Задания для детей по теме транспорт. Лексическая тема: Транспорт

Домашнее задание для детей подготовительной группы с нарушениями речи. Тема: "Транспорт (наземный, подземный)". Эти задания для обогащения словарного запаса по данной теме. развития грамматического строя речи, а также способствуют умению составления предложений и рассказа - описания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание. Подготовительная группа.

Тема: «Транспорт (наземный, подземный)».

1.Выполнить артикуляционную гимнастику.

Задание №1.

Уметь показывать и называть виды наземного и подземного транспорта: машина, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, электровоз, грузовик, самосвал и т.д.

Объяснить детям назначения разных видов транспорта.

Знать части автомобиля и других видов транспорта.

Знать, что транспорт бывает наземный, подземный, железнодорожный, а также, что машины бывают легковые и грузовые.

Рассказать, люди, каких профессий работают на различных видах транспорта.

Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения.

Задание№2.

У нас в гараже стоят (что?) легковые машины.

У нас в гараже много (чего?) легковых машин.

Мы довольны (чем?) легковыми машинами.

Мы мечтаем (о чём?) о легковых машинах.

Скажи как я, обращая внимание на окончание.

Наша семья будет рада (чему?) одной машине, двум машинам, пяти машинам.

Наша семья довольна (чем?) одной машиной, двумя машинами, пятью машинами.

(аналогично другие виды транспорта, записать в тетрадь).

Назови законченное действие.

Автомобиль ехал. Ехал и наконец… Грузовик ломался, ломался и наконец…

Самосвал чинили, чинили и наконец… Машину собирали, собирали и наконец…

Поезд тормозил, тормозил и наконец… Автобус мыли, мыли и наконец…

Дополни предложение несколькими определениями.

Папа купил (какую?)_________________________________________________машину.

На платформе мы увидели (какой?)_____________________________________поезд.

Ребята ехали (в каком?)_______________________________________________автобусе.

Маша с мамой остановили (какое?)_____________________________________такси.

Славе купили (какой?)________________________________________________велосипед.

Подбери слова.

На «скорой помощи»работает врач. На пожарной машине работает…

На полицейской машине работает… На такси работает…

На поезде работает… На машине работает…

Вставь нужный предлог(К, ОТ, В, НА, ПОД, ИЗ).

Автобус подъехал…остановке. Машина выехала…гаража.

Поезд отходит…платформы. Самосвал проезжает…мостом.

Электричка въехала…туннель. Грузовик заехал…мост.

Задание №3.

Игра «4-ый лишний». Выбери и назови лишний предмет. Объясни свой выбор.

Автобус, машина, трамвай, грузовик.

Метро, электричка, самосвал, троллейбус.

Паровоз, трамвай, автомобиль, поезд.

Составь предложение из слов.

Папа, автомобиль, купил, грузовой. Паша, на, такси, работает, маршрутном.

Зашли, автобус, в, мы, новый. Красивый, нам, автомобиль, папа, подарил.

Составить рассказ – описание любого вида наземного или подземного транспорта.

Что это? Для чего нужен? Какой? Из каких частей состоит? Кто работает?


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ТРАНСПОРТ".


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:
Автобус – едет, перевозит людей, поворачивает, тормозит..
Корабль – плывет, отплывает, причаливает…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:
Старый - …
Новый - …
Грузовой - …
Быстроходный - …

ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:
Название
Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри)?
Для чего предназначена?
Какие действия выполняет?
Сравнивать два вида транспорта.
Что общего и какие различия (по плану описания).




ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗУЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.













ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ:

1. Какой бывает транспорт?
а) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?
2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?
3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).
4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).
5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).
6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).
7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).
8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).
9. Покажи и назови части корабля? самолета?
10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).
11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?
12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).
13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?
14. Какой транспорт есть у тебя дома?
15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?
16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?
17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ЗАГАДКИ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Домашние задания по лексической теме «Транспорт» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Транспорт»

Предметы: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист.

Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный…

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить …

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

автобус (какой?) — …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

самолет (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

машина – машины
самолет — …
корабль — …
колесо – …
вагон — …
крыло — …
капитан — …
водитель — …
летчик — …

4. Посчитай

один самолет, два …, три…, четыре …, пять …

одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…

одна машина, две…, три…, четыре…, пять…

5. Закончи предложение:

Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это…
Шофер – это…
Летчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
Капитан – это…

6. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать»)

Машина из гаража …
Машина к дому …
Машина от дома…
Машина в ворота…
Машина до дома…
Машина с моста…

7. Выучи стихотворение.

«Паровоз»

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки.
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина

8. Нарисуй или вырежи картинки с изображением различных видов транспорта. Раздели их на три группы: наземный, водный, воздушный транспорт.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

Подборка игр для дошкольников 3-6 лет с трудностями в обучении на тему «Транспорт»

Описание: Данная подборка игр позволит в увлекательной форме расширить знания учащихся с трудностями в обучении по теме «Транспорт» и закрепить ранее изученные понятия, послужит обогащению и развитию словарного запаса, поспособствует развитию таких высших психических функций как внимание, память, мышление, восприятие.
Игра № 1. «Дорожки»
Возраст учащихся:3-4 года
Цель: развитие графомоторной координации, зрительного восприятия
Оборудование: листы с распечатанными дорожками, цветные фломастеры. Если листы заламинировать, игровое пособие возможно будет использовать много раз, что очень удобно-нарисованные линии легко стираются влажной салфеткой.
Ход игры: Раздаем учащимся разноцветные фломастеры и Просим провести машины(вертолеты) по нарисованным дорожкам, стараясь при этом вести линию как можно точнее


Игра №2. «Найди тень»
Цель: развитие зрительного восприятия
Возраст учащихся:3-4 года
Оборудование: распечатанные карточки с транспортом и тенями
Ход игры: На парте слева выкладываем картинки с транспортом, а справа- картинки с тенями. Просим детей найти каждой картинке подходящую тень



Игра № 3. «Разноцветные гаражи»
Цель: закрепление знаний о названиях цветов и их соотнесения,развитие зрительного восприятия, развитие моторики
Возраст учащихся:3-5 лет
Оборудование: распечатанные гаражи с разноцветными крышами и разноцветные машинки
Ход игры: На парте в ряд раскладываем картинки с гаражами.Обращаем внимание детей, что крыша каждого гаража отличается по цвету. Вспоминаем и проговариваем названия всех представленных цветов. Поочередно выкладываем картинки с машинками и просим поставить каждую в подходящий гараж. Просим детей комментировать свои действия (« я поставил красную машинку в красный гараж», и.т.д)
Для дошкольников 5 лет игру можно усложнить, попросив посчитать машинки и положить сверху каждого гаража подходящую цифру.
Вариант 2. Раскладываем в ряд все картинки с машинами. Просим детей действовать по словесной инструкции.-«Возьми зеленую машинку. В какой гараж ты ее поставишь?». После того, как все машинки заняли свои места, еще раз повторяем и проговариваем названия всех цветов
Данный вариант можно использовать в диагностических целях- для уточнения – названия каких цветов учащиеся знают и различают.



Игра № 4. «Мемори»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия.
Возраст учащихся: 4-5 лет
Оборудование: 2 одинаковых комплекта карточек с разными видами транспорта
Ход игры: карточки перемешиваем и раскладываем на парте рубашкой вверх. Объясняем детям, что сейчас будем искать пары одинаковых картинок, нужно найти как можно больше. За один ход открываем 2 любые карточки. Если картинки одинаковые, то, кто их открыл- забирает себе, если разные- переворачивает и кладет обратно. Далее ходит следующий игрок,и.т.д
После того, как все карточки собраны, просим детей назвать все виды транспорта, которые они собрали. Считаем, сколько картинок у каждого игрока и определяем победителя



Игра № 5. «Разрезные картинки»
Оборудование: карточки с разными видами транспорта, разрезанные на 3 части
Цель:развитие зрительного и пространственного восприятия, моторики, закрепление названий различных видов транспорта
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Части картинок раскладываем на парте в случайном порядке. Просим детей «починить» картинки, собрать из частей целые. После того, как все картинки собраны, повторяем названия всех видов транспорта.



Игра № 6 «Летает, плавает, ездит»
Цель игры: закрепление знаний о различных видах транспорта, развитие мышления, словарного запаса.
Возраст: 4-6 лет
Оборудование: распечатанный лист, поделенный на 3 зоны- земля, вода, воздух.Картинки с различными видами транспорта.
Ход игры: Поясняем детям, что сейчас будем вспоминать различные виды транспорта. Обращаем их внимание на лист с зонами, поясняем,- первая колонка, над которой нарисована дорога- для наземного транспорта, вторая колонка- для водного, третья- для воздушного. Далее поочередно раздаем картинки, просим назвать транспортное средство и положить его в соответствующую зону, объяснив свой выбор («это самолет, он летает по воздуху, поэтом я положу его в третью зону)
После того, как все картинки собраны, еще раз повторяем названия всех видов транспорта, уточняем, какие они- водные, наземные, воздушные. Также можно попросить детей посчитать, сколько собрали наземного транспорта, водного, воздушного- сравнить, где картинок получилось больше, а где меньше.


Игра № 7. «Посчитай правильно»
Цель игры: развитие счетных навыков, закрепление графических образов цифр 1-12, развитие моторики
Оборудование: распечатанные карточки с разным количеством транспорта, прищепки
Возраст: 5-6 лет
Ход игры: Раздаем детям карточки и прищепки. Просим пересчитать, сколько машин(автобусов, и.т.д) у каждого на карточке и отметить прищепкой подходящую цифру. После того, как все карточки посчитаны и отмечены, можно разложить их в порядке возрастания количества, попросить показать где машин больше, меньше, и.т.д



Игра № 8. «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления
Оборудование: распечатанный лист с рядами картинок, магниты
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Демонстрируем детям лист с заданием, обращаем внимание на то, что в каждой строчке 3 картинки одинаковые, а одна отличается, не подходит к ним. Просим спрятать под магнитиком все отличные, лишние картинки. После того, как все неподходящие картинки закрыты, просим пояснить свой выбор(«тут 3 лодки с синими парусами, а у этой-зеленые, поэтому она не подходит к остальным», и.т.д)



Игра № 9. «Автобусы»
Цель игры: развитие пространственного и зрительного восприятия, закрепление понятий «большой-маленький», «длинный- короткий», «высокий-низкий»
Оборудование: распечатанные картинки с автобусами разного размера, дорожками, водителями
Возраст: 3-4 года
Ход игры: В случайном порядке раскладываем на парте картинки с автобусами и просим детей расставить их по порядку- самый большой автобус, чуть поменьше, еще меньше,самый маленький. После того, как у детей получился правильный сериационный ряд, раздаем картинки с водителями-человечками и просим посадить каждого водителя в подходящий по размеру автобус. После того, как все водителя заняли свои места, уточняем- это самый большой автобус, водитель в нем самый высокий, а это самый маленький автобус- и водитель в нем самый низкий. После этого раздаем картинки с дорожками и просим поставить каждый автобус на подходящую дорожку. Уточняем- эта дорожка самая длинная, она подойдет большой автобусу, эта короче,а эта самая короткая, и.т.д
В конце можно попросить пересчитать, сколько автобусов приехало, показать- где самый большой автобус, самая короткая дорожка, самый низкий водитель, и.т.д

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Транспорт

Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Использование современных образовательных технологий.

Здоровье сберегающие технологии;

Проектная деятельность (игровая технология);

Информационно - коммуникативные технологии;

Коррекционная технология.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».

Образовательные задачи:

· Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте;

· Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт»;

· Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) - специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части - целое) - выделение разных частей на модели грузовика.

· Умение образовывать и использовать в речи сущ. с прил., учить употреблять в речи формы глаголов, обозначающие передвижения транспорта;

Развивающие задачи:

· Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации;

· Развивать фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию движений;

· Продолжать развивать диалогическую и монологическую речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них развернуто.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на транспорте.

Предварительная работа:

Чтение книг о транспорте, рассматривание иллюстраций и различных видов моделей транспорта, просматривание видео - фильмов, беседы о видах транспорта, загадки. С/р игра «транспорт», рисование по теме. Конструирование «Грузовик».

Материал к занятию:

Картинки по теме «транспорт», мяч резиновый грузовик набор бочонков, карточки с загадками. Части машин (кабина, фара, колёса, кузов), геометрические фигуры (2 квадрата,4 круга, 3 прямоугольника, 2 трапеции). Игрушка - Карлсон, бинокль, сумка, матросский воротничок. Пособие «Светофор».

Ход

Сюрпризный момент. Стук в дверь

В: Пойду посмотрю, кто там? (Выходит и возвращается с игрушкой

Карлсон)

К: Здравствуйте, ребята. Я пролетал мимо, и у меня забарахлил моторчик.

Наверное, перегрузка. Необходимо совершить посадку. Можно

Приземлиться? (да)

В: Мы так рады, что ты к нам заглянул. Как здорово, что у тебя есть

Моторчик и ты можешь летать к друзьям.

К: Ребята, а у вас тоже есть моторчики? (нет)

А как вы летаете к друзьям? Как вы добираетесь до садика, поликлиники,

Магазина, гостей?

(на транспорте или пешком)

В: Карлсон, когда ты пролетал над нашим городом, ты заметил, какой он

Большой и красивый? По нему легко передвигаться на разном транспорте.

Сейчас мы отправимся в путешествие. На чем лучше ехать по городу?

(на трамвае, автобусе и т.д.)

Д/и «Какой бывает транспорт»

(наземный, подземный, железнодорожный, пассажирский, почему так называется)

В: Кто-то оставил сумку. Посмотрим, что там.

(карта, бинокль, матросский воротничок)

Чьи это могут быть вещи? Кто их мог оставить?

(эти вещи мог оставить моряк)

Другой берег? Какой вид транспорта нам нужен?

(водный)

Игра «Подбери картинки с изображением водного транспорта»

(лодка, ледокол, танкер, лайнер, теплоход)

К: А это что такое?

(показывает на схему проезжей части дороги)

Как называется дорога, где ходят люди?

(пешеходная дорожка, тротуар)

А как перейти дорогу пешеходу?

(по пешеходному переходу, по «зебре»)

В: Ребята, Карлсон сейчас загадает нам загадки. Нам нужно отгадать,

Назвать первый звук в отгадке. И дать характеристику звуку.

К: Спозаранку за окошком,

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожка

Ходят красные дома

(трамвай, зв. [Т] согл. тверд. глх.)

Что за чудо светлый дом

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус, [ А ] гл. зв.)

В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит

(поезд, зв.[П] согл. тверд. глх)

В: А я тоже знаю загадку

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит, лишь попроси

А зовут ее…

(такси)

В: Ребята, расскажите Карлсону, чем отличается такси от другого

Транспорта.

(быстро перевезет с одного места на другое, он объезжает пробки, у

него нет остановок, он едет по короткому пути)

Игра с мячом «Назови транспорт, который едет по рельсам»

(поезд, трамвай)

С помощью электричества

(троллейбус, трамвай, электропоезд)

Перевозит грузы (грузовик)

Специальный (скорая помощь, пожарные)

К: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг

(физкультминутка)

По земле пассажиров возят «руль»

Самолет идет на взлет «крылья»

Корабль по морю плывет «нос корабля»

Едем, едем мы домой

На машине легковой «руль»

Въехали на горку «руки вверх»

Хлоп! Колесо спустилось «хлопок над головой!

Стоп! «руки вниз, присесть»

В: Ой-ой-ой! У нас лопнуло колесо.

К: А разве машины ломаются? (да)

А где их чинят?

В: Сейчас ребята тебе скажут, где ремонтируют машины.

(в автомастерской, в гараже)

К: Что можно починить?

(поменять колеса, вставить стекло, покрасить, смазать мотор и т.д.)

В: Посмотрите, вот машина. Назовите, из каких частей она состоит.

(красная кабина, зеленый бампер, желтый кузов, белые фары)

Давайте построим машину из геометрических фигур.

(Игра на фланелеграфе «Собери машину» , составление целого из частей)

В: Из каких геометрических фигур ты составил машину?

(кабина - 3 квадрата, кузов - 2 трапеции, колеса - 4 круга)

Расскажи, какая твоя машина.

(подбор прилагательных: грузовая, красивая, новая, тяжелая, пустая,

крепкая, огромная, груженая)

Какой груз может перевозить твой грузовик?

(песок, землю, кирпичи и т.д.)

К: А можно поиграть с машиной?

(конечно)

Игра «Городок»

(что делает машина: съехала, подъехала, уехала, объехала, заехала)

К: А машина сама ездит? (нет)

В: Кто управляет машиной? (водитель, шофер)

К: Это, наверное, легко. Как вы думаете, ребята? (сложно, надо много знать,

надо много учиться, нужно знать правила)

В: Какие есть еще профессии на транспорте?

Игра с мячом «Кто чем управляет» (поездом - машинист, самолетом - пилот, кораблем - капитан, такси - таксист, мотоциклом - мотоциклист и т.д.)

К: Спасибо ребятам. Я столько интересного узнал. Теперь поберегу свой моторчик и буду путешествовать на транспорте. Жалко со мной не было Малыша. Он тоже увидел бы разные машины.

Карлсон улетает.

В: Путешествие наше закончилось. Карлсон, улетая, оставил нам мешочек.

Это нам подарки. (мыльные пузыри, инструменты для ремонта машины)