Срок оплаты таможенных пошлин

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Статья 329 ТК устанавливает различные сроки такой уплаты. При ввозе он не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится в ином месте. При вывозе таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно - день принятия таможенной декларации на такие товары. При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения - день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, затаможенное сопровождение - до начала его фактического осуществления, за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Внесенные таким образом средства являются имуществом субъекта внешнеэкономической деятельности, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.

Авансовые платежи не являются таможенными по нескольким причинам: во-первых, данный вид таможенных платежей не предусмотрен нормами таможенного законодательства, в частности ст. 318 ТК; во-вторых, эти платежи не перечисляются в федеральный бюджет, их учет ве дется таможенным органом на отдельном субсчете; в-третьих, уплата платежей авансом есть лишь способ такой уплаты; в-четвертых, о расходовании авансовых платежей таможенный орган информирует плательщика. Авансовые платежи трансформируются в таможенные только тогда, когда плательщик распорядился денежными средствами путем подачи таможенной декларации либо подал заявление об их использовании108. Этот момент будет являться сроком уплаты таможенных платежей. Таким юбразом, аванс есть только форма уплаты таможенных платежей. ?

По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не^ позднее 30 дней со дня получения требования. В необходимом случае проводится совместная выверка расходования денежных средств. Ее результаты оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение такой уплаты в письменной форме. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Эти суммы затем переводятся на счет таможенных органов. Уплата таможенных платежей может осуществляться и посредством таможенной карты, представляющей собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика109.

Общее правило, установленное Налоговым кодексом РФ, гласит, іто обязанность по уплате налогов исполняется в валюте Российской [Федерации (п. 3 ст. 45). Частью 2 ст. 331 ТК закреплено право выбора кубъекга внешнеэкономической деятельности на уплату таможенных шатежей в альтернативной валютной форме.

Уплата таможенных платежей предполагает определение точного момента совершения указанного действия. Когда обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов можно считать исполненной? С учетом особенностей норм Таможенного кодекса РФ такая обязанность признается выполненной:

с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке; с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

В ст. 334 ТК приводится исчерпывающий перечень оснований изменения срока уплаты таможенных платежей:

причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета; перемещение скоропортящихся товаров;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям. Под отсрочкой уплаты обязательных платежей следует понимать изменение срока их уплаты с единовременной уплатой плательщиком суммы задолженности.

Рассрочка представляет собой установление дополнительного периода уплаты с поэтапным внесением плателыци- , ком сумм задолженности, при этом составляется график сроков час- 1 тичной уплаты таможенных платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении. і

Изменение срока уплаты таможенных платежей может предостав- і ляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного),

j банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения та- : ких мер - не допустить возможную неуплату и в конечном итоге - перечислить денежные средства в федеральный бюджет. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России, действующей в период отсрочки или рассрочки.

I Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица. В нем указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (от одного до шести месяцев). Причины отказа указываются в решении.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, атак- же при возбуждении процедуры банкротства.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам относятся также ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ России, Іействующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК). Пени уплачиваются Іомимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Срок уплаты пени - одновременно с уплатой сумм таможенных ШаТежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой оплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня Обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный ор- *н обязан представить плательщику требование. Оно представляет со- Ьй письменное извещение о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание производится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым.

При бесспорном взыскании решение об этом является основанием для направления в банк плательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. При отсутствии таких средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для свободного обращения; неизрасходованный остаток невостребованных сумм авансовых платежей: денежный залог или иное имущество плательщика, в том числе на наличные денежные средства.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, поданному, согласно ч. 2 ст. 355 ТК, в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого обстоятельства сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия по нему решения и собственно возврата не может превышать один месяц со дня подачи заявления заинтересованным лицом и представления необходимых документов. При нарушении таможенным органом указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки. Возврат денежных средсігв производится в валюте Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по желанию плательщика может производиться и в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он информирует плательщика в течение трех дней со дня осуществления зачета.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможенными органами) и суммы не индексируются.

Еще по теме § 6. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей:

  1. 6. Меры обеспечения уплаты таможенных платежей и их применение
  2. 9.1.9. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам
  3. § 8. Особенности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров физическими лицами
  4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК).

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право -

Распечатать

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации (статья 136) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ)

2. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.

4. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней (статья 349) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

6. Особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории Российской Федерации, и в других случаях определяются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ)

Содержание главы

Публикации в прессе:

7 апреля 2008

Оплата товара в иностранной валюте на условиях 100-процентной предоплаты

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Как отражаются в учете организации операции, связанные с ввозом на территорию РФ товаров, оплата которых произведена в иностранной валюте на условиях 100%-ной предварительной оплаты?

Организация оптовой торговли приобрела по контракту, заключенному с иностранным контрагентом, товар контрактной стоимостью 15 000 евро. Поставка товара осуществляется на условиях DDU. Право собственности на товар переходит к организации в момент оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Таможенная стоимость соответствует контрактной стоимости товара. Курс евро, установленный ЦБ РФ на дату перечисления предварительной оплаты (11.01.2008), составляет 35,9214 руб/евро, на дату оформления ГТД и уплаты таможенных платежей (28.01.2008) - 36,0714 руб/евро. В месяце приобретения весь товар реализован.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

2. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве - члене таможенного союза.

3. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

4. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

5. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами - членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств - членов таможенного союза.

6. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза.

7. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры (статьи 82, 83 ТК ТС). Изменение сроков уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения указанных сроков определяются международным договором государств - членов ТС. Основания и условия изменения сроков уплаты налогов определяются национальным законодательством каждого из трех государств. Статьей 79 ТК ТС, в качестве плательщиков, определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или национальным законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, оба кодекса не предусматривают возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.

Экзаменационный билет № 9

    Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие таможенного законодательства во времени и пространстве. По общему правилу для регулирования отношений в таможенной сфере применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом.

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера.

Действие нормативных актов, регулирующих таможенные правоотношения, по кругу лиц определяется их территориальным действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на таможенной территории

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.