других прицепных приспособлений и машин. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
  • Прицепное устройство (маятникового типа). Этот агрегат еще известен как МПУ и предназначен для всего того, что и предыдущее оборудование. Данный тип отличается возможностью смещения точки прицепа от продольной оси, что является полезным в работе с высокими нагрузками от прицепных орудий. Устанавливается также в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.

Модификации

Всего существует одна модифицированная версия, предназначенная для работы на грунте с низкой несущей способностью, а именно это болотоходная. Отличается от базовой модели лишь гусеницами, которые имеют увеличенные размеры (длина и ширина).

В целом бульдозер Т-130 не имеет множества модифицированных версий, но на протяжении всего времени его производства его многократно дорабатывали и улучшали, что позволило добиться большей надежности данной машины. Также помимо этого был обновлен список дополнительных навесных агрегатов, что значительно расширило его спектр выполняемых работ, как в строительстве, так и в сельских и лесных хозяйствах. Как было указано ранее, с 1981 года бульдозер стал оснащаться двигателем Д-160, который немного позже был улучшен, в результате чего его максимальная мощность выросла до 128 киловатт или же 174 лошадиных сил. Прежний топливный бак был также расширен до объема в 300 литров, что позволило проделывать необходимую работу достаточно продолжительное время. Стоит отметить, что именно бульдозер Т-130 послужил базой для более новых моделей гусеничной техники, как, к примеру, Т-170, который многое взял со своего предшественника.



Технические характеристики

Бульдозер Т-130 в полностью готовом к эксплуатации состоянии обладает массой в 14300 килограмм. В длину данная машина равняется 5193 миллиметрам. В высоту составляет 3085 миллиметров. В ширину, учитывая края гусениц базового бульдозера, машина имеет значение в 2475 миллиметров. Расстояние между гусеницами равняется 1880 миллиметрам. Клиренс составляет 416 миллиметров.

Модели, выпускавшиеся в период с 1969 года по 1981 год, оснащались с завода дизельным четырехцилиндровым двигателем марки Д-130, от которого бульдозер и получил наименование, как Т-130. Этот силовой агрегат по достижению максимальных оборотов коленчатого вала позволяет развить 95.6 киловатт или же 130 лошадиных сил. Но со временем данный агрегат все же устарел в плане технических характеристик, что послужило поводом заменить его на более производительную модель Д-160. Это произошло в 1981 году и на новые модели бульдозера начали устанавливать 160-ти сильный четырехцилиндровый дизель. Немного позже он подвергся некоторым техническим изменениям, в результате чего его максимальная мощность была повышена до 128 киловатт (174 лошадиных сил).

Трансмиссия бульдозера включает в себя сухую муфту сцепления, пребывающую в постоянном замкнутом положении и механическую коробку переключения передач. КПП данной машины обладает восьмью передачами, предназначенными для движения бульдозера вперед и четырьмя передачами, предназначенными для движения бульдозера задним ходом. Также имеется четырехвальная коробка передач, коническая передача и несколько двухступенчатых бортовых редукторов.

Тормоза у Т-130 ленточные, расположенные по сторонам. Тормозная система приводится в действие с помощью гидравлических сервомеханизмов.

Рама бульдозера состоит из двух лонжеронов, приваренных к корпусам бортовых фрикционов. Каждая гусеница данной машины содержит в себе пять опорных катков, поддерживающиеся двумя опорными роликами. Натяжение гусениц происходит за счет гидравлической системы. Каждое звено гусеницы штампованное, которое соединяется с другими звеньями с помощью втулок и пальцев.


Особенности

Бульдозер Т-130 позволяет выполнять довольно тяжелые виды работ, благодаря высокому тяговому усилию и обширному набору навесных агрегатов. Но не только это сделало бульдозер универсальным, но еще и внутренние оснащения, влияющие на комфорт оператора при эксплуатации независимо от погодных условий, будь то низкие температуры окружающей среды или же наоборот жара. Это объясняется наличием в базовой комплектации системы фильтрации поступающего воздуха в кабину, а также его подогрева и внутреннего отопителя. Высокий уровень постороннего шума и сильная тряска в работе способствуют появлению быстрой утомляемости оператора, соответственно и падает эффективность и точность выполнения. Но для того чтобы эти уровни понизить были применены специальные материалы, а именно это звукоизоляция и виброизоляция. Звукоизоляционные материалы применены в самой кабине, а виброизоляционные используются уже под ней, что позволяет погасить какую-то часть колебаний, исходящих от механизмов подвески бульдозера, трансмиссии и, конечно же, немного сгладить тряску при эксплуатации на неровных поверхностях. Кабина бульдозера использует конструкцию закрытого типа, изготовленную из металла. Места в ней более чем достаточно, так как там могут разместиться до двух человек.

Все вышеперечисленное является базовыми особенностями, когда при заказе данной машины могут быть запрошены у дилеров следующие оснащения:

  1. Подогреватель двигателя. Основным элементом является жидкость (вода или же масло), которая нагревает силовой агрегат при низких температурах окружающей среды, позволяя совершить легкий запуск двигателя.
  2. Специальный подогреватель воздуха. Является неким дополнением к системе фильтрации, так как подогревает уже отфильтрованный воздух до необходимой температуры, обеспечивая в кабине комфортные условия эксплуатации на морозе.
  3. Гусеничные шпоры. Являются накладками на гусеницы, что позволяет добиться высокого сцепления со скользкой поверхностью.
  4. Резиновые башмаки. Применяются в основном при работе на асфальтированных участках дорог и улиц, так как способны не наносить особый ущерб покрытию.
  5. Специальный тент. Является актуальным при работе под открытым солнцем летом и в жарких областях. Устанавливается вместо металлической кабины и в случае необходимости может быть снято.


Видео

Двигатель

Первым двигателем, устанавливаемым на данный бульдозер, является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-130, который может выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленвала (2000 оборотов в минуту) в 130 лошадиных сил или же в 95.6 киловатт. Цилиндры, диаметром в 105 миллиметров, расположены вертикально в ряд. Ход поршней составляет 120 миллиметров.

Вторым двигателем, устанавливаемым с 1981 года, является Д-160. Этот агрегат также имеет четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров, которые находятся в вертикальном рядном положении. Ход поршней этого агрегата составляет 255 миллиметров. Максимально допустимое количество вращений коленчатого вала у Д-160 было снижено до 1350 оборотов в минуту, но, не смотря на это, данный агрегат способен выдать 117.7 киловатт или же 160 лошадиных сил, что в паре с восьмиступенчатой трансмиссией позволяет добиться довольно высокого тягового усилия.

Третьим двигателем и самым последним является тот же дизельный Д-160, но с некоторыми техническими доработками. Его максимальная мощность была повышена до 128-ми киловатт или же 174-х лошадиных сил, что только в лучшую сторону повлияло на бульдозер.

Каждая силовая установка запускается с помощью специального одноцилиндрового пускового двигателя модели П-23У. Этот двигатель работает уже на бензине.

Во всех дизельных двигателях данного бульдозера используется жидкостная система охлаждения, температура которой доходит до 85 градусов.


Цена нового и б/у

В полностью новом техническом состоянии бульдозер Т-130 имеет стоимость, начинающуюся от одного миллиона рублей и заканчивая двумя с половиной миллионами российских рублей. Стоит помнить, что приобретая новую технику, стоимость моежт изменяться в связи с такими моментами, как год производства, комплектация (включая дополнительные оснащения, запрошенные у продавца), версия (базовая или болотоходная), и дополнительные навесные агрегаты, а вернее их наличие и тип.

Подержанная машина имеет стоимость несколько ниже, а именно от 700 тысяч рублей и до одного миллиона российских рублей. Приобретая б/у технику, необходимо знать, что в основном стоимость зависит от общего состояния машины, а потом уже идут год производства, версия и наличие дополнительного оборудования.

Бульдозер Т 130 представляет собой промышленную машину общего назначения, передвигающуюся на гусеничном ходу. Трактор обладает высоким уровнем мощности и относится к шестому тяговому классу. В качестве стандартного оборудования на агрегате установлен бульдозерный отвал.
Выпускаться бульдозер начал в 1969 году на тракторном заводе «ЧТЗ» в городе Челябинске. В течение 20 лет с конвейера предприятия сошло более 240 тысяч машин.В 1988 году производство машин данной линейки было полностью прекращено и им на замену вышли агрегаты «Т 170». Однако многие из этих тракторов продолжают успешно осуществлять свою деятельность и в настоящее время.Ознакомиться с их внешним видом можно на фото ЧТЗ 130:

Трактор Т 130 имеет широкий профиль применения и может эффективно использоваться для производства следующих видов работ:

  • перемещения грунта в отвал;
  • засыпки траншей и котлованов;
  • сооружения насыпей;
  • планировки площадок;
  • рыхления и разравнивания грунта;
  • мелиорации;
  • пахоты почвы;
  • расчистки территорий от пней;
  • уборки строительного мусора.

Технические характеристики

Технические характеристики бульдозера Т 130 имеют следующие значения:

  • скорость передвижения - 12,0 км/ч;
  • дорожный просвет - 0,42 м;
  • размер колеи - 1,88 м;
  • стандартная ширина отвала - 3,2 м;
  • вес бульдозера Т 130 - 14,3 т;
  • давление на поверхность грунта - 0,05 м;
  • объём топливного бака - 290,0 л;
  • вместимость резервуара для гидравлической жидкости - 100 л;
  • габариты машины: длина - 5,19 м, ширина - 2,47 м, высота - 3,08 м.

Характеристики двигателя

На тракторе установлен четырёхцилиндровый дизельный мотор с жидкостным охлаждением и предпусковым обогревающим устройством. Двигатель Т 130 имеет две модификации: раннюю - «Д-160» и более позднюю - «Д-160.03». Они обладают следующими параметрами:

Расход топлива бульдозера Т 130 составляет:

  • 236,3 г/кВт.ч - для «Д-160»;
  • 238,2г/кВт.ч - для «Д-160.03»;

Характеристики кабины

Кабина имеет усиленный каркас и панорамное остекление, обеспечивающие водителю безопасное пребывание внутри. Так же конструкторами завода «ЧТЗ» было грамотно разработано рабочее место машиниста, где чётко выверено местоположение рычагов управления и всех приборов, необходимых для выполнения производственной деятельности. Кресло оператора оснащено регуляторами высоты и угла наклона, которые обеспечивают работнику хорошее самочувствие и комфорт в работе. Хорошая изоляция от проникновения шума и пыли достигается за счёт использования резиновых уплотнителей. За подогрев воздуха в холодное время года отвечает отопительное устройство.
Фото кабины Т 130 представлены ниже:

Устройство

Бульдозер имеет полужёсткую подвеску с балансирующим механизмом. За перемещение машины отвечает гусеничная лента, которая состоит из стандартных траков, объединённых друг с другом при помощи стальных пальцев. Трансмиссия трактора комплектуется такими механизмами, как коробка передач, бортовые редукторы, сцепление и задний мост. Управление техникой реализовано при помощи ленточных фрикционов. У агрегата присутствует нулевая передача, позволяющая ему с лёгкостью разворачиваться на одном месте. Гидравлическая система с одинаковой эффективностью обеспечивает выполнение работ как с задним навесным комплексом, так и с передним.

Преимущества и недостатки

К сильным сторонам трактора «Т 130» можно причислить следующие моменты:

  • солидную производительность;
  • высокий уровень надёжности;
  • отменные показатели тягового усилия;
  • длительный эксплуатационный ресурс;
  • многофункциональность;
  • простоту конструкции;
  • лёгкость в ремонте и обслуживании;
  • приемлемую стоимость.

Есть у машины и недостатки. Агрегат имеет сложности при запуске в холодное время года. Силовое оборудование производит высокий уровень шумов и вибраций. У бульдозера часто выходят из строя бортовые фрикционы. К минусам также стоит отнести и большой вес трактора Т 130.

Отзывы

Многие пользователи трактора «Т 130» считают свои долгом оставить комментарии о качестве и особенностях этой машины. Вот некоторые отзывы:

  • Машина обладает хорошей ремонтопригодностью и доступностью запчастей. Агрегат неприхотлив к качеству российского топлива. Технические характеристики трактора Т 130 позволяют эффективно его использовать как в строительной сфере, так и в ресурсодобывающей отрасли.
  • У «Т 130» просторная кабина с хорошим обзором. На корпусе установлены передние и задние приборы освещения, обеспечивающие хорошую видимость в тёмный период суток и при плохой погоде. Из минусов - слабая механическая коробка передач, которая ухудшает управляемость и снижает общий КПД машины.
  • Масса у трактора бульдозера Т 130 довольно большая, то же относится и к его комплектующим. Поэтому без подъёмного оборудования достаточно проблематично менять элементы силового оборудования или ходовой системы.

Бульдозер Т 130. Вид сзади

Когда стало ясно, что бульдозер Т-100 устаревает, специалисты Челябинского тракторного завода разработали и запустили в серию гусеничный трактор Т-130.

Первые экземпляры машин покинули цеха ЧТЗ в 1969 году. Характеристики новой модели не дотягивали до зарубежных аналогов.

Непростое наследство

Истоки недостатков трактора Т-130 очевидны: оставаясь дальнейшей модернизацией Т-100, машина обзавелась новой силовой установкой и комфортабельной кабиной, но сохранила конструктивно устаревшие элементы шасси.

Возросший вес и увеличившийся крутящий момент двигателя стали причиной возрастания нагрузок на подвеску и трансмиссию.

Это приводило к сокращению ресурса отдельных агрегатов. Осознавая проблемы Т-130, бульдозер всё же пошёл в производство.

Со временем машина претерпела ряд модернизаций и оснащена мощным мотором. Стоимость и доступность запасных частей позволяли закрыть глаза на общие недостатки конструкции.

Особенности конструкции и технические характеристики Т-130


Сказалась и острая необходимость в технике такого класса. На момент запуска в серию трактора Т-130, технические характеристики машины выглядели многообещающе.

Двигатель

На первой модификации, получившей обозначение Т-130А, устанавливался разработанный ЧТЗ двигатель Д-130 (не путать с силовым агрегатом Владимирского завода, имеющим аналогичную маркировку). Особенности этого четырёхцилиндрового мотора:

  • Нераздельная камера сгорания, изготовленная заодно с поршнем.
  • Турбонаддув.

Это уже знакомый трактористам Д-108, устанавливаемый на Т-100. За счёт турбонаддува мощность возросла до 140 л. с., а расход топлива остался на прежнем уровне 175 г/л. с. в час.

Даже запуск с помощью бензинового двигателя ПМ-23, остался прежний. Описание техники рекомендует использовать для работы пускача бензин А-72, смешанный в пропорции 20:1 с дизельным моторным маслом.

Не все детали этих моторов взаимозаменяемы. Двигатель Д-160 нельзя устанавливать коленчатый вал от Д-130. Из-за увеличившейся мощности, деталь пришлось подвергнуть дополнительному упрочнению.

Вал старого образца не выдержит возросших нагрузок. Начиная с 1981 года, на смену Д-130 приходит мощный силовой агрегат Д-160, отличавшийся увеличенной степенью нагнетения и конструкцией некоторых узлов.

Расход топлива возрос, составив 180 г/л. с. в час, а вот фланец приводного вала КПП теперь приходилось менять ещё чаще.

Именно Т-130 этой комплектации встречаются сегодня в эксплуатации чаще всего. Даже при наличии пускового двигателя, запуск силового агрегата Т-130 при низких температурах – дело непростое. Не в последнюю очередь из-за не слишком удачной конструкции ПМ-23.

Трансмиссия


Серьёзным изменениям подверглась коробка передач. Новый агрегат имел 8 ступеней для движения вперёд и 4 для движения назад.

Но передаточные числа подобраны не слишком удачно. При старте с места и переходе с одной ступени на другую, у Т-130 случаются резкие рывки, жертвой которых в первую очередь становится фланец приводного вала КПП.

Ограниченный ресурс имеет и первичный вал. Снять коробку передач для ремонта непросто – вес превышает 500 кг.

Тут потребуется специальное оснащение и помощь других людей. В одиночку массивный агрегат не снимите.

Не добавляет надёжности и механизм поворота, включённый в состав трансмиссии. Раздельного изменения скоростей вращения гусениц оказалось сомнительным достоинством, а вот число быстро изнашиваемых деталей возросло, и вес трактора снова увеличился. Оставляет желать лучшего и ресурс фрикционов.

Подвеска


Задний мост наглухо приварен к лонжеронной раме. Отсюда и полужёсткая конструкция подвески с поперечной балансирной рессорой.

Недостаток можно было бы устранить, установив подрессоренное сиденье. Но таким новшеством трактор похвастать не мог.

Масса модели - 14320 кг. Для сравнения, колёсный трактор Т-30 весит в шесть раз легче. Несмотря на вес, машина относилась к тяговому классу 6 т.

Расширенные возможности


Вал отбора мощности, установка которого предусмотрена конструкцией машины, расширил список навесного оборудования.

Бульдозер стал универсальным. Кабина стала просторной, обзор улучшился, что упростило работу. Уделили внимание и акустическому комфорту, использовав в конструкции кабины новые шумоизоляционные материалы.

Не всё так просто


По популярности среди бульдозеров с Т-130 соперничал с трактором Т-74 относившейся к менее мощному тяговому классу 3 т.

Причина, по которой встречают находящийся в эксплуатации трактор-ветеран, это умеренные цены на детали и агрегаты.

Низкая стоимость комплектующих не означает простоту обслуживания. Как снять звёздочку (ведущую шестерню) Т-130?

Эта процедура одна из операций по обслуживанию бортового редуктора. Повреждённая звёздочка, чаще является видимой частью проблемы, которая на деле, гораздо серьёзнее.

Натолкнувшись на объявления о продаже Т-130 1997 года выпуска, будьте уверены, если не откровенный обман, то честное заблуждение.

Производилась некогда популярная модель в период между 1969 и 1988 годами. Позже на смену пришла модель Т-170, в которой использованы технические решения предшественника. Несмотря на сходство, это уже другой трактор.

Среди оборудования, широко использовавшегося в советские времена и постсоветский период, особенно выделяется трактор Т-130 и его модификации. Этот достаточно большой и мощный трактор на гусеничном ходу был одной из самых производительных машин. На его основе было создано бульдозер и даже более мощный экземпляр T-170, которые с успехом использовались в сельском хозяйстве и строительстве.

Обзор бульдозера Т-130

Серийное производство трактора Т-130 было начато в конце 60-х 20-го века и продолжалось почти 20 лет. Кабина бульдозера была рассчитана на пару человек. Ее создавали с защитой от механического повреждения, дополнительной шумоизоляцией и утеплением. Но от излишней вибрации рабочее место оператора защитить не удалось. Комфорт водителю обеспечивала еще и система вентиляции и охлаждения, а также регулировка сидения.

Возможности трактора расширены за счет используемого навесного и прицепного оборудования. В частности, модель имеет переднюю и заднюю навески, а в качестве рабочего органа могут использоваться три вида отвалов: прямой, угольный и полусферный. Кроме того болотная модификация бульдозера с расширенными гусеницами могла комплектоваться болотоходным отвалом. Также можно было использовать с трактором трехзубый рыхлитель.

Двигатель трактора Т-130

Ознакомьтесь также с этими статьями


Движущей основой для трактора Т-130 был выбран мотор марки Д-160. Его мощность составляет 140 л.с. Конструкция двигателя включала 4 цилиндра и турбокомпрессор для наддува. В нем был предусмотрен уравновешивающий механизм. На головки устанавливались бронзовые втулки, которые в свою очередь позволяли установить закрытые форсунки без штифтов. Диаметр каждого цилиндра двигателя составляет 145 мм, а ход его поршня – 205 мм.

Для его запуска использовался специальный бензиновый двигатель с электростартером. Его напряжение составляло 24 В.

Для охлаждения дизеля применялась жидкостная система охлаждения, которая имела принудительную циркуляцию теплоносителя при помощи центробежного насоса.

Расхода топлива бульдозера Т-130

Установленный мотор имел достаточно большую мощность, поэтому и расход топлива у модели достаточно большой. Он составляет порядка 244,3 г/кВт.ч или 180 г/л.с.ч. Для хранения запаса топлива в тракторе предусмотрен бак емкостью 290 литров, а объем системы смазки составляет 32 литра. Стоит отметить, что для основного и пускового двигателей используется разное топливо. Так, основной мотор питается дизельным топливом, а пусковой – смесью бензина марки А-72 (либо А-76) с дизельным маслом в массовой пропорции 20 к 1.

Гусеничная тракторная платформа Т-130 производилась предприятием «Челябинский тракторный завод» с 1968 года в течение 20 лет. За годы выпуска трактор не претерпел значительных конструктивных изменений, кроме установки более мощного турбодизеля, оставался простой, ремонтопригодной и надёжной машиной. Агрегат встречается и на современных строительных площадках.

Назначение машины

Бульдозер Т-130 был создан для разработки грунтов различной плотности. Универсальная машина слоями снимает полосы грунта, перемещает земельную массу по поверхности рабочей зоны.

Соответствующие времени технические характеристики позволяли с большой эффективностью применять агрегат:

  • на бульдозерных и рыхлительных земляных работах;
  • для вспашки почвы целинных земель;
  • при проведении специальных агромероприятий по глубокой пахоте и при больших объёмах боронования;
  • для перемещения транспортных прицепов, грузов волоком в условиях бездорожья.

Эксплутационные параметры, обеспечившие машине широкую сферу использования:

  1. Достаточный запас мощности и крутящего момента, при требуемых показателях по расходу горючего и смазочных материалов.
  2. Параметры производительности, сочетающиеся с надёжностью и долговременной эксплуатацией.
  3. Способность заменить несколько агрегатов спецназначения, задействуя гидрофицированные узлы навеса дополнительного оборудования.
  4. При проведении рабочих операций вверх по склону машина применяется на углах до 25°, вниз — 35°, поперечно до 30°.
  5. Заложенные в конструкции бульдозера возможности: простого управления, ремонта и обслуживания.
  6. Разумная цена агрегата и легкодоступных запасных частей.

Технические характеристики и эксплуатационные параметры

Параметры Единица измерения Величина параметра
Конструкционный вес т 14,3
Клиренс м 0,415
Класс по тяге тс 6
База м 2,478
Колея гусеничных лент м 1,880
Энергоустановка
Модель Д-160
Описание Дизельный мотор с четырьмя рабочими тактами, турбированный
Мощность двигателя л. с. 160
Заправка
Бак под горючее л 290
Жидкость в системе охлаждения -/- 60
Масло в системе смазки -/- 32
Два бортовых редуктора -/- 24
Силовая гидросистема -/- 100
Геометрические нараметры по габаритам

Длина, мм

м 5,193 х 2,475 х 3,085
Весовое воздействие на поверхность грунта (удельное) кгс/см2 0,5

Устройство бульдозера Т-130

В качестве базовой машины использован промышленный трактор на гусеничной платформе Т-130. Турбодизель и механическая трансмиссионная передача смонтированы на рамной конструкции с размещением мотора спереди. Узлы трансмиссии расположены сзади, над ними установлена кабина машиниста. Подвеска к ходовой части полужесткая с балансирной поперечной рессорой.

На раме установлены передний и задний гидрофицированные узлы навеса в маятниковом или жёстком исполнении.

Особенности основных узлов и агрегатов

Энергоустановка

Двигатель у машины дизельный на четыре рабочих такта с рядным расположением 4 цилиндров и оборудованный системой турбонаддува.

Параметры мощности и экономичности обеспечивают:

  • надёжный механизм газораспределения с толкателями, распределительными валиками, коромыслами и подпружиненными клапанами;
  • система питания, оборудованная 4-х плунжерным рабочим насосом с корректором подачи топлива пластинчатого типа, безштифтовымим форсунками, устройствами фильтрации горючего, вспомогательным топливным насосом с ручным приводом;
  • система подачи воздуха, состоящая из воздухоочистительного устройства, узла турбокомпрессора, коллекторов впуска и выпуска газов, глушителя;
  • системы смазки и жидкостного охлаждения;
  • электрофакельное устройство и бензиновый агрегат пуска.

Силовая передача

Механическое, многоступенчатое устройство.

Трансмиссия собрана из:

  • сухого исполнения муфты сцепления постояннозамкнутой конструкции с двумя парами ведущих и ведомых дисков;
  • КПП четырехвального типа,
  • передачи с коническими шестернями;
  • пары фрикционных узлов бортов в многодисковом сухом исполнении;
  • 2-х бортовых редукторных устройств на 2 ступени.

Исполнение двухсторонних лент тормозов бортовых фрикционов плавующее. Управление рычажное через гидравлические сервомеханизмы.

Система хода

Рама изготавливается в виде 2-х лонжеронов, закреплённых сваркой к корпусам фрикционов бортов. Гусеничные тележки сварены из профильного металлопроката. Катков опорного назначения — 5, роликов поддержки гусениц — 2. Применён гидрофицированный механизм натяжения гусеничного полотна, собранного из штампованных башмачных звеньев, пальцев и втулок.

Бульдозерное навесное оборудование

Агрегат комплектуется прямым или полусферическим отвалом, рыхлительным устройством с 1-3 рабочими зубьями (корчевателем).

Параметры Единица измерения Величина параметра
Отвал Полусферического типа Прямого типа
Установка угла резания грунта и угла перекоса отвала Раскосами в винтовом и гидравлическом исполнении
Призма волочения по объему м3 4,75 4,28
Отвал:

по ширине