Амортизация транспортных средств. Что такое срок полезного использования автомобиля и как его рассчитать? Ставка амортизации транспортных средств

1. Отражение амортизации на счетах

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

За время службы основного средства общая сумма амортизационных отчислений будет равна его первоначальной стоимости.
Суммы начисленной амортизации по автотранспортным средствам включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Ежемесячно амортизация отражается по кредиту счета 02.

Специализированная автотранспортная организация, которая получает доход от использования транспортных средств (парки и автохозяйства), начисляет амортизацию по дебету счета 20 «Основное производство». Амортизация служебного автотранспорта, который используется в управленческих целях, учитывается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Если предприятие имеет собственный транспортный цех, который обслуживает основное производство (доставка материально-производственных запасов), то целесообразно учитывать амортизацию по транспортным средствам на счете 23 «Вспомогательное производство». Если же как такового транспортного цеха у организации нет, то амортизацию по автотранспорту, который используется для обслуживания производства, можно отнести на счет 25 «Общезаводские расходы».

Торговые организации отражают суммы начисленной амортизации на счете 44 «Издержки обращения».

В налоговом учете суммы начисленной амортизации по транспортным средствам включаются в состав косвенных расходов. Исключение составляют специализированные автотранспортные организации, которые амортизационные отчисления относят к прямым расходам по основной деятельности.

Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03.

Амортизация по транспортным средствам исчисляется исходя из первоначальной стоимости, срока полезного использования и метода начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком.

2. Как определить срок полезного использования авто

Амортизируемое имущество в целях налогообложения прибыли в зависимости от срока полезного использования подразделяется на десять амортизационных групп (ст. 258 НК РФ). Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 №1.

Классификация автотранспортных средств приведена в Таблице.

Амортизационные группы автотранспортных средств.


Амортизационная группа (срок полезного использования) Автотранспортные средства
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) Автомобили легковые, не указанные в других группах
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т
Мотоциклы промысловые
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) Автомобили легковые малого класса для инвалидов
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили - тягачи; автомобили - самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ
Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие.
Прицепы и полуприцепы кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т
Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно
Троллейбусы
Автомобили специальные
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

Срок полезного использования определяется организацией на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств. При этом дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, который устанавливается для конкретного объекта в рамках сроков амортизационной группы, не требуется.

Например, легковые автомобили входят в третью амортизационную группу по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Это значит, что срок их полезного использования в налоговом учете можно установить от тридцати семи до шестидесяти месяцев. Можно установить срок амортизации, например, - 50 месяцев.
Установив такой же срок в бухгалтерском учете, можно избежать лишней работы.

При этом по транспортным средствам, относящимся к одной амортизационной группе, могут быть установлены как различный срок эксплуатации по каждому объекту, так и метод начисления амортизации.

3. Способы начисления амортизации

Для начисления амортизации по автотранспортным средствам в бухгалтерском учете можно выбрать один из следующих способов:

Линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный организацией метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации. Суммы амортизации, начисленные за год разными способами, будут существенно различаться.

В налоговом учете разрешено применять только два метода амортизации - линейный и нелинейный (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Как правило, используют одинаковые методы начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Тем не менее, данные о суммах амортизации, начисленных в бухгалтерском учете, нельзя использовать при расчете налогооблагаемой прибыли. И все из-за того, что первоначальная стоимость автотранспортного средства в налоговом и бухгалтерском учете, как правило, не совпадают.

Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации - процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:

К = 1: n * 100%, где К - норма амортизации, а n - срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
Затем следует умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.

Пример 1.

ООО «Град» приобрело грузовой автомобиль за 600 000 руб. без НДС. За регистрацию автомобиля в ГАИ организация заплатила 600 руб. Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете составила 600 600 руб. (600 000 руб. + 600 руб.), а в налоговом - 600 000 руб.
На сумму налогооблагаемой временной разницы было сформировано отложенное налоговое обязательство (ОНО) на сумму 144 руб. (600 руб. * 24%). В бухгалтерском учете ОНО было отражено такой проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
- 144 руб. - отражена сумма сформированного отложенного налогового обязательства.

Срок полезного использования был установлен в размере 50 месяцев. Амортизация, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете рассчитывается линейным способом. Норма амортизации равна: 1: 50 мес. * 100% = 2%. Ежемесячная амортизация в бухгалтерском учете будет начисляться в размере 12 012 руб. (600 600 руб. * 2%), а в налоговом учете - 12 000 руб. (600 000 руб. * 2%).

В бухгалтерском учете ООО «Град» ежемесячно производятся такие записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 12 012 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 2,88 руб. ((12 012 руб. - 12 000 руб.) * 24%) - погашена часть отложенного налогового обязательства.

Как уже было сказано выше, в налоговом учете можно начислять амортизацию нелинейным способом. Норма амортизации в этом случае рассчитывается по формуле:

К = 2: n * 100%, где К - норма амортизации, n - срок полезного использования данного объекта в месяцах, 2 - коэффициент ускорения.

Затем следует умножить стоимость транспортного средства на начало текущего месяца на норму амортизации.

Когда остаточная стоимость транспортного средства по данным налогового учета будет равна 20 процентов от его первоначальной стоимости, эту остаточную стоимость придется зафиксировать как базовую стоимость объекта. И с этого момента сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна данной базовой стоимости, поделенной на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного основного средства (п. 5 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Способ уменьшаемого остатка - это способ ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации списание стоимости объекта автотранспортных средств производится большими суммами по сравнению с начисленными в дальнейшем.

При способе уменьшаемого остатка определяется сначала годовая сумма амортизационных отчислений. Рассчитывается она исходя из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения. Этот коэффициент устанавливается федеральными министерствами и ведомствами в перечне эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей. Однако в настоящее время этот коэффициент не установлен.

В течение года ежемесячная сумма амортизации равна 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений.

Пример 3.

Используем условия предыдущего примера - 2.
Предположим, что в бухгалтерском учете ООО «Град» начисляет амортизацию способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования грузового автомобиля - 5 лет.

Поэтому ежегодная норма амортизационных отчислений - 40% (2: 5 лет * 100%).

Год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * 40% 240 240 20 020
2 (600 600 - 240 240) * 40% 144 144 12 012
3 (600 600 - 240 240 - 144 144) * 40% 86 486,4 7 207,2
4 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4) * 40% 51 891,84 4 324,32
5 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4 - 51 891,84) * 40% 31 135,1 2 594,59
ИТОГО: 553 897,34

К концу срока эксплуатации основного средства первоначальная стоимость полностью не списана. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации составляет 46 702,66 руб. (600 600 руб. - 553 897,34 руб.).
Минфин России считает, что полученную разницу можно отнести в полной сумме на затраты последнего отчетного месяца эксплуатации основного средства.

Третий способ начисления амортизации называется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета годовой суммы амортизации первоначальная стоимость умножается на соотношение числа лет, остающихся до конца срок службы объекта и суммы чисел лет его срока службы. В течение года амортизация начисляется равномерно, исходя из годовой нормы амортизации.

Пример 4.

Используем условия примера 2.

На этот раз ООО «Град» начисляет амортизацию в бухгалтерском учете по грузовому автомобилю способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. А срок полезного использования грузовика - 5 лет.
Рассчитаем ежегодные суммы амортизации:

Год Амортизационные отчисления за год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * (5 лет: (1 + 2 + 3 + 4 + 5)) 200 200 16 683,33
2 600 600 * (4 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 160 160 13 346,67
3 600 600 * (3 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 120 120 10 010
4 600 600 * (2 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 80 080 6 673,33
5 600 600 * (1 год: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 40 040 3 336,67
ИТОГО: 600 600

Четвертый способ начисления амортизации - пропорционально объему продукции - очень специфичен и для начисления амортизации по транспортным средствам не используется.

4. Как применять специальный понижающий коэффициент

Для некоторых основных средств законодатель установил особый порядок начисления амортизации. Это касается легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых соответственно выше 300 000 руб. и 400 000 руб. При приобретении такого имущества организация обязана к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).

Сразу скажем, что если организация продает основное средство, по которому она применяла пониженные нормы амортизации, то перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации не производится.

Пример 5.

Торговая фирма ООО «Лазурь» приобрело микроавтобус за 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. При регистрации в ГАИ был уплачен сбор в размере 1 000 руб.

Первоначальная стоимость микроавтобуса в бухгалтерском учете составила 501 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб. + 1 000 руб.), а в налоговом учете - 500 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб.).

Амортизация по микроавтобусу начисляется линейным способом и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Срок полезного использования микроавтобуса был установлен в размере 6 лет (72 мес.).

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском учете составит 6 958,33 руб. (501 000 руб. : 72 мес.). А в налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений с учетом понижающего коэффициента будет равна 3 472,22 руб. (500 000 руб. : 72 мес. * 0,5).

Ежемесячно в бухгалтерском учете ООО «Лазурь» необходимо делать такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02

6 958,33 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

836,67 руб. ((6 958,33 руб. - 3 472,22 руб.) * 24%) - на основании вычитаемой временной разницы сформировано отложенный налоговый актив.

Через 6 лет сумма амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, будет равна первоначальной стоимости микроавтобуса. Поэтому начислять амортизацию по этому автотранспортному средству бухгалтер будет только в целях налогового учета. При этом в бухгалтерском учете он будет делать такую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

833,33 руб. (3 472,22 руб. * 24%) - погашена часть отложенного налогового актива.

5. Амортизация транспорта, бывшего в эксплуатации

В бухгалтерском учете срок полезного использования основного средства, которое эксплуатировал его предыдущий владелец, устанавливает сама организация. При этом она должна исходить из предполагаемого режима и условий эксплуатации данного объекта (п. 20 ПБУ 06/01).

Разумеется, лучше всего устанавливать в бухучете тот же срок полезного использования подержанного автотранспортного средства, что и для целей налогообложения. А для этого необходимо соблюдать требования, изложенные в пункте 12 статьи 259 НК РФ.

Для начала надо установить полный срок полезного использования подержанного автомобиля в месяцах. Для этого необходимо воспользоваться Классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 № 1). Затем необходимо вычесть из полного срока службы количество месяцев, в течение которых данный объект эксплуатировали предыдущие собственники. Эту информацию можно найти в техническом паспорте автомобиля. В результате будет получен тот срок, за который для целей налогообложения надо полностью самортизировать подержанное транспортное средство.

Пример 6.

В марте 2006 года ООО «Радуга» приобрело у ЗАО «Гроза» подержанный автомобиль «Нисан-Альмера» 2002 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л за 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Сбор за регистрацию в ГАИ составил 1 000 руб.

Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете - 201 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. - 1 000 руб.), а в налоговом учете - 200 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб.).

Согласно Классификации основных средств срок полезного использования легкового автомобиля составляет свыше 3 лет до 5 лет или от 37 до 60 месяцев.

В техническом паспорте транспортного средства записано, что автомобиль произведен в январе 2002 года и в течение 2х лет (с марта 2004 года по март 2006 года) находился в собственности ЗАО «Гроза». Следовательно, срок, в течение которого следует полностью начислить амортизацию по подержанному автомобилю, составляет от 13 мес. (37 мес. - 24 мес.) до 36 мес. (60 мес. - 24 мес.).

Предположим, что ООО «Радуга» установило срок полезного использования автомобиля - 44 месяца. Тогда амортизация должна быть полностью начислена в течение 20 месяцев (44 мес. - 24 мес.). Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Ежемесячно, начиная с апреля 2006 года, по легковому автомобилю будет начисляться амортизация в сумме 10 050 руб. (201 000 руб. : 20 мес.).

В бухгалтерском учете эта операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

10 050 руб. - начислена амортизация по легковому автомобилю.

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (200 000 руб. : 20 мес.).

Вполне вероятно, что полный срок полезного использования подержанного транспортного средства, установленный по Классификации, окажется меньше того времени, что оно прослужило прежним собственникам. В таком случае новый владелец вправе самостоятельно установить для подержанного автомобиля любой срок полезного использования. При этом нужно только учесть требования техники безопасности и другие факторы, которые определяют время эксплуатации данного объекта.

При начислении амортизации в налоговом учете по транспортным средствам, бывшим в эксплуатации, нужно применять понижающий коэффициент 0,5. Но только в том случае, если первоначальная стоимость легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов превышает соответственно 300 000 руб. и 400 000 руб.

6. Когда амортизацию начислять не нужно

Начислять амортизацию по автотранспортным средствам нужно ежемесячно независимо от результатов деятельности предприятия. Но возможны случаи, когда начисление амортизации приостанавливается.

В бухгалтерском учете начисление амортизации прерывается в двух случаях (п. 23 ПБУ 06/01):

Если по решению руководителя организации транспортное средство переведено на консервацию на срок более трех месяцев;
- в период восстановления (ремонт, реконструкция и модернизация) автотранспортного средства продолжительностью свыше 12 месяцев.

В налоговом учете начисление амортизации приостанавливается в трех случаев. Кроме перечисленных случаев начислять амортизацию не нужно, если средство передано организацией в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322 НК РФ). Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное передано в безвозмездное пользование, на консервацию, на реконструкцию или модернизацию.

Вновь начислять амортизацию по указанным автотранспортным средствам нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был возвращен в эксплуатацию.

Когда не нужно начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете.

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств". В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F ("люкс", "представительский класс"):

Класс мини (А) - малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более - 1,6 м.

Малый класс (В) - малогабаритные автомобили длиной 3,6 - 3,9 м, шириной 1,5 - 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 - 4,4 м, ширина - 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) - длина 4,4 - 4,7 м, ширина 1,7 - 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) ("бизнес-класс"). Длина 4,6 - 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) ("люкс", "представительский класс"). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):

Автомобили легковые ( 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 - 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов ( 15 3410114) - такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) - ( 15 3410130) - такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования - ( 15 3410131) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса - ( 15 3410140) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Существует два подхода в определении класса автомобиля в отношении его срока полезного использования. Всего существует пять классов, многие предполагают, что класс стойкости и амортизационного срока определяется по маркировке от первой цифры обозначения. На самом деле, такой способ определения класса выносливости транспорта достаточно сомнительный, ведь производитель может ввести абсолютно любое обозначение модели. Так что лучше смотреть на реальный опыт эксплуатации, отзывы и прочие данные, которые помогут найти оптимальный срок полезного использования авто. Принято считать, что авто первого, второго и третьего классов служат от 3 до 5 лет, четвертый класс может прослужить 5-7 лет, а самый высокий, пятый класс, рассчитан на службу в течение 7-10 лет.

Выходит, что самые выносливые автомобили имеют срок полезного использования 10 лет. Но как тогда быть с машинами, которые уже давно перевалили за этот срок? На предприятиях в балансовой отчетности такие авто считаются отработавшими свой срок, бухгалтеры обозначают их остаточную стоимость в виде нуля. Для гражданского использования этот момент не имеет особого значения, ведь некоторые авто за 10 лет не наезжают и 100 000 километров пробега. В общем, срок полезного использования автомобиля оказывается достаточно темным критерием, который не стоит воспринимать всерьез, ведь все индивидуально. Тем не менее, разобраться в данном критерии стоит.

Принятые нормы для различных классов авто по сроку полезной эксплуатации

Под сроком полезного использования понимают период, в который поездка на автомобиле может приносить финансовые выгоды. После 5 лет эксплуатации машин первого, второго или третьего класса такая выгода становится менее очевидной. Приходится постоянно ремонтировать кузов и двигатель, менять дорогостоящие элементы. По мнению многих экспертов, стоит разделять авто на классы по предельному пробегу, но и в этом случае есть много нюансов. Сегодня в определение класса автомобиля по сроку полезного использования включают следующие критерии:

  • объем двигателя, а также тип силового агрегата, его предельный ресурс и возможность ремонта;
  • толщина металла кузова, химический состав листового металла, а также тип соединения деталей;
  • наличие коррозийной защиты, которая выполняется непосредственно на заводе при производстве авто;
  • выносливость ходовой части, подтвержденная сертификационными испытаниями и тестами;
  • различные другие факторы в виде периодичности технического обслуживания, класса используемых материалов;
  • стоимость запчастей и материалов для автомобиля, целесообразность дорогостоящих ремонтов.

Как видите, понятие срока полезной эксплуатации зависит не только от автомобиля, но и от его использования. Если заливать дешевое масло и не менять его годами, машина не проездит долго, финансовый смысл ее использования исчезнет уже через год активной эксплуатации. В то самое время, автомобили с хорошим обслуживанием и небольшим ежегодным пробегом могут прослужить два или три предельных срока, не принося владельцу никаких проблем. Многие автомобилисты по себе знают, что эксплуатация транспорта второго класса по сроку полезного использования (самый распространенный тип) возможна и в течение двух десятков лет. Нужно лишь вовремя обслуживать машину и следить за ее техническим состоянием.

Реальный срок эксплуатации - индивидуальные характеристики каждого авто

Стандартные принятые расчеты существуют только для бухгалтерской отчетности предприятий, на балансе которых присутствует тот или иной автомобиль. Для частного владельца все эти особенности не имеют никакого значения. Достаточно знать, что машина нормально себя ведет в различных ситуациях и может обеспечить нормальную качественную работу. Этого будет вполне достаточно для длительной эксплуатации транспорта. Сегодня можно вывести несколько основных критериев, которые определяют реальный срок полезной эксплуатации автомобиля без привязки к присвоенному машине классу:

  • пробег за год - один из самых важных критериев, который позволяет определить износ машины;
  • хранение автомобиля - важный фактор, определяющий наличие коррозии на кузове и прочие неприятные процессы;
  • своевременное обслуживание автомобиля по предписанным производителем нормам и срокам;
  • использование оригинальных или аналоговых комплектующих, качественных или плохих жидкостей;
  • быстрое устранение всех возникших неполадок или эксплуатация машины с поломками и недостатками;
  • отношение к машине, стиль поездки и эксплуатация только одним владельцем.

Сюда также можно включить сферу использования машины. Если автомобиль возит грузы с большим весом, но не предназначен для коммерческого использования, транспорт быстрее выйдет из строя и начнет показывать характер. Также регулярная мойка и исследование кузова на предмет наличия сколов и прочих вариантов оголения металла может помочь продлить эксплуатацию машины. Многие считают, что кузов является главным аспектом длительного использования авто. Если кузовной металл будет поврежден, отремонтировать такое авто становится непросто и достаточно дорого. Остальные же детали машины можно заменить на новые.

Соблюдение заводских требований - ключ к успешному использованию

Каждый владелец автомобиля может значительно продлить срок полезного использования транспорта, если воспользуется рекомендациями производителя и будет выполнять обслуживание в соответствии с требованиями. Для выполнения этой задачи достаточно использовать качественные запчасти и материалы при ремонте и постоянно выполнять ТО вовремя. Даже если машина начнет демонстрировать неполадки при тестировании, их можно недорого и своевременно устранить и продлить жизнь транспорта. В этом случае неважно, к какой группе по сроку полезного использования авто принадлежит. Достаточно выполнять следующие требования завода:

  • вовремя проходить все предписанные технические осмотры и ремонт машины в соответствии с правилами;
  • покупать оригинальные запчасти, отказавшись от приобретения аналоговых или поддельных деталей;
  • заливать масло и прочие жидкости, которые рекомендованы производителем для данного авто;
  • не возить слишком тяжелые грузы, не нагружать автомобиль чрезмерно во время эксплуатации;
  • придерживаться скоростных рамок, рекомендованных производителем, выполнять требования инструкции;
  • полностью следовать рекомендациям по переключению передач, выбору режимов поездки.

Вот такие простые действия могут продлить жизнь машины. Вы можете получить финансовые выгоды сегодня и сейчас, купи более дешевые детали, а можете получить очень значительные преимущества, используя авто дольше. Даже при продаже подержанного автомобиля можно вернуть все затраченные средства, если транспорт обслуживался качественно и не предоставит новому покупателю никаких проблем. Выгоды во втором случае будут более ощутимыми, чем экономия небольшой суммы на комплектующих и технических жидкостях. Поэтому лучше отдавать предпочтение именно качественному обслуживанию и соблюдению заводских требований. Смотрите видео о том, как повысить срок эксплуатации двигателя вашего автомобиля:

Подводим итоги

Срок полезной эксплуатации автомобиля можно рассматривать с точки зрения бухгалтерии и амортизации машины. В таком случае предприятие высчитывает все данные по формулам и характеристикам, которые присвоены машине заводом и государством. Но для частного владельца этот показатель не имеет никакого значения. Намного важнее реальный срок полезного использования авто, который может менять в зависимости от типа использования машины. Поэтому стоит обращать внимание на эксплуатацию транспорта и особенности его обслуживания.

Удачные возможности продления срока использования машины связаны с оригинальными деталями, хорошими расходными материалами, обслуживанием у мастеров и отсутствием перегрузов машины. Изучите возможности вашего транспортного средства и не преувеличивайте их. Тогда авто будет служить достаточно долго и не предоставит никаких негативных моментов в эксплуатации. Вы можете значительно снизить затраты на автомобиль, если будете принимать эти данные во внимание. Как вы считаете, какой полезный срок использования вашего автомобиля?

Определение срока полезного использования автомобиля любого типа будь то легковой, грузовой или автобус зависит от его технических характеристик. Большую часть их можно получить, анализируя паспорт транспортного средства, либо опираясь на описание модели, указанное в приложение к договору на приобретение или в руководстве по эксплуатации. В данной статье рассматривается, как определить амортизационную группу и срок полезного использования легкового автомобиля .

«Двигатель на сцену!»

В большинстве случаев амортизационная группа легкового автомобиля зависит от его класса. У легковых моделей всего 5 классов, причем первые четыре зависят от объема двигателя. Рабочий объем двигателя, приведен в 11 графе паспорта транспортного средства, и ориентируясь на него можно определить, относится ли автомобиль к особо малому, малому, среднему или большому классу.

Легковой автомобиль относится к:

1-му — особо малому классу, если рабочий объем его двигателя не превышает 1,2 л,

ко 2-му — малому классу — если объем двигателя находится в пределах свыше 1.2 до 1,8 л

к 3-му среднему классу — если объем двигателя превышает 1,8 л, но не более 3,5 л.

4-му — большому классу — если объем двигателя свыше 3,5 л.

Срок полезного использования легкового автомобиля 1-3 класса составляет от 3 до 5 лет (3 амортизационная группа).

Но если легковой автомобиль малого класса предназначен для инвалида, то место ему уже 4 амортизационной группе и срок его полезного использования будет уже в диапазоне свыше 5 и до 7 лет.

Легковые автомобили большого и высшего классов амортизируются еще дольше от 7 до 10 лет. Они включаются в 5-ю амортизационную группу.

Что такое высший класс легкового автомобиля?

Для легковых автомобилей высшего — пятого класса объем двигателя не имеет значения, и легковушка даже с небольшим объемом двигателя может относиться к высшему классу. Нужно отметить, что критерии для отнесения автомобилей к высшему классу в нормативных документах отсутствуют. Московские налоговики предлагают относить к высшему классу представительские автомобили . Правда понятие представительского автомобиля также является субъективным, ведь предлагается опираться на такие расплывчатые критерии как репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, изготовление по специальному заказу, наличие бронированного кузова, быстроходность, форму кузова (седан, лимузин), комфортабельность, наличие дополнительного оборудования.

Единственным ориентиром для определения класса легкового отечественного автомобиля может являться первая цифра в буквенно — цифровом обозначении модели транспортного средства (графа 2 «Модель, марка ТС» в ПТС).

Например,

УАЗ Хантер Welcome 3 15195-162-01, является легковым автомобилем 3 (среднего) класса. ЗИЛ 4 1047- относится к 4 классу легковых автомобилей (его рабочий объемом двигателя 5,4 л)

В автомобилях отечественного производства высший класс будет обозначаться первой цифрой 5 в номере его модели.

Поскольку иномарки не имеют аналогичного обозначения типа, класса в наименовании марки, то предотвращения спора о правильности определения срока полезного использования автомобилей иностранного производства, объем двигателя, которых меньше 3,5 л, целесообразно получить письменное заключение от завода — производителя (его представительства в России) о его принадлежности к представительскому (высшему) или иному классу.

В данной статье мы рассмотрим: амортизация транспортных средств. Узнаем что относится к ТС и поговорим о нормах ТС.

Начисление амортизации автотранспорта может вызывать определенные вопросы у бухгалтера организации. Понятие «автомобильный транспорт» включает легковые машины, грузовые, автобусы, специальную и прочую технику. Юридические лица по отдельным видам транспорта могут начислять износ по-разному.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Определение срока использования для подержанных машин

В особом порядке определяется срок и порядок расчета износа по автотранспорту, приобретенному в подержанном состоянии. В таком случае срок службы машины, установленный Классификатором, можно уменьшить на то время, которое он эксплуатировался прежним владельцем .

Важное условие – этот период должен быть подтвержден документами, например техпаспортом машины. Установить время эксплуатации автомобиля предыдущим владельцем можно и по таким документам, как:

  • Акт приема-передачи;
  • Заверенная копия инвентарной карточки объекта.

Возможна ситуация, когда срок эксплуатации автотранспорта у предыдущего хозяина приближается к верхней границе периода, определенного Классификацией, либо превышает ее. В таком случае новый собственник может определить срок на свое усмотрение, опираясь на требования техники безопасности и иные критерии.

Когда необходимо применять понижающий коэффициент?

Законодательно установлена обязанность использования понижающего коэффициента при определении величины износа автотранспорта в случае покупки дорогостоящих объектов. Коэффициент 0,5 применяется по отношению к легковым машинам, первоначальной стоимостью превышающей 600000 рублей и микроавтобусам дороже 800000 рублей. Обязанность использования понижающего коэффициента установлена для налогового учета. Законодательством в области бухучета этой необходимости не установлено.

Периодически предел стоимости имущества, по которому действует понижающий коэффициент, изменяется. У владельцев возникает вопрос, сохраняется ли такое обязательство по отношению к автотранспорту, стоимость которого стала меньше установленных законом значений. Вопрос спорный. С одной стороны, избранный способ начисления износа имущества не должен меняться на протяжении всего периода амортизации. Такой точки зрения придерживается Министерство финансов РФ. С иной стороны наличие либо отсутствие коэффициента не способно изменить метод амортизации. Отсюда следует, что в случае изменения лимита стоимости имущества, юридическое лицо – владелец автотранспорта может прекратить применять понижающий коэффициент. Но такое решение, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Когда применяются повышающие коэффициенты?

Организации кроме понижающих коэффициентов при расчете износа автотранспорта разрешается использовать повышающие. Необходимость их применения определяется по инициативе субъект хозяйствования в зависимости от обстоятельств. При условии принятия положительного решения о коэффициентах ускорения юридическое лицо обязано прописать это в своих внутренних нормативных актах.

Необходимость применения повышающего коэффициента (не более 2) может возникать при работе автотранспорта в условиях:

  • Агрессивной окружающей среды;
  • Повышенной интенсивности.

Возможность применения такого коэффициента распространяется на автотранспорт, полученный в лизинг. В таком случае коэффициент не должен превышать 3. Такое право возникает у лизингополучателя при условии обоюдного согласия сторон договора.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Линейный способ, как самый распространенный

Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

  • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
  • Налоговый учет – 500000.

На образовавшуюся разницу сформируем отложенное налоговое обязательство (500*24% = 120 рублей):

Дт68Кт77. Норма износа:

1/60*100% = 1,67%.

Несмотря на то, что метод начисления износа в бухучете и в налогообложении совпадает (линейный), величина его за месяц будет разной по причине отличия в первоначальной стоимости грузовика. В бухучете износ:

500500*1,67% = 8358,35. В налоговом учете:

500000*1,67% = 8350,00. Ежемесячные проводки:

Дт20 Кт02 = 8358,35. Дт77 Кт68 = 2,00 ((8358,35 – 8350)*24%).

Амортизация транспортных средств: иные методы начисления

При определении износа по сумме чисел лет полезного использования первоначальную стоимость транспорта умножают на значение, полученное путем деления времени до окончания его службы, на сумму чисел лет срока полезного использования. Определение износа пропорционально выпуску продукции в виду специфичности по отношению к автомобилям не применяется.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1 . Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Вопрос № 2 .В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Вопрос № 3 . Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4 . Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Ответ. В целом алгоритм и методика расчета износа автомобилей одинакова для разных видов. Но стоит отметить некоторые особенности:

  • Чтобы рассчитать износ по легковым машинам, достаточно знать дату производства, пробег, гарантийный срок производителя от коррозии;
  • Для грузовых машин при начислении износа нужно установить базовую стоимость, период полезного использования;
  • Если амортизация начисляется по автобусам и тракторам, то важно точно определить модель и срок службы;
  • При расчете износа специальной строительной техники в расчет принимают первоначальную стоимость без стоимости шин. По шинам амортизация определяется отдельно.

Вопрос № 5 . Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Ответ. Выбытие автотранспорта отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дт02 Кт01 – списывается начисленный износ;
  • Дт91 Кт01 – на сумму остаточной стоимости.