Антифриз или охлаждающая жидкость. Что лучше, тосол или антифриз: правильный выбор средства

Характеристики во многом будут зависеть от цены. Обычно стоимость 1 л (кг) антифриза варьируется от 100 руб. до 320 руб. Поэтому товары можно поделить на 3 категории:

  1. Бюджетные – от 100 до 180 руб.;
  2. Средний ценовой диапазон – от 180 до 250 руб.;
  3. Премиум – от 250 руб.

1. Бюджетные – от 100 до 180 руб.

OIL RIGHT ТОСОЛ -40С

Допускается к применению в отечественных и зарубежных моделях. В составе присутствует – основа из этиленгликоля, краситель и присадки (противопенного, антикоррозионного и стабилизирующего типов). Температурный диапазон – -40°C до +50°C.

Цена – 110 руб. (1 кг).

ЛУКОЙЛ -40С G12 Red

Антифриз выполнен в соответствии с карбоксилатной технологией. Применяется в двигателях, работающих при температуре до -40 °C. Такой антифриз эффективно защищает силовой агрегат от перегрева, образования накипи, коррозии и замерзания. Применение ЛУКОЙЛ -40С G12 Red гарантирует уменьшение значения гидродинамической кавитации, улучшается теплообмен. В составе не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты.

Цена – 150 руб. (1 кг).

Спектрол Long Life

Это антифриз на карбоксилатной основе. Он гарантирует корректную работу мотора в температурном диапазоне от -40°С до +50°С. В составе не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты. Срок эксплуатации – до 250 000 км (5 лет) для легковых авто и до 650 000 км (6 лет) для грузовиков. Спектрол Long Life разрешается смешивать с различными типами охлаждающей жидкости, выполненных из этиленгликоля, с добавлением ингибиторов коррозии (органического типа).

Цена – 177 руб. (1 кг).

Видео: Замена антифриза. Как подобрать антифриз?

2. Жидкости среднего ценового диапазона – от 180 до 250 руб.

Mannol AG13+

В составе жидкости не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты. Антифриз полностью нейтрален к сплавам на основе свинца, легированной стали, меди, чугуну, алюминию и латуни. Интервал замены – 3 года.

Цена – 186 руб. (1 л).

AGA -65С

Такой антифриз предназначается для бензиновых и дизельных моторов. Срок эксплуатации – до 150 000 км пробега или до 5 лет. Подходит для форсированных моторов, в том числе и с турбонаддувом. Гарантирует защиту от кавитации и коррозии. Сохраняет сальники .

Цена – 200 руб. (946 мл).

3. Охлаждающие жидкости Премиум класса – от 250 руб.

PRISMA -35C G12

Этот антифриз разработан для дизельных и бензиновых двигателей. Допустимо его применение для моторов с турбонаддувом и высокофорсированных агрегатов. Гарантирует корректную работу системы охлаждения на протяжении 150 000 км или 5 лет. Надежно защищает сальники, а также металлические компоненты движка.

Цена – 295 руб. (1 л).

PRISMA -35C G12 (концентрат)

Данная охлаждающая жидкость выпускается в Бельгии. Она произведена из моноэтиленгликоля и целого набора эффективных присадок, что гарантирует стабильность в работе силового агрегата, а также надежную защиту его компонентов, выполненных из алюминия, резины и легких сплавов. Обеспечивает защиту силового агрегата от возникновения осадка, накипи и коррозии. Хорошо смазывает помпу. В составе антифриза нет силикатов, нитридов, аминов и фосфатов.

Цена – 310 руб. (1 л).

В целом стоимость антифриза невысока, поэтому экономить на нем бессмысленно. При покупке необходимо ориентироваться, в первую очередь, на требования производителя автомобиля.

Двигатели охлаждаются специальными растворами, которые получили название «антифриз». Производители пока не договорились о едином стандарте для подобных смесей, у каждой страны свои технические условия. Советский Союз разработал свой вариант антифриза – тосол.

Состав охлаждающей жидкости (ОЖ) всех марок одинаков – вода, антифриз, присадки для защиты металлических частей от повреждений и смазывания поверхностей движущихся узлов. На свойства ОЖ влияет состав охладителя (антифриза), который изготавливается из этиленгликоля (чаще всего) или пропиленгликоля. В российском тосоле используется этиленгликоль и присадки, изготавливаемые из неорганических кислот. ОЖ получают, смешивая тосол с водой в различных соотношениях – 1:1, 2:3, 1:2. Смесь используется водителями, проживающими на территории СНГ. В Европе тосол непопулярен, там предпочитают антифриз из полипропиленгликоля и этиленгликоля с присадками из органических солей.

Этиленгликоль относится к агрессивным растворам, неблагоприятно влияющим на систему охлаждения, поэтому в тосол добавляют силикин, нейтрализующей вредные свойства смеси. Добавка защищает поверхности, образуя защитную пленку более 0,5 мм. Толстое покрытие уменьшает теплоотвод на 50%, поэтому повышается потребление топлива, движущиеся детали быстро изнашиваются.

При использовании европейского антифриза в необходимых местах образуется тонкая защитная пленку толщиной 0,0006 мм. На остальных поверхностях защитное покрытие не появляется. Недостатком российского антифриза считается неспособность присадок на основе неорганических соединений предотвратить повреждение алюминия при высоких (110 градусов) температурах. Зато с этой проблемой отлично справляются карбоксилатные антифризы.

При длительной эксплуатации тосола выпадает осадок, а силикаты могут образовывать гели. Эти образования засоряют радиатор и влияют на термостат. Карбоксилатный антифриз стабилен, посторонних образований в горячем состоянии не образуется.

Силикаты через 40 000 км пробега лишаются защитных свойств, требуется замена тосола. Антифриз на карбоксильной основе расходует присадки только на проблемные участки, благодаря такой экономии его меняют через 200-250 тыс. км. Европейский антифриз нейтрален к пластиковым, резиновым и другим материалам.

Различают две марки тосола – TCL 40 и ТCL 65. Числа указывают температуру замерзания. Первый окрашен в голубой цвет, второй – в красный. Изменение цвета при эксплуатации означает потерю основных свойств жидкости.

Антифриз европейских производителей имеет классификацию: G11 производят из этиленгликоля и небольшого количества присадок, стоит недорого, считается аналогом отечественного тосола. G12 изготавливают из этиленгликоля и карбоксильных присадок. Заливается в системы высокооборотных двигателей, нагревающихся до высокой температуры. Для производства антифриза класса G13 применяют полипропиленгликоль. Жидкость быстро разлагается, неядовитая, сохраняет экологию.

Заливать в систему тосол или европейский антифриз – дело вкуса каждого водителя. На выбор ОЖ влияют два фактора: качество (антифриз качественнее) и стоимость (тосол стоит дешевле).

Случается, что владельцы автомобилей уделяют недостаточно, либо не уделяют вовсе никакого внимания вопросу состоянию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Мало того, встречаются случаи, когда автолюбители даже не знают, что, залито в неё. Подобное поведение крайне нежелательно, потому как именно от состояния системы охлаждения зависит стабильная работа мотора в целом.

На видео ниже обзор и сравнение общих свойств тосола и антифриза:

Свойства охлаждающих жидкостей

Однако перед автовладельцами часто встаёт вопрос, что заливать, тосол или антифриз! Ниже, мы подробно расскажем об этом, и разберёмся, что лучше. Подобная конкуренция и условное разделение охлаждающей жидкости на антифриз и тосол, есть только на территории России.

Ведь «ТОСОЛ» — это созданная на территории Советского Союза незамерзающая жидкость, и сейчас это слово является нарицательным.

Основной составляющей любого современного «ТОСОЛа» является этиленгликоль, и как правило окрашивают его в два цвета: синий – с температурой замерзания -40C , и красный – способный выдержать мороз до -65 градусов по Цельсию .

А понятие, антифриз – это общепринятое название жидкостей, способных работать при отрицательных температурах в двигателях внутреннего сгорания , а также в качестве противообледенительных жидкостей в авиации. В состав антифриза, как правило, входят: пропиленгликоль (не токсичного вещества – прим.), этиленгликоль, глицерин, а также различные присадки, защищающие от коррозии.

Правильный выбор много значит

Судя по различным опытам, которые проводят самые передовые и известные автомобильные издания, можно с уверенностью сказать, что более 20% всех поломок автомобиля напрямую зависит от качества залитой ОЖ, а около 40% поломок, косвенно влияют на это. Поэтому выбор подобных жидкостей процесс ответственный и важный, потому, что верный выбор ОЖ способен в будущем сохранить и деньги и время.

Сложный выбор между антифризом и тосолом

Для того, чтобы правильно выбрать охлаждающую жидкость, рекомендуется подробно изучить мануал от производителя, в котором чаще всего написано какой тип ОЖ предназначен для автомобиля. Подобные указания всегда закреплены успешными испытаниями этих составов, конкретно для каждого типа двигателя автомобиля. Кроме этого в рекомендациях может быть класс жидкостей, которые производят по следующим технологиям:

  • Традиционная – ОЖ созданная по этой технологии имеет в своём составе присадки из неорганических солей, таких как нитриты, нитраты, фосфаты и т.д.
  • Карбоксилатная — ОЖ созданная по такой технологии уже имеет присадки из органических солей, карбонатов, которые намного лучше взаимодействуют с внутренними частями двигателя.
  • Гибридная – эта технология создана для создания разновидности карбоксилатной технологии с добавлением неорганических кислот. Это сделано для уменьшения стоимости конечного продукта.

Как вы могли понять, тосол – это жидкость, создаваемая по традиционной технологии, а антифриз, по карбоксилатной, который имеет перед первым явные преимущества.

Плюсы и минусы антифриза

Как стало понятно, антифриз имеет ряд преимуществ, ниже мы подробнее опишем каждую из них. Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

Теплоотдача

Охлаждающие жидкости, которые созданы по традиционной технологии (ТОСОЛ – прим.) способны создавать на поверхности металла в двигателе защитную плёнку, которая порой может достигать размеров в 0,5 мм. Несмотря на то, что это активно способствует защите металла от воздействия коррозии, теплоотдача может ухудшиться вплоть до 50%.

Если залита некачественная ОЖ, то накипь может повредить водяной насос и ухудшить работу системы охлаждения в целом.

Тосол в этом случае эксплуатируется как изолятор тепла и не даёт двигателю остывать должным образом в обычных условиях. А во время работы заставляет работать его, при куда более высокой температуре, что приводит к износу деталей, и снижением тяги мотора. В данном случае придётся .

Антифриз в этом плане работает куда более продуктивно, так как защитный слой образуется только там где возможно появление коррозии, минуя остальную часть поверхности, не мешая стабильной теплоотдаче.

Срок эксплуатации

Срок службы антифриза, по сравнению с тосолом куда более длителен, потому как во время производства тосола, используются нитриты и силикаты, предназначенные для защиты от эрозии и коррозии, которые в случае нарушения своей композиции очень быстро теряют свои свойства. А произойти это может из-за несбалансированного расхода одной из составляющей.

Пробег автомобиля не может превышать 30-40 тысяч километров пробега без .

А антифриз, созданный по своей технологии, позволяет расходовать присадки правильно, не используя их напрасно, что может увеличить пробег автомобиля по сравнению с аналогом в два раза.

Взаимодействие с металлами

В качестве конструкционного материала двигателя для ВАЗ-2114 используются различные металлы, в том числе и алюминий.

График кристаллизации

Однако подобный металл плохо сочетается с тосолом при воздействии на него температур, превышающих 105 градусов по Цельсию. Это связано с тем, что присадки входящие в его состав не способны защищать металл при таком нагреве. Что нельзя сказать об антифризе, потому как, карбоксилатная технология отлично справляется со своей задачей как при высокой, так и низкой температуре.

Эта таблица, показывающая превосходство антифриза над тосолом, тому полное подтверждение.

Доказано, что антифриз для помпы лучше тосола

Использование антифриза вместо тосола позволяет увеличить почти в два раза. А связано это с возможностью антифриза уменьшать гидродинамическую кавитацию почти на 50%, ввиду своего химического состава.

Наглядный пример новой и старой помпы.

Кавитация – это процесс, возникающий во время движения охлаждающей жидкости в системе, когда из-за постоянного передвижения сначала возникают, а после и схлопываются небольшие пузырьки газа. И в тот момент когда они проходят сквозь лопасти помпы происходят гидродинамические микро-удары, негативно влияющие на него.

Разрушение лопастей водяного насоса из-за эффекта кавитации

И при такой продолжительной эксплуатации подобная причина может послужить разрушению частей лопасти. Не смотря на то, что полностью избавиться от такого процесса невозможно, использование антифриза существенно уменьшает .

Радиатор

Так как при производстве тосола используются различные силикаты, они приводят к образованию в жидкости гелеобразных частиц, которые способны выпасть в осадок, либо осесть в радиаторе. В этом случае потребуется, соответственно, или . Данные поломки способны просто вывести из строя систему охлаждения в целом, ввиду нарушения порядка теплообмена.

Вид забитого радиатора изнутри.

При производстве антифриза подобной картины не наблюдается, образование лишних частей для возникновения засоров не производится.

Пластиковые элементы

В системе охлаждения ВАЗ-2114 кроме металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера в виде патрубков, датчиков и т.д. И согласно проведённым опытам, использование антифриза при открытом контакте с ними никак не отражаются на работе в целом. Было установлено, что подобная ОЖ абсолютно нейтральна и никаким образом не окисляется и не изменяет своих свойств при контакте.

Высокие температуры

Несмотря на то, что большинство двигателей, в том числе и ВАЗ-2114 рассчитаны на повышенную нагрузку, большинство видов ОЖ созданной по традиционной технологии начинают терять свои свойства уже при 105 ºС . Тогда как антифризы способны активно защищать двигатель вплоть до достижения температуры в 135 ºС с давлением в 3 атмосферы.

Безусловно, что никто до таких параметров доводить мотор не будет, однако при , либо термостата с последующим закипанием мотора, использование антифриза будет оправдано. Можно ещё .

Влияние на экологию

Ввиду редкой периодичности замены антифриза, значительно уменьшается количество жидкости подлежащей утилизации. Кроме этого она имеет, куда меньшее количество вредных веществ и элементов, соответствующих наименьшему классу вредности для человека и окружающей среды, от этого так высок их экологический класс.

Выводы

Мы описали все причины, по которым использование антифриза в двигателях ВАЗ-2114 будет намного эффективнее. Прочитав эту статью, вы должны сделать правильный выбор и при необходимости провести полную замену в системе охлаждения своего автомобиля. О том, как правильно провести эту работу, подробно написано в этой статье.

Работает за счет жидкости, которая забирает тепло от разгоряченного мотора и отдает его атмосфере посредством радиатора. Такой жидкостью могут являться тосол либо антифриз, который разрешено лить технической документацией большинства автомобилей. Однако нередко приходится делать выбор: ведь тосол и антифризы разных видов не запрещены регламентом. Сегодня мы ответим на вопрос, в чем заключается разница между тосолом и антифризом и как же сделать по-настоящему правильный выбор.

Отечественный продукт

Тосол либо антифриз представляют собой прозрачную окрашенную жидкость, которая пахнет спиртом. К примеру, одно вещество может быть зеленым, когда как другое имеет исключительно синий оттенок.

Тосол обычно окрашивается в синий цвет, тогда как антифриз может быть зеленым, красным или даже желтым, в зависимости от разновидности и типа. Однако тосол и и выполняют вполне схожие функции.

Как отличить тосол от антифриза? Узнать тосол можно по цвету, который никогда не отличается от синего. Также узнать это вещество можно по маркировке, которая всегда наносится на упаковку и служит для того, чтобы покупатель не сделал неверный выбор.

Тосол и антифризы имеют в своей основе пропиленгликоль или этиленгликоль. Это вещество, являющееся производной спирта, предназначается именно для того, чтобы жидкость не замерзала зимой и не кипела при перегревах ДВС. Что же касается дополнительных веществ, то здесь можно сказать лишь одно: основная часть присадок направлена именно на поддержание антикоррозионных свойств металла и предотвращение его ржавления.

Основной особенностью, которая делает тосол поистине лучше и эффективнее, является присадка, которая в обязательном порядке входит в состав этой жидкости. Она предназначается исключительно для того, чтобы предотвратить ржавление и порчу металла с течением времени. Принцип ее действия значительно лучше, чем у всех жидкостей, которые выпускались ранее. Он заключается в полном покрытии металла антикоррозионной пленкой.

Эта пленка образуется ровно в тот момент, когда мотор автомобиля запускается в первый раз, и жидкость начинает циркулировать по системе. Пленка равномерно покрывает внутреннюю поверхность мотора, водяной помпы и радиатора, которые склонны к ускоренной коррозии. Эта пленка лучше всего работает на латунных поверхностях, тогда как в медные радиаторы лучше всего лить антифриз, который можно узнать по зеленому цвету.

Также стоит отметить, что тосол и антифриз - это, по сути, один и тот же продукт. Дело в том, что тосол практически идентичен антифризу 11-го стандарта, который на данный момент практически не применяется на автомобильной технике. Тем не менее компоненты антифризов, которые на данный момент применяют в иномарках, все же различны, а потому применение тосола в этих случаях крайне не рекомендуется.

Зарубежные стандарты

Анализируя статистику последних лет, которая говорит о том, как часто приобретали тосол и антифриз, можно сказать одно: тосол в автомобильные двигатели стали лить все реже и реже. На смену этой жидкости пришел антифриз, который начали активно использовать за рубежом еще в прошлом веке, а затем и в России, когда у нас в стране появились иномарки.

Узнать, что заливать в систему охлаждения придется именно антифриз, можно именно по цвету. Так, оттенок красного, желтого или розового цвета скажет о том, что дело приходится иметь с жидкостью 12-го или даже 13-го стандарта. Как правило, такой стандарт рекомендуется производителями дорогих авто зарубежного производства, требования к обслуживанию которых являются наиболее строгими.

Антифриз 12-го стандарта в последнее время стали заливать практически во всю автомобильную технику, присутствующую на рынке, поскольку состав этого продукта на порядок лучше, чем у тосола. На иномарки антифриз заливают в обязательном порядке: это требование, которое предписывается литературой и является неукоснительным. Его невыполнение приведет к тому, что ДВС может досрочно выйти из строя или банально закипеть, это приведет к необходимости капитального ремонта, которого лучше избежать.

Антифризы стандартов 12, 12+ и 12++ имеют красный оттенок. В основу состава такого вещества также входят производные спирта. Однако, в отличие от 11-го стандарта, здесь производится более тщательная и качественная фильтрация, которая позволяет избежать засорения системы охлаждения и выхода ее из строя при некачественном обслуживании.

Здесь интересны температурные свойства, которые на порядок лучше, чем у тосола. Так, если верить официальной документации, состав вещества таков, что температура замерзания колеблется около отметки в -100 градусов по Цельсию. Очевидно, что такая температура на нашей планете в естественной среде фактически недостижима, поэтому волноваться, что радиатор замерзнет и треснет, и правда не стоит.

Температура кипения здесь также является достаточно высокой. Этот показатель характеризует, при какой температуре жидкость начнет кипеть и потеряет все свои охлаждающие свойства. Для антифриза 12-го стандарта этот показатель приблизительно равен 102 градусам по Цельсию. Стоит отметить, что такая цифра будет достигаться лишь в том случае, если система охлаждения двигателя авто работает неисправно, например, по причине засорения радиатора.

Особенно важно то, какие присадки входят в состав антифриза и какую роль они выполняют в системе охлаждения. Основная доля вспомогательных веществ выполняет антикоррозионную функцию: каким бы высоким классом ни обладало авто, остается важным, чтобы радиатор не покрывался изнутри пленкой и не разрушался под воздействием воды и кислот.

Отличие тосола от антифриза в том, что здесь присадки являются «умными» и действуют не постоянно, а лишь в те моменты, когда их работа действительно необходима. Такое положение дел приводит к тому, что антифриз служит достаточно долго, а его полная замена производится лишь при смене радиатора или помпы охлаждения.

Так, присадка, которая встречается в жидкости охлаждения 12-го стандарта, работает таким образом, что ее частицы концентрируются исключительно около очагов коррозии. Определить эти очаги жидкости позволяют специальные вещества, которые вступают в реакцию с окислившимся металлом.

Заливать антифриз стоит даже в отечественные машины. Безусловно, вне зависимости от того, тосол или антифриз используется в машине, авто будет функционировать исправно. Однако если залить именно антифриз, то о замене можно будет забыть, и список регламентных работ значительно сократится.

Непростой выбор

Автомобилисту при проведении очередного технического обслуживания стоит ответить на вопрос и определить: тосол или антифриз лучше подойдет для железного коня. Для этого стоит учитывать возраст, состояние машины, а также ее класс и уровень исполнения.

Если речь идет о недорогой отечественной машине советского или российского производства, то не играет большой роли, тосол или антифриз в итоге будет залит в систему. Безусловно, антифриз в любом случае предпочтительнее: его присадки работают более эффективно, а срок службы остается достаточно высоким, вне зависимости от производителя. Тем не менее, если применять именно тосол, ничего критичного в этом нет: машина все равно будет служить исправно, и риск ее поломки окажется минимальным.

А вот если речь идет об иномарке, тем более новой, то лучше всего применять именно антифриз. Чем отличается тосол от антифриза? Составом присадок: они несовместимы между собой и длительного применения не допустят. Правда, тосол тоже подойдет, если его применение необходимо лишь для того, чтобы доехать до сервиса и затем произвести его немедленную замену. А вот для длительного использования тосол уже не годится, поскольку его свойств недостаточно для сохранения ресурса всех узлов системы охлаждения.

К слову, если документация требует применения антифриза 13-го стандарта, антифриз 12-го образца тоже не подойдет. Это обуславливается тем, что дорогая импортная техника очень чувствительна к составу жидкости охлаждения, и с высокой вероятностью ресурс ДВС значительно сократится, если не следовать рекомендациям производителя. Однако можно сказать одно: если в системе был применен тосол, а уже потом добавлен антифриз, то долго такая машина ездить не сможет: как правило, присадки несовместимы между собой и не будут выполнять свои функции должным образом.

Резюме

Определить, какую жидкость охлаждения использовать при обслуживании авто, можно, изучив руководство по эксплуатации для своей машины. Обращение к официальному дилеру - тоже неплохая идея. Кроме того, закупку стоит производить лишь в проверенных магазинах: это позволит избежать покупки контрафакта и риска подвергнуть свою машину повышенным нагрузкам или перегреву.

Начнем мы нашу статью ни с описания свойств антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля. Еще когда не было ни того ни другого, это мы про тосол и антифриз, то в дело шла вода. Это была доступная жидкость, которая "попалась под руку" и первоначально вполне законно отправилась в двигатель. Тогда еще мало задумывались о всех преимуществах и недостатках воды. Все пришло с практикой и опытом, которой сейчас легко козырять как должным, однако давалось это не так лего, как мы излагаем на сегодняшний день. И чтобы нам лучше понять, что и к чему, давайте по порядку разберемся во всех тонкостях применения охлаждающих жидкостей для системы охлаждения машины.


История эволюции тосола и антифриза для системы охлаждения

Как мы упомянули, мы начнем с воды. Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Ничего нет хорошего если двигатель не то что не "прокручивается", а совсем не "крутится". Для решения этой проблемы, кристализации охлаждающей жидкости, были предложены альтернативные варианты. Собственно надо было что-то такого плеснуть в воду, чтобы она не замерзала. Сейчас и "пробежимся" по тем жидкостям, которые с разным успехом применялись и могли бы стать альтернативой сегодняшнему антифризу и тосолу.

- Глицерин

Глицерин - бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в некоторых антифризах. Однако впоследствии выяснились пару значительных минусов глицирина. Это все же относительно высокая температура замерзания (-18ºС). Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он сам по себе словно кисель. Такая консистенция охлаждающей жидкости в системе сказывается на полезной мощности двигателя, из-за необходимости перекачивать все это по системе охлаждения. То есть глицерин в целом снижет КПД двигателя, от которого зависит динамика автомобиля, расход и самое главное, наше с вами настроение!

- Метанол

Метанол - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже. Настолько ниже, что столько и не надо. Температура замерзания - 97º С. У него и вязкость что надо. Все вроде бы ничего, но он активно реагирует с алюминием. Особенно если его разогреть, что и происходит в двигателе. К тому же как спирт он еще и пожароопасен. Такое неблагоприятное соседство могло мало того что привести к быстрому износу двигателя, из-за коррозии, так еще все еще раньше могло сгореть.
Кроме того, метанол - яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» - метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий - слепота), а 30 мл и более - к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах, антифризах, "омывайках" стекол.

- Этанол

Этиловый спирт, именно тот спирт С2Н5ОН, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком. Спирт мог широко использоваться для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания (-117ºС), обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.
Почему не прижился? Да потому что опять пожароопасен, реагирует с алюминием, да еще и борьба с алкоголизмом в СССР велась очень масштабно. Хотя спирты выдавали в качестве жидкости для заливки в тормозные системы грузовиков. Что было, то было!

- Этиленгликоль

Это тоже по сути двухатомный спирт. И именно этому спирту было уготовлена участь массового применяется в тосолах и в антифризах. Спирт этот ядовит и пить его точно не стоит! Смертельная доза 35 кубических см внутрь.
Так вот этиленгликоль сейчас является для ОЖ главной основой в большинстве случаев. Не рассказать о нем более подробно просто кощунственно, ведь он обладает удивительными свойствами!

Удивительность его заключается в том, что 100% этиленгликоль замерзает при температуре всего-то порядка -13ºС, но при добавлении в него воды, температура замерзания начинает понижаться!

Интересно, не правда ли!? Причем наименьшей температурой замерзания раствора этиленгликоль и воды будет при соотношении 65% этиленгликоля и 35% воды соответственно. При этом температура замерзания ОЖ будет около -70 градусов по Цельсию. Обычный раствор - 60% этиленгликоля и 40% воды замерзает при - 45°С и является фактически раствором антифризов или тосола. То есть если на этиловом спирте не сэкономишь, так как там есть прямая зависимость от того как разбавил водой, настолько и температура повыситься замерзания, то здесь все наоборот. Именно поэтому видимо этиленгликоль и прижился в качестве основы антифризов. Итак, смешивая воду и этиленгликоль, фактически и получается антифриз или тосол, но кроме важны и присадки, которые и делают антифриз по настоящему качественным!

- Пропиленгликоль

Вот новая страница в антифризах. Станет ли он основным компонентом вместо этиленгликоля большой вопрос. Основные проблемы связаны с тем, что он более дорогой, более вязкий, особенно при низких температурах. Однако он экологичный, что очень модно в развитых странах, это его главный конек! Применяется даже в пищевой промышленности для систем охлаждения.
В общем для теплых и развитых стран самое то, но явно не для России, где холодно и переплачивать никто не будет, за окружающую среду и собственное здоровье.

Чем тосол отличается от антифриза

Чтобы в последствии не манипулировать вашим сознанием сразу договоримся, что тосол и антифриз это одно и тоже. Только с разным наименованием. В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз заимствование с английского языка. Если перевести с английского antifreeze, то получится незамерзающий. Тосол же является фактически аббревиатурой с окончанием.
ТОС - расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего ОЖ еще во времена СССР. ол – окончание, характерное для группы спиртов, например - этанол, бутинол, метанол. ТОСол был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии специально для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСол» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР. Поэтому ее применяют до сих пор многие производители.

Сегодня тосол это совсем не тот "тосол из прошлого", это тот же антифриз, но с другим названием.

Тип и виды тосолов и антифризов

В общем берем этиленгликоль, воду и добавляем присадки... Хотя какие присадки? А те самые, что будут предотвращать коррозию. Это самая главная проблема при контакте с горячим спиртом металлов, будь то чугун или алюминий.
Собственно отсюда и пошли все разновидности тосолов и антифризов. Какую присадку добавишь, такое и наименование и группа получится.

Самые первые тосолы 1960-1990 год, они же силикатные антифризы, тосолы (Traditional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology) - это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, силикаты, фосфаты, нитриты. В общем минеральные вещества. Такие вещества при нагревании создают слой накипи на внутренних поверхностях охлаждающей системы. Вот он то и образует защитный слой. И тут же начинаются проблемы. Проходные отверстия сужаются, теплообмен ухудшается. Излишки всех минералов просто осаждаются где надо и не надо.

В 90 годы прошлого века появились карбоксилатные антифризы, тосолы (Carboxilate coolants, OAT - Organic Acid Technology) имеют в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. То есть окисляют лишь открытые участки. Если все и так в пленке созданной от их же окисления, то они не "расходуются", если так можно сказать. В итоге, кислоты выходят из антифриза преимущественно в момент окисления на открытых участках металла, восстанавливая оксидированное покрытие как возобновляется кожа на нашем теле. Таких антифризов и хватает на дольше. Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичные нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Примерно в тоже время были и переходные тосолы, когда немного добавят кислот, но не забывали про минеральные вещества. гибридные антифризы (Hybrid coolants, HOAT - Hybrid Organic Acid Technology) Явных плюсов "намешать всего по немного" у таких антифризов не обнаружилось.

С 2008 года появились лобридные антифризы (Lobrid coolants, SOAT coolants) . Их фишка в том, что они изготовлены на основе пропиленгликоля. На самом деле пропиленгликоль не столько хорош для машин, ведь и в этом случае все также требуются присадки в виде минералов, либо кислот, сколько безопасен для человека. Он обладает наименьшей токсичностью по сравнению с этиленгликолем, при этом более вязкий, и замерзает при том же соотношении воды при более высоких температурах. Думаем это новшество останется где-то там, где особенно заботятся об экологии и готовы платить за это деньги. Особых эксплуатационных плюсов, более того, у пропиленгликоля нет.

Теперь примерно тоже самое, но в форме таблицы

Какой выбрать тосол или антифриз

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз. Конечно же это антифризы на основе этиленгликоля с кислотами, то есть карбоксилатные антифризы. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.

Ищем что-то такое - Carboxilate coolants, OAT. (G12, G12+, G12++, G 12+++). Переплачивать за пропиленгликоль G13 смысла нет...

Ну и тут для справки приведем несколько стандартов по ОЖ

ГОСТ 28084-89 - Россия
BS 6580: 1992 - Великобритания
AFNOR NF R15-601 - Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 - США
ONORM V5123 - Австрия
JIS K2234 - Япония
CUNA NC9566 - Италия

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого-либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и минеральными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую. Данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов, что скажется на ресурсе и износе деталей. Поэтому смотрим не на цвет, а на то какие именно присадки есть в антифризе. Если же вы не знаете что у вас залито, то лучше поменять ОЖ при первой же возможности и доливать потом то, что надо, а не то что подвернется!

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. Так существуют уголки в мире с другими климатическими зонами в отличии от России, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Возможно это и южные регионы России, где ранее эксплуатировались автомобили, до того как попали в более холодный климат. Именно в этих регионах требования к антифризу или тосолу не столь высоки относительно температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость на автомобиле, если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах может иметь более высокие температуры замерзания. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения, перегрев двигателя, а то и вовсе поломка системы охлаждения. Производители просто могут настолько разбавить этиленгликоль, что температура замерзания может быть -15ºС.

Кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться статьей "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности ".

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.

Срок использования тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 2-3 года (60 - 80 тысяч км пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства. Особенно это относится к минеральным антифризам, ведь они просто постоянно выделяются из антифриза и могут забивать отложениями каналы системы охлаждения автомобиля.
Для карбоксилатных антифризов дела обстоят лучше. Ведь присадки в них "тратятся" только тогда, когда контактируют с металлом, когда вдруг где-то слезет пленка оксидов. В итоге их хватает на 120-250 т. км пробега.

Однако есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока

Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает коррозию. Если ОЖ стала такой за короткое время (цвет стал коричневым), значит вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше и исчезать она должна в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель может перегреваться.

Подводя итог про то чем различаются и что лучше заливать в систему охлаждения тосол или антифриз

Повторимся кратко о том, о чем мы так долго рассказывали. Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов (добавка Е1520), лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Используется в электронных сигаретах. Сегодня большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, чуточку менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью. В общем, именно за этой жидкостью будущее, в качестве применяемой для систем охлаждения в автомобилях и в качестве теплоносителей, для систем отопления в жилых и промышленных зданиях. Однако пропиленгликоль дороже этиленгликоля, чуть более вязкий, при том же соотношении с водой имеет более высокую температуру замерзания... Это может стать камнем преткновения.