Автономный отопитель салона своими руками. Автономные воздушные отопители салона для автомобилей

Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности - в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

Деньги в трубу

На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины - гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности - как минимум 14 КВт из 15 развиваемых - в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум - до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно - даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток - высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом - нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело - воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы - никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители - даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт - всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя - немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков - многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» - в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики - все поголовно - спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист - в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон - лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…

Все гениальное просто

Итак, рассмотрим подробно устройство «воздушника». Принцип работы у изделий разных производителей один и тот же - топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозировано, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Последний представляет собой жаропрочное тело с достаточно большой площадью поверхности - обычно это пакет проволочных сеток из тугоплавкой «нержвавейки». Перед испарителем установлена электрическая свеча накаливания с керамическим стержнем (открытые спирали ушли в прошлое). Воздух в камеру сгорания подает нагнетатель, приводимый валом электродвигателя, там же, у входного, холодного торца отопителя, находится электронный блок управления - его микросхемам перегрев не грозит. Ребра на наружной поверхности теплообменника, куда поступают раскаленные газы из камеры сгорания, обдуваются воздухом из кабины - его гонит вентилятор, закрепленый на валу электродвигателя позади крыльчатки нагнетателя. К пульту управления, установленному на панели приборов, от блока проложен жгут проводов, а поскольку канал связи на современных агрегатах обычно цифровой, хватает всего трех жил: «плюса», «минуса» и сигнальной. Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя - в зависимости от выбранного процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. За поддержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой - выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термо-выключатель) - страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива.

При включении отопителя процессор диагностирует все системы и запускает программу. Напряжение на свече накаливания плавно повышается, затем в камеру сгорания подается топливо и воздух, начинается процесс горения, контролируемый блоком управления по сигналам встроенного в теплообменник датчика пламени. Когда горение стабилизируется, свеча отключается, и в дальнейшем пламя поддерживается непрерывной подачей топлива. Если по каким-либо причинам розжиг не произошел - например, из-за загустения летнего дизтоплива в мороз, весь цикл автоматически повторяется. После двух неудачных попыток отопитель автоматически выключается, на пульте управления загорается индикатор, и по команде процессора нагнетатель в течении нескольких минут продувает камеру сгорания. После чего можно вновь повторить попытку розжига. Впрочем, если топливо соответствует сезону, то такие нештатные ситуации на современном, проходящем регулярную чистку от нагара, отопителе крайне редки, и после розжига блок управления поддерживает горение на максимальном режиме, сравнивая значение температуры, заданной водителем на пульте управления с температурой воздуха в кабине. Если последняя ниже заданной, отопитель продолжает работать на «полном газу», а когда она достигнет желаемой, подача топлива снижается. Бывает, что в кабине становится даже жарче, чем требуется - тогда процессор дает топливному насосу передохнуть, а нагнетателю приказывает продуть камеру сгорания свежим воздухом. Когда температура упадет, например на 2 градуса ниже заданной регулятором, - поступает цифровая команда: «Махмуд! Зажигай!», и процедура разогрева свечи с последующей подачей топлива возбуждается по вышеописанному сценарию. Как видим, заявляемая автономность воздушных отопителей всех, без исключения, фирм весьма условна, поскольку любой такой агрегат жестко привязан к аккумулятору автомобиля, и смерть батареи вдали от населенных пунктов чревата смертью и водителя. Тем не менее, конструкторы не спешат создавать полностью независимые «фены», хотя, на первый взгляд, технических препятствий к этому нет. Действительно, что там какие-то 40 ватт, потребляемых от батареи, если при сгорании топлива выделяются избыточные 2 киловатта? Почему нельзя вращать вал потоком горючих газов, зачем «фену», вообще, нужен электродвигатель? А термопара вполне потянет и топливный насос, и электронику. Поджиг - пиропатроном. И никакого аккумулятора не надо. Увы, не все так просто. Отдаленное сходство «воздушника» с газотурбинным двигателем ничего не значит, и, заставив пламя не только греть, но и вращать,мы наживем практически нерешаемую проблему шума. То есть, спать придется под реактивный вой. Не говоря уже про неизбежные сложности с отбором тепла от отработавших газов, ведь «печка», поедающая топливо, как самолет, никому не нужна. Да и по уровню техники турбина и фен, мягко говоря, отличаются - отопитель кабины тысяч эдак за двадцать (евро) вряд ли найдет спрос. Так что, в обозримом будущем полностью автономных «воздушников» ждать не приходится.

Воздушный обогреватель: выбери меня

А теперь об особенностях отопителей конкретных марок. Немецкие «автономки» Webasto и Eberspaeher считают эталонными - многие из технических решений, внедряемые инженерами этих фирм, регулярно появляются на изделиях конкурентов - по лицензиям или без оных. Главная особенность породистых немцев - цельнолитой алюминиевый теплообменник, такая конструкция обеспечивает наилучший КПД агрегата, но требует достаточно высокой культуры производства. Цены отопителей обеих фирм примерно одинаковы - около 29 000 рублей за 2-киловаттный «воздушник» и около 37 000 рублей за 3,5-4-киловаттный. Одно из непринципиальных отличий разных конструкторских школ - в форме испарителя: Webasto располагает его по периметру камеры сгорания, а Eberspeher - на торце. В активе Webasto - бесщеточный электродвигатель, низкошумный вентилятор и камера сгорания с жаростойкой металлокерамической прокладкой. Широкий диапазон допустимых положений позволяет устанавливать отопитель под углом до 90 градусов от горизонта. «Конек» Webasto - удобная диагностика: по сигналам переключателя или таймера, по анализу выхлопных газов или с помощью компьютера. Система самодиагностики отображает неисправности, выдавая один из 15 кодов. Регулятор температуры - одновременно и включатель обогрева. Выносной датчик температуры на кабеле длиной до 5 м - опция. В комплект «Комфорт» входит таймер, включающий отопитель в установленное время. Air Top - так обозначает большинство моделей в своей линейке «воздушников» компания Webasto. Современные модели воздушных отопителей Eberspaecher носят название Airtronic - четырех хватает, чтобы перекрыть диапазон мощностей от 2 до 8 КВт. Среди достоинств - высокий КПД и бесшумный вентилятор с бесступенчатой регулировкой скорости вращения. В списке опции система дистанционного радиоуправления с радиусом действия до 1000 м.

Чешская фирма Brano представлена у нас двумя моделями: 2-киловатником Breeze III и вдвое более мощным Wind III. Конструкция теплообменника - как у немцев, то есть алюминиевое литье, а цены привлекательней. Регулировка температуры плавная - от 15 до 30о С, среди опций есть таймер.

«Воздушники» фирмы Mikuni - той самой, что знаменита своими карбюраторами - экзотика на нашем рынке. Конструкция добротна, поскольку базируется на лицензии от Eberspaecher, но отсутствие столь широкой, как у немцев, сети сервисных центров пока сдерживает распространение знаменитых своим японским качеством отопителей.

Старейший из отечественных производителей автономных отопителей - ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке», конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем - производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого - был бы заказчик с деньгами. Покупателю же крупносерийного обогревателя остается уповать на квалификацию сварщиков - если теплообменник сделан на совесть, свищей и прочих отверстий, чреватых проникновением угарного газа в кабину, не будет. В производственной линейке ШААЗа остаются 5 моделей «воздушников»традиционной конструкции - мощностью от 2 до 11 КВт, и, кроме того, пошли в серию два новейших агрегата с электронным управлением: 2-х и 8-киловаттный. Но они значительно дороже, например, 02 стоит 16 000 рублей против 10 000 рублей за равный по мощности О15.

На ржевском заводе «Элтра-Термо», напротив, применили самое передовое решение, сделав теплообменник цельнолитым, как у немцев. Более того, алюминиевые ребра в нем полые, то есть, поверхность, нагреваемая изнутри горючими газами, получилась гораздо большей, чем у теплообменников зарубежных ана-логов, что дает хорошие перспективы к повышению КПД. Пока у ржевцев всего одна «воздушная» модель - «Прамотроник-4Д-24». В комплект за 13 000 рублей входит 12-литровый бачок для автономного питания «печки», разбавленной бензином соляркой - в сильный мороз.

Самарский завод «Адверс», поставляющий свои отопители «Планар» на сборку автомобилей КАМАЗ, автокранов и прочей спецтехники, предлагает «воздушники» не только в 24-х, но и в 12-вольтовом исполнении, ведь, например, у американских грузовиков «легковое» напряжение бортсети.

Особенность конструкции - сборный из двух половинок алюминиевый теплообменник. Цена комплекта с 7,5-литровым бачком - 12 500 рублей.Особняком на рынке стоят отопители на газовом топливе - их делает немецкая фирма Truma. Спрос на такие весьма ограниченный, но для старенького бензинового тягача, переоборудованного на пропан-бутан,ничего лучше 2,4-киловаттного агрегата Trumatic E 2400 не придумаешь.

Давно известно, что комфортной температурой для водителя является диапазон от +21…23 градусов Цельсия. Низкие температуры отрицательно влияют на сосредоточенность и внимательность во время вождения, вызывая раздражительность. А на безопасность влияет езда с ограниченной видимостью из-за обледенелых окон.

Если вам хотя бы раз приходилось добираться до своего автомобиля на стоянке при сильных морозах или просто садиться в обледенелый салон авто, только покинув тёплое жилище, то вы не понаслышке знаете, что это чувство не из приятных. И как бы хотелось в этот момент согреться. Можно, конечно, побегать вокруг автомобиля или покидать снег, пока прогреется салон, но существуют и менее радикальные методы. Выход как всегда есть и давно уже известный среди автомобилистов - автономный , который с радостью подарит комфорт.

Автономный отопитель салона своими руками (12 вольт)

Рынок предлагает широкую гамму различных автономных печек разных типов и компоновок. Все они имеют свои плюсы и минусы. Но если же вы живёте по принципу Фердинанда Порше: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», то информация в этой статье станет очень полезной для вас. Итак, сразу к делу.

Для того чтобы собрать автономный отопитель салона, не нужно изобретать велосипед. Достаточно ознакомиться с давно известными нам способами подогрева воздуха и адаптировать их к необходимым требованиям. Начнём с того, что нам необходимы:

  1. Источник питания;
  2. Нагревательный элемент, который будет превращать поглощённую энергию в тепло;
  3. для создания потока тёплого воздуха;
  4. Механизм управления отопителя;
  5. Предохранитель.

В роли источника питания для 12 В отопителя возьмём аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор автомобиля. Советуем обзавестись индикатором заряда АКБ, так как автономная печка будет выступать хорошим потребителем энергии.

Выбор нагревателя так же очевиден, как и в любом ТЭНе - нихромовая спираль. Из-за своих свойств нихром (сплав никеля и хрома) имеет высокое сопротивление, но всё же является проводником, поэтому при подаче электротока сильно нагревается.

Для создания потока воздуха нам послужит обычный кулер, например, с блока питания компьютера. Сам же корпус блока питания можно использовать как . А размещённую на нём кнопку - как механизм управления отопителя (для правильной и безопасной работы нужно подключать через реле).

Схема подключения автономного отопителя должна обязательно разрываться предохранителем необходимого номинала. Чем ближе он будет расположен к АКБ, тем меньше вероятность повреждения электропроводки автомобиля в аварийных случаях.

С общей конструкцией мы разобрались. Но этого, как показывает практика, мало. Важно ещё подобрать сопротивления нагревательных элементов и схему их подключения, чтобы не допустить перегрузки бортовой электросети. Что, как следствие, приведёт к разряду АКБ. Постараемся подобрать оптимальный ток потребления. К примеру, для автомобиля Daewoo Lanos с генератором Bosh или Hella с зарядным током 85 А. Для такого источника питания потребляющий ток в 10–15 А будет практически незаметным.

Приступим к самой сборке. Весь автономный отопитель монтируем в корпус блока питания компьютера. Нихромовые спиральные нити крепим к керамической плитке с помощью болтов и гаек. При установке плитки в корпус главное обеспечить, чтобы поток воздуха проходил через нагревательный элемент, забирая его тепло.

Важно подбирать сечение проводов для подключения, учитывая расчётную силу тока. К примеру, для медного провода 10 А нужен 1 кв. мм сечения. Плавкий предохранитель подбирается также по расчётной силе тока.

Двенадцативольтный автономный отопитель салона, будет приносить в два раза больше удовольствия владельцу, так как он не только сделал свой автомобиль комфортней, а и сэкономил бюджет. Теперь вам не страшны любые морозы и страх того, что штатный обогреватель откажет в самый неподходящий момент. В случае выхода из строя обогрева заднего стекла его можно отогреть подобным отопителем. Всё же не забывайте утеплить свой автомобиль. Для этого нужно заменить старые уплотнители дверей, а также обработать автомобиль теплоизоляцией для того, чтобы он не отдавал драгоценное тепло в атмосферу.

В холодную погоду первое желание при посадке в машину — согреться. При этом дискомфорт испытывает не только наше тело, но и механизмы самого авто.

В частности, при минусовой температуре могут возникнуть проблемы с пуском силового узла и его прогревом. И в первой, и во второй ситуации может выручить автономный отопитель салона.

В чем же особенности данного устройства? Какие бывают виды отопителей? Как они работают? Ниже разберемся с каждым из вопросов подробно.

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона — устройство для обогрева внутреннего пространства автомобиля. Данный «помощник» пользуется наибольшим спросом у профессиональных водителей, дальнобойщиков и строительных бригад.

Все обогреватели для автомобилей делятся на следующие виды:

1. Воздушные.

Устройства, предназначенные для прогрева внутреннего пространства машины (грузовой кабины, салона автомобиля, багажного отсека и так далее).

Данные изделия работают по принципу фена. Воздух пропускается через отопитель, нагревается и подается обратно.

Благодаря наличию регулировки у водителя есть возможность экономно затрачивать заряд АКБ и топливные ресурсы.

Наиболее популярные производители — Планар, Webasto, Belief и прочие.

На фото отопитель салона Планар.

2. Жидкостные.

Более функциональные устройства, которые обогревают сначала двигатель, а уже после — салон автомобиля. Данная особенность упрощает пуск транспортного средства в холодную погоду, когда температура воздуха ниже 0 градусов Цельсия.

Такие отопители могут получать управление с дистанционного пункта или программироваться заблаговременно на конкретное время. Популярные производители таких устройств — Бинар, Webasto, Eberspacher.

Стоит отметить, что автономные отопители салона могут работать от четырех разных источников питания:

  • напряжения — 12 и 24 Вольта;
  • газа (пропана);
  • бензина;
  • солярки.

Возможны и комбинированные варианты, когда устройству необходимо питание (12/24 Вольта) и один из видов топлива (бензин/дизель).

В каких случаях, и на каких автомобилях применяются отопители?

Задача автономных отопителей салона — поддержание оптимальной температуры в салоне или багажном отделении.

Особенность — работа без пуска силового узла. Принцип действия построен на захватывании воздуха, его прогреве и направлении обратно в салон.

Устройства могут работать в нескольких режимах — с подсосом воздуха извне или в режиме стандартной вентиляции.

Пуск отопителя обеспечивает внешний термостат или встроенный таймер (программируется автолюбителем).

Автономные отопители салона обеспечивают комфортную температуру для работы разных категорий автолюбителей — операторов специальной техники, водителей грузовых автомобилей, дальнобойщиков и так далее.

Любая из этих профессий требует максимального внимания и отличается повышенным уровнем сложности. Полноценный подогрев позволяет качественно выполнять поставленные задачи.

В странах СНГ холодный сезон длится на протяжении 4-5 месяцев, поэтому применение специальных отопителей весьма актуально.

Данные устройства устанавливаются в машинах «скорой», кабинах грузовых авто, фургонах с грузами, чувствительными к холодной погоде и так далее.

Обогреватель будет полезен в салоне микроавтобуса, отсеках дальнобойщиков, в кабинах строительной и дорожной спецтехники.

Качественный и своевременный прогрев устраняет проблему с замерзанием водителя, исключает обледенение стекол и панели управления.

Частый прогрев машины на холостом ходу имеет низкую эффективность и приводит к чрезмерным расходам топлива. Вот почему отопительные приборы, отличающиеся своей автономностью, пользуются столь большой популярностью у автолюбителей.

Характеристики автономных отопителей салона:

  • качественный обогрев кабины даже в сильный мороз;
  • автономность от двигателя, топливного бака и АКБ (актуально не для всех моделей);
  • простота в использовании и надежность (отсутствуют вращающиеся элементы, нет электронных деталей);
  • отсутствие вредных выбросов в атмосферу.

Электрические отопители салона на 12 и 24 В

Еще недавно почти все электрические отопители салона имели спиральное исполнение.

Сегодня же большая часть устройств выполнена с применением керамики.

Преимущество данного изделия — кислородосберегающие свойства, что позволяет сохранять качество воздуха в салоне и не «сушить» воздух.

Керамический тепловой вентилятор может питаться от 12 или 24 Вольт, он быстро прогревается и нагревает помещение.

Главные преимущества — экономичность, защита от перегрева и падений, компактность и отсутствие помех при вождении.

Электрические отопители салона имеют небольшой вес (до 500-800 грамм), что позволяет транспортировать изделие в любое необходимое место (к гаражу, на стоянку и так далее).

Единственный недостаток для многих из них — высокая стоимость, но при желании можно подобрать устройство по собственному карману. Здесь многое зависит от производителя и мощности.

1. Для легковых авто.

Автономные отопители для данного типа машин представлены целой группой качественных моделей.

Вот некоторые из них:

  • Calix Slim Line 800W — весьма мощный прибор, способный в сжатые сроки отопить салон компактного автомобиля. Устройство оборудовано переключателем, позволяющим подстраивать авто под текущие климатические условия. В отопителе есть теплозащита, которая исключает ошибочную эксплуатацию (к примеру, когда отсутствует приток воздуха с улицы). Calix Slim Line 800W — качественный отопитель, отличающийся высоким уровнем безопасности. Гарантия — 3 года.
  • ЗНИЧ PFJ — отопитель для салона легкового авто, работающий от напряжения 12 и 24 Вольта. Устройство предназначено для легковых авто с небольшим салоном. К преимуществам устройства можно отнести возможность регулировки температурного режима, компактность, простоту монтажа, долговечность.

2. Для грузовых авто.

На рынке автономных отопителей для грузовиков весьма востребована продукция компании Airtronic.

Здесь можно выделить модели D2-D5, которые отличаются уникальной мощностью и предназначены для обогрева разных машин, начиная с коммерческой техники и заканчивая яхтами.

Устройства питаются от напряжения 12/24 Вольта, отличаются доступной ценой и высокой эффективностью.

Такие отопители показывают высокую эффективность даже при частом открывании дверей (к примеру, в маршрутном транспорте).

Газовые обогреватели

Газовые отопители салона отличаются от рассмотренных выше «конкурентов» источником питания. В данном случае устройства работают на сжиженном газе.

Главные плюсы конструкций — простота исполнения, безопасность в применении, полная автономность от чего-либо. С таким отопителем можно не переживать за разрядку аккумулятора.

Кроме этого, продукты горения газа не отравляют пассажиров, а выводятся на улицу, что гарантирует безопасность даже длительного применения.

Принцип действия аппарата состоит в циркуляции потоков воздуха в автомобиле. Отдача тепла происходит за счет природной конвекции воздуха в машине.

Для более активного смешивания в кабине может монтироваться дополнительный вентилятор, имеющий небольшую мощность.

Газовые автономные отопители не вызывают проблем в процессе эксплуатации, у них нет вращающихся элементов, что обеспечивает максимальную надежность и безопасность.

Конструктивно прибор — система коаксиальных труб, когда каждая из последующих труб расположена внутри другой. По одной трубе идет чистый воздух из улицы, а по второй — выводятся отработанные газы.

Как следствие, воздух в кабине не используется и не выжигается. Все, что остается — тепло.

Устройство не зависит от работоспособности авто, поэтому даже при поломке двигателя или разрядке АКБ зимой (даже в чистом поле) можно включать аппарат наслаждаться теплом.

Средний срок применения таких устройств — около 14 лет.

Преимущества газовых автономных отопителей:

  • доступная цена, обусловленная отсутствием электроники в устройстве;
  • наличие , который есть в большинстве современных устройств. При этом всегда можно выставить и поддерживать оптимальный температурный режим;
  • независимость от ресурсов автомобиля, что гарантирует работоспособность в любых условиях;
  • возможность питания устройства от баллонов различной емкости — на 12 и 24 литра.

Основные правила эксплуатации:

  • отопитель можно включать как на стоянке, так и в движении;
  • для активации устройства достаточно открыть кран, через который подается газ, включить устройство и запустить его;
  • отключение производится срабатыванием соответствующего тумблера.

К примеру, хороший вариант — SELENA PILOT-2 -E1. Для работы отопителя необходим только газ.

Мощность — около 2 кВт, отапливаемая площадь — до 20 кв. метров. Благодаря такой мощности его можно использовать не только для обогрева кабины, но и для прогрева пространства внутри кузова.

Применяются газовые автономные отопители везде, где необходимо автономное тепло — в автомобилях (грузовых и легковых), в гараже, при работе на спецтехнике и так далее.

Бензиновые автономные отопители салона

Webasto — популярный бренд, который предлагает широкий выбор качественных отопителей. Один из них — Air Top.

В комплекте с устройством идет элемент управления и комплект для монтажа.

Устройство способно быстро прогревать спальные места и кабины даже в больших грузовых автомобилях (в том числе и работающих в условиях сурового климата).

Применение керамической технологии позволяет свести к минимум нагрузку на аккумулятор.

Конструктивно устройство состоит из:

  • системы для забора воздуха;
  • блока управления;
  • встроенного термодатчика;
  • мотора нагнетателя воздуха;
  • горелки с испарительной прокладкой;
  • теплообменника;
  • переключателя;
  • топливного насоса;
  • таймеров и прочих узлов.

Конструкция и функциональность может меняться в зависимость от модели.

Неизменным остается только основное топливо для работы — бензин.

Преимущество бензинового автономного отопителя:

  • высокая водостойкость деталей и соединений;
  • быстрый нагрев воздуха даже в большом салоне;
  • захват воздуха не из салона, а из улицы;
  • низкий уровень шума;
  • управление с помощью автоматического блока управления;
  • время автономной работы — до двух часов;
  • наличие регулятора температуры, функции будильника и так далее.

Характеристики одной из наиболее популярных моделей Air Top 200 ST:

  • мощность — от одного до двух киловатт;
  • напряжение — 12 Вольт;
  • расход бензина — 140-270 грамм на час;
  • объем поступающего воздуха — 78 куб. метров;
  • общая масса — 2,6 кг.

Бензиновые отопители применяются:

  • для обогрева грузовых отсеков при транспортировке определенных грузов;
  • для нормализации температуры в пассажирском транспорте;
  • в строительной, погрузочной и дорожной технике;
  • на яхтах или паромных суднах.

Дизельные автономные отопители салона

Дизельные отопители для автомобилей имеют такой же принцип действия, как и их бензиновые «собратья».

Разница лишь в используемом топливе и основных характеристиках. Из наиболее популярных моделей можно выделить:

1. Belief FJH-5/1C.

Дизельный автономный отопитель, имеющий мощность до 5 кВт и рабочее напряжение 12 Вольт.

Применяется для обогрева небольших автобусов, средних яхт, отсеков грузовых авто и спасательной техники.

Затраты топлива — от 190 до 600 грамм в час. Объем нагреваемого воздуха в час — 200 куб. м. (на максимальном режиме).

Главные преимущества — удобство эксплуатации, функциональность, наличие электронного блока управления, долговечность и безопасность эксплуатации.

В комплекте с устройством поставляется монтажный набор и регулятор. Страна-производитель — Гонконг. Гарантия – год.

2. Webasto Air Top 5000.

Еще одно популярное устройство, работающее на дизельном топливе. Мощность отопителя — от полутора до пяти киловатт. Напряжение питания — 12 или 24 Вольта.

Главное при выборе — уделять внимание параметрам устройства, принципам его работы и применяемому виду топлива.

На большей территории нашей страны зима – нормальное явление. Очень часто температура опускается гораздо ниже десяти градусов. Когда ее значения оказываются достаточно низкими, возможностей штатного отопителя автомобиля порой не хватает для прогрева салона, особенно если он имеет большие объемы. Да и ночевка при работающем моторе – не самый лучший отдых. Тем более, если она запрещена, как это принято на платных парковках. В таких случаях, автономный отопитель салона, будет лучшим вариантом для разрешения противоречий в сложившейся ситуации.

Чем хорош автономный отопитель салона автомобиля?

Главное его достоинство – возможность применения в любых условиях и автономность. Обычно с обогревом салона, например грузового автомобиля, успешно справляется штатный отопитель. И все выглядит нормально при движении. А вот во время ночевки в зимнее время картина уже не такая радужная.

Если рассматривать грузовики, а обычно на них устанавливают такие автономные отопители салона, то необходимо учесть, что штатные устройства обогрева работают при запущенном двигателе. В случае ночевки на дороге это приводит к неоправданному расходу горючего и уменьшению моторесурса. Кроме того, существуют и другие ситуации, когда автономный отопитель просто необходим.

Речь идет, например, о развозном автомобиле, который движется внутри города с частыми остановками и на короткие расстояния, когда просто не успевает прогреваться в достаточной мере. А у микрофургонов и автобусов мощности штатного отопителя не хватает для прогрева салона. Не говоря уже о том, что на стоянках запрещается ночевать с включенным двигателем.

Какие они бывают, отопители?

Вообще-то существуют две группы, к которым относятся подобные устройства:

  • жидкостные (предпусковые);
  • воздушные или, как их еще называют, фены.

Воздушные

Автономный отопитель подобного типа предназначен только для обогрева салона автомобиля. Принцип работы таких устройств сильно напоминает работу фена, когда нагревается поступающий воздух. Как устроен рассматриваемый автономный отопитель, поможет понять приведенный рисунок.

В подобном устройстве осуществляется сгорание топлива (используется либо штатный бак автомобиля, либо устанавливается дополнительный) в специальной камере. Выделяющееся при этом тепло нагревает поступающий воздух, после чего он подается на обогрев салона. Как правило, подобный отопитель устанавливается внутри, при этом приходится прокладывать топливопровод к баку и систему удаления продуктов сгорания.

Один из возможных вариантов размещения показан на нижеприведенном рисунке.

Для управления режимом работы используется регулятор температуры. Подобный отопитель салона может работать очень долго, отличается простотой использования и монтажа, относительно невысокой стоимостью.

Жидкостные

В этом случае ситуация несколько другая. Подобное устройство используется не только как автономный отопитель, но и служит предпусковым подогревателем двигателя автомобиля.

Он располагается под капотом и присоединяется к существующему контуру охлаждения, топливопроводу и электрической сети. Тепло выделяется при сгорании жидкого топлива, от этого охлаждающая жидкость нагревается и прокачивается дополнительным насосом через двигатель. При достижении температуры жидкости заданного значения, включается вентилятор отопителя салона (штатного) и начинает подачу горячего воздуха.

Таким образом, кроме прогрева кабины осуществляется подогрев двигателя, что значительно облегчает его запуск при холоде и экономит ресурс.

Рассмотренные типы обогревателей не охватывают всего существующего их многообразия. Есть и другие разновидности, разработаны различные варианты крепления и расположения подобных устройств на автомобиле, но независимо от источника энергии и вариантов монтажа, здесь рассмотрены два основных принципа их работы.

Для прогрева салона и двигателя авто перед поездкой в зимнее время применяются охранные комплексы с дистанционным запуском или специальные установки. Автономный отопитель салона позволяет подогревать также систему охлаждения двигателя, которая при запуске не будет подвергаться усиленному износу.

[ Скрыть ]

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона представляет собой устройство, обеспечивающее прогрев салона транспортного средства и системы охлаждения двигателя без запуска. Нагрев производится от теплообменника, в котором происходит сгорание горючего. Отопитель работает на топливе, предназначенном для функционирования двигателя.

Виды

Существует два типа автономных отопителей:

  • мокрого типа;
  • сухого типа.

Жидкостные отопители

Отопитель мокрого типа устанавливается в магистрали системы охлаждения двигателя. Визуально устройство представляет собой единый блок, в котором расположена камера сгорания и блок управления. Сгорающее топливо прогревает охлаждающую жидкость, которая прокачивается электрической помпой через рубашку охлаждения и штатный отопитель салона. Конструкция автономного отопителя допускает его использование на стоянке и в процессе движения. Благодаря этому достоинству устройство получило распространение на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями.

Пример установки штатного отопителя мокрого типа на Tiguan 1-го поколения

Современные модели жидкостных отопителей оборудованы блоками управления, контролирующими состояние заряда аккумулятора автомобиля. При снижении напряжения до определенной отметки происходит автоматическое выключение прибора.

Пуск устройства может выполняться несколькими методами:

  1. По штатному таймеру, который программируется брелком управления или через меню комбинации приборов (если устройство установлено с завода) либо через отдельный блок управления отопителем (когда прибор устанавливался владельцем отдельно).
  2. Принудительная активация по сигналу от кнопки, расположенной в блоке управления в авто. Если отопитель установлен в заводских условиях, то он запускается кнопкой, размещенной в узле управления климатической установкой.
  3. Включение в заданное время на расстоянии. Для запуска используются сигналы от брелка управления или данные от сотовой связи, переданные через дополнительный GSM модуль.

Положительные стороны мокрого отопителя:

  • быстрый прогрев автомобиля;
  • возможность работы вместе со штатной системой вентиляции салона, которая распределяет потоки воздуха;
  • малый расход топлива;
  • высокая производительность;
  • простота и удобство эксплуатации.

Отрицательные стороны:

  • невозможность применения в замкнутых помещениях из-за выделения продуктов сгорания топлива;
  • возможен разряд аккумуляторной батареи в процессе работы отопителя;
  • затрудненный самостоятельный монтаж.

Основным узлом жидкостного автоматического отопителя является камера сгорания. Она оборудована распылителем топлива, представляющим собой трубку Вентури. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется при помощи вентилятора. Воздух, проходя через сужение канала, оснащенное соплом, распыляет частицы горючей смеси.

Для розжига смеси применяется отдельная , которая после начала горения отключается. В свечи может устанавливаться датчик, определяющий начало воспламенения смеси, который позволяет отключать свечу и не допускать ее перегрева. К камере сгорания подключена жаровая труба, увеличивающая площадь теплообменника. Газы, пройдя через жаровую трубу, попадают в малогабаритный глушитель и выводятся под днище автомобиля.


Жидкостный отопитель в разрезе

Вокруг камеры сгорания и жаровой трубы расположена рубашка, по которой . В рубашке находятся датчики температуры жидкости и сигнализатор перегрева теплообменника. При чрезмерном нагреве подается сигнал на блок управления, который аварийно отключает подачу топлива. Циркуляция жидкости выполняется встроенным электрическим насосом. Управление работой отопителя производится штатным электронным блоком. При заводской установке модуль входит в состав электрооборудования автомобиля и получает данные от различных датчиков транспортного средства.

Воздушные отопители

Прибор построен по принципу фена, для прогрева потока воздуха используется корпус камеры сгорания. Обогреватели применяются на автобусах и грузовых машинах, которые вынуждены подолгу находиться в режиме ожидания на улице в зимнее время. Воздушный прибор отапливает только салон транспортного средства, система охлаждения двигателя остается холодной.


Воздушный отопитель Sirocco от автобуса Икарус

Запуск выполняется:

  • по таймеру;
  • кнопкой на пульте управления (стационарном или дистанционном).

Положительные стороны воздушного отопления:

  • низкое потребление электроэнергии;
  • возможность продолжительной работы без риска разряда батареи;
  • простота конструкции;
  • упрощенный монтаж.

Минусы отопителей сухого типа:

  • прогрев только салона или кабины;
  • возможны сложности с поиском места установки;
  • невозможность применения в закрытых помещениях.

Схема устройства и принцип работы

Воздушный обогреватель представляет собой конструкцию цилиндрической вытянутой формы, внутри которой расположена камера сгорания и два вентилятора. Камера сгорания оснащена вентилятором, который нагнетает необходимый для горения воздух. Розжиг выполняется свечой, раскаляемой электрическим током. Основной вентилятор прокачивает воздух вокруг камеры сгорания и жаровой трубы. Нагретый воздух подается по каналу в кабину транспортного средства. Отработавшие газы удаляются из жаровой трубы в атмосферу через специальный трубопровод, оснащенный малогабаритным глушителем выпуска.


Воздушный отопитель в разрезе

Управление работой воздушного отопителя ведется встроенным электронным модулем, который автоматически отключает устройство при перегреве.

Модели

Рассмотрим наиболее востребованные модели воздушных и жидкостных обогревателей.

Планар-4Д

Отопитель модели Планар-4Д относится к категории воздушных устройств, поставляется в виде комплекта, предназначенного для самостоятельной установки. Подача топлива и электроэнергии выполняется от штатных систем транспортного средства.


Общий вид устройства Планар-4Д

В состав комплекта поставки входит:

  • отопитель;
  • насос для нагнетания топлива в камеру сгорания;
  • пульт контроля и управления;
  • соединительные жгуты электропроводки.

Алгоритм работы Планар-4Д:

  1. При включении устройства запускается программа самотестирования, которая проверяет работоспособность приборов розжига, поддержания горения и контроля. После получения положительных откликов разрешается старт розжига.
  2. После продувки камеры сгорания производится прогрев свечи накаливания до необходимой температуры. Блок управления открывает клапан подачи топлива, которое распыляется форсункой в потоке воздуха. Раскаленный рабочий элемент свечи разжигает смесь. Встроенная система контроля устойчивости горения поддерживает накал свечи до момента формирования факела. После этого свеча отключается.
  3. При поступлении сигнала на отключение перекрывается клапан подачи топлива. Вентилятор некоторое время продолжает работать, охлаждая камеру и выводя остатки паров горючего из полости камеры сгорания.

По желанию владельца в комплект поставки включается температурный сенсор, устанавливаемый в кабине. Датчик позволяет производить нагрев воздуха до заданной температуры и поддерживать ее в автоматическом режиме. При достижении определенной температуры отопитель не отключается, а лишь переходит в режим минимальной подачи топлива. Если температура наружного воздуха окажется ниже, чем запрограммированная на сенсоре, то отопитель переходит в режим работы вентилятора.

Отопитель Планар-4Д позволяет:

  1. Производить повторный автоматический запуск. Всего возможны две попытки розжига. Если вторая попытка неудачная, то устройство выключается.
  2. При возникновении перебоев с подачей топлива, которые вызывают прекращение горения, блок управления выключает прибор.
  3. Встроенный температурный датчик производит замер параметров. При перегреве обогреватель выключается.
  4. В конструкции отопителя имеется прибор контроля напряжения в бортовой сети. Блок управления настроен на автоматическое выключение устройства при просадках напряжения ниже 10,8 В или превышении 15 В. Печь может применяться на грузовых автомобилях с рабочим напряжением бортовой сети 24 В. В этом случае отключение произойдет при снижении напряжения до 20 В или превышении 30 В.
  5. Блок управления позволяет определить причину выхода из строя. Для этого используется контрольный диод, который мигает различными сериями вспышек.

Для управления применяется отдельный пульт, устанавливаемый на панели приборов либо другом месте по желанию владельца. На пульте расположен поворотный регулятор температуры (обозначен на схеме 1) и контрольный мультифункциональный диод (на схеме 2). Рукоятка регулировки при повороте до упора влево позволяет выключить отопитель. В механизме имеется подпружиненный элемент, для выключения необходимо преодолеть его сопротивление. При этом раздастся характерный щелчок. Вращение по часовой стрелке регулирует интенсивность горения и температуру выходящего из отопителя воздуха.

Схема пульта

Пульт позволяет:

  • включать и отключать режим отопления вручную;
  • регулировать температуру нагрева воздуха;
  • получать информацию о работе устройства по цвету индикации контрольного диода.

Режимы работы диода:

  • красный — отопитель работает на обогрев салона;
  • зеленый — продувка камеры сгорания для охлаждения (после выключения горелки);
  • красный мигающий — обогреватель неисправен;
  • выключен — устройство находится в выключенном состоянии.

Ремонт и обслуживание автономки Планар показано в видеоролике, снятом каналом Тим Сервис.

Webasto

Компания Вебасто производит несколько разновидностей жидкостных обогревателей. Устройства различаются способом подключения и режимами работы. Для подготовки двигателей к запуску применяются приборы модельного ряда Thermo Top С. Для машин с дизелем выпускается линейка Thermo Top Z. Обогреватели отличаются алгоритмом функционирования — пуск и работа возможны только на заведенном двигателе, помпа принудительной циркуляции отсутствует. Дополнительное тепловыделение отопителя применяется для компенсации дефицита тепла двигателя, характерного для дизельных силовых агрегатов.

Одна из модификаций Вебасто

Существую версии Вебасто, предназначенные для работы на бензине (допускается использование этилированного топлива) или на дизельном горючем. При эксплуатации устройства на дизеле требуется следить за соответствием сорта топлива температуре окружающей среды. При заправке зимнего вида нужно заполнить магистрали отопителя новой жидкостью. Применение присадок к горючему не влияет на работу отопителя.

Блок обогрева Вебасто имеет компактные размеры, на устройстве размещены входы и выходы:

  • 1 — циркуляционный насос (отсутствует у модели Top Z);
  • 2 — штуцер для трубки подачи топлива;
  • 3 — выходной канал жидкости;
  • 4 — выпускной патрубок для отвода отработавших газов;
  • 5 — воздухозаборник камеры сгорания;
  • 6 — входящий патрубок для жидкости.
Компоновка блока Вебасто

Установки Вебасто имеют несколько недостатков:

  • высокая цена (от 100 тыс. рублей с установкой);
  • необходим аккумулятор с повышенной емкостью (рекомендуется гелевый);
  • сложность монтажа и настройки.

На автомобилях, оборудованных системами Вебасто, рекомендуется проезжать число километров, соответствующее минутам времени установки. В этом случае обеспечивается подзарядка аккумуляторной батареи.

Eberspacher

Тепловые пушки Eberspacher рассчитаны на подключение к электрическим сетям автомобилей с напряжением 12 или 24 Вольт. В конструкции имеется регулятор мощности, позволяющий ступенчато изменять тепловой поток. Устройства устанавливаются в транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров. Возможна установка нескольких тепловых пушек, обеспечивающих равномерный прогрев салона.


Тепловая пушка Eberspacher Airtronic

Классификация автономных отопителей по виду топлива

На рынке автономных отопителей в России присутствуют несколько разновидностей устройств, которые можно разделить на категории:

  • низковольтные электрические системы;
  • электрические отопители с питанием от бытовой сети;
  • устройства обогрева на жидком топливе;
  • отопители на газообразном горючем.

Каждый тип автономных отопителей салона имеет свои преимущества и недостатки. Конечный выбор прибора остается за потребителем.

Электрическое оборудование на 12 и на 24 В

Электрические обогреватели обладают значительным преимуществом перед другими системами — они не требуют длительной и кропотливой установки. Устройства подключаются к или к штатной проводке и питаются от бортовой сети с напряжением 12 или 24 Вольт. Обогреватели не выделяют вредных выбросов и могут применяться в закрытых помещениях. Минусом устройств является низкая эффективность работы и большое потребление электроэнергии.


Электрический отопитель Defa

В качестве нагревательных элементов используется нихромовая спираль или керамический элемент, с расположенной внутри спиралью нагрева. В комплект поставки вентиляторов входит кронштейн и провод для подключения. В конструкции устройств применяется термический предохранитель, отключающий питание при перегреве.

На современных автомобилях, оснащенных двигателями с небольшим рабочим объемом, в климатической установке штатно монтируются дополнительные электрические фены. Устройство начинает работать сразу после запуска двигателя, обеспечивая ускоренный прогрев салона. Возможна установка таких приборов на машины, конструкция печки которых не предусматривает дополнительного прогрева. Радиаторы обогрева подключаются через электронный блок управления.

Штатный радиатор Ford Focus

За счет использования электроники обеспечивается:

  • контроль нагрузки на генератор;
  • запуск отопителя не ниже определенной температуры;
  • работа отопителя при стабильных оборотах коленчатого вала двигателя;
  • автоматическое отключение после прогрева жидкости в рубашке охлаждения.

Совместить дополнительный электрический фен с блоком управления возможно не на всех автомобилях.

Электрические отопители с питанием от бытовой сети

Другим вариантом автономного отопителя является система прогрева силового агрегата от нагревательного элемента, подключаемого к бытовой электрической сети 220 Вольт. Примером подобных устройств является продукция компании Северс+. В состав прибора входит насос, который обеспечивает циркуляцию жидкости в рубашке охлаждения. Питание подается через разъем, расположенный на бампере или под капотом. К разъему подключается силовой провод, идущий от сети 220 В.

Обогреватель Северс+ перед монтажом

Упрощенным вариантом обогревателей являются изделия под маркой Спутник, которые предназначены для установки на карбюраторные автомобили отечественных и иностранных моделей.

Конструкция обогревателя Спутник

Обозначения на схеме:

  • 1 — нагревательный элемент;
  • 2 — термический регулятор;
  • 3 — ввод силового провода питания;
  • 4 — корпус;
  • 5 — запорный шарик клапана;
  • 6 — корпус клапана;
  • 7 — входящий патрубок;
  • 8 — выходящий канал;
  • 9 — ограничитель хода шарика;
  • 10 — защитная крышка.

Принцип работы изделия:

  1. Подключить питание 220 Вольт, которое разогревает спираль.
  2. Расположенная внутри корпуса жидкость начинает нагреваться. Расширение жидкости при нагреве вызывает рост давления внутри корпуса. Поскольку входной канал перекрыт клапаном одностороннего действия, то жидкость вытесняется в рубашку охлаждения.
  3. По мере вытеснения жидкости из корпуса происходит падение давления, в результате чего клапан открывается и в корпус поступает заряд холодной жидкости. За счет такой конструкции обеспечена термосифонная циркуляция жидкости и постепенный прогрев силового агрегата. В конструкции обогревателя установлен предохранительный элемент, отключающий питание при перегреве устройства. После снижения температуры прибор включается заново в автоматическом режиме.

Газовый обогреватель

Газовые обогреватели работают по аналогии с изделиями на жидком топливе. В конструкции применен редуктор, регулирующий давление газа, и специальная горелка, предназначенная для распыла газообразного топлива. Запас горючего находится в баллоне, расположенном отдельно от корпуса отопителя. Примером газового устройства может служить прибор Trumatic, приспособленный к работе на сжиженном пропане или пропан-бутановой смеси.

Общий вид устройства Trumatic

Управление выполняется от рычагов или поворотной рукояткой на пульте управления, который ставится в салоне автомобиля.

Бензиновые и дизельные отопители

Кроме перечисленных выше устройств на жидком топливе, на рынке представлено оборудование фирмы Belief, использующее для отопления салона нагретый воздух. Принцип действий не имеет отличий от установок Планар или Eberspacher.

Конструкция отопителя Belief

В состав устройства входит литой алюминиевый теплообменник (1), имеющий оребренную поверхность. Внутри теплообменника расположена жаровая труба (3) с камерой сгорания (4). Для подачи топлива применяется магистраль (13). Розжиг смеси выполняется свечой (14). Подача воздуха для горения выполняется через трубу (12) при помощи вентилятора (6). Выход газов осуществляется в атмосферу через выхлопной канал. Сверху узел накрыт кожухом, через который подается воздух. Нагрев воздуха ведется от оребренного теплообменника.

В каких случаях и на каких автомобилях применяются отопители?

Автономный отопитель может применяться на автомобилях любого типа. Производительность устройства подбирается в зависимости от объема салона.

Автономные отопители используются в случаях:

  • поддержания комфортной температуры в салоне и кабине авто;
  • обеспечения запуска двигателя при низких температурах воздуха.

Применение автономного отопителя салона на автомобилях, работающих в суровых климатических условиях, позволяет повысить ресурс силового агрегата в несколько раз и снижает расход топлива.

Если на автомобиле установлено автономное устройство обогрева, то владельцу рекомендуется:

  1. Включать режим обогрева ежемесячно, особенно если отопитель не эксплуатируется. Активация выполняется и в летнее время года. Кратковременное включение и работа позволяют устранить залипание подвижных элементов, возникающее в результате попадания осадка из топлива.
  2. Проводить своевременный переход от летнего на зимний сорт топлива с прокачкой системы.
  3. При использовании отопителя проводить регулярную проверку степени зарядки аккумуляторной батареи.

Установка автономного отопителя на автомобиль своими руками

Изготовители автономных отопителей оговаривают в инструкциях требования к монтажу, который должен производиться специализированными организациями. Установка своими руками может стать причиной повреждения устройства и отказа в гарантийном ремонте или обслуживании. Самостоятельный монтаж можно порекомендовать владельцам, имеющим большой опыт обслуживания автомобилей, а также набор инструментов для установки.

Перед началом установки автономного отопителя салона необходимо проанализировать прилагаемую в комплекте техническую документацию. Монтаж следует производить в строгом соответствии с инструкциями производителя.

Как установить отопитель

Монтаж отопителей разных видов может отличаться, рассмотрим установку некоторых из них.

Электрический обогреватель с вентилятором

Установка электрического обогревателя с вентилятором:

  1. Смонтировать опорный кронштейн в желаемом месте.
  2. Установить на кронштейне обогреватель. Проверить возможность бесперебойной подачи свежего воздуха, а также направление потока горячего воздуха. Не рекомендуется направлять поток на ветровое стекло, поскольку локальный нагрев приведет к внутренним деформациям и появлению трещин. Нагретый воздух не должен попадать на пластиковые элементы отделки, так как возможен перегрев и деформация детали.
  3. Подключить устройство в гнездо прикуривателя или к штатной проводке. Провода, используемые для подсоединения, должны иметь соответствующее сечение. В цепи питания рекомендуется установить отдельный плавкий предохранитель.

Воздушный отопитель

Приблизительная последовательность установки воздушного отопителя:

  1. Корпус нагревателя устанавливается горизонтально, свеча накаливания расположена сверху. Воздухозаборник обогревателя не должен располагаться в зоне, подверженной попаданию выхлопных газов двигателя транспортного средства или от работы отопителя. Входной канал закрывается предохранительной сеткой, защищающей печку от попадания посторонних предметов. Место установки корпуса должно обеспечить доступ для обслуживания. В комплекте поставки имеется шаблон, по которому размечаются точки крепления корпуса.
  2. Установить патрубок воздухозаборника. Не допускается подача воздуха из салона или багажного отсека транспортного средства. Точка установки канала должна гарантировать защиту от попадания воды или снега внутрь отопителя. Запрещено направлять воздухозаборник по направлению движения автомобиля.
  3. Произвести установку выхлопной системы с учетом нагрева элементов выпуска до высоких температур. Выпускная труба представляет собой гофрированный металлический трубопровод, который подрезается по длине. Фиксация выполняется винтовыми хомутами, выпускной патрубок устанавливается под малым углом наклона в сторону потока выхлопа. При расположении изделия рядом с элементами автомобиля рекомендуется применять теплозащитные экраны. Для обеспечения надежного соединения трубы с корпусом отопителя на торцевой части выполняется продольная прорезь, которая не должна выходить за кромку выхлопного патрубка.
  4. Установить бачок на транспортное средство. Установка должна обеспечить беспрепятственный сток на грунт пролитого при заправке или повреждении стыков магистралей топлива. Вывод горловины выполняется на внешнюю сторону. Запрещено выводить горловину в салон или кабину.
  5. При установке газового оборудования баллоны размещаются на внешней части автомобиля под защитным кожухом. Кожух или шкафчик монтируется на кузове или раме автомобиля.
  6. Смонтировать топливный насос обогревателя. Элемент располагается вертикально на минимальном расстоянии от бака. Линия расположения насоса находится ниже минимального уровня горючего в баке. Необходимо устанавливать деталь таким образом, чтобы предельный объем топлива находился ниже верхнего среза распылительной трубки в камере сгорания.
  7. При использовании в качестве емкости для топлива основного бака необходимо установить заборник через резиновые уплотнительные кольца. Соединение должно обеспечивать герметичность. Работы выполняются на пустом и высушенном баке, без паров горючего. Допускается подавать топливо от магистрали слива излишков.
  8. Выполнить соединение бака, насоса и обогревателя магистралями. При монтаже не допускаются перегибы соединительных муфт и деформация торцевых частей топливных трубок. Следует убедиться в отсутствии мест перегрева магистралей от выхлопных коллекторов автомобиля или отопителя. Участок трубопровода от желательно прокладывать наклонно, с постоянным углом подъема. Соединения трубок должно быть герметичными, подтеки топлива не допускаются.
  9. Приступить к установке электрических цепей в соответствии с монтажными схемами, прилагающимися в комплекте поставки. Подключение проводки ведется на обесточенной снятием предохранителя цепи. Скрутки проводов рекомендуется спаивать, соединение защищается изолентой или термоусадочной трубкой.
  10. Установить пульт управления на внешней стороне панели приборов в салоне. Пульт подключается к электрической системе отопителя согласно инструкции.
  11. Установить на место плавкие вставки, заполнить магистрали топливом. Провести пробный запуск устройства на различных режимах работы. В случае обнаружения неисправностей и течей горючего проверку прекратить до момента устранения проблем.

Вебасто с подогревом жидкости

Монтаж устройств Вебасто с подогревом жидкости имеет ряд нюансов:

  1. Обогреватель включается в контур системы охлаждения по нескольким схемам. Наиболее распространена стандартная установка в разрыв магистралей. По желанию владельца возможен монтаж отопителя для прогрева салона или двигателя. Минимальный объем обогреваемого контура — от 3 литров. Для монтажа должны применяться шланги, одобренные изготовителем обогревателя и соответствующие стандартам DIN 73411.
  2. Шланги располагаются без заломов, которые сужают проходное сечение. Соединения шлангов выполняется пружинными или винтовыми хомутами, предотвращающими сползание трубопроводов в процессе работы.
  3. При необходимости соединения трубопроводов различного диаметра применяются переходные или соединительные штуцеры.
  4. Циркуляционная помпа может располагаться на корпусе обогревателя или отдельно — на любом участке магистрали. При установке следует учитывать минимальный уровень жидкости в расширительном бачке. Помпа располагается ниже этого значения. Запрещено изменять направление циркуляции жидкости, а также устанавливать элемент на выходе из обогревателя.
  5. При установке отопителя жидкостного типа следует помнить правило — вход жидкости осуществляется снизу, отвод — сверху.
  6. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется через дополнительный воздуховод. Запрещается использовать обогреватель со снятым патрубком.
  7. При подключении проводов необходимо обеспечить соответствие сечений проводки значениям силы тока. Недопустимо применять провода малого сечения, поскольку они могут перегреться и стать причиной возгорания.
  8. В комплект поставки отопителей Вебасто входит система дистанционного управления Telestar, позволяющая управлять устройством на расстоянии до 1000 м. Девайс поставляется в комплекте по отдельному заказу. Покупатель может заказать дополнительный блок управления, обеспечивающий прогрев в заданное время до запрограммированной температуры. При необходимости старт обогревателя выполняется голосовой командой, передаваемой по сети GSM. Для приема команд используется отдельное устройство. Монтаж систем телеуправления выполняется в соответствии с прилагаемой инструкцией.
  9. Подключить вентилятор климатической установки через дополнительное реле. Вентилятор будет включаться по сигналу от блока управления отопителем. За счет этого обеспечивается интенсивная подача теплого воздуха от радиатора печки в салон.

Ниже рассмотрены основные варианты врезки жидкостного обогревателя в систему охлаждения.

На схемах обозначено:

  • 1 — двигатель;
  • 2 — обратный клапан;
  • 3 — радиатор климатической установки.

Дополнительные варианты установки.

Расшифровка обозначений:

  • 1 — мотор;
  • 2 — циркуляционная помпа;
  • 3 — радиатор охлаждения;
  • 4 — радиатор системы микроклимата;
  • 5 — расширительный бачок;
  • 6 — термостат;
  • 7 — обратный клапан;
  • 8 — дополнительный термостат из комплекта поставки Вебасто.

Правила безопасности при установке

При монтаже обогревателей следует соблюдать правила:

  1. Не допускается прокладка топливных магистралей внутри салона.
  2. Автомобиль, оборудованный отопителем, должен оснащаться огнетушителем. Необходимо регулярно проверять состояние огнетушителя и своевременно заменять его новым.
  3. Соединение магистралей топливопровода должно исключать возможность формирования пузырей воздуха, которые будут подаваться в камеру сгорания автономного отопителя.
  4. Выхлопной трубопровод и глушитель имеют высокую температуру. Устройство должно располагаться на достаточном удалении от резиновых трубопроводов системы охлаждения, жгутов электрической проводки, пластиковых деталей и прочих элементов конструкции автомобиля. Выходящие выхлопные газы не должны попадать на конструкции транспортного средства.
  5. Массовые провода подключаются к штатным болтам и гайкам на кузове при помощи клеммы. Если на автомобиле установлен выключатель массы, то питание подается непосредственно от клеммы аккумулятора.
  6. Каналы подвода холодного воздуха и отвода горячего не должны перекрываться деталями автомобиля.
  7. Запрещено проводить проверку работы в закрытом помещении.
  8. В процессе проверки не допускается выключать подачу электроэнергии до момента прекращения продувки.