Типологическая классификация гаражей - стоянок.

Сооружения для постоянного и временного хранения легковых автомобилей очень многообразны. Строят специальные здания с несколькими этажами, расположенными под землей и над землей, под общественными зданиями, под улицами и площадями. В некоторых автостоянках водитель сам ставит автомобиль на стоянку, проезжая с этажа на этаж по прямолинейным или спиральным рампам; в других - водитель оставляет автомобиль на площадке приема и получает его на площадке выдачи, а все или большинство перемещений автомобилей внутри автостоянки осуществляется посредством автоматических механизмов. В зависимости от конфигурации земельного участка, используемого для строительства, здание стоянки может иметь самую разную форму: вытянутого прямоугольника, квадрата, "восьмерки", кольцеобразную и т.д.

Для хранения легковых автомобилей предусматриваются следующие основные объекты:

Открытые и закрытые автостоянки кратковременного хранения преимущественно общего пользования для паркования служебных и индивидуальных легковых автомобилей;

Открытые и закрытые автостоянки, предназначенные для постоянного хранения легковых автомобилей.

В зависимости от количества мест хранения различают гаражи и автостоянки:

Малой вместимости - до 50 машино-мест;

Средней вместимости - от 50 до 300 машино-мест;

Большой вместимости - свыше 300 машино-мест.

В зависимости от наличия средств технического обслуживания и ремонта различают:

Комплексные гаражи, предназначенные в основном для служебных автомобилей и такси. Помимо хранения в них производятся профилактика и различные виды ремонтных работ с заменой агрегатов, узлов и деталей, механизированная мойка, а в отдельных случаях, и заправка топливом;

Некомплексные гаражи, в которых помимо хранения осуществляются только несложные операции - ежедневный осмотр, мелкие ремонты, шланговая мойка. В жилой застройке следует проектировать только некомплексные гаражи и автостоянки.

В зависимости от расположения к отметкам поверхности земли различают надземные, полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются сооружения, полностью заглубленные в грунт; полуподземными - пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м ниже поверхности земли; комбинированными - надземные сооружения, имеющие отдельные подземные или полуподземные помещения и этажи.

По этажности различают одноэтажные и многоэтажные гаражи и автостоянки. Гаражи и автостоянки высотой от 2 до 5 этажей являются сооружениями средней этажности; более 5 этажей - большой этажности.

По устройствам для перемещения автомобилей по вертикали многоэтажные гаражи и автостоянки подразделяются на следующие группы:

Рамповые с самоходным вертикальным перемещением автомобилей по наклонным поверхностям;

Механизированные и полумеханизированные, оборудованные подъемниками для вертикального перемещения автомобилей;

Автоматизированные или "гаражи-автоматы", в которых установка и выдача автомобилей производится без запуска двигателя.

По видам хранения автомобилей автостоянки подразделяются на автостоянки постоянного и кратковременного хранения.

В автостоянках постоянного хранения автомобилей индивидуального пользования предусматривается только хранение автомобилей без специального технического обслуживания.

Учитывая неравномерность использования индивидуального автопарка, в автостоянках для постоянного хранения автомобилей нецелесообразно создавать пункты технического обслуживания, т.к. при незначительной, а также неравномерной загрузке в течение года они экономически невыгодны. Кроме того, даже один моечный пост, в том числе и пост ручной шланговой мойки, связан с необходимостью подачи подогретой воды, со сложными очистными сооружениями по очистке стоков. Применение высокомеханизированной моечной установки, способной за 7 часов вымыть и обсушить более 500 автомобилей, для автостоянки экономически нецелесообразно.

Постоянный гараж для индивидуальных автомобилей нужно рассматривать как закрытую автостоянку, где обслуживание автомобилей ограничивается проверкой самим владельцем перед выездом исправности систем, обеспечивающих безопасность движения (тормозов, рулевого управления, освещения и шин). Для устранения мелких неисправностей в здании автостоянки предусматриваются посты самообслуживания на осмотровых канавах.

Все остальные работы по обслуживанию и ремонту автомобиля должны проводиться на специализированных станциях технического обслуживания.

По принципу эксплуатации автостоянки могут быть:

С самообслуживанием;

С хозяйственным обслуживанием;

Со специальным обслуживанием.

Автостоянки небольшой вместимости, расположенные рядом с жильем владельцев машин, обычно эксплуатируются по принципу самообслуживания, за исключением работ по контролю исправности инженерных сетей. Такие автостоянки обычно находятся в коллективной собственности, а стояночные места в них закрепляются за каждым владельцем автомобиля на все время их эксплуатации.

Автостоянки с хозяйственным обслуживанием обычно используются владельцами автомобилей только в нерабочие дни. Такие автостоянки строят специальные фирмы, сдающие места в аренду. Стояночные места здесь закрепляются за владельцами автомобилей на срок аренды машино-места. Обычно это многоэтажные автостоянки и эксплуатируются они на основе полного хозяйственного обслуживания, включая охрану и уборку помещений.

Автостоянки со специальным обслуживанием - это гаражи - ломбарды, куда владельцы сдают на хранение свои машины. Они могут располагаться на значительном удалении от жилья, т.к. своими автомобилями владельцы пользуются эпизодически, обычно в отпускное время. Обслуживаться такие гаражи должны специальным персоналом, который принимает и выдает автомобили их владельцам, допуск которых к месту стоянки по существу исключается. Такие автостоянки больше всего подходят для создания автоматизированных гаражей с механизированной подачей на стоянку и выдачей автомобилей.


Среди кратковременных могут быть выделены автостоянки, размещенные на общегородских территориях, и стоянки на участках крупных предприятий.

Кратковременные, специально организованные автостоянки общего пользования строятся, в основном, как открытые охраняемые площадки (рис.1.4).

Размещение автомобилей на этих стоянках в одном уровне ведет к нерациональному расходу городской территории.

Кроме открытых плоскостных автостоянок могут быть:

Подземные в подвалах общественных зданий;

Встроенные в подходах к городским мостам и другим дорожно-транспортным сооружениям;

Подземные под городскими площадями, бульварами и улицами;

Надземные и полуподземные, многоярусные на обособленных участках.

По внутренней планировке гаражи и автостоянки могут быть:

Манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении или площадке;

Боксовые - с выездом из каждого изолированного огражденного места наружу или во внутренний проезд.

По характеру ограждающих конструкций гаражи и автостоянки могут быть:

Со стеновым ограждением;

Без стенового ограждения - ярусные открытые стоянки, стоянки-этажерки.

По характеру инженерного оборудования гаражи и автостоянки могут быть отапливаемые и неотапливаемые, с естественной или принудительной вентиляцией.

В зависимости от архитектурно-планировочного решения автостоянки могут быть отдельно размещенными, решенные в виде отдельных сооружений, а также встроенными в объем другого здания или пристроенного к нему, где это допускается по нормам (приложение 4).

Все вышеперечисленные классификационные признаки во многом связаны между собой. Выбор того или иного типа сооружения зависит от конкретных условий. Решающим при выборе типа будет назначение и место расположения данного объекта в городской среде.


1.4. Принципы функционально-планировочной организации,
объемно-планировочных и архитектурных решений
гаражей и автостоянок

Опыт проектирования гаражей для общественного и стоянок для индивидуального автопарка показывает большое разнообразие планировочных решений, основных строительных параметров, т.е. ширины стоянок и внутренних проездов, размеров сеток колонн, высот этажей или ярусов, а также различный подход к определению расчетных габаритов и расчетной маневренности автомобилей.

Объемно-планировочные решения здания зависят не только от выбора способа передвижения автомобиля по этажам, но и от способа их расстановки в стоянке, а также от марки расчетного автомобиля. Функциональные параметры машино-места стоянок и проездов между ними зависят от размеров и маневренности автомобилей наиболее распространенных марок в стране.

В нашей стране отечественные автомобили массового производства отнесены к трем классам :

Особо малый: "Ока", "Запорожец", "Таврия";

Малый: "Москвич", "Жигули", "Лада", "Нива";

Средний - "Волга".

Габаритные параметры отечественных легковых автомобилей приведены в приложении 9 .

Минимальные размеры стоянок и проездов между ними, а также их размеры, обеспечивающие удобное маневрирование при заезде передним и задним ходом приведены на рис.1.5 и 1.6, а также в приложениях 6 и 7 .

Рекомендуемые размеры стоянок в большинстве зарубежной литературы по проектированию гаражей базируются на размерах автомобилей производства фирм США, имеющих длину от 5,05 до 5,8 м и ширину 2,0 - 2,05 м. К расчетным габаритам автомобилей среднего класса близок "эталонный" автомобиль США с размерами в плане 5200х2000 мм, а к габаритам малого класса -"эталонный малолитражный автомобиль" Западной Европы с размерами в плане 4500х1800 мм (рис.1.7). Поэтому с учетом насыщения наших городов автомобилями зарубежных фирм, в том числе и фирм США, при проектировании автостоянок необходимо ориентироваться не на самую массовую модель "Жигули", выпускаемую в стране, а на габариты "Волги".

Параметры планировочного элемента гаража или автостоянки в большой степени зависят от способа расстановки автомобилей.

Расстановка автомобилей в автостоянках различается:

По количеству рядов - на однорядную и многорядную;

По условиям изоляции машино-мест - на боксовую, манежно-боксовую и манежную;

По степени использования внутренних проездов - на одностороннюю и двустороннюю;

По расположению автомобилей относительно внутреннего проезда - на прямоугольную, косоугольную и радиальную.



Рис.1.7. Габариты эталонных легковых автомобилей и условия их расстановки при различных сетках опор:

а - эталонный автомобиль (Россия);

б - автомобиль "Волга";

в - эталонный малолитражный

автомобиль (Зап. Европа);

г - эталонный автомобиль США

При организации стояночных мест необходимо учитывать, что движение автомобилей в пределах автостоянки должно быть правосторонним, поточным, а при вместимости более 100 машино-мест - без пересечения потоков движения.

Почти во всех типах автостоянок для автомобилей индивидуального пользования требуется независимый выезд, поэтому многорядная расстановка автомобилей применяется очень редко. Она возможна в гаражах-складах, гаражах-ломбардах.

Размещение автомобилей в обособленных помещениях-боксах внутри автостоянки приводит к увеличению площади стоянки на 30-35% по сравнению с размещением стоянок в манеже.

Односторонняя расстановка автомобилей относительно внутреннего проезда менее экономична по сравнению с двусторонней и применяется в крайнем случае, при ширине помещения, исключающей двустороннюю расстановку автомобилей.

Прямоугольная расстановка автомобилей относительно осевой линии внутреннего проезда обеспечивает маневр автомобиля при заезде и выезде в любом направлении в равных условиях. Косоугольная расстановка облегчает маневр только в одном направлении и практически исключает проведение маневра в противоположном направлении. К тому же, косоугольная расстановка ведет, даже при сокращении ширины проезда, к увеличению общей площади стоянки на 5-10% за счет увеличения шага автомобилей в ряду и наличия неиспользуемых треугольных участков площади пола.

В целом, учитывая специфические условия хранения легкового автопарка индивидуального пользования, для автостоянок с постоянным хранением автомобилей наиболее целесообразным является однорядная, двусторонняя, прямоугольная расстановка автомобилей в манеже, а для автостоянок кратковременного хранения наиболее удобным для пользователей может оказаться косоугольная двусторонняя расстановка.

Рис.1.9. Принцип формирования каталога архитектурно-строительных решений гаражей и автостоянок



Метод определения требуемой ширины стоянки с учетом нормативных габаритов приближения автомобилей на стоянке и при маневрировании приведен на рис.1.8, где даны расчетные данные ширины стоянки с учетом установки автомобиля малого класса на стояночное место задним ходом. Нормы расстояний между легковыми автомобилями и элементами строительных конструкций в гаражах-стоянках приведены в приложении 8 .

При всем многообразии факторов, влияющих на выбор оптимального объемно-планировочного решения гаража или автостоянки для конкретной площадки, остается первоначальная элементная база, которая позволяет унифицировать планировочные решения этих сооружений. Массовое строительство отдельных видов стояночных гаражей требует типизации проектных и конструктивных решений. Решая этот вопрос в соответствии с единой модульной системой в строительстве, необходимо прежде всего разработать номенклатуру типов автостоянок для массового строительства. Эта номенклатура должна быть достаточно широкой и гибкой для удовлетворения градостроительных требований с учетом факторов размещения гаражей и автостоянок. В то же время она должна быть основана на стабильных конструктивно-планировочных единицах, учитывающих требования технологии хранения автомобиля, а также класс автомобильного парка. Принцип формирования каталога архитектурно-строительных решений на основе вышеизложенных условий и требований приведен на рис.1.9 .

Основным методом проектирования, особенно при создании номенклатуры гаражей и автостоянок для массового строительства, следует признать метод проектирования на основе объемно- планировочных элементов, составленный на базе оптимальных конструктивных параметров с учетом функциональных требований размещения автомобилей. Пример сравнительного анализа использования площади стоянок и выбора оптимальных конструктивных параметров приведен на рис.1.10.

Планировочный элемент сооружения, основанный на функционально-планировочной организации стоянки, является основной базой, на которой создается объемно-планировочный элемент, учитывающий оптимальные высотные габариты автомобиля и строительные конструкции. В объемно-планировочной структуре рампового гаража или автостоянки основными функциональными конструктивно-планировочными элементами являются: стоянка, рампа и лестничная клетка с лифтовой шахтой. Блокирование этих элементов позволяет получить блок-элементы, из которых создаются блок-секции. Этажность и плановые размеры блок-секций ограничиваются нормативными противопожарными требованиями. Принцип формирования объемно-планировочных решений и объемно-планировочных элементов гаражей и автостоянок приведен на рис.1.11 и 1.12.

Такая структурная схема организации объемно-пространственного решения здания может быть достаточно легко переведена на формальный язык ЭВМ. На базе элементных блоков с помощью ЭВМ можно создавать разнообразные объемно-пространственные композиции гаражей и автостоянок под заданные расчетные марки автомобилей. Кроме того, используя ЭВМ, можно проверить экономичность расстановки автомобилей в манеже при разных способах расстановки, разных шагах и пролетах несущих конструкций и т.д.

Формирование объемно-планировочных элементов производится на основе оптимальных планировочных элементов (ПЭ) с учетом высоты блока (этажа), которая складывается из минимальной высоты стоянки и высоты конструкции перекрытия, зависящих от пролета и шага несущих конструкций. На рис.1.11 показаны возможности формирования объемно-планировочных элементов (ОПЭ) на основе выбранных оптимальных параметров зоны стоянки, элементов пандусов, лестничных клеток. Каждый из этих элементов может существовать в памяти ЭВМ в виде самостоятельного объемного блока с переменными параметрами в зависимости от марок автомобилей, высоты этажа и т.д. На базе блоков ОПЭ формируются планировочные укрупненные блоки, затем составляются планировочные блок-элементы и создаются блок-секции. Блок-секция набирается из различных типов планировочных блок-элементов: блок-стоянок разной вместимости, блок-рамп и блок-лестничных клеток.

По заданной вместимости и этажности гаража или автостоянки путем подбора различных типов планировочных блок-элементов с помощью ЭВМ очень быстро можно сформировать объемно-планировочное решение с учетом размеров и конфигурации участка, отведенного для строительства объекта.

Используя различные приемы компоновки стоянок и пандусов, их различные типы и сочетания, можно найти интересные объемно-планировочные решения здания стоянки. На выбор объемно-планировочного решения в значительной степени могут оказать влияние размеры участка, окружающая застройка и рельеф местности.

Архитектурное своеобразие автостоянки можно подчеркнуть выделением пластических форм пандусов, вертикалей лестничных клеток, глухими плоскостями стен, что поможет созданию определенного образа сооружения со специфической функцией - образ автомобильной стоянки.

Многоэтажный гараж или автостоянка - это узкоспециализированные сооружения, предназначенные для размещения в минимальном объеме максимального количества автомобилей. Однако назначение сооружения еще не определяет его форму, внешний вид. Как и в любом другом сооружении, в здании гаража должно быть достигнуто единство формы и содержания. Внешний облик гаража или автостоянки должен представлять нечто большее, чем сугубо утилитарную функцию. От фантазии архитектора, выбирающего пропорции и внешний вид здания, его членения, а также внутреннюю и внешнюю отделку, зависит органичность всего образа здания, вписанного в архитектурную ткань городского пейзажа, района застройки.

Критериями художественно-эстетических качеств этого сооружения будут служить:

Соответствие принципиальной архитектурно-пространственной схемы и габаритов объекта существующему или проектируемому городскому и природному окружению;

Обеспечение композиционной целостности, пропорциональности, уравновешенности его частей, а также соответствие архитектурно-тектонической схемы образной характеристике объекта;

Обеспечение соразмерности проектируемого объекта масштабу человека за счет использования малых архитектурных форм, благоустройства и озеленения, а также средств технической эстетики и декоративного искусства.

Рис.1.12. Принцип формирования объемно-планировочных решений гаражей и автостоянок

Гаражи - стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, классифицируются по ряду общих признаков:

- По размещению в городской застройке - в зоне объектов общегородского значения городской застройке (общественные, спортивные, культурные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и др.); - в коммунальных и других нежилых зонах; - в жилой зоне, в том числе: районные, внутриквартальные, дворовые; - в зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты).
- По длительности хранения - постоянное хранение; - временное хранение; - сезонное хранение;
- По размещению относительно объектов другого назначения - отдельно стоящие; - пристроенные; - встроенные; - комбинированные;
- По размещению относительно уровня земли - надземные; - подземные; - комбинированные;
- По этажности - одноэтажные; - многоэтажные;
- По способу междуэтажного перемещения - рамповые; - механизированные; - автоматизированные;
- По организации хранения - манежные; - боксовые; - ячейковые; - комбинированные;
- По типу ограждающих конструкций - закрытые; - открытые; - комбинированные;
- По условиям хранения - неотапливаемые; - отапливаемые; - комбинированные;

1.1. Размещение в городской застройке.

Размещение гаражей - стоянок на территории города осуществляется в соответствии с потребностью и возможностью, обусловленными конкретными градостроительными условиями, с учетом требований к охране окружающей среды, согласно действующим нормативным документам (п. 2.1 МГСН 5.01.94).

В структуре городской застройки гаражи - стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают:

В зонах расположения объектов массового посещения (общественные, культурные, спортивные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и т.д.);



В коммунально-складских, производственных и других нежилых зонах;

В жилых районах (районные, внутриквартальные, дворовые);

В зонах городского транспорта: площади, магистрали, улицы, проезды, транспортные развязки, мосты, линии железной дороги и метрополитена.

В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей - стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение). Как правило, такие объекты размещены в сложившейся городской застройке. В этом случае сооружение гаражей - стоянок возможно при комплексной реконструкции отдельных объектов или целых городских районов, если их размещение не было предусмотрено заранее.

При реконструкции и новом строительстве объектов массового посещения гаражи - стоянки проектируют на предобъектных площадях, на участках вдоль транзитных городских транспортных магистралей, в подземном пространстве под зданиями и сооружениями основного назначения, внутренними благоустроенными территориями и проездами.

В нежилых зонах размещают гаражи - стоянки для постоянного, временного и сезонного хранения. Для гаражей - стоянок постоянного хранения необходимо выбирать участки максимально приближенные к селитебной территории. Для сезонного хранения могут быть использованы любые участки. Гаражи - стоянки для временного хранения размещают на участках у въездов на промышленные и коммунально-складские предприятия.

В нежилых зонах могут размещаться гаражи - стоянки вместимостью более 300 машино-мест, при этом не возникает затруднений обеспечения санитарных разрывов. Вместе с тем необходимо выполнение требования по обеспечению 10-ти минутной пешеходной доступности.

С точки зрения выбора вместимости, этажности и других типологических характеристик будущего гаража стоянки, размещаемого в нежилой зоне города, целесообразно принимать решения, позволяющие в результате иметь наиболее низкую цену, т.к. удаление от жилых зданий снижает их конкурентоспособность при реализации.

Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи - стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей - стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф.

Наряду со строительством отдельно стоящих многоэтажных гаражей - стоянок внутри жилых кварталов и жилых групп, необходимо, как при новом строительстве, так и при реконструкции, проектировать внутриквартальные и дворовые подземные и полуподземные гаражи - стоянки под жилыми домами, дворовыми территориями, спортивно-игровыми площадками, проездами. Проектирование и строительство таких гаражей - стоянок наиболее сложно, так как оно органически связано с проектированием жилых домов и организацией дворовых территорий.

В соответствии с п. 4.4. МГСН 1.01-97, обеспеченность местами хранения автомобилей в гаражах - стоянках на жилых территориях принимается из расчета 300 машино-мест на 1000 жителей с размещением их на расстоянии:

Для центрального ядра и исторических зон - не более 1500 метров;

Для жилых территорий с малоэтажной застройкой низкой интенсивности - не более 200 метров;

Для остальных жилых территорий - не более 800 метров.

На участках жилой и смешанной застройки следует выбирать тип гаража - стоянки, соответствующий типу жилой застройки. Для хранения легковых автомобилей постоянного населения следует предусматривать организацию гаражей - стоянок в соответствии с таблицами 1, 2 Приложение 3 МГСН 1.01-97.

Устройство подземных гаражей - стоянок на придомовой территории допускается под проездами, открытыми автостоянками, игровыми и спортивными площадками с применением мероприятий, обеспечивающих снижение концентрации вредных выбросов до уровня, установленного санитарными нормами (СанПиН № 49-46-89).

В застройке высокой плотности при «радикальной» реконструкции и строительстве на незастроенных территориях целесообразно предусматривать возведение новых жилых зданий исключительно с устройством подземных гаражей - стоянок не менее чем на двух подземных уровнях.

В исторической застройке в условиях «бережной» реконструкции количество размещаемых гаражей - стоянок определяется конкретной ситуацией. В этом случае при размещении гаражей - стоянок под жилыми зданиями, в соответствии с п. 4.12. МГСН 1.01-97, допускается ненормированный разрыв от въезда - выезда до окон помещений при выполнении дополнительных требований (козырек, огнеупорные конструкции, регламентация режима функционирования).

Зона городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты, линии метрополитена и железной дороги, а также полосы отвода вдоль них) пронизывает все другие функциональные зоны города. В настоящее время в г. Москве ведется активная реконструкция транспортных артерий города. В этих условиях целесообразно размещение под ними или вдоль них гаражей - стоянок, как временного, так и постоянного хранения.

С эксплуатационной точки зрения подземная автостоянка, организованная непосредственно под проезжей частью улицы или площади - очень удобна. Однако, ее устройство непосредственно под проезжей частью, рассчитанной на движение всех видов городского наземного транспорта, приводит к большим дополнительным затратам на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти затраты более оправданы при наличии не одного, а нескольких подземных ярусов. С другой стороны, при увеличении числа подземных ярусов более двух, резко увеличиваются затраты, связанные с условиями производства работ. Следует также учитывать, что при размещении автостоянки под проезжей частью устройство въездных и выездных рамп не должно приводить к местному снижению пропускной способности последней.

Недостаточно реализовано в г. Москве размещение автостоянок в подходах к городским мостам или совмещение их с транспортными развязками в нескольких уровнях. Такое решение целесообразно, если въезд машин на стоянку и выезд возможен без задержки основного транспортного потока. Под подходами к городским мостам можно встраивать вместо земляной насыпи автостоянки вместимостью порядка 100 мест с каждой стороны моста, располагая их в два уровня. Обычная высота подходов к мосту (определяемая минимальным подмостовым габаритом для проезда транспорта - 4,5 метра), небольшие уклоны проезжей части (обычно 0,5 %) и значительная ее ширина (14 метров и более) позволяют получить длину стоянки в нижнем ярусе до 60-ти метров и в верхнем до 30-ти метров.

Особое значение организация хранения автомобилей под транспортными магистралями, мостами и транспортными развязками приобретает при проектировании и строительстве новой кольцевой дороги в г. Москве.

1.2. Длительность хранения.

В практике гаражного строительства для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в г. Москве активно реализуются гаражи - стоянки постоянного, временного и сезонного хранения.

Постоянное (круглосуточное) хранение индивидуальных автомобилей должно быть организованно у мест постоянного проживания владельцев в пешеходной доступности. При проектировании гаражей - стоянок для постоянного хранения необходимо определить количество и класс индивидуальных автомобилей, принадлежащих будущим владельцам машино-мест, что позволит более точно выбрать вместимость, условия хранения, параметры основных элементов объемно-планировочной структуры проектируемого гаража - стоянки.

Гаражи - стоянки для временного хранения, как правило, размещаются у мест массового посещения. В гаражах этого типа необходимо обеспечение облегченных условий въезда и постановки автомобиля на стоянку и быстрого и беспрепятственного выезда. Кроме того, в гаражах-стоянках временного хранения необходимо предусматривать возможность размещения разномарочных и разногабаритных машин.

Сезонное хранение предусматривается в пунктах сезонной эксплуатации, например, у объектов летнего или зимнего отдыха или же для тех автомобилей, которые не имеют постоянных мест хранения, не используются круглогодично и в течение холодного времени года могут содержаться на специальных базах консервации, преимущественно в коммунально-складских зонах.

1.3. Размещение относительно объектов другого назначения и уровня земли.

По размещению относительно объектов другого назначения гаражи - стоянки подразделяются на:

Отдельно стоящие;

Встроенные;

Пристроенные;

Комбинированные.

По отношению уровня основных помещений гаража - стоянки к средней отметке поверхности земли различают: надземные, подземные, полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются гаражи - стоянки, полностью заглубленные в грунт, полуподземными - пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м.

Отдельно стоящие гаражи - стоянки проектируют надземными, надземно-подземными и подземными.

При определении размеров земельного участка отдельно стоящего гаража - стоянки необходимо руководствоваться таблицей 2 Приложения 3 МГСН 1.01-97.

При проектировании отдельно расположенных гаражей - стоянок необходимо учитывать действующие нормативы, регламентирующие расстояния от собственно гаража - стоянки, вентиляционных шахт, въездов в гаражи и выездов из них до объектов застройки другого назначения. (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97).

Отдельно стоящие подземные и полуподземные гаражи - стоянки могут быть размещены под площадями, мостами, транспортными развязками, улицами, скверами, спортивными и спортивно-игровыми площадками, дворовыми территориями и т.д.

Расстояния от подземных и полуподземных (без окон) гаражей до жилых домов, гостиниц, общественных и административных зданий в нормативных документах не лимитируются. Однако при этом сохраняются определенные размеры санитарных разрывов от мест выделений вредных выбросов и источников шума.

Расстояние от подземного или надземного механизированного или автоматизированного гаража - стоянки до объектов другого назначения не лимитируется при условии обеспечения шумо- и виброзащиты.

Пристроенные гаражи - стоянки временного или постоянного хранения, могут быть также надземными, надземно-подземными и подземными. Надземные гаражи - стоянки пристраивают к торцам жилых и общественных зданий, не имеющим оконных проемов. При этом размещение въездов - выездов в гараж - стоянку, вентиляционных шахт, светопроемов проектируют также в соответствии с таблицей 1 Приложения 3 МГСН 1.01-97.

Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи допускается размещать в подземных, цокольных и первых этажах многоэтажных общественных зданий. В жилых домах гаражи - стоянки должны, как правило, устраиваться подземными. При этом этаж над гаражом проектируют техническим, нежилым или незастроенным.

В последние годы при строительстве новых жилых районов встроенные гаражи - стоянки размещаются в первых надземных этажах с организацией въездов с противоположной стороны от входов в здание.

Вместимость и этажность гаражей этого типа определяется по согласованию с органами государственного санитарного надзора г. Москвы с учетом особенностей основного здания.

Размещение гаражей - стоянок под зданиями детских дошкольных и школьных учреждений, детских домов, домов - интернатов, стационарных лечебных учреждений не допускается.

Организация гаражей - стоянок под жилыми зданиями наиболее полно удовлетворяет требованиям удобства их эксплуатации для автовладельцев, ежедневно использующих свои машины, при этом остаются свободными дворовые территории. Вместе с тем, приспособление для этих целей подвалов под жилыми зданиями, распространенных массовых серий, конструктивные схемы и параметры конструктивных элементов которых не совместимы с параметрами помещений хранения автомобилей, - затруднено. Достаточно сложно решается проблема устройства въездов и выездов, изолированных от входов и окон жилых домов.

Наиболее органично гаражи - стоянки размещаются в подвалах, первых и цокольных этажах жилых каркасных зданий при условии использования сеток колонн, являющихся оптимальными для организации помещений хранения автомобилей.

Кратковременные стоянки в подвальных и цокольных этажах общественных зданий (административных, культурных, торговых и тому подобных центров) принципиально себя оправдывают. Однако эти стоянки также требуют индивидуальных объемно-планировочных и конструктивных решений, приемлемых для основного здания и подземной автостоянки.

Применение подземных гаражей - стоянок в г. Москве обусловлено необходимостью экономии дефицитных и дорогих городских территорий, и максимального сохранения и пространственного разуплотнения сложившейся застройки, возрастающими требованиями охраны окружающей среды от шума двигателей и вредностей, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.

Сдерживает широкое применение подземных гаражей - стоянок для хранения индивидуальных автомобилей их дороговизна. Стоимость машино-места в подземных гаражах - стоянках в 2 ÷ 2,5 раза выше стоимости машино-места в надземных. Дороговизна подземных гаражей - стоянок и удобство их эксплуатации в значительной мере зависят от стоимости и качества гидроизоляционных работ. В последние годы в российской строительной практике применяются новые эффективные добавки, резко повышающие плотность бетона, новые гидроизоляционные материалы и технологии, что приводит к улучшению качества и снижению стоимости гидроизоляционных работ.

1.4. Этажность.

По этажности гаражи - стоянки могут быть одноэтажными и многоэтажными.

В Постановлении правительства Москвы от 14 декабря 1993 г № 1140 указывается, что одноэтажные гаражи - стоянки могут строиться в исключительных случаях, когда невозможно никакое другое строительство.

Отвод земли под строительство одноэтажных гаражей - стоянок в Москве прекращен Постановлением правительства Москвы от 18 апреля 1995 года № 318 п. 3.5.

В настоящее время разработаны и осуществляются решения, позволяющие превращать одноэтажную боксовую застройку в двух - трех этажные комплексы, отвечающие современным градостроительным требованиям. Такой метод позволяет значительно увеличить вместимость уже существующих одноэтажных автостоянок, благоустроить их территории, значительно повысить уровень архитектурного решения застройки.

С учетом сложившейся в городе ситуации приоритетной задачей становится строительство многоэтажных гаражей - стоянок, наиболее экономично использующих городскую территорию и органично вписывающихся в архитектурную среду многоэтажной городской застройки.

В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.01-94*, надземные рамповые и механизированные гаражи - стоянки могут проектироваться высотой не более 9-ти этажей, подземные - не более 5-ти подземных этажей. При увеличении этажности необходимо согласование с органами государственного пожарного надзора.

При проектировании автоматизированных гаражей - стоянок количество надземных и подземных ярусов хранения не ограничивается.

В многоэтажных гаражах - стоянках рампового типа с 3-мя и более подземными или с 5-ю и более надземными этажами необходимо предусматривать лифт для подъема пожарных подразделений.

При проектировании многоэтажных гаражей - стоянок необходимо учитывать, что повышение этажности более 5 ÷ 6-ти этажей (ярусов подъема) может приводить к большой утомляемости водителя при движении по рампе.

1.5. Способ междуэтажного перемещения.

По способу междуэтажного перемещения гаражи - стоянки классифицируются на рамповые, механизированные и автоматизированные. В рамповых гаражах - стоянках перемещение автомобиля осуществляется собственным ходом по рампе, в механизированных - с помощью лифтовых подъемников различного типа. В автоматизированных гаражах - стоянках автомобиль от въезда до места хранения доставляется при помощи различного рода механизмов и устройств без участия водителя и запуска двигателя.

Рамповые и полумеханизированные (при устройстве рампы и грузового лифта) гаражи - стоянки наиболее часто используются для постоянного или сезонного хранения индивидуальных автомобилей, а механизированные и автоматизированные - для временного. Последние, как правило, сооружаются в условиях затесненной городской застройки.

Сложное и дорогостоящее оборудование механизированных и автоматизированных гаражей - стоянок, рассчитанных на частое использование автомобиля владельцем, пока не оправдывает эффекта, получаемого от механизации и автоматизации. Практика эксплуатации гаражей - стоянок, оборудованных лифтами и работающих в условиях массового въезда и выезда автомобилей, показывает, что один лифт может обслужить не более 100 машино-мест в многоэтажном гараже. При этом требуется устройство перед въездом в лифт специальной накопительной площадки или закрытого помещения достаточно больших размеров для временного отстоя неравномерно прибывающих автомобилей, что в значительной степени снижает эффект экономии земли за счет отказа от рамп.

Разновидностью рамповых гаражей являются, так называемые, «скатные стоянки», в которых роль рампы выполняют наклонные перекрытия (уклон 6 %). Основными недостатками гаража - стоянки с наклонными перекрытиями являются усложнение конструктивного решения и удлинение пути движения автомобиля внутри здания до места хранения.

1.6. Организация хранения.

По организации хранения различают гаражи - стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.

Более экономичным является манежное хранение. Боксовый тип хранения по сравнению с манежным приводит, при прочих равных условиях, к увеличению общей площади гаража - стоянки, усложнению противопожарных мероприятий и инженерных систем, в том числе, приточно-вытяжной вентиляции и дымоудаления. Значительно увеличивается расход материалов, в частности, на сооружение межбоксовых перегородок и въездных ворот в бокс. Все это приводит к увеличению себестоимости машино-места в гараже - стоянке боксового типа по сравнению с манежным примерно в 1,5 раза.

Несмотря на это, опыт проектирования, строительства и реализации гаражей - стоянок показывает, что потенциальный владелец машино-места отдает предпочтение боксовому хранению.

Наиболее удачным с точки зрения удовлетворения покупательского спроса является сооружение гаражей - стоянок, в которых представлены манежная и боксовая организации хранения (как правило, на различных этажах). Такое решение позволяет при продаже дифференцировать стоимость машино-мест в гараже - стоянке, что в значительной мере облегчает их реализацию.

1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения.

В зависимости от типа ограждающих конструкций различают открытые и закрытые многоэтажные гаражи - стоянки, по условиям хранения - отапливаемые, не отапливаемые и комбинированные.

Закрытые гаражи - стоянки имеют глухие или с включением светопроемов наружные ограждения. В них может быть организовано манежное и боксовое хранение автомобилей. Закрытые гаражи - стоянки проектируют отапливаемыми с температурой воздуха в помещениях не ниже +5 °С, неотапливаемыми и комбинированными.

Рампы в закрытых гаражах - стоянках обязательно изолируют от зоны хранения.

В открытых гаражах - стоянках наружные стены полностью или частично отсутствуют. В качестве ограждений могут быть использованы различные решетки, натянутые тросы, высокие парапеты (не более 1 м.) и т.п. В таких зданиях обеспечивается естественный приток воздуха, поперечное проветривание, полностью исключаются (при ширине здания до 72 метров) или значительно сокращаются системы вентиляции и дымоудаления, в дневное время не требуется электрическое освещение. За счет упрощения или исключения систем вентиляции и дымоудаления для открытых гаражей - стоянок целесообразно снижение высоты этажа до 2,8 ÷ 2,5 метра.

В гаражах - стоянках этого типа может быть организовано только манежное хранение автомобилей. В отдельных случаях, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, разрешается организация боксового хранения с сетчатыми ограждениями боксов.

Рампы в открытых гаражах - стоянках разрешается проектировать неизолированными, возможно устройство аппарелей.

1.8. Применение различных типов гаражей - стоянок.

Выбор типа гаража - стоянки в условиях крупного города связан с необходимостью учета разнообразных, иногда противоречивых требований: градостроительных, транспортных, санитарно - гигиенических, эксплуатационных и экономических.

При выборе типа гаража - стоянки, как указывалось выше, целесообразно проведение маркетингового анализа потребности в местах хранения, покупательной способности жителей и характеристики имеющегося в наличии парка индивидуальных легковых автомобилей.

Опыт показывает, что наиболее востребованы сегодня следующие типы многоэтажных гаражей - стоянок:

Надземные открытые рамповые с манежным хранением;

Надземные закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с манежным хранением;

Закрытые отапливаемые или не отапливаемые рамповые с боксовым хранением;

Подземные различной этажности;

Комбинированные;

Реже, несмотря на их экономичность, строят «скатные стоянки». Не нашли достаточно широкого применения полностью механизированные и автоматизированные гаражи - стоянки.

Наиболее дешевыми из перечисленных выше типов многоэтажных рамповых гаражей - стоянок являются открытые со смещенными на высоту половины этажа перекрытиями и полурампами (аппарелями).

Практика показывает, что, с точки зрения реализации, наиболее эффективны комбинированные решения многоэтажных гаражей - стоянок, в которых совмещаются боксовые и манежные, отапливаемые и не отапливаемые зоны хранения. Наиболее рационально совмещение разных по указанным характеристикам зон хранения по вертикали, например:

Подземный этаж (или этажи) - отапливаемый, манежный;

1 - 2 этажи - отапливаемые, боксовые;

3 - 5 этажи - закрытые, не отапливаемые, боксовые;

5 этаж и выше - открытые, манежные.

В этом случае в одном здании гаража - стоянки возможно обеспечение различных условий хранения в зависимости от желания и финансовых возможностей жителей близлежащего жилого района.

Наряду с перечисленным выше, актуально строительство:

Дворовых мини - гаражей, как правило, подземных, подземно-надземных и надземных двухэтажных;

Надстраиваемых двух или многоэтажных гаражей - стоянок над открытыми автостоянками и одноэтажными боксовыми гаражами;

Подземных двух и многоэтажных гаражей - стоянок под площадями, транспортными развязками, мостами, транспортными магистралями;

Встроенных гаражей - стоянок в объекты другого назначения.

2. Генеральный план.

Размещение здания гаража - стоянки на отведенном участке и проектирование генерального плана основаны на решении следующих основных задач:

Максимальное использование участка в пределах землеотвода;

Учет градостроительной ситуации района строительства;

Рациональная организация въездов и выездов на территорию с учетом схемы движения городского транспорта на прилегающих улицах и проездах;

Учет планировочных ограничений и санитарно-гигиенических разрывов;

Организация рельефа участка, способствующая сбору и очистке поверхностного стока;

Благоустройство и озеленение отведенной территории.

Эффективность проектного решения генерального плана определяется значением коэффициента использования К3, характеризуемого отношением площади застройки здания к общей площади отведенного под строительство участка. Увеличение численного значения указанного коэффициента свидетельствует о рациональном использовании территории.

При размещении здания гаража - стоянки в пределах землеотвода необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, регламентирующих расстояния от проектируемого здания до объектов окружающей застройки (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97). Основные нормативные расстояния приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объекты, до которых исчисляется расстояние Расстояние, м
Открытые автостоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью, машино-мест Надземные и комбинированные гаражи - стоянки рампового типа
10 и менее 11 ÷ 50 51 ÷ 100 101 ÷ 300 свыше 300
Фасады жилых домов устанавливается по согласованию с органами государственного санитарного надзора
Торцы жилых домов Не лимитируется при устройстве гаража в габаритах здания и обеспечении вибро- и шумозащиты
Торцы жилых домов с окнами
Школы, детские учреждения *
Лечебные учреждения стационарного типа * * *

* - устанавливается по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Расстояния от гаражей стоянок и открытых автостоянок принимать:

До границ участков школ, детских учреждений, лечебно-профилактических учреждений стационарного типа;

До окон жилых домов.

Указанные расстояния допускается сокращать на 25 % при соблюдении следующих требований: отсутствие в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых домов.

На жилой территории не допускается размещение многоэтажных гаражей - стоянок без наружного ограждения. Расстояние от многоэтажных гаражей - стоянок без наружного ограждения до других объектов принимаются как для открытых площадок.

Въезды в подземные гаражи - стоянки и выезды из них, а также вытяжные оголовки вентиляционных шахт должны быть удалены: от окон жилых домов, общественных зданий и участков школ, детских яслей - садов и лечебных учреждений не менее чем на 15 метров. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются.

К планировочным ограничениям, учитываемым при разработке генерального плана, относятся расстояния от здания гаража - стоянки до проходящих по территории трасс подземных коммуникаций, размеры которых определяются по действующим нормативным документам и уточняются при согласовании землеотвода владельцами подземных сетей.

Организация генерального плана должна предусматривать устройство не менее двух рассредоточенных въездов и пожарного проезда, обеспечивающего беспрепятственный доступ передвижных средств пожарной техники к зданию, а также наличие пожарных гидрантов (3 струи) на расстояние не более 150 метров от возможной точки возникновения пожара.

Удобство и безопасность эксплуатации гаража - стоянки с учетом режима использования в значительной степени зависят от рациональной организации въездов и выездов автомобилей на территорию и в здание. Их число и размещение по отношению к ближайшим городским улицам и необходимость устройства накопительной площадки определяются согласно архитектурно-планировочному заданию с учетом градостроительной ситуации и транспортной схемы в районе строительства, а также требований нормативных документов.

Для малых по вместимости гаражей - стоянок (до 100 м/м) возможно устройство одного выезда с территории, для средних и крупных (более 100 и более 500 включительно) предусматривается не менее двух въездов - выездов.

С точки зрения режима использования, гаражи - стоянки постоянного хранения характеризуются ярко выраженными пиками интенсивности въездов и выездов автомобилей в утренние и вечерние часы. В гаражах - стоянках кратковременного хранения въезды и выезды относительно равномерно распределены в течение всего дня. В последние годы в г. Москве, в связи с ростом парка легковых автомобилей, резко повысилась интенсивность эксплуатации гаражей - стоянок, в том числе, в зимнее время года.

В таблице 2 приведены ориентировочные показатели режимов въездов - выездов для гаражей - стоянок постоянного и временного хранения автомобилей (Таблица 5. Пособие к МГСН 5.01-94*. Выпуск 1).

Показатели режимов въездов - выездов.

Таблица 2

Показатели Гаражи - стоянки
Постоянного хранения Кратковременного хранения
Отдельно стоящие Встроенные под жилыми зданиями При офисах Общего назначения
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест.
То же одновременно въездов. -
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест в стоянке в холодный период года (при отрицательных температурах).
То же одновременно въездов. -
Общий разбор автомобилей в наиболее напряженные сутки в % от общего количества машино-мест в стоянке.

Въезды и выезды с территории или непосредственно из зданий гаража - стоянки должны обеспечиваться хорошим обзором и располагаться так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.

Въездная и выездная полосы должны иметь ширину не менее 3 м. На кривых участках ширина полосы увеличивается до 3,5 м.

Количество въездных и выездных полос определяется по пропускной способности контрольного пункта, которая составляет:

При ручном контроле - на въезде - до 500 авт./час;

На выезде - до 400 авт./час;

При автоматическом контроле - на въезде - до 450 авт./час;

На выезде - до 360 авт./час;

При кассовой оплате при въезде - до 200 авт./час.

Общее количество полос на въезде и выезде рекомендуется не менее двух.

Проем ворот для въезда и выезда автомобилей на территорию и в здание следует принимать с учетом следующих габаритов приближения:

При организации рельефа и благоустройстве территории гаража - стоянки необходимо предусматривать возможность сбора и отвода ливневых вод поверхностного стока в локальные очистные сооружения, входящие в комплекс гаража - стоянки, с последующим сбросом в сеть городской ливневой канализации.

Очистные сооружения поверхностного стока могут размещаться в здании или на территории гаража - стоянки.

3. Объемно-планировочные решения. Элементы объемно-планировочной структуры и их параметры.

Объемно-планировочное решение гаража - стоянки, прежде всего, базируется на выполнении основных технологических требований, т.е. должно обеспечивать удобное хранение, безопасные и быстрые въезд - выезд и перемещение внутри гаража, возможность осуществления технического осмотра, мелкого ремонта и мойки автомобиля.

При разработке объемно-планировочного решения необходимо руководствоваться следующими основными задачами:

Максимальное использование площади отведенного для строительства участка;

Удобство хранения;

Безопасность, удобство и минимальный расход времени на перемещение автомобиля внутри гаража;

Минимальные затраты на эксплуатацию;

Минимальный удельный показатель, характеризуемый отношением общей площади гаража - стоянки к его вместимости;

Низкая стоимость машино-места.

Вместимость, тип, этажность, эксплуатационные характеристики, конструктивное решение, применяемые материалы и изделия определяются в задании на разработку проектной документации и уточняются при проектировании.

Для рамповых гаражей - стоянок на начальной стадии проектирования при определении основных характеристик необходимо выбирать пограничные значения (по верхней границе), характеризуемые взаимосвязью трех основных показателей: вместимости, этажности и типа применяемой рампы.

С этой целью составлена таблица 3, в которой приведены наиболее эффективные по расходу общей площади на одно машино-место сочетания характеристик: вместимости, этажности и применяемой рампы, а также габариты плана, поэтажная и общая площадь зоны хранения.

Габариты плана этажа и площади рассчитаны для минимальных габаритов машино-места при манежном хранении с прямоугольной схемой расстановки автомобилей среднего класса. Таблица 3 составлена в соответствии с требованиями п.п. 2.10, 2.12 ВСН 01-89.

Таблица 3

Эффективные сочетания характеристик объемно-планировочных решений.

К предприятиям по обслуживанию автомобилей относятся:

Сооружения для хранения автомобилей (гаражи и стоянки);

Сооружения для обслуживания автомобилей (мойки, автозаправочные станции, станции технического обслуживания).

Гараж для автомобилей – здание, включающее в свой состав четыре группы помещений:

1 – автостоянку;

2 – производственно-складские помещения (помещения технического ремонта, технического обслуживания, мойку, шиномонтаж, склад лакокрасочных материалов и т.д.);

3 – административно-бытовые помещения (гардеробные для хранения одежды водителей, душевые, санитарные блоки, столовую или буфет, кабинеты администрации);

4 – помещения инженерного обслуживания и служб эксплуатации (вентиляционные камеры, насосные камеры пажаротушения, узлы ввода водопровода).

Гаражи и стоянки классифицируются в зависимости от различных признаков:

В зависимости от ограждающих конструкций: закрытые и открытые;

По отношению к поверхности земли: подземные и надземные;

По устройствам перемещения автомобилей между этажами: рамповые и механизированные;

По внутренней планировке зоны хранения автомобилей: боксового и манежного типов;

По типу хранения: постоянные и временные.

Надземная автостоянка закрытого типа – автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.

Подземная автостоянка – помещение, связанное с хранением автомобилей в подвальном этаже, а также в цокольном этаже с отметкой верха перекрытия не выше 2 м от уровня планировочной отметки земли.

Автостоянка открытого типа – автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности.

Автостоянки с пандусами (рампами) – автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от уровня земли и на ее уровень.

Механизированная автостоянка – автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами, (без участия водителей).

Размещение гаражей и автомобильных стоянок на участке. Требования к генплану.

Гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения автомобилей предусматриваются на селитебных и прилегающих к ним промышленных территориях из расчета не менее 90 % расчетного числа индивидуальных автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м. Открытые стоянки для временного хранения автомобилей предусматриваются около объектов периодического или эпизодического посещения и выполняются из расчета не менее чем на 70% расчетного парка легковых автомобилей.

Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от этажности на одно машино-место, м2: 1-этажные гаражи – 30; 2-этажные – 20; 3-этажные – 14; 4-этажные – 12; 5-этажные – 10.

Наименьшее расстояние от въезда в гаражи до перекрестков магистральных улиц – 50 м, улиц местного значения – 20 м, остановок пассажирского транспорта – 30 м.

Размещение подземных автостоянок допускается на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.). Въезды в подземные гаражи легковых автомобилей должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков школ, детских садов и больниц не менее чем на 15 м. Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таб. 1.

Таблица 1

Доскональное изучение градостроительной ситуации – первый и очень важный этап в решении любой архитектурной задачи. Паркинг – промышленное сооружение, со своей, на первый взгляд, узкой функцией, но он должен нести и эстетические качества, более того архитектурным и объемно – пространственным решением этот объект должен не только вписываться но и преобразовать городскую среду.

4. Особенности функционально – технологического процесса и объемно – планировочные решения многоэтажных автостоянок.

Автостоянки могут размещаться ниже или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем наполовину высоты помещений.

Автостоянки разрешается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости, за исключением детских дошкольных учреждений, школ и лечебно-профилактических учреждений.

Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные – не более 5 подземных этажей.

В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и лифты для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации. При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и технического ремонта, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку, а высота этих помещений должна быть не менее 2,8 м.

В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).

Количество рамп и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах кроме первого (для подземных стоянок – на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

Как правило, тип и количество рамп могут приниматься при количестве автомобилей:

до 100 – одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;

до 1000 – одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;

свыше 1000 – две двухпутные рампы.

Подземные стоянки и паркинги строятся только в составе жилых и общественных комплексов, привлекая клиентов за счет сервиса. Однако, мы с вами должны четко осознавать, что время идет вперед и качество среды неизбежно потребует видоизменений.

Стоянки автотранспорта можно разделить на 5 категорий: 1 - свыше 100 автомобилей; 2 – от 51 до 100; 3 – 26 – 50; 4 – до 25; 5 – до 10. В стоянках 1 - 3 категорий предусматривают весь комплекс вспомогательных, бытовых и административно-хозяйственных помещений. Хранить автомобили можно в отапливаемых и не отапливаемых сооружениях, а также под навесами.

В состав подобного рода сооружений входят основные зоны: зона хранения автомобилей; обслуживания и ремонта; вспомогательные и подсобные помещения; санитарно-бытовое обслуживание; административные и культурно-бытовые помещения.

Стоянки должны иметь свободное пространство и гибкую планировку, позволяющую периодически изменять технологическую схему.

В секторе обслуживания и ремонта автомобилей предусматривают места для мойки, осмотра, смазки и ремонта. Планировочное решение должно учитывать специальное оборудование для подъема, зарядки аккумуляторов, шиномонтажа. Число ремонтных постов зависит от количества и типа подвижного состава.

Вертикальный транспорт в многоэтажных гаражах оборудуют электрическими подъемниками или обеспечивают въезд машин по наклонным рампам. Рампы устраивают однопутные, с одной полосой движения и двухпутные.

Ширина проезжей части устанавливается по нормам. Для обеспечения безопасности по сторонам проезжей части рампы устраивают барьеры. Пропускная способность одной полосы движения рампы рассчитывается по специальной методике и в среднем составляет 400 автомобилей в 1 час.

Лифты для подъема автомобилей делают наружными или внутренними. Они могут быть тупиковыми с односторонней загрузкой и проездными с двухсторонней загрузкой. На каждые 50 автомобилей предусматривают 1 лифт.

В подземных автостоянках предусматривают помещения только для хранения автомобилей, которые должны быть разделены несгораемыми стенами (в пределах огнестойкости не менее 1 часа) на секции для хранения в каждой из них не более 100 авт. с отдельным эвакуационным выходом из нее для людей. Для удаления дыма при пожаре предусматривают специальные шахты или окна в приямках при размещении ниже отметки земли.

Планировочные параметры помещений автостоянок. При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) основными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов. В таблице 2 приведены основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов (1 категории), наиболее часто встречающиеся в практике проектирования. К автомобилям 1 категории относятся автомобили, имеющие длину до 6 м и ширину – до 2,1 м.

Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры, в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР. При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреждения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).

Таблица 3

Примечание. При увеличении защитных зон автомобиля, приведенных в табл. 2 на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 м (но не более) ширина внутреннего проезда (табл. 4) может быть уменьшена на 0,15; 0,3; 0,45 и 0,6 м.

Ширина внутреннего проезда в помещениях хранения автомобилей и постах ТО и ТР, приведенная в табл. 4, определена с учетом рекомендуемого приближения движущегося автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к автомобилям на местах хранения.

Для условий, отличных от приведенных в табл. 2 и 3, необходимые при проектировании планировочные параметры проезда могут быть определены графическим путем при помощи шаблона (рис. 1).

Таблица 4

Шаблон изготавливается из прозрачного материала в масштабе чертежа, накладывается на него и вращается относительно оси О. При этом рекомендуется выполнять следующие условия: в помещениях хранения автомобилей у въезда на машино-место от строительных конструкций (оборудования) до въезжающего автомобиля должно оставаться не менее 0,2 м (защитная зона), а с противоположной стороны от въезда - не менее 0,7 м; на постах ТО и ТР соответственно - не менее 0,3 и 0,8 м.

Рис. 1. Шаблон для определения ширины проезда:

а - длина автомобиля; б – ширина автомобиля; е – задний свес; R – внешний габаритный радиус; g – рекомендуемое приближение автомобиля к конструкциям здания (оборудованию) при въезде; r – внутренний габаритный радиус (определяется в процессе построения шаблона); O – ось вращения шаблона.

Схемы расстановки автомобилей. На рис. 2 представлены наиболее распространенные планировочные типы автостоянок.

Рис. 2. Планировочные типы автостоянок:

а - манежный; б – боксовый; в – боксовый в закрытом помещении

На рис. 3 показано расположение мест хранения и внутренние проезды (с указанием их размеров) для автомобилей среднего класса при условии соблюдения минимальных расстояний приближения автомобилей друг к другу и к элементам строительных конструкций (оборудованию), приведенных в таблицах 2, 3 и 4. В помещении хранения автомобилей манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 м, при этом конструктивный шаг по проезду составит примерно 7,1 м.

Рис. 3. Примеры расстановки автомобилей:

а – расположение под углом 90 градусов; б– расположение под 60 градусов; в – расположение под углом 90 градусов (боксы в закрытом помещении); д – расположение под углом 45 градусов с двумя проездами.

При сравнении представленных на рис. 3 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S кв.м) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда (S=22,4 кв.м). Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблицами 2, 3, 4.

Для организации перемещения автомобилей по вертикали в многоэтажных автостоянках используются рампы и лифты.

Проектирование гаражей и автостоянок. Норма площади стоянки на один автомобиль. Ширина проездов. Ширина въездных ворот. Многоуровневые гаражи и автостоянки. Различные варианты расстановки машин на автостоянках. Сопоставление используемых площадей при хранении автомобилей в боксах и манежном. Высота этажей в многоэтажных гаражах. Гаражи с рампами. Типы рамп.

В соответствий с правилами устройства гаражей площадь малых гаражей составляет до 100 м2, средних гаражей - 100-1000 м2, больших гаражей - свыше 1000 м2.

Норма площади стоянки на один автомобиль:

при свободной (манежной) расстановке 2 х 5 м - 10 м2.

при хранении в боксах 2,85 х 6 м - 17,1 м2.

Объем здания на один автомобиль 40 - 50 м3.

Ширина проездов . При манежной расстановке ширина проездов в зависимости от типов автомобилей может составлять 3,8-7 м, при размещении автомобилей в боксах - 4-8 м. Увеличение площадей, требуемых при размещении автомобилей в боксах по сравнению с площадями при манежном хранении, показано на рис. 1.

Для обоих видов хранения автомобилей в гаражах оптимальным является расположение несущих опор 8,4 x 6м (рис, 1).

Расстояние опор от стен 5 м; такое же расстояние принимается при системе боксов «Пистор» с косо расположенными стенками (рис. 1) при равной ширине проездов.

Площадь, необходимая для стоянки одного автомобиля: при поперечном расположении (рис. 1 и 2) без боксов - около 20 м2, при хранении в боксах - около 25 м2: при расположении под углом 60° (рис. 4 и 9) без боксов - около 24 м2, в боксах - около 31,5 м2; при расстановке автомобилей под углом 45° (рис. 3) без боксов - около 24,3 м2, в боксах - около 37,5, м2 (при этой расстановке облегчается заезд автомобиля в бокс, выступы перегородок улучшают противопожарную защиту, но теряется много площади).

В больших гаражах въезды и выезды должны быть раздельными. Если это возможно по условиям организации движения и безопасности эксплуатации, то въезд и выезд следует располагать на разных сторонах гаража (рис. 9 - 13). Следует предусматривать места для временной установки автомобилей. При въездах и выездах следует устраивать повышенные тротуары для пешеходов.

Уклон наружных рамп (пандусов) - около 10% (рис. 10), уклон внутренних рамп - около 17%. Уклон коротких рамп и рамп с хорошим обзором не может превышать 20%. Рампы с уклоном 3 - 5% дают возможность свести к минимуму потери полезной площади.

Высота этажей в многоэтажных гаражах ≥ 2 м, в зоне боксов она может составлять 1,85 м и более. Высота первого этажа, как правило, больше, поскольку в большинстве случаев этот этаж используется для других надобностей.

Полезные нагрузки на перекрытия следует принимать по DIN 1055.

Гаражи располагают вблизи мест интенсивного транспортного движения (вокзалов, торговых центров, театров, кинотеатров, административных зданий, больших жилых домов и т. п.) на расстоянии не более пяти минут хода для владельцев автомобилей.

1. Целесообразная расстановка колонн при манежном хранении автомобилей и хранении в боксах.

2. Сопоставление используемых площадей при хранении автомобилей в боксах и манежном.

3. План гаража «Фальконе» в Париже.

4. План большого гаража фирмы «Сименс». Архитектор Х. Хертлейн.

5. Многоэтажный гараж с двухполостой винтовой рампой. Рим.

6. Поперечные рампы.

7. Продольные рампы.

8. Гараж на 2000 легковых автомобилей в г. Бостон с двухполосными рампами, обеспечивающими беспрепятственное движение.


9. Многоэтажный гараж на 140 автомобилей на каждом этаже. Архитекторы Лукхардт и Анкер. М 1: 2000.

10. Многоэтажный гараж в Дюссельдорфе. Автомобили въезжают на любой этаж по наружной рампе, на 1-м этаже - отделение обслуживания и ремонта. Архитектор Шнейдер.

11. Чем меньше радиус дуги рампы, тем больше ширина проезжей части.

12. Изменение уклона рамп: а) с устройством закруглений; б) простое, с промежуточными прямыми.

13. Двухветвевая винтовая рампа. Инженеры Кох и Кинцле.

14. Двухветвевая винтовая рампа.

Возможно устройство отдельных небольших гаражей, в которых два автомобиля с помощью подвижной платформы размещаются один над другим (рис 1). Для автомобиля с комбинированным пассажирско-грузовым кузовом отводится только нижнее место. Подъемная площадка приводится в движение электромотором, а при отсутствии электрического тока с помощью ручного насоса. Гараж на три легковых автомобиля (рис. 2), оснащенный подъемником и обслуживаемый с пульта управления привратником, может быть также составной частью многосекционного гаража, расположенного во дворе жилого дома, в комплексе многоэтажного гаража-стоянки. Величина полезной нагрузки на каждое место стоянки 2500 кг. Уклон на въезде и выезде из гаража не более 14%.

В системах, показанных на рис. 6, 8 и 9, предусмотрено размещение легковых автомобилей на передвижных площадках, движение которых регулируется с пульта управления, что дает возможность освобождать въезд. Передвижная автомобильная площадка (рис. 7) транспортирует легковой автомобиль по среднему проезду к месту стоянки, или же к подъемнику, или к месту выезда. Применение поддонов-стоянок, сдвигаемых в продольном или поперечном направлении, позволяет на 50 - 80% увеличить эффективность использования гаража (рис. 6 - 8).

Гаражи, полностью оснащенные подъемниками (рис. 10 - 11), дают возможность наиболее эффективно использовать площадь помещения. Управление осуществляет водитель автомобиля при въезде в гараж путем кодового включения. Такие полностью автоматизированные гаражи могут иметь до 20 этажей. При высоте до 10 этажей устанавливаются подъемники с гидравлическим приводом. Многоэтажные гаражи не рассчитаны на постоянное пребывание в них людей, в связи с чем высота этажей пониженная - 2,1 м. Необходимость в ряде строительных работ таких, как оштукатуривание и окраска, а также в устройство пассажирских лифтов, лестниц, оснащения отпадает, что снижает стоимость строительства в целом. Водители, пользующиеся такими гаражами, покидают автомобиль на первом этаже, после чего процессы заезда автомобиля на место стоянки и выезда из него происходят автоматически. Эта система позволяет наиболее эффективно использовать полезную площадь гаража, надежна в эксплуатации, почти бесшумна, не связана с выделением отработанных газов, безвредна для окружающей среды. Применение огнестойких конструкций не требуется. Каждый подъемник обслуживает от 40 до 80 легковых автомобилей. Время, затрачиваемое на установку автомобиля на стоянку или на выезд из нее, составляет в среднем 1 - 2 мин. При очень узком земельном участке возможно «поперечное штабелирование» автомобилей, при котором продольные оси автомобилей параллельны продольной оси гаража (рис. 11).

1. Гараж для размещения двух машин в разных уровнях. Разрез и план.

2. Секция гаража, оснащённая подъёмником для размещения трёх машин на трёх ярусах. Разрез и план.


3. Механизированный гараж (фирма «Круп»). При 30 боксах – общая длина около 33 м; при 50 – около 55 метров; при 60 – около 66 м.

4. Двухэтажный гараж из сборных конструкций.

5. Многоэтажный гараж – башня с поворотным автоматически действующим подъёмником.

6. Площадки для паркования автомобилей.

7. Передвижные площадки для паркования автомобилей.

8. Автоматически передвигаемые поддоны для паркования автомобилей (см. рис. 9).

9. Автоматически передвигаемые поддоны для паркования автомобилей. Расстановка в продольном направлении. Слева: основная расстановка поддонов; справа - в рядах 1 и 2 - разрыв для въезда в ряд 3.

10. Автоматизированный многоэтажный гараж с подъёмниками (см. рис. 11).

11. Поперечное штабелирование (продольная ось автомобиля параллельна продольной оси гаража).

Паркование автомобилей по обеим сторонам рампы с небольшим уклоном (рис. 1) порядка 5 - 6,5% при ширине проезжей части рампы 7,5 м достаточно экономично, однако требует устройства длинных путей проезда и связано с помехами, присущими двухполосному движению. Глубина боксов, как обычно, 4,5 - 5 м. Тот же принцип применен в гаражах башенного типа с круглым или овальным очертанием в плане. Здесь уклон рампы составляет 3%, а ширина проезда достигает 7 м.

Ширина въездных ворот при раздельном въезде и выезде должна быть ≥ 2,4 м, при общем - 4,8 - 5 м; высота въездных ворот ≥ 2,7 м.

Гаражи с рампами позволяют достигать место стоянки по достаточно короткому пути, надежны в эксплуатации, обслуживаются малочисленным персоналом, обеспечивают быстрый пропуск автомобилей в здание и из него (1 автомобиль каждые 6 сек), но устройство рамп ведет к значительным потерям полезной площади.

Более эффективны решения, где автомобили с рампы попадают на этажи, смещенные по высоте относительно друг друга, исключительно интересно сооружение подземного гаража в г. Женева под руслом р. Роны с организацией въезда и выезда автомобилей в пределах территории, примыкающей к мосту, по кольцевым проездам, устроенным по обеим сторонам и вливающимся в поток движения по магистральной улице. В этом гараже устроена центрально размещенная рампа, с которой по мере ее понижения автомобили въезжают в боксы на разных этажах. При выезде из боксов автомобили, совершив требуемый объезд рампы но любому из этажей, попадают в расположенную слева от зоны въезда и отделенную от нее зону выезда. При этом отпадает необходимость в обслуживающем персонале!

При въезде в гараж у шлагбаума водитель получает из автомата квитанцию для оплаты. Покидая гараж, водитель вводит квитанцию в автомат, определяющий сумму оплаты. После опускания денег автомат выдает круглый жетон с отверстием; при введении этого жетона в автомат открывается шлагбаум на выезде (рис. 5 - 7).


1. Разрез и план многоэтажного гаража с въездными рампами.

2. Некоторые типы рамп при смещённых этажах, часто применяемые на практике (система Д’ Хами).

3. Смещённые уровни этажей.

4. Американский многоэтажный гараж с рампой системы Д’ Хами. М 1: 2000.

5. Генплан к рис. 7.

6. Разрез к рис. 7. Уровень высокой воды 372,5; меженный уровень воды 370,85.


7. План второго этажа со стоянкой для 372 автомобилей. Многоэтажный гараж под рекой Рона в г. Женева. Архитектор К. Цшокке.