Амортизация автомобиля — проводим расчеты. Срок полезного использования автомобиля Норма амортизации грузового автомобиля

Существует два подхода в определении класса автомобиля в отношении его срока полезного использования. Всего существует пять классов, многие предполагают, что класс стойкости и амортизационного срока определяется по маркировке от первой цифры обозначения. На самом деле, такой способ определения класса выносливости транспорта достаточно сомнительный, ведь производитель может ввести абсолютно любое обозначение модели. Так что лучше смотреть на реальный опыт эксплуатации, отзывы и прочие данные, которые помогут найти оптимальный срок полезного использования авто. Принято считать, что авто первого, второго и третьего классов служат от 3 до 5 лет, четвертый класс может прослужить 5-7 лет, а самый высокий, пятый класс, рассчитан на службу в течение 7-10 лет.

Выходит, что самые выносливые автомобили имеют срок полезного использования 10 лет. Но как тогда быть с машинами, которые уже давно перевалили за этот срок? На предприятиях в балансовой отчетности такие авто считаются отработавшими свой срок, бухгалтеры обозначают их остаточную стоимость в виде нуля. Для гражданского использования этот момент не имеет особого значения, ведь некоторые авто за 10 лет не наезжают и 100 000 километров пробега. В общем, срок полезного использования автомобиля оказывается достаточно темным критерием, который не стоит воспринимать всерьез, ведь все индивидуально. Тем не менее, разобраться в данном критерии стоит.

Принятые нормы для различных классов авто по сроку полезной эксплуатации

Под сроком полезного использования понимают период, в который поездка на автомобиле может приносить финансовые выгоды. После 5 лет эксплуатации машин первого, второго или третьего класса такая выгода становится менее очевидной. Приходится постоянно ремонтировать кузов и двигатель, менять дорогостоящие элементы. По мнению многих экспертов, стоит разделять авто на классы по предельному пробегу, но и в этом случае есть много нюансов. Сегодня в определение класса автомобиля по сроку полезного использования включают следующие критерии:

  • объем двигателя, а также тип силового агрегата, его предельный ресурс и возможность ремонта;
  • толщина металла кузова, химический состав листового металла, а также тип соединения деталей;
  • наличие коррозийной защиты, которая выполняется непосредственно на заводе при производстве авто;
  • выносливость ходовой части, подтвержденная сертификационными испытаниями и тестами;
  • различные другие факторы в виде периодичности технического обслуживания, класса используемых материалов;
  • стоимость запчастей и материалов для автомобиля, целесообразность дорогостоящих ремонтов.

Как видите, понятие срока полезной эксплуатации зависит не только от автомобиля, но и от его использования. Если заливать дешевое масло и не менять его годами, машина не проездит долго, финансовый смысл ее использования исчезнет уже через год активной эксплуатации. В то самое время, автомобили с хорошим обслуживанием и небольшим ежегодным пробегом могут прослужить два или три предельных срока, не принося владельцу никаких проблем. Многие автомобилисты по себе знают, что эксплуатация транспорта второго класса по сроку полезного использования (самый распространенный тип) возможна и в течение двух десятков лет. Нужно лишь вовремя обслуживать машину и следить за ее техническим состоянием.

Реальный срок эксплуатации - индивидуальные характеристики каждого авто

Стандартные принятые расчеты существуют только для бухгалтерской отчетности предприятий, на балансе которых присутствует тот или иной автомобиль. Для частного владельца все эти особенности не имеют никакого значения. Достаточно знать, что машина нормально себя ведет в различных ситуациях и может обеспечить нормальную качественную работу. Этого будет вполне достаточно для длительной эксплуатации транспорта. Сегодня можно вывести несколько основных критериев, которые определяют реальный срок полезной эксплуатации автомобиля без привязки к присвоенному машине классу:

  • пробег за год - один из самых важных критериев, который позволяет определить износ машины;
  • хранение автомобиля - важный фактор, определяющий наличие коррозии на кузове и прочие неприятные процессы;
  • своевременное обслуживание автомобиля по предписанным производителем нормам и срокам;
  • использование оригинальных или аналоговых комплектующих, качественных или плохих жидкостей;
  • быстрое устранение всех возникших неполадок или эксплуатация машины с поломками и недостатками;
  • отношение к машине, стиль поездки и эксплуатация только одним владельцем.

Сюда также можно включить сферу использования машины. Если автомобиль возит грузы с большим весом, но не предназначен для коммерческого использования, транспорт быстрее выйдет из строя и начнет показывать характер. Также регулярная мойка и исследование кузова на предмет наличия сколов и прочих вариантов оголения металла может помочь продлить эксплуатацию машины. Многие считают, что кузов является главным аспектом длительного использования авто. Если кузовной металл будет поврежден, отремонтировать такое авто становится непросто и достаточно дорого. Остальные же детали машины можно заменить на новые.

Соблюдение заводских требований - ключ к успешному использованию

Каждый владелец автомобиля может значительно продлить срок полезного использования транспорта, если воспользуется рекомендациями производителя и будет выполнять обслуживание в соответствии с требованиями. Для выполнения этой задачи достаточно использовать качественные запчасти и материалы при ремонте и постоянно выполнять ТО вовремя. Даже если машина начнет демонстрировать неполадки при тестировании, их можно недорого и своевременно устранить и продлить жизнь транспорта. В этом случае неважно, к какой группе по сроку полезного использования авто принадлежит. Достаточно выполнять следующие требования завода:

  • вовремя проходить все предписанные технические осмотры и ремонт машины в соответствии с правилами;
  • покупать оригинальные запчасти, отказавшись от приобретения аналоговых или поддельных деталей;
  • заливать масло и прочие жидкости, которые рекомендованы производителем для данного авто;
  • не возить слишком тяжелые грузы, не нагружать автомобиль чрезмерно во время эксплуатации;
  • придерживаться скоростных рамок, рекомендованных производителем, выполнять требования инструкции;
  • полностью следовать рекомендациям по переключению передач, выбору режимов поездки.

Вот такие простые действия могут продлить жизнь машины. Вы можете получить финансовые выгоды сегодня и сейчас, купи более дешевые детали, а можете получить очень значительные преимущества, используя авто дольше. Даже при продаже подержанного автомобиля можно вернуть все затраченные средства, если транспорт обслуживался качественно и не предоставит новому покупателю никаких проблем. Выгоды во втором случае будут более ощутимыми, чем экономия небольшой суммы на комплектующих и технических жидкостях. Поэтому лучше отдавать предпочтение именно качественному обслуживанию и соблюдению заводских требований. Смотрите видео о том, как повысить срок эксплуатации двигателя вашего автомобиля:

Подводим итоги

Срок полезной эксплуатации автомобиля можно рассматривать с точки зрения бухгалтерии и амортизации машины. В таком случае предприятие высчитывает все данные по формулам и характеристикам, которые присвоены машине заводом и государством. Но для частного владельца этот показатель не имеет никакого значения. Намного важнее реальный срок полезного использования авто, который может менять в зависимости от типа использования машины. Поэтому стоит обращать внимание на эксплуатацию транспорта и особенности его обслуживания.

Удачные возможности продления срока использования машины связаны с оригинальными деталями, хорошими расходными материалами, обслуживанием у мастеров и отсутствием перегрузов машины. Изучите возможности вашего транспортного средства и не преувеличивайте их. Тогда авто будет служить достаточно долго и не предоставит никаких негативных моментов в эксплуатации. Вы можете значительно снизить затраты на автомобиль, если будете принимать эти данные во внимание. Как вы считаете, какой полезный срок использования вашего автомобиля?

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Расчет амортизации авто требуется, если водитель работает по найму или в такси. Как и в случае с ОС, калькуляция проводится для того, чтобы своевременно выделять средства на ремонт, профилактику, замену изношенных узлов. Рассмотрим детальнее, как осуществляется амортизация автомобиля в БУ.

Способы

Амортизация отображает износ автомобиля, выраженный в денежном эквиваленте. Стоимость ТС погашается в течение срока его полезного использования. Начисление амортизации в БУ осуществляется одним из таких способов:

  1. Линейный - первоначальная стоимость объекта списывается равномерными частями за весь срок использования объекта.
  2. Уменьшаемого остатка - годовая норма отчислений рассчитывается исходя из срока использования и коэффициента ускорения (2 или 3), которые установлены законодательно. Начисление осуществляется на остаточную стоимость ТС в начале каждого года. Данная методика применима только к машинам, которые находятся в лизинге.
  3. Списание стоимости по сумме количества лет эксплуатации – норма амортизации умножается на первоначальную или текущую стоимость объекта.
  4. Пропорциональный метод – выпущенный объем продукции за текущий год делится на предполагаемый за весь срок использования. Полученная норма применяется к первоначальной стоимости объекта.

На практике чаще всего используется первый и четвертый методы. Как бы ни осуществлялось начисление амортизации в БУ, в НУ этот процесс происходит в соответствии с нормами ст. 259 НК РФ. Организация может в начале каждого периода (года) менять способ калькуляции износа. Но если изначально был выбран нелинейный метод, то использовать линейный можно будет только через 5 лет.

Правила расчета суммы износа

  1. К однородной группе объектов применяется только один метод в течение всего срока полезного использования.
  2. В течение года проводить отчисления следует ежемесячно.
  3. Срок амортизации автомобиля определяется приказом руководителя в момент принятия объекта на баланс (на счет 02).
  4. Износ по каждому объекту следует начислять в пределах его балансовой стоимости, начиная с месяца, следующего за введением его в эксплуатацию.
  5. Не начисляйте амортизация:
  • после завершения срока полезного использования;
  • по полностью самортизированным объектам;
  • по объектам, переведенным на консервацию;
  • в период восстановления ОС, если он длится более года.

Пример 1

ООО приобрело для служебных целей «Волгу» 22.01.2001. Первоначальная стоимость составила 175 тыс. руб. В приказе об управленческом учете ООО сказано, что начисление амортизации на ТС осуществляется линейным способом. Срок службы определялся Едиными нормами (до 2002 года): для авто среднего класса предусмотрена ставка 11,1 % от первоначальной стоимости. То есть срок полезного использования составляет: 100: 11,1 = 9 лет. Расчет амортизации автомобиля:

175 х 0,111: 12 = 1,61875 тыс. руб.

Эта сумма отобразится в БУ проводкой ДТ26 КТ02.

С 2002 года ООО приняло решение рассчитывать амортизацию в соответствии с Классификацией ОС, по которой авто относятся к 3-й группе объектов. В приказе руководитель организации определил срок службы ТС - 48 мес. Остаточная стоимость авто на 31.12.2001 г. в БУ составила:

175 – 1,61875 х 11 = 157,19375 тыс. руб.

Срок использования: 48 - 11 = 37 мес.

В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

157,19375: 37 = 4,24847 тыс. руб.

Пример 2

ЗАО имеет на балансе автотранспортное хозяйство. По грузовым ТС амортизация начисляется в зависимости от пробега (по Единым нормам). 09.04.2001 ЗАО ввело в эксплуатацию ГАЗ 3307, которое выдерживает 4,5 т, с ресурсом пробега 200 тыс. км. по цене 200 тыс. руб. (без НДС). Норма амортизации - 0,37 % от стоимости ТС на 1000 км пробега. За время работы в апреле пробег составил 1,4 тыс. км, в мае – 2,7 тыс. км, в июне – 3,1 тыс. км.

Амортизация грузового автомобиля рассчитывается по формуле:

А = Первоначальная стоимость х Норма х (Пробег: 1000).

Износ на ТС начисляется со следующего месяца после ввода в эксплуатацию, то есть с мая. Пробег за этот период составил 1,4 + 2. 7 = 4,1 тыс. км. Проведем расчет амортизации автомобиля:

200 х 0,0037 х (4,1:1) = 3,043 руб.

Эта сумма отобразится в балансе проводкой ДТ23 КТ02.

С 2002 года руководство ЗАО приняло решение проводить расчеты по Классификации ОС (4-я группа объектов). Срок службы ТС на 01.01.2002 составил 72 мес. Остаточная стоимость авто - 176 654 руб. Срок полезного использования для целей НУ: 72 - 9 = 65 мес. В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

176654: 65 = 2717,75 руб.

Недостаток

Линейный способ начисления амортизации не дает точных результатов. Он не учитывает всех затрат на обслуживание авто. Бухгалтеры применяют методику расчета, при которой авто эксплуатируется не более пяти лет. При этом сумма отчислений составляет 10-20 % от стоимости нового авто. Но если речь идет о старых ТС, то лучше использовать нелинейный метод, когда амортизация легкового автомобиля начисляется на остаточную стоимость.

Сумма количества лет

Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС - 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

  1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
  2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
1 5: 15 х 1,685 561,67
2 4: 15 х 1,685 449,33
3 3: 15 х 1,685 337
4 2: 15 х 1,685 224,67
5 1: 15 х 1,685 112,33

В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

Нюансы

Купленный автомобиль необходимо зарегистрировать в ГИБДД. Но этот процесс может затянуться на несколько недель ввиду, например, отсутствия бланков. Амортизацию нужно начислять со следующего месяца после ввода в эксплуатацию. Но как быть, если к этому моменту авто еще не зарегистрировано? В НК РФ четких указаний по этому поводу нет. Зато финансисты утверждают, что амортизировать можно и не зарегистрированное ТС, так как сотрудники ГИБДД просто ставят машину на учет, а не регистрируют право собственности.

Срок использования ТС в НУ определяется по утвержденной Классификации ОС. Ее же можно использовать для подержанных машин. Достаточно из указанного в справочнике срока вычесть количество лет эксплуатации, которые подтверждены документально. Если ТС было приобретено у физлица, то эти данные содержатся в паспорте на автомобиль. Если предыдущим владельцем была фирма, то стоит поднять акт приема-передачи ОС.

Иногда возникает ситуация, когда фактическое время использование ТС равно максимальному сроку, предусмотренному Классификацией, или превышает его. В таких случаях собственник может определять срок самостоятельно, «согласно требованиям техники безопасности» (ст. 259 НК).

Если организация приобретает дорогое ТС или микроавтобус, то она должна амортизировать его с применением понижающего коэффициента (норма х 0,5). Фактически износ будет начисляться в два раза дольше, что отразится на сумме отчислений. Данный порядок является обязанностью фирмы, которая купила легковой автомобиль по цене, превышающей 600 тыс. руб., или микроавтобус стоимостью более 800 тыс. руб. До 2008 года действовали другие предельный суммы: 300 и 400 тыс. руб. соответственно. Однако использовать коэффициент 0,5 к ТС, первоначальная стоимость которых меньше установленных значений, все равно придется, так как выбранный метод начисления амортизации не подлежит изменению в течение периода эксплуатации авто.

5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам . Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца .

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.

Амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам , и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Амортизационная группа

Код по ОКОФ

Автомобили

Технические характеристики авто

Легковые

От 3-х до 5-ти лет

310.29.10.30.111

Микроавтобусы

310.29.10.41.111

Массой не более 3,5 тн

310.29.10.42.111

Массой не более 3,5 тн

Легковые малого класса

От 5-ти до

Грузовые общего назначения

310.29.10.59.113

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

310.29.10.59.120

Лесовозы

310.29.10.59.130

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

310.29.10.59.150

Аварийно-спасательные и полицейские

310.29.10.59.230

310.29.10.59.250

Для перевозки нефтепродуктов и газа

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

310.29.10.41.112

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.41.113

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.42.112

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.42.113

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля , как и легкового , начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ - 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге , если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов . В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.